УДК. 343.137.5
Е.И. Третьякова О ПРЕДМЕТЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье рассматриваются особенности предмета доказывания по преступлениям несовершеннолетних, связанные с возрастными, психологическими и психическими особенностями их развития. Даны некоторые рекомендации по установлению рассматриваемых обстоятельств.
Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, обстоятельства подлежащие установлению, возраст уголовной ответственности, доказательства, предмет доказывания.
E. I. Tretiakova
ON THE SUBJECT OF PROOF IN JUVENILE CRIME CASES
The subject of proof represents the list of separate important circumstances which need to be established and proved. The article considers the features of a subject of proof of juvenile crimes connected with age, psychological and mental features of their development. Several recommendations about the establishment of the considered circumstances are given.
Keywords: juvenile, juvenile crime, the circumstances to be established, the age of criminal responsibility, proof, subject of proof.
Сегодня государство и общество озабочено обеспечением правовой защиты подрастающего поколения, поиском подходов противодействия негативным социальным явлениям в среде несовершеннолетних (беспризорности, сиротства, наркомании и т.п.) и профилактикой преступности среди них. И это неслучайно. Уровень преступности среди несовершеннолетних, несмотря на кажущееся снижение, в общей структуре преступности остается достаточно высоким [1]. Так, в 2012 г. несовершеннолетними или при их участии совершено 64,2 тыс. преступлений, т.е. каждое 20-е преступление. В 2013 г. произошел незначительный рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними на 4,6 % и составил - 67,2 тыс. В 2014 г. наблюдается незначительное сокращение преступлений, совершенных
несовершеннолетними - 59,5 тыс. (-7,8 % по сравнению с 2013 г.), а в 2015 г. на 3,8 % увеличение до 61,8 тыс. В 2016 г. каждое 22 преступление совершено несовершеннолетними и их количество составило 53,7 тыс. В период с января по июль 2017 г. несовершеннолетними уже совершено 24,2 тыс. преступлений [2]. Приведенные данные свидетельствуют о незначительных колебаниях уровня преступности несовершеннолетних. Подобные колебания объясняются, прежде всего, не уменьшением
криминальной активности данной группы преступников, а изменением численности несовершеннолетнего населения в возрасте от 14 до 17 лет.
Очевидно, преступность среди несовершеннолетних вызывает определенную озабоченность во всем мировом сообществе и требует особого внимания со стороны государства. Необходимость внимания в криминологическом аспекте сводится к выработке мер по профилактике и противодействию преступности несовершеннолетних. В криминалистическом и уголовно-процессуальном аспектах концентрируется на выработке тактических рекомендаций производства следственных действий с участием несовершеннолетних, совершенствовании методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и соблюдении норм процессуального законодательства при производстве по данным уголовным делам.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает осуществление расследования по уголовному делу в отношении несовершеннолетних в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных, в частности ст. 48, п. 2 ч. 1 ст. ст. 51, 105, ч. 2 ст. 108, ч. 1 ст. 154, 191, п. 2 ч. 2 ст. 241, 280, п. 15 ч. 1 ст. 299 и главой 50 УПК РФ. Однако акцент сделан на индивидуальном подходе применительно к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, подсудимому. Повышенное внимание к обеспечению прав, безусловно, оправданно. К сожалению, долгое время учет возрастных особенностей потерпевшего и свидетеля законодательством не учитывался. И только в 2013 г. были предприняты попытки восполнить данные пробелы в отношении несовершеннолетних, имеющих процессуальный статус потерпевшего или свидетеля, которые уже сегодня порождают собой множество вопросов и дискуссий [3]. Несмотря на это, совершенно очевидно, цель законодателя -обеспечение правовой защиты несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.
В соответствии с Пленумом Верховного Суда от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» правовая защита несовершеннолетних обеспечивается в первую очередь установлением ряда обстоятельств относительно условий формирования их личности (жизни, воспитания, состояния здоровья и др.) (п. 1 ПП ВС). Поэтому наряду с обстоятельствами, определенными ст. 73 УПК РФ, следователю требуется установление дополнительных данных в отношении несовершеннолетних, указанных ст. 421 УПК РФ. Основополагающими факторами детализации предмета доказывания в отношении несовершеннолетних, как отмечают С.Н. Кабельков и Л.А. Зудилова, являются: во-первых, обстоятельства, касающиеся непосредственно личности несовершеннолетнего (условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности - ст. 421 УПК РФ); во-вторых, возможность исправления несовершеннолетнего без назначения уголовного наказания - ст. 427 УПК РФ [4]. Однако законодательная детализация не
создает новый предмет доказывания, а лишь уточняет и конкретизирует общий [5]. К тому же национальное законодательство не идет вразрез с международным. Так, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (Пекинские правила) содержат подтверждение обязательности и важности изучения личности и установления возраста несовершеннолетнего с целью возможного применения судебными органами альтернативных лишению свободы мер воздействия.
Наряду с общими обстоятельствами законодатель обязал должностных лиц, производящих расследование по делам несовершеннолетних, устанавливать: возраст несовершеннолетнего (число, месяц и год рождения), условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц; при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение.
Установление возраста несовершеннолетнего подозреваемого является первостепенным и необходимым обстоятельством, поскольку влечет за собой возникновение ряда уголовных и уголовно-процессуальных последствий. В частности, возраст позволяет установить является ли данное лицо субъектом преступления (т.е. лицом, достигшим возраста уголовной ответственности), что определяет в целом дальнейшее направление производства по делу. Кроме того, в случае установления несовершеннолетия подозреваемого, возникает необходимость применения уголовно-правовых норм, регулирующих сроки, виды и пределы наказания несовершеннолетних, а также норм об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или об освобождении от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа [6, с. 37].
Безусловно, установить возраст несовершеннолетнего по имеющимся документам (паспорт, свидетельство о рождении) не вызывает затруднений. При отсутствии же документов, подтверждающих возраст, или же они вызывают сомнение в подлинности и принадлежности данному лицу, уголовно-процессуальное законодательство обязует следователя назначить судебно-медицинскую экспертизу по определению возраста (п. 5 ст. 196 УПК РФ). Эксперту могут быть заданы следующие вопросы: каков возраст обследуемого лица; соответствует ли возраст, указанный в представленном
документе фактическому возрасту обследуемого лица; если нет, то каков его действительный возраст.
Судебно-медицинская экспертиза основывается на научных данных об изменениях организма с учетом возраста, который устанавливается с некоторым приближением в день и месяц рождения, установленного экспертами года. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток [7].
Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего способствует выяснению обстановки формирования личности подростка и определению возможных причин совершения преступлений. Однако законодатель не определил конкретные условия, подлежащие установлению. Обычно к ним относят: жилищные и финансовые условия жизни семьи; характеристика родителей и их отношение к воспитанию детей, взаимоотношения между всеми членами семьи, круг общения подростка и взаимоотношения с лицами из его окружения, характеристика подростка и его семьи по месту жительства, учебы, работы, занятость как самого подростка, так и родителей.
Получить информацию об условиях жизни несовершеннолетнего можно из показаний родственников и лиц из ближайшего окружения (родители, опекуны, попечители; педагоги; инспекторы по делам несовершеннолетних; лица, которые связаны с несовершеннолетним по месту жительства, знакомые семьи и соседи, которым что-либо известно об условиях жизни несовершеннолетнего и его семье, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, а также о распорядке дня, времяпрепровождении и круге общения).
Кроме показаний данных лиц и истребования документов, эффективной формой выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего является специальное обследование, которое проводит инспектор по делам несовершеннолетних, общественные помощники следователя и другие представители общественности. Следователь, направляя то или иное лицо для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, должен его проинструктировать, желательно вручить ему специальный вопросник. По результатам обследования составляется справка, которая приобщается к уголовному делу. Вместе с тем анализ уголовных дел показал, что следователи весьма формально подходят к выяснению условий жизни и воспитания, ограничиваясь только допросами, предметом которых является характеристика личности несовершеннолетнего лица.
У самого несовершеннолетнего в случае установленного с ним контакта необходимо получить сведения, касающиеся условий его жизни и воспитания. Анализ материалов уголовных дел показал, что лишь чуть больше половины несовершеннолетних допрашивались по данным фактам.
Да и в этих случаях информация об условиях жизни и воспитания была весьма скудной и ограничивалась кратким описанием состава семьи.
Установление уровня психического развития начинается с личного общения следователя с несовершеннолетним, в ходе которого могут обнаружиться некоторые особенности психики и уровень развития (слабое развитие речи, замкнутость и т.п.). В случае возникновения сомнений относительно возможности осознания несовершеннолетним фактического характера и общественной опасности его действий и руководства ими необходимо назначить судебно-психиатрическую, судебно-психологическую или же комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
Предметом данной экспертизы являются психологические свойства и психологические состояния несовершеннолетнего обвиняемого, установление и экспертная оценка которых имеет значение для выяснения объективной истины по делу. В результате комплексного психолого-психиатрического исследования могут быть получены данные об особенностях познавательной деятельности подростка (в первую очередь, о свойствах мышления, формах памяти, общем уровне интеллектуального развития), его характере, воле, ситуативно обусловленных временных эмоциональных реакциях и устойчивых психических состояниях.
Установление иных особенностей личности зачастую не осуществляется, поскольку четко не определено, что к ним относится. Т.В. Исакова к ним относит: «индивидуально-психологические свойства личности (особенности темперамента и характера несовершеннолетнего, личностные качества и чувства, эмоциональные качества), а также особенности социализации несовершеннолетнего (мировоззрение, правосознание, нравственность, воспитанность, целеустремленность, влияние социальной среды, материальное положение, общегражданские, трудовые, семейные отношения, участие в жизни школы и трудового коллектива, связь с преступными и другими антиобщественными элементами)» [8, с. 19].
Изучая иные особенности личности несовершеннолетнего, следователь может истребовать документы, характеризующие его личность, которые приобщаются к материалам уголовного дела: характеристики с места работы и с места учебы. В случае если имеется необходимость освещения конкретных данных о личности несовершеннолетнего лица, то в запросе целесообразно поставить конкретные вопросы. Важно, чтобы в предоставляемой характеристике подросток был охарактеризован как можно подробнее. Если на момент совершения преступления подросток нигде не работал, то следует запросить характеристику с прежнего места учебы или работы.
Поскольку нередко несовершеннолетние подозреваемые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, следователю следует истребовать информацию, когда и в связи с чем подросток был поставлен на учет, его поведение в этот период, меры воспитательного воздействия. Кроме того, инспектор может охарактеризовать и семью несовершеннолетнего.
Полученные сведения должны быть приобщены к материалам уголовного дела.
Если несовершеннолетний ранее отбывал наказание в воспитательно-трудовой колонии, то необходимо запросить характеристику из данного учреждения, истребовать копию приговора по прежнему делу, а также копию документа, на основании которого несовершеннолетний был освобожден, копию определения суда об условно-досрочном освобождении, акта амнистии или помилования и т.д.
Нередки случаи, когда подростки ранее привлекались к административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних, к уголовной ответственности, но уголовное дело по разным причинам было прекращено. Копии всех этих документов должны быть также приобщены к материалам расследуемого уголовного дела.
Установление факта влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц необходимо с точки зрения их роли и ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность [9, с. 73]. Анализ практики свидетельствует, что на территории Иркутской области под непосредственным воздействием взрослых подростки совершают каждое четвертое преступление. Поэтому не случайно законодатель называет установление наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников одним из важных и обязательных обстоятельств, подлежащих доказыванию (п. 3 ст. 421 УПК РФ). В этой связи Пленум Верховного Суда РФ указывает на необходимость выяснения судом характера взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в совершении преступлений или антиобщественных действий. Анализ материалов уголовных дел свидетельствует, что данное обстоятельство устанавливается только лишь в тех случаях, когда преступление совершено в группе со взрослым соучастником, в остальных же случаях не учитывается возможность вовлечения взрослым несовершеннолетнего в преступную деятельность. К тому же результаты анкетирования следственных работников показали, что они затрудняются ответить, каким образом данное обстоятельство необходимо установить.
Совершенно очевидно, что установление факта влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц способствует выяснению причин появления у подростков антиобщественных привычек и взглядов, выявление обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов. Анализ практики показывает также на важность исследования наличия факта заранее обещанного укрывательства со стороны взрослых (в том числе и родителей), недонесения или приобретения у подростка имущества, добытого преступным путем.
При выявлении и документировании преступлений, совершенных подростками в группе со взрослыми соучастниками, от сотрудников следственных подразделений прежде всего требуется правильная оценка действий взрослых лиц. А в случае наличия оснований вменения взрослому
участнику преступления в вину совершения деяния, предусмотренного ст. 150 УК РФ, необходимо со всей тщательностью и принципиальностью документировать факты вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Безусловно, в таких случаях лицу, осуществляющему расследованием по уголовному делу, необходимо решить вопрос об обеспечении безопасности несовершеннолетнего [10].
Анализ судебной практики показывает, что по уголовным делам данной категории направляемых в суд обвиняемые в части предъявленного обвинения по ст. 150 УК России оправданы в силу следующих обстоятельств:
1) недооценка момента оперативности в сборе материалов доследственной проверки;
2) отсутствие детального анализа в части отношения взрослого с несовершеннолетним, а именно наличие психического или физического воздействия на подростка со стороны взрослого, механизма их сговора (такой анализ проводится редко, в основном выясняется лишь, кто предложил совершить преступление, что является недостаточным).
Так, например, Железнодорожным районным судом г. Барнаула несовершеннолетние К. и В., а также их знакомая С., 1975 года рождения, были признаны виновными в том, что при совместном распитии спиртных напитков договорились завладеть каким-нибудь автомобилем для того, чтобы покататься.
С этой целью они совместными действиями совершили угон автомобиля, стоявшего на улице, откатив его в сторону. При этом были задержаны К. и В. с монтажкой в руке.
Суд оправдал С., в части предъявленного обвинения по ч. 4 ст. 150 УК РФ, сославшись в приговоре на то, что ее вина в вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность не доказана. В связи с тем, что подсудимые в судебном заседании заявили, что хотя С. и предложила им совершить угон автомобиля, но о своем несовершеннолетнем возрасте они ей не говорили [11].
В целях избежания подобных фактов необходимо в ходе предварительного следствия (дознания) доказать, что действия взрослого лица по отношению к несовершеннолетнему носили активный характер, т.е. были связаны с физическим или психическим воздействием на несовершеннолетнего (объективная сторона). Кроме того, виновный должен сознавать, что вовлекает в совершение преступления несовершеннолетнего и желает этого (субъективная сторона).
Анализ материалов уголовных дел свидетельствует об отсутствии комплексности в установлении дополнительных обстоятельств в отношении несовершеннолетнего. Следователи, ограничиваясь сбором только характеризующего материала на несовершеннолетнего (сведения о судимости и характеристики с места учебы и работы), не обеспечивают максимально индивидуального подхода к исследованию всех обстоятельств, которые бы способствовали предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту
законных интересов потерпевших. Подобные сведения позволят получить данные, необходимые для раскрытия, расследования и предупреждения преступления, выбора и применения наиболее эффективной криминалистической и превентивной тактики [12, с. 56].
Таким образом, обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам несовершеннолетних, представляют собой систему взаимосвязанных сведений о личности преступника и причинах, способствующих совершению преступлений, требующих всестороннего исследования, выявление и установление которых обеспечивает вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних. Именно поэтому должно уделяется большое внимание изучению персональных качеств личности несовершеннолетнего.
Список использованной литературы
1. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолет-ними: учебное пособие / О.П. Грибунов, Е.И. Третьякова, Е.С. Качурова. Иркутск, 2016. 68 с.
2. Официальная статистика. URL: www. http: mvd.ru (дата обращения 12.09.2017).
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: федеральный закон от 28.12.2013 г. № 432-Ф3 // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6997.
4. Кабельков С.Н., Зудилова Л.А. Определение предмета доказывания в условиях дифференциации современного уголовного процесса // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 83-86.
5. Михайлова Т.Н. Особые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Современное уголовно-процессуальное право России - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: сборник материалов всерос. конф. 2015. С. 246-249.
6. Дудин Н. П. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Криминалистъ. 2010. № 2 (7). С. 36-40.
7. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февр. 2011 г. № 1 // Бюл. Верховного Суда Российской Федерации. 2011. № 4.
8. Исакова Т. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. 19 с.
9. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними: учебное пособие / Н.С. Панамарева [и др.]. Воронеж: Воронеж. институт МВД России, 2015. 73 с.
10. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства: учебно-практ. пособие / А.В. Коршунов, В.Г. Степанова. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2017. 72 с.
11. Приговор Железнодорожного районного суда г. Барнаула. URL: http://sudact.ru (дата обращения 18.09.2017).
12. Грибунов О.П. Личностный аспект характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, и взаимосвязь преступника и жертвы преступлений // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 3 (70). С. 56-60.