Научная статья на тему 'Тенденции развития международного рынка туристских услуг'

Тенденции развития международного рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1764
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ / ТУРИСТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / TOURIST SERVICES MARKET / TOURIST FLOWS / INTERNATIONAL TOURIST ARRIVALS / TOURISTS / INTERNATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шпырня Олег Валентинович

В данной статье проведен подробный статистический анализ развития рынка международного туризма. Рассматривался период после окончания второй мировой войны (начальная точка, положившая импульс стремительному развитию отрасли как глобального явления) до настоящего времени. При этом основное внимание было уделено последним двадцати годам функционирования индустрии туризма и гостеприимства. В ходе проведенного анализа были выявлены различные факторы, оказывающие существенное влияние на развитие международного рынка туристских услуг: климатические изменения, природные катаклизмы, валютные колебания, изменение цен на нефтепродукты, политические и военные конфликты, терроризм, эпидемии опасных вирусных и инфекционных заболеваний, финансово-экономические кризисы и ряд других факторов. Было замечено, что большинство из указанных выше факторов оказывают прямое воздействие на развитие международного рынка туристских услуг. Однако все указанные факторы являются по своей сути экзогенными, то есть напрямую не связаны с туризмом, но оказывающим на него существенное воздействие. В статье отмечается процесс становления популярных в настоящее время туристских дестинаций, анализируются направленности современных туристских потоков, исследуются закономерности их формирования. В итоге был сделан вывод о недостаточности присутствия Российской Федерации на международном рынке туристских услуг, а также необходимости принятия определенных решений в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL MARKET OF TOURIST SERVICES

This article contains a detailed statistical analysis of the development of the international tourism market. It was considered the period after the end of the Second World War (the starting point, which gave impetus to the rapid development of the industry as a global phenomenon) to the present day. At the same time, the main attention was paid to the last twenty years of the functioning of the tourism and hospitality industry. At the same time, the main attention was paid to the last twenty years of the functioning of the tourism and hospitality industry. In the course of the analysis, various factors that significantly influenced the development of the international market for tourist services were identified: climate change, natural disasters, currency fluctuations, changes in prices for petroleum products, political and military conflicts, terrorism, epidemics of dangerous viral and infectious diseases, financial and economic crises and a number of other factors. It was noted that most of the above factors have a direct impact on the development of the international market of tourist services. However, all these factors are inherently exogenous, that is, they are not directly related to tourism, but have a significant impact on it. The article notes the process of becoming popular tourist destinations, analyzes the trends of modern tourist flows, and studies the patterns of their formation. As a result, the conclusion was made that the presence of the Russian Federation in the international market of tourist services is inadequate, as well as the need to make certain decisions in this area.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международного рынка туристских услуг»

УДК 332.1 ББК 65.04 Ш 84

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

(Рецензирована)

Шпырня Олег Валентинович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928) 665 47 64, е-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье проведен подробный статистический анализ развития рынка международного туризма. Рассматривался период после окончания второй мировой войны (начальная точка, положившая импульс стремительному развитию отрасли как глобального явления) до настоящего времени. При этом основное внимание было уделено последним двадцати годам функционирования индустрии туризма и гостеприимства. В ходе проведенного анализа были выявлены различные факторы, оказывающие существенное влияние на развитие международного рынка туристских услуг: климатические изменения, природные катаклизмы, валютные колебания, изменение цен на нефтепродукты, политические и военные конфликты, терроризм, эпидемии опасных вирусных и инфекционных заболеваний, финансово-экономические кризисы и ряд других факторов. Было замечено, что большинство из указанных выше факторов оказывают прямое воздействие на развитие международного рынка туристских услуг. Однако все указанные факторы являются по своей сути экзогенными, то есть напрямую не связаны с туризмом, но оказывающим на него существенное воздействие. В статье отмечается процесс становления популярных в настоящее время туристских дестинаций, анализируются направленности современных туристских потоков, исследуются закономерности их формирования. В итоге был сделан вывод о недостаточности присутствия Российской Федерации на международном рынке туристских услуг, а также необходимости принятия определенных решений в этой области.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, туристские потоки, международные туристские прибытия, туристы, международный туризм.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL MARKET OF TOURIST SERVICES

(Reviewed)

Shpyrnya Oleg Valentinovich,

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of hotel and tourist business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (928) 665 47 64, е-mail: [email protected]

Summary. This article contains a detailed statistical analysis of the development of the international tourism market. It was considered the period after the end of the Second World War (the starting point, which gave impetus to the rapid development of the industry as a global phenomenon) to the present day. At the same time, the main attention was paid to the last twenty years of the functioning of the tourism and hospitality industry. At the same time, the main attention was paid to the last twenty years of the functioning of the tourism and hospitality industry. In the course of the analysis, various factors that significantly influenced the development of the international market for tourist services were identified: climate change, natural disasters, currency fluctuations, changes in prices for petroleum products, political and military conflicts, terrorism, epidemics of dangerous viral and infectious diseases, financial and economic crises and a number of other factors. It was noted that most of the above factors have a direct impact on the development of the international market of tourist services. However, all these factors are inherently exogenous, that is, they are not directly related to tourism, but have a significant impact on it. The article notes the process of becoming popular tourist destinations, analyzes the trends of modern tourist flows, and studies the patterns of their formation. As a result, the conclusion was made that the presence of the Russian Federation in the international market of tourist services is inadequate, as well as the need to make certain decisions in this area.

Keywords: tourist services market, tourist flows, international tourist arrivals, tourists, international tourism.

По мнению генерального секретаря ИМШТО Талеба Рифаи, фокус международного туризма сегодня смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, на юго-запад Южной Америки и в южные регионы Африканского континента. В 1950-е годы ХХ века две трети всех туристов прибывало в Европейский регион, либо выезжало из ЕС, и только 1 % путешественников отправлялись в Азиатский регион. Сегодня Азиатское направление привлекает около 25% туристов, в ЕС менее половины. Финансовые потоки перетекают с северных регионов в южные [6].

В 1950-х годах около 25 млн. туристов в год совершали международные поездки, большинство людей не выезжало тогда более чем за 100 километров от места проживания, а в 2011 году международные туристские поездки совершило около 980 млн. человек, прибыльность туристской индустрии превысила 1 трлн. долларов. Внутри своих государств в поездках участвовало 4,2 млрд. человек. В 2012 году в мире количество туристов превысило порог в 1 млрд. человек, через 20 лет этот показатель, по мнению специалистов, может достигнуть 2 млрд. туристов, соответственно, ежедневно в турпоездках будут находиться более 5 млн. туристов. Индустрия туризма в настоящее время занимает 10 % валового мирового продукта, с ней связано 7 % мировой торговли, 11% рабочих мест [7].

После завершения Второй мировой войны начался период роста международного туризма. За время с 1950 по 1990 гг. количество международных туристских прибытий в мире увеличивалось в среднем на 7 % ежегодно. Если в 1950 году количество международных туристских прибытий составило примерно 25 миллионов, то в 1990 году - 455 млн.

Начало 80-х годов 20 века совпало со спадом в рыночной экономике, который обусловил сокращение международных туристских прибытий до 1984 г. Этот и 1985 год стали достаточно удачными, особенно для Европейского региона. Однако авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливийских экстремистов привели к сокращению туристских потоков в мире.

В конце 80-х годов 20 века положение стабилизировалось. В этот период ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай), страны Европы (Испания, Португалия, Италия, Франция), а также Турция испытали интенсивный рост.

1990-е годы начались неблагоприятно для развития международного туризма. В этом главную роль сыграли военные действия в Ираке (операция «Буря в пустыне»). Вскоре после начала войны

были прекращены туристские прибытия на Ближний Восток, тем самым, снизив темпы роста международного туризма. Очередной рост начался в 1992 г., когда увеличение составило 8 %. С 1995 г. по 1999 г. рост числа прибытий международных туристов составлял в среднем 3-4 % и достиг в 1999 г. 657 млн. туристских прибытий.

Террористические акты в США в 2001 году и последовавшие за этим военные операции в Афганистане и Ираке очень негативно повлияли на развитие турбизнеса. Резко сократился объем въездного потока в США (на 12,6 %). Многие туроператоры, гостиницы и авиакомпании обанкротились. В 2001 году число зарубежных поездок уменьшилось по сравнению с 2000 годом на 1,3 % и составило 689 млн [4].

Терроризм, стихийные бедствия, страхи по поводу угроз для здоровья, рост цен на нефть, колебания валютных курсов, экономическая и политическая нестабильность - вот только некоторые из проблем, с которыми столкнулась индустрия туризма в 2005 году. И все же международные туристские прибытия повсюду в мире превзошли все ожидания, составив 806 миллионов Согласно оценкам ИМШТО, рост представляет 42 миллиона дополнительных прибытий: более 17 миллионов в Европе, 11 миллионов в Азии и Тихоокеанском регионе, 8 миллионов в Северной и Южной Америке, по 3 миллиона в Африке и на Ближнем Востоке. Результаты за 2005 год указывают не только на рост во всем мире в 5.5 %, но свидетельствуют также о консолидации невероятного по масштабам развития, достигнутого в 2004 году (+10 %). Хотя развитие мирового туризма было более умеренным в 2005 году, оно все же почти на полтора процента превысило долгосрочные среднегодовые темпы роста, составляющие 4.1 %.

Из результатов по регионам явствует, что в прошлом году самый высокий прирост в прибытиях наблюдался в Африке (+9 %), за ней следуют страны Ближнего Востока (+8 %), Азии и Тихоокеанского региона (+8 %), Северной и Южной Америки (+6 %) и Европы (+4 %). Между тем, несмотря на сравнительно замедлившиеся темпы роста в 2005 году, на Ближнем Востоке наблюдались самые высокие среднегодовые темпы роста за последние пять лет. С 2000 года они составили в среднем 10 % в год, по сравнению с 7 % в Азии и Тихоокеанском регионе, 5 % в Африке, 2 % в Европе и менее 1 % в Северной и Южной Америке. В сравнении, общемировые темпы составляли в среднем чуть более 3 %. Единственным регионом, в котором не происходил прирост международных прибытий в течение всего пятилетнего периода, остается Северная Америка (- 0.3 %).

В 2006 году количество международных туристских прибытий составило 842 миллиона (+ 4,5 % по сравнению с 2005 годом). По сравнению с 2005 годом в Европе туристские потоки увеличились на 17 млн. (+ 3,9 %), на Ближнем Востоке - на 1,5 млн. (+ 3,9 %), в Африке - на 3 млн. (+ 8,1 %), в Северной и Южной Америке - на 3 млн. (+ 2,1 %), в Азиатско-Тихоокеанском регионе - на 12 млн. (+ 7,6 %) [5].

За период с января по апрель 2007 года число международных туристских прибытий увеличились на 6 % и составило 252 млн., что на 15 млн. больше, чем за соответствующий период 2006 года. В 2007 году рост международных туристских прибытий превысил 6% благодаря устойчивому росту мировой экономики. В развивающихся странах международные туристские прибытия выросли на 8%. В мире международные туристские прибытия достигли отметки в 898 миллионов, увеличение составило 32%, т.е. в среднем 4% в год.

В 2008 году туристские прибытия выросли на 2 % и достигли 920 млн., что на 19 млн. больше чем в 2007 году. Доходы от международного туризма в 2008 году составили 944 млрд. долларов США (642 млрд. евро). Увеличение по сравнению с 2007 годом составило 1,8 %.

Однако, негативные тенденции, вызванные мировым финансовым кризисом во второй половине 2008 года интенсифицировались в 2009 году. Количество международных туристских прибытий с января по апрель 2009 года уменьшилось в целом на 8 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Данные результаты связаны, прежде всего, с мировым финансовым кризисом, а также эпидемией гриппа А И1Ш. В 2009 году международные туристские прибытия снизились по сравнению с 2008 на 4,2 % и составили 880 миллионов. Доходы от международного туризма составили 852 млрд. долл. (611 млрд. евро). Снижение доходов по сравнению с 2008 годом - 5,7 %. В первые 4 месяца 2010 года наметился рост международных туристских прибытий и к апрелю достиг 7%. Африка + 3%, Европа - 10%, Ближний Восток - 18%, Азиатско-Тихоокеанский регион - 6%, Америка -5%.

На этом фоне предполагается, что рост туризма приблизится к долгосрочному прогнозу иМШТО, который предсказывает среднегодовой рост до 2020 года в 4,1%. Согласно данному прогнозу к 2020 году количество туристских прибытий в мире возрастет до 1,6 млрд [7].

В случае позитивных явлений в рыночной ситуации в мире в 2010 году международная туристская индустрия восстановилась быстрее, чем ожидалось после мирового финансово-экономического кризиса и явного спада в конце 2008 -

2009 гг. Международные туристские прибытия выросли на 6,7% по сравнению с 2009 г., однако положительный тренд увеличения был зарегистрирован во всех регионах мира. Число международных туристских прибытий в мире увеличилось до 935 млн., что на 58 млн. превысило показатели 2009 г. и на 22 млн. - показатели докризисных верхних значений 2008 г. (913 млн.) [2].

В течение 2010 года спрос в области международного туризма держался на соответствующем уровне, несмотря на имеющую место экономическую нестабильность на определенных туристских рынках, климатические катаклизмы в разных странах, социально-политические волнения, блокирование воздушного сообщения из-за извержения вулкана в Исландии и очень плохую погодную ситуацию в ряде регионов Европейского и Американского регионов зимой.

В 2010 году также возросла значимость крупных международных событий в сфере спорта, культуры и выставок - в их выдающейся возможности привлекать туристов и позиционировать принимающие страны, как популярные туристские направления. Наиболее существенными примерами этому послужили XXI Олимпийские зимние игры и X Па-ралимпийские зимние игры в Ванкувере выставка Экспо в Китае, чемпионат мира по футбол в ЮАР [2].

Международные туристские прибытия в 2010 году выросли приблизительно на 7% и достигли отметки в 940 миллионов. В 2010 году внешние финансовые вливания от международного туризма увеличились до 919 млрд. долл. США (693 млрд. евро).

В 2011 году количество международных туристских прибытий увеличилось более чем на 4% и составило 995 миллионов.

В 2012 г. количество международных туристских прибытий существенно выросло и достигло отметки в 1.035 миллионов, соответственно впервые в истории международного туризма был превышен порог в 1 миллиард туристов.

Количество международных туристских прибытий в 2013 г. возросло на 5% и достигло 1.087 миллионов. В первые 5 месяцев 2014 года был продемонстрирован 5 % рост 317 миллионов прибытий (+14 млн.) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года [1].

8 августа 2014 года ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) (ММСП объявила вспышку болезни, вызванной вирусом Эбола (БВВЭ) в Западной Африке, чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

В 2014 году рост международных туристских прибытий составил 4.4% по отношению к 2013 г. и составил 1,135 миллиона туристов.

Международный туризм в 2014 году показал рост во всех регионах мира.

Европа, на долю которой приходится 41% мировых поступлений от международного туризма, показала рост доходов от туризма 17 млрд. $ - 509 млрд. $ (евро 383 млрд). Азия и Тихоокеанский регион (30% рост) на 16 миллиардов долларов США -377 млрд (евро 284 млрд). Северная и Южная Америка (22% рост), выручка увеличилась на $ 10 млрд. долларов США - 274 миллиардов $ (евро 206 млрд). На Ближнем Востоке, (4% рост) доходы от туризма увеличились на 4 млрд. в США - $ 49 млрд. (евро 37 млрд.) и в Африке (3% рост) на 1 миллиард долларов США - $ 36 млрд (евро 27 млрд.).

В 2015 году количество международных туристских прибытий составило 1 млрд. 186 млн. человек. Совокупный доход составил 1 трлн. 260 млрд. долларов США.

В 2016 году международный туризм показал уверенный рост. Число международных туристских прибытий выросло на 3.9%, достигнув показателя в 1 миллиард 235 миллиона туристов (1,235 млн.). Увеличение по сравнению с 2015 годом составило порядка 46 миллионов туристов.

2016 год стал семнадцатым по счету годом устойчивого роста туристских прибытий со времени глобального экономического и финансового кризиса 2009 года. Подобных показателей не наблюдалось с 1960-х годов. Как результат, на 300 миллионов туристов больше путешествовало в 2016 году по сравнению с предкризисным периодом 2008 года [2].

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2016 году рост числа туристских прибытий составил 8%. Африканский регион продемонстрировал такие же показатели (+8%). В американском регионе рост составил 4 %, в Европейском регионе - 2%. Отрицательный результат по казал Ближний Восток (-4%), но это обусловлено объективными причинами, о которых говорилось выше.

Итоги 2016 года показали лидирующую роль Китая в развитии выездного международного туризма. Далее идут Соединенные Штаты Америки, Германия, Великобритания, Франция [3].

Китай сегодня это мировой лидер выездного туризма. Международные туристские расходы выросли с 11 млрд. долларов 261 миллиарда. Число международных туристов выросло на 6% в 2016 году и достигло показателя 135 миллионов.

Рост выездного туризма из Китая наиболее выгоден для туристских дестинаций Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Японии, Южной

Кореи, Таиланда, а также для США и некоторых направлений в Европе.

США являются вторым по величине рынком выездного туризма в мире. В 2016 году рост здесь составил 8% по сравнению с 2015 годом (122 млрд. долларов в 2016 году и 113 млрд. долларов в 2015 году). Число международных туристов в 2016 году составило порядка 80 миллионов.

Германия, Великобритания, Франция и Италия являются лидерами выездного туризма в Европе. Германия является третьим по величине игроком на международном рынке выездного туризма.

Среди всех направляющих рынков наибольшую динамику продемонстрировали в 2016 году: Вьетнам (+28%), Аргентина (+26%), Египет (+19%), Испания (+17%), Индия (+16%), Израиль и Украина (обе страны +12%), Катар и Таиланд (обе страны + 11%).

На этом фоне показатели Российской Федерации составили 24 млрд. долларов.

Развитие международного туризма обуславливается стремлением государства увеличить проток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы (Франция, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Дания и Германия почти каждый житель ежегодно путешествует), Северной Америки.

Крупнейшими экспортерами (куда едут) туристских услуг являются Испания, Франция, Италия, США, импортерами (откуда едут) — Китай, Соединенные Штаты Америки, Германия, Великобритания, Франция [7].

Всемирный экономической форум в Женеве (WEF) ежегодно составляет сравнительный анализ уровня конкурентоспособности стран в сфере туризма - The Travel and Tourism Competitiveness Report. При составлении рейтинга учитываются многие критерии: уровень развития транспортной и рыночной инфраструктуры, уровень жизни населения, цены на товары и услуги, совершенство нормативно-правовой базы, степень загрязнения окружающей среды и так далее.

В 2017 году Россия поднялась на 43-е место в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума The Travel and Tourism Competitiveness Report.

Этот рейтинг публикуется с 2007 г. В 2017 году в нем участвовали 136 стран, которые оценивались по 14 позициям, связанным с приемом туристов. Сюда входят историческое и культурное наследие, развитие экономики, транспорта, гостиничного

сектора, коммуникаций, медицины, открытость населения и многое другое.

В 2015 году Россия заняла в рейтинге 45-е место, поднявшись сразу на 18 пунктов. В 2017-м она снова упрочила свои позиции, поднявшись еще на две строчки. Соседнее 44-е место занимает Турция, 42-е - Индонезия.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла второе место после Эстонии (37-е место). На третьем месте Латвия (54-е место), на четвертом - Литва (56-е место), на пятом - Грузия (70-е место), на шестом - Азербайджан (71-е место), на седьмом - Казахстан (81-е место), на восьмом - Украина (88-е место), на девятом - Таджикистан (107-е место), на десятом - Киргизия (115-е место).

Как считают эксперты ШЕБ, наиболее сильные позиции в рейтинге Россия занимает по инфраструктуре воздушного транспорта (22-е место), количеству природных ресурсов (39-е место) и культурных достопримечательностей (25-е место). По конкурентоспособности цен наша страна занимает 11-е место.

По качеству туристской инфраструктуры (гостиницы, курорты, развлекательные заведения) у России 116-е место. Низко оценили эксперты и открытость страны для международных путешественников (115-е место). Среди критериев, по которым оценивалась открытость - визовые требования. По этому показателю Россия на 120-м месте в мире из 136, это хуже, чем год назад. По заключенным двусторонним соглашениям о воздушном сообщении Россия заняла 122-е место.

По приоритетности туризма для правительства Россия заняла 95-е место. В качестве отдельных критериев этой позиции эксперты ШЕБ оценивали государственные расходы на развитие туризма (84-е место) и эффективность маркетинга и брендинга в продвижении страны как туристского направления (81-е место). Усилия правительства по развитию сектора туризма эксперты ШЕБ также оценили низко (89-е место). По экологической ситуации Россия заняла 71-е место.

В категории «Здоровье и гигиена» Россия занимает пятое место в мире. Столь высокий результат авторы рейтинга объясняют наличием большого количества врачей и больничных коек, а также отсутствием случаев малярии. При этом по доступу к медицинским услугам Россия только на 94-м месте, а по распространенности ВИЧ - на 106-м.

Низкие места Россия заняла по позициям, связанным с инвестиционным климатом, защитой прав собственности, легкостью ведения бизнеса (105-е место). По уровню безопасности (включая число убийств и террористическую угрозу) страна

оказалась на 109-м месте, поднявшись на 17 мест по сравнению с 2015 годом.

Первые места в рейтинге 2017 года заняли Испания, Франция, Германия, Япония, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария [2].

Проведенный статистический анализ показал поступательное развитие рынка международного туризма. Число туристских прибытий постоянно увеличивается. При этом необходимо иметь в виду различные негативные факторы, способные оказывать негативное влияние на туристский рынок. Российская Федерация занимает незначительный сегмент международного туризма. Существуют определенные проблемы, как объективные, так и субъективные. Государству необходимо осуществлять меры по продвижению национального туристского продукта на международном рынке.

ИСТОЧНИКИ:

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «География», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

- 2-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 462 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71022.html

2. Жулидов С.Б. The Travel and Tourism Industry [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса 10000 и туризма 10200. - Электрон. текстовые данные. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. -204 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/71242.html

3. Международный туризм [Электронный ресурс]: правовые акты / . - Электрон. текстовые данные.

- М. : Российская международная академия туризма, Логос, 2014. - 576 с. - Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/51866.html

4. Селиванов В.В. Международный морской туризм. Основы организации и методология [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.

- 334 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/73332.html

5. Холодилина Ю.Е. Международный туризм в странах Европейского союза и Америки [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 133 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61371.

6. Шпырня О.В., Говоров М.В., Дёмин Д.А. Состояние и перспективы развития туризма в Краснодарском крае // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - 2016. - Т. 2. - С. 50-52.

7. Шпырня О.В., Евтушенко С.Ф. Технология организации международного туризма: учебное пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.