Следование за лидером вовсе не означает слепое копирование его поведения. Выделяют четыре частные стратегии «следующего за лидером». Такие как: 1) Подражатель 2) Двойник 3) Имитатор 4) Приспособленец.
Таблица 4
Частные стратегии «следующего за лидером»
Вид стратегии Характерные черты стратегии
Подражатель Дублирует товар (и упаковку) лидера, реализуя его через по «серым» и «черным» схемам
Двойник Копирует продукцию лидера, немного изменяя название бренда
Имитатор Что-то копирует у лидера, изменяя упаковку, цену и т.п. Лидер относится к имитатору снисходительно до тех пор пока, тот не начинает агрессивные атаки на лидера.
Приспособленец Обычно видоизменяет продукцию лидера. Часто работает в других сегментах рынка, нежели лидер.
Стратегия «специалиста». Стратегия «специалиста» предполагает, что организация показывает интерес к его конкретному сегменту, а не к рынку. Является логическим продолжением базовой стратегии фокусирования и направлена на большую дифференциацию товара организации.
Перед специалистами стоит три задачи, такие как: 1) Создание ниши 2) Расширение ниши 3) Защита ниши. Ключевой идеей рыночной ниши является специализация. Положение ниши всегда может измениться, поэтому организация обязана позаботиться о создании новых рыночных ниш. Также организация обязана придерживаться принципа нескольких ниш, но отнюдь не конкретной ниши: единая ниша менее предпочтительна, чем множественные ниши. Чтобы увеличить свои шансы на выживание, организация должна оперировать на двух и более рыночных нишах.
Литература
1. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии / Джоан Марга-ретта; пер. с англ. Александра Калинина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 272 с.
2. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. — Спб.: Питер, 2012. — 816 с.
малые города, агломерации хмао-югры в структуре российского общества
Макущенко Л.В.
Значение малых городов в современной России трудно переоценить. Малые города составляют 75 % всех российских городов. Сегодня в российских моногородах проживает не менее 15 млн. человек — это 11 % населения страны. В них производиться пятая часть общего объёма промышленной продукции страны.
© Макущенко Л.В., 2015
Учитывая особенности современного состояния малых городов России, правительство уделяет определенное внимание их социально-экономическому развитию, но к сожалению эпизодически, не системно. Составлен список, в который вошли малые города в отношении которых разработаны мероприятия, направленные на диверсификацию производства, значительное улучшение социальной инфраструктуры способной улучшить качество жизни населения этих городов.
ХМАО-Югра по числу моногородов занимает второе место в России, т.е. около 80 % его населения живет в моногородах, но в списке на государственную поддержку нет ни одного города, представляющего ХМАО-Югру. [5]
Есть основания предполагать, что этими проблемами будут заниматься региональные власти и градообразующие организации, функционирующие на данной территории.
Ханты-Мансийский округ имеет свою специфику. Он является во первых: крупной составной частью Тюменской области; располагает значительными экономическим и социальным потенциалом.
Благоприятное экономико-географическое положение региона составляют такие факторы, как близость к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченность различными природными ресурсами; наряду с политической стабильностью, эти черты определяют инвестиционную привлекательность округа, являются условиями экономического развития региона; округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира; он относится к регионам-донорам России и «лидирует по целому ряду основных технико-экономических показателей: добыче нефти и газа; производству электроэнергии; объёму промышленного производства и поступлению налогов в бюджетную систему. На его территории производиться добыча торфа, сапро-пелей, кварцевых песков, кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительного камня. Выявлено и в разной степени разведано около 400 месторождений сырья для производства строительных материалов; округ богат запасами пресной воды; имеются значительные ресурсы минеральных вод; в подземных водах содержится большое количество российских запасов йода и брома.
Население ЮГРЫ представляет собой уникальную демографическую совокупность, не имеющую аналогов в России. Главное её отличие от населения любой другой территории состоит в том, что оно сформировано не за счет собственного естественного воспроизводства, а за счёт миграции.
Наибольший размах массовых переселений в автономный округ пришелся на советский период: когда за несколько десятилетий его заселенность выросла многократно, причем пик пришелся на 80-е годы, в период освоения нефтегазодобывающего комплекса.
Численность населения автономного округа, по данным Всероссийской переписи 1979 года, составляла 571 тыс. человек. В настоящее время численность населения округа увеличилась за 30 лет более чем в 2,5 раза.
Это один из немногих субъектов РФ, имеющий положительную демографическую динамику; территория где положительно развиваются миграционные про-
цессы. Структура совокупности прибывающего в автономный округ населения свидетельствует, что преобладающую часть в ней занимают российские мигранты. Так, соотношение российских и зарубежных мигрантов, в совокупности прибывших в ХМАО, составляло в 2003 году — 92,6 % против 7,4 %; в 2005 году — 89,6 % против 10,4 %; в 2007 году — 85,4 % против 14,6 %. Доля международной миграции в 2010-2013 годы составляет почти 15 % от общего числа прибывших и 4 % от общего числа выбывших, что свидетельствует о влиянии мигрантов из-за рубежа на формирование численности населения ХМАО. Вместе с тем доля их имеет тенденцию к сокращению, особенно мигрантов из-за рубежа в 2014-2015 годах, что связано с падением экономических показателей по добыче нефти, падением стоимости рубля и др. факторов, определяющих актуальность требований реиндустриализации российской экономики.
Важным условием в советское время, воздействующим на выбор направлений развития малых северных городов, была искусственно культивируемая необходимость учитывать только задание правительства по преимущественному развитию предприятий нефтегазового комплекса. Именно во имя реализации этой задачи рассматривался процесс развития малых городов.
Такой подход не только не решал проблемы малого города как с точки зрения его собственного развития, так и в целом с точки зрения развития экономики страны, но и усугублял их: оттягивая население из окрестных сельских территорий, подрывая основы сельскохозяйственного производства, увеличивая нагрузку на социально-бытовую инфраструктуру, разрушая экологию, создавая противоестественную для малого города социальную инфраструктуру, в частности, жилищную. [1] Так, в период освоения Западной Сибири, в советское время повсеместно велась застройка временных жилых одноэтажных, панельных домов, балков, т.е временного жилья, которое и сегодня, спустя 40 лет используется в качестве жилья, но уже непригодного для проживания, согласно норм и правил СНиП. Однако проблема существует , что вызывает социальные взрывы, проживающего в таком жилье части населения округа. Особенно это актуально для Сургута и Сургутского района, Нмижневартовска и Нижневартовского района, Советского, где от 10 до 30 % населения проживает в ветхом и фенольном жилье, а также данная проблема свойственна и малым городам таким, как: Лянтор, Когалым, Урай, Невтеюганск, Белый Яр, пгт. Федеровка и др.
В литературе эта ситуация критически рассматривается и объясняется, например, О.С. Пчелинцевым, следующим образом: «Игнорировались запросы населения: считалось, что каким бы ни было производство, люди все равно пойдут за ним «хоть на край света». [2]
В малых городах ХМАО сегодня высокая доля занятости персонала в материальном производстве, а степень концентрации рабочей силы в топливно-энергетическом комплексе материальной сферы достигает 90 %, а в то же время слабое представительство нематериальных сфер протизводства служит причиной ряда существующих социально-экономических диспропорций.
Более того прошедшая муниципализация, освободила собственников предприятий от всех затрат по развитию и улучшению жизни населения малых городов, в частности,
существующие сегодня межбюджетные отношения не позволяют пока муниципальным образованиям самостоятельно решать данную проблему.
Одним из важнейших условий перспективного развития малых городов является: первое — это оптимизация пространственного развития территории округа. В ближайшие годы Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре придется решить, согласно плана стратегического развития 2020, сложную задачу по оптимизации пространственного развития, формированию агломераций, вкладывая ресурсы в инфраструктурные проекты, стимулируя интеграцию экономики и рынков труда малых городов. В настоящее время время актуальность развития агломераций как в России, так и в автономном округе усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно для развития малых моногородов, также агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.
Дефицит крупных агломераций создает проблемы для пространственного развития региона, в том числе и малых городов, автономному округу не хватает сильных центров, организующих территорию и способных ускорять модернизацию периферии.
Агломерации в автономном округе начинают формирование естественным путем, снижая издержки бизнеса и обеспечивая лучшие условия для удовлетворения спроса потребителей и развития близ лежащих территорий.
С этой целью пространственное развитие ХМАО-Югры предусматривает деление территория автономного округа на три зоны: западную, центральную и восточную и развития на них восьми городских агломераций: Большой Ханты-Мансийск, Нягань-Приобье, Югорск-Советский, Урай-Междуреченский, Березово-Игрим, Сургут-Нефтеюганск, Мегион-Нижневартовск, Пакачи-Когалым, которые сформируют каркас поселенческой структуры региона. Крупными агломерациями автономного округа являются Сургут-Нефтеюганск и Мегион-Нижневартовск;
Второе — это процесс преодоления маргинализации административных функций муниципальных образований под влиянием масштабных процессов реиндустриализа-ции, переходных социально-экономических процессов, обеспечивающих благоприятную организацию жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения на первичных территориальных уровнях;
Третье — это поиск путей взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Все эти задачи базируются на использовании новых технологий коммуникации и тесно зависимы от развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры автономного округа, предусматривающей:
— создание благоприятных условий для разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
— развитие информационного общества и формирование электронного правительства;
— использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения;
— использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
— использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.
В муниципалитетах ХМАО-Югра достаточно быстрыми темпами идет грандиозная работа по переходу к оказанию услуг населению органами муниципальной власти. С января 2010года вступил в силу Закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и успешно реализуется.
В Ханты-Мансийском автономном округе, например, создана служба, которая исследует проблемы доступности и удобства информационно-коммуникативных пространств. Отрабатывается механизм в электронном формате по взаимодействию чиновников и населения. В рамках административной реформы, активно развивается система электронного правительства: достаточно хорошо зарекомендовали себя информационные сайты, позволяющие гражданину, заходя на них высказать свои жалобы, мнение, предложения, которые должны приниматься в расчет органами власти в управленческой деятельности.
Созданы общественные палаты при субъекте федерации. Особой формой взаимодействия успешно зарекомендовали себя различные коллегиальные органы в виде общественных советов при главах муниципалитетов. Широко практикуется общественная экспертиза нормативно-правовых актов.
В ХМАО прием населения губернатором по личным вопросам ведется лично и в рамках «видеоконференций». Вошло в практику проведение совещаний, отчетов муниципальных образований по проблемам территорий в электронном формате, но при этом совершенствуется сложившийся тип взаимоотношений как власти и общества, так государственной власти и местного самоуправления. Особой формой взаимодействия, успешно зарекомендовавшей себя, являются различные формы встречи губернатора с населением муниципальных образований — обсуждение как проблем так и перспектив развития территорий; обсуждение отчетов глав администраций; проведение выездных совещаний губернатора совместно с соответствующими службами правительства округа и руководства муниципальных образований.
И не смотря на то, что административный ресурс, информационно-коммуникационная его составляющая способствует решению проблем по улучшению качества жизни, но существующее падение производства, рецессия, рост стагфляции в большей степени сказывается на жизнеобеспечении малых моногородов.
Примером может служить малый моногород Югры, город Лянтор ( где зафиксирована самая большая заработная плата в рамках ХМАО-Югры в 2015 г. и в, частности, самая низкая безработица а целом по ХМАО). Эти и другие (инфраструктура, обеспеченность жильем, дошкольными и образовательными учреждениями) привлекательные факторы послужили основанием притока населения. Так,
с 2010 года население города увеличивается на 2-3 % ежегодно и в настоящее время составляет 40 т. чел.
Исходя из статистики, преобладающая часть занятого населения (это 36 %) работает на крупных и средних предприятиях города (нефтегазодобывающая отрасль), в строительстве — 2,6 %, в сфере образования занято 7 %, в здравоохранении, спорте и культуре занято 4,7 %, в предоставлении коммунальных услуг — 2,3 %, в государственном управлении занято 0,9 %, в транспорте и связи — 2,5 %, в торговле — 15,7 %, в прочих услугах, предоставляемых малым бизнесом, — 26,3 %. Именно эти предприятия за последние три года уменьшились более чем на 30 % (ушли в «тень», представляют нулевой баланс или закрылись).
Проведенные нами исследования среди предпринимателей данной категории показали, что нет положительной динами в их развитии.
Опрос подтвердил, что, по мнению предпринимателей, МБ препятствует их развитию и какую помощь они ожидают со стороны муниципальных и государственных служб.
По общему представлению опрошенных, формировать малый бизнес г. Лянтора могут следующие отрасли:
^ Строительство и ремонт жилья — 36,7 % ^ Торговля (пром. и прод. товары) — 25 % ^ Сфера бытовых производственных услуг (в т.ч. ЖКХ) — 22 % ^ Образование, культура и спорт — 12,9 % ^ Прочие (энергосберегающие и др.) — 0,4 %
В результате опроса стал очевидным факт отсутствия в среде предпринимателей четкого представления о перспективах развития, что позволило бы сконцентрировать усилия бизнеса и власти на не только диверсификацию сфер деятельности, но и на решение главных задач реиндустриализации экономики, т.е повышение производительности труда за счет внедрения фирм занимающихся энергосберегающими технологиями, автоматизацией и механизацией (затруднились ответить), а за внедрение высокотехнологичных мест и инновационных предприятий вообще речи не идет, более того нет понимания по созданию таких предприятий.
Данные опроса ещё раз подтверждают. что перспектива развития территории не может быть основана только на мнении предпринимателей, даже инициативных. Стратегия и её создание не может ограничиваться постановлениями субъекта федерации. Необходимо в рамках проектирования привлекать экспертов, способных определить механизмы и пути развития города с учетом требований рыночной экономики, с определением пилотных проектов», бизнес моделирования, предложения патентов, которые можно реализовать в данных условиях.
В ходе исследования была определена ожидаемая помощь субъектами малого бизнеса со стороны государства и муниципальных образований (табл. 1).
Таблица 1
№ Формы поддержки со стороны администрации и МО Ранг % опрошенных
1 Упрощение процедуры получения информации о производстве, потреблении, эффективности различных форм предпринимательства, обеспеченностью и спросом на те или иные товары и услуги. 1 31
2 Предоставление гарантий по кредитам 2 24
3 Обеспечение и помощь в получении и экономическом обосновании патентов на инновационные и конкурентоспособные продукты. 3 16
4 Создание недорого и эффективного рынка арендных помещений для предпринимательства. 4 9
5 Организация бесплатной или недорогой подготовки предпринимателей и специалистов. 5 6,5
6 Получение преференций на выполнение и получение городских и государственных заказов 6 4,5
7 Организация технопарка для фирм новейших технологий 7 3,8
8 Организация действенной системы юридической поддержки. 8 2.2
Таким образом, исследование подтвердило ориентацию хозяйствующих субъектов на пути поддержки развития малого предпринимательства, которые носят достаточно новый подход, чем в прошлые годы (до 2010), что может способствовать реальному развитию диверсификации функций малых городов, агломераций — это выбор стратегии социально-экономического развития не только региона, но и страны, по формированию рыночно-инвестиционного климата для привлечения в малый город инвесторов и инвестиций с учетом не только разработки нефтегазовых месторождений, но и других материальных ресурсов таких как: лес, земля, а также ресурсов, основанных на исторических, территориальных, национальных традициях, т.е. развитие и возрождение местных промыслов, рекреационных сфер, производство экологически чистой продукции ,что позволит создать условия для развития инновационных предприятий, эффективного функционирования единого социально-экономического пространства страны.
Литература
1. Макущенко Л.В. Малые города в структуре российского общества: основы социально-экономического развития. — М.: ИЭРАН, 2006.
2. Домников С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество. М.: Алетейа, 2002.
3. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2010 году. Стат бюллетень. М.: Госкомстат России, 2010.
4. О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры до 2020 и на период до 2030 года (распоряжение правительства ХМАО-ЮГРЫ от 22 марта 2013 года № 101-рп).
5. Рой О.М. Журнал «Муниципальная экономика и управление» Перспективы развития монопрофильных городов в ХМАО-Югре (на примере г. Урая).