Научная статья на тему 'Административные барьеры на пути привлечения инвестиций в строительство'

Административные барьеры на пути привлечения инвестиций в строительство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1143
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры на пути привлечения инвестиций в строительство»

Административные барьеры на пути привлечения инвестиций в строительство

Е.Г. Литвак

советник отдела корпоративного законодательства Департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

В настоящее время государственная политика России направлена на развитие предпринимательства и стимулирование инвестиционной деятельности в стране.

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является устранение излишних административных барьеров - объективных препятствий для организации и осуществления предпринимательской деятельности, вызванных нормативными правовыми актами, действиями или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления.

Административные барьеры, препятствующие эффективному развитию предпринимательства и отпугивающие потенциальных инвесторов в российскую экономику, существуют во многих сферах экономики. В статье речь пойдет об отдельных проблемах развития строительной индустрии в Российской Федерации.

Применяемый в Российской Федерации порядок осуществления инвестиционных проектов, реализация которых связана с использованием земли и строительством объектов недвижимости, не отвечает потребностям развития рынка недвижимости и может рассматриваться как один из серьезных административных барьеров, препятствующих его развитию.

Основными проблемами процесса согласования инвестиционно-строительного проекта являются:

• излишняя бюрократизация процедуры согласования, что влечет за собой необоснованные затраты и непредсказуемость указанной процедуры;

• сохранение государственной монополии на землю;

• сложность работы с монополистами инфраструктуры.

Процедура осуществления инвестиционно-строительного проекта может быть в целом охарактеризована таким образом:

1. В Российской Федерации общепринятой является следующая схема: строительство ^ предоставление земельного участка. В то время как во всем мире принята понятная и удобная для инвесторов схема: предоставление земельного участка ^ строительство.

Земельным кодексом Российской Федерации узаконены два порядка предоставления земельных участков для строительства: с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового согласования. Более предпочтительным, с точки зрения инвестора, является способ предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.

Этот порядок предусматривает, что государственные муниципальные образования предварительно проводят работу по формированию земельного участка (установление границ, градостроительных регламентов разрешенного использования, необходимых ограничений,требований и условий) и предоставляет инвестору гарантированные права на землю до начала строительства. Однако практика применения такого порядка пока не сложилась. Более того, существует прямо противоположная практика, в соответствии с которой резервирование участка периодически продлевается. В результате участок остается не сформированным вплоть до окончания строительства.

«Перевернутость» процесса предоставления земельного участка обусловливает его непрозрачность и громоздкость для инвестора, которому на протяжении всего периода реализации инвестиционно-строительного проекта приходится иметь дело с

различными согласующими и разрешающими инстанциями. Очевидно, что это снижает инвестиционную привлекательность строительного рынка.

2. В результате практикуемого порядка предоставления земельных участков решение вопроса о предоставлении инвестору гарантированных прав на землю откладывается до окончания инвестиционного процесса, т. е. до того момента, когда объект инвестиций будет построен. Взамен прав собственности или долгосрочной аренды на земельный участок инвестору предлагаются периодически продлеваемые квази-права - права проектировать объект на зарезервированной земле, права краткосрочной аренды на период проектирования и строительства.

С самого начала инвестиционно-строительного процесса инвестор не может получить кредиты на строительство под залог земли, права на которую могли бы стать гарантией реализации проекта по причине отсутствия подлинных прав на землю.

Отсутствие правовых гарантий на земельные участки с начала строительства также отпугивает многих инвесторов.

3. На протяжении всего инвестиционностроительного процесса инвестору приходится согласовывать свои намерения примерно с 40 инстанциями и производить более 70 различных официально назначенных выплат. Эти инстанции действуют практически независимо друг от друга, предоставляя инвесторам платные услуги на монопольной основе. Все это приводит к тому, что инвестиционный процесс становится для инвесторов малопонятным, чрезмерно продолжительным, трудоемким, а также дорогим и рискованным.

Деятельность согласующих и разрешающих органов регламентируется разрозненными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Участвующие в процедуре органы находятся в ведении федеральных властей, властей субъекта Российской Федерации и муниципальных органов власти, что затрудняет (а зачастую делает невозможной) координацию их действий, объясняет их несогласованность друг с другом.

Эти проблемы являются, на наш взгляд, наиболее серьезными. Их наличие, безус-

ловно, отпугивает потенциальных инвесторов и заметно повышает стоимость инвестиционных проектов.

Для решения указанных проблем необходимо, в первую очередь, совершенствовать российское законодательство как на федеральном уровне, так и на уровне местных органов власти, а также налаживать координацию действий органов, участвующих в инвестиционном процессе.

Остановимся на основных направлениях совершенствования российского законодательства.

Прежде всего, подлежат совершенствованию три взаимосвязанных блока:

1)стадия предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов;

2)стадия разработки проектно-строительной документации, согласования проектной документации, выдачи разрешения на строительство;

3) завершающая стадия инвестиционного проекта, включающая архитектурно-строительный надзор, подключение к инфраструктуре, государственную приемку завершенного здания и сдачу объекта в эксплуатацию (эта стадия подлежит совершенствованию в меньшей степени).

1. В первую очередь необходимо ввести в практику процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (т. е. процедура должна осуществляться по схеме: предоставление земельного участка ^ строительство).

Соответствующие нормы закреплены в Земельном кодексе Российской Федерации. Они предусматривают обеспечение возможности проведения подготовительных работ по формированию земельных участков как объектов недвижимости для вовлечения их в оборот до появления инвесторов или с самого начала инвестиционностроительного процесса. Таким же образом необходимо уточнить соответствующие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Повсеместное использование такой процедуры предоставления земельных участков местными органами власти должно сократить количество согласующих инстанций, с которыми инвесторам приходится иметь дело.

Кроме того, в случае реализации такой схемы инвесторы наделяются определенными правами на земельные участки для строительства (инвесторы получают их на праве аренды или в собственность).

Однако для реализации указанных положений земельного законодательства необходимо, чтобы местные органы власти приняли и использовали правила землепользования и застройки на практике1. В настоящее время лишь немногие города разработали, приняли и применяют правила землепользования и застройки. Так, в городе Великий Новгород правила землепользования и застройки были приняты в 1997 году, в городе Казани - в 1999 году, в городе Самаре - в 2001 году, в городе Хабаровске - в 2002 году. Муниципалитеты большинства городов России пока не заинтересованы в принятии этого правового нормативного документа и внедрении новой процедуры предоставления земельных участков для строительства, т. к. у них по-прежнему остается право использовать старую, более выгодную для них и непрозрачную для инвестора, процедуру. Муниципальные власти не спешат отказываться от старой, годами проверенной процедуры предоставления земельных участков (с предварительным согласова-

нием места размещения объекта), даже в упомянутых четырех городах, благо Земельный кодекс Российской Федерации позволяет использовать обе процедуры с одинаковым успехом.

К сожалению, на федеральном уровне сложно придумать рычаги воздействия на органы местного самоуправления. Местные органы власти должны сами проявить инициативу в принятии правил землепользования и застройки и внедрении на местах принципа: «сначала земля - потом строительство» в качестве основного. Правила землепользования и застройки - это акты о территориальном зонировании. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена разработка принципов и порядка проведения территориального зонирова-ния2. Этому может быть посвящен либо специальный закон, либо специальная глава в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

2. Немаловажно также совершенствовать законодательство, регулирующее стадию проектирования и получения разрешения на строительство. Очевидно, что существующая в настоящее время процедура излишне бюрократизирована, весьма продолжительна по времени, неопределенная и непрозрачная для инвесторов.

1 В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) (далее - правила застройки) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов (статья 1). Представляется целесообразным переформулировать это определение (как это сделано в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», разработанном Минэкономразвития России): Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты органов местного самоуправления о территориальном зонировании, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.

2 В редакции Земельного кодекса Российской Федерации - зонирование территорий. Однако представляется целесообразным придерживаться терминологии принятой в Градостроительном кодексе Российской Федерации, который под термином зонирование территорий понимает не зонирование, регулирующее использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов (вводится правилами землепользования и застройки), а процесс и результат деятельности, осуществляемой при градостроительном планировании развития территорий и поселений (главным образом при разработке их генеральных планов) с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Чтобы избежать терминологического несоответствия тексте Земельного кодекса Российской Федерации необходимо произвести замену термина «зонирование территорий» на «территориальное зонирование» с соответствующей корректировкой положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Неслучайно Правительство Российской Федерации поставило своей целью упрощение процедур и сроков согласования и проведения экспертиз проектной документации, получения разрешения на строительство

На достижение указанных целей направлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития России (см. Приложение).

Реализация предложений законопроекта позволит последовательно создавать ясный и простой порядок прохождения инвесторами всех этапов согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.

По сравнению с существующей ситуацией будет сокращено количество согласующих инстанций и количество необоснованных выплат, производимых инвесторами.

Как следствие, продолжительность этого этапа инвестиционного процесса может быть сокращена минимум в два раза.

Это достигается, в первую очередь, за счет реализации принципа «одного окна» применительно к государственной экспертизе проектной документации. По поручению инвестора экспертизу будет проводить уполномоченный орган экспертизы, который организует и обеспечивает получение заказчиком сводного экспертного заключения в установленные и жестко ограниченные сроки.

Полностью отменяется применяемый в настоящее время порядок, при котором заказчик вынужден сам собирать многочисленные и разрозненные согласования и экспертные заключения в нескольких организациях, зачастую дублирующих действия друг друга.

Другие положения законопроекта направлены на:

• совершенствование основ градорегу-лирования, что необходимо для повсеместного правильного внедрения местными органами власти правил землепользования и застройки;

• содержательную увязку положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Предлагается, в частности, содержательно «развести» два вида зонирования:

• зонирование территорий при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений (например, зонирование генерального плана), которое фиксируется в виде градостроительной документации;

• территориальное зонирование при разработке правил землепользования и застройки3, которое имеет правовое значение, открыто для всего населения (в отличие от некоторых видов градостроительной документации) и фиксируется в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Кроме этого, в законопроекте вводятся нормы «несоответствующего использования» объектов недвижимости. Речь идет об объектах недвижимости, виды текущего использования и параметры которых оказались несоответствующими градостроительному регламенту после принятия правил землепользования и застройки.

Введение норм «несоответствующего использования» объектов недвижимости объясняется настоятельной необходимостью инициировать процессы преобразования использования городских территорий посредством правовых и экономических механизмов. Например, в части последовательного вывода вредных в экологическом отношении производств из центральных частей городов на их окраины и в пригороды.

В целом можно утверждать, что предлагаемые в законопроекте поправки должны в определенной мере устранить избыточные административные барьеры, стоящие на пути привлечения инвестиций в строительство, а также существенно модернизировать градостроительное законодательство.

3. На завершающей стадии инвестиционного проекта основные проблемы возникают в процессе взаимодействия с монополистами инфраструктуры. В настоящее

3 В Градостроительном кодексе Российской Федерации - правовое зонирование.

время остро стоят проблемы собственно инфраструктуры. Эти проблемы в основном связаны с износом и повреждениями инженерных сетей в системе, где недостаточно развиты финансовые инструменты для развития и управления инфраструктурой. Сегодня местные монополисты инфраструктуры зачастую имеют ограниченные возможности для совершенствования своих инженерных систем. Тарифы на услуги в значительной мере зависят от политики, и даже если бы инвесторы захотели вложить средства в развитие сетей, они вряд ли получили бы гарантии возврата их вложений.

Отсутствие инфрастуктуры и вероятность того, что инвесторы будут вынуждены для подключения к сетям производить существенные вложения в ее развитие, является если не существенным препятствием

для инвестиций, то одним из оснований для увеличения сроков строительства и сроков возврата сделанных инвестиций. Не исключено, что многие потенциальные инвесторы отказываются от своих проектов из-за существования этих препятствий.

Другой проблемой является ограниченное число участков с уже готовой инфраструктурой. Частично эта проблема вызвана наличием общих сложностей, связанных с инженерией. Существование этой проблемы свидетельствует о том, что большая часть земли по-прежнему находится в государственной собственности. Очень часто в начале реализации инвестиционно-строительного проекта инвестор приходит на «пустую территорию», необеспеченную инфраструктурой. Таким образом, объем инвестиций возрастает на сумму необходимых вложений в инфраструктуру.

Приложение

Вносится Правительством Российской Федерации Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

Статья 1. Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069) следующие изменения и дополнения:

1. Абзац 1 преамбулы изложить в следующей редакции:

«Настоящий Кодекс регулирует отношения в области градостроительного планирования, установления и применения градостроительных регламентов, использования недвижимости, осуществления застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учётом требований рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.».

2. Абзацы 4, 11, 12, 13 и 14 статьи 1 исключить.

Абзацы с 5 по 10, 15, 16 считать соответственно абзацами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

3. Дополнить статью 1 абзацами следующего содержания:

«зонирование территорий - деление территорий на зоны при подготовке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий;

территориальное зонирование - деление земель поселений на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента;

правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (далее - правила застройки) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, о территориально зонировании, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроитель-

ных регламентов. Правила застройки городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации;

градостроительный регламент - совокупность видов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, предельных параметров их разрешенного изменения при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой территориальной зоны, с учетом ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитутов; градостроительный регламент распространяется в равной мере на все земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в пределах одной территориальной зоны; градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений;

разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствии с территориальным зонированием.».

4. Абзац 1 пункта 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«2. В градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий и поселений включаются сведения об охране недр, окружающей среды, природных ресурсах, земле- и лесоустройстве.».

5. Дополнить статью 21 абзацем следующего содержания:

«устанавливает порядок разработки, согласования и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации».

6. Исключить абзац 8 статьи 25.

Исключить из абзаца 10 статьи 25 слово «утверждает».

7. Абзац 8 пункта 4 статьи 28 изложить в следующей редакции:

«проекты межевания объектов землеустройства на территориях городских и сельских поселений (проекты межевания)».

8. Внести в статью 29 следующие изменения:

пункт 2, 3, 4, 5 изложить в следующей редакции:

«2. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в целях установления соответствия данной документации государственным градостроительным нормативам и правилам, а также иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

3. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы градостроительной документации.

Федеральными органами, уполномоченными на проведение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, проводится государственная экспертиза градостроительной и проектной документации в отношении объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения и объектов недвижимости, для строительства которых необходимо специальное разрешение.

Органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации проводится экспертиза иной градостроительной и проектной документации.

4. Результатом проведения государственной экспертизы градостроительной документации является сводное заключение уполномоченного на его подготовку Правительством Российской Федерации органа государственной экспертизы (далее - уполномоченный орган экспертизы).

При подготовке сводного экспертного заключения уполномоченный орган экспертизы привлекает к работе органы государственной экологической экспертизы, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченные органы охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно- эпидемиологического надзора, органы охраны недр, а также другие заинтересованные государственные органы и органы (организации) специализиро-

ванных экспертиз, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган экспертизы обеспечивает свод заключений этих органов (организаций).

Уполномоченный орган экспертизы несет ответственность перед заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации за содержание сводного экспертного заключения и соблюдение установленных сроков проведения государственной экспертизы.

Установление дополнительных требований по согласованию и экспертизе градостроительной документации вне установленной процедуры проведения государственной экспертизы не допускается.

5. Положительное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы составляется при наличии положительных заключений органов специализированных экспертиз.

Положительное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы является основанием для утверждения проектной документации заказчиком.

Отрицательное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пункты 1 и 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«1. Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий по их основному назначению с установлением ограничений на их использование, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению особо охраняемых территорий, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

2. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются: основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения; зоны различного назначения и ограничения на использование территорий указанных зон; меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения; территории резерва для развития городского или сельского поселения; иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.».

10. В статье 37:

Название статьи изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Зонирование территорий при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений».

Пункты 1, 2, 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«1. При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений разрабатываются схемы зонирования территорий, устанавливающие общие ограничения на их использование, и служащие основанием для подготовки нормативных правовых актов о территориальном зонировании с установлением градостроительных регламентов (правил землепользования и застройки).

2. Схемы зонирования направлены на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и тех-

ногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей среды; охрану и использование земель поселений, особо охраняемых территорий (в том числе земель историко-культурного назначения), земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, иных категорий земель.

4. С учетом ограничений на использование территорий определяются назначение территорий и интенсивность их использования.».

11. Пункт 3 статьи 38 изложить в следующей редакции:

«3. Установление условий использования земель, воздушного и подземного пространства при осуществлении градостроительной деятельности в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, земельным, лесным, водным, воздушным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.».

12. В статье 39:

Пункты 2, 3, 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«2. Правила застройки разрабатываются на основе утверждённой градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений - генерального плана городского или сельского поселения либо территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - и включают в себя описание градостроительных регламентов для каждой территориальной зоны, описание процедур осуществления градостроительной деятельности и карту территориального зонирования - графический материал (границы территориальных зон и их кодовые обозначения).

Виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры их разрешенного изменения (градостроительные регламенты) устанавливаются для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов жилого, общественного, производственного, рекреационного и иных видов использования объектов недвижимости.

Для всех земельных участков, иных объектов недвижимости, расположенных в пределах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент.

3. Границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и иных границ.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из зон.

6. Порядок разработки правил застройки, их рассмотрения, внесения в них изменений, информирования населения о разработке данных правил, их обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об использовании и о застройке территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, а также утверждения, публикации и введения их в действие определяется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом.

Земельные участки и прочно связанные с ними объекты после принятия правил застройки являются несоответствующими установленному градостроительному регламенту территориального зонирования в случаях, если:

- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

- их параметры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может устанавливаться срок приведения использования земельных участков и прочно связанных с ними объектов в соответствие с градостроительным регламентом, государственными нормати-

вами и требованиями безопасности или налагаться запрет на использование таких земельных участков и прочно связанных с ними объектов до приведения их в соответствие с указанным градостроительным регламентом, государственными нормативами и требованиями безопасности.

Реконструкция и расширение существующих, а также строительство новых объектов, прочно связанных с указанными земельными участками, могут производиться только в соответствии с установленным градостроительным регламентом.

На основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления могут быть приняты решения о:

- признании несоответствующими градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов, санитарно-защитные зоны которых распространяются за пределы зоны расположения этих объектов (согласно карте территориального зонирования) и функционирование которых наносит несоразмерный вред собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и субарендаторам иных объектов недвижимости;

- установлении срока приведения указанных объектов в соответствие с градостроительным регламентом, или о наложении запрета на использование до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

7. Разрешения на строительство объектов недвижимости, выданные в установленном порядке до введения в действие правил застройки, действуют в течение срока действия указанных разрешений.».

Пункт 4 исключить.

13. Название Главы X изложить в следующей редакции:

«Глава X. Государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила».

14. Статью 51 изложить в следующей редакции:

«Статья 51. Государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила»

1. Государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила являются составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве.

Государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила, иные требования, установленные в соответствии с федеральным законодательством к градостроительной документации, подлежат обязательному изданию в установленном порядке в виде единых систематизированных сборников.

2. Изданные в установленном порядке государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила, иные требования обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность.

Порядок издания и утверждения государственных градостроительных нормативов и правил, государственных строительных норм и правил устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Изданные в установленном порядке государственные градостроительные нормативы и правила, государственные строительные нормы и правила, иные требования учитываются при вынесении решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных градостроительных нормативов и правил.«.

15. Статью 52 изложить в следующей редакции:

«Статья 52. Федеральные градостроительные нормативы и правила, федеральные строительные нормы и правила.

1. Федеральные градостроительные нормативы и правила, федеральные строительные нормы и правила, издаваемые в установленном порядке в виде единых систематизированных сборников, обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

2. Градостроительные нормативы и правила, строительные нормы и правила для территорий, включающих в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, являются федеральными градостроительными нормативами и правилами, федеральными строительными нормами и правилами.

3. Порядок издания и утверждения федеральных градостроительных нормативов и правил, федеральных строительных норм и правил устанавливается Правительством Российской Федерации».

16. Статью 53 изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации, строительные нормы и правила субъектов Российской Федерации.

1. Субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами, федеральными строительными нормами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации (далее - территориальные градостроительные нормативы и правила) и строительные нормы и правила субъектов Российской Федерации (далее - территориальные строительные нормы и правила) с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Территориальные градостроительные нормативы и правила, территориальные строительные нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях субъектов Российской Федерации и обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности.

2. Территориальные градостроительные нормативы и правила, территориальные строительные нормы и правила в установленном порядке утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства и подлежат изданию в виде единых систематизированных сборников.

3. Территориальные градостроительные нормативы и правила, территориальные строительные нормы и правила не должны противоречить федеральным градостроительным нормативам и правилам, федеральным строительным нормам и правилам».

17. Пункт 2 и 7 статьи 59 изложить в следующей редакции:

«2. Проекты межевания могут разрабатываться в составе проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений - кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.»

7. Проекты межевания утверждаются органами местного самоуправления и являются основанием для разработки землеустроительной документации (планов земельных участков) и установления границ земельных участков на местности.».

В пункте 3 статьи 59 словосочетание «межевание территорий общего пользования» заменить словосочетанием «межевание земельных участков общего пользования».

18. В статье 61:

Название статьи изложить в следующей редакции:

«Статья 61. Проектная документация. Государственная экспертиза проектной документации».

Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительными регламентами, градостроительной документацией, а также государственными строительными нормами и правилами.

Разработчики проектной документации несут ответственность за ее соответствие указанным регламентам, документации, нормам и правилам в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Пункт 4 исключить.

Дополнить статью 61 пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. Целью государственной экспертизы является проверка проектной документации на соответствие утвержденным в установленном порядке и опубликованным государственным строительным нормам и правилам, иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Государственная экспертиза проектной документации проводится федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации.

Результатом проведения государственной экспертизы проектной документации является сводное заключение уполномоченного на его подготовку Правительством Российской Федерации органа государственной экспертизы (далее - уполномоченный орган экспертизы).

Уполномоченный орган экспертизы обеспечивает в сроки и порядке, установленные Правительством Российской Федерации, подготовку сводного экспертного заключения на представленную проектную документацию в соответствии с общей процедурой, установленной в абзацах 2, 3, 4, 5 пункта 4 статьи 29 настоящего Кодекса.

Установление дополнительных требований по согласованию и экспертизе проектной документации вне установленной процедуры проведения государственной экспертизы не допускается.

5. Положительное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы составляется при наличии положительных заключений органов специализированных экспертиз.

Положительное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы является основанием для утверждения проектной документации заказчиком.

Отрицательное сводное заключение уполномоченного органа экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.».

19. Пункты 1, 2 и 7 статьи 62 изложить в следующей редакции:

«1. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя земельного участка, здания, строения, сооружения начать и осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории в соответствии с утвержденной проектной документацией.

2. Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, утвержденной проектной документации

7. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.».

Пункты 4 и 6 исключить.

20. В статье 63 слова «составляющих государственную тайну» заменить на слова «сведения о которых составляют государственную тайну».

21. В абзаце 8 статьи 1, пункте 2 статьи 9, названии статьи 10, пунктах 1, 3 и 4 статьи

10, пункте 4 статьи 20, пункте 4 статьи 30, пункте 3 статьи 40 и пункте 3 статьи 50 заменить слова «окружающая природная среда» на слова «окружающая среда».

22. В абзаце 4 пункта 1 статьи 56, абзаце 3 пункта 1, пункте 3 статьи 58, в названии и пунктах 1, 4 и 8 статьи 59 в словосочетаниях «проекты межевания территорий» слово «территорий» исключить.

Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.В. Путин

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Статья 1. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2001 года № 136-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147) следующие изменения:

1. В подпункте 8 пункта 1 статьи 1, абзацах 1 и 2 пункта 2 статьи 7, пункте 11 статьи 30, пункте 4 статьи 34, пункте 2 статьи 83, названии статьи 85, пункте 2 статьи 87 заменить слова «зонирование территорий» на слова «территориальное зонирование» в соответствующих падежах.

2. В абзаце 2 пункта 2 статьи 85 в словосочетании «а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков» слово «территориального» исключить.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.В. Путин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.