Научная статья на тему 'Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий'

Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ивент-мероприятия • эффективность ивент-мероприятий • событийный туризм • анализ текстовых сообщений • большие данные / EVENT EVENTS / EFFICIENCY OF EVENT EVENTS / EVENT TOURISM / TEXT MESSAGE ANALYSIS / BIG DATA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Языкеев А. Н.

В статье рассматриваются возможности анализа текстовых сообщений, размещенных пользователями в социальных сетях для проведения дистанционных мониторинговых исследований. Приводятся примеры оценки региональных программ событийного туризма, на основе исследования двух сезонов событийного туризма в Калининградской области 2019 и 2023 годов. В работе используются результаты количественного анализа публикаций в сети интернет и данных операторов сотовой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the possibilities of analyzing text messages posted by users in social networks for remote monitoring research. Examples of evaluation of regional event tourism programs are given, based on the study of two seasons of event tourism in the Kaliningrad region 2019 and 2023. The paper uses the results of quantitative analysis of publications on the Internet and data of cellular operators.

Текст научной работы на тему «Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий»

Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий

Языкеев А. Н., магистрант ФГБОУ ВО «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», yazukeev@live.ru

В статье рассматриваются возможности анализа текстовых сообщений, размещенных пользователями в социальных сетях для проведения дистанционных мониторинговых исследований. Приводятся примеры оценки региональных программ событийного туризма на основе исследования двух сезонов событийного туризма в Калининградской области — 2019 и 2023 гг. В работе используются результаты количественного анализа публикаций в сети Интернет и данных операторов сотовой связи.

• ивент-мероприятия • эффективность ивент-мероприятий • событийный туризм • анализ текстовых сообщений • большие данные

ВВЕДЕНИЕ

Ивент-мероприятия играют важную роль в туристическом развитии городов и регионов. Для развития местного туристского рынка имеют значения как крупные международные события (Олимпийские игры, международные форумы, культурные биеннале), так и мероприятия регионального и местного значения в виде фестивалей, выставок и культурных мероприятий. Организация ивент-мероприятий и масштабных событий может оказывать комплексное позитивное влияние не только на туристское развитие городов и регионов, но и на другие направления социально-экономического развития территорий [1]. С. В. Дусенко в своих работах справедливо отмечает важность региональных программ развития туризма для регулирования рыночных процессов и мобилизации ресурсов для целеориентированного развития территориальных рекреационных систем регионов [2]. Включение событийного туризма как важного направления в региональные программы обеспечивает одно из базовых условий туристического развития — возможность увеличения потока туристов за счет интереса к масштабному мероприятию. События привлекают людей, инвестиции и новые идеи, вносят необходимое разнообразие в жизнь местных жителей, позволяют формировать качество в тех сферах деятельности, которым они посвящены. Так, массовые спортивные мероприятия, межрегиональные соревнования дают качественный толчок развитию спорта, исторические фестивали помогают молодежи лучше узнать

историю родного края, а международные научные конференции нередко формируют новые направления исследований.

Необходимо признать, что роль событийной деятельности в управлении развитием территорий в России недооценена. Факторы влияния ивент-проектов при оценке местного туристского потенциала часто не принимаются во внимание, что во многом связано со сложностью оценки комплексного долгосрочного воздействия события на экономику региона и развитие туристической индустрии [3]. На практике оценка эффективности ивент-события сопряжена с рядом сложностей. Не всегда возможно оценить точное число его участников или зрителей, особенно если мероприятие массовое и проводится на открытом воздухе без приобретения билетов или без организации иных форм регистрации.

В ситуации стремительного развития интернет-технологий открываются новые возможности оценки численности участников массовых мероприятий при помощи анализа активности в социальных онлайн-сетях, данных сотовых операторов и других агрегаторов больших данных (информационных порталов, мобильных приложений, гостиниц и авиакомпаний) [4].

ПРОГРАММА СОБЫТИИНОГО ТУРИЗМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Эффективное продвижение региона на основе событийного туризма реализует Калининградская область, акцент на развитие событийного туризма стал одним из ключевых векторов развития региона. В 2019 г. правительством области было организовано и проведено более 60 ивент-мероприятий различного масштаба и направленности. Соответственно, возникли задачи оценки эффективности этой деятельности в целом, а также результативности тех или иных мероприятий для туристского развития города и региона.

Для решения этих задач коллективом Агентства социальных исследований «Столица» при непосредственном участии автора были проведены исследования на основе анализа данных публикаций в СМИ и социальных сетях в 2019 и 2023 гг. В качестве дата-сета использовались и массивы текстовых сообщений из СМИ и социальных онлайн-сетей. В том числе была предпринята попытка оценить результативность ивент-мероприятий на основе методов анализа больших данных (Big Data).

Проведенное исследование продемонстрировало, во-первых, неоднородность информационного освещения различных событий (рис. 1). Так, наибольший интерес в СМИ в 2019 г. был проявлен ко Дню города, кинофестивалям «Балтийские дебюты» и «Край света. Запад», музыкальному фестивалю «Голосящий КиВиН» и «Музейной ночи в Калининграде». При этом сравнительный анализ активности в социальных сетях свидетельствует о том, что оба кинофестиваля и музейная ночь не привлекли пристального внимания пользователей сети и не вызвали значительного распространения связанных с этими событиями материалов. В то же время ряд событий, в значительной степени заинтересовавших пользователей, по разным причинам не получил должной предварительной рекламы и информационного освещения в СМИ, что наверняка сказалось на их аудитории.

Рис. 1. Анализ информационной активности в СМИ и социальных сетях в отношении ивент-мероприятий 2019 года

Анализ активности пользователей в социальных сетях позволяет также провести предварительную оценку численности участников события. Стоит сразу отметить, что данные оценки не отражают точные цифры, поскольку далеко не все люди (особенно представители старшего поколения) активно пользуются социальными сетями и оставляют публикации и комментарии о посещении тех или иных мест.

В 2023 году общая картина информационного освещения мероприятий значительно изменилась — наибольший интерес СМИ привлекли: Форум регионального кинематографа «Новый вектор», Международный фестиваль классической музыки «Кантана», Международный конкурс органистов им. М. Таривердиева, морской фестиваль «Водная ассамблея» и российский фестиваль короткометражного кино «Короче». На основе анализа сообщений в социальных сетях можно наблюдать значительное снижение интереса интернет-пользователей к таким мероприятиям, как День города Калининграда, Музыкальный фестиваль КВН «Голосящий КИВИН», Инвестиционный форум янтарной отрасли AMBERFORUM.

Значительные изменения можно наблюдать в уровне популярности социальных сетей и мессенджеров: так, еще большую популярность получила социальная сеть VK — если в 2019 г. на нее приходилось 47,5 % от всех публикаций, посвященных ивент-мероприятиям, то в 2023 г. доля VK составляла уже 63,9 %. Второе место по числу публикаций о массовых мероприятиях в Калининграде занимает мессенджер Telegram — 14,9 %, на третьем располагается социальная сеть «Одноклассники» — 9,5 %.

68

О 1000 2«Ю ЗОСО ¿ООО 5000 «ВО 7000 ЭОСО ММ 30000

ФОруЫ р<ГнЗ«>к.ЧшпОГО тЛИйГагркф* Н«»Л НКТВД* фКТйЫГь ЩЬй'с ЪитП*

* Wf -д^вдвдгмА шттлк оfnucm фй**»* W«i i Но nc »oi-i>«Ti4i 4ii 'ВадчнмслиЙле*-«

«датt&j-мяв «ц. «короче*

AMKRf-QRUM Мум£мй ion 2023 ГОЛОС ЧЩНгА иивин

Дл-'Ь иi KjrpuJ

Л/ПН. Сг 'ЧГ Д КИ ^В М+иЛу^рОДны* кг«.:на*.-» -Нпр ЧтгДЧ« ^^ E+Hj 4пйнм i^™

г.-л ГОЭС FtJTTVM № КЛНЯГМДСН Si ИЫЧО MOgNO cALiNi^SnAC« W

Ц^пл^-чяри,!)шй .-U:IIT|H т Г1:нк'.'| гнмл*"Р|.....ЩШ

Фнг^ыльудоа'фийт'инС'вмлегириа Р

ирпмяВрннй С*;!«*-"* анн"1 (

Hi ЧС£> HK>MFT* OP" *ССЛ#4.>К1( W

збмннчлштч«)! фс?-¥и Артеч» I

»«iHWAh иг.адк« с^чдао >с«ш> (Кореик."MF ioec-4.il i ®fi тжягп. «ituy WHI (в

■ индекс луфлнннрв * СМИ ■ цолипвок «М&и^Й а сйциалмь» Свтя«

Рис. 2. Анализ информационной активности в СМИ и социальных сетях в отношении ивент-мероприятий 2023 года

Рис. 3. Распределение сообщений о мероприятиях в различных социальных

сетях в 2019 году

êèdâr*

Языкеев А. Н.

Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий

Рис. 4. Распределение сообщений о мероприятиях в различных социальных сетях в 2023 году

Одной из актуальных задач данной работы была оценка востребованности мероприятий. Причем в расчет принимались как сведения о количестве приезжих (условно туристов), что позволяло учитывать прямые эффекты от мероприятия, так и информация о востребованности события у местного населения. Полученные результаты продемонстрировали процентно очень неоднородное распределение местных и приезжих участников (рис. 5). Так, наиболее массовые День города и День селедки в Калининграде оказались в большей степени локальными мероприятиями, привлекшими в основном местных жителей. В то же время аудитория гастрономического фестиваля Fish food festival в курортном Зеленоград-ске более чем на 40 % состояла из приезжих — туристов из различных регионов, в том числе из зарубежных стран. А День города в курортном же Светлогорске собрал значительно меньшую аудиторию, практически полностью состоявшую только из местного населения.

70

Рис. 5. Оценка соотношения туристов и местных жителей — участников массовых мероприятий в Калининградской области

Отраслевые международные форумы Amberforum 2019 и IPQuoгum 2019 ожидаемо собрали в основном участников из других городов и стран. При этом очень разные показатели по соотношению местной и иногородней аудитории получились по трем разным кинофестивалям, прошедшим в 2019 г. в Калининграде. Так, кинофестиваль «Край света. Запад» и фестиваль короткометражного кино «Короче» собрали на своих площадках большое число иногородних участников и туристов. Доля иногородних участников кинофестиваля «Край света. Запад» достигала почти 70 %. Обратная ситуация наблюдалась в ходе проведения кинофестивалей «Балтийские дебюты» и KinRock 2019: здесь уже свыше 70 % участников составляли жители региона.

ВЫВОДЫ

Современные методы анализа больших данных (Big Data) позволяют проводить оценку ивент-мероприятий по таким важным параметрам, как распространение информации в СМИ, реакция пользователей в социальных сетях, а также измерять аудитории массовых мероприятий. Конечно, анализ данных не может полностью подменять социологические исследования так, как не позволяет судить об уровне удовлетворенности участников организацией события, оценивать качественные характеристики мероприятия, желание участников посетить его в следующий раз и многие другие значимые характеристики. В то же время важными преимуществами методов анализа больших данных является возможность делать замеры дистанционно, не выезжая в регионы, а также меньшая стоимость таких исследований.

Стоит отметить, что данные социальных сетей по количеству и географии участников значительно расходятся с аналогичными показателями, предоставляемыми операторами сотовой связи. Это может быть связано с тем, что большое количество пользователей социальных сетей не указывают свое место жительства или указывают его неверно. В то же время данные операторов сотовой связи могут содержать погрешность и не учитывать транзитный трафик — людей, не посещавших мероприятие, а просто проходивших, проезжавших мимо в момент его проведения. В зависимости от места проведения и характера мероприятия (открытое/ закрытое) при анализе данных необходимо делать специальные корректировки, исключающие транзитный трафик.

В данной работе приведены результаты количественного анализа данных участников ивент-мероприятий и публикаций в СМИ и социальных сетях. Однако содержательный анализ текстовых сообщений и комментариев пользователей в социальных сетях может давать более полную картину мнений участников события. Так, применение методов лингвистического анализа текстовых сообщений с использованием нейросетевых технологий позволяет оценивать эмоциональную реакцию аудитории на событие, выделять наиболее значимые позитивные и негативные моменты прошедших мероприятий [5]. Также представляют интерес возможности анализа вовлеченности городских сообществ в событийную повестку региона на основе кластерного анализа групп и публичных сообществ в социальных сетях [6]. В продолжение данного исследования данные методы будут опробованы для качественной оценки инвент-ме-роприятий в регионах.

Гг

Список использованных источников

1. Логвина, Е. В. Международный опыт в сфере развития туризма (на примере Германии) / Е. В. Логвина, Н. В. Страчкова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. — Том 1 (67), № 3. — 2015. — С. 3-19.

2. Дусенко, С. В. Региональные программы туризма как драйвер развития территорий / С. В. Дусенко, Ю. О. Никифорова // Инновации и инвестиции. — 2022. — № 5. — С. 237-240.

3. Селиванов, Д. Мегасобытия: панацея или контрольный выстрел для города? / Д. Селиванов // Аналитический альманах «Спорт как драйвер развития территорий». — 2017. — Вып. 6.

4. Языкеев, А. Н. Городские события — проекция прошлого и образы будущего / А. Н. Языкеев // Визуальная антропология — 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего : Материалы IV Международной научной конференции, Великий Новгород, 22-23 сентября 2022 года / Под редакцией С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. — С. 233-240. DOI 10.34680/visant-2022-233-240. — EDN JQEESO.

5. Kharlamov, A. A. Smart city data sensing during covidD19: Public reaction to accelerating digital transformation / A. A. Kharlamov, A. N. Raskhodchikov, M. Pilgun // Sensors. — 2021. — Vol. 21, No. 12. — DOI 10.3390/s21123965. EDN KDHHHD.

6. Градосельская, Г. В. Два сценария будущего молодежи: результаты картирования групп социальной сети «ВКонтакте» на примере Томска / Г. В. Градосельская, А. Н. Расходчиков // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. — 2020. — № 4. — С. 50-68. — EDN GFHULB.

ANALYZING TEXT MESSAGES IN SOCIAL NETWORKS TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF EVENT EVENTS

Yazykeev A. N., Master's student Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian University of Sport "GTSOLIFK", yazukeev@live.ru

The article deals with the possibilities of analyzing text messages posted by users in social networks for remote monitoring research. Examples of evaluation of regional event tourism programs are given, based on the study of two seasons of event tourism in the Kaliningrad region — 2019 and 2023. The paper uses the results of quantitative analysis of publications on the Internet and data of cellular operators.

• event events • efficiency of event events • event tourism • text message analysis • big data

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.