Научная статья на тему 'КАК ОБРАЗЫ ЭКОЛОГИИ В СЕТЕВОМ МЕДИАТЕКСТЕ ВЫСТУПАЮТ КАТАЛИЗАТОРАМИ ГОРОДСКИХ КОНФЛИКТОВ'

КАК ОБРАЗЫ ЭКОЛОГИИ В СЕТЕВОМ МЕДИАТЕКСТЕ ВЫСТУПАЮТ КАТАЛИЗАТОРАМИ ГОРОДСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ЭКОЛОГИЯ / МЕДИАТЕКСТ / ГОРОДСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Расходчиков А. Н., Пильгун М. А.

В статье представлены результаты исследования, посвящённого репрезентации экологической тематики в сетевых онлайн коммуникациях, связанных с гражданской активностью. На основе кроссдисциплинарного подхода анализируется, как экологические проблемы, усиленные мультимедийным контентом, способны обострять городские конфликты. Для интерпретации контента применялся текстовый анализ с использованием нейросетевых технологий, сентимент-анализ, контент-анализ. В качестве инструментария были использованы Brand Analytics, TextAnalyst, Tableau, AutoMap. Эмпирическую базу исследования составили три дата-сета: для анализа репрезентации экологической тематики в городских и политических конфликтах были выбраны информационные сюжеты получившие наибольшее распространение в социальных онлайн сетях во второй половине 2019 года: сюжет, освещающий пожары в Сибири летом 2019 г. и контент сообщений, посвящённый строительству двух дорожных проектов г. Москвы: Северо-Восточной и Юго-восточной хорды. Сводная база данных включала данные социальных сетей, микроблогов, форумов, блогов, видео, отзывы. Результаты исследования показали, что экологические проблемы приобретают все большую остроту с ухудшением состояния окружающей среды. Экологическая тематика становится значимым компонентом в системе фэшн-кодов, определяет новую этичность жителей мегаполиса, помогает достижения цели в коммерческих, политических, медийных, социальных сферах. С другой стороны, визуальные материалы позволяют значительно расширить коммуникативный инструментарий, спектр средств воздействия для повышения императивного воздействия сообщения. Репрезентация экологических проблем с использованием медиатекста (совокупности вербальных, визуальных и аудиальных компонентов) вызывает активную эмоциональную реакцию пользователей социальных сетей, способствует более массовому распространению сообщений и обеспечивает высокий уровень вовлеченности аудитории в обсуждение проблем. Кроме того, учет экологических факторов при принятии управленческих решений, формировании государственных и муниципальных программ способен значительно упростить их реализацию. Однако, для этого необходимо видеть проблему, то есть уловить момент, когда в общественном мнении, обсуждениях проекта в социальных онлайн-сетях появляется акцент на экологическую проблематику. Анализ сетевой коммуникации: контента публикаций и комментариев, динамики и структуры распространения сообщений, на сегодняшний день является наиболее оперативным методом получения обратной связи от населения. В то же время, подобный анализ требует новых методов визуальной аналитики, поскольку в сетевом мультимедийном контенте усиливается роль визуального модуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Расходчиков А. Н., Пильгун М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW IMAGES OF ECOLOGY IN NETWORK MEDIATEXT ARE CATALYSTS OF URBAN CONFLICTS

The paper is concerned analysis of digital content based on social media data reflecting the users’ perception of environmental issues. Semantic and psycholinguistic methodologies, content analysis were also used for the correct interpretation of the content. Brand Analytics, a social media monitoring and analysis system, was used to collect the data. Content analysis was carried out using AutoMap, text analysis was carried out using neural network technology TextAnalyst 2.0. with the help of which a semantic network common to the whole corpus was formed, from which the thematic structure of the analyzed content was extracted, an associative search was carried out. The material for the study was the data of social media microblogs, forums, blogs, videos, and reviews dedicated to the road construction in Moscow (The North-Eastern chord and The South-Eastern chord). Also information stories covering the fires in Siberia were selected that received the most popularity in online social networks in the second half of 2019. Date of collection: 01.07.19 00:00-31.12.19 23:59. Quantitative parameters of the data: Messages: 50 007; Involvement: 867 878; Active actors: 32,212; Audience: 436 211 791. The results of the study showed that environmental problems become more acute with the deterioration of the environment. Environmental issues become an important component in the system of fashion codes, determine the new ethics of megalopolis residents, and help achieve goals in commercial, political, media, and social spheres. On the other hand, environmental materials can significantly expand the communication tools, the range of means of influence to increase the imperative impact of the message. Analysis of data that characterize the attitude of actors to the fires in Siberia in 2019, the capital’s road construction projects, clearly demonstrates how the inclusion of environmental themes can become a catalyst in social and political conflicts. The representation of environmental problems using media text (a combination of verbal, visual and auditory components) causes an active emotional reaction of social network users, contributes to a more widespread dissemination of messages and ensures a high level of audience involvement in the discussion of problems.

Текст научной работы на тему «КАК ОБРАЗЫ ЭКОЛОГИИ В СЕТЕВОМ МЕДИАТЕКСТЕ ВЫСТУПАЮТ КАТАЛИЗАТОРАМИ ГОРОДСКИХ КОНФЛИКТОВ»

Как образы экологии в сетевом медиатексте выступают катализаторами городских конфликтов

Расходчиков А. Н.,

Фонда «Московский центр урбанистки «Город», Москва, Россия silaslowa@mail.ru

Пильгун М. А.

Институт языкознания РАН, Москва, Россия mpilgun@iling-ran.ru

54

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвящённого репрезентации экологической тематики в сетевых онлайн коммуникациях связанных с гражданской активностью. На основе кроссдисциплинар-ного подхода анализируется, как экологические проблемы, усиленные мультимедийным контентом, способны обострять городские конфликты. Для интерпретации контента применялся текстовый анализ с использованием нейросетевых технологий, сентимент-анализ, контент-анализ. В качестве инструментария были использованы Brand Analytics, TextAnalyst, Tableau, AutoMap. Эмпирическую базу исследования составили три дата-сета: для анализа репрезентации экологической тематики в городских и политических конфликтах были выбраны информаци онные сюжеты получившие наибольшее распространение в социальных онлайн сетях во второй половине 2019 года: сюжет, освещающий пожары в Сибири летом 2019 г. и контент сообщений, посвящённый строи тельству двух дорожных проектов г. Москвы: Северо-Восточной и Юго-восточной хорды. Сводная база данных включала данные социальных сетей, микроблогов, форумов, блогов, видео, отзывы. Результаты исследования показали, что экологические проблемы приобретают все большую остроту с ухудшением состояния окружающей среды. Эколо гическая тематика становится значимым компонентом в системе фэшн-кодов, определяет новую этичность жителей мегаполиса, помогает до стижения цели в коммерческих, политических, медийных, социальных сферах. С другой стороны, визуальные материалы позволяют значительно расширить коммуникативный инструментарий, спектр средств воздействия для повышения императивного воздействия сообщения. Репрезентация экологических проблем с использованием медиатекс-та (совокупности вербальных, визуальных и аудиальных компонентов) вызывает активную эмоциональную реакцию пользователей социальных сетей, способствует более массовому распространению сообщений и обеспечивает высокий уровень вовлеченности аудитории в обсуждение проблем. Кроме того, учет экологических факторов при принятии

управленческих решений, формировании государственных и муниципальных программ способен значительно упростить их реализацию. Однако, для этого необходимо видеть проблему, то есть уловить момент, когда в общественном мнении, обсуждениях проекта в социальных онлайн-сетях появляется акцент на экологическую проблематику. Анализ сетевой коммуникации: контента публикаций и комментариев, динамики и структуры распространения сообщений, на сегодняшний день является наиболее оперативным методом получения обратной связи от населения. В то же время, подобный анализ требует новых методов визуальной аналитики, поскольку в сетевом мультимедийном контенте усиливается роль визуального модуса.

Ключевые слова: анализ социальных сетей, экология, медиатекст, восприятие речи, городские коммуникации, цифровой контент, управление сетевой коммуникацией

Экологические проблемы играют важную роль в жизни современного общества, их значимость возрастает в городских коммуникациях, поскольку именно жители мегаполисов в наибольшей степени подвержены негативному воздействию разрушения и загрязнения природной среды. Жизнь в техногенной среде больших городов формирует высокий уровень чувствительности населения к ухудшению экологической ситуации. Причем эта чувствительность проявляется независимо от того, касается проблема непосредственно района проживания или имеет более глобальный контекст. Так в данной работе, на примере ситуации с пожарами в Сибири 2019 года показано, как жители Москвы проявили заметно более высокую активность и озабоченность ситуацией, чем население сибирских регионов, расположенных в непосредственной близости от очага экологического бедствия. С ростом числа городского населения Земли, увеличения числа мегаполисов можно прогнозировать дальнейшее усиление влияния экологических факторов на политические и социально-экономические процессы в обществе. Предполагается, что к 2030 году уже 60 процентов населения будут жить в городах (см., например, [Dzenovska 2018, 18] и др.). В тоже время, процесс урбанизации населения носит не управляемый, а скорее стихийный характер и как любая стихия способна порождать неуправляемые социальные катаклизмы [Расходчиков 2020, 68].

В научной литературе представлено большое количество работ, посвященных многоаспектному анализу городской экосистемы. В частности, изучение экологических последствий урбанизации для ландшафта, пространственных и временных закономерностей урбанизации, пространственной модели городского ландшафта, представляющей собой модифицированную версию модели антропогенных преобразований земель [Berling-Wolff, Wu 2004, 220], роль общественных садов в экосистеме и устойчивом развитии мегаполисов [Anderson at al. 2019, 672], рекреационная ценность водных экосистем, специфики взаимодействия человека и природы при использовании городских пресноводных объектов [Vierikko, Yli-Pelkonen 2019, 770], оценка эффективности кластерного развития, инструментария сохранения сельскохозяйственных угодий, открытого пространства и сельской местности [Brabec 2001, 28], влияния природных территорий и окультуренных ландшафтов на качество среды жизнедеятельности горожан [Дридзе 1998]и др.

55

Однако, проблемам влияния экологической тематики на социальные и политические процессы в обществе пока не уделялось достаточного внимания в научных работах. В то же время, на практике можно наблюдать как экологические факторы оказывают значительное влияние на широкий круг на первый взгляд не связанных с экологией вопросов от инфраструктурного развития городов до политических кампаний по выборам в органы власти. Так, казалось бы второстепенные решения о вырубке зеленых насаждений при строительстве дорог, вызывают протестные акции горожан, что значительно затрудняет реализацию градостроительного проекта. А ситуация с пожарами в Сибири становится ключевой темой протестного движения на выборах в Московскую городскую Думу, вытесняя на второй план проблему отказа в регистрации опозиционным кандидатам [Расходчиков, Пильгун 2020].

Учет экологических факторов при принятии управленческих решений, формировании государственных и муниципальных программ способен значительно упростить их реализацию. Однако, для этого необходимо видеть проблему, то есть уловить момент когда в общественном мнении, обсуждениях проекта в социальных онлайн сетях возникает акцент на экологическую проблематику. Анализ сетевой коммуникации: контента публикаций и комментариев, динамики и структуры распространения сообщений, на сегодняшний день является наиболее оперативным методом получения обратной связи от населения. В то же время, подобный анализ требует новых методов визуальной аналитики, поскольку в сетевом мультимедийном контенте усиливается роль визуального модуса.

56

Визуальная аналитика получает все большее распространение, позволяет обработать и презентовать результаты исследований больших объемов интегрированных данных: статистические материалы, вербальные структуры в письменной и устной форме, фото- и материалов, медиатекст (синкретичное единство вербальных, визуальных и ауди-альных компонентов, функционирующих в кроссплатформенной среде в смешанной реальности), невербальные элементы, 3D-7D — объекты и пр. Специфику нового типа сетевых данных определяют не только большие объемы (Big Data), но и состав: помимо статистических данных, традиционных текстов (письменных и устных), фото и видео материалов выделяют медиатекст, который следует рассматривать как синкретичное единство вербальных, визуальных и аудиальных компонентов, функционирующих в кроссплатформенной среде в смешанной реальности. Соответственно и коммуникация в социальных онлайн сетях все больше приобретает характер медиакоммуникации, когда послания сочетают визуальные и текстовые элементы, а в комментариях и переписке пользователей тексты дополняются эмодзи, фото и видео и звуковым контентом. Кроме того, исследовательским материалом становятся культурные объекты, события, фестивали, митапы, локации и пр. Появление новых типов эмпирических данных закономерно приводят к трансформации методологического аппарата, в частности синергии визуальной аналитики и анализа данных (см., например, [Manovich 2017] проекты под руководствах Льва Мановича, реализованные в Software Studies Initiative, Cultural Analytics Lab и др.

Расширение значения визуального модуса в современном медиа-пространстве описано уже достаточно подробно в научной литературе. Парадигма визуальной коммуникации представлена в многочисленных исследованиях, раскрывающих специфику визуального внимания, поиска [Watson, Humphreys 1997, 92-95], поведенческих и нейрофизиологических особенностей взаимосвязи рабочей памяти и визуального выбора [Soto at al. 2007, 17186-17191]; взаимовлияния действия и восприятия [Humphreys 2016, 15-17]; восприятия объекта, категоризация и нейминга [Desmarais, Meade, Wells, Nadeau 2017, 2479], управления действием [Desmarais at al. 2017, 140], социального видения [Schäfer at al. 2017, 340] и пр.

Спектр визуальных исследований чрезвычайно широк, например, в 2019 вышел специальный номер журнала Visual Communication Vol. 18(3), посвященный визуализации человеческого страдания и пр.

Актуальность исследования определяется важностью анализа репрезентации экологической тематики в вeб-коммуникациях, связанных с гражданской активностью. Кроме того, остается не решённой проблема методологии анализа интегрированных структур в медиапространстве. А также влияния сетевой медиакоммуникации на городские и социальные изменения, в частности, отражающих экологические конфликты. В данной работе предложено одно из возможных решений с использованием нейросетевых технологий.

Научная проблематика данной работы определяется противоречии между ростом влияния экологической тематики в сетевой веб-коммуникации и игнорировании данного фактора при приятии управленческих и политических решений.

Цель исследования: анализ репрезентации экологической тематики в сетевых онлайн коммуникациях, связанных с гражданской активностью.

Гипотеза: Репрезентация экологических проблем в русскоязычной сетевой коммуникации получает все большее распространение, может выступать катализатором гражданской активности при обсуждении городских и политических вопросов. В тоже время, экологическая тематика часто используется в манипулятивных целях, когда политические акторы пытаются использовать страх людей перед экологической катастрофой в интересах коммерческих или политических кампаний.

Метод

В исследовании использовался кроссдисциплинарный мультимодальный подход. В соответствии с концепцией Гюнтера Кресса, в коммуникативных практиках социальных медиа наиболее отчётливо проявляется вытеснение традиционных письменных тексов мультимодальными знаковыми композициями. Мультимодальный аспект отражает социальный семиотический подход к современной коммуникации, совмещающей в медиапространстве смешанные и ремиксные изображения, вербальные, невербальные формы с 3D-объектами и пр. Интегрированный подход к мультимодальности, а также к соответствующим дескриптивным и аналитическим инструментам позволяет выйти за пределы анализа языковых структур и рассмотреть новые разнообразные способы коммуникации и создания смыслов [Kress 2010].

57

in, , (ф Расходчиков А. Н., Пильгун М. А., Как образы экологии в сетевом медиатексте выступают катализаторами городских конфликтов

Для интерпретации контента применялись нейросетевой текстовый анализ, контент-анализ, сентимент-анализ, анализ лексических ассоциаций. Выделение тематической структуры базы данных, семантической сети, проведения ассоциативного поиска и контент-анализа позволили выделить ядро цифровой контента, связанного с каждым дата-сетом. Ядро семантической сети составляют номинации с весом связей 98-100. Также были определены основные темы контента, генерированного пользователями, связанные с репрезентацией экологических проблем.

Инструментарий/

Brand Analytics, TextAnalyst, Tableau, AutoMap.

Данные:

Для анализа были выбраны три дата-сета. Для анализа репрезентации экологической тематики в городских и политических конфликтах были выбраны информационные сюжеты получившие наибольшее распространение в социальных онлайн сетях во второй половине 2019 года: сюжет, освещающий пожары в Сибири летом 2019 г. и контент сообщений, посвящённый строительству двух дорожных проектов г. Москвы: Северо-Восточной и Юго-восточной хорды.

Сводная база данных включала данные социальных сетей (Vkontakte, Ins-tagram,

Facebook, Twitter, Одноклассники), микроблогов, форумов, блогов, видео, отзывы.

Дата сбора: 01.07.19 00:00-31.12.19 23:59

Сообщений: 50 007;

Вовлеченность: 867 878;

Активные акторы: 32 212;

Аудитория: 436 21 1 791.

Результаты и дискуссия

Экологическая тематика активно используется в различных сферах офлайн и онлайн коммуникаций: маркетинговой, политической, социальной, культурной.

58 Так, виртуальное пространство предоставляет разнообразный арсенал ресурсов для создания симулякров (по Ж. Бодрийяру). Уместно вспомнить, что симулякры как несамотождественные феномены, отсылают

к самим себе или другим подобным; заменяют знаки, связанные с реальной действительностью; создают сеть, перекрывающую доступ к реальности. Пользователь становится заложником виртуальной среды, не замечают утраты реальности, ее подмены и не испытывает чувства отчуждения от других акторов. Симулякры являются единицами гиперреальности, эстетизированной галлюцинации реальности, в основе которой находится симуляция [Бодрийяр 2015].

Кроме того, сетевое пространство уничтожает различия между имиджем и реальностью, виртуальным и настоящим миром. Причем, общественное мнение и моду Ж. Бодрийяр относил третьему порядку симулякров.

Наиболее наглядно симулякры раскрываются в сфере моды, поскольку концептуальные тенденции в моде можно рассматривать как визуализацию культурной и социальной систем и их смыслов. В рамках концепции Гранта Маккракена изменения в моде — результат трансформации модели смысловых перемещений [McCraсken 1988].

Экологическая тематика оказалась чрезвычайно востребованной в фэшн индустрии. Экологичность стала знаковой в период трансформации модной парадигмы, когда концепция демонстративной сексуальности, подчеркивания материального и социального статуса начала уступать образам, ориентирующимся на натуральность, интеллектуальную ассексуальность, расслабленность и комфорт.

В системе общественных ритуалов визуальные символы занимают важное положение, особенно в рамках первичных компонентов. Экологическая тематика, активно эксплуатируется фешн индустрией, формирует новый стиль жизни и этическую парадигму.

Следует выделить активно развивающееся направление «vegan fashion», определяющее не только внешний вид, но и образ жизни, тип поведения. В сфере внешних первичных кодов, в частности, дорогая одежда, натуральные меха, высокая мода перестают быть востребованными. Одной из главных тем становится феномен переработки старых вещей для создания новых. Например, на Сицилии кампания Orang Fiber (http://orangefiber.it/en/collections/), успешно решила проблемы с переработкой отходов от цитрусовых и объединила культовые для Италии высокую моду и фрукты.

Следует отметить ситуацию, связанную с появления в медиапространстве многочленных сюжетов о смерти морских животных, погибших от неорганических отходов. Российские дизайнеры ответили созданием модных дорогостоящих нарядов из пластиковых бутылок и пакетов.

Чтобы оставаться финансово успешными, корпорациям приходится становится экологическая и социальная ответственными, подчиняться принципам экологобезопасности (sustainable) и этичности (ethical).

Экологичность — главный тренд модных течений последнего времени охватывает практически все стороны жизни от натуральной цветовой гаммы, одежды из переработанных материалов до органических продуктов питания, натуральных косметических средств, экологиски чистого транспорта и пр.

59

Рис. 1. Погибший кит и дизайнерские купальник, одежда из пластика

(Telegram Антиглянец https://t.me/sncmag).

Экологической ответственности личности соответствует тип коммуникативного поведения, которую требует оставаться в гармонии с окружающим и внутренним миром, который можно условно назвать «Мода на свободу» (забота об экологии, осмысленное потребление, резкое неприятие ограничения политических свобод, поиск новых впечатлений, стремление к духовному, религиозному поиску, новому опыту в благотворительности, путешествиях, а также экономический рационализм, мода на арендованное жилье, отказ от дорогих вещей и пр.).

60

Рис. 2. «Мода-на-свободу» — активистская акция — «показ мод» с портретами художников — политзаключенных (Медиаудар, Москва, ARTPLAY, 2013 год, фотографиииз архива М. Пильгун)

Активно используется экологическая тематика и в сетевой коммуникации жителей мегаполиса в вопросах градостроительных преобразований и обустройства города. Только за 2019 год в социальных онлайн сетях московского региона было зафиксировано1 несколько

^ty building and environmental agenda in Moscow — 2019. Аналитический обзор

десятков информационных конфликтов, связанных с сохранением зеленых насаждений, работой мусороперерабатывающий заводов и утилизацией строительных материалов после сноса пятиэтажек. Экологическая проблематика становится катализатором градостроительных конфликтов, когда речь касается разрушения природных парков и скверов, озеленения придомовых территорий, вырубки зеленых насаждений и пр. [Расходчиков 2017, 82].

Вопросы экологии, наряду с темами сохранения историко-культурного наследия, вмешательства в символьное поле в большинстве случаев резко активизируют гражданскую активность горожан, увеличивая количество участников обсуждений проектов в сети интернет и вовлеченность аудитории. В отсутствии своевременной реакции со стороны застройщиков и городских властей сетевая онлайн коммуникация перетекает в офлайновые акции в виде пикетов, митингов и попыток жителей остановить строительные работы.

Эти социальные по своей сути конфликты не редко трансформируются в политические протесты, когда от обсуждения городских проблем и возможных решений вектор коммуникации переносится в сферу политический заявлений и требований. Так, например, в ходе политических протестных акций 2012 года в «марше миллионов» была сформирована колонна «Против варварской градостроительной политики» объединившая активистов и участников градостроительных конфликтов из нескольких районов Москвы.

Тема сохранения биоразнообразия, защиты лесов тесно переплетается в сознании горожан с насущными вопросами сохранения природных городских массивов и озелененных территорий. В результате вопросы экологии становятся одним из ключевых факторов качественного развития мегаполисов, формирования комфортной для человека среды в современных городах.

Пожары в Сибири

Пожары в Сибири летом 2019 года оказались в центре общественного внимания, отразились на информационной политике политических и бизнес-структур.

Ср., например, акцию «S7 Airlines» по восполнению лесов «+1 000 000 деревьев мы посадим в Сибири», авиакомпания (на время сбора средств вернула свое историческое название — «Авиакомпания «Сибирь». Данная акция одновременно оказалась в русле движения flygskam (англ. «стыд за перелет»), которое активно развивается в Швеции и Великобритании. В Европейской комиссии работает программа по сокращению выбросов от авиации, ( https://ec.europa.eu/clima/ policies/transport/aviation_en).

Движение отказа от использования легкового транспорта в городах — также важная черта экологического типа поведения, закреплена в документах Европейского парламента и Европейского Совет (https://ec.europa.eu/clima/policies/transport/ vehicles_en) и находит все больше сторонников.

Фонда «Московский центр урбанистики «Город»

61

Использование экологической тематики в русскоязычном медиатексте позволяет создать повышенный эмоциональный тон, искренность (или ее удачную имитацию), от которых непосредственно зависит успех веб-коммуникации.

Сетевой контент, освещающий пожары в Сибири, представлен разнообразным визуальным, вербальным, интегрированным контентом, а также интерактивными коммуникативными акциями (флешмобами, петициями и пр.) (Рис.3):

62

Рис. 3. Визуальный сетевой контент на тему пожаров в Сибири А) Знаменитости призвали тушить пожары в Сибири (URL: https://vk.com/wall-35068738_922804) Б) Художница из Томска Гуля Юлдашева, которая сейчас живет в Москве, создала комикс, чтобы как можно больше людей узнало об экологической катастрофе, к которой привели ужасные пожары, пожирающие сибирскую тайгу. «Сибирь — наш дом — горит. Я решила поддержать эту ситуацию ярким комиксом, чтобы ещё больше людей поняли

о проблеме. О Катастрофе!»

(URL: https://vk.com/wall-32258596_6610689 ).

В) Павел Пашов, российский общественный деятель, член Русского Географического Общества, путешественник, писатель (URL: https://

vk.com/pavel_v_doroge)

Акцию Гринпис «Помогите спасти Сибирь от огня и дыма» (URL: http://act.greenpeace.org/page/46031/data/1?utm_source=vk&utm_ medium=paid&utm_campaign=fire&utm_content=26072019&ea.tracking. id=vk_26072019ad) подписали 410 670 человек.

Между тем, тема пожаров в Сибири оказалась тесно связанной с контентом, посвящённым протестным акциям, проходившим в Москве летом 2019 года, вызванных с отказом в регистрации ряда оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В базе данных информационной кампании политических протестных митингов, собранной с 14.07.2019 по — 08.08.2019 в социальных медиа, представлено более 100 000 сообщений (43% от всего массива) на тему лесных пожаров. Причём данная

тематика получила наибольший резонанс среди акторов, значительно опередив по количеству цифровых следов другие темы протестного движения (отказ в регистрации кандидатов, отравление А. Навального, применение силовых методов к демонстрантам и пр.).

Из 147 информационных сюжетов, сопровождавших политические митинги в Москве, были отобраны 36, посвященные ситуации с пожарами в Сибири.

Активное распространение информации о пожарах в Сибири среди пользователей московского региона указывает на то, что данные сюжеты получили большой отклик аудитории — несколько десятков тысяч пользователей разместили эту информацию на страницах своих аккаунтов в социальных онлайн сетях.

Между тем, материалы, связанные с московским регионом, показывают тесную вовлеченность темы пожаров в Сибири в политическую протестную тематику, связанную с выборами в Мосгордуму.

Тематическая структура сводной базы вербального контента, связанного с Москвой, отражает основные темы, раскрывающие тему тушения лесных пожаров в Сибири, основные концепты и соответствуют узлам сети понятий (тушение 75, Сибирь 63, лесные 60, тушат40, леса 34 и др.). Между тем, при комментировании и обсуждении ситуации лесных пожарами в Сибири акторы перемещаются в политическом дискурс предвыборной ситуации в Мосгордуму (6 сентября 2019 г.):

Ядро семантической сети (понятия с весом 100-98), выделенной из базы данных пользователей г. Москвы, позволяет определить наиболее важные для пользователей семантические акценты, часть из которых относятся к протестному контенту против действий московских властей в период выборов в Мосгордуму.

Импликатуры, извлеченные из пользовательского московского контента, выявили наряду с опасениями развитием ситуации в Сибири, высокую степень негативной оценки действий власти (прежде всего московской, потом высшего руководства страны).

Ядром подграфа, выявленного в результате выполнения ассоциативного поиска с запросом «пожар» на материале базы данных московских акторов (пожар — (10/51973) оказался микротекст:

«Потушить все лесные пожары в России сейчас уже не смогут все пожарные мира Центр защиты прав животных «ВИТА» / VITA Animal Rights Center В WWF сочли бессмысленным тушение пожаров в Сибири и спасение там животных «Раньше надо было справляться, пока площади еще были небольшими, тогда еще реально было что-то потушить» (https://vk.com/wall-3349701_55321).

Заметим, что семантические ассоциаты для лексемы «пожар» характеризующие общие представления носителей языка, вычисленные на модели Национального корпуса русского языка и Wikipedia с помощью сервиса RusVectôrë вообще не содержат компонентов, связанных с политической или государственной тематикой: возгорание 0.638; наводнение 0.636; взрыв 0.578; землетрясение 0.574; тушение 0.560; эпидемия 0.539; поджог 0.530; пламя 0.524; чума 0.521; бедствие 0.513 (RusVectôrës: семантические модели для русского языка).

63

64

Городские конфликты, связанные с дорожным строительством (Северовосточная и Юго-восточная хорды) в г. Москва

Реализация проектов дорожного строительства в Москве (расширение и прокладка новых магистралей, строительство развязок и дублеров основных дорог) не редко вызывает волну негативных комментариев в социальных онлайн сетях, а также интернет-форумах в районах строительства. Основные причины возникновения информационных конфликтов сопровождающих градостроительную деятельность в городской среде подробно описаны в научной литературе [Дридзе 1998, 9-11; Расходчиков 2017, 82]. Среди наиболее распространенных можно назвать: несогласованность действий с местными жителями; временные неудобства, возникающие при проведении строительных работ (шум, грязь, перекрытие дорог и тротуаров); вырубка зеленых насаждений; нарушение архитектурно-исторического облика района; увеличение плотности застройки, автомобильного трафика и пассажиропотоков.

При этом вопросы экологии оказывают значительное влияние на отношение горожан к проектам градостроительных преобразований, независимо от масштаба изменений. Спил нескольких деревьев при строительстве остановки, прокладка новой трассы по территории лесопарка, снос целых кварталов при реновация жилищного фонда — одинаково вызывают негативную реакцию части местного населения. Разница будет в масштабе протестов. Хотя в научной литературе давно обоснована исключительная важность окультуренных природных ландшафтов для формирования качественной среды жизнедеятельности горожан, городские власти и застройщики часто пренебрегают этим фактором при проектировании инфраструктурных изменений и строительстве.

Насколько экологический фактор влияет на отношение населения к градостроительным проектам можно увидеть при сравнительном анализе реакции пользователей социальных онлайн сетей на реализацию двух однотипных проектов Северо-восточной и Юго-восточной хордовых магистралей в Москве. База данных, характеризующих Северо-восточную хорду, состояла из материалов социальных сетей, микроблогов, форумов, блогов, видео, отзывов, собранных по тегу Северо-Восточная хорда в период 1.08.19 00:00-30.09.19 23:59. Количественные показатели: сообщений1 693; активных акторов: 1 149; лояльность: 0,9; вовлеченность:^ 006; аудитория: 17 688 221. Контент, посвящённый Юго-восточной хорде, составляли данные социальных сетей, микроблогов, форумов, блогов, видео, отзывов, собранных по тегу Юго -Восточная хорда в период 01.07.19 00:00-31.12.19 23:59. Количественные показатели: сообщений: 12 456; активных акторов: 7 459; лояльность: 0,1; вовлеченность: 144 028; аудитория: 97 070 580.

Анализ данных показал, что строительство Северо-восточная и Юго-восточная хорды вызывает негативную реакцию интернет пользователей, во многом из-за того, что данные проекты отождествляется с экологической опасностью. При этом количество негативных сообщений по Юго-восточной хорде в несколько раз

превышает тот же показатель по Северо-западной. Катализатором протестных сообщений в первом случае выступает прокладка трассы в непосредственной близости от экологически опасного производства.

контенте, посвященном Северо-восточной хорде, преобладают сообщения с нейтральной тональностью, аудитории генерирует примерно одинаковое количество негативных и позитивных сообщений, однако реакция пользователей, вовлеченность с негативной окраской значительно преобладает. Наличие агрессии в данном дата-сете практически не фиксируется. Между тем контент вокруг Юго-восточной хорды отличается повышенной негативной тональностью вовлеченности акторов, аудитория выражает сильную агрессию в значительном количестве сообщений. Следует учитывать, что значительная часть сообщений (с позитивной и нейтральной тональностью, без наличия агрессии), генерируется ангажированными акторами (журналистами, пиар-менеджерами, блогерами и пр.). (рис. 5).

Рис. 4. Данные по тональности (негативная, нейтральная, позитивная) и агрессии (есть, нет, сильная), характеризующие контент, посвященный Северо-восточной и Юго-восточной хордам

Медиаконтент, освещающий строительство Юго-восточной хорды, свидетельствует о чрезвычайно высокой степени напряжённой и агрессии пользователей. Главная проблема связана с опасностью экологической катастрофы, которая приведёт, по мнению акторов, к физической гибели жителей: «Несмотря на многочисленные протесты экологов и местных жителей, началось строительство Юго-Восточной хорды возле могильника радиоактивных отходов в Москворечье-Сабурово» (https://vk.com/ waU20323688_270).Стоит отметить, что протестные настроения здесь не ограничились публикациями в социальных сетях, в начале строительных работ произошли силовые столкновения экологических активистов с полицией, сопровождавшихся задержаниями и применением слезоточивого газа.

65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

Следует отметить, что именно сообщения с ярким визуальным контентом получили наибольшее распространение в социальных онлайн сетях и получили наиболее эмоциональный отклик пользователей (рис. 5).

66

Рис. 5. Визуальный протестный медиаконтент против строительства Юго-Восточной хорды (https://www.youtube.com/watch?v=mJFuOtRqj3A)

Присутствие экологической тематики заметно выделяется и в обсуждении проекта Северо-восточной хорды. Анализ медиаконтента демонстрирует озабоченность интернет пользователей возможным ухудшением экологической обстановки в районах строительства: проблемам с люберецким канализационным коллектором, разрушению парков и скверов. Как следствие — к понижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

На примере обоих градостроительных конфликтов можно наблюдать как недовольство строительной деятельность постепенно перетекает в политический протест. Резкую негативную оценку получают действия партии «Единая Россия», органов местного самоуправления, префектур и чиновников правительства Москвы. Контент характеризуется активным включенностью акторов, и готовностью к активным действиям: «Президенту Российской Федерации, спикеру Государственной Думы, мэру Москвы, депутатам Мосгордумы: Проложите тоннель для Северо-Восточной хорды в Лосином острове, пока не поздно 1...1». (https://www.change.org/p)

В контент, связанный с проблемами строительства хорды, включается сообщения, связанные с протестными политическими акциями. Например: «Общенациональный онлайн-марафон ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ (4 ноября 2019, 15:00 (МСК). 12-часовой марафон СОЛИДАРНОСТИ общества против беззакония властей, произвола полиции и за гражданские права». (http://activatica.org/blogs/view/id/8405/title/marafon-grazhdanskoy-solidarnosti-ot-vashingtona-do-arhangelska). Лидеры

марафона «Солидарность» (индекст 10/4223) воспринимаются и как лидеры мнений в ситуации вокруг строительства Юго-восточная хорда хорды.

Среди политических партий активность в ситуации вокруг строительства хорды проявляет только КПРФ (вес связи в семантической сети — 99), частотность упоминаний в контенте — 1 120. Именно КПРФ выступает как политическая сила, которая отстаивает права москвичей. Наиболее авторитетной организацией при анализе ситуации вокруг строительства хорды для пользователей, становится Гринпис (частота употреблений номинации в сводной базе контента — 2282). Именно сведения и оценки Гринпис акторы воспринимают как объективные, правдивые и профессионально точные, заключения и экспертизы сотрудников, аффилированных с данной организацией, служат наиболее убедительным доказательством для подтверждения катастрофического положения дел со строительством Юго-Восточной хорды. (Табл. 1).

Таблица 1

Частотность употребления номинаций организаций с разными типами тональности

Номинация Частотность употребления в кластере с негативной тональностью Частотность употребления в кластере с положительной тональностью

Гринпис 2206 38

КПРФ 950 160

Команда Навального 201 20

Единая Россия 70 12

ЛДПР 12 0

Яблоко 2 71

Действия органов государственной власти напротив подвергаются жесткой критике, выступления чиновников воспринимаются резко отрицательно (Табл. 2). Следует учитывать, что Гринпис и КПРФ употребляются в контекстах, характеризующих ситуацию вокруг строительства с точки зрения акторов, ассоциируются с силами, которые выступают в защиту прав жителей, готовы к активным действиям для решения проблем. Негативная тональность в подобных сообщениях относится к самой ситуации: «Гринпис выявил там пять очагов радиоактивного загрязнения, где излучение в 5-8 раз сильнее нормы. Власти на словах утверждают, что автотрасса пройдет мимо этого участка, но опубликованные экологами доказательства говорят об обратном». (https://vk.com/vk_moscow)

Между тем представители государственных структур воспринимаются как часть бюрократической коррупционной структуры, негативная тональность характеризует в данном случае действия госслужащих и госструктур: «Летом москвичи узнали,

67

что мэрия собирается построить автостраду через территорию радиоактивного могильника возле парка «Коломенское». Восьмиполосная дорога, соединяющая Шоссейную и Каспийскую улицы, должна стать частью Юго-Восточной хорды» (https://vk.com/wall-147665401_72142).

Таблица 2

Частотность употребления номинаций властных структур с разными типами

тональности

Номинация Частотность употребления в кластере с негативной тональностью Частотность употребления в кластере с положительной тональностью

Мэрия 445 8

Московские власти 131 6

Мосгордума 85 3

Госдума 17 0

Заключение

Экологические проблемы приобретают все большую остроту с ухудшением состояния окружающей среды. Экологическая тематика становится значимым компонентом в системе фэшн-кодов, определяет новую этичность жителей мегаполиса, помогает достижения цели в коммерческих, политических, медийных, социальных сферах. С другой стороны, экологические материалы позволяют значительно расширить коммуникативный инструментарий, спектр средств воздействия для повышения императивного воздействия сообщения.

Анализ данных, характеризующих отношение акторов к пожарам в Сибири 2019 г., столичным объектам дорожного строительства, наглядно демонстрирует как включение экологической тематики может стать катализатором в социальных и политических конфликтах. Репрезентация экологических проблем с использованием медиатекста (совокупности вербальных, визуальных и аудиальных компонентов) вызывает активную эмоциональную реакцию пользователей социальных сетей, способствует более массовому распространению сообщений и обеспечивает высокий уровень включенности аудитории в обсуждение проблем.

68

Так экологическая катастрофа, вызванная пожарами в Сибири неожиданно стала одной из ключевых тем протестных выступлений в ходе выборов депутатов Мосгордумы осенью 2019 года. Аналогичным образом экологические проблемы вызывают наибольшее число негативных обсуждений при строительстве двух дорожных магистралей в Москве. Между тем, включение экологической тематики в разные типы коммуникаций не всегда связано с реальной озабоченностью ситуацией

и стремлением ее исправить. Наблюдаются и попытки политических акторов использовать страх людей перед экологической катастрофой для достижения конкретных маркетинговых, имиджевых или электоральных целей.

Несмотря на огромные проблемы с экологией, российское общество ещё не осознало глубину проблем, недостаточно активно включилось в борьбу за сохранение окружающей среды. Экопротест носит фрагментарный или вторичный характер.

В мультимодальной веб-коммуникации наибольшим императивным потенциалом обладает визуальный модус, который позволяет в определённой степени управлять цифровым поведением пользователя, добиться мгновенной эмоциональной, импульсивной реакции, что и наблюдается при исследовании репрезентации экологических тем в сетевой среде.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бодрийяр 2015 — Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. Москва, 2015.

2. Дридзе 1998 — Градоустройство: от социальной диагностики к конструктивному диалогу заинтересованных сторон: В 2 кн. / РАН. Ин-т социологии. Центр соц. упр., коммуникации и соц.-проектных технологий; Отв. ред. Т. М. Дридзе — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998.

3. Расходчиков 2017 — Расходчиков А. Н. Сетевая реакция горожан на масштабные градостроительные проекты как проявление специфической формы гражданской субъектнос-ти // Власть. 2017. Вып. 4. С. 81-86.

4. Расходчиков 2020 — Расходчиков А. Н. Архитектура экономики знаний: как университеты формируют городскую среду // Аналитический альманах МЦУ «Город». «Умные» города для устойчивого развития». 2020. № 1 (14). С.1-10.

5. Расходчиков, Пильгун 2020 — Расходчиков А. Н., Пильгун М. А. Репрезентация экологической тематики в сетевой коммуникации: эко-этика горожан // Личность. Культура. Общество. 2020. Т. 22. № 1-2 (105-106). С. 128-134.

6. Anderson at al. 2019 — Anderson, E.C., Egerer, M.H., Fouch, N., Clarke, M., Davidson, M. J. Comparing community garden typologies of Baltimore, Chicago, and New York City (USA) to understand potential implications for socio-ecological services. Urban Ecosystems. 2019. 22. P. 671-681.

7. Berling-Wolff, Wu 2004 — Berling-Wolff, S., Wu, J. Modeling urban landscape dynamics: A case study in Phoenix, USA. Urban Ecosystems. 2004. 7. P. 215-240.

8. Brabec 2001 — Brabec, E. An evaluation of the effectiveness of cluster development in the Town of Southampton, New York. Urban Ecosystems. 2001. 5. Р. 27-47.

9. Chouliaraki at al. 2019 — Chouliaraki L., Orwicz M., Greeley R. Introduction: The Visual Politics of the Human. Special Issue: The visual politics of the human. Visual Communication. 2019. 18(3). P. 301-309.

10. Desmarais at al. 2017 — Desmarais G., Lane B., LeBlanc K. A., Hiltz J., Richards E. D. What's in a name? The influence of verbal labels on action production in novel object/action associations. Visual Cognition. 2017. 25 (1-3)/ P. 133-151.

11. Dzenovska 2018 — Dzenovska D. Emptiness and its futures: Staying and leaving as tactics of life in Latvia in Focaal. Journal of Global and Historical Anthropology. 2018. 80(1). P. 16 — 29.

12. Humphreys 2016 — Humphreys G. W. Attention, perception, and action: Selected works of Glyn Humphreys. New York, 2016.

13. Kress 2010 — Kress G. Multimodality. A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London, 2010.

69

70

14. Manovich 2017 — Manovich L. Cultural Data: Possibilities and Limitations of Digitized Archives. Museum and Archive on the Move. Changing Cultural Institutions in the Digital Era. Berlin, Boston, 2017.

15. McCracken 1988 - McCracken G. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington, 1988.

16. Schäfer at al. 2017 — Schäfer S., Wentura D., Frings C. Distinctiveness effects in self-prioritization. Visual Cognition. — 2017. -Vol. 25. - P. 399-411.

17. Soto al. 2007 — Soto D., Humphreys G. W., Rothstein P. Dissociating the neural mechanisms of memory-based guidance of visual selection. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2007. 104(43). P. 17186-17191.

18. Vierikko, Yli-Pelkonen 2019 — Vierikko K., Yli-Pelkonen V. Seasonality in recreation supply and demand in an urban lake ecosystem in Finland. Urban Ecosystems. — 2019. Vol. 22. P. 769-783.

19. Watson, Humphreys 1997 — Watson D. G., Humphreys G. W. Visual marking: Prioritizing selection for new objects by top-down atten-tional inhibition of old objects. Psychological Review. — 1997. — Vol.104 — (1). — P. 90-122.

REFERENCES

1. BaudriUard 2015 — BaudriUard Zh. Simulacra and simulation / translated from the French. A. Kachalova. Moscow, 2015.

2. Dridze 1998 — Urban Planning: from social diagnostics to constructive dialogue of interested parties: in 2 books / RAS. In-t of sociology. Center of social management, communication and social-project technologies; Ed. by T. M. Dridze. Moscow: Publishing house of the Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 1998. In Russian.

3. Raskhodchikov 2017 — Raskhodchikov A. N. Network reaction of citizens to large-scale urban development projects as a manifestation of a specific form of civil subjectivity. Power. 2017. Is. 4. — P. 81-86. In Russian.

4. Raskhodchikov 2019 — Raskhodchikov A. N. Architecture of the knowledge economy: how universities form the urban environment. The analytical almanac of MCU «City». «Smart» cities for sustainable development». 2020. 1(14). P. 1-10. In Russian

5. Raskadchikov, Pilgun 2020 — Rapporteurs, A.N., Pilgun, M. A. Representation of environmental issues in network communication: eco-ethics of citizens. Personality. Culture. Society. 2020. 22 (1-2 (105-106)). P. 128-134. In Russian

6. Anderson at al. 2019 — Anderson, E.C., Egerer, M.H., Fouch, N., Clarke, M., Davidson, M. J. Comparing community garden typologies of Baltimore, Chicago, and New York City (USA) to understand potential implications for socio-ecological services. Urban Ecosystems. 2019. 22. P. 671-681.

7. Berling-Wolff, Wu 2004 — Berling-Wolff, S., Wu, J. Modeling urban landscape dynamics: A case study in Phoenix, USA. Urban Ecosystems. 2004. 7. P. 215-240.

8. Brabec 2001 — Brabec, E. An evaluation of the effectiveness of cluster development in the Town of Southampton, New York. Urban Ecosystems. 2001. 5. P. 27-47.

9. Chouliaraki at al. 2019 — Chouliaraki L., Orwicz M., Greeley R. Introduction: The Visual Politics of the Human. Special Issue: The visual politics of the human. Visual Communication. 2019. 18(3). P. 301-309.

10. Desmarais at al. 2017 — Desmarais G., Lane B., LeBlanc K. A., Hiltz J., Richards E. D. What's in a name? The influence of verbal labels on action production in novel object/action associations. Visual Cognition. 2017. 25 (1-3)/ P. 133-151.

11. Dzenovska 2018 — Dzenovska D. Emptiness and its futures: Staying and leaving as tactics of life in Latvia in Focaal. Journal of Global and Historical Anthropology. 2018. 80(1). P. 16 — 29.

12. Humphreys 2016 — Humphreys G. W. Attention, perception, and action: Selected works of Glyn Humphreys. New York, 2016.

13. Kress 2010 — Kress G. Multimodality. A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London, 2010.

14. Manovich 2017 — Manovich L. Cultural Data: Possibilities and Limitations of Digitized Archives. Museum and Archive on the Move. Changing Cultural Institutions in the Digital Era. Berlin, Boston, 2017.

15. McCracken 1988 — McCracken G. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington, 1988.

16. Schäfer at al. 2017 — Schäfer S., Wentura D., Frings C. Distinctiveness effects in self-prioritization. Visual Cognition. 2017. Vol. 25. - P. 399-411.

17. Soto al. 2007 — Soto D., Humphreys G. W., Rothstein P. Dissociating the neural mechanisms of memory-based guidance of visual selection. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2007. 104(43). P. 17186-17191.

18. Vierikko, Yli-Pelkonen 2019 — Vierikko K., Yli-Pelkonen V. Seasonality in recreation supply and demand in an urban lake ecosystem in Finland. Urban Ecosystems. — 2019. — Vol. 22. — P. 769-783.

19. Watson, Humphreys 1997 — Watson D. G., Humphreys G. W. Visual marking: Prioritizing selection for new objects by top-down atten-tional inhibition of old objects. Psychological Review. — 1997. — Vol.104 — (1). — P. 90-122.

HOW IMAGES OF ECOLOGY IN NETWORK MEDIATEXT ARE CATALYSTS OF URBAN CONFLICTS

A. Raskhodchikov

Fund «Moscow Centre of urban studies «City»

silaslowa@mail.ru

М. Pilgun

Institute of linguistics, Russian Academy of Sciences

mpilgun@iling-ran.ru

Abstract

The paper is concerned analysis of digital content based on social media data reflecting the users' perception of environmental issues. Semantic and psycholinguistic methodologies, content analysis were also used for the correct interpretation of the content. Brand Analytics, a social media monitoring and analysis system, was used to collect the data. Content analysis was carried out using AutoMap, text analysis was carried out using neural network technology TextAnalyst 2.0. with the help of which a semantic network common to the whole corpus was formed, from which the thematic structure of the analyzed content was extracted, an associative search was carried out. The material for the study was the data of social media microblogs, forums, blogs, videos, and reviews dedicated to the road construction in Moscow (The North-Eastern

71

chord and The South-Eastern chord). Also information stories covering the fires in Siberia were selected that received the most popularity in online social networks in the second half of 2019. Date of collection: 01.07.19 00:00-31.12.19 23:59. Quantitative parameters of the data: Messages: 50 007; Involvement: 867 878; Active actors: 32,212; Audience: 436 211 791. The results of the study showed that environmental problems become more acute with the deterioration of the environment. Environmental issues become an important component in the system of fashion codes, determine the new ethics of megalopolis residents, and help achieve goals in commercial, political, media, and social spheres. On the other hand, environmental materials can significantly expand the communication tools, the range of means of influence to increase the imperative impact of the message. Analysis of data that characterize the attitude of actors to the fires in Siberia in 2019, the capital's road construction projects, clearly demonstrates how the inclusion of environmental themes can become a catalyst in social and political conflicts. The representation of environmental problems using media text (a combination of verbal, visual and auditory components) causes an active emotional reaction of social network users, contributes to a more widespread dissemination of messages and ensures a high level of audience involvement in the discussion of problems.

Keywords: social network analysis, ecology, media text, political communication, urban communications, fashion codes, network communication management

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.