Научная статья на тему 'Анализ сущности понятия «Карьера»'

Анализ сущности понятия «Карьера» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1359
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бавыкина Е. Н.

В статье представлены результаты анализа литературных источников по проблеме сущности карьеры. Проведён критический анализ дефиниции карьеры. Представлено авторское понимание термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ сущности понятия «Карьера»»

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА»

© Бавыкина E.H.*

Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, г. Бийск

В статье представлены резуньтаты анализа литературных источников по проблеме сущности карьеры. Проведён критический анализ дефиниции карьеры. Представлено авторское понимание термина.

Карьера - сложный и многогранный феномен, изучение которого требует целостного, многостороннего подхода. Сложность и неоднозначность понятия «карьера» в современных условиях развития менеджмента в России вызывает большой интерес при изучении данного понятия. Актуальность данного вопроса не вызывает сомнения, однако на сегодняшний день эта проблема недостаточно изучена.

Термин «карьера» берёт своё начало от латинского слова «karrus» - повозка, телега и итальянского «carriera», что в переводе на русский язык означает: «бег, жизненный путь, поприще». Как видим, в итальянском значение данного термина существенно расширяется, но сохраняется сущность движения. Во французском языке «carriere» имеет значения: поприще; профессия; каменоломня. В испанском «carrera» означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т.д. Анализируя данные определения, следует отметить, что карьера понимается, во-первых, как процесс движения; во-вторых, - как результат этого движения.

К слову «карьера» словарь русского языка С.И. Ожегова в издании 1984 г. дает толкование в двух значениях. Первое, снабженное пометкой устар., то есть устаревшее: «Род занятий, профессия». И второе - «Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также достижение такого положения» [3]. В целом данное понятие носит самый общий характер.

В ранних работах Д. Холла (1976) карьера - это продвижение в организационной иерархии, представленное последовательностью выполняемых человеком работ в течение жизни [12].

По мнению Д. Сьюпера, карьера - это последовательность профессий, работ и позиций, достигаемых в занимаемых человеком в течение жизни [13].

Зарубежные исследователи дают максимально расширенное толкование карьеры, определяя её самым полным и всеобъемлющим смыслом.

В России карьера рассматривается с точки зрения психологов, педагогов социологов, философов, экономистов. На наш взгляд все эти направления можно разделить на три большие группы:

* Ассистент кафедры Экономики и управления.

1. психолого-педагогическое;

2. философско-социологическое;

3. организационно-экономическое.

Психолого-педагогическое направление в понимании дефиниции

карьеры представлено в работах А.К. Марковой, Т.Д. Шерет, О.П. Тернов-ской и др.

Так, А.К. Маркова различает широкое и узкое понятие карьеры, давая их краткие сравнительные характеристики. В первом случае карьера рассматривается как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход с одной ступени профессионализма на другие более высокие.

Во втором случае под карьерой понимается должностные продвижения, где на первый план выступает достижение определённого социального статуса, занятие определённой должности [3].

Ладанов И. Д. определяет карьеру не только как продвижение по должностным ступенькам, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей [6].

По мнению Т.Д. Шерет [11], карьера - это профессионально жизненный путь человека, непосредственно реализуемый в соответствии с ведущими мотивами жизнедеятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному призванию.

Терновская О.П. [9] карьеру рассматривает как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном пути личностного развития и профессионального служения, сопровождающийся ощущением личностной реализованности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как осмысленность повседневных поступков, профессиональных действий и их значений, позволяющих действовать последовательно и эффективно.

С точки зрения психолого-педагогического подходы в понимании карьеры внимание уделяется личностным характеристикам индивида.

Философско-социологическое направление представлено работами Д.А. Ткач, A.C. Мельник, Е.Б. Биликтуевой и др.

В исследованиях Д. А. Ткач [10] по проблеме «Профессиональная карьера современной молодёжи» под карьерой понимается социальное продвижение переживаемое человеком в течение всей жизни.

Мельник A.C. [7] рассматривает карьеру не только как процесс, но и как результат этого процесса, а также показывает её многомерность, указывая на то, что карьера определяется социальным статусом индивида, профессиональными ролями, мотивацией и ориентацией на карьерное продвижение, перспективами и условиями карьеры.

Биликтуева Е.Б. [1], исследуя карьерные стратегии государственных гражданских служащих, говорит о том, что карьера представляет собой

148

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

процесс вертикального перемещения внутри профессиональной сферы деятельности с одной должности на другую, сопровождающийся индивидуальной оценкой возможностей продвижения, формирование и дальнейшая реализация стратегий данного перемещения.

По мнению социологов, карьера - это социальное продвижение, переживаемое человеком в течение жизни. Следует отметить, что социологов в дефиниции «карьера» интересует не только социальная составляющая, но и профессиональная деятельность индивида, благодаря этому понятие карьеры значительно расширяется.

В работах классиков социологической мысли мы встречаем широкое и узкое понимание карьеры. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни, включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности личности. В узком смысле под карьерой понимается динамика положения и активности человека в трудовой деятельности.

С точки зрения экономического подхода существует целый ряд направлений анализа карьеры.

Кибанов А.Я. [3] рассматривает понятие «карьера» как продвижение личности в какой-либо деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижением вперёд по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.

Определение «карьеры», предложенное А.Я. Кибановым, очень многогранно. В нём прослеживается статусный, личностный и организационный подходы.

Шекшня C.B. [3] даёт узкое и широкое определения понятия «карьера». В широком смысле карьера - это последовательность развития человека в основных сферах жизни, которая характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

В узком смысле «карьера» - это последовательность должностей, занимаемых человеком в течение профессиональной жизни.

По мнению В.Ю. Иванова [4], карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определённой последовательности занимаемых на этих ступеньках позиций.

Иванов В.Ю. представляет развитие карьеры индивида, как единство динамики и статики: неразрывность карьерного процесса (развитие, отбор, продвижение) и карьерограмму как проекцию процесса на карьерное пространство.

Вырупаева Т.В. [2] считает, что карьера - это сложное, многоаспектное явление, представляющее собой процесс должностного, профессионального и социально-экономического развития индивида, выраженный в освоении им карьерного пространства, либо в продвижении индивида в конкретной карьерной среде.

Комаров Е. [5] под карьерой понимает «совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент времени работник (фактическая карьера) и / или может занимать (плановая карьера)».

Сотникова С.И. [8] определяет карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанные с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека.

Итак, с точки зрения экономического подхода карьера означает продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения. Экономисты большое значение придают самой сфере труда.

Мы подвергли контент-анализу 18 определений карьеры зарубежных и отечественных авторов, сформулированных в период с 1976 по 2010 г. Слово «продвижение» является ключевым в 7определениях и слово процесс - в 3 определениях. «Последовательность» и «путь» употребляется в 6 определениях карьеры.

Большинство же исследователей, при всём разнообразии их подходов и точек зрения, объединяет понимание карьеры как постепенного продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей и квалификационных возможностей работника.

На наш взгляд при определении карьеры необходимо учитывать карьерных элементов (цели, виды, типы, принципы, факторы определяющие карьеру) карьера - это модель поведения людей в организации, которая характеризуется повышением уровня профессионализма, квалификации, ответственности, социального статуса в обществе, самооценки, росте заработной платы.

Список литературы:

1. Биликтуева Е.Б. Карьерные стратегии государственных гражданских служащих: на материалах Республики Бурятия: дисс. ... к.с.н. - М., 2010. - 162 с.

2. Вырупаева Т.В. Формирование профессиональной карьеры государственных гражданских и муниципальных служащих: дисс. ... к.э.н. - Иркутск, 2007.

3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. -М.: ПРИОР, 2003. - 512 с.

4. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. -№ 5.

5. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. - 1999. - № 1.

150

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

6. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. - М., 1997. - 288 с.

7. Мельник A.C. Карьера руководителя в современных российских условиях: тендерный аспект: дисс. ... к.с.н. - Екатеринбург, 2004.

8. Сотникова С.И. Управление карьерой: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 432 с.

9. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дисс. ... канд, психол. наук: 19.00.07. - М., 2006. - 155 с.

10. Ткач Д.А Профессиональная карьера современной молодёжи: дисс канд. социал. наук: 22.00.03. - Саратов, 2004. - 152 с.

11. Шерет Т.Д. Виды и характеристики отношений к профессиональной карьере у служащих страховой компании: дисс. ... к.п.н. - Ростов-н/Д, 2006

12. Hall D.T. Career development in organization. - San-Franciseo: JosseyBas; London, 1986. - 366 c.

13. Super D.E. The psychology of career. - New York; Evanston: Harper & Row., 1957. - P. 362.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАБОТУ СО СРЕДАМИ

© Титаев A.B.*

Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово

В статье рассматривается комиетентностная модель специалиста, обеспечивающего работу со средами на основе компетентностной модели-классификации Р. Марра.

В современных условиях, связанных с поиском адекватных, эффективных ответов на вызовы глобализации особое значение отводится профессиональной деятельности. Актуальность проблеме придаёт необходимость приведения профессиональной деятельности в соответствие с современными требованиями и стандартами.

Важным условием повышения эффективности и результативности профессиональной деятельности в новых условиях перехода к инновационному развитию является разработка адекватных моделей профессиональной компетенции. В теории менеджмента и управления эффективностью работы, компетентность рассматривается, как способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Следовательно, компетентность является критерием того, что должно быть выполнено.

Модель компетенции - это полный набор стандартов эффективного поведения, характеризующий эффективное поведение человека, выполняюще-

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.