Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1326
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / СЕЗОННОСТЬ / ИВЕНТ-ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ТУРИСТСКИЙ ОПЫТ / TOURISM / KALININGRAD REGION / EVENT TOURISM / SEASONALITY / TOURIST / TOURIST EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Логвина Е.В., Дугаренко Н.Ю.

Проанализировано современное состояние и развитие событийного туризма в Калининградской области. Рассмотрены исторические периоды зарождения данного вида туризма. Приведена статистика посещаемости событийных мероприятий в данном регионе и рассмотрены сезонные колебания данного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF EVENT TOURISM IN THE KALININGRAD REGION

In world practice, the term "event tourism" is used to refer to the term "event tourism" (from the English. Event- an event or special event). In Russian, such variants as event tourism or event tourism are used.Event tourism is a type of tourism that involves tourists and tourists visiting an event in a place other than their permanent residence at a certain time corresponding to the timing of the event.Kaliningrad region is the westernmost region of the country. It borders Poland in the South, Lithuania in the North and East. The economic and geographical position of the Kaliningrad region has advantages due to the following: position in the center of Europe; natural and climatic conditions favorable for the development of tourism; proximity to the markets of Western and Eastern Europe; the presence of a non-freezing port complex on the territory of the region (access to the Baltic sea).The geographical location of the Kaliningrad region directly contributes to the development of inbound and outbound tourism in the region.. Due to these important factors for the development of tourism, the region is characterized by an interesting and eventful cultural life.Event tourism dates back to 1520. One of the most notable events in the region was the "long sausage Day" holiday, which was part of the new year festivities and was celebrated in January. In 1520, the city's butchers marched through the city for the first time, carrying a sausage about 16 meters long. In 1525, the length of the sausage was already 100 cubits, in 1535-203 cubits, in 1540 - 302 cubits, in 1558 - 403 cubits, in 1574 - 500 cubits. In 1583, it was 596 cubits long and weighed 180 kg. in 1601, the city's butchers produced a sausage weighing more than 401 kg. In 2007, at the X international exhibition "Agrokompleks-2007", modern masters prepared a 392-meter sausage according to an old local recipe. In 2008, a sausage with a length of more than 400 meters was made for the city Day.Event tourism in the Kaliningrad region was formed due to the Konigsberg traditions, which in recent years have been revived in modern Kaliningrad, and are gaining90popularity, attracting a large flow of tourists to the region.Since 2000, popular events have been art, music, theater and food festivals, characterized by accessibility, interactivity and freedom of creativity, the largest share of the most famous events accounted for 2010 and is 43%. There are also events that have not been identified, and their total share is 14 %.Over the past fifteen years, event tourism has been developing very dynamically. Every year, a large number of people leave their native area to attend an attractive event. This is an affordable way to get new vivid impressions and for this, the tourist must be at a specific time and place. Since 2011, Kaliningrad has hosted an annual festival of Polish songs at the Yunost sports complex. The goal of the festival is to promote the musical culture of both countries and strengthen ties between Russia and Poland. Both Russian and Polish performers perform on the stage. In the Kaliningrad region, a huge number of different festivals and holidays are held, they are held once or annually. Among all types of festival programs, the most popular are music festivals, food festivals, exhibitions, sports festivals, art festivals, shows and children's festivals.There are also literary festivals in the region, but they are highly specialized in order to be popular with the masses, for example, "Kuranov readings". The" highlight " of the region are festivals associated with amber ("Regional Biennale of author's works from amber"). The region hosts an annual festival of theater arts "Baltic seasons "and cinema"Baltic debuts". Popular festivals are "Cinema of the European Union" and the musical "don Cento jazz". The seasonality of event tourism in Kaliningrad generally follows the Baltic States, although the most popular events have appeared relatively recently, so they fill in the non-seasonal time. the maximum number of festivals takes place between the beginning of may and the end of September. The minimum number of festivals is held from November to April. In 2018, the Kaliningrad region hosted about 30 events marked in the national calendar of event tourism. About ten of them can be called large-scale and significant for the development of tourism in the region. In the same year, the "World fireworks festival" became the "Event of the year".The main advantages of event tourism are its out-of-season nature and high profitability, while the disadvantage is the relatively high cost of tours compared to other types. As well as the inability to accurately and clearly predict the stability of demand for new events and take into account all the components of its implementation.Event tourism creates an attractive image of the region, which contributes to increasing the tourist attractiveness of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.48-61:79(470.26)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Логвина Е. В., Дугаренко Н. Ю.

Таврическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ", г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vivat.log.1474@mail.ru, nady-belenok@mail.ru

Проанализировано современное состояние и развитие событийного туризма в Калининградской области. Рассмотрены исторические периоды зарождения данного вида туризма. Приведена статистика посещаемости событийных мероприятий в данном регионе и рассмотрены сезонные колебания данного вида туризма.

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, событийный туризм, сезонность, ивент-туризм, турист, туристский опыт

ВВЕДЕНИЕ

Туризм - одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Постепенно увеличивается доля туристов, отдающих предпочтение посещению различных культурных, спортивных, деловых, политических и иных мероприятий.

Высокая конкуренция между туристскими дестинациями ведет к значительному росту роли событийного туризма.

Событийный туризм - вид туризма, связанный с посещением события туристами и экскурсантами в месте его проведения, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события.

Событийный туризм включает в себя следующие компоненты: событие (ивент) как основа, инфраструктура, реклама и продвижение, информационный туристский центр, достопримечательности, сопутствующие развлечения и доступность, которые, в свою очередь находятся в постоянном взаимодействии с факторами внешней среды.

Важнейшим мотивирующим фактором является именно ивент (это запланированное социально-общественное мероприятие, которое происходит в определенное время и с определенной целью), так как он и определяет маркетинговые планы и работу всех остальных компонентов событийного туризма [1].

Событийный туризм является составной частью таких направлений туризма: приключенческий; экологический; гастрономический; религиозный; спортивный; этнографический [2].

Событийный туризм - это возможность не только отдохнуть и посетить достопримечательности, но и поучаствовать в разнообразных мероприятиях города и области. Это один из самых быстроразвивающихся и перспективных видов туризма, он не исчерпаем по своему содержанию. Данный вид туризма, затрагивает

79

все потребительские сегменты, каждый для себя сможет найти фестиваль или выставку, которую хочет посетить или посетил, но желает повторить [3].

Актуальность статьи состоит в необходимости усиления роли и значения событийного туризма в Калининградской области как одного из наиболее перспективных видов туризма в этой дестинации. Калининградская область в силу своего уникального геополитического положения, богатой истории и накопленного туристского опыта может рассматриваться как один из самых привлекательных российских дестинаций в сфере событийного туризма.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В мировой практике для обозначения термина «событийный туризм» используют термин «event tourism» (от англ. Event - событие или специальное мероприятие). В русском языке используют такие варианты, как ивент-туризм или событийный туризм [4].

В научных работах российских исследователей событийный туризм рассматривали О. В. Алексеева, Е. А. Лакомов, Е. Пастухова, Ю. А. Киреева, Г. П. Долженко, А. В. Шмыткова, А. В. Зарванская, В. А. Чернобровкин, А. Н. Воронин, И. В. Крылова, Г. А. Громова и др. Ими предложены определения термина «событийный туризм», которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Определения термина «событийный туризм» в трудах российских учёных

Авторы Предложенные определения

О.В. Алексеева Вид туристской деятельности, привлекающий туристов разно форматными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоёв населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации

Г.П. Долженко А.А. Шмыткова Вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо событием

ТВ. Фролова Поездки с целью удовлетворения потребности в посещении какого-либо мероприятия

Е.А. Лакомов Туристическая деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большое количество туристов из разных стран

С.С. Никитина М.В. Зинченко Любое путешествие, связанное с каким-либо интересным для туриста событием, которое происходят во всех концах нашего необъятного земного шара

80

«Значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением»

Источник [5]

Для развития региона событийный туризм имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами туризма:

• он способен привлечь большой поток туристов в регион;

• развитие данного направления может решить проблему сезонности;

• время пребывания туристов в регионе увеличивается (если мероприятие продолжительное);

• отражает интересы разных целевых аудиторий;

• не требует наличие на территории естественных природных ресурсов;

• ежегодно пополняется новыми событийными турами [6].

На основе вышеизложенного можно выделить основные черты, характеризующие событийный туризм:

- в основе его обязательно лежит какое-либо мероприятие (участие в нем или его посещение в качестве зрителя);

- он имеет различную тематику и направленность, чаще всего это: познавательный, развлекательный, спортивный и хобби-туризм;

- туры чаще всего планируются заранее, т.к. дата больших событий известна за несколько месяцев до их проведения [7].

Таким образом, событийный туризм является перспективной отраслью с постоянно увеличивающимся числом событий и их участников.

Калининградская область - это самый западный регион России. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке - с Литвой Экономико-географическое положение Калининградской области имеет преимущества - это положение в центре Европы; - природно-климатические условия, благоприятные для развития туризма; -близость к рынкам Западной и Восточной Европы; - наличием на территории области незамерзающего портового комплекса (выход в Балтийское море). Географическое положение Калининградской области, способствует развитию въездного и выездного туризма в регионе. Кроме этих факторов, обеспечивающих развитие данного вида туризма, область отличается еще и интересной, насыщенной мероприятиями культурной жизнью.

Особенностями развития событийного туризма на территории Калининградской области являются: - месторасположение региона, позволяющее привлекать к событиям международных участников и зрителей; - разнообразные фестивали создают имидж области; - проведение уникальных мероприятий, не имеющих аналогов в России; - стимулирование повторного посещения дестинации; -преодоление сезонности в регионе, тем самым стабилизируя доход туристских организаций; - возрождение местной культуры и обычаев; - стимулирование развития инфраструктуры региона; - возрождение «депрессивных» городов и

81

поселков [8].

Исторически начало развитие событийного туризма приходится на 1520 год. Одним из первых событий в регионе был праздник «День длинной колбасы», он был частью новогодних гуляний и отмечался в январе. Городские мясники впервые прошествовали по городу, неся колбасу длиной 41 локоть, около 16 метров.

В 1601 году мясники города изготовили колбасу длиной в 1005 локтей. В 2007 году на X международной выставке «Агрокомплекс-2007» современные мастера приготовили 392-метровую колбасу. В 2008 году на День города была изготовлена колбаса длиной 400 метров. В 2013 году праздник приурочили к проведению Музеем Мирового океана выставки «Что могут короли», посвященной истории Пруссии с 1701 по 1918 годы и королевской династии Гогенцоллернов. Тогда приготовили колбасу длиной более 200 м, а в торжестве приняли участие более 3 тыс. человек [9].

В 2014 году, несмотря на присутствие в названии праздника слова «длинной», мастера СПК «Коляда», решили изготовить самую толстую колбасу. Теперь этот праздник отмечается ежегодно в начале февраля - между рождественскими праздниками и Масленицей [10].

Калининградская область является эксклавом, что делает её уникальной. Граница с Польшей, и Литвой, способствует сотрудничеству и организации общих культурных мероприятий.

В связи с географическим положением Калининградской области, её культура формируется путем сочетания польской и литовской культур. Это ведет как к конкуренции, так и к совместному продвижению культурных мероприятий. Такие мероприятия привлекают не только местное население, но и туристов [11].

Польша с Калининградом организуют совместные проекты; приезды различных театральных трупп и проведение фестивалей.

С 2011 г. в Калининграде проходит ежегодный фестиваль польской песни в спорткомплексе «Юность». Цель фестиваля заключается в популяризации музыкальной культуры обеих стран и укреплении связей между Россией и Польшей. На сцене выступают и русские, и польские исполнители. В фестивале участвуют калининградские исполнители, и исполнители из других регионов России [12].

В Калининградской области проводятся олимпиады по литовскому языку для детей, проходят региональные семинары литовского языка и этнокультуры для учителей литовского языка. Ежегодно проводятся фестивали детской литовской песни и художественного чтения. В Калининградской области действуют более десяти литовских ансамблей художественной самодеятельности [13].

Событийный туризм в регионе целенаправленно развивается Правительством Калининградской области более 10 лет.

На рис. 1. представлены периоды, появления самых известных событийных мероприятий.

С 2000 года, популярными событиями становятся художественные, музыкальные, театральные и гастрономические фестивали, отличающиеся доступностью, интерактивностью и свободой творчества. Из рисунка видим, что

82

наибольшая доля основания самых известных мероприятий приходится на 2010 год и составляет 43%.

Рис. 1. Периоды основания наиболее значимых мероприятий Калининградской области (составлено автором по [8])

Так же имеются события,года, основания которых не были определены, и их общая доля составляет 14%.

За последние пятнадцать лет событийный туризм развивается весьма динамично. Каждый год огромное количество людей покидает местность проживания для того, чтобы посетить привлекательное мероприятие.

Каждый исторический период оставил культурно-исторический потенциал в виде памятников истории, искусства, археологии, архитектуры и градостроительства, традиций, исторических событий и т.д., представляющих собой значительный интерес как для российских, так и для зарубежных путешественников. Памятников истории и культуры на территории области сохранилось свыше 1000 единиц.

Из историко-культурного наследия региона 33 объекта получили статус памятников истории и культуры федерального значения [14].

В области большое количество памятников связанно с военной (Северной и Семилетней войнами, Наполеоновскими войнами, Первой и Второй мировыми войнами) историей региона: фортификационные сооружения, места сражений, памятники полководцам, воинские захоронения и т.д. Большинство из 20 городов и 7 поселков городского типа, находящихся на территории области, хотя и пострадало в годы Второй мировой войны, но все же сохранило свой неповторимый облик, столь привлекательный для туристов. Особенно это относится к курортным городам: Светлогорску (б. Раушен), Зеленоградску (б. Кранц), Пионерскому (б. Нейкурен).

В настоящее время для экскурсионного показа можно использовать только около 250 объектов историко-культурного наследия, а фактически используется не

■ До 2000 г.

2000-2010 гг.

2010-2018 гт.

Неизвестно

83

более 60, что объясняется неудовлетворительным состоянием большинства памятников истории и культуры и отсутствием оборудованных подъездных путей (пешеходных маршрутов) к ним. Культурно-исторический потенциал территории Калининградской области представлен: 2000 объектами историко-культурного наследия, из которых 788 поставлено на государственный учет и 29 объектов историко-культурного наследия федерального значения. В Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, на территории Калининградской области включен национальный парк «Куршская коса». В области насчитывается 369 памятников архитектуры, 13 памятников имеют статус федерального значения. На государственной охране состоит 148 памятников археологии. К ним относятся стоянки и поселения древних пруссов и викингов (открытые и укрепленные, защитные валы, курганные и грунтовые могильники, святилища), городские культурные слои, культурные слои на территории памятников истории (поля сражений), архитектуры (замки и кирхи орденского времени, дворянские усадьбы, оборонительные укрепления и др.). В Калининградской области сохранились также сооружения 19 и первой половины 20 века, которые являются уникальными и не имеют аналогов в Европе. В регионе насчитывается 31 музей, из них 2 федеральных: «музей Мирового Океана»; «Балтийский филиал Государственного центра современного искусства»; 3 - областных: «Историко-художественный музей»; «Художественная галерея»; «Музей Янтаря»; 7 - муниципальных, 15 -ведомственных, 4 являются некоммерческими организациями [15].

Так же функционирует 4 областных театра, 3 частных театра, филармония с органным залом, 8 концертных организаций - 5 самостоятельных и 3 в составе филармонии; выставочно-музейный комплекс с органным залом «Кафедральный собор», концертно-театральный комплекс «Дом искусств», выставочный зал «Дом художника», 4 частные художественные галереи.

На территории Калининградской области достаточно разнообразен культурно-исторический потенциал объектов, который представлен архитектурными, археологическими, садово-парковыми памятники, а также памятниками истории, искусства, что позволяет развивать в регионе разнообразные сегменты туристского рынка [16].

К историко-культурному наследию Калининградской области могут быть отнесены также и традиции проведения зрелищных и увеселительных мероприятий. Как свидетельствует мировая практика турбизнеса, зрелищно-развлекательные мероприятия, особенно связанные с местными традициями, существенно повышают привлекательность турпродуктов, что, свидетельствует о необходимости их возрождения в интересах повышения эффективности туристской деятельности в регионе [15].

В Калининградской области проводятся различные фестивали и праздники, они проходят как разово, так и ежегодно. Большое количество мероприятий связанны с морской тематикой, в основном гастрономические события, посвящены рыболовству, к примеру «День селёдки». Международные кино- и музыкальные фестивали с каждым годом привлекают все больше участников и зрителей [12].

84

Среди всех видов фестивальных программ наибольшей популярностью пользуются музыкальные фестивали, гастрономические фестивали, выставки, спортивные фестивали, фестивали искусства, шоу и детские фестивали (рис. 2.).

Рис. 2. Тематические виды событийного туризма в Калининградской области (составлено автором по [17] )

Так же в регионе выделяются литературные фестивали, но они узкоспециализированные («Курановские чтения»), фестивали, связанные с янтарем («Областной биеннале авторских работ из янтаря»); ежегодный фестиваль театрального искусства «Балтийские сезоны» и киноискусства «Балтийские дебюты».

Сезонность событийного туризма в Калининграде в целом следует за прибалтийскими государствами, хотя самые популярные события появились относительно недавно, поэтому заполняют и несезонное время.

Преобладающие виды событийного туризма в Калининградской области: музыкальные, гастрономические, спортивные фестивали; фестивали искусства, которые позволяют сглаживать сезонность. Всего было выделено 102 события кроме нерегулярных мероприятий.

Анализируя рисунок 3, можно сделать вывод, что максимальное число фестивалей проводится в период с начала мая по сентябрь, а минимальное число с ноября по апрель месяц.

Ежегодно тысячи человек участвуют в праздновании дня города Калининграда, открытии курортного сезона в городах Светлогорск и Зеленоградск (первое воскресенье июня), Дня рыбака, Дня Военно-морского флота (город Балтийск), посещают международный турнир на кубок конного завода «Георгенбург» в городе Черняховске и международную парусную регату «Балтика-море дружбы».

85

Месяц

Рис. 3. Влияние сезонного фактора на событийный туризм в Калининградской области (составлено автором по [8])

Отметим мероприятия, ставшие визитной карточкой Калининградской области, относятся:

• международный фестиваль для детей и юношества «Музыкальная весна»;

• межмузейный проект «Музейная ночь в Калининграде»;

• кинофестиваль российского кино «Балтийские дебюты»;

• международный фестиваль искусств «Балтийские сезоны»;

• фестиваль бардовской песни «Балтийская ухана»;

• международный музыкальный фестиваль «Дон Ченто джаз»;

• фестиваль «Кино стран Евросоюза»;

• конкурс красоты «Мисс Калининграда»;

• международный музыкальный фестиваль «Янтарное ожерелье»;

• международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева;

• международный фестиваль-выставка янтаря «Amberfest» [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области ежегодно проходятся международные выставки-конкурсы авторских изделий из янтаря «Алатырь», «Фотомания».

Для привлечения туристов, а также популяризации событийного туризма, в регионе каждый год проводятся следующие мероприятия: - «Street Food Weekend» и «Fish Food Festival», городские гастрономические фестивали, привлекающие не только местных жителей, но и зарубежных ценителей пикников; - «День селедки»; -«День длинной колбасы» -средневековый праздник; - «Короче» - ежегодный международный фестиваль короткометражного кино(открыт в 2013 году и стал популярным); - «День колеса» - ежегодный фестиваль для любителей двухколёсного транспорта; - «Голосящий КиВиН» - международный музыкальный фестиваль

86

команд Клуба веселых и находчивых; - «Калининград Сити Джаз» - первый региональный джаз турнир «Кубок Кремля»; - «Гумбиненское сражение» - военно-историческое мероприятие, проводимое в городе Гусеве [12].

В 2018 году в Калининградской области проведено около 30 событий, отмеченных в национальном календаре событийного туризма. Около десяти из них можно назвать масштабными и значимыми для развития туризма в регионе. В этом же году «Мировой фестиваль фейерверков» стал «Событием года» [20].

Посещаемость самых значимых мероприятий Калининградской области представлена на рисунке 4.

Международный фестиваль... Кинофестиваль «Балтийскиедебюты» Праздник «День селедки» Фестиваль «Street Food Weekend»

Фестиваль бардовской песни... зооо Международный фестиваль янтаря... Праздник «Длинной колбасы» Международный фестиваль...

9 00С 20 000

70 0

■ 5 000 ■ 5 000 10 0 D0 DO

50 0

DO

20 ООО 40 000 60 000 80 000

Рис. 4. Количество туристов, посетивших самые популярные мероприятия Калининградской области за 2018 г. (составлено автором по [21])

Данные свидетельствуют, что праздник «День Селёдки» вошёл в рейтинг лучших событий 2018 года, его посетило 70 тыс. туристов, так же большой популярностью среди туристов пользуется Международный фестиваль фейерверков, его посещаемость составила 50 тыс. человек. Мероприятие городской Пикник «Street Food Weekend», посетило 60 тыс. человек.

Интерес туристов к Калининградской области возрастает, увеличение турпотока в среднем на 15-20% в год, и в значительной мере это происходит благодаря событийному туризму. [11].

Организация и проведение ярких, интересных событий в Калининградской области стали одним из приоритетных направлений событийного туризма в регионе. Мероприятия событийного туризма имеют большое социальное и экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Происходит возрождение местных культурных традиций,

87

обычаев, развитие народного творчества, увеличивается занятость населения и наполняется бюджет.

ВЫВОДЫ

Основными преимуществами событийного туризма является его внесезонность и высокая доходность. Недостатком выступает относительно высокая, по сравнению с другими видами, стоимость туров, а также невозможность точно и четко предсказать стабильность спроса на новые события и учесть все составляющие его проведения. При устойчивых темпах развития и при наличии грамотной стратегии продвижения событийного туризма турпродукт, базирующийся на событийных мероприятиях, способен занять свою нишу внутреннего туристского продукта.

Для развития событийного туризма в Калининградской области необходимо:

1) включить мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма в стратегические документы развития туризма, в т.ч. в региональные целевые программы развития туризма, предусматривать в рамках программ субсидирование строительства туристской инфраструктуры, направленной на развитие событийного туризма;

2) способствовать созданию условий для разработки новых продуктов событийного туризма с учетом исторических особенностей региона, расширению спектра туристских услуг для различных групп туристов;

3) оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов в области событийного туризма, создании благоприятного климата для инвесторов;

4) разработать и использовать стратегию эффективного продвижения турпродукта, сформированного на базе событийного туризма;

5) создать конвеншн-бюро на принципах государственно-частного партнерства для создания единого информационного пространства и продвижения туристских событий, проводимых в Калининградской области;

6) поддержание единого календаря крупных событийных мероприятий. Федеральное агентство по туризму в целях продвижения событийных мероприятий формирует по данным, представленным региональными органами власти в сфере туризма, календарь туристических событий и ежемесячно публикует его на официальном сайте Ростуризма [22].

Для того чтобы событийный туризм стал приоритетным направлением развития в ближайшее время, следует обратить внимание на развитие туризма в целом. Для этого в силу вступила Государственная программа Калининградской области «Туризм», принята постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 года № 993. Целью государственной программы является создание на территории Калининградской области конкурентоспособной туристской индустрии, предлагающей разнообразные возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое развитие Калининградской области.

88

Государственная программа Калининградской области «Туризм», тесно связана и с развитием событийного туризма в регионе, благодаря программе, туризм в области выйдет на новый уровень, следовательно, событийный туризм займёт лидирующие позиции в Калининградской области. В связи с этим в настоящее время необходимо изучать развитие событийного туризма в Калининградской области в целях совершенствования его развития.

Список литературы

1. Программа праздника «День длинной колбасы в Калининграде». 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruwest.ru/news/53916/

2. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Событийный туризм [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://ra.wШpedia.org/wiki/СобьIтийньш_туризм

4. Тонкости туризма. Событийные туры [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: https://tonkosti.m/Событийные_туры

5. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований «Событийный туризм: понятия, виды, классификация» [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article

6. Кузнецова А. С., Еремеев А. В Особенности событийного туризма [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http://vuzirossii.ru/publ/turizm/1-1-0-4181

7. Бадальянц С. В. Событийный туризм: сущностные характеристики и особенности развития в России [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный Вестник». Сентябрь.2017. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp

8. - Булганина С. В., Лопаткина Н. С. Событийный туризм: история и перспективы развития [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение».

9. Прусские хроники: история Праздника Длинной колбасы в Кенигсберге [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26492/3361773/

10. День длинной колбасы в Калининграде [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа https://www.gazeta.ru/social/photo/den_dlinnoi_kolbasy_v_kaliningrade.shtml

11. Статистическая информация по субъектам Российской Федерации Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140723/

12. Ярмарки, фейерверки и гулянья: список праздников в Калининграде и области [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://klops.ru/news/society/168789-yarmarki-feyerverki-i-gulyanya-spisok-prazdnikov-v-kaliningrade-i-oblasti-2019

13. Яхницкий В. В, Богомолова А. А, Никитина Е.С Анализ событийного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28936320

14. Хухлындина Л. М., Гайдукевич Л. М. Туризм и культурное наследие [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http: //elib.bsu.by/handle/123456789/111504

15. Мамадазизов Ф. Ш. Событийный туризм и его роль в использовании историко-культурного наследия Калининградской области [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=255 31312

16. 29. Национальный календарь событий [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://eventsinrussia.com

17. Праздничные и событийные туры в Калининград [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://na-baltike.com/ekskursii-po-kaliningradskoj-oblasti/ekskursionnye-tury-v-kaliningrad/prazdnichnye-i-sobytijnye-tury-v-kaliningrad/

18. Богданов О. А. Массовые праздники как объект событийного туризма в современной России / Россия в новых социально- экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции, 2015

89

19. Праздничные и событийные туры в Калининград [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http://na-baltike.com/ekskursii-po-kaliningradskoj-oblasti/ekskursionnye-tury-v-kaliningrad/prazdnichnye-i-sobytijnye-tury-v-kaliningrad/

20. Туристический портал Калининградской области //Статистика [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://visit-kaliningrad.ru/pro/statistika.php

21. Кропинова Е. Г. Событийный туризм: перспективы развития в Калининградской области // Приоритетные направления международного и межрегионального сотрудничества в области культуры и туризма. - Калининград, 2016.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF EVENT TOURISM IN THE

KALININGRAD REGION

Logvina E. V., Dugarenko N. U.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation E-mail: vivat.log.1474@mail.ru nady-belenok@mail.ru

In world practice, the term "event tourism" is used to refer to the term "event tourism" (from the English. Event- an event or special event). In Russian, such variants as event tourism or event tourism are used.

Event tourism is a type of tourism that involves tourists and tourists visiting an event in a place other than their permanent residence at a certain time corresponding to the timing of the event.

Kaliningrad region is the westernmost region of the country. It borders Poland in the South, Lithuania in the North and East. The economic and geographical position of the Kaliningrad region has advantages due to the following: position in the center of Europe; natural and climatic conditions favorable for the development of tourism; proximity to the markets of Western and Eastern Europe; the presence of a non-freezing port complex on the territory of the region (access to the Baltic sea).

The geographical location of the Kaliningrad region directly contributes to the development of inbound and outbound tourism in the region.. Due to these important factors for the development of tourism, the region is characterized by an interesting and eventful cultural life.

Event tourism dates back to 1520. One of the most notable events in the region was the "long sausage Day" holiday, which was part of the new year festivities and was celebrated in January. In 1520, the city's butchers marched through the city for the first time, carrying a sausage about 16 meters long. In 1525, the length of the sausage was already 100 cubits, in 1535-203 cubits, in 1540 - 302 cubits, in 1558 - 403 cubits, in 1574 - 500 cubits. In 1583, it was 596 cubits long and weighed 180 kg. in 1601, the city's butchers produced a sausage weighing more than 401 kg. In 2007, at the X international exhibition "Agrokompleks-2007", modern masters prepared a 392-meter sausage according to an old local recipe. In 2008, a sausage with a length of more than 400 meters was made for the city Day.

Event tourism in the Kaliningrad region was formed due to the Konigsberg traditions, which in recent years have been revived in modern Kaliningrad, and are gaining

90

popularity, attracting a large flow of tourists to the region.

Since 2000, popular events have been art, music, theater and food festivals, characterized by accessibility, interactivity and freedom of creativity, the largest share of the most famous events accounted for 2010 and is 43%. There are also events that have not been identified, and their total share is 14 %.

Over the past fifteen years, event tourism has been developing very dynamically. Every year, a large number of people leave their native area to attend an attractive event. This is an affordable way to get new vivid impressions and for this, the tourist must be at a specific time and place. Since 2011, Kaliningrad has hosted an annual festival of Polish songs at the Yunost sports complex. The goal of the festival is to promote the musical culture of both countries and strengthen ties between Russia and Poland. Both Russian and Polish performers perform on the stage. In the Kaliningrad region, a huge number of different festivals and holidays are held, they are held once or annually. Among all types of festival programs, the most popular are music festivals, food festivals, exhibitions, sports festivals, art festivals, shows and children's festivals.

There are also literary festivals in the region, but they are highly specialized in order to be popular with the masses, for example, "Kuranov readings". The" highlight " of the region are festivals associated with amber ("Regional Biennale of author's works from amber"). The region hosts an annual festival of theater arts "Baltic seasons "and cinema"Baltic debuts". Popular festivals are "Cinema of the European Union" and the musical "don Cento jazz". The seasonality of event tourism in Kaliningrad generally follows the Baltic States, although the most popular events have appeared relatively recently, so they fill in the non-seasonal time. the maximum number of festivals takes place between the beginning of may and the end of September. The minimum number of festivals is held from November to April. In 2018, the Kaliningrad region hosted about 30 events marked in the national calendar of event tourism. About ten of them can be called large-scale and significant for the development of tourism in the region. In the same year, the "World fireworks festival" became the "Event of the year".

The main advantages of event tourism are its out-of-season nature and high profitability, while the disadvantage is the relatively high cost of tours compared to other types. As well as the inability to accurately and clearly predict the stability of demand for new events and take into account all the components of its implementation.

Event tourism creates an attractive image of the region, which contributes to increasing the tourist attractiveness of the state as a whole.

Keywords: tourism, Kaliningrad region, event tourism, seasonality, event tourism, tourist, tourist experience

References

1. Programma prazdnika «Den' dlinnoj kolbasy v Kaliningrade» (Program of the holiday «day o f long sausage in Kaliningrad»). 2019 URL: https://ruwest.ru/news/53916/ (in Russ.)

2. Babkin A. V. Special'nye vidy turizma: ucheb. posobie (Special types of tourism: studies. stipend). Rostov n/D: Feniks, 2008. (in Russ.)

3. Sobytijnyj turizm (Event tourism). 2019. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sobytijnyj_turizm (in Russ.)

91

4. Tonkosti turizma. Sobytijnye tury (The intricacies of tourism. Event tours). 2018. URL: https://tonkosti.ru/Sobytijnye_tury (in Russ.)

5. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledo-vanij «Sobytijnyj turizm: ponjatija, vidy, klassifikacija» (International journal of applied and fundamental research «Event tourism: concepts, types, classification»). 2016. URL: https://applied-research.ru/ru/article (in Russ.)

6. Kuznecova A. S., Eremeev A. V Osobennosti sobytijnogo turizma (in Features of event tourism). 2016. URL: http://vuzirossii.ru/publ/turizm/1-1-0-4181 (in Russ.)

7. Badal'janc S. V. Sobytijnyj turizm: sushhnostnye harakteristiki i osobennosti razvitija v Rossii. Jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Molodezhnyj nauchnyj Vestnik (Event tourism: essential characteristics and features of development in Russia) Sentjabr'.2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp (in Russ.)

8. Bulganina S. V., Lopatkina N. S. Sobytijnyj turizm: istorija i perspektivy razvitija (Event tourism: history and prospects of development). Internet-zhurnal «Naukovede-nie». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-istoriya-i-perspektivy-razvitiya (in Russ.)

9. Prusskie hroniki: istorija Prazdnika Dlinnoj kolbasy v Kjonig-sberge (Prussian Chronicles: the history of the Long sausage Festival in Konigsberg). 2016. URL: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26492/3361773/ (in Russ.)

10. Den' dlinnoj kolbasy v Kaliningrade (Long sausage day in Kaliningrad). 2018. URL: https://www.gazeta.ru/social/photo/den_dlinnoi_kolbasy_v_kaliningrade.shtml

11. Statisticheskaja informacija po sub#ektam Rossijskoj Federacii Federal'noe agentstvo po turizmu Ministerstva kul'tury RF (Statistical information on the subjects of the Russian Federation Federal Agency for tourism of the Ministry of culture of the Russian Federation). 2019. URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140723/ (in Russ.)

12. Jarmarki, fejerverki i guljan'ja: spisok prazdnikov v Kaliningra-de i oblasti (Fairs, fireworks and festivities: list of holidays in Kaliningrad and the region). 2019. URL: https://klops.ru/news/society/168789-yarmarki-feyerverki-i-gulyanya-spisok-prazdnikov-v-kaliningrade-i-oblasti-2019 (in Russ.)

13. Jahnickij V. V, Bogomolova A. A, Nikitina E.S Analiz sobytij-nogo turizma v Rossijskoj Federacii (Analysis of event tourism in the Russian Federation). 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28936320 (in Russ.)

14. Huhlyndina L. M., Gajdukevich L. M. Turizm i kul'turnoe nasle-die (Tourism and cultural heritage). 2016. URL: http: //elib.bsu.by/handle/123456789/111504 (in Russ.)

15. Mamadazizov F. Sh. Sobytijnyj turizm i ego rol' v ispol'zova-nii istoriko-kul'turnogo nasledija Kaliningradskoj oblasti (Event tourism and its role in the use of historical and cultural heritage of the Kaliningrad region). 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25531312 (in Russ.)

16. Nacional'nyj kalendar' sobytij (National calendar of events). 2019. URL: http://eventsinrussia.com (in Russ.)

1. 17.. Prazdnichnye i sobytijnye tury v Kaliningrad (Holiday and event tours to Kaliningrad). 2018. URL: http://na-baltike.com/ekskursii-po-kaliningradskoj-oblasti/ekskursionnye-tury-v-kaliningrad/prazdnichnye-i-sobytijnye-tury-v-kaliningrad/ (in Russ.)

17. Bogdanov O. A. Massovye prazdniki kak ob#ekt sobytijnogo turiz-ma v sovremennoj Rossii (Mass holidays as an object of event tourism in modern Russia). Rossija v novyh social'no- jekonomicheskih i poli-ticheskih realijah: problemy i perspektivy razvitija: Materialy IV Mezhduna-rodnoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015 (in Russ.)

18. Prazdnichnye i sobytijnye tury v Kaliningrad (Holiday and event tours to Kaliningrad). 2018. URL: http://na-baltike.com/ekskursii-po-kaliningradskoj-oblasti/ekskursionnye-tury-v-kaliningrad/prazdnichnye-i-sobytijnye-tury-v-kaliningrad/ (in Russ.)

19. Turisticheskij portal Kaliningradskoj oblasti (Tourist portal of the Kaliningrad region). Statistika. 2017. URL: https://visit-kaliningrad.ru/pro/statistika.php (in Russ.)

20. Kropinova E. G. Sobytijnyj turizm: perspektivy razvitija v Kaliningradskoj oblasti (Event tourism: prospects for development in the Kaliningrad region). Prioritetnye napravlenija mezhdunarodnogo i mezh-regional'nogo sotrudnichestva v oblasti kul'tury i turizma. Kaliningrad. 2016 (in Russ.)

Поступила в редакцию 03.07.2020 г.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.