Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ YOUTUBE НА ПРОЦЕССЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ YOUTUBE НА ПРОЦЕССЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / YOUTUBE / МОЛОДЕЖЬ / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асатрян С.С., Гапич А.Э., Минкина О.В.

В статье подготовленной в рамках реализации научного проекта РФФИ опн «Визуальная репрезентация протеста современной молодежи в социальных сетях: политизация и радикализация» приводятся результаты исследования влияния визуального контента социальной сети Youtube на формирование протестных настроений. Обсуждается влияние социальных сетей на формирование общественного мнения в молодежной среде. Характеризуются основные функции политически ориентированного визуального контента, рассчитанного на различные молодежные группы и субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF YOUTUBE VISUAL CONTENT ON THE PROCESSES OF RADICALIZATION AND POLITICIZATION OF YOUTH

The article, prepared within the framework of the research project "Visual representation of protest of modern youth in social networks: politicization and radicalization", presents the results of the research on the influence of visual content of Youtube social network on the formation of protest sentiments. The influence of social networks on the formation of public opinion among young people is discussed. The main functions of politically oriented visual content for different youth groups and subcultures are characterized.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ YOUTUBE НА ПРОЦЕССЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.4.06

Асатрян С.С.,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Ставрополь, Россия Гапич А.Э.,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Ставрополь, Россия Минкина О.В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Ставрополь, Россия

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ YOUTUBE НА ПРОЦЕССЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье подготовленной в рамках реализации научного проекта РФФИ опн «Визуальная репрезентация протеста современной молодежи в социальных сетях: политизация и радикализация» приводятся результаты исследования влияния визуального контента социальной сети Youtube на формирование протестных настроений. Обсуждается влияние социальных сетей на формирование общественного мнения в молодежной среде. Характеризуются основные функции политически ориентированного визуального контента, рассчитанного на различные молодежные группы и субкультуры.

Ключевые слова:

визуальный контент, социальные сети, радикализация, Youtube, молодежь, сетевой анализ.

Asatryan Svetlana S.,

D. in Sociology Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociology of the Federal State Educational Institution of Higher

Professional Education "North-Caucasus Federal University", Stavropol, Russia

Gapich Alexander E., D. in Sociology Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociology of the Federal State Educational Institution of Higher

Professional Education "North-Caucasus Federal University", Stavropol, Russia

Minkina Olga V., D. of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociology of the Federal State Educational Institution of Higher

Professional Education "North-Caucasus Federal University", Stavropol, Russia

THE IMPACT OF YOUTUBE VISUAL CONTENT ON THE PROCESSES OF RADICALIZATION

AND POLITICIZATION OF YOUTH

Abstract

The article, prepared within the framework of the research project "Visual representation of protest of modern

youth in social networks: politicization and radicalization", presents the results of the research on the influence of visual content of Youtube social network on the formation of protest sentiments. The influence of social networks on the formation of public opinion among young people is discussed. The main functions of politically oriented visual content for different youth groups and subcultures are characterized.

Keywords:

visual content, social media, radicalization, Youtube, youth, network analysis.

Статья выполнена в рамках реализации научного проекта «Визуальная репрезентация протеста современной молодежи в социальных сетях: политизация и радикализация» при поддержке РФФИ опн (проект № 21-011-31187).

Роль социальных сетей в усилении политической активности различных категорий населения, прежде всего, молодежи не вызывает сомнения у представителей современной социальной науки. Актуальными для политологического и социологического значения являются вопросы о том, позволяет ли визуальный контент, распространяемый в различных социальных сетях, усиливать процессы радикализации и политизации молодежи.

Сегодня виртуальные сетевые структуры являются одним из наиболее эффективных механизмов управления общественным мнением и массовым сознанием молодежи [2, с. 83-86]. В настоящее время в русскоязычном сегменте социальной сети Youtube можно заметить существенное повышение интереса к радикальному контенту, что обуславливает необходимость комплексного исследования данного феномена. Использование этой социальной сети в качестве инструмента политической мобилизации населения является явно выраженным трендом, характерным для многих стран. Но именно в нашей стране визуальный контент социальной сети Youtube стал активной движущей силой моложеных протестов [3, с. 75-79].

Под визуальным контентом в контексте данного исследования понимается социально значимая информация, представляемая в виде фотографий, видеозаписей, графики, рисунков, демотиваторов и других изображений [1, с. 107-120]. Роль визуального контента в политизации и радикализации молодежи можно исследовать как традиционными исследовательскими методами и техниками, так и на основе применения элементов анализа больших данных, анализа социальных сетей и применения алгоритмов машинного обучения.

Основные субъекты политической сферы все более отчетливо сознают значимость визуального контента и используют его в коммуникационных стратегиях. В.М. Розин полагает, что производство и тиражирование визуального контента осуществляется с целью воздействия на политическое сознание и поведение индивида [7, с. 28]. По данным ряда исследований сегодня до 90% политической информации, распространяемой в социальных сетях, передаются с помощью различных типов визуального контента [5, с. 137-145].

Социальная сеть YouTube сегодня является самым популярным видео-хостингом в мире. С точки зрения современной социологической науки социальную сеть YouTube можно исследовать как структуру, для которой характерны прерывистые и нерегулярные формы взаимоотношений между пользователями данной сети [4, с. 36].

Появление визуальных изображений в социальных сетях детерминировало дискуссию об их значимости и влиянии на различные социальные процессы и явления. Феномен радикализации молодежи в этом смысле не является исключением и представляет интерес для представителей социальных и политических наук в разных странах [6, с. 148-155]. Для исследования влияния визуального контента социальной сети Youtube на процессы радикализации и политизации молодежи авторами было проведено социологическое исследование с помощью количественных методов, а также применения методологии социально-сетевого анализа.

На первом этапе исследования были отобраны 190 тематических каналов в русскоязычном пространстве социальной сети Youtube, характеризующихся политическим контентом и ориентированных, в первую очередь, на молодое поколение. Отбор Youtube-каналов для дальнейшего исследования был

осуществлен с помощью специально разработанных единиц наблюдения. К ним относятся, например, описание канала, ключевые теги, характер контента, число подписчиков канала, количество просмотров видео, характеризующихся политическим или радикальным контентом.

На втором этапе проведения исследования количество Youtube-каналов было локализовано по количеству подписчиков и просмотров видеороликов, вызвавших определенный резонанс в обществе. К таковым относится, например, ролики об экологических протестах вокруг города Шиес или молодежные протесты в различных городах России, инициированные сторонниками различных экстремистских организаций.

Далее на основе сопоставления времени выхода видеороликов и массовыми протестными акциями, которые произошли в конкретных географических локациях страны, были определены наиболее популярные типы визуального контента, способствующего политической радикализации молодежи. В итоге проведенного исследования получены следующие основные выводы.

Генерация визуального контента, который оказывает влияние на политизацию и радикализации молодежи происходит перманентно вне зависимости от событий, происходящих в реальной жизни. Наиболее популярные и тиражируемые ролики на видеоплатформе Youtube набирают наибольшее количество охватов в случае, если информационный повод, которые они транслируют, упоминают лидеры виртуальной молодежной седы.

Продолжительность самых популярных и часто распространяемых образцов радикального визуального контента, тиражируемого через социальную сеть Youtube, составляет от 8 до 37 минут. Наибольшую популярность в данной сети получают ролики, снятые в формате документальных фильмов-расследований. Важной функцией визуального политизированного визуального контента Youtube является синхронизация деятельности молодежных активистов.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно говорить о том, что визуальный контент в настоящее время доминирует среди всех типов информации, распространяемой через социальные сети. Дальнейшего изучения требуют такие актуальные аспекты исследуемой тематики, как роль фейковых новостей в радикализации молодого поколения, технологии накрутки популярности определенных типов визуального контента в социальных сетях и многое другое. Список использованной литературы:

1. Жулина М.А., Кедрова Е.В., Кицис В.М. Визуальный контент как основа продвижения туристской дестинации в социальных сетях // Географический вестник. 2019. №1 (48).

2. Малакаев О.С. Экстремизм в социальных сетях // Вестник ИКИАТ. 2018. №2 (37). С. 83-86.

3. Михайлова Е.В. Beauty blogging на YouTube как новая медиасреда, опосредующая потребление // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49).

4. Нихаева Я.М. Специфика распространения и структура взаимодействия видеоконтента о подростковой жесткости на видеохостинге YouTube // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №7.

5. Орех Е.А., Сергеева О.В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. №2.

6. Подольный Н.А. Радикализация молодёжи, как условие информационного экстремизма // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29).

7. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Комкнига, 2006.

© Асатрян С.С., Гапич А.Э., Минкина О.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.