ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-6-97-107 УДК 614.2
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
Д.В. Вошев а , И.М. Сон ь с, А.П. Столбов *
а ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;
ь ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;
с Пензенский институт усовершенствования врачей - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пенза, Россия; d Институт лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0001-9216-6873; ь, с https://orcid.org/0000-0001-9309-2853; https://orcid.org/0000-0002-8793-1582.
И Автор для корреспонденции: Вошев Д.В.
АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено разработке модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации. Путем экспертной оценки были определены ключевые индикаторы и показатели цифровой зрелости, что позволило создать комплексную модель для оценки цифрового развития медицинских организаций. Основное внимание уделено функциональным возможностям медицинских информационных систем и информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивающим высокое качество и доступность медицинской помощи.
Цель: проведение экспертной оценки индикаторов и показателей для разработки модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи. Это включает анализ существующих показателей, выявление ключевых индикаторов, их классификацию и оценку значимости для формирования объективной модели оценки цифровой зрелости медицинских организаций. Материалы и методы. Для систематической оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи была разработана анкета, содержащая 6 индикаторов и 52 показателя, отражающих различные аспекты цифровой зрелости субъектов Российской Федерации. Были изучены нормативно-правовые документы, методические руководства и рекомендации экспертов в области медицины и информационных технологий. Эксперты оценивали важность каждого показателя по шкале от 0 до 10 баллов, и результаты оценок были классифицированы для формирования конечной модели.
Результаты. Экспертная оценка показала, что функциональные возможности медицинской информационной системы оцениваются выше, чем оснащенность информационно-коммуникационными технологиями. Основные показатели, такие как доступ к результатам исследований и проведение телемедицинских консультаций, получили высокие оценки, указывая на их важность для цифровой зрелости медицинских организаций. Рекомендации включают обновление цифровой инфраструктуры, развитие функциональных возможностей медицинской информационной системы и повышение уровня подготовки медицинского персонала. Выводы: исследование показало, что для достижения высокого уровня цифровой зрелости ПМСП необходимо уделять внимание как технической оснащенности, так и развитию функциональных возможностей МИС. Комплексный подход, включающий обновление инфраструктуры и повышение цифровой грамотности медицинского персонала, позволит существенно улучшить качество и доступность медицинской помощи. Предложенные рекомендации могут служить основой для дальнейшего планирования мероприятий по повышению цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровая зрелость, первичная медико-санитарная помощь, медицинские информационные системы, информационно-коммуникационные технологии, цифровая трансформация, оценка цифровой зрелости.
Для цитирования: Вошев Д.В., Сон И.М., Столбов А.П. Экспертная оценка индикаторов и показателей для разработки модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи. Менеджер здравоохранения. 2024; 6:97-107. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-97-107
•КС
Введение
I мае 2024 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О национальных це-'лях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Указ определяет ряд национальных целей развития Российской Федерации, одной из которых является «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». В рамках этой цели предусмотрено достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования. Это предполагает автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта [1].
Цифровая трансформация в здравоохранении -это не только модернизация медицинских ресурсов, но и сложный многогранный процесс, требующий всестороннего подхода [2]. Таким образом, цифровая зрелость, как и любое медицинское вмешательство, должна тщательно контролироваться федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения успешной реализации и достижения наилучших результатов. Цифровая трансформация уже кардинально изменила ландшафт первичной медико-санитарной помощи во всем мире [3, 4]. Масштабная компьютеризация и перевод медицинской информации в электронные медицинские записи (ЭМК) стали основой этого процесса [5]. Важными элементами изменений также стали распространение электронных медицинских устройств и внедрение систем для выписки цифровых рецептов, направлений, выставления счетов и планирования медицинских тестов и приемов [6, 7]. Современные достижения цифровых технологий включают использование имплантируемых устройств для мониторинга физиологических параметров в реальном времени и развитие телемедицинских технологий [8, 9]. Применение мобильных устройств для улучшения показателей здоровья стало значимой частью этих изменений [10].
Цифровые технологии значительно продемонстрировали огромный потенциал для улучшения оказания медицинской помощи, способствуя профилактике, ранней диагностике и своевременному
лечению [11, 12]. Однако они еще не сыграли ключевую роль в совершенствовании первичной медико-санитарной помощи. Несмотря на большое количество цифровых технологий и высокий уровень пользовательской активности, это еще не свидетельствует о достаточно развитом уровне цифровой трансформации. Данные факторы не обеспечивают решение стратегических государственных задач по достижению технологического суверенитета, информационной безопасности и готовности к новым вызовам и угрозам [13]. Тем не менее, значимость цифровых технологий продолжает расти, поскольку подходы руководства страны к этому сектору становятся более таргетными.
Уровень использования цифровых технологий для предоставления качественной медицинской помощи определяется как цифровая зрелость, являющаяся новой концепцией в развитых системах здравоохранения. Цифровая грамотность медицинских работников и цифровая зрелость информационных систем необходима для успешной, масштабируемой и устойчивой цифровой трансформации [14].
В настоящее время в Российской Федерации существуют методики оценки цифровой зрелости в системе здравоохранения, в том числе утвержденные на государственном уровне [15]. Однако, несмотря на важность этих инициатив, цифровая зрелость в первичной медико-санитарной помощи остается недостаточно исследованной. На данный момент отсутствуют четко установленные критерии и показатели для объективной оценки цифрового развития в этом ключевом секторе здравоохранения, которым является первичная медико-санитарная помощь [16].
Цель исследования: проведение экспертной оценки индикаторов и показателей для разработки модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи. Это включает в себя анализ существующих показателей, выявление ключевых индикаторов, их классификацию и оценку значимости, что позволит сформировать комплексную и объективную модель оценки цифровой зрелости медицинских организаций.
Материалы и методы
Для систематической оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи разработана анкета, содержащая 6 индикаторов и 52 показателя, отражающие различные аспекты цифровой зрелости субъектов Российской Федерации, а также изучены нормативно-правовые
Мападег № В
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
документы, методические руководства Российской Федерации и рекомендации экспертов в области медицины и информационных технологий. Анкета для оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи разработана с учетом двух основных модулей:
Модуль I: Оснащенность информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
- Доля медицинского персонала, обеспеченного персональными компьютерами (ПК) и автоматизированными рабочими местами (АРМ).
- Актуальность и современность применяемого оборудования.
- Уровень информационной безопасности.
- Доступность и скорость интернет-соединения.
Модуль II: Функциональные возможности медицинской информационной системы (МИС МО) или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (ГИС СЗ субъекта РФ):
- Управление ЭМК.
- Пациентоориентированные цифровые сервисы.
- Телемедицинские технологии и дистанционное взаимодействие.
- Качество данных и соответствие процессов стандартам.
- Аналитические инструменты и отчетные формы.
- Организационно-управленческие решения.
Для проведения экспертной оценки был привлечен 31 специалист с высшим профессиональным образованием в области медицины и/или информационных технологий, обладающий не менее чем 5-летним опытом работы по своему профилю из нижеперечисленных организаций и/или занимаемой должности: сотрудники органов власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья; специалисты медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ); главные внештатные специалисты по терапии, общей врачебной практике и медицинской профилактике субъектов РФ; руководящий состав медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; представители Минздрав России; представители научно-профессионального сообщества, участвующие в проектах по цифровизации в первичном звене.
Эксперты оценивали важность каждого
показателя по шкале от 0 до 10 баллов, где 0 означает отсутствие важности, а 10 - критическую важность.
Для агрегации полученных оценок использовалась формула среднего арифметического балла:
8 = У"
где, х. - индивидуальная оценка /-го эксперта, п - общее количество экспертов.
Полученные оценки были классифицированы следующим образом:
• Основные (от 8 до 10 баллов): критически важные для оценки цифровой зрелости, ключевые для формирования стратегических направлений развития цифровой трансформации здравоохранения.
• Дополнительные (от 6 до 8 баллов): важные для детализации и уточнения оценки, но не критические.
• Исключенные (от 0 до 6 баллов): не оказывающие значительного влияния на общую оценку цифровой зрелости, исключаемые из дальнейшего анализа.
Результаты
Для разработки методики оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи были использованы показатели и индикаторы, разработанные в рамках анкеты и классифицированные экспертами. В таблице 1 представлены результаты экспертной оценки модулей оснащенности ИКТ в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и функциональных возможностей МИС МО и ГИС СЗ субъектов Российской Федерации.
В модуле I экспертами были оценены наивысшими баллами и классифицированы к основным показателям такие показатели, как доля медицинского персонала (врачей и среднего медицинского персонала) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оснащенных автоматизированными рабочими местами (АРМ), подключенными к медицинским информационным системам (МИС МО) или государственным информационным системам (ГИС СЗ) субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ. Также высоко оценены показатели доли точек подключения к сети Интернет со скоростью свыше 100 Мбит/с для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и доли
С
«КС
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
о
к#
к#
Таблица 1
Экспертная оценка модулей оснащенности ИКТ в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и функциональных возможностей МИС МО и ГИС СЗ субъекта РФ
№ Индикаторы / Показатели Групповая средняя арифметическая, баллы (M) Ранжирование показателей после проведения оценки экспертами (основные, дополнительные, исключенные), а также обозначение индикаторов
Оснащенность информационно-коммуникационными технологиями 1. в медицинских организациях, оказывающих первичную медико- 9,1 -санитарную помощь
1.1 Доля медицинского персонала (врачей и среднего медицинского персонала) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оснащённых ПК со сроком эксплуатации менее 5 лет 8,9 основной
Доля медицинского персонала (врачей и среднего медперсонала), 1.2 в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 5,3 исключенный оснащенных АРМ, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ
1.3 Доля медицинского персонала (врачей и среднего медперсонала) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оснащенных АРМ, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ 9,7 основной
Доля медицинского персонала (врачей и среднего медперсонала) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, которые оснащены 1.4 АРМ и обеспечены усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), 8,4 дополнительный подключенные к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ
5 Доля медицинского персонала (врачей и среднего медперсонала), оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оснащенных АРМ с подключением к сети Интернет на скорости свыше 100 Мбит/с 4,7 исключенный
Доля медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных 1.6 ,, , 5,8 исключенный условиях, с подключением к сети Интернет на скорости свыше 100 Мбит/с
1.7 Доля времени доступности системы МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ по отношению к общему времени востребованности системы 7,8 дополнительный
, „ Доля ПК для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих г г 1.8 , 5,5 исключенный медицинскую помощь в амбулаторных условиях
1.9 Доля ПК для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, со сроком эксплуатации более 5 лет 5,2 исключенный
Доля ПК со сроком эксплуатации более 5 лет в подразделениях, оказывающих 1.10 медицинскую помощь в амбулаторных условиях от общего количества ПК 4,8 исключенный в амбулаторных условиях
1.11 Доля АРМ для медицинского персонала (для автоматизации лечебного процесса) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ 5,2 исключенный
Доля АРМ для медицинского персонала (для автоматизации лечебного процесса) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 1.12 . г|._ - _ 5,8 исключенный подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ
1.13 Доля АРМ для медицинского персонала (для автоматизации лечебного процесса) в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта Российской Федерации от общего количества АРМ, для медицинского персонала в подразделениях оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 7,2 дополнительный
Доля АРМ для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подключенных к МИС МО или 1.14 ' ' г ' _ _ 5,0 исключенный ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных в сельской местности
1.15 Обеспеченность ПК на одного медицинского работника из числа физических лиц основных работников на занятых должностях в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 5,5 исключенный
Продолжение таблицы 1
№ Индикаторы / Показатели Групповая средняя арифметическая, баллы (М) Ранжирование показателей после проведения оценки экспертами (основные, дополнительные, исключенные), а также обозначение индикаторов
1.16 Обеспеченность АРМ, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ на одного медицинского работника из числа физических лиц основных работников на занятых должностях в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 5,4 исключенный
1.17 Обеспеченность АРМ, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ на одного медицинского работника из числа физических лиц основных работников на занятых должностях в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, расположенных в сельской местности 5,5
1.18 Доля точек подключения к сети Интернет на скорости до 10 Мбит/с для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 2,8 исключенный
1.19 Доля точек подключения к сети Интернет на скорости от 10 Мбит/с до 100 Мбит/с для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 7,6 дополнительный
1.20 Доля точек подключения к сети Интернет скорости свыше 100 Мбит/с для медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях 9,2 основной
2. Функциональные возможности МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ 10,0 -
2.1 Управление электронной медицинской картой (ЭМК) 10,0 индикатор
2.1.1 Автоматическое заполнение полей ЭМК на основании подгруженных справочников (МКБ-Х, справочники лекарственных средств) 8,5 дополнительный
2.1.2 Возможность доступа к результатам лабораторных исследований в электронном виде с АРМ медицинского работника 9,4 основной
2.1.3 Возможность доступа к результатам инструментальных исследований в электронном виде с АРМ медицинского работника 9,4 основной
2.1.4 Учёт региональных и федеральных льгот пациента 7,5 дополнительный
2.1.5 Наличие возможности формирования врачебного назначения (рецептов) в форме электронного документа 7,3 дополнительный
2.1.6 Передача направлений на госпитализацию, обследование, консультацию 7,5 дополнительный
2.1.7 Удаленное рабочее место (УРМ) с онлайн-подключением к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ: представляет собой мобильное УРМ врача с необходимым набором функций для проведения приема пациента в онлайн-режиме и передачи данных в МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ 6,9 исключенный
2.1.8 Возможность формирования врачом-терапевтом/врачом общей практики отчетных форм о ходе профилактических медицинских осмотров (ПМО) и диспансеризации по выполнению плана на своем участке 8,3 дополнительный
2.1.9 Возможность формирования врачом-терапевтом/врачом общей практики списков пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении на своем участке 8,7 основной
2.2 Пациентоориентированные цифровые сервисы 9,0 индикатор
2.2.1 Наличие возможности просмотра ЭМК пациентом в личном кабинете (МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ/региональный сервис для пациентов) 6,2 дополнительный
2.2.2 Возможность просмотра ЭМК гражданам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) 9,9 основной
2.2.3 Запись на прием к врачу дистанционно через личный кабинет пациента в МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ либо региональный сервис для пациентов 6,8 дополнительный
2.2.4 Возможность записи и вызова врача на дом через личный кабинет пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) 9,3 основной
2.2.5 Уведомление пациента о приеме у врача посредством цифровых ресурсов 5,0 исключенный
2.2.6 Наличие функционала для просмотра пациентом электронного листка нетрудоспособности (в личном кабинете пациента в МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ) 2,0 исключенный
С
#хс
№ 6 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Продолжение таблицы 1
£
зхо змо
I1
эхо
№ Индикаторы / Показатели Групповая средняя арифметическая, баллы (M) Ранжирование показателей после проведения оценки экспертами (основные, дополнительные, исключенные), а также обозначение индикаторов
2.3 Телемедицинские технологии и дистанционное взаимодействие 9,2 индикатор
Возможность проведения ТМК посредством МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ „ 0 , формата врач-врач с возможностью прикрепления сопроводительных документов п 0 _ 2.3.1, л , 9,2 основной (выписка из карты, протоколы осмотров, диагностики и т.д.), и формирования по результатам консультации протокола
2.3.2 Возможность проведения ТМК посредством МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ формата врач-пациент с возможностью формирования по результатам консультации протокола 9,0 основной
Возможность проведения ТМК посредством МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ 2.3.3 для пациентов, находящихся на дистанционном наблюдении, с мониторингом 5,9 исключенный за состоянием здоровья
2.3.4 Наличие цифровых медицинских изделий, имеющих функции передачи данных в МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, для пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении с дистанционным мониторингом за состоянием здоровья 5,3 исключенный
„ 0 Наличие возможности передачи данных по дистанционному мониторингу здоровья _ „ 2.3.5 _ - г /1-/1- 5,2 исключенный в личный кабинет пациента на Госуслугах
2.4 Качество данных и соответствие медицинских процессов стандартам 9,6 индикатор
~ а л Оценка соответствия проводимого лечения требованиям медико-экономического п ~ 2.4.1 л/.-.г-х 8,2 основной стандарта (МЭС)
2.4.2 Наличие форматно-логического контроля корректности / «полноты» заполнения медицинских карт 9,9 основной
2.4.3 Соответствие данных между электронными и бумажными медицинскими картами 7,2 дополнительный
Аналитические инструменты: статистические и отчетные формы 9,4 индикатор
„ , Автоматическое создание государственных форм статистической отчетности _ п 2.5.1 , , , т ' 5,8 исключенный из данных МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ
2.5.2 Учет проведения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, углубленной (постковидной) диспансеризации 5,9 исключенный
Формирование счетов по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) 2.5.3 на основе данных, автоматически поступающих из МИС МО или ГИС СЗ 7,3 дополнительный субъекта РФ
2.5.4 Автоматическое создание стандартных статистических форм 7,2 дополнительный
п 1- г- Конструктор данных: возможность создания формы по заданным параметрам, п „ 2.5.5 _ 8,0 дополнительный таким как период, терапевтический участок, подразделение и прочее
2.6 Организационно-управленческие решения 9,4 индикатор
Интеграция МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ с цифровой медицинской техникой и внешними информационными системами (ИС), в том числе с федеральными 2.6.1 и региональными подсистемами Единой государственной информационной 9,7 основной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в частности, с подсистемой ведения интегрированной электронной медицинской карты
2.6.2 Интеграция с системой территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) для формирования реестров ОМС и организации информационного обеспечения застрахованных: выставление счетов, импорт списков пациентов 7,8 дополнительный
„ , 0 Прохождение медицинскими работниками обучения по работе с МИС МО или ГИС г , 2.6.3 , 5,4 исключенный СЗ субъекта РФ
2.6.4 Наличие и доступность инструкций и материалов по работе с МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ 7,3 дополнительный
Мападег № 6
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
медицинского персонала, оснащенных персональными компьютерами (ПК) со сроком эксплуатации менее 5 лет.
Важными (дополнительными) показателями оказались такие показатели, как доля медицинского персонала, оснащенных АРМ и обеспеченных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ; доля времени доступности системы МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ по отношению к общему времени востребованности системы; доля точек подключения к сети Интернет на скорости от 10 Мбит/с до 100 Мбит/с для медицинского персонала; доля АРМ для медицинского персонала, подключенных к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, а также к защищенной сети передачи данных субъекта РФ от общего количества АРМ для медицинского персонала.
Остальные 13 показателей данного модуля не набрали достаточно баллов, чтобы быть включенными в основные или дополнительные категории, и, соответственно, были исключены из дальнейшего анализа.
В процессе оценки модулей, основываясь на результатах экспертных заключений, было установлено, что модуль II, касающийся функциональных возможностей медицинских информационных систем (МИС), оценивается выше, чем оснащенность информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Все шесть индикаторов были отнесены к наивысшей категории.
В модуле функциональных возможностей МИС МО или ГИС СЗ субъектов Российской Федерации основными показателями были признаны:
• Возможность доступа к результатам инструментальных исследований в электронном виде с АРМ медицинского работника.
• Возможность доступа к результатам лабораторных исследований в электронном виде с АРМ медицинского работника.
• Возможность формирования врачом-терапевтом/врачом общей практики списков пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении на своем участке.
• Возможность записи и вызова врача на дом через личный кабинет пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
• Возможность просмотра электронной медицинской карты (ЭМК) гражданам в личном
кабинете пациента «Мое здоровье» на Госуслугах.
• Возможность проведения телемедицинских консультаций (ТМК) формата врач-пациент с возможностью формирования по результатам консультации протокола.
• Возможность проведения ТМК формата врач-врач с возможностью прикрепления сопроводительных документов (выписка из карты, протоколы осмотров, диагностики и т.д.) и формирование по результатам консультации протокола.
• Наличие форматно-логического контроля корректности/полноты заполнения медицинских карт.
• Оценка соответствия проводимого лечения требованиям медико-экономических стандартов (МЭС).
• Автоматическое создание стандартных статистических форм.
• Интеграция МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ с цифровой медицинской техникой и внешними информационными системами (ИС), в том числе с федеральными и региональными подсистемами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в частности, с подсистемой ведения интегрированной электронной медицинской карты.
К важным (дополнительным) показателям относятся:
• Возможность формирования врачом-терапевтом/врачом общей практики отчетных форм о ходе профилактических медицинских осмотров (ПМО) и диспансеризации по выполнению плана на своем участке.
• Наличие возможности формирования врачебного назначения (рецептов) в форме электронного документа.
• Учет региональных и федеральных льгот пациента.
• Автоматическое заполнение полей ЭМК на основании подгруженных справочников (МКБ-Х, справочники лекарственных средств).
• Передача направлений на госпитализацию, обследование, консультацию.
• Запись на прием к врачу дистанционно через личный кабинет пациента в МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ либо региональный сервис для пациентов.
• Наличие возможности просмотра ЭМК пациентом в личном кабинете (МИС МО или ГИС
С
#хс
СЗ субъекта РФ/региональный сервис для пациентов).
• Соответствие данных между электронными и бумажными медицинскими картами.
• Конструктор данных: возможность создания формы по заданным параметрам, таким как период, терапевтический участок, подразделение и прочее.
• Формирование счетов по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) на основе данных, автоматически поступающих из МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ.
• Наличие и доступность инструкций и материалов по работе с МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ.
• Интеграция с системой территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) для формирования реестров ОМС и организации информационного обеспечения застрахованных: выставление счетов, импорт списков пациентов.
Всего 23 показателя вошли в категории основных и дополнительных. Эти результаты подчеркивают важность комплексного подхода к оценке цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи, который включает в себя как оснащенность ИКТ медицинских организаций, так и функциональные возможности информационных систем.
Обсуждение
В ходе исследования была проведена экспертная оценка индикаторов и показателей для разработки модели оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи. На основе проведенной оценки выявлено, что функциональные возможности медицинских информационных систем (МИС) оцениваются выше, чем техническая оснащенность информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Это подчеркивает важность не только наличия современных ИКТ, но и их эффективного использования через функциональные возможности МИС.
Основные показатели, такие как возможность доступа к результатам инструментальных и лабораторных исследований, возможность формирования списков пациентов на диспансерном наблюдении и проведение телемедицинских консультаций, получили высокие оценки от экспертов. Эти показатели играют ключевую роль в обеспечении высокого уровня цифровой зрелости медицинских организаций и повышении качества медицинских услуг.
Дополнительные показатели, такие как автоматическое заполнение полей электронной медицинской карты (ЭМК) и учет региональных и федеральных льгот пациентов, также важны для улучшения функциональности МИС и повышения эффективности медицинской помощи.
Кроме того, низкие оценки некоторых показателей, таких как время доступности системы МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ, указывают на необходимость улучшения стабильности и доступности этих систем для пользователей.
На основе анализа полученных результатов можно предложить несколько рекомендаций для определения цифровой зрелости ПМСП:
1. Обновление оснащенности цифровой инфраструктуры:
- обеспечение всех медицинских работников современными ПК и АРМ с подключением к защищенной сети передачи данных;
- увеличение скорости интернет-соединения в медицинских организациях, особенно в сельских районах.
2. Развитие функциональных возможностей МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ:
- внедрение функционала для автоматического заполнения полей ЭМК и учета льгот пациентов;
- расширение возможностей телемедицинских консультаций и дистанционного мониторинга пациентов.
3. Обучение и поддержка медицинского персонала:
- организация регулярного обучения медицинского персонала по работе с МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ и ИКТ;
- обеспечение доступности инструкций и материалов по использованию цифровых инструментов.
4. Улучшение стабильности и доступности МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ:
- обеспечение постоянного доступа к МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ и минимизация времени простоев системы.
В условиях цифровизации здравоохранения оценка цифровой зрелости медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи в субъектах Российской Федерации становится важным инструментом для определения уровня их готовности к внедрению и использованию цифровых технологий [17]. Цифровая зрелость первичной
Мападег № 6
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
медико-санитарной помощи характеризует степень интеграции и использования информационно-коммуникационных технологий в повседневной деятельности медицинских организаций. Она включает в себя различные аспекты, такие как оснащенность компьютерной техникой, использование медицинских информационных систем, применение телемедицинских технологий и уровень подготовки медицинского персонала к работе в цифровой среде.
Выводы
Исследование показало, что по мнению экспертов для достижения высокого уровня цифровой зрелости ПМСП необходимо уделять внимание
как технической оснащенности медицинских организаций ПМСП, так и развитию функциональных возможностей МИС МО или ГИС СЗ субъекта РФ. Комплексный подход, включающий обновление инфраструктуры, развитие функционала информационных систем и повышение «цифровой грамотности» медицинского персонала, позволит существенно улучшить качество и доступность медицинской помощи.
Предложенные рекомендации могут служить основой для дальнейшего планирования и реализации мероприятий по повышению «цифровой зрелости» первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» http://www.kremlin.ru/acts/news/73986.
2. Fernández A, Beratarrechea A., Rojo M, Ridao M, Celi L.. Starting the path of Digital Transformation in Health Innovation in Digital Health: Conference proceeding. Cienc Innov Salud. 2020; e74:68-75. doi: 10.17081/innosa.74. Epub 2020 Jun 9. PMID: 32656302; PMCID: PMC7351347.
3. Darmon D, Sauvant R, Staccini P., Letrilliart L. Which functionalities are available in the electronic health record systems used by French general practitioners? An assessment study of 15 systems. Int J Med Inform. 2014;83:37-46. 10.1016/j.ijmedinf.2013.10.004.
4. Anisimowicz Y, Bowes A.E, Thompson A.E, Miedema B, Hogg W.E., Wong S.T., et al. Computer use in primary care practices in Canada. Can Fam Physician. 2017;63: e284-90.
5. Столбов А.П. О критериях оценки уровня выполнения функции «Ведение электронной медицинской карты пациента» (Высшая школа управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия).
6. Ricciardi W, Barros P.P., Bourek A., Brouwer W, Kelsey T, Lehtonen L, et al. How to govern the digital transformation of health services. Eur J Public Health. 2019;29:7-12. 10.1093/eurpub/ckz165.
7. Sobral D, Rosenbaum M, Figueiredo-Braga M. Computer use in primary care and patient-physician communication. Patient Educ Couns. 2015;98:1568-76. 10.1016/j.pec.2015.07.002.
8. Li P., Lee G.H., Kim S.Y., Kwon S.Y., Kim H.R., Park S. From diagnosis to treatment: recent advances in patient-friendly biosensors and implantable devices. ACS Nano. 2021;15:1960-2004. 10.1021/ acsnano.0c06688.
9. Gao W, Yu C. Wearable and implantable devices for healthcare. Adv Healthc Mater. 2021;10: e2101548. 10.1002/adhm.202101548.
10. Alshamrani M. IoT and artificial intelligence implementations for remote healthcare monitoring systems: a survey. J King Saud Univ - Comput Inf Sci. 2022;34:4687-701. 10.1016/j.jksuci.2021.06.005.
11. Golinelli D, Boetto E, Carullo G, Nuzzolese A.G., Landini M.P., Fantini M.P. Adoption of digital technologies in health care during the COVID-19 pandemic: systematic review of early scientific literature. J Med Internet Res. 2020;22: e22280.10.2196/22280.
12. Bodenheimer T. Coordinating care - a perilous journey through the health care system. N Engl J Med. 2008;358:1064-71.10.1056/NEJMhpr0706165
13. Романец Е.А. Цифровая зрелость как инструмент оценки государственной политики в сфере здравоохранения на соответствие национальной цели «Цифровая трансформация» / Е.А. Романец // Когнитивные науки в информационном обществе. 2022(2):3. - URL: https://knio.ru/PDF/05KN322.pdf.
14. Jimenez G, Spinazze P., Matchar D, Huat G, van der Kleij R, Chavannes N.H., et al. Digital health competencies for primary healthcare professionals: a scoping review. Int J Med Inform. 2020;143:104260. 10.1016/j.ijmedinf.2020.104260.
15. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 29.12.2023) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация».
16. Орлов С.А., Шепель Р.Н, Концевая А.В., Драпкина О.М. Методологические подходы к изучению уровня развития первичной медико-санитарной помощи в мире / С.А. Орлов, Р.Н. Шепель, А.В. Концевая, О.М. Драпкина // Профилактическая медицина. - 2023. - Т. 26, № 11. - С. 14-21. - DOI 10.17116/ profmed20232611114. - EDN EQPDFL.
17. Вошев Д.В. Обзор методологий и моделей оценки цифровой зрелости в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: международный и российский опыт / Д.В. Вошев // Наука молодых (Eruditio Juvenium). - 2023. - Т. 11, № 4. - С. 615-627. - DOI 10.23888/HMJ2023114615-627. - EDN YGGTKQ.
ORIGINAL PAPER
EXPERT ASSESSMENT OF INDICATORS AND INDICATORS FOR THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF DIGITAL MATURITY OF PRIMARY HEALTH CARE
D.V. Voshev-I.M. Son b- c, A.P. Stolbov d
a FSBI National Medical Research Centre for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
b FSBEI FPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia;
c Penza Institute for Further Training of Physicians Branch Campus of the FSBEI FPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Penza, Russia;
d Institute of Leadership and Health Management of the Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia.
a https://orcid.org/0000-0001-9216-6873; b- c https://orcid.org/0000-0001-9309-2853; d https://orcid.org/0000-0002-8793-1582.
H Corresponding author: Voshev D.V.
ANNOTATION
The research is devoted to the development of a model of digital maturity of primary health care in the Russian Federation. Through expert evaluation, key indicators and indicators of digital maturity were identified, which made it possible to create a comprehensive model for assessing the digital development of medical organizations. The main attention is paid to the functional capabilities of medical information systems and information and communication technologies that ensure high quality and accessibility of medical care.
Aim: to conduct an expert assessment of indicators and indicators for the development of a model of digital maturity of primary health care. This includes an analysis of existing indicators, identification of key indicators, their classification and assessment of significance for the formation of an objective model for assessing the digital maturity of medical organizations.
Materials and methods. For a systematic assessment of the digital maturity of primary health care, a questionnaire was developed containing 6 indicators and 52 indicators reflecting various aspects of the digital maturity of the subjects of the Russian Federation. Regulatory documents, methodological guidelines and recommendations from experts in the field of medicine and information technology were studied. Experts assessed the importance of each indicator on a scale from 0 to 10 points, and the results of the assessments were classified to form the final model.
Results. The expert assessment showed that the functionality of the medical information system is evaluated higher than the equipment of information and communication technologies. Key indicators, such as access to research results and telemedicine consultations, received high marks, indicating their importance for the digital maturity of medical organizations. The recommendations include updating the digital infrastructure, developing the functionality of the medical information system and improving the level of training of medical personnel. Conclusions: the study showed that in order to achieve a high level of digital maturity of PHC, it is necessary to pay attention to both the technical equipment and the development of the IIA functionality. An integrated approach, including updating the infrastructure and improving the digital literacy of medical personnel, will significantly improve the quality and accessibility of medical care. The proposed recommendations can serve as a basis for further planning of measures to increase the digital maturity of primary health care in the Russian Federation.
Keywords: digital maturity, primary health care, medical information systems, information and communication technologies, digital transformation, assessment of digital maturity.
For citation: Voshev D. V., Son I.M, Stolbov A.P. Expert assessment of indicators and indicators for the development of a model of digital maturity of primary heatth care. Manager Zdravookhranenia. 2024; 6:97-107. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-97-107
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation «On national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036» http://www.kremlin.ru/acts/news/73986.
2. Fernández A, Beratarrechea A, Rojo M, Ridao M, Celi L. Starting the path of Digital Transformation in Health Innovation in Digital Health: Conference proceeding. Cienc Innov Salud. 2020;10; e74:68-75. doi: 10.17081/innosa.74. Epub 2020 Jun 9. PMID: 32656302; PMCID: PMC7351347.
3. Darmon D., Sauvant R., Staccini P., Letrilliart L. Which functionalities are available in the electronic health record systems used by French general practitioners? An assessment study of 15 systems. Int J Med Inform. 2014;83:37-46. 10.1016/j. ijmedinf.2013.10.004.
4. Anisimowicz Y, Bowes A.E., Thompson A.E., Miedema B, Hogg W.E., Wong S.T., et al. Computer use in primary care practices in Canada. Can Fam Physician. 2017;63: e284-90.
5. Stolbov A.P. On the criteria for assessing the level of performance of the function «Maintaining an electronic medical record of a patient» (Higher School of Health Management of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia).
6. Ricciardi W, Barros P.P., Bourek A, Brouwer W, Kelsey T, Lehtonen L, et al. How to govern the digital transformation of health services. Eur J Public Health. 2019;29:7-12. 10.1093/eurpub/ckz165.
7. Sobral D, Rosenbaum M, Figueiredo-Braga M. Computer use in primary care and patient-physician communication. Patient Educ Couns. 2015; 98:1568-76. 10.1016/j.pec.2015.07.002.
8. Li P., Lee G.H., Kim S.Y., Kwon S.Y., Kim H.R., Park S. From diagnosis to treatment: recent advances in patient-friendly biosensors and implantable devices. ACS Nano. 2021;15:1960-2004. 10.1021/acsnano.0c06688.
9. Gao W, Yu C. Wearable and implantable devices for healthcare. Adv Healthc Mater. 2021;10: e2101548. 10.1002/ adhm.202101548.
10. Alshamrani M. loT and artificial intelligence implementations for remote healthcare monitoring systems: a survey. J King Saud Univ - Comput Inf Sci. 2022;34:4687-701. 10.1016/j.jksuci.2021.06.005.
11. Golinelli D., Boetto E, Carullo G, Nuzzolese A.G., Landini M.P., Fantini M.P. Adoption of digital technologies in health care during the COVID-19 pandemic: systematic review of early scientific literature. J Med Internet Res. 2020;22: e22280. 10.2196/22280.
12. Bodenheimer T. Coordinating care - a perilous journey through the health care system. N Engl J Med. 2008;358:1064-71. 10.1056/NEJMhpr0706165.
13. Romanets E.A. Digital maturity as a tool for assessing public policy in the field of healthcare for compliance with the national goal «Digital Transformation»/ E.A. Romanets // Cognitive sciences in the information society- 2022. - T. 2. -№ 3. - URL: https://knio.ru/PDF/05KN322.pdf.
14. Jimenez G., Spinazze P., Matchar D., Huat G., van der Kleij R., Chavannes N.H., et al. Digital health competencies for primary healthcare professionals: a scoping review. Int J Med Inform. 2020;143:104260. 10.1016/j.ijmedinf.2020.104260.
15. Order of the Ministry of Digital Development of Russia dated November 18, 2020 № 600 (as amended on December 29, 2023) «On approval of methods for calculating target indicators of the national development goal of the Russian Federation «Digital Transformation».
16. Orlov S.A., Shepel R.N., Kontsevaya A.V., Drapkina O.M. Methodological approaches to studying the level of development of primary health care in the world / S.A. Orlov, R.N. Shepel, A.V. Kontsevaya, O.M. Drapkina // Preventive medicine. - 2023. - T. 26, № 11. - C. 14-21. - DOI 10.17116/profmed20232611114. - EDN EQPDFL.
17. Voshev D.V. Review of methodologies and models for assessing digital maturity in medical organizations providing primary health care: international and Russian experience / D.V. Voshev // Science of the Young. - 2023. - T. 11, № 4. -C. 615-627. - DOI 10.23888/HMJ2023114615-627. - EDN YGGTKQ.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Вошев Дмитрий Васильевич - канд. мед. наук, научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Dmitriy V. Voshev - Candidate of Medical Sciences, Researcher of the Department of Scientific and Strategic Development of Primary Health Care Federal State Budgetary Institution «NMIC TPM» of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-9216-6873; SPIN: 1599-9235.
Сон Ирина Михайловна - д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью Пензенского института усовершенствования врачей - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пенза, Россия; советник ректора ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Irina M. Son - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Health Organization and Public Health with the course of Nursing Management PIFYPh - Branch Campus of FSBEI FPE RMACPE MOH Russia, Penza, Russia; advisor to the Rector FSBEI FPE RMACPE MOH Russia, Moscow, Russia. ORCID 0000-0001-9309-2853, SPIN-код 8288-6706
Столбов Андрей Павлович - д-р техн. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением, ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва, Россия. Andrey P. Stolbov - Doctor of Technical Sciences, Professor of the Higher School of Healthcare Management, Institute of Public Health and Healthcare Management of the Sechenov University, Moscow, Russia. ORCID 0000-0002-8793-1582, Scopus Author ID: 35300867200, SPIN-код 7704-7729
«КС
№ Б Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения