Научная статья на тему 'Анализ судьей личностных особенностей несовершеннолетнего подсудимого (склонного к насилию) и прогнозирование вопросов о его возможной преступной деятельности в будущем'

Анализ судьей личностных особенностей несовершеннолетнего подсудимого (склонного к насилию) и прогнозирование вопросов о его возможной преступной деятельности в будущем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОДСУДИМЫЙ / ПРОГНОЗ / КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА / COURT / A JUVENILE DEFENDANT / FORECASTING / CRIMINAL ACTIVITY / IDENTIFICATION OF A JUVENILE OFFENDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакин А. А., Грешных А. А.

Рассмотрены индивидуально-личностные особенности несовершеннолетнего подсудимого, которые учитываются судом при назначении наказания, а также при прогнозировании его криминальной активности в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the judge personal characteristics of a minor defendant (a violent) and the prediction of questions about his possiblecriminal activity in the future

The article deals with individual personality traits of a minor defendant, which are considered by the court in sentencing, as well as predicting its criminal activities in the future.

Текст научной работы на тему «Анализ судьей личностных особенностей несовершеннолетнего подсудимого (склонного к насилию) и прогнозирование вопросов о его возможной преступной деятельности в будущем»

АНАЛИЗ СУДЬЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДСУДИМОГО (СКЛОННОГО К НАСИЛИЮ) И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ О ЕГО ВОЗМОЖНОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ

А.А. Бакин, кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук.

Северо-Западный институт повышения квалификации

Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук,

профессор.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены индивидуально-личностные особенности несовершеннолетнего подсудимого, которые учитываются судом при назначении наказания, а также при прогнозировании его криминальной активности в дальнейшем.

Ключевые слова: суд, несовершеннолетний подсудимый, прогноз, криминальная активность, личность несовершеннолетнего преступника

ANALYSIS OF THE JUDGE PERSONAL CHARACTERISTICS OF A MINOR DEFENDANT (A VIOLENT) AND THE PREDICTION OF QUESTIONS ABOUT HIS POSSIBLECRIMINAL ACTIVITY IN THE FUTURE

A.A. Bakin. North-western institute of professional development Russian Federal drug control service.

Л.А. Greshnih. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article deals with individual personality traits of a minor defendant, which are considered by the court in sentencing, as well as predicting its criminal activities in the future.

Key words: court, a juvenile defendant, forecasting, criminal activity, identification of a juvenile offender

Уголовный процесс ставит судей, по меткому выражению А.Ф. Кони, «лицом к лицу с живым человеком» [1], что налагает на суд особую ответственность за правильное разрешение каждого дела. Эта ответственность во много раз возрастает, когда на скамье подсудимых находится несовершеннолетний, то есть юный гражданин страны с несформировавшимися взглядами, представлениями.

Рассматривая уголовные дела, суд применяет к виновным установленные законом меры наказания. Суд постановляет приговор именем государства и организует свою деятельность на следующих конституционных принципах:

- равенства всех граждан перед законом и судом;

- коллегиального рассмотрения дел;

- независимости и подчинения только закону;

- обеспечения обвиняемому права на защиту;

- презумпции невиновности;

- процессуального равенства сторон;

- открытого разбирательства дел во всех судах.

К общим правилам судебного разбирательства относятся: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, руководящая роль председательствующего в суде. Судебное разбирательство организуется на принципе состязательности - таком построении судебного разбирательства, при котором все его участники могут реализовать свои равные возможности. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания его невиновности [2].

Задача суда - критически проанализировать все элементы вероятностной модели и сформировать достоверную модель события. С этой целью суд вправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия. Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и большей опосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственного восприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограничена. Суд должен проанализировать не только версию предварительного следствия, но и все другие возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд вправе выдвигать собственные версии [3, 4].

Тетюев С.В., рассматривая общую характеристику производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, указывает, что дифференциация уголовного судопроизводства обусловливается различными обстоятельствами. Одним из них являются особенности субъектов, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовный процесс вынужден признавать особенности определенных категорий подозреваемых и обвиняемых (несовершеннолетних, лиц с ограниченной дееспособностью, лиц определенной профессиональной принадлежности). Подобное признание влечет за собой выделение дополнительных процессуальных гарантий, в том числе и сугубо процедурных [5].

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса. Основная часть доказательственной информации воспринимается судом из устных сообщений (показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др.). Это предполагает развитость у суда анализа речевых текстов его способность в перегруженных деталями речевых сообщениях выдвинуть существенное, отчленить факты от эмоционально-оценочных отношений к ним. Суд должен быть устойчивым к различным эмоционально-речевым приемам воздействия, патетическим призывам и сентиментальным оценкам. Он должен распознавать ситуативно-личностный камуфляж, самомаскировку и самодемонстрацию проходящих по делу лиц. За произносимыми фразами суд должен усмотреть подлинные намерения и интересы людей, раскрыть их подлинные отношения и нравственные позиции [6].

Личность несовершеннолетнего обвиняемого - это особая процессуальная фигура, наделенная более широкими правами, характеризующаяся незавершенным физическим и психическим формированием личности, поэтому требующая более глубокого изучения, что и было отражено в ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ. То есть, процессуальным правилом, определяющим деятельность по раскрытию преступлений и доказыванию, в частности, является необходимость изучения личности обвиняемого. При изучении личности несовершеннолетнего обвиняемого необходимо обратить внимание и на изменения, произошедшие в последние годы в политической, экономической и социальной сферах общества и повлиявшие на формирование личности подростка.

По мнению И.А. Макаренко[6], среди современных несовершеннолетних стало больше таких, которые осознанно и преднамеренно совершают тяжкие преступления с особым цинизмом и дерзостью. Одной из причин такого положения является неправильное воспитание подростков, где основное внимание стало уделяться схоластическому, профессиональному образованию ребенка, без учета нравственного развития. В сознании несовершеннолетних откладывается обыденное представление о таких негативных чертах, как агрессия, жестокость, которые ежедневно транслируются по телевидению в различных фильмах. Восприятие таких форм поведения как нечто естественное и нормальное влечет за собой реализацию их при взаимодействии с окружающими. Изменения в психике подростков, произошедшие в последние годы, также необходимо учитывать при разработке тактики следственных действий, расследования преступлений, в судебном разбирательстве.

Использование возможностей комплексного подхода применительно к судебному разбирательству по делам о преступлениях несовершеннолетних имеет свою специфику. Это, как мы уже неоднократно указывали, обусловлено особенностями субъекта преступления. Несовершеннолетние преступники не концентрируют все свое внимание на совершении преступления, не стремятся свести к минимуму свое пребывание на месте его совершения. Недостаток жизненного опыта не позволяет многим из них увидеть опасность от задержания на месте совершения преступления, поэтому они могут совершать действия, не содержащие признаков преступления: например, в чужой квартире есть, пить, курить, рассматривать заинтересовавшие их предметы, пользоваться телефоном [7].

Для получения более полной информации о физической деятельности каждого из субъектов преступления имеющиеся в деле доказательства целесообразно анализировать в определенной последовательности:

- доказательства, содержащие информацию о деятельности субъекта до совершения преступления;

- доказательства, содержащие информацию о деятельности субъекта, направленную на совершение преступления;

- доказательства, содержащие информацию о деятельности, совпадающей по времени с совершением преступления, но не содержащую признаков преступления;

- доказательства, содержащие информацию о деятельности субъекта после совершения преступления.

Обычно несовершеннолетние совершают преступления без специальной предварительной подготовки, сравнительно примитивно, с помощью случайно попавшихся предметов или используя свои физические возможности (ловкость, размеры тела и т.п.). Все это происходит ситуационно, а иногда и спонтанно. О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:

- отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий;

- примитивные, неухищренные способы проникновения;

- непринятие мер к сокрытию преступления;

- совершение на месте преступления циничных, озорных действий [8].

Однако в отдельных случаях подростки совершают квалифицированные преступления с особой жестокостью. В таком случае судья обязан выяснить причины возникновения такой жестокости. Это необходимо для того, чтобы определить общественную опасность самого подростка, избрать для него наиболее эффективные меры исправления и перевоспитания. Выяснение причин поможет и самому подростку осознать жестокость, ужас содеянного им преступления. Стадия создания благоприятных условий может либо вообще отсутствовать, либо она носит примитивный, неразвитый характер. Временной промежуток между возникновением умысла на совершение преступления и началом выполнения преступного посягательства может быть очень незначительным. Несовершеннолетние совершают чаще

всего минимальные разведывательные действия. Но при повторном совершении общественно опасных деяний, особенно с участием ранее судимых несовершеннолетних и взрослых соучастников, доля заранее подготавливаемых преступлений увеличивается.

В материалах уголовного дела должна содержаться информация, на основании которой судья может сделать вывод о том, насколько хорошо было подготовлено преступление, мог ли подсудимый это сделать самостоятельно. У подсудимого необходимо выяснить, почему он выбрал именно это место, пошел именно в это время, взял или не взял с собой те или иные орудия и приспособления, когда задумал совершить преступление. К сожалению, достаточно часто следствием не выясняется роль взрослых, которые могут выступать организаторами или подстрекателями, сами при этом не являясь исполнителями задуманного.

Особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних установлены в ст.ст. 420-431 УПК РФ. Обстоятельства, подлежащие исследованию, как составная часть методики уголовного преследования по делам о преступлениях несовершеннолетних, основаны, прежде всего, на том перечне обстоятельств, который содержится в ст. 73 УПК РФ. При этом часть 1 указанной статьи определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию, а часть 2 - что подлежит выявлению. Кроме того, при формулировании перечня обстоятельств, подлежащих исследованию по делам о преступлениях несовершеннолетних, следует также исходить и из перечня обстоятельств, содержащихся в ст. 421 УПК РФ.

К моменту начала судебного разбирательства по существу судья должен оценить информацию, имеющуюся в материалах уголовного дела, определить достаточность имеющихся доказательств, спрогнозировать, что можно выяснить в ходе допросов тех лиц, которые заявлены в обвинительном заключении, определить, достаточно ли будет этих сведений. Но для принятия законного и обоснованного решения необходима наряду с достаточностью доказательств и их допустимость. Судья должен уметь не только познать событие преступления в том объеме, который необходим для достижения стоящих перед ним целей, но и оценить содержание и результаты деятельности по расследованию преступления. Суд может положить в основу приговора только доказательства, полученные в строгом соответствии с законом.

Исследование судом вопросов о возможности будущей преступной деятельности несовершеннолетнего подсудимого предполагает тщательный анализ следующего комплекса обстоятельств:

- о личности несовершеннолетнего;

- о субъектном составе;

- виктимологическая характеристика;

- об объекте посягательства;

- о физической деятельности несовершеннолетнего подсудимого, времени и месте совершения преступления;

- о психической деятельности виновного, непосредственно связанной с совершением преступного деяния;

- о последствиях посягательства, общественной опасности несовершеннолетнего виновного и его противоправного деяния;

- о законности и обоснованности проверки информации о совершенном преступлении и о возбуждении уголовного дела;

- о законности и обоснованности процессуальных действий следователя или дознавателя в период осуществления ими уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего;

- о применении уголовного закона;

- о гражданском иске в уголовном деле;

- о полноте, всесторонности расследования;

- о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;

- о пробелах, допущенных в ходе предварительного следствия, и о возможности их восполнения.

Таким образом, исследование судом вопросов о возможности будущей преступной деятельности несовершеннолетнего, наряду с допустимостью доказательств и их достаточностью, позволяет принять правильное обоснованное законное процессуальное решение по уголовному делу. Судья может строить прогноз в отношении потенциальной криминальной активности подростка только познав комплекс обстоятельств, подлежащих исследованию по конкретному преступлению. Источником являются материалы уголовного дела и содержащаяся в них информация.

Для квалифицированного определения наказания важен психолого-педагогический анализ поведения преступника. Однако в структуре совершенного подростком преступления некоторые негативные качества и психические аномалии могут не иметь существенного значения. Оценивать индивидуальные качества несовершеннолетнего преступника нужно с учетом анализа тех его характеристик, которые определяют социально-значимые особенности поведения, нравственное развитие.

Изучение материалов дела - это основная часть подготовки судьи к судебному разбирательству. Владение судьей информацией по делу позволит ему организовать и осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами законности и плановости, а также с учетом принципов этапности и ситуационности. Познавая информацию о преступлении и о процессе его раскрытия и расследования, судья становится субъектом познания.

Знание судьей внешних и внутренних связей элементов системы исследуемого преступления, личности преступника, а также их криминолого-криминалистической характеристики способствует активизации позиции судьи и установлению истины при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. Указанные знания способствуют:

- всестороннему пониманию предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних;

- проверке и оценке следственных версий, анализу версий защиты;

- определению, что необходимо исследовать и доказать в ходе судебного следствия по конкретному уголовному делу;

- прогнозированию поведения субъектов уголовного процесса в различных стадиях судебного разбирательства;

- моделированию ситуаций судебного слушания дела; избранию тех или иных тактических приемов и комбинаций для успешного проведения судебного слушания;

- определению средств и методов профилактического воздействия на подсудимого и других лиц.

Литература

1. Кашепов В.П., Фурсова Ф.П. Предупреждение судом преступлений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1979. С. 8.

2. Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Приор». 2001. С. 257.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 73.

4. Карнозова Л.М. Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция // Государство и право. 2008. № 3. С. 62-63.

5. Тетюев С. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учеб. пособ. / под ред. А.В. Кудрявцевой. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007. С. 3.

6. Макаренко И.А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М.: Изд-во Юрлитинформ, 2006. С. 34-39.

7. Букаев Н.М., Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

8. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 880.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.