Научная статья на тему 'Анализ тенденций занятости и безработицы населения монопрофильных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры'

Анализ тенденций занятости и безработицы населения монопрофильных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET / KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG / PROMOTING LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паненко Анна Ивановна

В статье содержатся результаты анализа тенденций занятости населения северного моноотраслевого региона на массиве данных муниципальной статистики Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Основополагающей в работе определена тенденция дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона с большим количеством монопрофильных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паненко Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of trends in employment and unemployment of population of monoprofile territories of Khanty-Mansi Autonomous District - Yugra

The article contains the results of the analysis of tendencies of employment of the population of the Northern single-industry region in the data array of municipal statistics of the Khanty-Mansi Autonomous District Yugra. Fundamental to the work is the tendency of imbalance of demand and supply of labour in the labour market of the region with a large number of single-industry territories.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций занятости и безработицы населения монопрофильных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Анализ тенденций занятости и безработицы населения монопрофильных территорий Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

Паненко А.И. 1

1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье содержатся результаты анализа тенденций занятости населения северного моноотраслевого региона на массиве данных муниципальной статистики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Основополагающей в работе определена тенденция дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона с большим количеством монопрофильных территорий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: занятость, безработица, рынок труда, Ханты-Мансийский автономный округ, содействие труду.

Analysis of trends in employment and unemployment of population of monoprofile territories of Khanty-Mansi Autonomous District - Yugra

Panenko A.I. 1

1 Ugra State University, Russia

тановление инновационного типа экономики в условиях гло-

бализации с присущим ему новым типом занятости населения поставит институт политики занятости перед вызовом, требующим качественных инноваций и изменения традиционных технологий, успешно реализуемых в предшествующий период. Рассматривая современную политику занятости как одну из важнейших технологий включения человека в экономическую и социальную жизнь общества, следует исходить из того, что профессиональная занятость выступает не только основой существования человеческого общества, фактором экономического роста и макроэкономической стабильности, средством получения доходов, но и важнейшим каналом формирования и реализации человеческого капитала. Именно в таком понимании находят отражение проблемы не только безработицы, но и необходимости

Введение

формирования высокого качества человеческого капитала, регулирования оплаты труда, формирования адекватного современной стадии развития экономики спроса на труд.

Стоит отметить комплексность и сложность исследований, которые объясняются тем, что рынок труда выполняет роль механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

В настоящей работе целесообразно выдвинуть гипотезу о том, что выбор методов исследования рынка труда и диагностики безработицы должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить дифференцированный подход к разработке мероприятий государственной политики содействия занятости населения в регионе. Ведь региональные особенности рынка труда проявляются не только в уровне экономической активности и безработицы, но также в отраслевой структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения.

Выбор в качестве объекта исследования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры обоснован тем, что региональный спрос на рабочую силу в ближайшей перспективе будет зависеть от структурных изменений в экономике, связанных с определением курса диверсификации отраслевой экономики и тенденцией концентрации промышленности страны в экспортно-ресурсных регионах (Урал и Сибирь).

В октябре 2016 г. на заседании Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Югры активно обсуждались вопросы поступательного выстраивания долгосрочных промышленных интересов округа [10]. Еще в конце 2015 г. года Правительство ХМАО - Югры утвердило Концепцию про-

ABSTRACT:_

The article contains the results of the analysis of tendencies of employment of the population of the Northern single-industry region in the data array of municipal statistics of the Khanty-Mansi Autonomous District - Yugra. Fundamental to the work is the tendency of imbalance of demand and supply of labour in the labour market of the region with a large number of single-industry territories.

KEYWORDS: employment, unemployment, labor market, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, promoting labor

JEL Classification: J21, J40, J64 Received: 09.12.2018 / Published: 31.03.2019

I© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Panenko A.I. (panenko.ann0list.ru)

CITATION:_

Panenko A.I. (2019) Analiz tendentsiy zanyatosti i bezrabotitsy naseleniya monoprofilnyh territoriy Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry [Analysis of trends in employment and unemployment of population of monoprofile territories of Khanty-Mansi Autonomous District -Yugra]. Ekonomika truda. 6. (1). - 253-270. doi: 10.18334/et.6.1.39722

мышленной политики, а в марте 2016 г. окружная Дума приняла соответствующий закон - № 23-оз от 31.03.2016 г. «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Логическим итогом указанной работы стало утверждение 20 октября 2017 г. государственной программы развития промышленности в 20172020 годах и на период до 2025 года.

Из вышесказанного следует, что задача формирования кадрового потенциала, соответствующего потребностям развития промышленности автономного округа, является первоочередной [8] .

В таком контексте целью настоящей работы следует считать выявление и анализ современных тенденций занятости населения монотерриторий моноотраслевого региона для оценки соответствия задачам государственной политики содействия занятости населения в условиях модернизации экономики региона.

Основные вызовы политики занятости Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Оценивая реальное состояние рынка труда региона, следует, в первую очередь, отметить, что в округе существует территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, что мешает полноценно обеспечивать квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов [7]. Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.

Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения автономного округа, но привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации в массовом количестве также затруднительно.

В 2013 г. Президент РФ обозначил (поручение Президента РФ № Пр-2681 от 14.11.2013 г.) необходимость разработки «трудовых карт», определяющих потребности субъектов РФ в дополнительной рабочей силе, а также разработки системы федеральных компенсационных механизмов для соотечественников и граждан РФ, участвующих в программе переселения из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные субъекты РФ.

ОБ АВТОРЕ:_

Паненко Анна Ивановна, старший преподаватель Института менеджмента и экономики (рэпепко. ann01ist.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Паненко А.И. Анализ тенденций занятости и безработицы населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Экономика труда. 270. Сог 10.18334М.6.1.39722

монопрофильных территорий - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 253-

В настоящее время в Югре реализуется подпрограмма «Повышение мобильности трудовых ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», включенная в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в рамках которой через повышение уровня использования трудовых ресурсов и содействие обеспечению работодателей трудовыми ресурсами (комплексная задача 12: «Повышение качества трудовых ресурсов, структуры трудовой занятости, ориентированной на развитие приоритетных отраслей экономики») разрабатываются такие мероприятия, как:

• предоставление мер государственной поддержки из средств бюджета автономного округа квалифицированным специалистам (в том числе из других субъектов Российской Федерации), привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, в виде компенсации расходов на проезд и провоз личного имущества к месту реализации инвестиционного проекта, суточных расходов, пособия на обустройство, компенсации расходов, связанных с обязательным предварительным (при поступлении на работу) медицинским осмотром;

• организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан из числа жителей автономного округа, желающих осуществлять трудовую деятельность на объектах инвестиционного проекта.

Однако аналитические и статистические отчеты Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не содержат ненулевых показателей по данному виду государственной услуги, что говорит об отсутствии спроса на нее со стороны нуждающихся в работе граждан. Факт подтверждается и данными из Пояснительной записки к годовому отчету о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы, где такие целевые показатели, как «Численность квалифицированных специалистов, привлеченных из других субъектов Российской Федерации в автономный округ, либо переселившихся в пределах автономного округа для участия в реализации инвестиционных проектов, человек» и «Доля квалифицированных работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов,%» имеют нулевое значение.

Ситуация представляется тяжелой, поскольку по состоянию на конец 2017 г. в округе реализовывалось 174 приоритетных инвестиционных проекта, из них в моногородах -73 инвестиционных проекта с инвестиционной емкостью свыше 39,6 млрд руб.

К тому же показатель численности внутрироссийских трудовых мигрантов, въезжающих на территорию Югры, характеризовался значительным стабильным темпом роста: 181,5% за период с 2011 г. по 2016 г.

При этом характерной особенностью трудоустройства таких мигрантов является их сосредоточение в отрасли добычи полезных ископаемых и строительства: 52% и 21% трудовых мигрантов соответственно (2016 г.).

Таблица 1

Показатели распределения внутрироссийских трудовых мигрантов

Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп роста,%

Численность внутрироссийских трудовых мигрантов, въезжающих на территорию ХМАО - Югры, тыс. чел. 78,9 96,6 97,2 107,0 118,1 143,2 181,5

Численность внутрироссийских трудовых мигрантов, выезжающих за пределы ХМАО - Югры, тыс. чел. 1,7 0,2 1,5 1,9 2,9 1,1 64,7

Источник: составлено автором наосновании [18

■ Добыча полезных ископаемых

■ Строительство

■ Оптовая и розничная торговля; сервис, обслуживание и ремонт

■ Транспорт и связь

■ Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

■ Обрабатывающие производства

■ Прочие виды экономической деятельности

Рисунок 1. Распределение внутрироссийсквх трудовых мигранто в, работавш их на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 г., по видам экономической деятельности ( тыс.чел., в% к общей численности) Источник: составлено автором на основании [18]

Обращаясь к анализу Прогноза балан са трудовых ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [9], приходим к выводам, что:

• численность российских и иностранных трудовых мигрантов остается низменной воличиной на весо прогнозируемый трехлетний период (35 и 43,5 тыс. российских и иностранных занятых соответственно);

• к 2020 году структурный перевес (21%) занятых по-прежнему будет наблюдаться в отрасли добычи полезных ископаемых.

Таким образом, задача формирования кадрового потенциала в соответствии с новыми инвестиционными потребностями региональной экономики осложняется

необходимостью решения задач стимулирования трудовой миграции и выравнивания спроса и предложения рабочей силы в условиях диверсификации сырьевой экономики.

Кроме того, необходимо организовать работу во исполнение указов Президента РФ о формулировании предложений и проведении мероприятий на уровне субъектов РФ об адаптации и интеграции мигрантов, в т.ч. через внедрение в субъектах РФ практики функционирования региональных адаптационных центров, создание для детей мигрантов адаптационных групп в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

В 2017 году по заказу Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Проведение исследований по оценке государственной миграционной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с разработкой миграционной модели Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в результате которой проведено комплексное исследование миграционных потоков на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включая внутреннюю и внешнюю (межрегиональную и международную) трудовую миграцию, выделены формальные правила и неформальные ограничения, оказывающие влияние на миграцию трудовых ресурсов; разработана информационная система мониторинга, анализа и прогнозирования миграционных процессов в автономном округе.

Анализ тенденций безработицы в разрезе муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

На протяжении последних лет Югра стабильно входит в число субъектов с низким уровнем безработицы. Исследуя динамику уровня безработицы в ХМАО - Югре в сравнении с общероссийскими показателями, а также показателями федерального округа, стоит отметить, что до 2009 г. уровень безработицы в округе был несколько выше сравниваемых показателей, а с 2009 г. наблюдается его пониженный уровень.

При этом стоит отметить, что снижение показателя уровня безработицы происходило главным образом за счет уменьшения численности безработных, что является положительной тенденцией.

При анализе занятости на локальных рынках труда необходимо рассматривать региональный рынок труда с учетом транспортной, производственной инфраструктуры, а также инвестиционной привлекательности объектов на территориях муниципальных образований.

В соответствии с перечнем моногородов, утвержденным приказом Минрегион-развития России от 26.07.2013 г. № 312, на территории округа выделены 14 монопрофильных территорий, из которых 10 относятся к городам (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай, Мегион, Лангепас, Нягань, Когалым, Радужный, Покачи) и 4 - к поселкам (Пойковский, Горноправдинск, Излучинск, Новоаганск). Основным видом

12 10

^ 1

4 49 55 5'5 4'9 4,6 4,4 4,5

2

О

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

—•—Российская Федерация —•— Уральский федеральный округ —•—Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Рисунок 2. Динамика уровней безработицы в России, Уральском Федеральномокруге и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре,% Источник: саставлено автором на основании [15]

7,6 7,8 8,3 8

8 6 6,2 6,9 7,3 ^ 7,5 6,8 5 6 5,7 5,8 6,2 6,1

6,3 5,5 260,31 1 5,5 620 5

4,9 4,6 4,4 4,5

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

—•—Российская Федерация —•— Уральский федеральный округ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Рисунок 3. Динамика общей численности безработных и уровнябезработицы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Источник: составлено автором на основании [15] деятельности является нефтедобыча, геологоразведка, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

По данным рисунка 4 можно констатировать, что ситуация! с беиработицей в некоторых муниципальных образованиях на протяжении всего анализируемого периода

г.Ханты-Мануийск

-2012г. -2016г.

Рисунок 4. Уровень регистрируемой безработицы (%) по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 г. и 2016 г.

Источник: составлено автором на основании [16]

является наиболее напряженной!. В 2016 г. самый высокий уровень регистрируемой безработицы зафиксирован в Советстком районе (3,63%), Березовском районе (2,33%), Кондинском районе (1,55%),г. Нягани (1,45%), г. Радужном (1,41%), Октябрьском районе (1,32%), Ханты-Мансийском районе (1,24%).

Стоит отметить, что на рынке труда округа наблюдается дифференциация территорий по уровню безработицы.

Так, значение уровня безработицы в 2016 году ниже среднеокружного (0,54%) зафиксировано в 12 территориях. В том числе наиболее низкий показатель зафиксирован в промышленно развитых городах и районах округа - в Нефтеюганском районе (0,07%), г. Нефтеюганске (0,09%), г. Нижневартовске (0,14%), Нижневартовском районе (0,16%).

Максимальное значение уровня регистрируемой безработицы (в Советском районе - 3,63%) превышает минимальное (в Нефтеюганском районе - 0,07%) в 52 раза [8]. В 14 муниципальных образованиях уровень регистрир-уемой безработи цы вырос, наибольшее увеличение произошло в Советском районе, г. Югорске, г. Нягани, г. Ханты-Мансийске.

Такие данные подтверждают тезис о факте дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на территориях округа.

Рассматривая ситуацию в динамике, можно определить, что наиболее успешная политика занятости в период 2012-2016 гг. была проведена в Октябрьском и Кондинском районах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте следует вспомнить поручение Президента РФ от 22 октября 2012 г. № Пр-3047, в котором глава государства обязывал к осуществлению мониторинга занятости населения в монопрофильных населенных пунктах (моногородах) и анализа факторов, которые могут повлиять на изменение ситуации в этой сфере, в т.ч. с учетом развивающихся в мировой экономике процессов, включая изменение спроса на продукцию соответствующих градообразующих предприятий.

Как видно из таблицы 2, почти все муниципалитеты в своих потребностях ориентированы на поиск специалистов по рабочим профессиям: в 5 городах из списка свыше 70% вакансий заявлены по замещению рабочих профессий, в 4 городах - свыше 50% и лишь в г. Нефтеюганске - 39%.

Таблица 2

Сведения о заявленной работодателями потребности в работниках по состоянию на 31.12.2016 г. по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, относящимся к категории моногородов

Наименование муниципального образования Количество работодателей, испытывающих потребности в работниках Заявленная работодателями потребность в работниках

всего из них:

с оплатой труда выше прожиточного минимума в Югре по рабочим профессиям квотируемые рабочие места

Абсолютный показатель, количество Доля, % Абсолютный показатель, количество доля, % Абсолютный показатель, количество доля, %

Сургут 242 1774 1636 92,22 990 55,81 301 16,97

Нижневартовск 269 2547 2525 99,14 1820 71,46 223 8,76

Нефтеюганск 187 839 835 99,52 328 39,09 191 22,77

Урай 71 311 302 97,11 184 59,16 39 12,54

Мегион 62 540 539 99,81 298 55,19 158 29,26

Лангепас 46 321 320 99,69 238 74,14 10 3,12

Нягань 69 757 752 99,34 570 75,30 14 1,85

Когалым 94 676 675 99,85 456 67,46 203 30,03

Радужный 62 618 614 99,35 440 71,20 59 9,55

Покачи 25 153 152 99,35 111 72,55 12 7,84

Источник: составлено автором

Что касается рабочих мест, создаваемых для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, то относительно более высокие показатели достигнуты в двух моногородах: Мегион и Когалым.

Отметим, что центры с хорошо развитой производственной, транспортной и инвестиционной инфраструктурой, а именно: Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск, испытывают наиболее острую нехватку трудовых ресурсов.

Обращаясь к анализу показателя средней продолжительности регистрируемой безработицы по месяцам и определяя его положительную динамику, обозначим следующие муниципальные образования: г. Лангепас, Октябрьский район, г. Покачи. Возросший показатель продолжительности периода поиска работы наблюдается в г. Югорске, Белоярском и Березовском районе, Нижневартовске и Нижневартовском районе, г. Пыть-Ях и г. Урай.

Анализируя текие показатели, как потребность в работниках, заявленная работодателями в органы служб занятости муниципальных образований региона в течение года, и коэффициент напряженности на рынке труда, можно сделать следующие выводы:

• практически для всех муниципалитетов в 2016 г. обозначилась тенденция снижения спроса рабооодателсй на рабочую силу; сравнительно одинаковый уровень данного показателя для 2012 г. и 2016 г. можно проследить в Кондинском районе и г. Радужный, а его увеличение произошло лишь в Советском районе;

Хонты-Монуийуоий г. Хонты-Монуийуо

г. Урой

Сургутуоий ройьн

г.Сургут

Сьветуоий ройьн

г.Родужный

Бевьяруоий ройьн г. Югьруо 7 Березьвуоий ройьн

г. Кьговым

г.Пыто-Ях

г.Пьоочи

г.Лонгепоу г. Мегиьн Кьндинуоий ройьн г. Нефтеюгонуо

Нефтеюгонуоий ройьн

г. Нижневортьвуо

Нижневортьвуоий ройьн г.Нягоно

Оотяброуоий ройьн

-2012г.

-2016г.

Рисунок 5. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 г. и 0016 г., месяцев Источник: составлено автором на основании [16]

40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Коэффициент напряженности, человек/ на одну вакансию 2016г.

Рисунок 6. Потребность в работниках,ваявленная работодателями (чел.) и воэффиц иент напряженности (чел. на 1 вакансию) в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного онруга - Югры в 2012 г. и А016г.

Источник: составлено автором на основании [16]

• динамика коэффициента напряженности на рынке труда обличает проблемную ситуацию в Советском районе, г. Югорск, г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийском районе в 2016 г.; а также указывает на положительный опыт регулирования процессов содействия занятости в Березовском и Кондинском (особенно!) районах.

Существенным показателем анализа безработицы в регионе следует считать и уровень трудоустройства, определяемый как отношение устроенных на работу зарегистрированных безработных к их общей численности в определенный период.

22

17

12

I Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения за отчетный период 2012г.

I Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения за отчетный период 2016г.

■Коэффициент напряженности, человек/ на одну вакансию 2012г.

Белоярский район

85 Березовский район

г. Югорск г. Когалым

2016г.

-2012г.

Рисунок 7. Уровень трудоустройства безработных граждан в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 г. и 2016 г.,% Источник: составлено автором на основании [16]

Для подавляющего большинства муниципальных образований округа можно отметить положительную динамикуда иного показ ателя: незначительное снижение уровня трудоустройства произошло лишь в городах Сургут, Ханты-Мансийск и Радужный.

Важной категорией при рассмотрениа сстуаощи занятости на рынке труда является средняя заработная плата.

Согласно поручению Президента РФ Пр-217 от 08.02.2013 г. высшим должностным лицам (руководителям высш х исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было рекомендовано организовать контроль за соответствием уровня средней зсработной платы в муниципальных районах субъектов Российской Федерации средней заработной плате по региону.

По данным государственной статистики, в 2016 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре составляла 63658 руб.

Показатель среднемесячной заработной платы работников организаций, наблюдаемый за все временные периоды, определяет муниципалитеты-лидеры: город Сургут и Сургутский район, а также город Югорск. Наименьшие темпы роста среднемесячной заработной платы работников организаций зафиксированы в Нефтеюганском и Советском районах и городе Покачи.

Таблица 3

Уровни среднемесячной заработной платы работников организаций в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Муниципальное образование Среднемесячная заработная плата работников организаций, тыс. руб. Темп роста,%

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Белоярский район 45,8 52,4 53 61,4 67,6 72,7 74,1 161,8

Березовский район 37,2 43,9 44,5 50,1 55,6 57,9 63,5 170,7

г. Когалым 47 53,6 54,2 59,3 63,3 64,5 65,2 138,7

г. Лангепас 36,7 43,3 43,9 47,5 50,8 50,3 51,2 139,5

г. Мегион 36,6 43,2 43,8 49,5 53 56,1 57,3 156,6

Кондинский район 32,1 38,7 39,3 45,2 48,6 49,2 51,9 161,7

г. Нефтеюганск 43,2 49,8 50,4 54,1 57,9 60 60,8 140,7

Нефтеюганский район 60 57,6 58,2 60,3 64,7 69,1 72,6 121,0

г. Нижневартовск 42,1 48,7 49,3 54,8 57,4 58,4 59,3 140,9

Нижневартовский район 39,8 46,5 47,1 51,5 55,3 59,3 64,0 160,8

г. Нягань 39,6 46,3 46,9 51,4 53,9 55 58,1 146,7

Октябрьский район 43,3 50 50,5 54,4 59 61,1 66,0 152,4

г. Покачи 41,7 48,3 48,9 52 53,6 53,1 55,7 133,6

г. Пыть-Ях 34,5 41,2 41,8 43,3 46,1 47,5 50,0 144,9

г. Радужный 38,1 44,7 45,3 49,5 50,8 51,9 52,6 138,1

Советский район 32,5 39,2 39,8 44,9 48,7 50,6 53,9 165,8

г. Сургут 57,9 64,5 65,1 68,7 72,3 75,8 76,2 131,6

Сургутский район 55,5 62,2 62,8 63 67 70,7 76,3 137,5

г. Урай 39,6 46,2 46,8 52,4 55,7 56,6 59,0 149,0

г. Ханты-Мансийск 49,5 56,1 56,7 62,8 67 67,5 70,2 141,8

Ханты-Мансийский район 45,1 51,8 52,4 55,9 61,5 66 69,0 153,0

г. Югорск 53 59,6 60,2 67,9 72,4 74,8 75,0 141,5

Источник: составлено автором

В целом в 2016 г. в 11 из 22 муниципальных образований Югры показатель размера среднемесячной заработной платы был зафиксирован на уровне ниже среднего по округу.

Заключение

Проведенный анализ позволил констатировать, что работа по исполнению поручений и указов Президента РФ в сфере содействия труду и занятости населения ведется

в округе своевременно, но формально, поскольку по ряду мероприятий результаты остаются нулевыми.

В работе удалось аналитически обосновать тенденции, являющиеся первоисточниками для проблемы структурно-отраслевого дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в регионе, которые заключаются в следующем.

Относительно большой процент безработицы фиксируется в основном на территориях, не относящихся к монопрофильным муниципальным образованиям. Высокие коэффициенты напряженности на рынке труда также фиксируются в основном для муниципальных образований, не относящихся к монопрофильным территориям.

Существует значительная диспропорция в размерах среднемесячной заработной платы по муниципальным образованиям, не позволяющая вывести заработную плату каждой территории на уровень средней по региону.

Продолжительность поиска людьми работы в муниципалитетах, не имеющих градообразующих предприятий, несколько дольше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При фактической реализации большого числа крупных инвестиционных проектов в сфере обрабатывающих производств происходит общее снижение спроса работодателей на рабочую силу. К работе на высокопроизводительных местах при участии в инвестиционных проектах трудовые мигранты не привлекаются.

Среди въезжающих на территорию округа трудовых мигрантов отсутствуют высококвалифицированные специалисты. Въезжающие концентрируются в отрасли добычи нефти и газа и относятся к разряду рабочих должностей.

Так, можно утверждать, что дифференциация между «добывающими» и прочими муниципальными образованиями Югры усиливается и в дальнейшем может повлечь за собой не только дальнейшее сужение регионального рынка труда, но и экономические, социальные и технологические кризисы.

Решению проблем в сфере занятости населения, проживающего в монопрофильных городах пока еще сырьевого региона, вступающего на путь промышленной модернизации, будет способствовать комплекс следующих мероприятий:

1. Разработка регионального плана повышения внутренней трудовой мобильности граждан на основе трудовых карт муниципальных образований, а также разработка мероприятий по стимулированию внутренней временной трудовой миграции для каждого отдельного муниципального образования. Подобные меры могут быть предприняты гораздо эффективнее, если инициировать на государственном уровне изменение системы межбюджетных отношений: в бюджет населенного пункта должна зачисляться гораздо большая доля налоговых поступлений. Для ликвидации признака монопро-фильности необходимо использовать механизм, по которому муниципальные образования, динамично развивающие иные виды экономической деятельности, и «добывающие» моногорода будут претендовать на разные виды и объемы налоговых поступлений.

2. Разработка мероприятий по стимулированию привлечения для работ в городах и поселках, специализирующихся на отличной от нефте- и газодобычи деятельности,

высококвалифицированных специалистов из трудоизбыточных регионов России, в том числе с помощью механизмов налогового льготирования работодателей и субсидирования внутренних трудовых мигрантов.

3. Выравнивание уровней заработной платы в муниципальных образованиях (где-то повышение, где-то понижение) в соответствии с принципом приоритета развивающихся отраслей. Механизм разработки такого решения может быть заложен в деятельности отраслевых объединений работодателей.

4. Открытие в регионе адаптационных, консультационных и образовательных площадок для внутренних трудовых мигрантов (возможно на базе действующих ковор-кинг-центров), а также широкое освещение их работы в средствах массовой информации.

В целом можно сделать вывод о том, что для преодоления институциональной ловушки моноотраслевого региона задачи региональной политики в сфере труда и занятости населения необходимо конкретизировать посредством разработки критериев и показателей результативности мероприятий в рамках реализуемой в округе государственной программы для каждого отдельного муниципального образования, в то время как муниципальные программы по мониторингу ситуации труда и занятости сегодня практически отсутствуют. Приложением 17 к государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» предусмотрено взаимодействие муниципальных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с центрами занятости населения при реализации отдельных мероприятий рассматриваемой подпрограммы. Такое взаимодействие должно осуществляться на основании заключаемых договоров о совместной деятельности по (организации) реализации отдельных мероприятий.

ИСТОЧНИКИ:

1. «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» :

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2016 года № 23-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.03.2016, N 3 (часть II, том 1), ст. 280

2. Портнова Л.В. Применение метода кластерного анализа в оценке и прогнозирова-

нии уровня безработицы в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 4(140). - с. 158-163.

3. Санкова Л.В. Политика занятости: от сокращения безработицы до предотвращения

социально-экономической эксклюзии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2007. - № 16. - с. 88-91.

4. Тамошина Г.И., Дорохова Н.В. Методологические принципы исследования безрабо-

тицы в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2013. - № 1(55). - с. 188-192.

5. Об одобрении решения межведомственной рабочей группы по развитию террито-

рий с особым статусом: Приказ Минрегиона России от 26.07.2013 N 312. Правовая Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://lawru.info/dok/2013/07/26/n145323.htm.

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.

7. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» : Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 409-п. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460186952.

8. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года» : Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2017 года № 416-п. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460186952.

9. О прогнозе баланса трудовых ресурсов до 2020 года : Распоряжение Департамента

труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября -1-2017 года № 17-Р-391. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс]. URL: https://deptrud.admhmao.ru/deyatelnost/prognoz-balansa-trudovykh-resursov-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/1036841/prognoz-balansa.

10. Протокол № 10 заседания Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 и на период до 2030 года в режиме видеоконференцсвязи. - 11 октября 2016 года. Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс]. URL: https://admhmao.ru/ gubernator/komissii-i-sovety-vozglavlyaemye-gubernatorom/detail.php?ID=599187.

11. Инвестиционная карта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс]. URL: http://map.investugra.ru/?lng=ru.

12. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований ТОГС. Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. [Электронный ресурс]. URL: http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ khmstat/ru/municipal_statistics/main_indicators.

13. Паспорт муниципального образования. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/scripts/ db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst71 ( дата обращения: 19.10.2016 ).

14. Рынок труда и занятость населения. Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. [Электронный ресурс]. URL: http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ khmstat/ru/statistics/employment.

15. Рынок труда, занятость и заработная плата. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/statistics/wages.

16. Ситуация на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы). Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс]. URL: http://job.dznhmao.ru/home/information/deidep/2014. aspx, свободный ( дата обращения: 24.10.2016 ).

17. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в цифрах (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы): статистический сборник. Официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/tumstat/ru/publications/pubHmo/official_publications.

18. О межрегиональной трудовой миграции в 2016 году. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016.htm.

19. Поручения Президента Российской Федерации, соисполнителем по выполнению которых является департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [Электронный ресурс]. URL: https://deptrud.admhmao.ru/ispolnenie-porucheniy-i-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/353044/porucheniya.

REFERENCES:

Portnova L.V. (2012). Primenenie metoda klasternogo analiza v otsenke iprognozirovanii urovnya bezrabotitsy v regione [Application of the method of cluster analysis in assessing and forecasting the level of unemployment in the region]. Vestnik of Orenburg State University. (4(140)). 158-163. (in Russian). Sankova L.V. (2007). Politika zanyatosti: ot sokrascheniya bezrabotitsy do predotvrascheniya sotsialno-ekonomicheskoy eksklyuzii [Policy of employment: from reduction of unemployment before prevention social and economic ekskljuzy]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (16). 88-91. (in Russian).

Tamoshina G.I., Dorokhova N.V. (2013). Metodologicheskie printsipy issledovaniya bezrabotitsy v sovremennyh usloviyakh [Methodological principles of research unemployment in modern conditions]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. (1(55)). 188-192. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.