Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА И СЕССИИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА И СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А П. Филин, И М. Медведева, Л Н. Гондарева, Н О. Молдашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА И СЕССИИ»

ставил не менее 5% |1|. Содержательный анализ факторов проведен на основе построенных для них соответствующих номограмм факторных нагрузок [4]. Выявленные факторы имели следующее смысловое значение. Фактор I в основном объединял во всех группах УВУ природно-климатические показатели. При этом в каждой группе учреждений его характеризовали разные сочетания признаков: в ДДУ температура и скорость ветра, в ОШ температура, осадки и влажность, в ПТУ число ясных и пасмурных дней, скорость ветра. Кроме того, в структуре фактора 1 в ДДУ существенный вклад вносил такой признак, как наполняемость учреждения детьми. В структуре факторов II и III в группе ДДУ наибольшие факторные нагрузки также приходились на природно-климатические показатели. В целом первые 3 фактора на 42 % определяли структуру влияния природно-климатической среды па заболеваемость в ДДУ, что в 2 раза выше, чем в ОШ (21,4 %) и ПТУ (20,3%).

Что касается совокупности признаков, характеризующих внутреннюю среду, то их факторные нагрузки преобладали в факторах IV и V в группе ' ДДУ, в факторах III—V в группе ОШ, в факторах V—VII в группе ПТУ; их вклад составил 13,7, 24 и 17% соответствующих дисперсий. Удельный вес факторных нагрузок, характеризующих взаимосвязь признаков благоустройства и состояния здоровья подростков, наибольший в ПТУ (27%) и преобладал в структуре факторов II—IV. В ДДУ и ОШ указанные признаки преобладали в структуре факторов VI, VII, и их удельный вес в полной дисперсии был соответственно 11,7 и 14,7 %.

Проведенные исследования не только подтвердили реальность связи между условиями среды в УВУ и состоянием здоровья организованных коллективов, не и выявили некоторые объективные закономерности отношений между ними. Для каждой из изученных групп УВУ уста-

новлена приоритетность отдельных атрибутов среды, а также их комплексов-факторов по влиянию на здоровье раз- _ личных возрастных контингентов. Получены также пок<д|^ затели, характеризующие конкретный вклад указанны»/ факторов внутренней и внешней среды в формирование показателей состояния здоровья коллективов.

В заключение можно констатировать, что использование современного математического аппарата для решения задач практического здравоохранения позволило не только выявить резервы для дальнейшего улучшения состояния здоровья коллективов УВУ, но и указать конкретные направления его осуществления путем повышения санитарного благополучия УВУ.

Литература

1. Ибсрла 1{■ Факторный анализ: Пер. с нем. М., 1980.

2. Каминский Л. С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. М., 1964.

3. Максимов Г. К-, Синицын А. Н. Статистическое моделирование многомерных систем в медицине. Л., 1983.

4. 1Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г.. Усанова Е. П.— Гиг. и сан., 1985, № 4, с. 41—44.

5. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М., 1982.

6. Михайлова Л. В., Туровец Г. Л. и др. — В кн.: Международный симпозиум школьной и университетской гигиены и медицины, 11-й. Сборник аннотаций. М., 1976, с. 95. и

7. Случанко И. С., Церковный Г. Ф. Статистическая ин * формация в управлении учреждениями здравоохране-" ния. М„ 1983.

8. Хачатрш Т. С,—Гиг. и сан., 1982, № 7, с. 48—50.

Поступила 16.07.85

УДК 371,71:612.172.21-057.875

А. П. Филин, И. М. Медведева, Л. И. Гондарева, Н. О. Молдашева

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА И СЕССИИ

Карагандинский медицинский институт

В современных условиях повышенного потока информации учебная деятельность студентов проходит в условиях дефицита времени (экзаменационная сессия) и сопровождается нервно-эмоциональным напряжением [5].

В отдельных случаях длительное воздействие стрессор-ных раздражителей ведет к срыву регуляторных процессов и развитию дезадаптацнонных расстройств, среди которых значительное место занимают нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы [3]. Степень адаптированное™ организма в этих условиях может быть оценена по структуре сердечного ритма, достаточно полно отражающей состояние автономного, вегетативного и центрального контуров управления [4, 6].

С целью определения степени адаптации студентов I и II курсов (1-я группа) и IV и V курсов (2-я группа) медицинского института к учебным нагрузкам нами проведен статистический анализ сердечного ритма. Всего обследовано 50 лнц обоего пола без патологических изменений сердечно-сосудистой и нервной систем, находящихся примерно в одинаковых социально-бытовых условиях. Для выявления особенностей ритмологической структуры проведен математико-статнсгический анализ 300 отрезков ЭКГ длительностью 3—5 мин. Изучали следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), амплитуду моды (АМ), индекс напряжения (ИН) регуляторных систем, коэффициент вариации (V), среднеквадратическое отклонение (о) и вариационный размах (ДХ).

Характер реагирования на учебную нагрузку, а также на повышенный поток информации и нервно-эмоциональное напряжение экзаменационной сессии у лиц разного пола был неодинаков. В межсессионный период у мужчицА 1-й группы по сравнению со 2-й группой была значительной выше АМ (49±3 и 34±1 %, Л<0,05) и ИН регуляторных систем (129±6 и 56±4, Р<0,05), но снижены V (7±1 и 11 ±2 %, Я<0,05) и вариационный размах ДХ (0,28±0,04 и 0,37±0,02, Р<0,05). Такие различия показателей свидетельствуют о более высоком напряжении центрального контура управления частотой сердечных сокращений и симпатического звена вегетативной системы; снижении уровня функционирования парасимпатического звена. Смещение баланса вегетативной нервной системы в сторону симпато-тонии и повышение активности центрального контура управления, регулирующего частоту сердечных сокращений, указывают на напряжение компенсаторных механизмов в межсессионный период у студентов-мужчин, обучающихся на I и II курсах. У студентов IV и V курсов отмечен удовлетворительный уровень адаптации.

У студенток выявлены групповые различия адаптации. В отличие от мужчин у женщин 2-й группы в межсессионный период возникало напряжение в системах регуляции сердечных ритмов вплоть до перехода к состоянию неудовлетворительной адаптации; ЧСС у лиц 2-й группы была 76±3 в минуту, а 0,08±0,01, ИХ 0,30±0,02, V 10±2 % [2]. У студенток I и II курсов компенсаторно-приспособитель-

иые механизмы находились в состоянии напряжения: ЧСС £2±3 в минуту, а 0,06±0,01, ДХ 0,39±0,02, V 8±2 %.

Изменения функционального состояния систем регуляции во время экзаменационной сессии зависели от пола обследованных и исходного уровня функционирования систем.

Так, у лиц мужского пола 2-й группы, у которых исходное состояние систем регуляции сердечным ритмом и уровень адаптации находились в удовлетворительном состоянии, во время экзаменационной сессии происходило смещение баланса вегетативной нервной системы в сторону ваго-тонии (АМ 28±2 при исходной 34±1, Р<0,05), повышение активности синусового узла (индекс вегетативного равновесия 2,9±0,02 по сравнению с 3,3±0,2 в межсессионный период), снижение активности центрального контура управления (ИН 44±4 при 56±4 в течение семестра). Такое реагирование на воздействие умственной нагрузки можно считать адекватным [1] и достаточным для сохранения удовлетворительной адаптации. У студенток этой группы сохранялся более высокий уровень напряжения центрального контура управления (ИН 104±10 при 44±4 у мужчин) и отмечалась тенденция к централизации управления сердечным ритмом (ИН в исходном состоянии 98±10, при сдаче экзаменов 104±10); происходило незначительное смещение баланса вегетативной нервной системы в сторону симнато-тонии. Изменение показателей сердечного ритма во время экзаменационной сессии указывало на нарастание напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих процесс адаптации, а степень адаптации студенток старших курсов во время экзаменационной сессии расценена как неудовлетворительная.

У мужчин 1-й группы во время экзаменационной сессии сохранялся более высокий уровень функционирования центрального контура управления сердечным ритмом, чем у лиц 2-й группы (ИН 85±10 и 44±4 соответственно). Выраженность всех изменений в системах регуляции сердечным ритмом у мужчин 1-й группы оказалась более значительной, чем у лиц 2-й группы, что отражалось в суммарном показателе взаимодействия регуляторных систем — ЧСС соответственно 70±3 и 64±1 в минуту (Р<0,05).

Под воздействием повышенного потока информации в условиях дефицита времени и нервно-эмоционального напряжения у студентов-мужчин, обучающихся на 1 и II курсах, развивалось состояние напряжения компенсаторных

механизмов, что являлось следствием неадаптированности этих лиц к учебным нагрузкам и выражалось в относительно более высоких ИН и ЧСС, чем у студентов 2-й группы. У студенток обеих групп во время сессии происходило сближение статистических показателей сердечного ритма, причем оно достигалось лишь за счет изменения ряда показателей у лиц 1-й группы: вариационный размах в исходном состоянии 0,39±0,02, во время сессии — 0,26±0,03, ИН 79±7 и 107±14 соответственно. Такие изменения свидетельствовали о нарастании напряжения и приближении к неудовлетворительной стадии адаптации студенток I и II курсов. Отсутствие изменений показателей сердечного ритма у студенток 2-й группы во время экзаменационной сессии может также расцениваться как неудовлетворительная адаптация [2].

Проведенные исследования показали, что процесс адаптации сердечно-сосудистой системы к обучению в медицинском институте у мужчин и женщин различен. Если мужчины полностью адаптируются к обучению на 1—II курсе и к IV—V курсу воздействие информационной нагрузки не вызывает изменения уровня адаптации, то у женщин напряжение накапливается, что может привести к развитию дезадаптации.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состоянии на грани нормы и патологии. М., 1979.

2. Баевский Р. М., Кирилов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984.

3. Витте Н. К., Золина 3. М., Кандрор И. С. — В кн.: Физиологические характеристики умственного и творческого труда. М., 1969, с. 26—28.

4. Космическая кардиология / Парин В. В., Баевский Р. М., Волков 10. Н„ Газенко О. Г. Л., 1967.

5. Мирошников М. П., Михайлов А. И., Рожанец Р. В.— В кн.: Состояние здоровья работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 151—203.

6. Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности. Л., 1949.

Поступила 15.07.85

УДК 614.774-07

Н. А. Романенко, А. Ф. Афанасьева, В. Н. Родии, Я. С. Гольдштейн

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОМОВЛАДЕНИЙ

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновско-

го Минздрава СССР, Москва

Причиной загрязнения почвы на территории индивидуальных домовладений является беспорядочное рассеивание фекалий. Это происходит при отсутствии уборных или устройстве их вдали от жилья, содержании уборных в неудовлетворительном санитарном состоянии, нерегулярной очистке выгребов, использовании необеззараженных нечистот для удобрения почвы садов, огородов, теплиц. Рекомендуемые для обеззараживания нечистот в уборных химические вещества пока не нашли широкого применения из-за их токсичности (безводный аммиак) и дороговизны (карбати-он, тиозон).

Используемые в нашей стране сооружения для автономных систем канализации имеют ограниченную область применения. Например, сооружения подземной фильтрации по гидрогеологическим условиям могут применяться лишь на 15—20 % территории СССР. Сооружения искусственной биологической очистки производительностью 1 м3/сут в большинстве случаев не позволяют достигнуть необходимой степени очистки сточных вод. Кроме того, при этом остается нерешенным вопрос сокращения потребления чистой во-

ды на хозяйственно-пнтьевые нужды при высоком уровне инженерного благоустройства усадебного дома, а также сброса очищенных стоков.

Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) инженерного оборудования разработана установка «Биотуалет» для сбора, хранения и обработки фекальных отходов, превращаемых в безвредное органическое удобрение.

Устройство выполнено в едином блоке, объединяющем основные функциональные узлы биотуалета (см. рисунок).

Переработка фекальных отходов осуществляется методом ускоренного компостирования в искусственных условиях. Для этого в бнотуалете предусмотрены 2 камеры — биоразложения и пастеризации, снабженные электрическими нагревателями. Перед началом эксплуатации бнотуале-та в камеру биоразложення вносят крошку торфа или опилки слоем 3—4 см.

Основные технические и технологические характеристику опытного образца биотуалета: производительность 6 л/сут, число обслуживаемых жителей 3—5, масса 50 кг,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.