Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MVP В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MVP В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МИНИМАЛЬНО ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / МОНИТОРИНГ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / МОНИТОРИНГ COVID-19 / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / МОДЕЛЬ ДАННЫХ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР БОЛЬНЫХ COVID-19 / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / MINIMUM VIABLE PRODUCT / SOFTWARE / SOFTWARE MODULE / INFECTIOUS DISEASE MONITORING / COVID-19MONITORING / CORONAVIRUS INFECTION / DATA MODEL / FEDERAL REGISTER OF COVID-19 PATIENTS / INFORMATION SYSTEMS INTEGRATIONС

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы —

В мировой практике эффективность принятых управленческих решений по организации медицинской помощи населению в условиях пандемии COVID-19 связывают с построением математических моделей на основе статистических данных, реализованных в программном обеспечении медицинских информационных систем и развитием цифровых технологий, позволяющих осуществлять дистанционное наблюдение и взаимодействие с пациентом. По мере накопления информации о COVID-19 для органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации стал актуальным вопрос автоматизации процессов сбора, накопления, хранения, анализа и визуализации медицинских данных. Цель: разработать и внедрить в эксплуатацию программный модуль мониторинга инфекционных заболеваний для автоматизации основных бизнес-процессов, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19. Материалы и методы: Базой для разработки MVP явилась система электронного документооборота Бюрократ. Основным инструментом являлась платформа CUBA, а также использовались технологии: Spring, Groovy, YARG, HL7, SOAP, REST API, Tomcat, Vaadin, Activiti. Результаты. На первых пяти этапах создания MVP информационной системы мониторинга инфекционных заболеваний введены формы «Анкета», «Лист наблюдения», проведена интеграция с Федеральным регистром больных COVID-19, введен функционал создания экстренных извещений об инфекционных заболеваниях и частично реализована интеграция с региональной информационной системой. Шестой и седьмой этап предусматривали выделение MVP на базе СЭД Бюрократ в самостоятельный программный продукт с расширением функциональных возможностей.Заключение: В результате работ был получен программный продукт, сначала как модуль в рамках СЭД Бюрократа, а потом как самостоятельная информационная система «Инфекций.Нет», который смог оперативно выступить дополнением к РМИС в Тюменской области и автоматизировать все необходимые бизнес-процессы на региональном уровне, связанные с работой по заболевшим COVID-19 в кратчайшие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MVP IN THE DEVELOPMENT OF A SOFTWARE PRODUCT FOR AN INFECTIOUS DISEASE MONITORING INFORMATION SYSTEM

In world practice, the effectiveness of management decisions taken to organize medical care for the population in the context of the COVID-19 pandemic is associated with the construction of mathematical models based on statistical data implemented in the software of medical information systems and the development of digital technologies that allow remote observation and interaction with the patient. As information about COVID-19 accumulates, the issue of automating the processes of collecting, accumulating, storing, analyzing and visualizing medical data has become relevant for executive authorities in the field of protecting the health of citizens in the Russian Federation.Purpose of study. To develop and to implement a software module for monitoring infectious diseases to automate basic businessprocesses related to the provision of medical care to patients with COVID-19.Methods. The basis for the development of MVP was the e-document flow system (EDF) «Bureaucrat». The main tool was the CUBAplatform, and the following technologies were used: Spring, Groovy, YARG, HL7, SOAP, REST API, Tomcat, Vaadin, Activiti.Results. At the first five stages of creating an MVP information system for monitoring infectious diseases, the “Questionnaire” and“Observation Sheet” forms were introduced, and also integration with the Federal Register of COVID-19 Patients was carried out,functionality for creating emergency notifications about infectious diseases was introduced, and integration with the regional informationsystem was partially implemented. The sixth and seventh stages provided for the separation of MVP based on the Bureaucrat EDF into anindependent software product with expanded functionality.Conclusions. As a result of the work, a software product was obtained, first as a module within the Bureaucrat EDF, and then as anindependent information system “Infections.Net”, which was able to quickly act as an addition to RMIS in the Tyumen region and automateall necessary business processes at the regional level related to work on COVID-19 patients in a short time frame.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MVP В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-51-59 УДК: 614.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MVP В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

М.В. Шабалин1, Ю.С. Решетникова 2 А.Г. Немков2, И.Б. Куликова 3

1 ООО «Алгоритм», г. Тюмень, Россия;

2 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень, Россия;

3 Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, Россия.

ORCID: Шабалин М.В. - 0009-0005-0891-3490;

Решетникова Ю.С. - 0000-0001-6726-7103; Немков А.Г. - 0000-0002-6984-8881; Куликова И.Б. - 0009-0003-4466-1396.

И Автор для корреспонденции: Решетникова Ю.С.

АННОТАЦИЯ

В мировой практике эффективность принятых управленческих решений по организации медицинской помощи населению в условиях пандемии COVID-19 связывают с построением математических моделей на основе статистических данных, реализованных в программном обеспечении медицинских информационных систем и развитием цифровых технологий, позволяющих осуществлять дистанционное наблюдение и взаимодействие с пациентом. По мере накопления информации о COVID-19 для органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации стал актуальным вопрос автоматизации процессов сбора, накопления, хранения, анализа и визуализации медицинских данных.

Цель: разработать и внедрить в эксплуатацию программный модуль мониторинга инфекционных заболеваний для автоматизации основных бизнес-процессов, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19. Материалы и методы: Базой для разработки MVP явилась система электронного документооборота Бюрократ. Основным инструментом являлась платформа CUBA, а также использовались технологии: Spring, Groovy, YARG, HL7, SOAP, REST API, Tomcat, Vaadin, Activiti.

Результаты. На первых пяти этапах создания MVP информационной системы мониторинга инфекционных заболеваний введены формы «Анкета», «Лист наблюдения», проведена интеграция с Федеральным регистром больных COVID-19, введен функционал создания экстренных извещений об инфекционных заболеваниях и частично реализована интеграция с региональной информационной системой. Шестой и седьмой этап предусматривали выделение MVP на базе СЭД Бюрократ в самостоятельный программный продукт с расширением функциональных возможностей.

Заключение: В результате работ был получен программный продукт, сначала как модуль в рамках СЭД Бюрократа, а потом как самостоятельная информационная система «Инфекций.Нет», который смог оперативно выступить дополнением к РМИС в Тюменской области и автоматизировать все необходимые бизнес-процессы на региональном уровне, связанные с работой по заболевшим COVID-19 в кратчайшие сроки.

Ключевые слова: медицинская информационная система, минимально жизнеспособный продукт, программное обеспечение, программный модуль, мониторинг инфекционных заболеваний, мониторинг COVID-19, коронавирусная инфекция, модель данных, федеральный регистр больных COVID-19, интеграция информационных систем.

Для цитирования: Шабалин М.В., Решетникова Ю.С, Немков А.Г., Куликова И.Б. Использование MVP в разработке программного продукта информационной системы мониторинга инфекционных заболеваний. Менеджер здравоохранения. 2023; 12:51-59. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-51-59

«КС

Введение

|андемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (СОШ-19) оказала существенное влияние на все аспекты жизни каждой страны мира в целом и каждого человека

П

в отдельности [1]. Отличительными особенностями данной пандемии стали разработка и внедрение мер со стороны систем здравоохранения в режиме реального времени в зависимости от объема накапливаемой информации об эпидемиологических

© Шабалин М.В., Решетникова Ю.С, Немков А.Г, Куликова И.Б., 2023 г.

№12 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

особенностях распространения вируса COVID-19, о клиническом течении заболевания, о влиянии вакцинации, о различных организационных мерах, направленных на снижение влияния вируса на человека и общество [2].

В мировой практике эффективность принятых управленческих решений по организации медицинской помощи населению в условиях пандемии COVID-19 связывают с построением математических моделей на основе статистических данных, реализованных в программном обеспечении медицинских информационных систем (МИС) и развитием цифровых технологий, позволяющих осуществлять дистанционное наблюдение и взаимодействие с пациентом [3]. При этом сложность данных моделей повышается по мере появления новых данных и учета новых требований к оперативному управлению процессами в МО [4].

В Российской Федерации на начальном этапе пандемии, когда информация ограничивалась только учетом числа новых случаев заболеваний новой коронавирусной инфекцией и случаев смерти, достаточно было простых инструментов. По мере накопления информации о COVID-19 для органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан стал актуальным вопрос автоматизации процессов сбора, накопления, хранения, анализа и визуализации медицинских данных [5, 6]. На основе данной информации стало возможным строить прогнозные модели, позволяющие повышать качество принятых управленческих решений [7, 8].

Вынужденная временная мера учета обращений населения Тюменской области за оказанием медицинской помощи в медицинские организации (МО) пациентов с COVID-19, реализованная в виде электронных таблиц, определила актуальность разработки программных модулей для мониторинга и автоматизации процессов [9]. При этом для данного программного модуля был определен следующий функционал: централизованный учет данных, связанных с COVID-19; автоматизация передачи данных между всеми участниками бизнес-процесса ведения медицинского наблюдения по случаям заболевания и развивающегося параллельно эпидемиологического расследования случая заболевания; обеспечение межведомственного взаимодействия, в том числе с учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); передача данных в системы федерального уровня [10]. Кроме того, программный модуль должен

иметь возможность оперативной доработки и настройки, исходя из меняющихся задач, и исключать связанные с этим риски сбоев в работе региональной МИС (РМИС) при обновлении системы [11].

Цель:

разработать и внедрить в эксплуатацию программный модуль мониторинга инфекционных заболеваний для автоматизации основных бизнес-процессов, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19.

Материалы и методы

В условиях ограничения времени реализация задачи создания программного модуля с требуемым функционалом стала возможным с условием разработки минимально жизнеспособного продукта. Minimal Viable Product (MVP) - тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, которая несет ценность для конечного потребителя [12]. MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний [13], созданный для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного программного модуля, позволил учесть обратную связь от целевой аудитории и решить, какие изменения следует внести.

Базой для разработки MVP явилась система электронного документооборота (СЭД) Бюрократ - информационная система, которая внедрена во все МО, подведомственные Департаменту здравоохранения Тюменской области. В данной системе ведется работа по электронному документообороту внутри и между организациями, в том числе по работе с обращениями граждан.

Основным инструментом для достижения поставленной цели являлась платформа CUBA. Платформа CUBA - набор инструментов (фреймворк), работающий на языке программирования Java. Помимо CUBA использовались технологии: Spring, Groovy, YARG, HL7, SOAP, REST API, Tomcat, Vaadin, Activiti.

Результаты

Первый этап создания MVP. Введение формы «Анкета»

Первый этап создания MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний предусматривал реализацию потребности региональной системы здравоохранения в сборе данных в виде анкет при подозрении на COVID-19. Одним из сценариев заполнения являлось самообращение граждан на горячую линию здравоохранения

Менеджер / Manager №12

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023 .

Тюменской области. Программный модуль по обработке данных по COVID-19 был реализован на базе программного продукта СЭД Бюрократ. Данное решение позволило избежать потери времени на написание нового приложения с нуля и его установки на местах в МО. Дополнительным преимуществом такого решения был уже реализованный в СЭД модуль обращений граждан, который был тесно связан с логикой требуемого от программного модуля функционала. Результатом данного этапа стал сформированный реестр анкет, где фиксировалась информация о перемещении пациента (с кем ездил, куда, каким транспортом и т.д.); обсервации, статусе пациента, информация о визите врача и его результатам, информация по результатам лабораторного исследования; информация по выданному листу временной нетрудоспособности. Сформированная модель данных первого этапа представлена на рис. 1. В данной модели ключевой сущностью являлся гражданин, по которому можно было создавать множество анкет, к которым в свою очередь можно было привязывать множество лабораторных исследований.

/ л

Гражданин

1 1

I м

с \

Анкета

\

i 1

I м I

с \

Лабораторное

исследование

\ /

Рис. 1. Модель данных первого этапа создания MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний

Функциональные обязанности по заполнению анкет выполнялись: сотрудниками горячей линии по факту самообращения гражданина; сотрудниками государственного автономного учреждения Тюменской области «Медицинский информационно-аналитический центр» (ГАУ ТО МИАЦ)

полуавтоматически путем импорта списков от иных ведомств и организаций; медицинскими работниками вручную после обследования граждан, взятых под наблюдение.

Программный модуль позволял формировать отчеты на основе сохраняемых данных.

Второй этап создания MVP. Введение формы «Лист наблюдения»

При сборе первичных данных, в соответствии с алгоритмом, у гражданина могло быть не установлено заболевание COVID-19 и второй вариант - выявлены симптомы заболевания и требуется медицинское наблюдение.

Для первого сценария первоначально разработанного функционала было достаточно. Гражданина снимали с наблюдения, что отображалось в системе в атрибуте анкеты «Статус пациента». Ведение учета гражданина, взаимодействие с которым развивалось по второму сценарию, требовало разработки нового функционала модуля.

Таким образом, была сформирована следующая концептуальная потребность в учете уже наблюдаемых пациентов. В эксплуатацию была введена новая форма «Лист наблюдения за контактными в очаге», обобщенная в процессе использования до формы «Лист наблюдения», в котором фиксировалась следующая информация: данные об изоляции (тип изоляции, в какой медорганизации, ключевые даты); медицинская информация (информация о диагнозе, беременности, наличии вакцинаций и др.); ежедневное наблюдение (состояние пациента с замером ключевых параметров); исход заболевания.

Пересмотренная модель данных второго этапа представлена на рис. 2, где «Анкета» и «Лист наблюдения» были обобщены в сущность «Этап». Причиной этого была хронологическая этапность в создании: сначала всегда заполнялась «Анкета» с первичными данными, а потом, в случае наличия симптомов заболевания, создавался «Лист наблюдения». Также «Анкету» и «Лист наблюдения» объединяло наличие лабораторных исследований.

Множественность этапов и установленный набор атрибутов в листе наблюдения позволил формировать цепочку медицинского наблюдения за пациентом с учетом возможности перевода между амбулаторным и/или стационарным лечениями и разными МО. Таким образом, первичный сбор данных по гражданам был расширен сценарием амбулаторного и/или стационарного медицинского наблюдения

№12 Manager /Менеджер

2023 ZdrBvoochranenie /

( \

Гражданин

1 1

М i

с \

Этап

\

I 1

м i

( \

Лабораторное

исследование

/

Расширяет

Г л

Анкета

V У

Расширяет

Лист наблюдения

Рис. 2. Модель данных второго этапа создания MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний

Третий этап создания MVP. Интеграция с Федеральным регистром больных COVID-19

Появившаяся возможность фиксирования амбулаторного и/или стационарного медицинского наблюдения плавно подготовила систему для выполнения первых требований федерального уровня - интеграции с федеральным регистром больных COVID-19 (Федеральный регистр). Важность реализации данной интеграции диктовалась требованием выполнения постановления правительства

f N

Гражданин

\ J

I 1

М I

с \

Этап

\ )

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М

f \

Лабораторное

исследование

Ч )

Российской Федерации от 31.03.2020 № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [11]. На практике указанное постановление требовало от всех участников процесса по всей стране собирать данные по всем больным в рамках нозологий коронавирус, пневмония, грипп, ОРВИ. В Федеральный регистр медицинские работники регионов должны передавать требуемую информацию. Выполнять вышеуказанную норму можно было

Расширяет

Расширяет

с

Анкета

Ч

( N

Ежедневное

наблюдение

ч У

Лист наблюдения

Инструментальное исследование

Противовирусное лечение

Смертельный исход

Рис. 3. Модель данных третьего этапа создания MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний

Менеджер / Menager № 12

/ Zdravoochranenia 2023

двумя способами: вносить данные напрямую или посредством интеграции. Ключевым аргументом в пользу интеграции стал тот факт, что хранение данных в собственной системе позволяет региону иметь полный контроль над этими данными и развитием функционала по работе с ними в будущем, а также стремление исключить двойной ввод информации. Федеральная система же выполняет строго ограниченный набор задач федерального уровня, ограничивая региональные аналитические запросы.

Интеграция с Федеральным регистром потребовала включения в случай заболевания инструментальных исследований, результатов ежедневных наблюдений, информации о специфическом лечении, информации о вакцинации, хронических заболеваниях, а также детализацию исходов.

Для возможности заполнять в разрабатываемом программном модуле все данные по модели федерального регистра был расширен список дочерних сущностей «Листа наблюдения» (рис. 3).

После реализации протокола передачи данных - интеграция с Федеральным регистром больных COVID-19 была введена в эксплуатацию. При этом была сохранена возможность контроля и анализа имеющихся данных на региональном уровне.

Четвертый этап создания MVP. Экстренные извещения об инфекционных заболеваниях

Параллельно работам по расширению модели данных для интеграции с федеральным регистром была взята в работу задача регионального уровня, касающаяся ведения эпидемиологического расследования. Этой задачей являлась реализация процесса подачи экстренных извещений об инфекционных заболеваниях из МО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (ФБУЗ «ЦГиЭ»), подведомственный Роспотребнадзору. К моменту реализации данные извещения пересылались в бумажном виде, поэтому автоматизация процесса в цифровом виде могла значительно повысить эффективность процесса в соответствии с критериями: скорость, надежность, удобство.

Для решения данной задачи в модель данных была добавлена сущность «Извещения» (рис. 4), в которой набор данных соответствовал учетной форме 058/у. Извещения были классифицированы на две формы: «По Коронавирусу» и «По прочим инфекционным заболеваниям».

В рамках процесса реализована возможность отправки из МО в ФБУЗ «ЦГиЭ» и возврата на доработку извещения. Таким образом, был внедрен в эксплуатацию процесс подачи экстренных извещений об инфекционных заболеваниях.

Рис. 4. Модель данных четвертого этапа создания MVP информационной системы по мониторингу инфекционных заболеваний

№ 12 Мападег

2023 Zdrevoochraneniв ,

Пятый этап. Интеграция с РМИС

Функционирование в регионе единой МИС и необходимость работы в разработанном программном модуле обозначило проблему дублирования в связи с необходимостью множественного ввода одной и той же информации в несколько систем. Для решения данных проблем была поставлена задача по частичной интеграции, предусматривающей обмен данными о пациентах и лабораторных исследованиях.

Интеграция была реализована по схеме запроса по ФИО/дате рождения/СНИСЛ в РМИС и получении результата, что позволило ускорить процесс заполнения данных по гражданину, сократить количество дубликатов.

Интеграция данных лабораторных исследований была реализована на данном этапе в качестве временного решения в виде полуавтоматической загрузки через экспорт/импорт файла электронной таблицы, что позволило одному человеку вносить несколько тысяч лабораторных исследований за несколько минут рабочего времени.

Шестой этап. Отделение от СЭД Бюрократ

MVP программного модуля в рамках СЭД «Бюрократ» с учетом роста функционала и перспектив использования вынесен в самостоятельный

программный продукт, который получил название «Инфекций.Нет». Новая реализация имела ряд дополнительных преимуществ: возможность использовать более свежую версию платформы для разработки; устранение всех ограничений по разработке, связанных с моделью данных СЭД.

Ключевые изменения модели данных в новой системе, представленные на рис. 5, включали:

• введение сущности «Случай заболевания» по аналогии с моделью данных Федерального регистра;

• удаление сущности «Этап»;

• преобразование сущности «Анкета» в «Первичное наблюдение», связка со «Случаем заболевания» 1:1;

• преобразование сущности «Лист наблюдения» в «Этап лечения», связка со «Случаем заболевания» 1: М;

• отказ от взаимодействия с модулем обращений граждан ввиду потери востребованности;

• привязка сущности «Лабораторные исследования» только к гражданину без связки с сущностями «Этап лечения» и «Случай заболевания»;

• привязка сущности «Извещение» к «Случай заболевания».

В процессе отделения осуществлена частичная миграция актуальных данных из СЭД Бюрократ в «Инфекций.Нет». Все случаи заболевания, созданные до перехода на «Инфекций.Нет», были

Рис. 5. Программная модель «Инфекций.Нет»

—1 56

Менеджер / Manager № 12

здравоохранения / Zdravoochranertia 2023 .

доведены и закрыты в СЭД Бюрократ, а новые создавались уже в «Инфекций.Нет».

Седьмой этап. Расширение функционала программного продукта

В условиях отсутствия технических ограничений СЭД развитие «Инфекцйи.Нет» позволило разработать дополнительный функционал и переработать существующий. Перечень наиболее существенных доработок включает:

• введение типизации случаев заболевания, которая позволила вести случаи не только по ко-ронавирусу, но и по прочим инфекционным заболеваниям;

• масштабная доработка процесса передачи извещений в ФБУЗ «ЦГиЭ» с версионностью, повтор-ностью и различными процессными сценариями;

• интеграция с ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» в части передачи результатов лабораторных исследований по СОУЮ-19 [14];

• интеграция с реестром электронных медицинских документов (РЭМД) в части передачи структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) [15];

• интеграция с реестром нормативно-справочной информации (НСИ) системы здравоохранения в части получения справочников;

• реализация множества интеграций с РМИС: получение лабораторных исследований, вакцинаций, медицинских отводов, отказов, коечного фонда МО, организационной структуры МО, извещений и т.д.;

• реализация интеграции по получению организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) для быстрого заполнения экстренных извещений.

Заключение

Описанный опыт и его результаты наглядно показали эффективность разработки нового программного продукта, используя MVP. При этом для итогового успеха и закрепления в последующей эксплуатации разработанного программного продукта в формате MVP нельзя останавливаться при достижении первых успехов. Необходимо вести работу по оптимизации модели данных и бизнес-процессов, перестраивать частные решения к общим, внедрять новый востребованный функционал.

В результате работ был получен программный продукт, сначала как модуль в рамках СЭД Бюрократа, а потом как самостоятельная ИС «Инфекций.Нет», который смог оперативно выступить дополнением к РМИС в Тюменской области и автоматизировать все необходимые бизнес-процессы на региональном уровне, связанные с работой по заболевшим COVID-19 в кратчайшие сроки.

В рамках эксплуатации программный продукт успешно справился с динамично меняющимися потребностями в рамках эпидемии COVID-19, которые регламентировались нормативными правовыми документами федерального и регионального уровня.

«Инфекций.Нет», выступая дополнением к РМИС, позволяет накапливать и анализировать необходимые об инфекционных заболеваниях данные на региональном уровне и выполнять обязательства перед государством, предоставляя необходимые данные в системы федерального уровня.

В настоящее время, реализованный функционал можно рассматривать, как прототип региональной вертикально-интегрированной информационной системы ведения инфекционных заболеваний, на базе которой возможна дальнейшая реализация соответствующих федеральных задач.

#хс

1. COVID-19: первый опыт. 2020 / М.А. Аксельров, М.М. Алимова, А.А. Барадулин [и др.]. - Тюмень: Издательство «ВекторБук», 2021. - 463 с.

2. Современная медицинская организация: тренды, стратегии, проекты / М.А. Акберов, А.Г. Андоверова, Е.В. Ануфриева [и др.]. - Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2022. - 312 с. - ISBN 978-5-906603-61-6.

3. Профиль пациента, готового к использованию цифровых технологий и методов искусственного интеллекта при получении медицинской помощи / Ю.С. Решетникова, О.В. Шарапова, А.Л. Каткова [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66 - № 1. - С. 20-26. - DOI: 10.47470/0044-197X-2022-66-1-20-26.

4. Kocovic P.V. Monitoring COVID-19 is like instrument flying / P.V. Kocovic, Z.V. Kocovic, V.P. Kocovic // Military Technical Courier. - 2020. - Vol. 68 - No. 3. - P. 424-437. - DOI: 10.5937/vojtehg68-26557.

5. Деятельность центров общественного здоровья и медицинской профилактики при эпидемии COVID-19 / Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко, Ю.С. Раковская, О.М. Драпкина // Профилактическая медицина. - 2020. -Т. 23 - № 7. - С. 33-36. - DOI: 10.17116/profmed20202307133.

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

6. Оперативный мониторинг лабораторных показателей возраст-ассоциированных заболеваний с применением информационных систем в условиях новой коронавирусной инфекции / Н.Л. Жукова, С.А. Рукавишникова, У.Р. Сагинбаев [и др.] // Врач. - 2022. - Т. 33. - № 6. - С. 71-74. - DOI: 10.29296/25877305-2022-06-13.

7. Возможности информационных систем в прогнозировании исходов новой коронавирусной инфекции COVID-19 / И.В. Дем-ко, Е.Е. Корчагин, О.А. Черкашин [и др.] // Медицинский совет. - 2022. - Т. 16. - № 4. - С. 42-50. - DOI: 10.21518/2079-701X-2022-16-4-42-50.

8. Управление ресурсами в медицинской организации / Е.В. Ануфриева, А.Г. Асновская, М.Э. Ахмедов [и др.]. - Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2023. - 324 с. - I SBN 978-5-906603-65-4.

9. Решетникова Ю.С. Оперативное управление процессами оказания медицинской помощи приписному населению в условиях COVID-19 / Ю.С. Решетникова, И.А. Тагильцева, Н.Ю. Путина // Конгресс «Человек и лекарство. УРАЛ - 2021»: Сборник материалов (тезисы докладов), Тюмень, 16-18 ноября 2021 года. - Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2021. - С. 83-84.

10. Соколов А.В. Мониторинг и прогноз динамики заболеваемости COVID-19 в Москве: 2020-2021 годы / А.В. Соколов, Л.А. Соколова // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. - 2022. - Т. 21. - № 4. - С. 48-59. - DOI: 10.31631/2073-3046-2 022-21-4-48-59.

11. Трансформация медицинской статистики в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / О.С. Кобяко-ва, А.В. Поликарпов, Н.А. Голубев [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. -Т. 29. - № 6. - С. 1439-1445. - DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1439-1445.

12. Амиржан Б.А. Основные этапы разработки медицинской информационной системы / Б.А. Амиржан, М.У. Байдельдинов // Аллея науки. - 2018. - Т. 5 - № 5(21). - С. 139-142.

13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022619085 Российская Федерация. Мониторинг инфекционных и паразитарных заболеваний: № 2022616498: заявл. 13.04.2022: опубл. 19.05.2022; заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Бюрократ».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 452 «Об обеспечении уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обмена информацией о результатах таких исследований» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 2021 г. № 14 ст. 2330.

15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.09.2020 № 947н «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 января 2021 г., регистрационный № 62054) // Официальный Интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 12 января 2021 г. № 0001202101120007.

к#

змо зЯо

ORIGINAL PAPER

USING MVP IN THE DEVELOPMENT

OF A SOFTWARE PRODUCT FOR AN INFECTIOUS

DISEASE MONITORING INFORMATION SYSTEM

M.V. Shabalin1, Yu.S. Reshetnikova2A.G. Nemkov2, I.B. Kulikova3

I1 «Algoritm», LLC, Tyumen, Russia;

2 Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia.

3 Department of Emergency Medical Care and Health Risk Management of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

El Corresponding author: Reshetnikova Yu.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

In world practice, the effectiveness of management decisions taken to organize medical care for the population in the context of the COVID-19 pandemic is associated with the construction of mathematical models based on statistical data implemented in the software of medical information systems and the development of digital technologies that allow remote observation and interaction with the patient. As information about COVID-19 accumulates, the issue of automating the processes of collecting, accumulating, storing, analyzing and visualizing medical data has become relevant for executive authorities in the field of protecting the health of citizens in the Russian Federation.

Purpose of study. To develop and to implement a software module for monitoring infectious diseases to automate basic business processes related to the provision of medical care to patients with COVID-19.

Methods. The basis for the development of MVP was the e-document flow system (EDF) «Bureaucrat». The main tool was the CUBA platform, and the following technologies were used: Spring, Groovy, YARG, HL7, SOAP, REST API, Tomcat, Vaadin, Activiti. Results. At the first five stages of creating an MVP information system for monitoring infectious diseases, the "Questionnaire" and "Observation Sheet" forms were introduced, and also integration with the Federal Register of COVID-19 Patients was carried out, functionality for creating emergency notifications about infectious diseases was introduced, and integration with the regional information system was partially implemented. The sixth and seventh stages provided for the separation of MVP based on the Bureaucrat EDF into an independent software product with expanded functionality.

Conclusions. As a result of the work, a software product was obtained, first as a module within the Bureaucrat EDF, and then as an independent information system "Infections.Net", which was able to quickly act as an addition to RMIS in the Tyumen region and automate all necessary business processes at the regional level related to work on COVID-19 patients in a short time frame.

Keywords: medical information system, minimum viable product, software, software module, infectious disease monitoring, COVID-19 monitoring, coronavirus infection, data model, federal register of COVID-19 patients, information systems integrationc. For citation: Shabalin M. V., Reshetnikova I.S., Nemkov A.G., Kulikova I.B. Using MVP in the development of a software product for an infectious disease monitoring information system. Manager Zdravoohranenia. 2023; 12:51-59. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-51-59

—1 58

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 12

ZdrevoochreneniB 2023

REFERENCES

1. COVID-19: first experience. 2020 / M.A. Akselrov, M.M. Alimova, A.A. Baradulin [and others]. - Tyumen: VectorBook Publishing House, 2021. - 463 p.

2. Modern medical organization: trends, strategies, projects / M.A. Akberov, A.G. Andoverova, E.V. Anufrieva [and others]. - Tyumen: RIC "Ivex", 2022. - 312 p. - I SBN 978-5-906603-61-6.

3. Profile of a patient ready to use digital technologies and artificial intelligence methods when receiving medical care / lu.S. Reshetnikova, O.V. Sharapova, A.L. Katkova [etc.] // Healthcare of the Russian Federation. - 2022. - Vol. 66. - No. 1. - P. 20-26. - DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-1-20-26.

4. Kocovic P.V. Monitoring COVID-19 is like instrument flying / P.V. Kocovic, Z.V. Kocovic, V.P. Kocovic // Military Technical Courier. -2020. - Vol. 68. - No. 3. - P. 424-437. - DOI 10.5937/vojtehg68-26557.

5. Activities of public health and medical prevention centers during the COVID-19 epidemic / L. Yu. Drozdova, O.V. Lishchenko, Yu.S. Rakovskaya, O.M. Drapkina // Preventive medicine. - 2020. - Vol. 23. - No. 7. - P. 33-36. - DOI 10.17116/profmed20202307133.

6. Operational monitoring of laboratory indicators of age-associated diseases using information systems in the context of a new coronavirus infection / N.L. Zhukova, S.A. Rukavishnikova, U.R. Saginbaev [etc.] // Doctor. - 2022. - Vol. 33, No. 6. - P. 71-74. - DOI 10.29296/25877305-2022-06-13.

7. Capabilities of information systems in predicting the outcomes of the new coronavirus infection COVID-19 / I.V. Demko, E.E. Korchagin, O.A. Cherkashin [et al.] // Medical Council. - 2022. - Vol. 16. - No. 4. - P. 42-50. - DOI 10.21518/2079-701X-2022-16-4-42-50.

8. Resource management in a medical organization / E.V. Anufrieva, A.G. Asnovskaya, M.E. Akhmedov [etc.]. - Tyumen: RIC "Ivex", 2023. - 324 p. - I SBN978-5-906603-65-4.

9. Reshetnikova Yu.S. Operational management of the processes of providing medical care to the registered population in the conditions of COVID-19 / Yu.S. Reshetnikova, I.A. Tagiltseva, N.Yu. Putina // Congress "Man and Medicine. URAL - 2021": Collection of materials (abstracts), Tyumen, November 16-18, 2021. - Tyumen: RIC "Ivex", 2021. - P. 83-84.

10. Sokolov A.V. Monitoring and forecast of the dynamics of the incidence of COVID-19 in Moscow: 2020-2021 / A.V. Sokolov, L.A. Sokolova // Epidemiology and vaccine prevention. - 2022. - Vol. 21. - No. 4. - P. 48-59. - DOI 10.31631/2073-3046-2022-21-4-48-59.

11. Transformation of medical statistics during the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19) / O.S. Kobyakova, A.V. Polikarpov, N.A. Golubev [etc.] // Problems of social hygiene, health care and history of medicine. - 2021. - Vol. 29. - No. 6. - P. 1439-1445. - DOI 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1439-1445.

12. Amirzhan B.A. Main stages of development of a medical information system / B.A. Amirzhan, M.U. Baideldinov // Alley of Science. -2018. - Vol. 5. - No. 5(21). - P. 139-142.

13. Certificate of state registration of a computer program No. 2022619085 Russian Federation. Monitoring of infectious and parasitic diseases: No. 2022616498: application. 04/13/2022: publ. 05/19/2022; applicant Limited Liability Company «Bureaucrat».

14. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 27, 2021 No. 452 "On ensuring notification of individuals about the results of studies for the presence of the causative agent of a new coronavirus infection (COVID-19) using the federal state information system "Unified portal of state and municipal services (functions)" and exchange of information on the results of such research» // Collection of Legislation of the Russian Federation dated April 5, 2021, No. 14 Art. 2330.

15. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 09/07/2020 No. 947n "On approval of the Procedure for organizing a document flow system in the field of health protection in terms of maintaining medical records in the form of electronic documents" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on January 12, 2021, registration N62054) // Official Internet portal of legal information» (www.pravo.gov.ru) January 12, 2021 N0001202101120007.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Шабалин Михаил Владимирович - руководитель проекта ООО «Алгоритм», бакалавр, г. Тюмень, Россия. Mikhail V. Shabalin - project manager «Algoritm», LLC, bachelor, Tyumen, Russia. ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0891-3490, e-mail: shabalin.fallout@mail.ru

Решетникова Юлия Сергеевна - доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института общественного здоровья и цифровой медицины ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, канд. мед. наук, доцент, г. Тюмень, Россия.

Yuliia S. Reshetnikova - MD, Cand. Sci. (Med), Associate professor of the Department of Public Health Care and Health Care Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia.

ORCID: https://orcid.org/0000-000l-6726-7l03, SPINI956-8632, e-mail: reshetnikovays@tyumsmu.ru.

Немков Алексей Геннадьевич - профессор кафедры медицинской информатики и биологической физики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, д-р мед. наук, заместитель директора, начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации здравоохранения Департамента здравоохранения Тюменской области, г. Тюмень, Россия.

Aleksei G. Nemkov - MD, Dr. Sci. (Med.), Professor of the Department of Medical Informatics and Biological Physics Tyumen State Medical University, Deputy Director, Head of the Department of Licensing, Drug Provision and Health Informatization of the Department of Health of the Tyumen Region, Tyumen, Russia.

SPIN: 2567-8145, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6984-888l, e-mail: nemkovag@72to.ru

Куликова Инна Борисовна - директор департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, Россия.

Kulikova Inna Borisovna - Director of the Department of Emergency Medical Care and Health Risk Management of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

SPIN code: 6750-6265, AuthorID: 1080522. https://orcid.org/0009-0003-4466-l396

#xc

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.