Научная статья на тему 'Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития'

Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
7151
922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКИЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богомазова И. В., Яковенко О. В.

В современном мире туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует приходящаяся на него доля мирового валового национального дохода (порядка 10%). Выступая в качестве одного из самых прибыльных видов бизнеса в мире, туризм является одним из важнейших источников формирования бюджета.Развитие международного туризма обеспечивает повышение конкурентоспособности стран и регионов в результате создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, что играет важную роль в решении социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богомазова И. В., Яковенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития»

Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Market of international tourism: sta tus and trends of development// Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-2-7-14

Богомазова И.В. Яковенко О.В.

РЫНОК МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1) доцент, кандидат экономических наук. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail: [email protected]

2) старший преподаватель. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(НИУ «БелГУ»), ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail:[email protected]

Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6)

Аннотация. В современном мире туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует приходящаяся на него доля мирового валового национального дохода (порядка 10%). Выступая в качестве одного из самых прибыльных видов бизнеса в мире, туризм является одним из важнейших источников формирования бюджета.

Развитие международного туризма обеспечивает повышение конкурентоспособности стран и регионов в результате создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, что играет важную роль в решении социальных проблем.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, статистика туризма, состояние и перспективы развития, туристские регионы.

UDK 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-2-7-14

Bogomazova I.V. Yakovenko O.V.

MARKET OF INTERNATIONAL TOURISM: STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

1) Associate Professor, Ph.D in Economics. Belgorod State National Research University. 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. E-mail: [email protected] 2) Senior lecturer. Belgorod State National Research University. 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. In today's world, tourism is seen as one of the most profitable and rapidly developing sectors of the world economy. This is evidenced by its share in the world's gross national income (about 10%). Being one of the most profitable businesses in the world, tourism is one of the most important sources of the budget.

The development of international tourism enhances the competitiveness of countries and regions as a result of creation of new jobs and raising living standards. Tourism has an impact on the preservation and development of cultural potential, leading to the harmonization of relations between countries and peoples, that plays an important role in solving social problems. Keywords: tourism; international tourism; tourism statistics; the state and prospects of development; tourist regions.

Процессы глобализации свидетельствуют о том, что туризм как направление международной торговли услугами является неотъемлемым элементом цивилизованного общественного развития. Международный туристский рынок выступает в качестве мощного фактора социально-экономического развития страны,

обеспечивая стимулирование притоков иностранных поступлений, повышение роста занятости населения, его благосостояния и расширение межличностных контактов. Увеличение международных связей решает вопросы сохранения памятников культурно-исторического, природного наследия, приводит к

Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Market of international tourism: sta tus and trends of development// Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

открытию новых направлении, оказывая влияние на диверсификацию структуры экономики. Указанные обстоятельства обуславливают значимость изучения этого направления.

В качестве катализатора развития туристская индустрия за счет высокого мультипликативного эффекта влияет на сопряженную с ней транспортную систему и систему связи, сферы сельского хозяйства и торговли.

Степень развития международного туризма зависит от воздействия многочисленных экономических и социальных факторов, а именно роста доходов населения, совершенствования туристских формальностей (сложность оформления заграничных паспортов, виз, таможенные правила, валютный контроль, обмен валюты, санитарные правила, вопросы въезда-выезда, пребывания и передвижения), повышения уровня транспортного обслуживания, увеличения продолжительности отпусков, развития межгосударственного взаимодействия и прочего.

В условиях международной практики процесс регулирования индустрии туризма осуществляется большим количеством

организаций, занимающихся содействием развитию мирового туризма с учетом государственных интересов различных стран на основе создания системы международного правового регулирования, изучения проблем туризма, разработкой направлений,

обеспечивающих устойчивое развитие туризма. К числу наиболее значимых, можно отнести Всемирную туристскую организацию (UNWTO) обеспечивающую поощрение ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), регулирующую перемещение пассажиров, почты и грузов, установление системы тарификации и т.п.

По данным UNWTO в 2015 году число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% или на 50 млн. туристов, составив 1184 млн. человек [8].

Анализ статистических данных UNWTO, характеризующих международные туристские прибытия в 1995-2015 гг., отражает их устойчивое увеличение (рис. 1).

Рис. 1. Международные туристские прибытия, 1995-2015 гг., млн. человек Fig. 1. International tourist arrivals, 1995-2016, mln people

В исследуемом периоде спрос на рынке туристских услуг был достаточно высоким. Тем не менее, результаты туристских направлений выглядят неоднозначно, что обусловлено резкими колебаниями валютных курсов, падением цен на сырьевые ресурсы, в том числе нефть, ростом обеспокоенности по поводу безопасности и защиты людей. Этому содействовало увеличение

располагаемых доходов в странах-импортерах туристов, а также сокращение спроса в странах-экспортерах.

Являясь основной категорией

международной торговли услугами в условиях медленного восстановления экономики, расходы на международный туризм значительно выросли. При этом общая стоимость экспорта от

Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Market of international tourism: sta tus and trends of development// Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

международного туризма составила 1,4 трлн. долларов США. Доходы, полученные от иностранных туристов при предоставлении услуг проживания, питания, развлечений и др., по оценкам специалистов достигли в 2015 году 1232 млрд. долларов США [9].

По данным Барометра международного туризма UNWTO наблюдается ежегодное увеличение доходов, полученных от иностранных туристов [3].

Рис. 2. Динамика доходов, полученных от иностранных туристов, млрд. долларов США Fig. 2. Dynamics of profits received from foreign tourists, bn $

Анализ данных свидетельствует о ежегодном росте доходов с 271 млрд. долларов США до 1232 млрд. долларов США в период 1990-2015 гг., полученных от иностранных туристов. Исключения составляют годы, следующие за кризисными: 2009 год - 905 млрд. долларов США и 2015 год - 1232 млрд. долларов США.

На международный туризм приходится порядка 7% от общего объема мирового экспорта (по сравнению с 2014 годом рост составил 1%) и 30% экспорта услуг.

Для проведения изучения рынка международного туризма - его состояния, проблем и перспектив развития - необходим анализ туристских потоков, который является весьма не равномерным. При этом в соответствии с делением UNWTO различают шесть туристских макрорегионов - Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Африканский, ЮжноАзиатский, Ближне-Восточный. Их состояние зависит от уровня социально-экономического развития входящих стран и регионов.

Так, Европейский макрорегион представлен странами Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, в том числе бывшими республиками СССР, а также включает Израиль, Кипр, Турцию. Американский включает Северную, Южную, Центральную Америку с учетом островных государств и территорий Карибского бассейна. Азиатско-Тихоокеанский -

страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию. Африканский и ЮжноАзиатский - соответственно страны Африки (за исключением Египта и Ливии) и страны Южной Азии. Ближне-Восточный макрорегион объединяет Западную и Юго-Западную Азию, Египет и Ливию [ 1].

В силу того, что для 2015 года были характерны высокие колебания валютных курсов и инфляция, поступления от туризма в Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском и Ближне-Восточном макрорегионе возросли на 4%, в Европе - на 3%, в Африке - на 2% [9].

Европа была лидером по темпам роста в абсолютном и относительном выражении, чему способствовало ослабление позиций евро по отношению к доллару США и другим основным валютам. Число прибытий в Европу достигло 609 млн., что на 29 млн. больше, чем в 2014 году. Центральная и Восточная Европа (+6%) после сокращения числа прибытий в 2014 году восстановила свои позиции. В Северной Европе (+6%), Южной Средиземноморской Европе (+5%) и Западной Европе (+4%) также были зарегистрированы хорошие результаты, особенно учитывая, что многие из них являются давно сформировавшимися туристскими направлениями.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (+5%) в 2015 году число международных туристских прибытий возросло на 13 миллионов и достигло

Bogomazova I.V., Yakovenko O.V. Market of international tourism: status and trends of development // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

277 млн., хотя результаты турнаправлений были неравнозначными. Лидерство по темпам ростам принадлежит Океании (+7%) и Юго-Восточной Азии (+5%), в то же время в Южной Азии и Северо-Восточной Азии прирост составил 4%.

Число международных прибытий в Американский регион (+5%) увеличилось на 9 млн. и составило 191 млн., что способствовало закреплению высоких результатов 2014 года. Повышение курса доллара США стимулировало выездной туризм из Соединенных Штатов Америки и благоприятствовало странам Карибского бассейна и Центральной Америки (прирост 7% в каждом из этих регионов). Результаты Южной Америки и Северной Америки (обе +4%) были близки к средним показателям.

Число международных туристских прибытий на Ближний восток выросло, по оценкам, на 2,8% и составило в совокупности 53 млн., что способствовало процессу восстановления туризма, начавшемуся в 2014 году.

Ограниченные имеющиеся данные по Африке (52 млн. прибытий) указывают на сокращение числа международных прибытий на 2,9%. В Северной Африке число прибытий сократилось на 8%, а в странах Африки южнее Сахары - на 1%, хотя во второй половине года там и восстановилась тенденция позитивного роста.

Китай, входящий в число основных направляющих туристов рынков мира, каждый год, начиная с 2004 года, демонстрирует двузначные темпы роста туристских расходов и продолжает быть лидером международного выездного туризма, что приносит выгоды азиатским направлениям, таким как Япония и Таиланд, а также Соединенным Штатам и различным европейским направлениям.

В то же время объем туристских расходов направляющих туристов рынков Российской Федерации и Бразилии, которые раньше были очень динамичными, существенно снизился в связи с возникшими в обеих странах экономическими ограничениями и ослаблением курса рубля и реала по отношению практически ко всем другим валютам.

Что касается традиционных направляющих туристов рынков развитых стран, то росту туристских расходов Соединенных Штатов Америки (+9%), занимающих второе место в мире

по числу направляемых в другие страны туристов, и Соединенного Королевства (+6%) способствовали сильная валюта и оживление экономики. Темпы роста туристских расходов Германии, Италии и Австрии (все +2%) были более медленными, в то время как спрос на выездной туризм в Канаде и Франции был очень слабым.

Если рассматривать Американский макрорегион, то максимальные международные прибытия и поступления в 2015 году получены странами Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки - рост поступлений составил 7%, для Северной Америки увеличение было на уровне 3%.

Как и в предыдущие годы США, Китай, Испания и Франция остаются главными направлениями международных туристических поступлений и прибывающих туристов - США (178 млрд. долл.), Китай (114 млрд. долл.), Испания (57 млрд. долл.) и Франция (46 млрд. долл.).

На лидирующее положение указанных стран оказал влияние ряд факторов:

- выгодность географического положения и природно-климатические условия, определяющие длительность туристского сезона;

- имеющиеся памятники истории, архитектуры, обуславливающие широту культурно-исторического наследия;

- высокий уровень сервиса и качества обслуживания;

- взаимодействие местного населения, предприятий малого бизнеса с туристами, основанное на знании иностранных языков, осуществлении рекламы туристских возможностей;

- проведение мероприятий по государственной поддержке сферы туризма [5].

Что касается таких направлений, как Турция и Египет, то для них характерно снижение туристских потоков. После крушения российского А321 на Синайском полуострове в Египет перестали летать российские и британские туристы. В ноябре и декабре приток туристов на курорты упал на 50%, что привело к снижению доходов - на 15%. При этом по сравнению с 2014 годом общий спад въездного туризма сократился на 10%. В целом, в 2015 году Египет посетило 9,3 млн. иностранных туристов, что на 6% меньше, чем в предыдущем периоде [7].

Bogomazova I.V., Yakovenko O.V. Market of international tourism: status and trends of development // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

Международные туристские прибытия,% [4] International tourist arrivals, % [4]

Таблица 1 Table 1

Макрорегион 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Мир 1,9 -3,9 6,5 4,6 4,7 4,6 4,2 4,4

Европейский 0,3 -5,1 3,1 6,4 3,9 4,8 2,4 4,9

Азиатско -Тихоокеанский 1,1 -1,6 13,2 6,2 7,1 6,9 5,8 5,0

Американский 2,7 -4,7 6,3 3,6 4,5 3,1 8,4 4,9

Африканский 2,9 4,6 9,3 -0,7 4,6 4,4 0,3 -2,9

Ближне-Восточный 20,0 -5,4 13,1 -9,6 2,2 -2,9 6,7 2,8

Таким образом, оценка туристских потоков характеризуется ростом международного туризма, что будет и далее способствовать глобальному экономическому восстановлению. Это в свою очередь связано со значительным

падением цен на нефть, по причине существенного снижения транспортных расходов в странах-импортерах нефти, увеличении покупательной способности населения.

Рис. 3. Изменение международных туристских прибытий по туристским регионам, 2008-2015 гг., % Fig. 3. Change in international tourist arrivals in tourist regions, 2008-2015, %

Основными государствами мирового рынка туристско-рекреационных услуг, наиболее популярными по международным туристским прибытиям в 2014 году, являются Франция, США, Испания, Китай, Италия, Турция, Германия, Великобритания, Россия, Мексика [2].

По результатам проведенного исследования построены линейный, степенной, логарифмический и экспоненциальный тренды развития международных туристских прибытий до 2025 г. (рис. 4, 5, 6, 7). Для степенной и логарифмической формы трендов характерны пессимистичные значения развития.

Bogomazova I.V., Yakovenko O.V. Market of international tourism: status and trends of development // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и

сервиса». - Т.2, №2,2016.

Рис. 4. Линейная форма тренда Fig.4. Linear form of trend

Рис. 5. Логарифмическая форма тренда Fig.5. Logarithmic form of trend

Рис. 6. Степенная форма тренда Fig. 6. Power form of trend

Рис. 7. Экспоненциальная форма тренда Fig. 7. Exponential form of trend

Серия ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА И СЕРВИСА TECHNOLOGIES OF BUSINESS AND SERVICE SERIES

Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development// Сетевой журнал «Научный результат».

Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №2,2016.

Положительная динамика отражена при данные туристских прибытий в долгосрочной

построении экспоненциальной формы тренда, с перспективе (табл. 2).

использованием которой спрогнозированы

Таблица 2

Прогноз международных туристских прибытий в 2016-2025 гг., млн. чел.

Table 2

Perspectives of international tourist arrivals in 2016-2025, mln people

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель По состоянию на конец года

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Международные туристские прибытия 1220,06 1275,85 1326,99 1367,61 1416,87 1471,45 1530,43 1599,28 1673,53 1734,06

Прогнозные значения показывают рост туристских прибытий и, как следствие, увеличение доходов от туризма. Это приведет к улучшению общеэкономических показателей и показателей международного туризма при снижении уровня процентных ставков и темпов инфляции.

Тем не менее, основными рисками, которые могут повлиять на сокращение динамики развития международного туризма, являются увеличение безработицы, мировой

экономический кризис, рост налогов, политическая нестабильность в туристских регионах и т.п.

В качестве перспективных направлений развития туристской индустрии на международном уровне могут выступать продвижение:

- культурно-познавательного туризма, как одного из базового направления, на долю которого приходится более 10% туристских потоков;

- активных и специализированных видов туризма, в т.ч. круизного;

- делового туризма [6].

В то же время, при развитии туризма в системе международных отношений особое внимание следует уделить реализации событийных, массовых, зрелищных мероприятий, формирование приверженности туристов в направлении сельского туризма, ориентированного на усиление мер по охране окружающей среды, что обуславливает необходимость организации новых

индивидуальных и массовых туристских продуктов.

Также для мировой туристской индустрии свойственно формирование туристско-рекреационных кластеров, а именно на побережье (Средиземное, Адриатическое, Эгейское, Черное моря, Карибский бассейн и т.п.), в горах (Альпы, горные районы Хорватии, Чехии, Финляндии). Создание туристских кластеров стало возможным в результате территориальной близости, отсутствия административных барьеров,

организации международного сотрудничества в сфере экономики и финансовой политики.

Укрупнение бизнеса на основе концентрации производства - характерная черта современного международного рынка туристско-

рекреационных услуг. Широкое распространение в мировой практике получило создание глобальных гостиничных цепей (например, «Holiday Inn», «Hilton Hotels», «Marriott»). Применение подобной формы объединения капитала позволяет снизить затраты по продвижению, придерживаться единых стандартов обслуживания.

Также на основе проведенной оценки состояния и перспектив развития можно выделить тенденции, которые характерны для международного рынка туризма:

- возможность диверсификации туристского продукта;

- регионализм, характеризующий производство туристских услуг с наименьшими затратами в месте их потребления;

- развитие внутреннего туризма;

- увеличение числа туристов «третьего» возраста (60 лет и старше) и потребляемых ими услуг;

- развитие новых туристских направлений;

- поляризация туристских предпочтений -развитие массового и индивидуального видов туризма;

- осуществление рекламы туристских возможностей для увеличения внутренних и въездных потоков и роста поступлений в экономику страны.

Индустрия международного туризма выступает в качестве сложной системы, которая характеризует уровень развития национальной экономики. Имея огромное экономическое значение, туристская индустрия и ее развитие обуславливают решение общеэкономических проблем, связанных с увеличением доходов и занятостью населения, обеспечивая динамичное развитие сопряженных секторов экономики.

Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development// Сетевой журнал «Научный результат».

Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №2,2016.

Список литературы

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учебник / А. Ю. Александрова. М. : Кнорус, 2016. 460 с.

2. Барометр международного туризма UNWTO Выпуск 13. Июнь 2015 г. Статистическое приложение [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http ://www. rmat. ru/wyswyg/file/news/2014-

2015/24082015_unwto.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

3. Барометр международного туризма UNWTO Выпуск 14. Май 2016 г [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom16_ 03_may_excerpt_.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

4. Барометр международного туризма UNWTO Выпуск 14. Март 2016 г [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom16_ 02_march_excerpt.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

5. Бельских, И. Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике [Текст] / И. Е. Бельских // Региональная экономика : теория и практика. 2009. № 8. С. 62-67.

6. Богомазова, И.В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области). Белгород: Издательский дом «Белгород», 2013. 228 с.

7. Международный туризм : новый рекорд в 2015 году [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/66427 (дата обращения: 20.05.2016).

8. Число международных туристских прибытий в 2015 году возросло на 4% и достигло рекордной отметки в 1,2 млрд. [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2016. Mode of accesses: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos (дата обращения: 20.05.2016).

9. Exports from international tourism rise 4% in 2015 [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2016. Mode of accesses: http://media.unwto.org/press-release/2016-05-03/exports-international-tourism-rise-4-2015 (дата обращения: 20.05.2016).

References

1. Alexandrova, A.Y. International Tourism [Text] / A. Y. Alexandrova. Moscow : Knorus, 2016. 460 p.

2. Barometer of International Tourism of the UNWTO - Issue 13. June 2015. Statistical Annex [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http://www.rmat.ru/wyswyg/file/news/2014-2015/24082015_unwto.pdf (date of the application: 20.05.2016).

3. Barometer of International Tourism of the UNWTO - Issue 14. May 2016 [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom16_ 03_may_excerpt_.pdf (date of the application: 20.05.2016).

4. Barometer of International Tourism of the UNWTO - Issue 14. March 2016 г [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO). Mode of accesses: http: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom16_ 02_march_excerpt.pdf (date of the application: 20.05.2016).

5. Bielski, I. E. Local Tourist Image of Business Strategy in the Global Economy [Text] / I. E. Bielski // Regional Economy: theory and practice. 2009. № 8. Pp. 62-67.

6. Bogomazovа, I. V. Formation and Development of Tourism in the Region in Modern Conditions (on the example of Belgorod region). Belgorod: Publishing House «Belgorod», 2013. 228 р.

7. International Tourism: a New Record in 2015 [Electronic resource] // News. Economy. Mode of accesses: http://www.vestifinance.ru/articles/66427 (date of the application: 20.05.2016).

8. The Number of International Tourist Arrivals Grew by 4% in 2015 and Reached a Record $ 1.2 billion. [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2016. Mode of accesses: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015 -godu-vozroslo-na-4-i-dos (date of the application: 20.05.2016).

9. Exports from international tourism rise 4% in 2015 [Electronic resource] / The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2016. Mode of accesses: http://media.unwto.org/press-release/2016-05-03/exports-international-tourism-rise-4-2015 (date of the application: 20.05.2016).

Рецензент

Калугин В.А., доктор экономических наук, профессор Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.