Научная статья на тему 'Трактовка понятия «Карьера» в разрезе современных тенденций'

Трактовка понятия «Карьера» в разрезе современных тенденций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2952
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ "КАРЬЕРА" / АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "КАРЬЕРА" / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ / ВЫБОР КАРЬЕРНОГО ПУТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / CONCEPT OF "CAREER" / ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "CAREER" / SYSTEMATIC APPROACH / CAREER MANAGEMENT / CAREER CHOICE / MODERN TRENDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Татьяна Сергеевна

В статье поднимается проблема изменения содержания понятия «карьера» под влиянием современных тенденций общественного развития. Сравнительный анализ представленных в литературе определений позволил сделать вывод об изменении формулировок исследуемого понятия с течением времени в направлении более глубокого осмысления основных аспектов формирования карьеры и сопутствующих этому процессу личностных изменений. Обоснована важность управления карьерным развитием на всех уровнях, так как от правильности выбора карьерного пути зависит как удовлетворенность жизнью отдельно взятого индивида, так и эффективность деятельности организации и экономическая стабильность государства в целом. Рассмотрено понятие карьеры с позиций системного подхода. Представлено авторское определение карьеры как процесса достижения поставленных целей с учетом имеющихся на начальном этапе исходных данных (сфера деятельности, социальная группа, возрастная категория) при непосредственном участии самого индивида во взаимосвязи со стратегией карьерного развития сотрудников, существующей в данном конкретном учреждении, предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interpretation of the concept of “career” in the context of modern trends

The article deals with the changes in the content of the concept of “career” under the influence of modern trends in social development. A comparative analysis of the definitions in the literature shows that the language of the term under review has been changed over time towards a deeper understanding of the fundamental aspects of career formation and the attendant changes in personality. The paper substantiates the importance of managing career development at all levels because the right career choice is the basis for life satisfaction of an individual, the effectiveness of a company, and the economic stability of the state as a whole. The notion of career is considered by means of the systematic approach. The author presents the original definition of a career as a process of achieving its objectives based on the initial data (profile, social group, age range) with the direct involvement of the individual in relation to the strategy for the employees’ career development applied in the company or at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Трактовка понятия «Карьера» в разрезе современных тенденций»

УДК 316.44:331

https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.4

Голубева Татьяна Сергеевна

старший преподаватель Вологодского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА» В РАЗРЕЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Аннотация:

В статье поднимается проблема изменения содержания понятия «карьера» под влиянием современных тенденций общественного развития. Сравнительный анализ представленных в литературе определений позволил сделать вывод об изменении формулировок исследуемого понятия с течением времени в направлении более глубокого осмысления основных аспектов формирования карьеры и сопутствующих этому процессу личностных изменений. Обоснована важность управления карьерным развитием на всех уровнях, так как от правильности выбора карьерного пути зависит как удовлетворенность жизнью отдельно взятого индивида, так и эффективность деятельности организации и экономическая стабильность государства в целом. Рассмотрено понятие карьеры с позиций системного подхода. Представлено авторское определение карьеры как процесса достижения поставленных целей с учетом имеющихся на начальном этапе исходных данных (сфера деятельности, социальная группа, возрастная категория) при непосредственном участии самого индивида во взаимосвязи со стратегией карьерного развития сотрудников, существующей в данном конкретном учреждении, предприятии.

Ключевые слова:

понятие «карьера», анализ понятий «карьера», системный подход, управление карьерой, выбор карьерного пути, современные тенденции.

Golubeva Tatiana Sergeevna

Senior Lecturer, Vologda branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "CAREER" IN THE CONTEXT OF MODERN TRENDS

Summary:

The article deals with the changes in the content of the concept of "career" under the influence of modern trends in social development. A comparative analysis of the definitions in the literature shows that the language of the term under review has been changed over time towards a deeper understanding of the fundamental aspects of career formation and the attendant changes in personality. The paper substantiates the importance of managing career development at all levels because the right career choice is the basis for life satisfaction of an individual, the effectiveness of a company, and the economic stability of the state as a whole. The notion of career is considered by means of the systematic approach. The author presents the original definition of a career as a process of achieving its objectives based on the initial data (profile, social group, age range) with the direct involvement of the individual in relation to the strategy for the employees' career development applied in the company or at the enterprise.

Keywords:

concept of "career", analysis of the concepts of "career", systematic approach, career management, career choice, modern trends.

Карьера является одним из наиболее эффективных стимулов в трудовой деятельности. Для современной молодежи карьера выступает одним из путей личностного роста и самореализации. Карьерные процессы приобретают свои специфические особенности. В них принимают участие не только сами работники и организации, в которых они работают, но и в ряде случаев государство и общество в целом. Существующие научные теории определяют карьеру как социально-организационный процесс, который имеет свою методику осуществления.

От правильности выбора карьерного пути зависит удовлетворенность человека своей жизнью и выбранным направлением деятельности. Во взаимосвязи с этим находятся эффективность деятельности организации и экономическая стабильность государства в целом. Именно это определяет необходимость управления карьерным развитием на всех уровнях.

Для того чтобы определить сущность понятия «карьера», следует рассмотреть его более подробно. В различных источниках представлены следующие трактовки понятия «карьера»:

- линия продвижения работника, позволяющая реализовать его потребности в улучшении материального положения, достижении более высокого социального статуса, повышении властных полномочий и самореализации [1];

- процесс постепенного должностного перемещения за период работоспособного состояния [2];

- степень реализации потенциала человека [3];

- индивидуально осознанная позиция и поведение, связанное с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека [4];

- процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификаций, статусов, вознаграждений и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций; развитие человека и освоение им социального (организационного) пространства [5].

Авторы одной из первых в России публикации о карьерных вопросах (Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов, 1993 г.) утверждают, что карьера - это индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни [6].

В последнее десятилетие все чаще в научной среде стал подниматься вопрос изучения понятия «карьера». Многие современные ученые в своих трудах предлагают различные варианты его трактовки.

Д.Т. Шерет трактует понятие «карьера» как жизненный путь человека, который реализуется в соответствии с основными мотивами жизнедеятельности и потенциально связан с прохождением последовательности должностей, с образом жизни человека, реализует признание человека, предполагает обогащение его опытом и ведет к социальному признанию [7].

О.П. Терновская говорит о карьере как результате некоего процесса, который отражает представления человека о себе самом, о пути собственного личностного развития и служения профессии, сопровождается ощущениями личной реализованности и дает человеку возможность воспринимать свою жизнь через осмысление своих поступков и профессиональных действий [8].

Е.В. Пахомова определяет понятие «карьера» как процесс профессионального формирования субъекта, обогащение его опытом и достижение им социального признания [9].

По мнению Н.В. Буравцовой, карьера представляет собой некую общую последовательность периодов развития субъекта в его основных сферах жизнедеятельности [10].

Е.Б. Биликтуева, проводя исследование карьерных стратегий государственных служащих, установила, что карьера - это процесс вертикального перемещения с одной должности на другую внутри профессиональной деятельности, который сопровождается индивидуальным оцениванием самих возможностей продвижения и впоследствии формирует и реализует стратегии вышеуказанного перемещения [11].

Проведем сравнительный анализ определений понятия «карьера», указанных выше. На первом этапе изучения данной категории в России основные акценты были сделаны на том, что «карьера» - это:

- осознанная последовательность изменений во взглядах в течение трудовой жизни;

- линия продвижения работника;

- процесс должностного перемещения;

- индивидуальная позиция и поведение, связанные с накоплением и использованием человеческого капитала;

- процесс развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификаций и т. п.

В более современных источниках понятие «карьера» трактуется как:

- жизненный путь человека, который потенциально связан с прохождением последовательности должностей и образом жизни индивида;

- результат некоего процесса, который отражает представления человека о пути собственного личностного развития и сопровождается ощущениями личной реализованности;

- процесс профессионального формирования субъекта;

- общая последовательность периодов развития субъекта в его основных сферах жизнедеятельности;

- процесс вертикального перемещения с одной должности на другую внутри профессиональной деятельности.

Анализируя представленные дефиниции, можно сделать вывод, что с течением времени этой проблеме стало уделяться больше внимания и, следовательно, формулировки стали более глубокими по смыслу, шире раскрывая основные аспекты формирования карьеры и сопутствующие данному процессу личностные изменения человека.

В психологии профессиональной деятельности и социальной психологии понятие «карьера» определяется как индивидуальная последовательность аттитюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни [12]. В «Большом психологическом словаре» аттитюд раскрывается как предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. При этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

Достаточно разнообразно представлены категорийные определения и в зарубежных источниках. Считается, что термин «карьера» произошел от латинского слова carrara - 'дорога' или 'путь'. Французское определение слова «карьера»: успешное продвижение в общественной, служебной, научной или любой другой сфере деятельности.

Г. Маршалл в Оксфордском словаре по социологии определяет карьеру как определенные роли, через которые каждый индивид проходит в период трудовой жизни, приобретая при этом престиж и другие знаки уважения. Однако в этом определении учитываются и падения в иерархии, связанные с социальной мобильностью [13].

Для того чтобы определиться с выбором наиболее подходящего определения понятия «карьера», следует рассмотреть его с позиции системного подхода в управлении. Системный подход подразумевает выделение объекта и субъекта управления, понимания, кто и чем управляет. В процессе анализа следует определить конкретные действия субъектов управления, т. е. способы управленческого воздействия на формирование карьеры. В этом случае под управлением следует понимать непрерывное целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

В рассмотрении карьеры как объекта управления наиболее значимым является именно индивид, его личность и психофизиологические возможности, а также карьерные цели, которые он перед собой ставит, и методы, которыми он их достигает. Немаловажной представляется и внешняя среда индивида: либо приближенная или непосредственная (семья, организация, учебное заведение и т. д.), либо удаленная или опосредованная (социальный слой, этническая группа, общество, государство и т. д.).

Анализируя вышеизложенное, можно предложить следующую формулировку понятия «карьера»: это процесс достижения поставленных целей с учетом имеющихся на начальном этапе исходных данных (сфера деятельности, социальная группа, возрастная категория) при непосредственном участии самого индивида во взаимосвязи со стратегией карьерного развития сотрудников, существующей в данном конкретном учреждении, предприятии и т. п.

Следовательно, карьера как объект управления может представлять собой совокупность определенных качеств или характеристик индивида и возможностей их использования для изменения или достижения поставленных карьерных целей. Управляющее воздействие может быть направлено на индивида и существующую внешнюю среду, а субъектами управления выступают сам индивид или другие индивиды, организации, общество (социальные группы), государство.

Ссылки:

1. Горелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. СПб., 1997. 239 с.

2. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. 168 с.

3. Генкин Б.М., Кононова Г.А., Кочеткова В.И. Основы управления персоналом : учеб. для вузов. М., 1996. 381 с.

4. Сотникова С.И. Управление карьерой : учеб. пособие. М., 2001. 407 с.

5. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5. URL: http://www.cfin.ru/press/management/1998-5/05.shtml (дата обращения: 24.08.2017).

6. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М., 1993. 300 с.

7. Шерет Д.Т. Аспекты изучения отношения личности к профессиональной карьере // Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Ростов н/Д., 2005. Т. XI.

8. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 2. С. 65-73.

9. Пахомова Е.В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 111-115.

10. Буравцова Н.В. Современные подходы к карьере и карьеризму // СМАЛЬТА. 2014. № 1. С. 39-42.

11. Биликтуева Е.Б. Карьерные стратегии государственных гражданских служащих: на материалах Республики Бурятия : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 26 с.

12. Чикер В.А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 3. С. 80-90.

13. Oxford Dictionary of Sociology / ed. by J. Scott, G. Marshall. 4th ed. N. Y., 2014. http://dx.doi.org/10.1093/acref/9780199683581.001.0001.

References:

Biliktueva, EB 2016, Career strategies of state civil servants: based on the materials of the Republic of Buryatia, PhD thesis abstract, Moscow, 26 p., (in Russian).

Buravtsova, NV 2014, 'Modern approaches to career and careerism', SMALTA, no. 1, pp. 39-42, (in Russian). Chiker, VA 2011, 'Psychological aspects of an individual career', Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika, no. 3, pp. 80-90, (in Russian).

Filippov, AV 1990, Personnel administration: the psychological aspect, Moscow, 168 p., (in Russian). Genkin, BM, Kononova, GA & Kochetkova, VI 1996, Fundamentals of personnel management, manual, Moscow, 381 p., (in Russian).

Gorelov, NA & Tuchkov, AI 1997, Encyclopedia of labour and employment, St. Petersburg, 239 p., (in Russian).

Ivanov, VYu 1998, 'Managing the manager's career: the necessity and the main content', Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 5, viewed 24 August 2017, <http://www.cfin.ru/press/management/1998-5/05.shtml>, (in Russian).

Ivantsevich, DzhM & Lobanov, AA 1993, Human resources management: the fundamentals of personnel management, Moscow, 300 p., (in Russian).

Pakhomova, EV 2013, 'The concept of "career": the analysis of definitions', Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya, vol. 6, no. 2, pp. 111-115, (in Russian).

Scott, J & Marshall, G (eds.) 2014, Oxford Dictionary of Sociology, 4th ed., New York. http://dx.doi.org/10.1093/acref/9780199683581.001.0001.

Sheret, DT 2005, 'Aspects of studying the attitude of the personality towards a career', Trudy aspirantov i soiskateley Ros-tovskogo gosudarstvennogo universiteta, Rostov-on-Don, vol. XI, (in Russian).

Sotnikova, SI 2001, Career management, manual, Moscow, 407 p., (in Russian).

Ternovskaya, OP 2006, 'Features of career guidance of students at the final stage of the university studies', Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz, no. 2, pp. 65-73, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.