Научная статья на тему 'Анализ существующего механизма рационального использования городского подземного пространства'

Анализ существующего механизма рационального использования городского подземного пространства Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ существующего механизма рационального использования городского подземного пространства»

© М.С. Руляк, 2002

УАК 69.035.4

М.С. Руляк

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОАСКОГО ПОАЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Ёское подземное пространст-вляется одним из наиболее пективных видов природных ресурсов. Его использование требует высокой ответственности. В ряде случаев использование подземного пространства приводит к значительным экологическим последствиям и безвозвратной потере ресурсов. В этой связи необходим тщательный анализ накопленного опыта регулирования рационального использования городского подземного пространства и возможностей его совершенствования.

Считается [1], что вопросы регулирования подземного

строительства в городах должны решаться путем централизованного планирования и проектирования на многоотраслевом уровне. Процессы подземного градостроительства необходимо увязывать в пространстве и времени с общими планами развития города. При этом необходимо учитывать положение наземных объектов. Однако, несмотря на высокую необходимость, в России и других странах не удалось достигнуть достаточной системности в решении указанных вопросов. Порядок в этой сфере пытаются поддерживать отдельные, преимущественно общественные, организации и энтузиасты.

Регулирование использования данного вида ресурсов в большинстве стран и городов действует только в рамках отраслевой системы. Причем, каждая из принимающих участие отраслей оценивает процессы со своей точки зрения. Лишь в некоторых странах существуют органы, регулирующие процессы проектирования и строительства подземных сооружений, исходя из позиций генерального плана развития города.

Тем не менее, при существующем подходе, нередки случаи когда при строительстве одного сооружения приходится перестраивать другие (наземные и подземные). В связи с этим затраты на подземное строительство в городах очень высоки. Одним из путей решения этой проблемы является комплексное (наземно-подземное) освоение городского пространства [1].

Одним из ключевых вопросов при регулировании подземного градостроительства в рыночных условиях является собственность на подземное пространство. Существует мнение, что частная собственность на подземное пространство в тех или иных видах препятствует развитию его освоения, поскольку эти вопросы требуют решения с общественной позиции.

В законе Российской Федерации «О недрах» [2] определяется что владение и распоряжение государственным фондом недр в России осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Участок недр предоставляется в пользование в виде горного отвода «в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов».

При определении границ горного отвода учитываются: пространственные контуры участка, его положение, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под поверхностными объектами и другие факторы,

влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

В постановлении Правительства «Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользования недрами, акваторией и участками морского дна» [3] и инструкции Минфина России «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами» [4] определены принципы и некоторый механизм взимания платежей за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых. Здесь говориться, что такие платежи взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1-3 процентов сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Платежи включаются в себестоимость сооружений.

Достаточно важным для подземного строительства нормативным документом является «Градостроительный кодекс Российской Федерации» [5], который регулирует «отношения в области создания системы расселения, благоустройства городских поселений, развития их инженерной, транспортной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения». Он предусматривает:

• соблюдение требований охраны природной среды, экологической безопасности и санитарных правил при разработке градостроительной документа -ции, строительстве и реконструкции городских поселений, зданий, строений и сооружений,

а также в процессе их использования;

• включение разделов об охране недр, окружающей природной среды, рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве в градостроительную документацию всех видов.

Г радостроительный кодекс

определяет также, что подземное пространство в пределах установленных границ городских поселений находятся в преимущественно ведении органов местного самоуправления.

Предусмотрены следующие виды территориальных зон: жилые; общественно-деловые; производственные; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий [5].

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

Системы инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий создаются с учетом типа поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами. Их виды и соответствующие им требования определяются градостроительной, проектной и другой документацией. При создании таких объектов учитываются

интересы поселений, расположенных на прилегающих к ним территориях, в целях исключения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, загрязнения и уничтожения объектов зеленого фонда, в том числе вредного воздействия сооружений и коммуникаций инженерного оборудования и благоустройства территорий.

Для учета градостроительной деятельности Градостроительный кодекс предусматривает ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинг объектов градостроительной деятельности.

Государственный градостроительный кадастр включает в себя: топографо-геодези-ческие и картографические материалы; сведения об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий; сведения об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и о благоустройстве территорий; сведения о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке; сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон.

В основном в Г радострои-тельном комплексе в качестве пространства для строительства рассматриваются земельные участки. Так указывается, что при предоставлении земельных участков градостроительные требования к их использованию определяются градостроительной до-

кументацией о градостроительном планировании развития территории городских поселений и об их застройке, а также правилами застройки. При предоставлении земельных участков органы местного самоуправления подготавливают следующую информацию о градостроительных требованиях к использованию земельных участков: местоположение; проекты границ; разрешенные виды использования; обеспечение земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур [5].

Для проведения строительных работ необходимо получить разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

Таким образом, в целом механизм регулирования рационального использования городского подземного пространства в нашей стране недостаточно развит. Наиболее значимые нормативные документы в этой области: закон «О недрах», «Градостроительный кодекс» и отдельные документы в сфере налогового законодательства. Специальные органы, регулирующие данную деятельность в крупных городах РФ не предусматриваются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Келемен Я, Вайда 3. Город под землей/ Пер, с венг. С. С. Попова; Под ред. Г. Е. Голубева.—М.: Стройиздат, 1985.—248 с., ил.

2. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах". Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-Ф3.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. № 828 «Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право на

пользования недрами, акваторией и участками морского дна».

4. О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами. Инструкция Минфина России от 4 февраля 1993 г. N 8, Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. N 17 и Госгортехнадзора России от 4 февраля 1993 г. N 01-17/41.

5. Градостроительный кодекс российской федерации от 8 апреля 1998 года.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Рудяк Михаил Семенович— Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.