Научная статья на тему 'Анализ существующих программных продуктов для автоматизации маркетинговой деятельности по сбыту на оптовом торговом предприятии'

Анализ существующих программных продуктов для автоматизации маркетинговой деятельности по сбыту на оптовом торговом предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / АНАЛИЗ САНТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ДИНАМИКА РОСТА САНТЕХНИЧЕСКОГО ТОВАРА / MARKETING RESEARCH / SANITARY PRODUCTS / ANALYSIS OF SANITARY PRODUCTS / CONSUMER ANALYSIS / DYNAMICS OF GROWTH OF SANITARY GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бададян Л.В.

В статье рассматриваются возможности маркетингового исследования рынка товаров и потребителей. Описаны технологии исследования, рассмотрены аналитические программы для ведения бизнеса. Тема маркетингового исследования раскрывается в этапах проведения и дальнейшего выбора решений. Основной задачей является детальное рассмотрение рынка санитарно-технических товаров в России. В статье также уделено внимание актуальному вопросу логистики с возможностью использования склада для хранения и дальнейшей продажи изделий. Приведены данные по динамике производства и потребления продукции. Вся суть материала изложена схематически. На основе данных рассматривается возможность дальнейшего роста производства и потребления на территории РФ. В заключительной части определен важный момент в бизнесе глубокий маркетинговый анализ рынка потребляемого товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бададян Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXISTING SOFTWARE PRODUCTS FOR AUTOMATION OF MARKETING ACTIVITIES FOR THE WHOLESALE TRADE ENTERPRISE

The article discusses the possibilities of market research of goods and consumers. Technologies of research are described, analytical programs for business are considered. The theme of marketing research is revealed in the stages of implementation and further choice of solutions. The main task is a detailed consideration of the market of sanitary goods in Russia. As well as the actual question of logistics with the possibility of using a warehouse for storage and further sale of products. The data on the dynamics of production and consumption of products. The whole essence of the material is outlined schematically. Based on the data, the possibility of further growth of production and consumption in the territory of the Russian Federation is considered. In the final part, an important point in the business is defined-a deep marketing analysis of the market of the consumed goods.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих программных продуктов для автоматизации маркетинговой деятельности по сбыту на оптовом торговом предприятии»

УДК 339.138

Бададян Л.В.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБЫТУ НА ОПТОВОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности маркетингового исследования рынка товаров и потребителей. Описаны технологии исследования, рассмотрены аналитические программы для ведения бизнеса. Тема маркетингового исследования раскрывается в этапах проведения и дальнейшего выбора решений. Основной задачей является детальное рассмотрение рынка санитарно-технических товаров в России. В статье также уделено внимание актуальному вопросу логистики с возможностью использования склада для хранения и дальнейшей продажи изделий. Приведены данные по динамике производства и потребления продукции. Вся суть материала изложена схематически. На основе данных рассматривается возможность дальнейшего роста производства и потребления на территории РФ. В заключительной части определен важный момент в бизнесе - глубокий маркетинговый анализ рынка потребляемого товара.

Ключевые слова

Маркетинговые исследования, санитарно-техническая продукция, анализ сантехнической продукции, анализ потребителя, динамика роста сантехнического товара.

JEL: M31

Badadyan L. V.

ANALYSIS OF EXISTING SOFTWARE PRODUCTS FOR AUTOMATION OF MARKETING ACTIVITIES FOR THE WHOLESALE TRADE ENTERPRISE

Annotation

The article discusses the possibilities of market research of goods and consumers. Technologies of research are described, analytical programs for business are considered. The theme of marketing research is revealed in the stages of implementation and further choice of solutions. The main task is a detailed consideration of the market of sanitary goods in Russia. As well as the actual question of logistics with the possibility of using a warehouse for storage and further sale of products. The data on the dynamics of production and consumption of products. The whole essence of the material is outlined schematically. Based on the data, the possibility of further growth of production and consumption in the territory of the Russian Federation is considered. In the final part, an important point in the business is defined-a deep marketing analysis of the market of the consumed goods.

Keywords

Marketing research, sanitary products, analysis of sanitary products, consumer analysis, dynamics of growth of sanitary goods.

Актуальность. В мире современных технологий сфера услуг постепенно смещается, и теперь она пронизана ГГ.

Самым новым и достаточно рентабельным средством массовой информации стал Интернет. Сегодня Сеть используется буквально для всего, мир сидит в ней больше времени, чем проводит в своей реальной жизни. Именно поэтому Сеть стала наиболее удобным

местом для ведения маркетинговой деятельности и рекламы.

Главным фактором в принятии решения по объёму и сбыту продукции для владельца предприятия является маркетинговое исследование рынка -сбор и обработка данных.

Материалы и методы. Маркетинговое исследование проходит следующие этапы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Блок-схема этапов маркетингового исследования

Есть определённая необходимость в таких исследованиях. Во-первых, прогноз для выпуска конкретного товара, а также оценка конечной выгоды, во-вторых, правка самого процесса изготовления и реализации товара.

На самом начальном этапе формирования ассортимента определённой компании необходимо учесть полный

список предпочтений потребителя (таб-

1 \47

лица 1) .

Чтобы добиться получения полной информации о предпочтениях потребителя, требуются глубокие профессиональные исследования.

Очень важно понимать, что развитие бизнеса и увеличение объёма продаж напрямую зависят от правильного восприятия товара потребителем. Необходимо постоянно контактировать с потребителем, вовремя получая обратную связь.

Таблица 1 - Факторы, оказывающие влияние на выбор потребителей сантехнических изделий

Дизайн и внешний вид товара Тех. возможности и особенности 85-95% 60-70%

Цена 35-40%

Срок поставки 18-24%

Известность марки 20-25%

Сервис: доставка, подключение 10-15%

Срок гарантии 8-12%

Известность продавца (магазина) 7-9%

Таблица 2 - Статистика по объему рынка сантехнического товара в России

за 2015 - начало 2018 г.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Общий объем рынка 12,73 млн шт. 13,97 млн шт. 14,30 млн шт. 14,73 млн шт.

Объем сантехничес Общий объем ких товаров (ванны и 2,1 млн шт. душевые), шт. 2,2 млн шт. 2,2 млн шт. 2,3 млн шт.

акриловые 753,1 тыс. шт. 829,2 тыс. шт.

стальные 832 тыс. шт. 983,4 тыс. шт.

чугунные 281,7 тыс. шт. 452,1 тыс. шт.

Объем санфаянсовых изделий, шт.

Общий объем рынка 34,5 млн шт. 26,7 млн шт. 24,5 млн шт. 20,1 млн шт.

1,0 млн $ 1,1 млн $ 1,8 млн $ 1,1 млн $

металл - 656 тыс. шт. - 704 тыс. шт.

керамика 12,7 млн шт. 13,9 млн шт. 14,3 млн шт. 11,7 млн шт.

полимер - 9,9 млн шт. 8,1 млн шт. 4,3 млн шт.

В любом бизнесе для его развития и роста необходим правильный маркетинговый план, который является основой для успешного существования на рынке.

В начале 2016 года доля отечественной продукции на внутреннем рынке уже выросла на 91%. Это связано с удорожанием импорта и увеличением при этом конкурентоспособности отечественных предприятий. В 2017 году ситуация сохранилась почти на том же уровне. Производство, которое сегодня

растет, частично замещает часть импортной продукции с положительной динамикой (+52,8% в 2016 г. и +23% в 2017 году). Рассмотрим данные по объёму рынка сантехнических изделий за последние 4 года (таблица 2)48.

Согласно статистике, с 2018 по 2025 год рост производства замедлился, сохраняя при этом положительную динамику (рисунок 2)49.

48 По материалам сайта: http://www.indexbox.ru.

49 По материалам сайта: http://rosstata.ru.

18 16 14 12 10

11,70

3,84

2,26 2,42 2,59 2,77 2,97 " ~!Д8 2,22 2"7 2*31

■3,38

197 1,55 1,90 1,998 1,998 2,12 1,97 ... ит ?(!(; Э1п

0,83 0,92 1,917 1^=1"21 "" 1,62 2,06 2,10 2,14 2,18 2,22 2

2013 2014 2015 2016 2017 2018Р 2019Р 2020Р 2021Р 2022Р 2023Р 2024Р 2025Р

Объем производства, млн шт. Объем экспорта, млн шт.

Объем импорта, млн шт.

Объем видимого потребления, млн шт

Рисунок 2 - Динамика и структура рынка санитарно-керамических изделий

в 2013-2017 гг. и прогноз до 2025 г.

8

6

0

Полученные результаты. При

исследовании рынка санитарно-техни-ческого товара в России было выявлено предпочтение импортной продукции товарам российских производителей в соотношении 68% к 32%.

За последние пять лет произошло снижение доли импортного товара примерно на 12%. Во-первых, сильным влиянием стало повышение цен на импорт в связи с ростом курса валюты. Также значимую роль сыграли политические отношения между Европой и Россией. Во-вторых, российское производство санитарно-технического товара стало сильно развиваться. Учитывая эти два основных фактора, доля импорта, вероятнее всего, продолжит снижаться.

Рассмотрим потребление санитар-но-технических изделий из керамики в России за 2013-2017 гг. (рисунок 3)50.

По рисунку 3 видно, что основным потребителем в России является Центральный федеральный округ - 29,6% за 2017 год. Обусловлено это тем, что в данном округе самые большие объемы строительства, высокая численность

населения и хороший уровень платежеспособности. Вторым по потреблению является Приволжский федеральный округ - 19,1%. На последнем месте находится Дальневосточный федеральный округ, где доля составляет всего 2,6%.

Рассмотрим также изделия из полимеров. За последние 2 года произошёл прирост объёма производства. Общий объём за 2017 год в сравнении с предыдущим упал на 7,1%, что составило 44,2 млн шт. (рисунок 4).

По рисунку 4 виден рост продаж, пиком которого стал 2016 год - 50 млн.

Был проведён анализ предпочтений по сантехнике среди покупателей, который выявил следующие данные:

- экономкласс предпочитают 73% покупателей из России (3000-5000

руб);

- средний класс выбирают 20% покупателей (5000-9000 руб.);

- высокий класс выбрали 5% (9000-15000 руб.);

- сантехнику класса люкс предпочитают 2% россиян (от 15000 руб., в основном импортные производители) (рисунок 5).

100%

90% 31,2 31,1 31 29,7 29,6

80%

70% 10,2 10,5 10,6 10,9 11,7

60% 9,2 9,2 9,2 9,7 12,1

50% 5,4 5,4 5,4 5,6 5 19,1

40% 30% 19,3 19,5 19,6 20

20% 10,2 10,2 10,2 10,5 9,8

11,2 11,2 11,2 11,6 10,2

10%

0%

2013 2014 2015 2016 2017

■ Дальневосточный ■ Сибирский ■ Уральский ■ Приволжский

Северо-Кавказский ■ Южный ■ Северо-Западный ■ Центральный

Рисунок 3 - Потребление санитарно-технических изделий из керамики

по федеральным округам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем и динамика рынка санитарно-технических изделий

60 из полимеров

50 50

_ ** 1

40 40 44,2

30 40

30

20

10

0

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 4 - Объем и динамика рынка санитарно-технических изделий из полимеров за 2013-2017 гг.51 (составлен автором)

Представленный ассортимент компании должен полностью удовлетворять покупателя как ценовым диапазоном, так и разнообразием товара. От этого напрямую зависит выбор потребителя в сторону компании и магазина. В другом

случае компания может лишиться покупателя [1].

При рассмотрении структуры рынка сантехнического оборудования выявлены следующие данные (рисунок 6).

52

Рисунок 5 - Предпочтение покупателей по сантехнической продукции

53

Рисунок 6 - Структура рынка сантехнических изделий в 2017 г.

52

По материалам сайта: http://www.gks.ru.

Компании в России, которые производят сантехнические изделия, отдают предпочтение товару экономкласса. Что касается европейских компаний, они нацелены исключительно на средний класс и класс люкс. Мы провели исследование российского рынка предприятий, которые производят сантехнические товары. По данным на 2018 год выделены самые крупные из них (таблица 3).

Рассмотренные в таблице 3 заводы по изготовлению санитарно-техничес-ких изделий расположены в разных частях страны.

Чтобы реализовывать предложенный ими товар, необходимо найти наиболее удобный способ транспортировки.

Обсуждение. Для эффективного продвижения товаров компании используют различные системы. Рассмотрим их более подробно.

Существуют различные логистические компании, которые могут предоставить свои склады для хранения и транспортировки изделий. Например, в

г. Ростов-на-Дону таких компаний 218. Необходимо учесть, что все дополнительные расходы на товар (доставка, хранение) уже включены в себестоимость изделия, что сильно снижает его конкурентоспособность.

Большое влияние на объем продаж сантехники каждого отдельного региона России оказывают 2 момента: уровень жизни и экономическая ситуация. Поэтому важно достаточно подробно изучить экономический потенциал необходимого региона.

Программы для продвижения бизнеса

Программы автоматизированной системы маркетинга - это специализированные программы для технических решений маркетинговых процессов предприятия. Главными областями для автоматизации являются маркетинговое планирование и бюджетирование. На основании такого анализа руководство компании принимает стратегические решения. Автоматизированная система решает ряд задач, которые представлены на рисунке 7.

Таблица 3 - Предприятия по изготовлению сантехники на территории России на 2018 г.54

Название компании Местоположение Особенности

ЗАО «УграКерам» Калужская область г. Воротынск Предприятие использует оборудование ведущих итальянских и немецких постав-

щиков

ОАО «Кировский завод» Калужская область г. Киров Завод специализируется на выпуске санитарно-технического оборудования, отопительного оборудования и изделий из художественного и чугунного литья

ООО «Гнёздово» г. Смоленск Предприятие использует немецкое обору-

дование

ООО «ТрастЕвраз-Сталь» г. Москва Компания специализируется на выпуске сантехники из нержавеющих марок стали

Для создания программы под конкретное производство и компанию после анализа поставленных задач создаются определенные требования к содержимому этих программ.

Для решения таких вопросов создается команда из разработчиков и специалистов по маркетингу, которые совместно разрабатывают программу в соответствии со всеми необходимым требованиям.

В итоге получается максимально полезная система для сбора и анализа полученной информации, а также для взаимодействия с потребителями.

В таблице 4 приведены примеры самых распространенных программ, которые доступны и крупному, и малому бизнесу, что является большим преимуществом перед конкурентами.

Автоматизированные системы анализа рынка маркетинга работают стабильно и показывают свои положительные результаты. Для более успешной работы компании можно включить в процесс проведение в социальных сетях рекламных акций.

Ситуацию по рынку сантехники в России можно значительно улучшить, благодаря проведению ряда мер.

Для начала предстоит разработать маркетинговую программу стратегических и управленческих решений (рисунок 8).

Схема представляет наглядное рассмотрение этапов принятия решения по маркетинговому исследованию.

Аналитика данных

Анализ конкурентов

Аналитика рынка продаж

Анализ продаж

Маркетинговые исследования

Рисунок 7 - Задачи, которые решает программа автоматизированной системы

55

аналитики данных

Таблица 4 - Аналитические программы по сбору и обработке данных рынка

и прогноз на 2018 год

56

Название системы Описание

MarketingExpert Программа обеспечивает информационную поддержку при выполнении сотрудниками группы маркетинга ряда задач: сегментации, повышения рентабельности, конкурентоспособности, оценки риска и др.

«Галактика» Программы компании предоставляют широкий спектр работы: аналитику, аудит, управление и многое другое

ИНЭК- Аналитик Программа предназначена для анализа и прогноза рынка

Audit Expert Программа предназначена для проведения анализа финансового состояния предприятия

55 По материалам сайта: https://lektsia.com.

56 По материалам сайта: https://www.softreactor.ru.

Учитывая нынешнее положение существующую ситуацию по транспорта рынке и спрос, необходимо пере- тировке и хранению сантехнического смотреть систему логистики и дальней- товара в России (рисунок 9). шее продвижение товара. Рассмотрим

Выявление проблемы

(цели, ограничения, допущения, критерии достижения цели)

Выявление факторов, влияющих на принятие решения

(альтернативы решения проблемы; события, влияющие на альтернативы)

Сбор необходимой информации

(концепции; методы; данные)

Принятие решения

(анализ данных; выбор оптимальной альтернативы)

Разработка и внедрение плана

(планирование программы; реализация программы)

Оценка результатов

(оценка решения; оценка процесса принятия решения)

Готовый итог

Рисунок 8 - Блок-схема этапов принятия решения по маркетинговому исследованию

Рисунок 9 - Блок-схема процесса логистики сантехнической продукции

(составлено автором)58

57

По материалам сайта: http://www.elitarium.ru.

В целом компании, предлагающие свою продукцию, вынуждены искать более подходящий для себя способ доставки. Поиск логистики, которая будет соответствовать всем важным для компании пунктам, занимает много времени и требует подробного анализа. Благодаря спросу, количество фирм, предлагающих свои услуги по логистике, растет, а живая конкуренция приводит к улучшению условий для продавцов.

Что касается непосредственно производства санитарно-керамических изделий по РФ, то здесь просматривается явное замедление роста в 2017 году по сравнению с 2016 годом (рисунок 10).

Хотелось бы отметить общую ситуацию по импорту товаров в Россию за 2015-2018 гг. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, импорт всех товаров за последний год сильно снизился (таблица 5).

2016

2017

20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0% -5,0% -10,0%

15,7%

17,2%

13,9%, 2%

0%10,6% 7,5% 11,0%

8

1%

2,9%

4

14,0%

,1%

12,5%11,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5%

янв фев мар апр май июн июл авг сент окт ноя дек

1,5%

1,2%-3,7%

-6,3%

Рисунок 10 - Динамика производства санитарно-технических изделий по РФ

на 2016-2017 гг. 59

Таблица 5 - Сводная статистика данных по импорту товаров в Россию

за 2015-2018 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Импорт в Россию за 2015-2018 гг. составил $739.6 млрд

$182,7 млрд $180,2 млрд $221,2 млрд $155,5 млрд

Китай Германия США Остальные страны

20,6% 10,9% 5,9% 62,6%

$152,6 млрд $80,6 млрд $43,4 млрд -

Таблица 6 - Динамика объёма производства сантехнических товаров в России

за 2015 - начало 2018 г.

Год Объём производства сантехнических товаров в РФ, млн шт. Индекс роста объёма производства сантехнических товаров в РФ, %

2015 12,73

2016 13,97 109,74

2017 14,30 102,36

2018 14,73 103,01

Статистический расчёт по общему объёму производства сантехнических товаров в России представлен в таблице 660. Индекс роста - это отношение достигнутого значения какого-либо показателя в текущем периоде к значению этого показателя в сравниваемом (базовом) периоде. Показатель индекса роста представляет собой отношение величин любого показателя за разные периоды времени. Иногда его выражают в процентах. Тогда формула выглядит следующим образом: Индекс роста = Текущее значение / Базовое значение * 100%.

Расчёт индекса роста объёма производства сантехнических товаров в РФ, %:

Ш16=(13,97Л2,73)*Ш0%=109,74.

Ш17=(м,30/13,97)*100%= 102,36.

Ш18=(м,73Л4,30)*100%=103,01.

Объём производства сантехнических товаров в РФ в 2016 году по сравнению с 2015 увеличился на 9,74%, в 2017 году по сравнению с 2016 увеличился на 2,36%, в начале 2018 года по сравнению с 2017 объём производства сантехнических товаров был меньше на 3,01%.

Заключение. По прогнозам, рынок сантехнических изделий будет находиться в небольшом подъеме. Так, среднегодовой прирост потребления должен составить около 1,5%. Учитывая эту тенденцию, уже к 2025 году рынок

может вырасти до 15,4 млн шт. (+13% к уровню 2017 года).

Итог бизнеса напрямую зависит от постоянного анализа продукции и потребителя, а также от внедрения новых технических разработок в программную систему по сбору данных. Чтобы работа была эффективной, а рынок продукции развивался, необходимо быть в числе первых по сбору актуальной информации.

Библиографический список

1. Бойко О.Н. Инновационный потенциал модернизации экономики: инструменты логистики и маркетинга // IX Южно-Российский логистический форум: материалы Международной научно-практической конференции. 1011 октября 2013 года. - Ростов н/Д, 2013. - Т. 1.

2. Бондаренко В.А., Мирого-родская О.Н. Формирование торгового ассортимента: теоретический аспект // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 16 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75223.htm гос. рег. эл № ФС77-49965.

3. Осовцев В.А. Кибернетическая модель адаптации типов маркетинга к ситуациям спроса // Практический маркетинг. - 2013. - № 10.

Bibliographie list

1. Boyko O.N. Innovative potential of economic modernization: logistics and marketing tools // International scien-

tific and practical conference 10-11 October 2013. - Rostov-on-Don, 2013. - T. 1.

2. Bondarenko V.A., Mirgo-rodskaya O.N. The formation of the trade assortment: the theoretical aspect is considered. - 2015. - Special issue 16 [Electronic resource]. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75223.htm GOS. reg. El № FS77-49965.

3. Osovtsev V. Cybernetic model of adaptation of marketing types to demand situations // Practical marketing. -2013. - № 10.

УДК 336.221

Строителева В.А.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС В ИНТЕРЕСАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость и приводится авторская концепция циф-ровизации налогового администрирования НДС в современной России в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств. Разработанная концепция отражает алгоритм данного процесса, требования к его подготовке, а также преимущества для заинтересованных сторон - государства и налогоплательщиков НДС.

Ключевые слова

Цифровизация, налог на добавленную стоимость (НДС), налоговое администрирование НДС, пресечение уклонения от исполнения налоговых обязательств, современная Россия.

JEL: E62

Stroiteleva V.A.

DIGITIZATION OF TAX ADMINISTRATION OF VAT IN THE INTERESTS OF PREVENTING TAX EVASION

Annotation

The article substantiates the need for and presents the author's concept of digitization of the tax administration of VAT in modern Russia in the interests of preventing evasion from the fulfillment of tax obligations. The developed concept reflects the algorithm of this process, the requirements for its preparation, as well as the benefits for stakeholders - the state and taxpayers of VAT.

Keywords

Digitalization, value added tax (VAT), tax administration of VAT, suppression of evasion from the fulfillment of tax obligations, modern Russia.

В современных условиях хозяй- экономикой характеризуется повышен-

ствования государственное управление ной сложностью. Вместо ожидаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.