Анализ тенденций распространения массовых открытых онлайн курсов
Гришмановская Ольга Николаевна,
аспирант, кафедра автоматики и компьютерных систем, БУ ВО ХМАО «Сургутский государственный университет»,
Гришмановский Павел Валерьевич,
к.т.н., доцент, кафедра автоматики и компьютерных систем, БУ ВО ХМАО «Сургутский государственный университет», [email protected]
Стремительное развитие информационных, в том числе цифровых, технологий меняет существующие модели во всех сферах человеческой деятельности. Университет, как социальный институт, призванный реагировать на вызовы глобализации и цифровизации, внедряет информационные коммуникационные технологии с целью обеспечить соответствие предоставляемых образовательных услуг запросам современного общества. Возможные последствия инновационных изменений в российском образовании требуют оценки, в том числе, на основе анализа тенденции системы образования в мире. Ключевые слова: образование, цифровизация образования, электронные образовательные ресурсы, онлайн-курсы, массовые открытые онлайн курсы.
о
Е
£
СП
0
(Ч
«9
01 г
Повсеместное распространение информационных технологий и проникновение их во все сферы человеческой деятельности существенно меняет сложившийся традиционный порядок и открывает новые перспективы. Стремительное развитие цифровых технологий формирует новое информационное общество, изменяя сознание людей и способы восприятия ими информации. Одно из явлений, способное существенно изменить современную систему образования - это массовые открытые онлайн курсы (МООК), которые представляют собой электронные образовательные ресурсы (ЭОР) с открытым доступом, разрабатываемые вузами с целью преподавания отдельных дисциплин, модулей и целых образовательных программ посредством доступа через сеть интернет с использованием различных технологических способов дистанционного предоставления образовательного контента, таких как видеолекции и он-лайн-трансляции, дискуссионные форумы и т.д. наряду с уже традиционными текстовыми и графическими формами, а также проведением онлайн-оценки достижений обучающихся при освоении учебного курса. Таким образом, становится возможным дистанционное получение полноценного образования. Например, российская национальная платформа «Открытое образование» [1], зарегистрированная в 2015 г. предлагает более 300 он-лайн-курсов от 15 ведущих вузов России и их количество, скорее всего, в ближайшее время будет только расти. Однако, это достаточно новое явление в российском образовании вызывает много споров в обществе и в академических кругах. С одной стороны, представляются очевидными преимущества МООК:
1. МООК дает возможность гораздо большему числу людей получить качественное современное образование вне зависимости от своего территориального расположения, раздвигает границы и «стирает» расстояние. Везде, где есть интернет, студенты могут проходить обучение.
2. Создание открытых онлайн-курсов - это хорошая возможность для университетов привлечь гораздо больший контингент студентов.
3. Посредством МООК легко обеспечивается непрерывное образования в тех сферах деятельности, в которых это особенно необходимо, в форме прохождения курсов повышения квалификации работающими специалистами без выезда к месту учебы.
С другой стороны, возникает вопрос: не приводит ли массовое использование МООК к ухудше-
нию качества образования и какие перемены в связи с этим ожидают систему образования в целом?
Отчасти, увидеть возможные тенденции поможет анализ исследований зарубежных коллег, связанных с тенденциями использования МООК в образовании в тех странах, в которых распространение МООК началось более чем на десятилетие раньше.
Так, в работе [2] отмечают, что несмотря на все достоинства МООК, не утихают споры в академических кругах об их пользе или вреде. В частности, отмечается, что распространенность МООК может привести к ухудшению качества образования, как среднего, так и высшего. Невозможно или затруднительно провести через Интернет лабораторные, клинические, полевые работы, практические эксперименты, требующие непосредственного участия в них студента для отработки практических навыков [3]. Несмотря на то, что онлайн-курсы и онлайн-обучение быстро набирают популярность в высшем образовании [4], МООК не в состоянии полностью заменить систему высшего академического образования в том виде, в котором ее знают и признают в настоящее время в современном мире. Противники широкого распространения МООК отмечают, что такая форма образования способствует нерегулярности академического труда и это может нести угрозу существованию заложенной классической системе обучения в вузах, что негативно отразится на высших учебных заведениях [5]. Также, вызывает и интерес, и тревогу влияние МООК на экономические модели высшего образования [6]. Эти и другие этические последствия МООК включая мошенничество, плагиат и нарушения исследовательской этики, связанные с растущими объемами информационных ресурсов, были изучены в работе [7].
Анализ опыта применения МООК в мировом образовании можно провести в двух плоскостях, соответствующих непосредственным участникам образовательного процесса. С одной стороны, это заинтересованность вузов в разработке и распространении МООК, а с другой - востребованность МООК и мотивация к их освоению с точки зрения обучающихся.
Университет, как социальный институт, призванный реагировать на вызовы глобализации и цифровизации, внедряет многие формы информационных коммуникационных технологий (ИКТ) с целью обеспечить соответствие предоставляемых образовательных услуг ожиданиям потенциальных обучающихся. В результате были созданы новые виртуальные образовательные условия, которые обозначили важные преобразования, начиная от способа доступа к знаниям и заканчивая самой структурой образовательных учреждений. Влияние и тенденции ИКТ в высшем образовании анализируются уже более десятка лет [8]. Предположение, что университетское образование, основанное на использовании ИКТ, будет прочно закреплено как экспортный продукт в мире, высказанное еще в 2005 г., подтвердилось распространением МООК
как феномена, изначально возникшего в североамериканских университетах. Фактически, считается, что технологические достижения в высшем образовании не были слишком заметны и не имели системного влияния до появления таких курсов, но стремительный рост их количества с 2012 г. стал предметом больших дискуссий в современной академической среде. Их особое влияние заключается в предложении безбарьерного образования для всех, кто имеет подключение к сети интернет, благодаря бесплатности и открытости, которые и являются аспектами, обеспечивающими массовость доступа [8].
МООК, как правило, не являются частными предложениями университетов и преподаются посредством виртуальных образовательных платформ, таких как Coursera, Udacity, edX, MiriadaX, созданных с этой целью как консорциумы и предлагаемые некоммерческими организациями. Некоторые исследования считают, что участие университетов в феномене МООК является результатом процесса конвергенции технологий и средств массовой информации и следствием массового высшего образования в контексте культурной гомогенизации, вызванной глобализацией. Другие считают, что МООК - это не угроза для государственных университетов с небольшим бюджетом, как представлялось первоначально, а новая возможность, которая дает им преимущества с точки зрения охвата социальных групп, таких как маломобильные граждане, пенсионеры или сотрудники, которые хотят улучшить свои профессиональные качества [8].
Две характеристики отличают МООК от уже хорошо зарекомендовавшей себя отрасли электронного обучения - это их массовость и открытость, главным образом, в смысле бесплатной основы их предоставления, а не в первоначальном смысле доступности образовательного ресурса. Тем не менее, эти базовые принципы открытости, повторного использования и рекомбинации существуют наряду с тем фактом, что МООК изначально могут быть бесплатными, но поставщики могут требовать плату за дополнительные услуги, такие как аттестация, аккредитация или сертификация по итогам освоения курса. Этот факт является причиной критики, которая связывает бум МООК со стремлением извлечения коммерческой выгоды [9].
Большая часть исследований МООК фокусируется на аспектах, связанных с их спросом, а не на их предложении. В целом, считается само собой разумеющимся, что учебные заведения предлагают МООК, главным образом, для расширения своего масштаба и институциональной видимости, для привлечения большего числа студентов и для создания и поддержания своего бренда. Эти причины были выявлены в исследованиях в Северной Америке. Согласно данным Европейской ассоциации университетов, МООК представляют собой одно из направлений деятельности с наибольшим потенциалом роста в европейских университетах. Конференция президентов испанских университе-
о о и и m S m
О m э m й А
S £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X
s m
о
сч
«9
SI
Z
тов, в свою очередь, указывает, что причинами, по которым университеты предлагают МООК, являются, во-первых, инновации в обучении и, во-вторых, наглядность и наличие университетского преподавания в интернет. Исследование [8], ориентированное на четыре наиболее популярные образовательные платформы, интересно тем, что авторы выдвигают и проверяют пять основополагающих гипотез, связанных с престижем, типом (государственным или частным), возрастом, размером и географическим расположением университета с тем, чтобы в результате анализа определить, имеет ли какая-либо из этих характеристик университетов определяющее влияние на предложение МООК или это является общей тенденцией.
Авторы данного исследования сформулировали 5 следующих гипотез, связывающих характеристики университета и его предложение МООК:
1. Существует значительная положительная связь между престижем университета и его предложением МООК.
2. Частные университеты предлагают больше МООК, чем государственные университеты.
3. Существует отрицательная зависимость между возрастом университета и его предложением МООК.
4. Существует положительная связь между размером университета и его предложением МООК.
5. Университеты США предлагают больше МООК, чем университеты из остального мира.
В рамках современной динамики интернационализации высшего образования одной из наиболее важных общих задач среди университетов является повышение их репутации и престижа, придавая ключевое значение позиции в рейтинге. На самом деле, в конкурентной среде репутация и престиж учреждения являются одними из факторов, определяющих, среди прочего, выбор университетом программы получения степени студентами. Было даже подтверждено, что престиж не обязательно обусловлен исключительно исследовательской деятельностью. В любом случае, престиж рассматривается как стратегический фактор университетов, что часто подчеркивается платформами МООК, которые заявляют, что их предложение исходит от самых престижных университетов мира. С другой стороны, укрепление собственного престижа является одной из целей, к которой также стремятся и участники МООК. Таким образом, можно предполагать, что университеты с наибольшим престижем предлагают наибольшее количество МООК, что является четким признаком их приверженности инновациям в сфере образования.
Вторая гипотеза основывается на том, что МООК - это явление, в котором участвуют как государственные, так и частные университеты, но большое количество публикаций свидетельствует, что предложение МООК связано в первую очередь с интересами частных инвесторов [6,10], хотя в Испании именно государственные университеты
получают больше предложений, реализуя их на одной из наиболее часто используемых платформ «MiriadaX», которая является продуктом частных альянсов.
Также, авторы [8] ссылаются на ряд других исследований различных стратегий высшего образования, которые обнаружили, что существенная отрицательная связь между возрастом университета и использованием ИКТ. Старейшие университеты создавали свои ноу-хау на протяжении многих лет и стремятся защищать свой корпоративный имидж в большей степени, чем более молодые институты, и не спешат внедрять модели, находящиеся на ранних стадиях развития, в том числе МООК.
Аналогично, ссылаясь на публикации результатов других исследований, выдвигается четвертая гипотеза о том, что вероятность предложения МООК зависит от размера учреждения, измеряемого числом студентов или преподавателей. Более крупные университеты, в которых обучается 15 000 студентов и более, имеют достаточно ресурсов и, следовательно, большую способность разрабатывать МООК, особенно по редким и уникальным курсам, тогда как университеты небольшого размера предпочитают отказываться от инноваций такого типа.
И, наконец, пятая гипотеза предполагает наличие связи между географическим положением университета и предложением МООК в силу региональных особенностей спроса и предложения образовательных услуг и глубины проникновения интернета. Приводятся данные о том, что первый МООК был запущен в Канаде в 2008 году, но, в то же время, множество публикаций указывают на преобладание этого явления в США, а также наблюдается тенденция роста присоединения к МООК в других регионах, в том числе в Европе.
Несмотря на то, что многие университеты развивают онлайн-обучение с использованием своих собственных виртуальных платформ электронного обучения или существующих систем управления обучением (LMS), такие как Blackboard или Moodle, в данном исследовании [8] рассматриваются только те, которые предлагают МООК через одну из четырех первых внешних глобальных платформ: Udacity, Coursera, edX и MiriadaX. Выборка включает 151 университет из 29 стран, сгруппированных по четырем укрупненным регионам с общим количеством предложений 904 (табл. 1), при этом из рассмотрения исключены МООК, предлагаемые поставщиками, не являющимися университетами.
Можно также отметить тот факт, что российская национальная платформа «Открытое образование» [1] построена на основе проекта «Open edX» - открытой версии платформы edX [11], однако, в данную категорию подобные проекты не входят. В описываемом исследовании рассматривались российские вузы, разместившие свои курсы именно на портале https://www.edx.org.
Для оценки престижа университета использованы два рейтинга, которые признаны в мире, но имеют существенные методологические различия:
Шанхайский, в котором отдается приоритет исследовательской деятельности, и Webometпcs, который классифицирует университеты в соответствии с их популярностью в интернете. Тип университета определяется как одно из двух значений: государственный или частный. Возраст университета измеряется в годах с момента его основания, а размер университета представлен двумя величинами: количеством преподавателей и количеством студентов - для анализа использован натуральный логарифм этих величин. Географическое положение задано как принадлежность одному из укрупненных регионов: Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Европа, Азия и Океания. Кроме того, в соответствии с [6], использованы два контрольных параметра: валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения и уровень проникновения интернет. В результате, для анализа взаимосвязи предложения МООК в соответствии с описанными критериями использованы две интегральные оценки, в одну из которых включена оценка престижности университета по версии Шанхайского рейтинга, в другую - Webometrics.
Таблица 1
Регион Северная Америка Центральная и Южная Америка Европа Азия и Океания
Страны Канада, США Аргентина, Колумбия, Мексика, Перу, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика Германия, Бельгия, Дания, Испания, Франция, Голландия, Великобритания, Италия, Россия, Швеция, Швейцария Австралия, Китай, Южная Корея, Гонконг, Индия, Израиль, Япония, Сингапур, Тайвань, Турция Всего
вузов 42 2 25 14 83
Courser a МОО К 345 12 97 55 509
стран 2 1 10 9 22
вузов 16 0 8 10 34
edX МОО К 146 0 31 46 223
стран 2 0 6 6 14
вузов 2 0 0 0 2
Udacity МОО К 21 0 0 0 21
стран 1 0 0 0 1
вузов 0 10 22 0 32
Miriada X МОО К 0 16 135 0 151
стран 0 5 1 0 6
вузов 60 12 55 24 151
Всего МОО К 512 28 263 101 904
стран 2 6 11 10 29
Анализ собранной статистики показал интересные результаты, представленные в табл. 2 (для ряда параметров в строках «абс.» приведены исходные количественные значения, а в строках «лог.» - значения их натурального логарифма, использованное для анализа). Первым важным аспектом является высокий уровень дисперсии количества МООК, что связано с наличием большого количества университетов, предлагающих несколько курсов. Минимальное значение 1 соответствует 30 университетам (20%), которые имели только один МООК, в то время как высокое пред-
ложение МООК принадлежит небольшому числу университетов и только одному университету (0,7%) принадлежит максимальное значение 32 курса. Среди университетов с минимальным предложением 70% являются государственными, а в другом разрезе 47% - европейскими и 20% - североамериканскими, оставшаяся треть - это университеты Центральной и Южной Америки, Азии и Океании. Университет с максимальным предложением является частным и североамериканским. В 25-м процентиле находится 47 университетов (31%) с двумя МООК, а в 50-м процентиле - 90 университетов (60%) с четырьмя МООК, что демонстрирует важное расстояние между университетами с наименьшим и наибольшим предложением. Таким образом, преобладающее число университетов (137 - 91%) предлагают в совокупности около половины всех МООК, а остальные 14 университетов (9%) - оставшуюся половину всего количества МООК. Очевидно, что лишь небольшое количество университетов делают стратегическую ставку на этот тип инновации.
Таблица 2
Взаимосвязь количества МООК с контингента
параметрами возраста и
Значение
Параметр среднее диспер- мини- процентиль макси-
сия мальное 25 50 75 мальное
Количество МООК 5,99 6,33 1 2 4 7 32
Возраст универ- абс. 156,6 142,9 11 53 129 181 796
ситета лог. 4,67 0,92 2,40 3,97 4,86 5,20 6,68
Число преподавателей абс. 3 123,8 4 346,4 108 1 000 2 269 3 888 37 610
лог. 7,57 1,01 4,68 6,91 7,73 8,27 10,53
абс. 30 406,5 49 166 10 21 34 459 550
Число студентов 833,4 264 260 046
лог. 9,78 1,07 5,11 9,24 9,96 10,43 13,04
Средний возраст университетов составляет 156 лет, из них 81% имеют возраст менее 200 лет и только 10% - более 300 лет, при этом два европейских (в частности, испанских) университета имеют минимальное и максимальное значения. Из 60 североамериканских учреждений 57% ниже среднего, самый молодой - 49 лет, а самый старый - 378 лет.
Что касается размера, минимальные значения количества преподавателей и студентов (108 и 166 соответственно) принадлежит одному и тому же частному североамериканскому университету, в то время как максимальное число преподавателей (37 610) соответствует государственному центральноамериканскому университету, а максимальное число студентов (459 550) - государственному североамериканскому университету. Из этих данных также следует, что среднее отношение количества преподавателей к количеству студентов составляет величину около 1:10 и эта величина еще несколько меньше для крупных вузов, в то время как для упомянутого небольшого частного университета она приближается к 1:1,5.
В табл. 3 показано распределение рассматриваемых университетов и предлагаемых ими МООК по категориям в соответствии с параметрами исследования.
о о ш и m 5 m
О m э m й А
X £ m
О
х О m
0
01 и А ы о ш А X X m
Таблица 3
Ранжирование университетов по параметрам исследования
Количество уни- Количество
Параметр Значения верситетов МООК
абс. % абс. %
Шанхайский рейтинг Нет в рейтинге 51 33,8 204 22,6
Есть в рейтинге 100 66,2 700 77,4
Всего 151 100,0 904 100,0
(> 1001) 28 18,6 76 8,4
Рейтинг Webometrics (501-1000) 15 9,9 78 8,6
(101-500) 45 29,8 203 22,5
(1-100) 63 41,7 547 60,5
Всего 151 100,0 904 100,0
Тип Публичний (государственный) 105 69,5 566 62,6
Частный 46 30,5 338 37,4
Всего 151 100,0 904 100,0
Северная Америка 60 39,8 512 56,6
Регион Центральная и Южная Америка 12 7,9 28 3,1
Европа 55 36,4 263 29,1
Азия и Океания 24 15,9 101 11,2
Всего 151 100,0 904 100,0
Контрольные значения
< $50,000 64 42,4 291 32,2
ВВП > $50,000 87 57,6 613 67,8
Всего 151 100,0 904 100,0
< 70% 24 15,9 91 10,1
Интернет > 70% 127 84,1 813 89,9
Всего 151 100,0 904 100,0
С точки зрения престижа, 66,2% университетов в данной выборке находятся в рейтинге Шанхая, и они обеспечивают большую часть предложения МООК (77,4%); аналогично, 71,5% университетов попадают в первые 500 позиций в рейтинге Webometrics и их доля составляет 83% курсов. Следует отметить, что данные множества пересекаются, так как есть значительное количество вузов, присутствующих одновременно в обоих рейтингах.
Большинство университетов (69,5%) являются государственными и предоставляют 62,6% предложений, однако из них у 71% есть предложения, которые ниже среднего, то есть они предлагают менее шести курсов.
Что касается географического фактора, то 39,8% университетов находятся в Северной Америке, и на их долю приходится 56,6% предложений; 36,4% находятся в Европе и предлагают 29% курсов; 15,9% принадлежат регионам Азии и Океании с 11% МООК; а регион Центральной и Южной Америки обеспечивает 7,9% университетов и 3% предложения. Таким образом, гипотеза о связи географического расположения и количества предлагаемых МООК подтверждается: лидером является Северная Америка, затем следуют университеты Европы. Кроме того, 57% проанализированных университетов предлагают 68% всех МООК и принадлежат странам, чей ВВП на душу населения превышает 50 000 долларов США, в то время как 85% университетов, представляющих 90% предложения МООК, являются из стран с проникновением интернета более 70% [8].
В таблицах 2 и 3 представлены лишь первичные результаты исследования. Проведенный авторами [8] статистический анализ собранных данных позволил им сделать еще ряд выводов:
1. Учитывая важность стратегического фактора «престиж» в этом исследовании, он оценивался по двум моделям: в одной использовано присутствие
университета в Шанхайском рейтинге, а в другой -категория университета в соответствии с рейтингом Webometrics. Престиж является существенно влиятельной переменной при измерении рейтинга Webometrics, который основан, главным образом, на влиянии университетов в Интернете, другими словами, на их видимость, а не на влияние их научной деятельности, как в Шанхайском рейтинге. Интересно, что университеты, которые не обязательно завоевали свой престиж по большей части благодаря исследовательской работе, а скорее благодаря повышению своей видимости в Интернете, в итоге возглавляют предложение МООК, хотя и не обязательно являются лидерами в он-лайн-обучении. Это может свидетельствовать о тенденции университетов, которые не очень активно занимаются исследованиями, завоевать репутацию с помощью предложения МООК, позиционируя себя как наиболее инновационный.
2. Данное исследование показывает, что частные университеты имеют более значительный вес в предложении МООК, чем государственные, что также подтверждается исследованиями [6,10], основанными на Северной Америке. Представленная выборка состоит в основном из государственных университетов (70%), но именно частные университеты в наибольшей степени участвуют в предложении МООК, в то время как в государственных учреждениях сильно сопротивление этому феномену не только из-за финансовых затрат, но и из-за большей подверженности внутренней государственной политики [6].
Несмотря на то, что в представленной выборке отсутствует прямая характеристика слушателей онлайн-курсов, отмечено также, что МООК как инновационная практика, ставшая интересным продуктом, сочетающим технологическое развитие с новым бизнес-рынком, предоставляет более гибкий тип недорогого обучения. Поэтому большинство участников этих курсов - это молодые люди с высшим образованием и специалисты из развитых стран, которые преследуют свои профессиональные интересы, стремятся улучшить свой карьерный профиль или удовлетворить свои потребности в саморазвитии.
Ряд авторов [8,6] также отмечают, что число европейских университетов, предлагающих МООК, увеличивается, тогда как в США в 2014 г. наметилась тенденция к их уменьшению. Таким образом, европейские университеты более привержены идее МООК, которая становится основной тенденцией в Европе, чем их американские коллеги, которые были в авангарде этого движения с момента его зарождения. Учитывая, что МООК в России получили широкое распространение еще позже, чем в Европе, можно прогнозировать их развитие по тому же сценарию.
Следующим этапом исследования авторы данной работы видят оценку возможных вариантов развития отечественного образования исходя из тенденций применения МООК и анализа зарубежного опыта. Будущие исследования могут включать новые факторы и анализ их влияния с тече-
нием времени чтобы понять, как университеты реагируют на инновационные потребности онлайн-обучения и возможна ли реализация ими различных стратегий.
Литература
1. Открытое образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://openedu.ru/partners/apply
2. Ebben, M., & Murphy, J. S. (2014). Unpacking МООК scholarly discourse: A review of nascent МООК scholarship. Learning, Media, and Technology, 39(3), 328-345
3. Cooper, S., & Sahami, M. (2013). Reflections on Stanford's МОО^. Communications of the ACM, 56(2), 28-30.
4. Fidalgo-Blanco, Sein-Echaluce Lacleta, M. L., & García-Pe~nalvo, F. J. (2015). Methodological approach and technological framework to break the current limitations of МООК model. Journal of Universal Computer Science, 21(5), 712-734.
5. Kolowich, S. (2013). Why professors at San Jose State University won't use a Harvard professor's МООК. The Chronicle of Higher Education. http://chronicle. com/article/Why-Professors-at-San-Jose/138941/ (Accessed 18 May 2015).
6. Hollands, F. M., & Tirthali, D. (2014). Resource requirements and costs of developing and delivering МОО^. Int. Rev. Res. Open Dist. Learn., 15(5), 113133.
7. Marshall, S. (2014). Exploring the ethical implications of МОО^. Distance Education, 35(2), 250-262.
8. Massive open online courses in higher education: A data analysis of the МООК supply Julieth E. Ospina-Delgado, Ana Zorio-Grima, María A. García-Benau [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.3926/ic.798
9. Daniel, J., Vázquez, E., & Gisbert, M. (2015). El futuro de los МООК: ¿Aprendizaje adaptativo o modelo de negocio?. Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento, 12, 64-74. http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2475
10. Allen, E., & Seaman, J. (2015). Grade Level: Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group; Pearson; Sloan-C. Disponible online en: http://www.onlinelearningsurvey.com/reports/gradelev el.pdf
11. edX | Free Online Courses by Harvard, MIT, & more [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.edx.org/
Trend analysis of massive open online course distribution Grishmanovskaya O.N., Grishmanovsky P.V.
Surgut State University
The rapid development of information, including digital, technology is changing the existing model in all spheres of human activity. University as a social institution designed to respond to the challenges of globalization and digitalization, introducing information and communication technologies in order to ensure compliance of educational services the needs of modern society. Possible consequences of innovative changes in the Russian education system need to be assessed, inter alia, on the basis of the analysis of trends in the education system in the world.
Keywords: education, digitalization of education, e-learning
resources, online-courses, massive open online courses References
1. Open Education [Electronic resource] - Access mode: https://openedu.ru/partners/apply
2. Ebben, M., & Murphy, J.S. (2014). Unpacking MOOK scholarly
discourse: A review of nascent MOOK scholarship. Learning, Media, and Technology, 39 (3), 328-345
3. Cooper, S., & Sahami, M. (2013). Reflections on Stanford's MOOKs. Communications of the ACM, 56 (2), 28-30.
4. Fidalgo-Blanco, Sein-Echaluce Lacleta, M.L., & García-Pe ~ nalvo, F.J. (2015). Methodological approach to the current limitations of the MOOK model. Journal of Universal Computer Science, 21 (5), 712-734.
5. Kolowich, S. (2013). Why professors at MOOK. The Chronicle of
Higher Education. http: // chronicle. com / article / Why-Professors-at-San-Jose / 138941 / (Accessed 18 May 2015).
6. Hollands, F. M., & Tirthali, D. (2014). Resource requirements and
costs of developing and delivering MOOCs. Int. Rev. Res. Open Dist. Learn., 15 (5), 113-133.
7. Marshall, S. (2014). Exploring the ethical implications of MOOKs.
Distance Education, 35 (2), 250-262.
8. Massive open online courses in higher education: A data analysis
of the MOOC supply Julieth E. Ospina-Delgado, Ana Zorio-Grima, María A. García-Benau [Electronic resource] - Access mode: http: //dx.doi .org / 10.3926 / ic.798
9. Daniel, J., Vázquez, E., & Gisbert, M. (2015). El futuro de los
MOOK: ¿Aprendizaje adaptativo o modelo de negocio ?. Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento, 12, 6474. http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2475
10. Allen, E., & Seaman, J. (2015). Grade Level: Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group; Pearson; Sloan-C. Disponible online en: http://www.onlinelearningsurvey.com/reports/gradelevel.pdf
11. edX | Free Online Courses by Harvard, MIT, & more [Electronic resource] - Access mode: https://www.edx.org/
о
о
и
и
m
5
m
X
X
о
m
П
m
Д
А
-i
О
-1
X
£
m
О
X
О
m
О
DI
и
А
ы
о
и
А
X
X
m
59