Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА'

СЕМАНТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА ГОРОДА / СЕМАНТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ДИЗАЙН КОММУНИКАЦИЙ / ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF THE CITY / SEMANTICS OF URBAN ENVIRONMENT / COMMUNICATION DESIGN / URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Расходчиков А. Н.

В статье представлены теоретические основания и систематизированы практические методы исследования коммуникационной среды городов. Продемонстрированы возможности изучения текстовой информации социальных сетей и анализа Больших данных для оценки ключевых компонентов городских коммуникативных процессов. В качестве ключевых компонентов, позволяющих формировать представление о коммуникационной среде города и отслеживать динамику ее изменений, выделены публичные коммуникации и процессы группообразования в социальных сетях, местные топонимы, городские события и символьные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE CITY INFORMATION TECHNOLOGIES OF URBAN DESIGN

The article presents theoretical foundations and systematizes practical methods of studying the communication environment of cities. The possibilities of studying textual information of social networks and analyzing big data to evaluate key components of urban communication processes are demonstrated. Public communications and group formation processes in social networks, local toponyms, urban events and symbolic objects are highlighted as key components that allow to form an idea of the city communication environment and monitor the dynamics of its changes.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА»

Семантика коммуникативной среды города - информационные технологии городского дизайна

Расходчиков А. Н., кандидат социологических наук, председатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город», silaslowa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6814-9029

В статье представлены теоретические основания и систематизированы практические методы исследования коммуникационной среды городов. Продемонстрированы возможности изучения текстовой информации социальных сетей и анализа Больших данных для оценки ключевых компонентов городских коммуникативных процессов. В качестве ключевых компонентов, позволяющих формировать представление о коммуникационной среде города и отслеживать динамику ее изменений, выделены публичные коммуникации и процессы груп-пообразования в социальных сетях, местные топонимы, городские события и символьные объекты.

информационные технологии • цифровизация • информационно-коммуникационная среда города • семантика городской среды • дизайн коммуникаций • городской дизайн

Современный город — это пространство коммуникаций, особенно это утверждение справедливо, если речь идет о крупных городах, мегаполисах и мировых центрах, где пересекаются международные потоки людей, информации и капиталов. В то время когда старые функции городов: обороны, торговли, промышленного производства, финансовых центров — постепенно утрачивают свое градообразующее значение [1], а сами города теряют форму упорядоченной интуитивно понятной структуры, формирующей миропонимание [2], коммуникативная среда, с развитием информационных технологий, наоборот, получает стремительное развитие, превращая коммуникативность в одну из главных характеристик городской среды. Происходящие изменения требуют теоретического осмысления этой составляющей городской жизни, а также новых методов изучения каналов коммуникации, значения отдельных элементов городской среды, символов и знаков, используемых для взаимодействия различных акторов и сообществ. Что, в свою очередь, актуализирует необходимость разработки такого направления, как семантика городской среды.

О ключевой роли социальной коммуникации в цивилизационном развитии человека достаточно подробно писал Вернадский. Появление городов привело к более интенсивному взаимодействию людей, росту сложности систем и коммуникаций, появлению правил совместной жизни и деятельности, торговли, административных структур управления, развитию науки и искусств [3]. Эти идеи получили свое развитие в научных концепциях Т.М. Дридзе — семиосоциопсихологии [4]. Характерно, что параллельно этому направлению, связанному с языком, Тамара Моисеевна развивала свою экоантропоцентрическую парадигму городского развития [5].

50

Такое сочетание неслучайно. Так, именно на примере городской среды мы можем наблюдать и исследовать коммуникативные процессы в самом концентрированном и многомерном проявлении. Большое внимание к коммуникационной составляющей городской среды в своих работах проявляют и современные исследователи, такие как Р. Флорида. На примерах масштабных статистических исследований городов США Флорида демонстрирует как уже не концентрацию финансов или административной власти, а именно коммуникативные характеристики городов становятся определяющими для привлечения наиболее ценных специалистов и формирования креативного класса [6]. Это направление продолжают в своих работах Винод Кумар, определяющий важность коммуникационной предпринимательской среды для мировых городов [7], и В. Алексеев, который обращает внимание на значения качества коммуникативной среды города для привлечения инвестиций [8]. Инфраструктура коммуникаций и качество взаимодействий выделяются рядом исследователей как ключевые факторы в стратегиях «умных городов» [9], для целей туристического развития территорий [10], в проектах оздоровления городской среды [11].

Теоретические основания для исследования коммуникационной среды города заложены в работах Т.М. Дридзе — в описании информационной составляющей среды жизнедеятельности горожан, А.В. Тихонова — посвященных реализации механизмов социального участия и субъект-субъектной модели управления [12], Л. Мановича — в описании механизмов визуального анализа городских коммуникаций [13], Д. Хенсон и Б. Хиллера — в теоретической модели синтаксиса городских пространств (Space syntax) [14]. Однако представленные основания базируются на очень разных теоретических подходах и относятся к мало связанным между собой областям знания. В результате целостная теоретическая картина понимания коммуникационной среды города, ее семантики не формируется, равно как и практические методы исследования не складываются в единую систему.

Цель настоящей работы — обозначить концептуальные рамки исследовательской программы семантического анализа коммуникационной среды городов. Для этого необходимо описать область, входящих в это направление объектов, явлений и фактов; выделить ключевые компоненты, позволяющие формировать наиболее значимые характеристики коммуникационной среды города и отслеживать динамику ее изменений, а также предложить наиболее подходящие методы для изучения данного направления.

Коммуникативная среда города охватывает широкий круг информационных сообщений, символов, знаков, значений, окружающих человека в городе и использующихся для взаимодействия горожан и городских сообществ. Коммуникативная среда включает в себя все виды коммуникации между людьми, которые происходят в городе: устную и письменную речь, межличностное общение (в том числе в мессенджерах и социальных сетях), сообщения СМИ, рекламу, а также символьные сообщения через архитектурные формы, памятники, историческое наследие, названия улиц и городских районов, культурные мероприятия,

городские праздники и фестивали, уличное искусство местные бренды и символы. Иногда даже местная мода и кухня могут нести в себе определенные послания для приезжих.

Т. М. Дридзе описывала данную область исследования как информационную составляющую среды жизнедеятельности человека в городе — одну из четырех составляющих сложного процесса обмена веществом и энергией между человеком и создаваемой им средой. Данный подход также перекликается с современными направлениями дизайна городской среды (Urban design), такими как синтаксис пространства (Space syntax), основой которого стали работы Джулиан Хенсон и Билла Хиллера «Социальная логика пространства» [14] и другие, активно использующиеся по сей день, например в работах Майкла Бетти, исследующего города как системы сетей и потоков [15] А также предложенной Скоттом Кэмпеллом моделью «треугольника планирования», основанной на взаимодействии целей экономического развития, сохранения природной среды и социальной справедливости [16].

Однако современный город — система систем, где одновременно взаимодействуют сотни процессов и происходят тысячи интеракций. Даже если рассматривать отдельно коммуникативную среду как одну из городских систем, количество взаимодействий здесь настолько велико и разнородно, что охватить всю эту область в рамках исследования не представляется возможным. Отсюда возникает важная задача выделения ключевых компонентов коммуникативной среды, анализ которых позволяет составить представление об основных ее характеристиках и происходящих изменениях. К таким ключевым компонентам или узлам можно отнести:

• социальные сети — в части публичных коммуникаций и процессов группообразо-вания как открытый и доступный источник данных межличностных и межгрупповых речевых взаимодействий;

• местные топонимы (названия улиц, районов, жилых комплексов и деловых центров) — позволяющие понять, какие исторические события, личности и идеи влияют на конкретный город, а также изучать закономерности взаимодействия новых названий и социальных изменений;

• городские события, праздники и ивент-мероприятия — как наиболее концентрированные проявления культурной и деловой общественной жизни города, места коллективного взаимодействия и репрезентации;

• символьные объекты — являющиеся значимой частью городской идентичности и даже самоидентичности коренных жителей.

Возможно, этот список нуждается в дополнении и будет в последующем скорректирован по результатам исследований. Однако на данный момент на этапе формулировки концептуальных рамок исследовательской программы он выглядит необходимым и достаточным. Для иллюстрации стоит привести примеры исследований перечисленных основных компонентов коммуникативной среды городов. Эти примеры демонстрируют наличие и разработанность методов анализа, доступность данных, а также практическую применимость полученных выводов.

Исследования коммуникаций в социальных сетях можно условно разделить на два основных направления: сетевой анализ процессов группообразования в сети

52

Интернет и семантический анализ текстов. Первый метод хорошо представлен в работах Г.В. Градосельской, использующую собственные авторские методики зернового приращения, анализа информационных волн и связей между группами в социальных сетях [17]. На представленном ниже рисунке 1 можно наблюдать сетевую проекцию города Томска в социальной сети «ВКонтакте2. Различные по целям создания, составу участников и тематике обсуждения группы и публичные страницы здесь структурируются в отдельные тематические кластеры на основе взаимного участия пользователей. Исследование раскрывает картину межличностных и межгрупповых онлайн-комму-никаций жителей Томска позволяет выявить структуру интересов горожан, изучать тенденции связанности и разобщенности городских сообществ и другие аспекты межличностных и межгрупповых взаимодействий. Контент-анализ публикаций и комментариев в городских онлайн-сообществах позволяет изучать актуальные городские проблемы, качество взаимодействий органов власти с городскими сообществами, различия в восприятии города и прочие аспекты городской жизни.

Рис. 1. Результаты картирования групп в социальной сети «ВКонтакте» города Томска

Исследования речевых коммуникаций в сети Интернет представлены в работах М.А. Пильгун, где классические методы лингвистического анализа текстов сочетаются с результатами обработки больших массивов текстовых коммуникаций при помощи нейросетевой технологии TextAnalyst . В качестве примера можно привести исследование «Образ будущего по данным социальных медиа» (рис. 2), где на основе анализа эксплицитной и имплицитной информации в текстовой коммуникации пользователей изучались социальные ожидания в отношении будущего городов. Данный метод позволяет выявлять наиболее значимые мнения и оценки пользователей в отношении различных тем городской жизни, а также исследовать закономерности коллективного восприятия горожанами отдельных проблем и событий [18].

, Н0м*пыЭ1?|

Негативные имплицитны реакции.

Ассоциативная сеть

Стимул: Образ будущего 115/1?JÍ]. Теак.цл»'

(.! Vffjiosí" со сшольш ijíjooh tоыдние fliSpcíín ohojíí1 nOffiMvjMt.fiDi пд новое uJtí Hi flpOHifltß&n в 'ifíi.

(...) f£ítu Ч#,Ш?SfuMrtlKh íftíflÍHlf HI?

jwmfll py«v v JWe*4rrtpuin о

nrpwvc&Ote cnensflínnuwí u

...................... y.;,Jf¡iji Vil. п» м í í'.'.inj'niM

чквш по<ЯдикЛ1

f J LMtUiWJÖllLW JHrnu егг^У-погт ff да verwefrfMoorifepw J. ) чгакщг^иит J«4bic cinof(i&«jcír¿ о есзмокности нашего föiwonuin организма

l№

гь

» If «ШНЫР

ft ÍKPIV»

(^FV^d

H14

Л I'd o

11 tig ora»

TJ'D

tfrfVvjrfi

Ш14

'И Бв(М ftfipiir* м fíLt"

it. -Ч>

"00

/к 'Л^аг^шл

А ' i Tj — О TSäPMa«.

О ?'и™«н imvi.«

■>

л jij^o

Ц1И-|ИЯ]

fP^n^tW

imtltHl

Рис. 2. Результаты анализа ассоциативной сети

Довольно интересные подходы к изучению городских событий, праздников и ивент-ме-роприятий содержатся в работах А.Н. Языкеева, где на основе анализа Больших данных (Big Data) демонстрируются возможности оценки аудиторий городских мероприятий, отношения к ним со стороны местных жителей и туристов, а также доказывается влияние событийных программ с притоком инвестиций и активизацией инфраструктурного развития городов [19]. Представленная ниже диаграмма (рис. 3) демонстрирует масштабность проведенных в Калининграде мероприятий, соотношение местных жителей и туристов среди их участников, а также уровень внимания к событиям со стороны СМИ.

Рис. 3. Оценка соотношения туристов и местных жителей — участников массовых мероприятий в Калининградской области

54

Возможности изучения символьного поля городов можно проиллюстрировать на результатах исследования в исторических районах Москвы Лефортово-Басманный [20]. На представленных ниже диаграммах (рис. 4) можно видеть, как даже в небольших районах мегаполиса можно выявлять значимые для жителей объекты и исторические персоны. Влияние символьного поля на идентичность горожан здесь можно проследить в разнице ответов коренных жителей и недавно переехавших в районы. Исследование, в частности, продемонстрировало, что «новые горожане» при выборе исторически значимых личностей чаще ориентируются на название улиц, местные топонимы, а коренное население — на реальных персон, связанных с историей городских районов. В практическом смысле такие исследования позволяют не только работать с имиджем и брендингом территории, но и предотвращать градостроительные ошибки, связанные с непродуманными проектами обновлений и реновацией значимых для жителей объектов и пространств.

Рис. 4. Результаты исследования символьных объектов районов Лефортово и Басманный Москвы

Примеры исследования взаимодействия топонимов и происходящих в городах социальных изменений пока не встречаются в научной литературе. В то же время это интересное направление исследований выглядит вполне осуществимым благодаря методической модели А.А. Харламова, реализованной в программном продукте TextAnalyst [21-23]. Разработанная им программная система позволяет проводить семантический анализ больших объемов текстов. Для целей данного исследовательского направления большой интерес представляет способность программы выстраивать сеть, отображающую частоту употребления топонимов, сочетаемость их с другими элементами и отслеживать частоту таких сочетаний. Это очень важный аспект для анализа коммуникационной среды города как сложного и многоуровневого явления с большим количеством взаимодействий. Именно связи между отдельными элементами городской среды. Эти связи

на практике довольно сложно выявить и еще сложнее анализировать, особенно когда такие связи образуются между объектами различной природы, например архитектурными комплексами и рекламными посланиями или историческими персонами и местной идентичностью. Именно связи между различными элементами городской среды представляют наименее изученную область в городских исследованиях.

ВЫВОДЫ

Семантика городской среды представляется значимым направлением исследований, позволяющим выявлять наиболее значимые характеристики коммуникативной среды городов, оценивать влияние историко-культурного наследия, местной символики, ценностей и идей на формирование городской идентичности, условия социализации приезжих. Одна из основных задач данного направления — создание каналов и пространств, которое способствуют эффективной коммуникации и взаимодействию между людьми и городскими сообществами. Область интересов данного направления охватывает широкий круг информационных сообщений, знаков и символов, окружающих человека в городе и использующихся для взаимодействия горожан и городских сообществ.

Примеры исследований коммуникативной среды городов, приведенных в работе, демонстрируют наличие и разработанность методов анализа, доступность данных, а также практическую применимость полученных выводов. Одним из важных ориентиров исследования коммуникационной среды города становится оценка тенденций к сплочению городских сообществ или, наоборот, формированию разрывов, неравенства и конфликтов. В практическом плане эти аспекты могут быть использованы в процессе городского и территориального планирования, создания и обновления городских пространств.

Семантика городской среды как исследовательское направление открывает возможности для гармонизации городской среды через изучение сочетаемости топонимов, качества связей между различными явлениями городской жизни. Результаты исследований коммуникационной среды городов могут использоваться как основание для культурно и исторически обоснованного брендинга территорий, оценки новых названий с точки зрения их соответствия городской идентичности.

Список использованных источников

1. Расходчиков, А. Н. Контекст и ключевые вопросы современного осмысления образов городов будущего: обзор конференции / А. Н. Расходчиков // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). - 2023. - № 2. - С. 193-205. - DOI 10.33979/2587-75342023-2-193-205. - EDN IGGDYC.

2. Холодная, А. А. Семантическое пространство города в современной российской культуре / А. А. Холодная // Культура и цивилизация. - 2017. - Том 7. - № 2А. - С. 497-503.

3. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 576 с. -(Библиотека истории и культуры). - ISBN 978-5-8112-4512-3.

4. Адамьянц, Т. З. Семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации в социальном познании (материалы круглого стола) / Т. З. Адамьянц // Социологические исследования. - 2015. - № 12. - С. 142-144. - EDN VGMGAJ.

56

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Дридзе, Т. Градоустройство: от социальной диагностики к конструктивному диалогу заинтересованных сторон / Т. Дридзе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

Florida, R. (2017). The new urban crisis: How our cities are increasing inequality, deepening segregation, and failing the middle class - And what we can do about it. New York, Basic Books, ISBN: 978-0-46-507974-2

Vinod Kumar, T. M. Indo-Pacific Smart Megacity System. Series: Advances in 21st Century Human Settlements, Year: 2023, Page 429, DOI: 10.1007/978-981-99-6218-1_8

Алексеев, В. Н. Формирование инвестиционного проекта и оценка его эффективности: учебно-практическое пособие / В. Н. Алексеев, Н. Н. Шарков. - 4-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 176 с. Ильина, И. Н. Трансформация подходов к развитию «умного города» / И. Н. Ильина, М. Коно. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. - 248 с. - ISBN 978-5-7598-2579-1. - DOI 10.17323/978-5-7598-2579-1. - EDN WCUQKP.

Языкеев, А. Н. Возможности анализа больших данных для оценки ивент-ме-роприятий / А. Н. Языкеев, С. В. Дусенко // Актуальные проблемы развития туризма: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 15-16 марта 2023 г. - Москва: РУС «ГЦОЛИФК», 2023. - С. 127-133. -EDN CVMFKQ.

Концевая, А. В. Формирование городской здоровьесберегающей среды / А. В. Концевая, А. А. Анциферова, Д. К. Муканеева // Оздоровление городской среды. - М.: Фонд «Московский центр урбанистики "Город"», 2022. - С. 88-95. Тихонов, А. В. Социология управления/ А. В. Тихонов. - Издание второе, дополненное и переработанное. - Москва: Канон+, 2007. - 427 с. Манович, Л. Язык новых медиа/ Лев Манович. - М.: АД Маргинем Пресс, 2018. -400 с.

Hillier B., Hanson J. /1984). The Social Logic of Space. Cambridge University Press. p. 281. doi:10.1017/CB09780511597237

Batty, M. (2013). The New Science of Cities. Cambridge, MA, The MIT Press, 496 pp.

ISBN 978-0-262-01952-1, DOI: 10.7551/mitpress/9399.001.0001

Кэмпбелл С. Зеленые города, растущие города или справедливые города?

Городское планирование и противоречия устойчивого развития (5 сентября

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 г.). URL: https://архитекторы.рф/articles/skott-kempbell-zelenye-goro-

da-rastuschie-goroda-ili-spravedlivye-goroda-gorodskoe-planirovanie-i-proti-

vorechiya-ustoychivogo-razvitiya

Градосельская, Г. В. Два сценария будущего молодежи: результаты картирования групп социальной сети «ВКонтакте» на примере Томска / Г. В. Градо-сельская, А. Н. Расходчиков // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2020. - № 4. - С. 50-68. - EDN GFHULB. Пильгун, М. А. Образ будущего по данным социальных медиа / М. А. Пиль-гун // Вторые Шанявские чтения - «Образ общего будущего в дискурсах гендерных исследований стран СНГ и России»: доклад на международной научно-практической конференции. URL: https://urbanru.ru/events/obraz-goroda-budushhego/

Языкеев, А. Н. Анализ текстовых сообщений в социальных сетях для оценки эффективности ивент-мероприятий / А. Н. Языкеев // Речевые технологии. -2023. - № 4. - С. 66-72. - EDN XCPZII.

Расходчиков, А. Н. «Новые горожане»: инклюзивная политика и социокультурная динамика исторических городов / А. Н. Расходчиков // Визуальная антропология - 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе

будущего: Материалы IV Международной научной конференции, Великий Новгород, 22-23 сентября 2022 г. / Под ред. С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. - С. 158-164. - DOI 10.34680/visant-2022-158-164. - EDN MQECRS.

21. Харламов, А. А. Анализ текстов с использованием искусственных нейронных сетей на основе нейроподобных элементов с временной суммацией сигналов (часть 1) / А. А. Харламов // Речевые технологии. - 2023. - № 1. - С. 87-99. - EDN: KXYSCE

22. Харламов, А. А. Анализ текстов с использованием искусственных нейронных сетей на основе нейроподобных элементов с временной суммацией сигналов (часть 2) / А. А. Харламов // Речевые технологии. - 2023. - № 2. - С. 22-39. - EDN: UEEXXM

23. Харламов, А. А. Анализ текстов с использованием искусственных нейронных сетей на основе нейроподобных элементов с временной суммацией сигналов (часть 3) / А. А. Харламов // Речевые технологии. - 2023. - № 4. - С. 3-21. - EDN YTTUAY.

SEMANTICS OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE CITY — INFORMATION TECHNOLOGIES OF URBAN DESIGN

Raskhodchikov A. Ni., PhD (sociological sciences), Chairman of the Board, The Moscow Center of Urban Studies "City", silaslowa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6814-9029

The article presents theoretical foundations and systematizes practical methods of studying the communication environment of cities. The possibilities of studying textual information of social networks and analyzing big data to evaluate key components of urban communication processes are demonstrated. Public communications and group formation processes in social networks, local toponyms, urban events and symbolic objects are highlighted as key components that allow to form an idea of the city communication environment and monitor the dynamics of its changes.

information technologies • digitalization • information and communication environment of the city • semantics of urban environment • communication design • urban design

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.