Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Л. Туровец, М Б. Пахомов, Е В. Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 61 1.777: [628.113.1 +628.31]:579.843.1]-078

Ш. И. Зияев, С. Т. Валламатов &

Зг

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЖИВАЕМОСТИ

ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ БИОТИПА ЭЛЬ-ТОР И НЕАГГЛЮТИНИРУЮЩИХСЯ ВИБРИОНОВ В ВОДЕ, СОДЕРЖАЩЕЙ НЕКОТОРЫЕ ПЕСТИЦИДЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ

НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент

В данной работе приводятся результаты экспериментального изучения выживаемости холерного вибриона биотипа Эль-Тор и НАГ-внбрионов в искусственно зараженной арычной и сточной воде, содержащей некоторые пестициды и минеральные удобрения.

Сроки выживаемости (в сут) вибрионов в воде, содержащей 0,001 % пестицидов и минеральных удобрений

Арычная вода Сточная вода

Препарат Эль-Тор НАГ-внб- Эль-Тор НАГ-виб-

рионы рионы

Омайт 48 49 45 45

Суперфосфат 44 45 46 76

Аммофос 45 44 47 45

Карбамид 48 48 64 46

Хлорат магния 48 76 46 46

Которан 46 46 64 76

Хлорофос 44 45 44 47

Контроль (без пе-

стицидов) 36 36 40 40

Арычную и сточную воду заражали музейными штаммами холерного вибриона биотипа Эль-Тор (№ 1401) и НАГ-вибриона (№ 2023). В трехлитровые стеклянные баллоны, содержащие по 2,5 л исследуемой воды (рН 7,2) вводили в отдельности суспензии холерных Эль-Тор и

НАГ-вибрионов из расчета 1000 микробных клеток на 1 мл воды, а также пестициды и минеральные удобрения (омайт, суперфосфат, аммофос, карбамид, хлорат магния, хлорофос, которая). Конечная концентрация использованных препаратов в исследуемых объектах составила 0,001 %, что соответствует концентрации, оказывающей стимулирующее влияние на рост и размножение изученных вибрионов. Высевы из опытных и контрольных проб проводили ежедневно (кроме выходных дней) по 0,1 мл на щелочной агар до тех пор, пока не было констатировано отсутствие в них холерного вибриона. Все баллоны с исследуемыми объектами хранились в боксах при 22 °С с необходимыми мерами предосторожности.

Результаты проведенных исследований (см. таблицу) ^ свидетельствуют о большей выживаемости Эль-Тор и НАГ-^^ вибрионов (от 44 до 46 сут) в воде, содержащей пестициды и минеральные удобрения по сравнению с контролем (36—40 сут). Сроки выживаемости вибрионов в исследуемых объектах зависят от использованных препаратов. Например, выживаемость НАГ-вибрионов в сточной воде с 0,001 % которана и суперфосфата почти в 2 раза больше (76 сут), чем в контроле (40 сут). При воздействии такой же концентрации карбамида и которана выживаемость холерных вибрионов в сточной воде составила 64 сут.

Полученные нами результаты согласуются с данными других авторов, свидетельствующими о стимулирующем влияния химических и биогенных элементов, попадающих в открытые водоемы и канализационные стоки, на рост и размножение различных микроорганизмов, в том числе холерных вибрионов.

Поступила 09.04.85

УДК 613.953.4 + 613.954.4 + 371.7]: [613.16+613.5 + 614.7

Г. Л. Туровец. М. Б. Пахомов, Е. В. Орлова

АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФАКТОРАМИ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В настоящее время среда в учебно-воспитательных учреждениях (УВУ) рассматривается как динамическая многокомпонентная система, которая формируется под влиянием природно-климатических факторов, уровня коммунального благоустройства учреждения, степени его наполняемости детьми и др. [6].

Для целенаправленной и эффективной оздоровительной работы в организованных коллективах медицинские работники учебно-воспитательных учреждений и специалисты санитарно-эпидемиологической службы должнь! располагать научно обоснованными представлениями о факторах риска и закономерностях, определяющих формирование состояния здоровья детей и подростков в реальных условиях функционирования учебно-воспитательных учреждений.

В связи с этим нами проведены выборочные исследования санитарного состояния 130 учреждений для детей и подростков: детских дошкольных учреждений (ДДУ), об-

щеобразовательных школ (ОШ) и профессионально-технических училищ (ПТУ), расположенных в различных кли-матогсографических районах страны.

Почти в каждом из указанных УВУ выявлены отступления от санитарных регламентов вместимости, благоустройства, планировки участка и здания, санитарно-техниче-ческого состояния, планировки пищеблока и организации мытья столовой посуды, организации физического воспитания, уровня медицинского обеспечения и др. При этом также в ряде случаев обнаружены отклонения от санитарных нормативов внутренней среды (по данным проведенных в 1983 г. лабораторных и инструментальных исследований 1 микроклимата, содержания углекислого газа и бактериальной обсемененности воздуха помещений, смы-

1 В разработку взят усредненный процент показателей, не соответствовавших санитарно-гигиеническим нормативам.

Признаки-формирователи среды в УВУ, использованные в факторном анализе, и их условый удельный вес (в %), рас-

фСчитанный на основе коэффициентов корреляции с заболеваемостью простудными болезнями в коллективах

Признак благоустройства Удельный вес Признак внутренней среды Удельный вес Признак природно- Удельный вес

ДДУ ОШ ПТУ ДДУ ОШ ПТУ климатической среды ДДУ ОШ ПТУ

Радиус обслужива- Микроклимат 5,6 7,4 1,7 Среднегодовая темпе- 1,5 2,6 2,2

ния 8,4 0 — ратура

Размещение здания в 2.S 1,7 3,1 Содержание углекис- Среднеянварская 0,8 2,3 5,5

микрорайоне лого газа в возду- 5,4

хе помещений 9,3 5,9

Окружающая застрой- Общее содержание 11,2 Среднегодовая влаж- 7,2 2,9 1,3

ка 5,1 6 7,4 микробов в воздухе 6 7,1 ность

Коммунальное благо- 2,6 1,7 Уровень искусствен- Среднегодовая ско- 1,0 7,8 3,5

устройство 8,4 ной освещенности, лк 1,7 2,4 4,4 рость ветра

Соблюдение группо- 8,5 Качество рационов 3,9 5,4 1,4 Среднеянварская ско- 7,0 5,9 0,4

вой изоляции 4,4 — питания рость ветра

Проектная вмести- 22,0 Наличие кишечной па- 7,6 0 0,4 Среднегодовое коли-

мость 4,1 7,7 лочки в смывах чество солнечных

дней 3,6 12,6 16

Наличие спортивного Качество мытья посу- Среднеянварское ко-

зала 4,7 1,7 0,3 ды 12,6 4,4 5,3 личество солнечных

дней 6,7 7,5 3,7

Коэффициент естест- Бактериологический Среднегодовое коли-

венной освещенно-' показатель питьевой чество пасмурных

сти 6,4 11,6 9,6 воды 3,1 6,1 0 дней 0,5 13,2 11

¡Содержание сернисто-■ го ангидрида в ат- Превышение вмести- 13 4,9 6,6 Среднегодовое коли- 7,9 0,9 6,3

мости чество осадков

мосферном воздухе 13,2 1,5 3,1

вов на содержание кишечной палочки, качественного состава и калорийности пищевых рационов, уровня освещенности). Все указанные показатели наряду с показателями климата (средние январская, июльская и годовая температура, влажность воздуха, скорость ветра, количество осадков, число ясных и пасмурных дней), среднегодовыми данными загрязнения атмосферного воздуха сернистым ангидридом и бактериологическими показателями питьевой воды составили 47 признаков, характеризующих условия пребывания детей и подростков в УВУ.

Состояние здоровья детей и подростков в обследованных УВУ оценивали по общепринятым показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности и общей заболеваемости по отдельным классам болезней [7], а также показателям комплексной оценки состояния здоровья [5]. Для определения характера и силы связи между отдельными показателями здоровья детей и подростков и условиями среды по указанным признакам материал по каждой группе УВУ был формализирован, сгруппирован и подвергнут корреляционному анализу с определением коэффициентов парной и множественной корреляции [2].

В большинстве случаев коэффициенты парной корреляции, характеризующие изолированное влияние показателей среды на отдельные заболевания, были низкими. Исключение составляли коэффициенты корреляции показателей микроклимата и воздушной среды в помещениях ДДУ и ОШ с частотой острых заболеваний, которые принято относить к простудным. Существенной оказалась также связь между показателем, характеризующим превышение вместимости детских дошкольных учреждений (отношение фактического числа детей в учреждении к проектному) и распространенностью среди детей острых заболеваний. В то же время заболеваемость подростков, обучающихся в ПТУ, связана с состоянием внутренней среды учебных показаний значительно слабее. С практической точки зрения, важное значение имеет также реально существующая связь между распространенностью отдельных заболеваний и уровнем организации физического воспитания, медицинского обеспечения, горячего питания и других гигиенических меропрятий, подтвержденная достаточно значимыми коэффициентами парной корреляции.

Наряду с установлением характера изолированного действия отдельных компонентов среды на состояние здоровья детей и подростков представляло интерес определе-

ние их сочетанного влияния с помощью коэффициентов множественной корреляции. Такой методический подход позволяет выявить взаимно потенцирующий эффект слабо связанных с заболеваемостью факторов, проявляющийся достаточно высокими коэффициентами множественной корреляции [8]. По нашим данным, коэффициенты множественной корреляции, определяющие сочетанное действие показателей внутренней и внешней среды на состояние здоровья, чаще всего были лишь несколько выше наиболее значимого коэффициента парной корреляции. Например, коэффициенты парной корреляции между частотой острых респираторных заболеваний в ОШ и содержанием углекислого газа в воздухе помещений, а также частотой острых респираторных заболеваний и среднегодовой температурой атмосферного воздуха составляют соответственно — 0,11 и 0,05, а коэффициент множественной корреляции равен 0,42. Действительно, полученные коэффициенты множественной корреляции в некоторых случаях свидетельствовали о взаимно потенцирующем влиянии ряда характеристик среды на заболеваемость детей и подростков.

С целью логической систематизации полученных данных использован многомерный анализ [1, 3], позволяющий объединить множество отдельных компонентов среды в немногочисленные группы (факторы), характеризующие математические закономерности комплексного влияния среды на состояние здоровья. Для формулирования четкой рабочей гипотезы и облегчения последующей интерпретации результатов факторного анализа в качестве предварительного шага на основе корреляционной матрицы рассчитывали усредненные вклады компонентов среды в от-отдельные виды заболеваний [3]. Это позволило выявить комплекс параметров среды, наиболее тесно связанных с заболеваемостью, и условно подразделить в нем три группы показателей: внутренней среды, благоустройства и природно-климатические. В качестве примера в таблице приводятся такие данные по простудной заболеваемости. При их анализе отчетливо прослеживались различия значимости каждой компоненты среды относительно ее влияния на уровень заболеваемости в коллективах детей и подростков разного возраста. Указанные 27 показателен были подвергнуты факторному анализу с использованием стандартных программ.

На основе факторного анализа было выделено по 7 общих факторов, вклад которых в полную дисперсию со-

ставил не менее 5% |1|. Содержательный анализ факторов проведен на основе построенных для них соответствующих номограмм факторных нагрузок [4]. Выявленные факторы имели следующее смысловое значение. Фактор I в основном объединял во всех группах УВУ природно-климатические показатели. При этом в каждой группе учреждений его характеризовали разные сочетания признаков: в ДДУ температура и скорость ветра, в ОШ температура, осадки и влажность, в ПТУ число ясных и пасмурных дней, скорость ветра. Кроме того, в структуре фактора 1 в ДДУ существенный вклад вносил такой признак, как наполняемость учреждения детьми. В структуре факторов II и III в группе ДДУ наибольшие факторные нагрузки также приходились на природно-климатические показатели. В целом первые 3 фактора на 42 % определяли структуру влияния природно-климатической среды па заболеваемость в ДДУ, что в 2 раза выше, чем в ОШ (21,4 %) и ПТУ (20,3%).

Что касается совокупности признаков, характеризующих внутреннюю среду, то их факторные нагрузки преобладали в факторах IV и V в группе ' ДДУ, в факторах III—V в группе ОШ, в факторах V—VII в группе ПТУ; их вклад составил 13,7, 24 и 17% соответствующих дисперсий. Удельный вес факторных нагрузок, характеризующих взаимосвязь признаков благоустройства и состояния здоровья подростков, наибольший в ПТУ (27%) и преобладал в структуре факторов II—IV. В ДДУ и ОШ указанные признаки преобладали в структуре факторов VI, VII, и их удельный вес в полной дисперсии был соответственно 11,7 и 14,7 %.

Проведенные исследования не только подтвердили реальность связи между условиями среды в УВУ и состоянием здоровья организованных коллективов, не и выявили некоторые объективные закономерности отношений между ними. Для каждой из изученных групп УВУ уста-

новлена приоритетность отдельных атрибутов среды, а также их комплексов-факторов по влиянию на здоровье раз- _ личных возрастных контингентов. Получены также пок<д|^ затели, характеризующие конкретный вклад указанны»-'' факторов внутренней и внешней среды в формирование показателей состояния здоровья коллективов.

В заключение можно констатировать, что использование современного математического аппарата для решения задач практического здравоохранения позволило не только выявить резервы для дальнейшего улучшения состояния здоровья коллективов УВУ, но и указать конкретные направления его осуществления путем повышения санитарного благополучия УВУ.

Литература

1. Ибсрла 1{■ Факторный анализ: Пер. с нем. М., 1980.

2. Каминский Л. С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. М., 1964.

3. Максимов Г. К-, Синицын А. Н. Статистическое моделирование многомерных систем в медицине. Л., 1983.

4. 1Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г.. Усанова Е. П.— Гиг. и сан., 1985, № 4, с. 41—44.

5. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М, 1982.

6. Михайлова Л. В., Туровец Г. Л. и др. — В кн.: Международный симпозиум школьной и университетской гигиены и медицины, 11-й. Сборник аннотаций. М., 1976, с. 95. и

7. Случанко И. С., Церковный Г. Ф. Статистическая ин * формация в управлении учреждениями здравоохране-" ния. М„ 1983.

8. Хачатрш Т. С,—Гиг. и сан., 1982, № 7, с. 48—50.

Поступила 16.07.85

УДК 371,71:612.172.21-057.875

А. П. Филин, И. М. Медведева, Л. И. Гондарева, Н. О. Молдашева

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА И СЕССИИ

Карагандинский медицинский институт

В современных условиях повышенного потока информации учебная деятельность студентов проходит в условиях дефицита времени (экзаменационная сессия) и сопровождается нервно-эмоциональным напряжением [5].

В отдельных случаях длительное воздействие стрессор-ных раздражителей ведет к срыву регуляторных процессов и развитию дезадаптацнонных расстройств, среди которых значительное место занимают нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы [3]. Степень адаптированное™ организма в этих условиях может быть оценена по структуре сердечного ритма, достаточно полно отражающей состояние автономного, вегетативного и центрального контуров управления [4, 6].

С целью определения степени адаптации студентов I и II курсов (1-я группа) и IV и V курсов (2-я группа) медицинского института к учебным нагрузкам нами проведен статистический анализ сердечного ритма. Всего обследовано 50 лиц обоего пола без патологических изменений сердечно-сосудистой и нервной систем, находящихся примерно в одинаковых социально-бытовых условиях. Для выявления особенностей ритмологической структуры проведен математико-статнсгический анализ 300 отрезков ЭКГ длительностью 3—5 мин. Изучали следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), амплитуду моды (АМ), индекс напряжения (ИН) регуляторных систем, коэффициент вариации (V), среднеквадратическое отклонение (о) и вариационный размах (ДХ).

Характер реагирования на учебную нагрузку, а также на повышенный поток информации и нервно-эмоциональное напряжение экзаменационной сессии у лиц разного пола был неодинаков. В межсессионный период у мужчицА 1-й группы по сравнению со 2-й группой была значительной выше АМ (49±3 и 34±1 %, Л<0,05) и ИН регуляторных систем (129±6 и 56±4, Р<0,05), но снижены V (7±1 и 11 ±2 %, Я<0,05) и вариационный размах ДХ (0,28±0,04 и 0,37±0,02, Р<0,05). Такие различия показателей свидетельствуют о более высоком напряжении центрального контура управления частотой сердечных сокращений и симпатического звена вегетативной системы; снижении уровня функционирования парасимпатического звена. Смещение баланса вегетативной нервной системы в сторону симпато-тонии и повышение активности центрального контура управления, регулирующего частоту сердечных сокращений, указывают на напряжение компенсаторных механизмов в межсессионный период у студентов-мужчин, обучающихся на I и II курсах. У студентов IV и V курсов отмечен удовлетворительный уровень адаптации.

У студенток выявлены групповые различия адаптации. В отличие от мужчин у женщин 2-й группы в межсессионный период возникало напряжение в системах регуляции сердечных ритмов вплоть до перехода к состоянию неудовлетворительной адаптации; ЧСС у лиц 2-й группы была 76±3 в минуту, а 0,08±0,01, ИХ 0,30±0,02, V 10±2 % [2]. У студенток I и II курсов компенсаторно-приспособитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.