Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ФИСКАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ'

АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ФИСКАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
теневая экономика / фискальная политика / налогообложение / коррупция / государственные расходы. / shadow economy / fiscal policy / taxation / corruption / government spending.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чоманов М., Сейитмяммедова А.

В данной статье рассматривается проблема теневой экономики, а также ее влияние на фискальную политику стран. Теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, которая не учитывается официальной статистикой, и она может иметь различные формы проявления. В статье анализируются причины возникновения теневой экономики и её негативные последствия для общества, такие как снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, снижение эффективности государственных расходов, усиление коррупции и социального неравенства. Также в статье предложены меры по снижению уровня теневой экономики для улучшения фискальной политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SHADOW ECONOMY AND ITS IMPACT ON THE COUNTRY'S FISCAL POLICY

This article examines the problem of the shadow economy, as well as its impact on the fiscal policy of countries. The shadow economy is an economic activity that is not taken into account by official statistics, and it can take different forms. The article analyzes the reasons for the emergence of the shadow economy and its negative consequences for society, such as a decrease in tax revenues to the state budget, a decrease in the efficiency of government spending, increased corruption and social inequality. The article also proposes measures to reduce the level of the shadow economy to improve the country's fiscal policy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ФИСКАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ»

УДК 338

Чоманов М.

Преподаватель,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

Сейитмяммедова А.

Преподаватель, Туркменский государственный институт финансов Туркменистан, г. Ашхабад

АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ФИСКАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема теневой экономики, а также ее влияние на фискальную политику стран. Теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, которая не учитывается официальной статистикой, и она может иметь различные формы проявления. В статье анализируются причины возникновения теневой экономики и её негативные последствия для общества, такие как снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, снижение эффективности государственных расходов, усиление коррупции и социального неравенства. Также в статье предложены меры по снижению уровня теневой экономики для улучшения фискальной политики страны.

Ключевые слова: теневая экономика, фискальная политика, налогообложение, коррупция, государственные расходы.

Теневая экономика является актуальной проблемой для большинства стран мира. Она представляет собой экономическую активность, которая не регистрируется официальными статистическими данными и, соответственно, не облагается налогами. В некоторых случаях теневая экономика может быть связана с незаконной деятельностью, такой как торговля наркотиками или оружием, но в большинстве случаев она связана с уклонением от уплаты налогов и другими формами нелегального бизнеса.

Теневая экономика, охватывающая всю неучтенную экономическую деятельность, существует в каждой стране. Хотя его точный размер трудно измерить, его присутствие существенно влияет на бюджетно-налоговую политику страны. В этой статье рассматриваются многогранные характеристики теневой экономики и исследуются сложные последствия, которые она имеет для государственных финансов.

Одним из наиболее непосредственных последствий теневой экономики является эрозия налоговой базы правительства. Предприятия и частные лица, действующие в тени, избегают уплаты налогов, что приводит к снижению собираемости доходов. Этот дефицит может подорвать способность правительства финансировать основные государственные услуги, которые лежат в основе благосостояния нации, такие как образование, здравоохранение и инфраструктура. Отсутствие этих услуг может еще больше задушить экономический рост, создавая порочный круг. Кроме того, теневая экономика создает несправедливое преимущество для тех, кто действует вне формальной системы. Законный бизнес, обремененный правилами и налогами, изо всех сил пытается конкурировать со своими коллегами, не облагаемыми налогами. Это препятствует формализации, еще больше затрудняет сбор налогов и увековечивает цикл.

Влияние теневой экономики выходит далеко за рамки налоговых поступлений. Отсутствие прозрачности, связанное с этой деятельностью, затрудняет правительству точный мониторинг экономической деятельности.

Это препятствует эффективному финансовому планированию и формулированию политики. Точные экономические данные имеют решающее значение для правительства, чтобы оценить эффективность существующей политики, определить области для улучшения и эффективно распределить ресурсы. Не имея четкого представления об истинном размере экономики, политики, по сути, действуют вслепую, потенциально проводя политику, которая усугубляет существующие проблемы или не решает их вообще. Более того, теневая экономика часто связана с незаконной деятельностью, такой как коррупция и организованная преступность. Такая деятельность искажает распределение ресурсов. Ресурсы, которые могли бы быть инвестированы в производительные сектора экономики, вместо этого перенаправляются на финансирование преступных предприятий. Это препятствует законному экономическому росту, ослабляет институты и подрывает доверие общества к правительству.

Несмотря на эти проблемы, правительства не бессильны. Они могут реализовать ряд стратегий по смягчению воздействия теневой экономики. Упрощение налоговых кодексов может облегчить навигацию в налоговой системе, уменьшая стимулы для уклонения бизнеса от налогов. Аналогичным образом, снижение бюрократического бремени, связанного с открытием и ведением бизнеса, может стимулировать предприятия к формализации своей деятельности. Кроме того, содействие финансовой инклюзивности путем расширения доступа к банковским услугам может привести людей, работающих в теневой экономике, основанной на наличных деньгах, в официальную финансовую систему. Это не только увеличит налоговые поступления, но и предоставит им доступ к финансовым продуктам и услугам, которые могут помочь им развивать свой бизнес.

Укрепление правоохранительной деятельности и развитие культуры соблюдения требований также являются важнейшими элементами борьбы с теневой экономикой. Правоохранительным органам необходимы ресурсы и

обучение для эффективного расследования и преследования деятельности в теневой экономике. Кроме того, просветительские кампании могут повысить осведомленность о негативных последствиях теневой экономики и пропагандировать преимущества участия в формальной экономике.

Теневая экономика, охватывающая несообщаемую экономическую деятельность, бросает тень на финансовое состояние страны. Понимание его характеристик и многогранных последствий имеет решающее значение для политиков, стремящихся смягчить его воздействие и обеспечить разумную налогово-бюджетную политику. Однако единого подхода для всех недостаточно. Вот более глубокий взгляд на сложности теневой экономики и ее взаимосвязь с налогово-бюджетной политикой.

Уклонение от уплаты налогов, когда предприятия и частные лица занижают доходы или скрывают операции, является наиболее широко признанной теневой деятельностью. Однако спектр шире. Необъявленная работа, часто встречающаяся в строительстве, бытовых услугах и экономике свободного заработка, предполагает работу за наличные, не сообщая об этом властям. Это не только лишает правительство налоговых поступлений, но также лишает работников социальных пособий и защиты. Пожалуй, наибольшую тревогу вызывает производство незаконных товаров и услуг, включая производство контрафактной продукции, незаконный оборот наркотиков и контрабанду. Эта деятельность не только искажает распределение ресурсов, но и подпитывает организованную преступность и препятствует законному экономическому росту.

Влияние теневой экономики существенно различается в разных странах. Развитые страны обычно имеют меньшую теневую экономику по отношению к ВВП по сравнению с развивающимися странами. Однако виды деятельности могут различаться. В развитых странах может наблюдаться более широкое использование налоговых убежищ корпорациями, использующими лазейки и слабое регулирование в оффшорных

юрисдикциях. С другой стороны, развивающиеся страны могут больше сталкиваться с неформальной деятельностью - деятельностью, которая технически легальна, но официально не зарегистрирована. Эта неформальность может быть вызвана такими факторами, как сложные правила, бюрократические препятствия или отсутствие доступа к официальным финансовым услугам.

Оценка размеров теневой экономики по своей сути является сложной задачей из-за ее тайного характера. Исследователи полагаются на косвенные методы, чтобы нарисовать картину. Подход, основанный на спросе на валюту, анализирует необъяснимый спрос на наличные, предполагая, что какая-то часть используется для незарегистрированных транзакций. Метод потребления электроэнергии сравнивает использование электроэнергии с официальной экономической деятельностью, при этом расхождения предполагают теневую деятельность. Обследования рабочей силы, в которых фиксируются данные о рабочем времени, также могут дать ценную информацию. Однако каждый метод имеет ограничения. Подход, основанный на спросе на валюту, чувствителен к таким факторам, как изменения в платежном поведении, в то время как метод потребления электроэнергии может не учитывать энергоэффективные технологии. Обследования рабочей силы могут быть подвержены предвзятости в занижении данных.

Правительства могут стимулировать бизнес к формализации, предлагая налоговые льготы, оптимизируя процессы регистрации и предоставляя работникам доступ к кредитам и пособиям по социальному обеспечению. Это не только увеличивает налоговые поступления, но и обеспечивает работникам систему социальной защиты. Кроме того, развитие культуры предпринимательства и финансовой грамотности может побудить людей действовать в рамках формальной системы. Это может включать упрощение налоговых кодексов, снижение нормативного бремени и проведение

программ обучения по финансовому менеджменту и соблюдению требований.

Теневая экономика процветает за счет международных связей. Налоговые убежища со слабыми правилами и законами о секретности предоставляют убежище корпорациям и частным лицам, стремящимся избежать налогов. Трансграничное отмывание денег может еще больше затруднить национальные усилия по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Сотрудничество между странами в области обмена информацией, скоординированного налогового регулирования и борьбы с уклонением от уплаты налогов в офшорах имеет решающее значение. Международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), играют жизненно важную роль в содействии такому сотрудничеству и продвижении передового опыта.

Технологии могут стать мощным инструментом смягчения последствий теневой экономики. Внедрение систем электронного выставления счетов и цифрового налогового администрирования может повысить эффективность сбора налогов и сократить возможности для уклонения от уплаты налогов. Кроме того, содействие финансовой доступности через цифровые платежные платформы может препятствовать осуществлению операций с использованием наличных денег, часто связанных с теневой экономикой. Системы цифровой идентификации также могут упростить регистрацию бизнеса и снизить административную нагрузку, связанную с формализацией.

В заключение отметим, что теневая экономика представляет собой серьезную проблему для разработчиков налогово-бюджетной политики. Понимая его характеристики и последствия, правительства могут разработать целевые меры, чтобы уменьшить его размер и защитить целостность своей налогово-бюджетной политики. Многосторонний подход, включающий налоговую реформу, оптимизацию регулирования, меры по борьбе с

коррупцией и инициативы по расширению финансовой доступности, имеет решающее значение для обеспечения равных условий для законного бизнеса, устойчивого потока доходов для правительства и, в конечном итоге, более процветающего и справедливое общество. Только благодаря таким усилиям можно рассеять тени, что позволит процветать прозрачной и здоровой экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кормишкин Е. Д. Теневая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Овчинников Г. П., Кормишкина Л. А. Теневая и неформальная экономика: учебное пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.

3. Теневая экономика в России: анализ и моделирование / Под ред. А. Е. Суринова. - М: Финансы и статистика, 2011.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5. Сидоров В. А., Чувилов А. В. Теневое и неформальное производство в России. - СПб: Нестор-История, 2013.

Chomanov M.

Lecturer,

Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

Seyitmammedova A.

Lecturer, Turkmen State Institute of Finance Turkmenistan, Ashgabat

ANALYSIS OF THE SHADOW ECONOMY AND ITS IMPACT ON THE

COUNTRY'S FISCAL POLICY

Abstract: This article examines the problem of the shadow economy, as well as its impact on the fiscal policy of countries. The shadow economy is an economic activity that is not taken into account by official statistics, and it can take different forms. The article analyzes the reasons for the emergence of the shadow economy and its negative consequences for society, such as a decrease in tax revenues to the state budget, a decrease in the efficiency of government spending, increased corruption and social inequality. The article also proposes measures to reduce the level of the shadow economy to improve the country's fiscal policy.

Key words: shadow economy, fiscal policy, taxation, corruption, government spending.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.