Научная статья на тему 'Экологическое состояние и перспективы развития подземной инфраструктуры г. Москвы'

Экологическое состояние и перспективы развития подземной инфраструктуры г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Харченко Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое состояние и перспективы развития подземной инфраструктуры г. Москвы»

-------------------------------------------- © А. В. Харченко, 2004

УДК 622.8 А. В. Харченко

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ г. МОСКВЫ

Семинар № 6

ТЪ ысокая плотность населения и за-

-Я-М стройки в г. Москве обуславливает рост рисков в городской среде. Одним из путей повышения экологической безопасности городской среды является освоение подземного пространства. В этой связи, важнейшей задачей является анализ условий и перспектив развития подземной инфраструктуры г. Москвы.

Подземное пространство Москвы до глубины 20 м имеет устойчивый характер, ниже располагаются неустойчивые юрские глины и плывуны, а еще ниже - известняки. Поэтому подземные сооружения строятся возле поверхности или на значительной глубине.

Условия, в которых построен город, в геологическом отношении, считаются неудачными. Неустойчивые породы и обводненность создают инженерные сложности. Осадочные породы не очень подходят для сооружения тяжелых высотных зданий. Наличие геологического риска на территории Москвы связано с развитием таких геологических процессов как карстово-суффозион-ные провалы, оползни, подтопление территории, образование слабых грунтов и их сжимаемость [1].

Естественная гидрографическая сеть на территории столицы в настоящее время насчитывает 134 наиболее крупных водотока, из которых 39 имеют полностью открытое русло.

Всего застроенные территории составляют 53 % площади Москвы, при этом жилые кварталы занимают 25 % от общей площади всех застроенных территорий, производственные территории - 33 %, общественные территории

- 20 %. На незастроенных территориях (47 % общей площади) природно-рекреационные территории занимают 42 %, улицы, дороги и территории внешнего транспорта - 27 %, прочего назначения - 32 %. Наименее эффективно используются производственные зоны. Средняя этажность промышленной застройки со-

ставляет 1-2 этажа, плотность ее в два-три раза ниже нормативной [2].

Освоение подземного пространства г. Москвы во многом схоже с аналогичными процессами в других мегаполисах мира. Городские подземные сооружения характеризуются относительно небольшой глубиной заложения, привязкой к конкретным поверхностным объектам и территориям, особой пространственной организацией, специфическим временным режимом использования и т.д. Спектр способов использования городского подземного пространства практически неограничен.

Наиболее значимыми для Москвы в настоящее время являются следующие виды подземных или полуподземных городских сооружений, помещений и устройств: пешеходные и транспортные тоннели; автостоянки и гаражи; трубопроводы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения; водостоки и ливнестоки; кабели различного назначения; объекты торговли и сферы обслуживания; культурные и развлекательные комплексы; складские и промышленные объекты.

В Москве функционирует крупнейший в Европе подземный торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд». На строящемся Московском международном деловом центре "Москва-Сити" предусматривается заглубление на 3 этажа. Крупнейшим из объектов является подземная часть Атриума на площади Курского вокзала. Заканчивается строительство подземной части 3-го транспортного кольца с сечением 17.5 на 5.2 м [3].

В Москве до 90 % всех выбросов в атмосферу (более 2 млн т в год) приходится на долю автотранспорта. По данным Москомприро-ды, автотранспорт ежегодно выбрасывает на каждого москвича 120 кг загрязняющих веществ. На долю транспорта, и в первую очередь автомобильного, приходится подавляю-

щая (до 70-90 %) часть шумового загрязнения

[4].

С воздействием городской среды на людей связано значительное распространение в городе некоторых болезней: сердечно-сосудистых, рака легких, нервных болезней, туберкулеза и др. По оценке психиатров, 80 % жителей г. Москвы страдают так называемым «синдромом большого города» (подавленное состояние, психическая неуравновешенность и агрессивность). Уровень смертности очень высокий

- 1505,3 на каждые 100 000 жителей. Разрыв между показателями рождаемости и смертности почти в 2 раза. Более 85 % общей смертности формируют 3 класса причин: болезни сердца и сосудов - 57 %, новообразования - 17 %, травмы и несчастные случаи - 12 %.

Проблема экологической безопасности для г. Москвы весьма актуальна. Каждый год возникает большое количество пожаров, в дорожнотранспортных происшествиях гибнет несколько тысяч человек. В последнее время известность получили крупные аварии продуктопроводов, сопровождавшиеся человеческими жертвами, несущие ощутимый экономический и экологический ущерб. Значительно обострилась проблема терроризма. В силу насыщенности города различными техническими устройствами высока опасность поражения людей транспортными средствами, производственным и бытовым оборудованием и др.

Наиболее значимыми влияниями города на недра являются их нарушение под давлением поверхностных объектов, изменение гидрогеологического режима, загрязнение недр через воду, эрозия грунтов и разрушение недр и поверхности. Воздействие города наиболее активно проявляется примерно до глубины 60100 м.

Изменяется режим поверхностных вод, что ведет к переувлажнению и подтоплению территорий города. Подтопление разрушает фундаменты, понижает их прочность, затрудняет прокладку технических коллекторов и галерей, усиливает коррозию трубопроводов и металлоконструкций, уложенных в грунт без надлежащей электрохимической защиты металла и др. Вследствие подтопления образуются провалы и просадки, разрушающие поверхностные и подземные объекты.

Обезвоживание закарстованных карбонатных массивов, попадание в них кислотных поверхностных вод и др. приводят провалам недр и поверхности. За последние четверть века в

северо-западной части Москвы отмечены 42 провальные воронки диаметром до 40 ми глубиной до 8 м, приведшие в частности к разрушению жилых зданий.

Вдоль трасс подземных коммуникаций и в толщах насыпных техногенных грунтов активизируются процессы размыва и суффозии, планировка склонов оживляет оползневые процессы, особенно по юрским глинам в нижних частях склонов долины р. Москвы. Оползни занимают около 3 % территории столицы. В Москве существует 15 крупных участков с глубокими (до 100 м) оползнями и 200 мелких (1-5 м) поверхностных оползней в четвертичных отложениях. За последние десять лет количество оползней в городе увеличилось вдвое. Глубокие оползни в ряде районов Москвы перемещаются со скоростью от 5 до 30 см в год [5].

Регулирование использования городского подземного пространства в настоящее время осуществляется каждой отраслью-

пользователем самостоятельно, без централизованного (межотраслевого) планирования, и исключительно по свойственным только данной отрасли критериям. Порядок в этой сфере пытаются поддерживать отдельные, преимущественно общественные, организации и энтузиасты.

Единственным достаточно весомым нормативным документом в сфере недропользования в настоящее время является Федеральный закон «О недрах». Он устанавливает государственную собственность на участки недр, полномочия органов государственной власти в сфере регулирования недропользования. Закон регулирует учет участков для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; порядок недропользования для создания подземных объектов местного назначения; контроль за строительством подземных сооружений; предоставление горного отвода; порядок консервации и ликвидации подземных сооружений; основные требования безопасности при строительстве подземных сооружений. Большинство из перечисленных функций выполняются органами государственной власти в сфере регулирования недропользования. В законе также устанавливаются «платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений». Они должны взиматься в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Их размеры должны опреде-

ляться в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Однако предусмотренные законодательством нормы недропользования практически не работают для городского подземного пространства. Они носят достаточно общий характер и в малой степени учитывают особенности городского подземного пространства (в большей степени имеют отношение к процессам добычи полезных ископаемых). Платежи за пользование подземным пространством города не взимаются в силу не реалистичного их определения в законодательстве. В г. Москве они отменены Постановлением Мэра. Не работают нормы горных отводов и лицензирования недропользования в городах. Это происходит в силу недостаточной проработанности соответствующего экономико-правового механизма.

Достаточно важным для подземного строительства нормативным документом является «Градостроительный кодекс Российской Федерации», который регулирует «отношения в области создания системы расселения, благоустройства городских поселений, развития их инженерной, транспортной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения». Градостроительный кодекс определяет также, что подземное пространство в пределах установленных границ городских поселений находятся в преимущественно ведении органов местного самоуправления.

1. Экология крупного города (на примере

Москвы). Учебное пособие/ Под общей ред. д.б.н.

А.Л. Минина/. - М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. - 192 с.

2. Официальный сервер Правительства Москвы. http://www.mos.ru.

3. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году».

Согласно Генеральному плану развития Москвы до 2020 г. цель градостроительного развития Москвы - «сохранение и преумножение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города, создание для настоящего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и многообразной городской среды». В этой формуле сконцентрированы гуманитарные установки и базовые ценности Генплана.

С позиции совершенствования пространственной структуры территории города в Генеральном плане предлагается переход развития города от состояния территориального роста и градостроительного освоения относительно свободных пригородов, к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории города в существующих границах. В центральной части города предлагается интенсивное использование подземного пространства в целях организации транспортных и пешеходных коммуникаций, парковки автомобилей, размещения общественных, торговых, складских и иных объектов.

Таким образом, состояние окружающей среды и, в частности, подземного пространства в г. Москве достаточно сложное. Процессы, связанные с освоением подземного пространства, достаточно активно развиваются и имеют значительные перспективы. Развитие механизма регулирующего рациональное использование данного ресурса может значительно повысить экологическую безопасность городской среды.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Аналитического Управления Мэра Москвы. Сайт http://www.md.mos.ru.

5. Мамин Р.Г. Урбанизация и охрана окружающей среды в российской федерации. Часть 1. - М.: Изд-во РЭФИА, 1995.

6. Рудяк М. С. Рациональное использование городского подземного пространства для гражданских объектов. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. - 235 с.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------

Харченко Алексей Викторович — Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.