АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ANALYSIS OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT TENDENCIES IN MODERN CONDITIONS
УДК 338.48
ЛАВРОВА Татьяна Анатольевна
профессор кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
LAVROVA, Tatiana Anatolyevna
Professor at the Department of National Economy of the Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности международного туризма в современных условиях, определены основные факторы, оказывающие влияние на развитие туризма. Особое внимание уделено анализу динамики международных туристских прибытий по укрупненным регионам мира за период 1990-2000 гг. и 2005-2015 гг. Представляет интерес разработанная автором классификация факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на развитие туризма и анализ доходов от развития международного туризма.
Ключевые слова: международный туризм, факторы развития туризма, Всемирная туристская организация (UNWTO), международные туристские прибытия, доходы от туристской деятельности.
Abstract.
The article deals with the international tourism peculiarities in modern conditions, and it defines the basic factors influencing the tourism development. It pays special attention to the analysis of the dynamics of international tourist arrivals on the aggregated world regions for the 1990-2000 and 2005-2015 periods. The author developed the classification of factors which has positive and negative effects on tourism development and the analysis proceeds from the international tourism development.
Key words: international tourism, factors of development of tourism, World Tourism Organization (UNWTO), international tourist arrivals, revenue from tourism activities in the Russian Federation.
© Лаврова Т. А., 2017.
Тенденции развития международного туризма зависят от влияния внешних и внутренних факторов по отношению к каждой конкретной стране, от сложившейся на рынке услуг конъюнктуры спроса и, конечно, от желания людей осуществлять путешествия и получать положительные впечатления от разнообразных поездок. Как внешние, так и внутренние факторы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на развитие туризма, на количественное изменение туристского потока, на особенности инвестиционной деятельности в области туризма и на доходность отрасли по сравнению с другими направлениями деятельности стран. Рассмотрим основные факторы, влияющие на развитие международного туризма, динамику изменения туристского потока и изменение доходности отрасли в мировом масштабе. На протяжении длительного периода времени многие ученые разрабатывали различные классификации факторов, оказывающих влияние на развитие туризма. Особо следует отметить таких ученых, как А. П. Дубнов, П. Мароиотт, М. А. Ананьев, И. Т. Твердохле-бов, М. Б. Биржаков, В. А. Квартальнов и др. Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученых, были сформулированы основные группы классификационных факторов, влияющих на развитие международного туризма, а именно: социально-экономические факторы, факторы географического положения; природно-рекреационные факторы; историко-культурные факторы; медико-санитарные факторы; политические факторы; экологические факторы. Существуют и другие классификации, например, деление факторов на экономические, демографические и инфраструктурные [1]. Вне всякого сомнения, процесс изучения влияния факторов на развитие международного туризма, на изменение динамики туристского потока и доходности индустрии туризма имеет огромное значение для любой страны, имеющей отношение к туризму.
В таблице 1 представлена разработанная автором структура факторов, влияющих на развитие международного туризма.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие международного туризма определяется действием большого количества
факторов. Необходимо также обратить внимание на такие факторы, как:
• рост доходов населения, что приводит к увеличению затрат на туризм;
• рост урбанизации и ухудшение качества окружающей среды, что способствует все возрастающему спросу на туристские услуги;
• увеличение количества свободного времени, что способствует развитию туризма;
• развитие транспортных средств, что позволяет сделать более доступными туристские ресурсы других стран и удаленных регионов;
• быстрое развитие и совершенствование средств массовой информации и информационных технологий, что позволяет развивать рекламу и быстро обслуживать миллионы туристов.
Большинство стран мира участвуют в процессе развития туристских направлений, инфраструктуры туризма, строительства современных отелей, развития сетевого отельного бизнеса и, что самое главное, по количественным характеристикам туристского потока и величине доходов от туристской деятельности занимают определенные рейтинговые позиции, которые не являются неизменными, а постоянно изменяются, что подтверждается данными Всемирной туристской организации (UNWTO) - крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 156 стран.
«В UNWTO есть шесть региональных комиссий, которые проводят заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона» [2].
В таблице 2 представлена количественная структура укрупненных регионов мира.
Как видно из таблицы 2, наибольшее количество стран (48) находятся в Африке, 46 стран относятся к Европе, которая включает в себя страны Западной и Восточной Европы и страны - бывшие республики СССР. В статистике UNWTO Россия относится к Европе. К Американскому региону относятся 23 страны, к Восточной Азии и Тихоокеанскому региону - 18 стран, Ближний Восток представляет 12 стран и 9 стран относятся к Средней Азии.
Таблица 1
Классификация факторов развития международного туризма
№ п/п Факторы, оказывающие положительное влияние на развитие туризма Факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие туризма
1 - Выгодное для развития туризма географическое положение страны; - наличие морских или океанических пляжей; - наличие природных парков - Удаленность от транспортных маршрутов и труднодоступность территории страны для туристов; - отсутствие водоемов, морских или океанических пляжей
2 - Комфортные климатические условия, температурный режим - Суровый климат, малое количество солнечных, теплых дней
3 - Богатый природно-ресурсный потенциал - Наличие однообразных ландшафтов, отсутствие разнообразных видов флоры и фауны
4 - Наличие объектов культурно-исторического наследия; - развитая экскурсионная сеть маршрутов по территории страны - Отсутствие объектов культурно-исторического наследия; - плохо развитая сеть экскурсионных маршрутов
5 - Наличие объектов размещения разного уровня комфортности; - большое разнообразие объектов курортного отдыха; - наличие отелей международных сетей - Наличие отелей высшего уровня только в крупных городах страны; - недостаток средств размещения; - отсутствие или недостаточное развитие объектов курортного отдыха
6 - Высокий уровень безопасности туристов; - политическая стабильность в стране; - низкий уровень террористической угрозы - Недостаточный уровень безопасности туристов; - политическая нестабильность; - высокий уровень террористической угрозы
7 - Высокий уровень благосостояния населения; - наличие социальных гарантий; - высокий уровень сервиса и медицинского обслуживания туристов - Низкий уровень благосостояния населения; - слабое развитие социальных гарантий; - низкий уровень сервиса и медицинского обслуживания туристов
8 - Высокий технологический уровень развития страны; - развитие мобильной связи, интернета; - комфортные условия проживания и отдыха - Низкий уровень технологического развития; - отсутствие комфортных условий проживания; - отсутствие развитой системы связи, интернета
9 - Повышение уровня платежеспособности населения; - экономическая стабильность, отсутствие кризисов - Снижение уровня платежеспособности населения стран; - низкий уровень экономической стабильности, нарастающая фаза кризисных явлений
Источник: выполнено автором.
Таблица 2
Структура укрупненных регионов мира
№ п/п Регион развития туризма Количество стран
1 Африка 48
2 Американский регион 23
3 Восточная Азия и Тихоокеанский регион 18
4 Южная Азия 9
5 Европа (в том числе республики бывшего СССР) 46
6 Ближний Восток 12
Всего стран 156
Источник: выполнено автором на основе [2].
На основе данных журнала «Tourism Towards 2030/ Global overview» (Туризм 2030. Глобальный обзор) автором сформирована таблица 3, в которой представлена динамика международных туристских прибытий по укрупненным регионам за период 1990-2000 гг.
Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что за период с 1990 по 2000 г. количество международных туристских прибытий увеличилось на 242 млн чел., что составило увеличение почти на 56%. Темпы прироста международных туристских прибытий в развивающиеся страны за этот период оказались в два раза больше, чем в развитые страны, а именно: темпы прироста международных туристских прибытий в развивающиеся страны составили 84,17%, а в развитые страны -42,23%. По укрупненным регионам развитие туризма за период 1990-2000 гг. также происходило неравномерно. Максимальный прирост международных прибытий туристов наблюдался в страны Ближнего Востока - 151,04% прироста и в Азиатско-Тихоокеанский регион, где прирост составил 97,67%.
По данным Всемирной туристской организации UNWTO, на долю туризма в 2000 г. приходилось 476 млрд долл. Годовой оборот от туризма в мире составлял около 3,8 трлн долл.
Капитальные вложения в туристские отрасли достигли 700 млрд долл. в год, или более 11% всех инвестиций. Прямые и косвенные налоговые поступления к 2000 г. составили около 400 млрд долл., или 16% всех налоговых поступлений. Вклад во внутренний валовой продукт от туризма в ряде стран в 2000 г. достигал 25%, а положительное сальдо платежного баланса по туристским услугам превышало 20 млрд долл. [4, с. 3].
Представленные факты свидетельствуют о большом потенциале развития международного туризма, который оказывает сильное влияние на экономику и развитие стран и регионов. Региональное распределение туристских потоков сложилось давно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяются Европа и Америка, прежде всего Северная Америка. На них приходится 4/5 прибытий в мире. Динамика международного туризма, при общем 20-кратном увеличении туристских потоков на планете в последние 50 лет, обнаруживает существенные различия по регионам мира. В Европе и Америке наблюдалось постепенное замедление темпов роста международного туризма. Молодые туристские регионы -Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный и Африканский - развиваются значительно быстрее. Неравномерность темпов роста международного туризма в территориальном разрезе привела к изменению его региональной структуры. Доля Европы и Америки снизилась при одновременном повышении удельного веса Азиатско-Тихоокеанского региона и некоторой стабилизации положения остальных регионов мира [5, с. 281-282].
В соответствии с данными о международных туристских прибытиях за период 1990-2000 гг., представленными в таблице 3, и распределении туристских потоков по укрупненным регионам, в таблице 4 представлена доля международных туристских прибытий по укрупненным регионам в общемировом рынке (в процентах).
Исследуя динамику процесса международных туристских прибытий по укрупненным регионам мира, можно выявить следующие закономерности, а именно: за период с 1990
Таблица 3
Динамика международных туристских прибытий по укрупненным регионам за период 1990-2000 гг. (млн чел.)
Регионы мира 1990 1995 2000 Прирост 2000/1990, млн чел. Прирост 2000/1990, %
Всего в мире, в том числе: 435 528 677 242 55,63
- развитые страны 296 334 421 125 42,23
- развивающиеся страны 139 194 256 117 84,17
По регионам UNWTO
Европа 261,1 304,1 388,2 127,1 48,68
Азиатско-Тихоокеанский 55,8 82,0 110,3 54,5 97,67
Северная и Южная Америка 93,7 109,3 128,2 34,5 36,82
Африка 14,8 18,9 26,2 11,4 77,03
Ближний Восток 9,6 13,7 24,1 14,5 151,04
Источник: выполнено автором на основе данных [3].
Таблица 4
Доля международных туристских прибытий по регионам в общемировом рынке за период 1990-2000 гг., %
Регионы мира 1990 1995 2000
Всего в мире, в том числе: 100 100 100
- развитые страны 68,05 63,26 62,19
- развивающиеся страны 31,95 36,74 37,81
По регионам UNWTO
Европа 60,02 57,6 57,34
Азиатско-Тихоокеанский 12,83 15,53 16,29
Северная и Южная Америка 21,54 20,70 18,94
Африка 3,40 3,58 3,87
Ближний Восток 2,21 2,59 3,56
Источник: выполнено автором на основе данных таблицы 3.
по 2000 г. наблюдалась стабильная тенденция сокращения туристских прибытий в Европу. В 1990 г. доля прибытий туристов в Европу составляла 60,02%, а в 2000 - доля, равная 57,34%, что на 2,68% меньше первоначальной величины. Быстрыми темпами увеличивается количество прибытий туристов в Азиатско-Тихоокеанский регион: в 1990 г. доля прибытий составила по данном региону 12,83%, а в 2000 г. количество прибытий увеличились в структуре регионов до 16,29% от общего количества международных туристских прибытий, что на 3,46% больше уровня 1990 г. Положительная динамика наблюдается и по Африканскому региону. Доля международных прибытий по Африканскому региону за период с 1990 г. по 2000 г. увеличилась на 0,47%. В то же время наблюдается сокращение доли туристских прибытий по Американскому региону на 2,6%.
«В течение второй половины ХХ в. численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 237 раз. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста международного туризма составляли 5,1%. В последнее время поступления от туризма растут медленнее, чем прибытия, по причине экономии туристов на расходах (сокращение продолжительности пребывания, выбор путешествий ближе к месту проживания, выбор более экономичного транспорта и размещения)» [6, с. 90].
Во многих странах мира туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как: увеличивает местный доход, создает новые рабочие места, развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг, развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах, активизирует деятельность центров народных промыслов и развития культуры, обеспечивает рост уровня жизни местного населения и увеличивает валютные поступления.
«Туризм является важнейшим источником доходов для городов и окружающих их районов, особенно для тех, которые знамениты своим историческим или культурным наследием, таких, как Каир и Кейптаун в Африке,
Афины, Париж, Рим или Прага в Европе, Бангкок и Пекин в Азии, Рио-де-Жанейро, Канкун и Санто Доминго в Америке. Именно поэтому представляется целесообразным создание туристско-рекреационных зон, как объектов комплексного обслуживания с широкими управленческими и экономическими возможностями. Туристские зоны функционируют как в развитых (Испания, Португалия, Швейцария), так и в развивающихся странах (Доминиканская Республика, Колумбия, Чили). Государство, как правило, финансирует строительство гостиниц и других средств размещения туристов, а также предоставляет различные льготы иностранным и местным компаниям, занятым в сфере туристского бизнеса» [7, с. 277].
В результате влияния политических, экономических, социальных факторов на развитие международного туризма в динамике туристских прибытий происходят характерные изменения. В таблице 5 представлены данные о динамике международных туристских прибытий в мире по укрупненным регионам с 2005 по 2015 г., по данным Всемирной туристской организации UNWTO.
По данным Всемирной туристкой организации (UNWTO), в 2005 г. международные туристские прибытия достигли 807 млн чел., а в 2015 г. мировой туризм перешагнул планку в 1 млрд туристских прибытий и составил 1 186 млрд чел.
Анализируя данные таблицы 5, можно сделать вывод, что за период с 2005 по 2015 г. количество международных туристских прибытий увеличилось на 379 млн чел., что составило увеличение туристского потока почти на 47%. Темпы прироста международных туристских прибытий в развивающиеся страны за этот период заметно снизились по сравнению с периодом 1990-2000 гг. и составили 53,16% по сравнению с 84,8%. По укрупненным регионам развитие туризма за период 2005-2015 гг. также происходило неравномерно. Максимальный прирост международных прибытий туристов наблюдался в Азиатско-Тихоокеанский регион 81,77%. Однако по количественным показателям максимальный международный туристский поток неизменно направлен в
Таблица 5
Динамика международных туристских прибытий и доля рынка по укрупненным регионам, млн чел.
Название региона Международные туристские прибытия Прирост, млн чел. Прирост, % Прирост, %
2005 2010 2014 2015 2015/ 2005 2015/ 2005 2015/ 2014
Всего в мире, в том числе: 807 948 1 134 1 186 379 46,96 4,59
- развитые страны 459 506 622 653 194 42,27 4,98
- развивающиеся страны 348 442 512 533 185 53,16 4,10
По регионам UNWTO
Европа 448,9 484,8 580,2 607,6 158,7 35,35 4,72
Азиатско-Тихоокеанский 153,6 204,9 264,3 279,2 125,6 81,77 5,64
Северная и Южная Америка 133,4 150,6 181,9 192,6 59,2 44,38 5,88
Африка 34,8 49,5 55,3 53,5 18,7 53,74 -3,25
Ближний Восток 36,3 58,2 52,4 53,1 16,8 46,28 1,34
Источник: выполнено автором на основе данных [8].
Европейский регион, так в 2005 г. в Европе зафиксировано 448,9 млн чел. туристов, а в 2015 г. - 607,7 млн чел., что составляет более 51% всего международного туристского потока. Минимальный прирост международных туристских прибытий наблюдается в Европу и составляет 35,35%. Несмотря на большое количество объектов культурно-исторического наследия и развитой инфраструктуры в европейских странах, тенденции развития туризма указывают на резкое сокращение туристского потока в Европу. Причинами такой ситуации, возможно, стали такие факторы, как усилившаяся политическая нестабильность стран Западной и Восточной Европы, увеличение мигрантов в многие европейские страны, усиление террористической угрозы. При сравнении количественных показателей за период 2014-2015 гг. выявился отрицательный прирост, т. е. сокращение количества туристских прибытий в Африканский регион на 1,8 млн чел., что составило - 3,25%.
В соответствии с данными о международных туристских прибытиях за период
2005-2015 гг., в таблице 6 представлена доля международных туристских прибытий по укрупненным регионам (в процентах).
На основе полученных данных в таблице 6 можно сделать вывод, что на развитые страны в 2015 г. приходилось 55,06% международных туристских прибытий, на развивающиеся -44,94%. Из регионов мира в 2015 г. безусловным лидером по числу международных туристских прибытий является Европа -607,6 млн чел., что составило 51,23%.
Анализируя динамику процесса международных туристских прибытий по укрупненным регионам мира, можно выявить следующие закономерности: за период с 2005 по 2015 г. наблюдалась тенденция сокращения туристских прибытий в Европу. В 2005 г. доля прибытий туристов в Европу составляла 55,63%, а в 2015 г. эта доля составила 51,23%, что на 4,40% меньше первоначальной величины. Быстрыми темпами увеличивается количество прибытий туристов в Азиатско-Тихоокеанский регион: в 2005 г. доля прибытий составила по данном региону 19,03%, а в 2015 г. количество
Таблица 6
Доля международных туристских прибытий по регионам за период 2005-2015 гг., %
Регионы мира 2005 2010 2015
Всего в мире, в том числе: 100 100 100
- развитые страны 56,88 53,38 55,06
- развивающиеся страны 43,12 46,62 44,94
По регионам UNWTO
Европа 55,63 51,14 51,23
Азиатско-Тихоокеанский 19,03 21,61 23,54
Северная и Южная Америка 16,53 15,89 16,24
Африка 4,31 5,22 4,51
Ближний Восток 4,50 6,14 4,48
Источник: выполнено автором на основе данных таблицы 5.
прибытий увеличилось в структуре регионов до 23,54% от общего количества международных туристских прибытий, что на 4,51% больше уровня 2005 г. Положительная динамика наблюдается и по Африканскому региону. Доля международных прибытий по Африканскому региону за период с 2005 по 2015 г. увеличилась на 0,2%. В то же время наблюдается сокращение доли туристских прибытий по Американскому региону на 0,29%.
На рисунке 1 представлены данные о динамике международных туристских прибытий за период с 1990 по 2015 г.
По данным UNWTO, общая экспортная выручка от международного туризма составила в 2015 г. 1,26 трлн долл. США. В таблице 7 представлены данные Всемирной туристской организации о динамике доходов от мирового туризма за период 2005-2015 гг.
Анализируя данные таблицы 7, можно сделать вывод, что за период с 2005 по 2015 г. доходы от международного туризма увеличились на 554 млрд долл. США, что составило прирост в 78,47%. На рисунке 2 представлены данные по структуре международных прибы-
тий и распределения доходов от туристской деятельности, по данным Всемирной туристской организации UNWTO в 2015 г.
При исследовании тенденций развития международного туризма необходимо обратить внимание на страны-лидеры по приему туристов и страны-лидеры по доходам от международного туризма.
В таблицах 8 и 9 представлены данные о десяти странах-лидерах по числу международных туристских прибытий и по доходам от международного туризма в 2015 г., а также данные о месте России в этом рейтинге.
Как видно из таблицы 8, в числе стран-лидеров по приему туристов в 2015 г. - Франция (7,12%), США (6,53%), Испания (5,75%). Россия находится на 10-м месте в десятке ведущих стран мира по приему туристов и составляет (2,63%). Доля всех ведущих десяти стран по приему туристов в 2015 г. в мировом потоке этой группы составила 43,23%. Прирост десятки ведущих стран по приему туристов за 2014-2015 гг. составил 20,4 млн чел.
Анализируя данные таблицы 9, где представлены страны-лидеры по доходам от
1400
1186
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 1
Динамика международных туристских прибытий по данным UNWTO, 1990-2015 гг., млн чел. [8] Таблица 7
Динамика доходов от международного туризма в мире в 2005-2015 гг., млрд долл. США
Показатель 2005 2008 2009 2010 2012 2013 2014 2015
US $ 706 987 905 986 1146 1241 1309 1260
Euro 568 671 649 744 892 934 986 1136
Источник: [8].
международного туризма в 2014-2015 гг., можно сделать вывод, что в большинстве стран выявлены отрицательные темпы прироста по доходам. Несмотря на то, что из одиннадцати представленных в таблице стран-лидеров по доходам только три страны показали положительные темпы роста. К таким странам относятся: США с доходом от международного туризма за 2015 г. в раз-
мере 204,5 млрд долл. Прирост по сравнению с 2014 г. составил 13,2 млрд долл. Китай по величине доходов от международного туризма занимает второе место с показателем -114,1 млрд долл. в 2015 г., прирост по сравнению с 2014 г. составил 8,7 млрд долл. На шестом месте рейтинга стран по доходам от туризма находится Таиланд с доходом в размере 44,6 млрд долл., причем прирост до-
Рисунок 2
Международный туризм в 2015 г. по данным UNWTO: международные прибытия и доходы по регионам мира [8]
Таблица 8
Страны-лидеры международных туристских прибытий в 2014-2015 гг., млн чел.
Место Страна 2014 г. 2015 г. Прирост 2015/2014 гг. млн чел. Удельный вес, % 2015 г.
1 Франция 83,7 84,5 0,8 7,12
2 США 75,0 77,5 2,5 6,53
3 Испания 64,9 68,2 3,3 5,75
4 Китай 55,6 56,9 1,3 4,80
5 Италия 48,6 50,7 2,1 4,27
6 Турция 39,8 42,1 2,3 3,55
7 Германия 33,0 35,0 2,0 2,95
8 Великобритания 32,6 34,4 1,8 2,9
9 Мексика 29,3 32,1 2,8 2,71
10 Российская Федерация 29,8 31,3 1,5 2,63
Всего по группе 492,3 512,7 20,4 43,23
Другие страны 641,7 673,3 31,6 56,77
Всего 1134 1186 52 100
Источник: выполнено автором на основе данных [8].
Таблица 9
Страны-лидеры по доходам от международного туризма в 2014-2015 гг., млрд долл. США
Место Страна 2014 г. 2015 г. Прирост 2015/2014 гг. млрд долл. Удельный вес, % 2015 г.
1 США 191,3 204,5 13,2 16,23
2 Китай 105,4 114,1 8,7 9,06
3 Испания 65,1 56,5 -8,6 4,48
4 Франция 58,1 45,9 -12,2 3,64
5 Великобритания 46,5 45,5 -1,0 3,61
6 Таиланд 38,4 44,6 6,2 3,54
7 Италия 45,5 39,4 -6,1 3,14
8 Германия 43,3 36,9 -6,4 2,93
9 Гонконг (Китай) 38,4 36,2 -2,2 2,87
10 Макао (Китай) 42,6 31,3 -11,3 2,48
32 Российская Федерация 11,8 8,5 -3,3 0,67
Всего по группе 686,4 663,4 -23,0 52,65
Другие страны 622,6 596,6 -26 47,35
Всего 1309 1260 -49 100
Источник: выполнено автором на основе данных [8].
ходов за год составил 6,2 млрд долл. По доходам от развития международного туризма в 2015 г. Российская Федерация находилась на 32-м месте, и доходы от туризма составляли 8,5 млрд долл., по сравнению с 2014 г. доходы от туризма в РФ снизились на 3,3 млрд долл. В целом, по группе 10 лидирующих стран плюс Российская Федерация доходы от туризма в 2015 г. составили 663,4 млрд долл. и по сравнению с 2014 г. сократились на 23 млрд долл. Одним из факторов, оказывающих влияние на тенденцию сокращения доходов от международного туризма, является процесс снижения покупательной способности населения, отказ
от дополнительных платных услуг, сокращение времени путешествия, неблагоприятные условия в области безопасности туристов.
Несмотря на тревожные факты снижения покупательной активности населения в области международного туризма, ожидается, что к 2030 г. объем международных туристских прибытий в мире достигнет 1,8 млрд чел. Всемирная туристская организация (UNWTO) определила основные особенности развития международного туризма в мировой экономике на основании статистики международного туризма.
«К 2030 г. северо-восточная Азия станет самым посещаемым регионом в мире, на нее
придется 16% всего въездного туристского потока, она опередит южную Европу и европейский страны Средиземноморья, заняв в 2030 г. 15%-ю долю. Выездной туризм будет в основном расти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Затем идет Европа, из которой средний рост числа туристов составит 16 млн в год, при темпах роста (+2.5% в год). Далее, 5 млн туристов придутся на Америку, 3 млн туристов на Африку и 2 млн туристов на Средний Восток» [3, с. 34].
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что даже в условиях мирового экономического кризиса и снижения покупательного спроса на услуги туризм занимает важнейшие позиции
в экономике многих стран и регионов мира. Развитие туризма способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. Необходимо уделять серьезное внимание индустрии туризма, как крупному сектору экономики страны, как взаимосвязанной системе, оказывающей влияние как на экономические, так и на социальные процессы в обществе. В современных условиях мирового экономического кризиса становится все более актуальным разработка новых методологических подходов к развитию и совершенствованию системы регионального управления туризмом и повышения интереса к внутреннему и въездному туризму.
Список литературы
1. Барсуков Д. П., Литвин Ю. Ю., Шайдаров А. Ю. Хозяйственный механизм формирования и реализации туристского потенциала региона: монография. СПб.: Д.А.Р.К., 2005. 208 с.
2. Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО) - Ростуризм. URL: http:// www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557 (дата обращения: 23.04.2017).
3. Туризм 2030. Глобальный обзор / Tourism Towards 2030/ Global overview. URL: http://www.wise.co.th/wise/Knowledge_Bank/References/Tourism/UNWTO_ Tourism_ Toward_2030.pdf (дата обращения: 24.04.2017).
4. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
5. Кружалин К. В. Оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды междунар. науч.-практ. конф. 27-28 апреля 2006 г. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Туризм, 2006. С. 281-288.
6. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. 160 с.
7. Морозов М. А. Экономика туризма / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В.Хорева. М.: Федеральное агентство по туризму. 320 с.
8. Отчет Всемирной туристской организации за 2016 год/UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition. URL: http://tourlib.net/wto/WT0_highlights_2016.pdf (дата обращения: 24.04.2017).