Научная статья на тему 'Анализ сущности и особенностей предпринимательства в современной экономике'

Анализ сущности и особенностей предпринимательства в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОМОУТЕРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ АКТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Анна Николаевна

Проведен анализ сущности и особенностей предпринимательства. Рассматриваются различные подходы научных школ к теории предпринимательства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of essence and features of business is carried out. Various approaches of schools of thought under the theory of business are considered and opposition of discussed concepts is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ сущности и особенностей предпринимательства в современной экономике»

Предпринимательство, маркетинг, логистика

УДК 330.22:346.26

А.Н. Терехова

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Как экономическая категория предпринимательство имеет качественную и количественную стороны: качественное содержание и количественное выражение. Содержание категории «предпринимательство» является в известной степени общим для всех хозяйственных систем, в то время как количественные характеристики ее, проявляющиеся в конкретных экономических показателях, имеют отраслевую и национальную специфику [5].

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в современной России отличается необычайной сложностью. Во всех сферах общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной и др. происходят глубокие перемены. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики идет с большими трудностями. Страна переживает глубокий системный экономический кризис.

Среди основных причин, обусловливающих нарастание кризисной ситуации, - существенные ошибки в экономической политике, резкое ослабление системы государственного управления, которые, в частности, проявились в недооценке, а часто и просто в игнорировании факторного подхода в решении социально-экономических проблем, в крайне недостаточном внимании к созданию условий для развития эффективного предпринимательства на всей территории России. Как известно, предпринимательство, особенно местное ассоциативное, позволяет комплексно решать многие экономические и социальные проблемы - развития территорий, эффективного использования местных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, вторичного сырья и отходов для увеличения

выпуска и расширения ассортимента товаров народного потребления и услуг; проблему безработицы и т. д. Зачастую мы просто не знаем генезиса данного экономического явления - отсюда и многие ошибки в управлении и направлениях предпринимательского массива.

Поскольку предпринимательство в ранний период не выделяется в самостоятельный фактор производства, его доход продолжает оставаться остаточным. Покупая остальные факторы производства и возмещая затраты факторов в форме выплат причитающейся им доли из стоимости произведенного продукта, остающуюся разницу предприниматель присваивает как собственный доход.

Обсуждение вопроса о возможности выделения предпринимательства как самостоятельного фактора производства переводит проблему распределения доходов из социально-этической в экономико-аналитическую плоскость.

Исследование предпринимательства велось до определенного времени в контексте других, как считалось, более значимых проблем. Предпринимательство исследовалось в свете теории прибыли и процента, а также в связи с изучением капитала. Специалисты уже тогда отмечали наличие нематериального капитала, содержание которого можно свести к накапливаемым и используемым знаниям, что в современной России наиболее актуально.

Известный ученый-экономист Альфред Маршалл* отмечал наличие такой специфической

* Начиная с 1980-х гг. и вплоть до 1930-х он был доминирующей фигурой в британской экономической науке, а его книга «Принципы экономической науки» [1] до сих пор восхищает умы читателей.

^ШауЧНО»ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.1'.2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

нематериальной формы капитала, как деловые способности, профессионализм, деловые связи (имидж), доверие к личности. Знания Маршалл считал мощным двигателем производства, причем он разделял технические знания и другие их виды, необходимые для осуществления производства. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенны, по сравнению с такими ... качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели» [1]. Предпринимательские способности А. Маршалл рассматривает, по сути, как элемент капитала, закладывая тем самым основы последующего формирования теорий человеческого капитала. «Способности человека так же важны в качестве средств производства, как и любой другой вид капитала» [1]. Такое высказывание классика может послужить основанием для еще одной дискуссии по поводу содержательности и корректности использования определенных терминов и понятий, а также недопустимости их смешения или противопоставления. Опыт такого рода обсуждений представляется малоплодотворным. Смешение (и смещение) используемых в науке понятий обусловлено взаимопроникновением многих экономических явлений и процессов, противопоставление которых условно и относительно в любом сравнительном анализе. Множественность способов и форм классификации экономических явлений обусловлена как многогранностью наблюдаемых процессов, так и исследовательскими приоритетами. Последние, в свою очередь, зависят от времени и места, в которых экономические отношения наблюдаются, а также от исследовательских традиций.

Проблему соотношения крупного и мелкого производства А. Маршалл связывает с особенностями динамики предельной производительности предпринимательства как фактора производства. Взаимодействие между крупным и мелким бизнесом связывается с тем, что «крупный предприниматель замещает небольшую часть собственного труда и большую долю труда наемных работников трудом мелкого предпринимателя». Преимущества мелкого предприни-

мателя при этом состоят: 1) в территориальной близости предприятий к источникам сырья или рынкам сбыта; 2) в экономии на бухгалтерском учете; 3) в отсутствии громоздких и дорогих систем контроля.

Преимущества мелких предприятий почти уравновешиваются с преимуществами крупных, экономящих на масштабе производства.

Понимание предпринимательства как знания и умения позволяет оценить его роль с позиций возрастающей отдачи, присущей этому специфическому виду труда. А. Маршалл связывает закон возрастания отдачи с увеличением объема затрат капитала и труда, которые ведут к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала. Понижающуюся отдачу он относит только к природным ресурсам. В соответствии с таким подходом в тех отраслях промышленности, где наблюдается относительно небольшая доля сырья и материалов в общей стоимости используемых ресурсов, закон возрастающей отдачи действует почти без преград. К таким отраслям относятся технологически сложные отрасли обрабатывающей промышленности.

А. Маршалл обосновывает тенденцию к возрастанию роли институциональных структур экономической деятельности тем, что «организация» и связанные с ней отношения становятся источником дополнительной прибыли по мере совершенствования производства.

Предпринимательство как фактор производства занимает отдельное место, отличное от мест, занимаемых другими факторами. Некоторые ученые различают понятия «производственные факторы» и «производственные ресурсы», исходя из того, что ресурсы - это то, чем располагает экономика. От факторов их отличает то, что они могут быть вовлечены в производство, а не уже используются в нем. На этом основании делается вывод о том, что «ресурсы производства» - понятие более широкое, чем «факторы производства» [2]. Обсуждение различий между понятиями «ресурс» и «фактор», по нашему мнению, может оказаться продуктивным в контексте «запас - поток». В нашем исследовании эта проблема может представлять

4

Предпринимательство, маркетинг, логистика

интерес с точки зрения применения различных классификационных схем к ресурсам и факторам, т. е. при классификации ресурсов необходимо учитывать, что это потенциальные факторы производства, представляющие до времени форму запаса.

Предпринимательские способности реализуются в деятельности, содержание которой разные ученые понимают по-разному. Со времен И. Тюнена предпринимательская деятельность связывается, прежде всего, с риском. Этот ученый использовал понятия «исчислимый риск», от которого можно застраховаться, и «риск неисчислимый», т. е. непредсказуемый и не становящийся объектом страхования. В дальнейшем идея взаимосвязи между предпринимательством и риском плодотворно развивалась. Так, в работе Фрэнка Хайнемана Найта «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) он различает стандартные виды рисков, которые, становясь статьей издержек производства, вычитаются из прибыли. Другие виды рисков, касающиеся нестандартных, непредвиденных ситуаций, в принципе не могут быть измерены, и именно этот вид уникальной неопределенности считается источником прибыли или убытков предпринимателя. Издержки несения бремени предпринимательского риска составляют «необусловленные контрактом», непредвиденные поступления или потери. По Ф. Найту, прибыль - это не доля отдельного фактора при распределении, а элемент выплат всем производственным факторам, возникающий из-за того, что цена конечного продукта, состоящая из цен факторов, не может быть определена до того, как продукт произведен и реализован. Предприниматель, заключая контракты и оговаривая в них цены факторов, по сути угадывает будущие цены. Несовпадением ожидаемых цен и фактических и создается источник прибыли или убытков.

Предпринимательство как вид деятельности предполагает наличие соответствующих способностей, которые используются при осуществлении этого вида труда. Использование выражения «предпринимательская деятельность», но не «труд предпринимателя» отражает специфику этой формы хозяйственной деятельности.

Исследование предпринимательских способностей показывает, что их выявление и идентификация являются достаточно сложной задачей. Предлагаемые подходы к определению предпринимательских способностей часто являются спорными и неоднозначными.

«Для предпринимательских способностей, -отмечает Н.П. Гибало, - характерны следующие базовые направления: 1) самостоятельный статус собственника своих способностей; 2) цель реализации способностей - получение прибыли или дохода вместе с социальным эффектом; 3) функция способностей - творческая, т. е. нахождение, выдвижение и реализация новаторской коммерческой идеи, связанной с хозяйственным риском; ресурсная - мобилизация информационных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов; организационная (соединение факторов производства в оптимальных пропорциях и контроль за их использованием)» [2].

Отмечая благотворное стремление этого ученого выявить содержание предпринимательских способностей, надо признать, что предлагаемое описание вряд ли является удачным. Статус собственника своих способностей вряд ли можно потерять (не будучи, во всяком случае, под воздействием психотропных средств, магии или чего-нибудь подобного), даже работая по найму. Даже лица наемного труда сохраняют статус собственника своих способностей, передавая право на их использование в течение определенного времени и для выполнения определенной работы нанимателю. Различия между способностью к труду и самим трудовым процессом, а также его результатом общеизвестны.

Основоположник системной теории предпринимательства Й. Шумпетер считал, что предпринимательство - это, прежде всего, тип хозяйственного поведения, тесно связанный с особенностями личности [4]. Заметим, что необходимость специфических личностных характеристик для занятий предпринимательством отмечают многие теоретики. Й. Шумпетер систематизировал эти качества, отнеся к ним: специфические мотивации, связанные с самой деловой активностью и духом творческой состязательности

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки

и стремлением к победе; своеобразный интеллект - избирательный, но не глубокий; сильную волю и развитую интуицию. Он справедливо полагал, что предпринимательская функция по своей природе дискретна и не закреплена за определенным субъектом. Ее дискретность состоит в том, что она реально существует только до тех пор, пока внедренная предпринимателем комбинация остается новаторской.

Как движущую силу рынка оценивал предпринимательство видный ученый Людвиг фон Мизес [3]. Он настаивал на последовательном разграничении предпринимательской функции от других видов деятельности и от функций капиталиста и менеджера в частности. «Как и любой действующий человек, предприниматель -всегда спекулянт», - заявляет фон Мизес. Он считает, что индивид, действующий в условиях неопределенности, становится предпринимателем. С этих позиций предпринимательский тип поведения может быть присущ широкому кругу лиц, в том числе и субъектам, не связанным с производством. В условиях несовершенной информации, свойственной рынку, предпринимательский тип поведения может демонстрировать и покупатель. Такое расширенное понимание предпринимательства является естественным, если рассматривать его как тип поведения. Вместе с тем для собственно предпринимателей, т. е. в более узком понимании, Ф. Мизес предлагает

даже самостоятельный термин - «промоутер» (делец).

Сопоставление теорий предпринимательства, формирование которых происходило в разные исторические периоды, наводит на мысль о том, что их авторы видят в объекте своего исследования ту силу, которая может преодолеть негативные тенденции современной им экономики. По мере преодоления негативных тенденций тот же объект (в нашем случае предпринимательство) начинает оцениваться с иных позиций.

Одна из важнейших проблем российского предпринимательства - построение различных форм организации предпринимательской деятельности, адекватных условиям рыночной конъюнктуры и соответствующих характеру деятельности предприятий производимой продукции. В числе таких форм выделяется малое предпринимательство, свойства которого обеспечивают ресурсную маневренность производства, возможность установления тесных коммуникаций между производителем и потребителем и использования коммуникационных контактов при решении широкого круга управленческих задач, участие в социальной деятельности по обеспечению занятости, а также позволяют использовать ряд преимуществ, предлагаемых действующими экономико-правовыми документами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст] / А. Маршалл. - М., 1984. - Т. 2, с. 170.

2. Гибало, Н.П. Альтернативные поиски взаимодействия факторов производства и неоклассическая модель производственной функции [Текст] / Н.П. Гибало // Проблемы новой политической экономики. - 1999. - № 3. - С. 52.

3. Мизес, Людвиг Человеческая деятельность

[Текст] / Людвиг Мизес. - М.: Экономика, 2000. - С. 274.

4. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1983. - С. 171.

5. Бабкин, А.В. Анализ эволюционной теории предпринимательских начинаний [Текст] / А.В. Бабкин, А.Б. Крутик // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2011. - № 6. -С. 237-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.