ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-83-90 УДК 614.2
АНАЛИЗ СУБъЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСВОЕНИЕ ВРАЧАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Р.И. ДубошинскийaВ.С. Колосов b, А.Г. Немков c, С.С. Стрельников d, Ф.А. Ботнарь e
а, ь, с, d Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Россия; е Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0002-2782-5147; ь https://orcid.org/0009-0000-4380-1367; с https://orcid.org/0000-0002-6984-8881; d https://orcid.org/0000-0002-3092-0022; е https://orcid.org/0009-0001 -6853-7440.
И Автор для корреспонденции: Дубошинский Р.И.
АННОТАЦИЯ
Актуальность: интенсивность развития информационных технологий, с одной стороны, преследует цели снижения нагрузки на медицинский персонал, а с другой - создает сложности при взаимодействии «пользователь-программа», которые важно своевременно устранять или предупреждать для повышения удобства использования информационной системы. Цель исследования: выявление и анализ причин, затрудняющих освоение функциональных возможностей медицинских информационных систем врачами. Методы проведения работы: контент-анализ, анкетирование, статистический анализ. Результаты работы: наиболее значимыми, по мнению респондентов, оказались следующие факторы, в которых большинство респондентов поставило наивысшую отметку в 10 баллов: медленная или некорректная работа информационной системы (n = 562), дефицит времени на работе (n = 527), невозможность освоения функционала программы на дому (n = 482). Заключение: полученные результаты в первую очередь позволяют обратить внимание на то, что наиболее значимыми факторами, вызывающими негативное отношение у персонала, являются медленная работа системы, нехватка времени на освоение системы и невозможность тренировки взаимодействия с системой в домашних условиях.
Ключевые слова: информатизация, здравоохранение, информационные технологии, анкетирование, медицинские информационные системы
Для цитирования: Дубошинский Р.И., Колосов В.С., Немков А.Г., Стрельников С.С., Ботнарь Ф.А. Анализ субъективных факторов, влияющих на освоение врачами функциональных возможностей медицинских информационных систем. Менеджер здравоохранения. 2024; 8:83-90. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-83-90
Введение нагрузки на медицинский персонал, но на этапах
Система здравоохранения Российской Фе- внедрения новых функционалов, пользователи сидерации прошла долгий и нелегкий путь стемы нередко сталкиваются с определенными от медицинских информационных систем сложностями освоения [3], которые важно своев-(далее также - МИС) отдельных медицинских ор- ременно устранять или предупреждать, обеспечив ганизаций МО (далее также - МО) до единой максимальный уровень комфорта на этапах вне-государственной информационной системы здра- дрения и эксплуатации информационных систем. воохранения (далее также - ЕГИСЗ), способной Рядом авторов указывается, что в литературе объединять различные потоки медицинских данных данному аспекту уделяется недостаточное внии быть основой информатизации отрасли [1, 2]. мание. Так, С.В. Русских с соавт. (2023) приводит Интенсивное развитие информационных тех- данные о том, что результаты проведения «соци-нологий, безусловно, преследует цели снижения ологических замеров» мнения врачей и экспертов
© Дубошинский Р.И, Колосов B.C., Немков А.Г., Стрельников С.С., Ботнарь Ф.А, 2024 г.
№ В Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
здравоохранения относительно текущего влияния информационных технологий на решение задач управления в здравоохранении учитываются достаточно редко. При этом, по оценкам указанных авторов, использование информационных технологий в сфере организации медицинской помощи населению отметили лишь 59% респондентов [4].
Важность учета мнения врачей упоминается в социологической работе И.Г. Хайруллиной (2021), где также представлены результаты опроса врачей о процессах информатизации здравоохранения в РФ. При этом отмечается, что российские врачи позитивно оценивают изменения в данной сфере [5]. Исследователями других стран также отмечается существование определенных трудностей во внедрении функционала медицинских информационных систем во врачебную практику [6-8].
Не менее важным является аспект, отмеченный в работе Мохначевой Т.Е. и заключающийся в различной скорости внедрения методик цифровизации здравоохранения (в том числе и разработки медицинских информационных систем), в городской и сельской местности [9].
С учетом вышеизложенного целью настоящего исследования стало выявление и анализ причин, затрудняющих освоение функциональных возможностей медицинских информационных систем врачами.
Методы
Для достижения поставленной цели был проведен контент-анализ данных научной литературы, разработана облачная анкета (рис. 1), содержащая 22 вопроса. Из них - 21 были закрытыми, 9 из которых предлагали выбор из заранее заданных ответов. 12 вопросов, образующих второй блок анкеты, предоставляли выбор по десятибалльной шкале. Статистический анализ данных анкетирования выполнен с применением библиотек pandas 2.2.1 и ydata-profiling 4.6.5 языка программирования python 3.10, а также с применением пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics 27.0.1. Рассчитывались доля десятибалльных ответов в структуре вышеописанных факторов (%), частота определенной оценки среди десятибалльных и пятибалльных выборок (%), мода (m), стандартная ошибка средней (SE), межквартильный интервал (iqr).
При разработке анкеты было принято решение максимального учета мнения респондентов. Для этого на «доисследовательской» фазе была оценена понятность предложенных вопросов, внесены необходимые корректировки. Анкета содержит три раздела, в которых представлено 22 вопроса. Первый раздел представлен девятью вопросами, направленными на изучение половозрастной и профессиональной характеристик респондентов. Для написания второго раздела на
Ниже представлены несколько факторов, которые могут быть причинами недостаточно активного использования практикующими врачами, новых решений в сфере информационных систем. После каждого фактора следует шкала от 0 до 10.
Оцените пожалуйста, на Ваш взгляд, насколько значим каждый фактор (0 - данный фактор совсем не имеет значения, 10 - это фактор имеющий самое большое значение из всех возможных). Итак, на мой взгляд, освоению новых функционалов в системе препятствуют:
Неудобство пользовательского интерфейса. *
1 2 3 4 5 6 О О О О О О 7 о а 9 ю ООО
Отсутствие обучения или недостаточное обучение. *
1 2 3 4 5 6 о о о о о о 7 о 8 9 10 ООО
Рис. 1. Фрагмент анкеты
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochrBnenÍB 2024
W W
доисследовательской фазе экспертным методом был определен ряд факторов, которые могут оказывать влияние на степень освоения функциональных возможностей 1Т-решений в здравоохранении. В качестве экспертов были приглашены практикующие врачи медицинских организаций, сотрудники кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ. Данный раздел был представлен 12 вопросами, стратификация которых осуществлялась с применением метода «шкалы Лайкерта»: каждый вопрос этой части был снабжен десятибалльной шкалой оценки, где оценка «1» отражала полную неактуальность проблемы для респондента, а «10» - наибольшую значимость проблемы, по мнению респондента. Третий раздел содержал один вопрос с открытым ответом, который позволял оставить дополнительные замечания или контактную информацию для участия в следующем этапе исследования: работы в фокус-группах. После подготовки анкеты анкетирование было доступно неограниченному кругу лиц, имеющих прямую ссылку на URL-адрес с анкетой. В анкетировании приняли участие 1478 респондентов.
Результаты
Среди опрошенных 1269 (85,85%) - женщины, 209 (14,15%) - мужчины. Медианный возраст респондентов составил 39 лет, минимальный - 21 год, максимальный - 73 года. Средний профессиональный стаж составил 15 лет, минимальный - три месяца, а максимальный - 57 лет. Медицинскую организацию амбулаторного звена (поликлинической помощи) представляли 1242 респондента (84%), а медицинскую организацию стационарного уровня - 236 (16%). Как видно из представленных данных, лица женского пола в шесть раз чаще принимали участие в опросе.
По результатам анализа второго блока анкеты, были выделены наиболее сложные аспекты, связанные с реализацией программных продуктов в сфере здравоохранения. Так, наиболее значимыми, по мнению респондентов, оказались следующие факторы, в которых большинство респондентов поставило наивысшую отметку в 10 баллов: медленная или некорректная работа информационной системы (п = 562), дефицит времени на работе (п = 527), невозможность освоения функционала программы на дому (п = 482). Доля десятибалльных ответов в структуре вышеописанных факторов составляет:
38; 35,7 и 32,6% соответственно. При исследовании общего количества десятибалльных ответов (п = 3217), данные факторы имели наибольший удельный вес: 17,5; 16,4 и 15% соответственно.
Несколько факторов были отмечены респондентами как менее значимые, но важные. Так, большинство опрашиваемых вынесли оценку в пять баллов следующим из предложенных причин: неудобство пользовательского интерфейса (п = 396), недостаточный контроль за освоением функционала программы на начальном этапе внедрения (п = 356), отсутствие очевидного позитивного результата от использования функционала программы (п = 370), а также непонимание целей и задач функционала (п = 338). Среди общего количества пятибалльных ответов (п = 3653), удельный вес данных показателей составил 10,8; 9,7; 10,1 и 9,25% соответственно.
Далее был проведен анализ с использованием величин, характеризующих разброс исследуемых показателей в выборочной совокупности признаков, распределение которых не соответствует критериям нормального: мода, стандартная ошибка средней, межквартильный интервал. Неудобство пользовательского интерфейса: т=5 ^Е=0,067; iqr=4), отсутствие обучения или недостаточное обучение: т=5 ^Е=0,074; iqr=3), недостаточный контроль за освоением функционала на начальном этапе: т=5 ^Е=0,072; iqr=4), отсутствие очевидного позитивного результата от использования функционала: т=5 ^Е=0,071; iqr=4), медленная или некорректная работа информационной системы: т=10 ^Е=0,075; iqr=5), незвучное название функционала (при прочих равных условиях): т=1 ^Е=0,069; iqr=4), дефицит времени на работе: т=10 ^Е=0,076; iqr=5), невозможность освоения функционала на дому: т=10 ^Е=0,085; iqr=6), непонимание целей и задач функционала: т=5 ^Е=0,074; iqr=4), личное нежелание осваивать новые 1Т-решения: т=1 ^Е=0,079; iqr=4), «напряженная» атмосфера в коллективе медицинской организации: т=1 ^Е=0,08; iqr=5), возрастающая сложность коммуникации с пациентами: т=5 ^Е=0,078; iqr=5), Для дальнейшей интерпретации ответов по шкале Лайкерта выставленные респондентами баллы были разделены на следующие диапазоны: 1-2 - «полностью не согласен», 3-4 - «не согласен», 5-6 - «нейтральная оценка», 7-8 - «согласен», 9-10 - «полностью согласен». Для представления данных было выбрано графическое отображение вида «столбчатая диаграмма с накоплением», изображенная на рис. 2.
С
•КС
№8 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Рис. 2. Соотношение долей оценок респондентами по шкале Лайкерта (столбчатая гистограмма с накоплением)
Несколько аспектов из списка проблемных были однозначно отнесены большинством респондентов к незначительным и соответствовали оценке 1: «напряженная» атмосфера в коллективе медицинской организации (п = 499), а также личное нежелание осваивать новые 1Т-решения (п =581) или 33,8% и 39,3% соответственно. При анализе общей совокупности оценок 1 (п = 2958), удельный вес данных показателей составил: 16,9% и 19,6% соответственно.
Оценка показателей производилась методом анализа распределения данных. Несколько факторов продемонстрировали бимодальный характер распределения. Так, для фактора «незвучное название функционала» мода соответствовала оценкам 1 (п = 363 или 24,6%) и 5 (п = 353 или 23,9%), для фактора «отсутствие обучения или недостаточное обучение» мода определялась оценками 5 (п = 324 или 21,9%) и 10 (270 или 18,3%). Фактор «возрастающая сложность коммуникации с пациентами» характеризовался тримодальным распределением, три его моды соответствовали оценкам 5 (п = 298 или 20,2%), 1 (п = 254 или 17,2%) и 10 (п = 227 или 15,4%), что может отражать различия условий труда у представителей разных медицинских организаций и сами организационные решения, принимаемые в МО.
Корреляционный анализ показал ряд взаимосвязей между исследуемыми признаками. Так, сильная корреляционная связь (0,642) была обнаружена между показателями «отсутствие обучения
или недостаточное обучение» и «недостаточный контроль за освоением функционала на начальном этапе». Корреляционные связи умеренной силы отмечены между параметром «напряженная атмосфера в коллективе» и следующими факторами: «возрастающая сложность коммуникации с пациентами» (0,485), «личное нежелание осваивать 1Т-решения» (0,474). Между показателями: «дефицит времени на работе» и «невозможность освоения функционала на дому» (0,488), «дефицит времени на работе» и «медленная или некорректная работа информационной системы» (0,472), «непонимание целей и задач функционала» и «личное нежелание осваивать 1Т-решения» (0,415), а также «возрастающая сложность коммуникации с пациентами» (0,430), «отсутствие очевидного позитивного результата от использования функционала» и «недостаточный контроль за освоением функционала» (0,409) (рис. 3).
Корреляционный анализ не позволяет говорить о первопричине при изучении двух взаимосвязанных показателей, однако, некоторые из сочетаний, на наш взгляд, позволяют сделать ряд предположений. Так, техническое сопровождение, обучение персонала и контроль внедрения технологии играют ключевую роль в возможности освоения программных решений. Выделение дополнительного времени, посвященного лишь обучению работе в программе, также взаимосвязано с описанными выше требованиями, подчеркивая другое ограничение: невозможность освоения программы на
Рис. 3. Тепловая карта корреляции исследуемых признаков
дому, как следствие, ограничения времени на освоение новых функционалов. Также недостаточный контроль за внедрением 1Т-решения взаимосвязан с отсутствием очевидного позитивного результата от использования данного функционала, что может быть объяснено отсутствием разъяснения целей, механизмов и принципов работы 1Т-решения персоналу. Помимо этого, внутренняя атмосфера трудового коллектива и сложности коммуникации с пациентами ассоциированы с личным нежеланием осваивать программу, что может быть связано со снижением мотивации сотрудника и профессиональным выгоранием.
Из 1478 респондентов 66 согласились дать углубленный комментарий в отношении существующих сложностей в освоении функциональных возможностей медицинских информационных систем в рамках последнего, открытого вопроса анкеты. Причины сложностей в освоении, отображаемые в данных комментариях, имели общие сходные черты, согласно которым было принято решение разделить общее множество комментариев на две группы: первую группу преимущественно составили комментарии, в качестве основных факторов в которых выделялась нехватка времени на освоение, отсутствие обучения и сложности в освоении программы из-за неудобства пользовательского интерфейса, отсутствия гибкой настройки интерфейса под нужды респондента. Во вторую группу были объединены комментарии, касавшиеся технических ограничений вокруг МИС, в частности, отмечались
комментарии, касающиеся относительно медленной работы системы, выявлялось недовольство 1Т-сопровождением, что выражалось в медленном ответе на заявки в отношении возникающих в процессе работы ошибок.
Обсуждение
Полученные результаты в первую очередь позволяют обратить внимание на то, что наиболее значимым фактором, вызывающим негативное отношение у персонала, является быстродействие системы, параметр, не имеющий отношения к появлению новых функциональностей МИС. Данное обстоятельство в качестве наиболее важного отметили 562 пользователя, что составило 38% от общего числа десятибалльных ответов. Исходя из этого, можно предположить, что, решив вопрос быстродействия системы, вероятно, удастся на треть сократить число наиболее значимых причин, препятствующих освоению изменяющихся функцио-нальностей информационных систем.
Вторую значимую долю факторов, препятствующих освоению новых функциональностей информационных систем, составляют причины, связанные с выделением дополнительного времени для освоения системы. Важность данного тезиса была детализирована при изучении углубленных комментариев пользователей. Установлено, что отсутствие дополнительного времени на освоение функциональных возможностей медицинской информационной системы не позволяло разобраться в деталях
С
#хс
взаимодействия с системой, что, в свою очередь, снижает качество данного взаимодействия, повышает вероятность совершения ошибок. Таким образом, можно рекомендовать разработку и внедрение регламента, в соответствии с которым, после проведения официального обновления МИС, может предусматриваться выделение некоторого времени на освоение функционала пользователями, например, увеличив продолжительность времени приема сетки расписания в течение первого дня после обновления системы, или собственно выделением отдельного времени на освоение МИС.
Третьим значимым фактором стала невозможность в домашних условиях осуществить тренировку освоения нового функционала МИС. Данное обстоятельство в какой-то мере характеризует вовлеченность врачебного сообщества во внедрение информационных технологий, готовность тратить личное время, находясь не на работе, что, на наш взгляд, важно поддержать. В качестве предложений можно рассмотреть варианты разработки обучающих контуров (не содержащих сведений о реальных пациентах), доступных с домашних ПК пользователей.
Важно остановиться на менее значимых для респондентов, но вполне оптимизируемых причинах. Так, по итогам анализа данных было сделано предположение о разной значимости одних и тех же факторов в различных МО, учитывая модальность характера распределения ответов. Данное обстоятельство аргументирует роль современных организационных решений по внедрению обновленных возможностей информационных систем в работу МО.
Описанные нами факторы свидетельствуют о сохраняющихся сложностях в освоении новых функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинскими работниками. Преимущественно данные сложности связаны с нехваткой рабочего времени и отсутствием специально выделенных часов для освоения особенностей работы обновленных 1Т-решений. Данные факторы также имеют связь с трудностями в коммуникации в среде коллектива медицинских работников и при общении с пациентами, что негативно влияет на личное желание работника осваивать программные продукты. Как следует из приведенных данных, большую роль в освоении функционала медицинских информационных систем играют
социально-психологические и трудовые факторы. Можно утверждать, что правильные организационные решения по нивелированию выявленных факторов позволят более комфортно и качественно осваивать новые возможности информационных систем сотрудниками. Другим важным аспектом, который потенциально влияет на темпы освоения функционалов пользователями, является ее доступность - простота и интуитивность интерфейса, возможность определенной кастомизации пользовательского интерфейса с возможностью адаптации МИС под нужды отдельно взятых специалистов или отделения, современный дизайн программы - все эти факторы также влияют на готовность работников активно изучать и использовать медицинские информационные системы. Не менее важным является разъяснение целей и задач использования информационных систем в медицинских организациях.
Выводы
В целом, профессиональное сообщество достаточно вовлечено в процесс информатизации и в большей своей части готово осваивать обновленные функционалы медицинских информационных систем.
Наиболее значимыми факторами, негативно влияющими на освоение новых функционалов медицинских информационных систем, по мнению респондентов, являются медленная или некорректная работа информационной системы (38% от общего числа ответов с максимальным баллом), дефицит времени на работе (35,7% от общего числа ответов с максимальным баллом), невозможность освоения функционала программы на дому (32,6% от общего числа ответов с максимальным баллом).
Менее важными, но значимыми, оказались следующие факторы: неудобство пользовательского интерфейса, недостаточный контроль за освоением функционала программы на начальном этапе внедрения, отсутствие очевидного позитивного результата от использования функционала программы, а также непонимание целей и задач функционала.
Согласно данным углубленного анализа, организационные решения по плановому внедрению и освоению обновленных возможностей медицинских информационных систем имеют большое значение для результативной работы в МИС.
вв
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № В
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Хай Г.А. Медицинская информатика: цели и перспективы // Врач и информационные технологии. 2007. Vol. 6. P. 12-19.
2. Гусев А.В. и др. Информатизация здравоохранения Российской Федерации: история и результаты развития // National Health Care (Russia). 2022. Vol. 2, № 3. P. 5-17.
3. Мохначева Т.Е., Моногарова Ю.Ю., Варакина Ж.Л. Готовность медицинского персонала к работе с медицинскими информационными системами // Менеджер здравоохранения. 2020. Vol. 7. P. 74-80.
4. Русских С.В. и др. Текущее состояние и потенциал применения информационно-аналитических технологий при решении задач управления в здравоохранении: мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения // Profilakticheskaya meditsina. 2023. Vol. 26, № 3. P. 39.
5. Хайруллина И.Г. Информатизация российского здравоохранения: мнения медицинских работников и оценки населения // Социологический нарратив 2021: общество в контексте новых вызовов: риски и возможности / Анисимов Р.И., Бородаевская М.Ю., Елистратова А.С. 2021. P. 46-51.
6. Lin С., Lin I.-C., Roan J. Barriers to Physicians' Adoption of Healthcare Information Technology: An Empirical Study on Multiple Hospitals // J Med Syst. 2012. Vol. 36, № 3. P. 1965-1977.
7. Tsai C.H. et al. Effects of Electronic Health Record Implementation and Barriers to Adoption and Use: A Scoping Review and Qualitative Analysis of the Content // Life. 2020. Vol. 10, № 12. P. 327.
8. AlQudah A.A., Al-Emran M, Shaalan K. Technology Acceptance in Healthcare: A Systematic Review // Applied Sciences. 2021. Vol. 11, № 22. P. 10537.
9. Мохначева Т.Е., Моногарова Ю.Ю., Варакина Ж.Л. Вовлеченность организаторов здравоохранения в процесс цифровизации здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Vol. 69, № 1. P. 3-20.
ORIGINAL ARTICLE
ANALYSIS OF SUBJECTIVE FACTORS AFFECTING PHYSICIANS' ADOPTION OF THE FUNCTIONALITY OF MEDICAL INFORMATION SYSTEMS
R.I. Duboshinskiia X, V.S. Kolosov b, A.G. Nemkovc, S.S. Strelnikov d, F.A. Botnar e
a, b, c, d TyUmen State Medical University, Russian Federation Ministry of Health, Tyumen, Russia; e Central Research Institute of Health Care Organization and Informatization of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.
a https://orcid.org/0000-0002-2782-5147; b https://orcid.org/0009-0000-4380-1367; c https://orcid.org/0000-0002-6984-8881; d https://orcid.org/0000-0002-3092-0022; e https://orcid.org/0009-0001-6853-7440.
H Corresponding author: Duboshinskii R.I.
ABSTRACT
Relevance: the intensity of information technology development, on the one hand, pursues the goals of reducing the burden on healthcare personnel, and on the other hand, creates difficulties in the «user-program» interaction, which are important to eliminate or prevent in a timely manner to improve the usability of the informational system. Objective of the study: to survey the opinion of medical workers about the development of new functionalities of medical informational systems. Methods of the study: content analysis, questionnaire survey, statistical analysis. Results of the study: the most significant, according to the respondents, were the following factors, in which the majority of respondents put the highest mark of 10 points: slow or incorrect functioning of the informational system (n = 562), lack of time at work (n = 527), the inability of familiarization with the functionality of the program at home (n = 482). Conclusion: The obtained results, first of all, allow us to pay attention to the fact that the most significant factors that cause negative attitude of the staff are: the slowness of the system, lack of time to familiarize with the system and impossibility to practice interaction with the system at home. Keywords: informatization, healthcare, information technologies, questionnaire, medical informational systems
For citation: Duboshinskii R.I., Kolosov V.S, Nemkov A.G., Strelnikov S.S, Botnar F.A. Analysis of subjective factors affecting physicians' adoption of the functionality of medical information systems. Manager Zdravookhranenia. 2024; 8:83-90. DOI: 10.21045/1811-01852024-8-83-90
№ В Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
REFERENCES
1. Khai G.A. Medical informatics: goals and prospects // Physician and information technologies. 2007. Vol. 6. P. 12-19.
2. Gusev A. V. et al. Informatization of health care in the Russian Federation: history and results of development // National Health Care (Russia). 2022. Vol. 2, № 3. P. 5-17.
3. Mokhnacheva T.E, Monogarova Y.Y., Varakina J.L. Readiness of medical personnel to work with medical information systems // Manager Zdravoochranenia. 2020. Vol. 7. P. 74-80.
4. Russkikh S.V. et al. Current state and potential of information-analytical technologies application in solving management tasks in healthcare: opinion of doctors and experts in healthcare // Profilakticheskaya meditsina. 2023. Vol. 26, № 3. P. 39.
5. Khairullina I.G. Informatization of Russian health care: opinions of medical workers and assessments of the population // Sociological Narrative 2021: Society in the context of new challenges: risks and opportunities / ed. Anisimov R. I ., Borodaevskaya M.Y., Elistratova A.S. 2021. P. 46-51.
6. Lin C, Lin l.-C, Roan J. Barriers to Physicians' Adoption of Healthcare Information Technology: An Empirical Study on Multiple Hospitals // J Med Syst. 2012. Vol. 36, № 3. P. 1965-1977.
7. Tsai C.H. et al. Effects of Electronic Health Record Implementation and Barriers to Adoption and Use: A Scoping Review and Qualitative Analysis of the Content // Life. 2020. Vol. 10, № 12. P. 327.
8. AlQudah A.A., Al-Emran M, Shaalan K. Technology Acceptance in Healthcare: A Systematic Review // Applied Sciences. 2021. Vol. 11, № 22. P. 10537.
9. Mokhnacheva T.E, Monogarova Y.Y., Varakina J.L. Involvement of health care organizers in the process of digitalization of health care // Social aspects of public health. 2023. Vol. 69, № 1. P. 3-20.
m
JHO
зЯо f
о
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Дубошинский Роман Игоревич — аспирант кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Тюмень, Россия.
Roman I. Duboshinskii — Postgraduate student of the Department of Medical Informatics and Biological Physics of the Tyumen State Medical University, Russian Federation Ministry of Health, Tyumen, Russia. E-mail: [email protected]
Колосов Владимир Сергеевич — Аспирант кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Тюмень, Россия.
Vladimir S. Kolosov - Postgraduate student of the Department of Medical Informatics and Biological Physics of the Tyumen State Medical University, Russian Federation Ministry of Health, Tyumen, Russia.
Немков Алексей Геннадьевич — д-р мед. наук, профессор кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Тюмень, Россия.
Alexey G. Nemkov - Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Medical Informatics and Biological Physics, Tyumen State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Tyumen, Russia.
Стрельников Сергей Сергеевич — канд. филос. наук, доцент кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Тюмень, Россия.
Sergei S. Strelnikov — Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Medical Informatics and Biological Physics, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia.
Ботнарь Фатыма Анваровна — главный специалист управления по взаимодействию с регионами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Fatyma A. Botnar — Chief Specialist of the Department for Interaction with Regions of the Central Research Institute of Health Care Organization and Informatization of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.
—1 90
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2024