4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Erastov A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
6. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
7. Bolotin, A.E. and Skripachev, S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of a training load during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
8. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
9. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2014.
УДК 797.122.2
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ
Константин Сергеевич Вишняков, старший тренер по гребле на байдарках и каноэ, ФГБУ Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва
Аннотация
В статье анализируются тренировочные программы молодежной и основной сборной команды России в гребле на байдарках. Выявлены положительные моменты и недостатки в построении годичного тренировочного цикла, особенно специально подготовительного и соревновательного этапов. Указан перспективный путь решения проблем, суть которого заключается в корректировке распределения объемов и интенсивности тренировочных средств на основе учета закономерностей развития и сохранения спортивной формы.
Ключевые слова: структура, содержание, годичный тренировочный цикл, гребля на байдарках, сборные команды России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p30-34
ANALYSIS OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE ANNUAL TRAINING CYCLE OF THE RUSSIAN NATIONAL TEAM IN CANOEING
Konstantin Sergeevich Vishnyakov, the head coach in canoeing junior team, Center of sports preparation of National teams of Russia, Moscow
Annotation
The article analyzes the training programs for the youth and the main Russian national team in canoeing. It identified the positive aspects and disadvantages in the planning of one-year training cycle, especially the preparatory and competitive phases. It specified the promising way for the problems solving, the essence of which is to adjust the distribution of the volume and intensity of training means on the basis of patterns for development and preservation of the sports fitness.
Keywords: structure, contents, one-year training cycle, canoeing, national teams of Russia.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к построению годичного тренировочного цикла в различных видах спорта всегда остается в центре внимания специалистов. Это вовсе не случайно, так как именно годичное планирование тренировочного процесса является кульминацией всей творческой работы тренера, воплощающейся в конкретный документ, на основе которого детализируются все остальные тренировочные циклы, отдельные занятия и двигательные задания [7, 8]. Безусловно, в основе построения годичного цикла должны быть положены определенные закономерности, отражающие сущностные характеристики процесса спортивной тренировки. Однако у специалистов по этому поводу нет однозначного мнения, и, как следствие, моделей структуры годичного тренировочного цикла существует несколько, причем, принципиально отличающихся друг от друга [1-6]. Выяснить, какая из этих моделей является базовой в построении тренировочного процесса сборных команд России в гребле на байдарках, и стало целью нашего исследования.
МЕТОДИКА
Анализировали тренировочные программы молодежной и основной сборной команды России в гребле на байдарке за 2012-2013 гг., специализирующихся на дистанции 1000 м. Сравнивали объемы тренировочной нагрузки ежемесячно и за год, а также ежемесячные и годичные тренировочные объемы всех основных средств подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время при составлении тренировочных программ подготовки сборных команд России по гребле на байдарке и каноэ, независимо от возрастной группы, в их содержание включаются следующие основные средства: специальной подготовки -гребля в различных зонах интенсивности, измеряемой в километрах (км); общей физической подготовки, измеряемой в астрономических часах (ч) - легкоатлетический бег, тренажерная подготовка, атлетическая подготовка, спортивные игры, силовая аэробика, об-щеразвивающие упражнения (ОРУ) и упражнения на гибкость.
Греблю на байдарках и каноэ планируется выполнять в пяти зонах интенсивности, в зависимости от концентрации образуемого при этом лактата (Ьа): I - Ьа < 2мМ/л; II -Ьа 2-4 мМ/л; III - Ьа 4-8 мМ/л; IV - Ьа > 8 мМ/л; V - алактатная.
Как известно [9], первая зона интенсивности соответствует исключительно аэробному режиму энергообеспечения мышечной деятельности, вторая - приходится на границу порога анаэробного обмена (ПАНО), но не превышает его. А в третьей и четвертой зонах интенсивности мышечной деятельности в большей мере преобладают анаэробные процессы энергообеспечения. Пятая зона интенсивности гребли предусматривает тренировку только фосфатного механизма, субстратом которого является аденозинтрифосфат (АТФ).
На рисунке 1 представлена динамика выполненного объема основных тренировочных средств гребцов на байдарке молодежной сборной России. Так в начале подготовительного периода (октябрь-ноябрь) объем гребли в аэробном, смешанном и анаэробном режимах постепенно возрастает. В декабре же объем тренировочной нагрузки в аэробной и смешанной зонах существенно уменьшается, и параллельно возрастает ее интенсивность - объем гребли в анаэробном режиме увеличивается более чем в 2 раза. Такая динамика тренировочной нагрузки явно говорит о том, что это общеподготовительный этап. В январе спортсмены не используют греблю в связи с отсутствием условий для тренировки.
В феврале в сборной молодежной команде начинается специальный подготовительный период. Постепенно объем гребли в аэробном режиме увеличивается до апреля, затем наблюдается некоторый спад, и максимум нагрузки приходится на июнь, то есть когда начинается соревновательный этап.
Месяцы годичного цикла
» Гребля в аэробной зоне (км) —■— Гребля в аэробно-анаэробной зоне (км)
■Аг - Гребля в анаэробной зоне (км) —•■ - Общая физическая подготовка (ч)
Рис. 1. Динамика объема основных тренировочных средств гребцов на байдарке
молодежной сборной России
На июнь приходится и максимум объема гребли в аэробно-анаэробном режиме. Однако объем гребли в анаэробном режиме в июне уменьшается, по сравнению с предыдущими месяцами, когда наблюдался ее рост. Объем общей физической подготовки в течение всего годичного тренировочного цикла у гребцов молодежного состава рассредоточен почти равномерно, за исключением соревновательного этапа (июль-август). То есть, динамике тренировочных нагрузок молодежного состава гребцов в годичном цикле свойственны черты волнообразного и плавного изменения их основных параметров. Это является одним из ключевых признаков теории периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева [5, 6]. Однако противофазного изменения объема и интенсивности, особенно в специально подготовительном периоде, как и существенного уменьшения объема ОФП, в рассматриваемом годичном тренировочном цикле явно не просматривается.
Таким образом, можно сделать заключение, что построение годичного цикла гребцов на байдарке молодежного состава сборной команды России только частично основывается на идеях Л.П. Матвеева. В основном это касается построения общеподготовительного этапа. На рисунке 2 представлена динамика выполненного объема основных тренировочных средств гребцов на байдарке основного состава сборной России.
300 § 250
0
1 200
ig О
'S 150
и
к
I 100 &
J 50
о
\ .Л / \
■— ЧГ" —■ \ // V*^^ \ Л
V \ t[ // V-^a V \
Л - - \л - А^ \ У . ' ' «
а' v| f* ^ -—. - А
II III IV V Месяцы годичного цикла
-Гребля в аэробной зоне (км) - Гребля в анаэробной зоне (км)
Гребля в аэробно-анаэробной зоне (км) - Общая физическая подготовка (ч)
0
X
IX
Рис. 2. Динамика объема основных тренировочных средств гребцов на байдарке основного состава сборной России
В начале подготовительного периода (октябрь) гребцы выполняют большой объем гребли в аэробном режиме (294,0 км) и смешанном режиме (162,0 км). Далее в ноябре-декабре объем гребли в аэробной зоне значительно сокращается (более чем в 2 раза), но повышается доля гребли в смешанном и анаэробном режимах.
Общая физическая подготовка, составляя в октябре 52 часа, в последующих месяцах несколько уменьшается. То есть, по своей структуре тренировочный процесс спортсменов основного состава сборной команды России по гребле на байдарках соответствует классическим понятиям построения общеподготовительного этапа по модели годичного цикла Л.П. Матвеева [5, 6].
В январе взрослые спортсмены занимались только общей физической подготовкой. В начале специально подготовительного этапа (февраль-март) закономерно возрастает объем гребли в аэробно-анаэробном режиме. Причем он больше, чем объем гребли в аэробном режиме. У молодежного состава в тоже время все было как раз наоборот.
Далее у взрослых спортсменов постепенно возрастает объем гребли в анаэробном режиме, достигая максимума к началу соревновательного этапа (июнь). Однако в июне резко возрастает и объем гребли в аэробном режиме. Такая ситуация не типична для соревновательного этапа, тем более квалифицированных спортсменов. К тому же объем аэробной нагрузки остается достаточно большим и в августе, то есть в конце соревновательного этапа.
Как видим структура построения годичного тренировочного цикла и динамика распределения объемов основных средств подготовки гребцов на байдарках молодежного и основного состава сборной России достаточно схожи. И если общеподготовительный этап построен в обоих случаях на соблюдении характерных признаков периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева [5, 6], то специально подготовительный и соревновательный этапы этой концепции не соответствуют, как и другим известным спортивной науке моделям годичного цикла [1-4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ структуры и содержания годичного тренировочного цикла молодежной и основной сборной команды России в гребле на байдарке, специализирующихся на дистанции 1000 м, показал, что построение тренировочного процесса на специально подготовительном и соревновательных этапах требует серьезной корректировки распределения объемов и интенсивности основных средств подготовки с обязательным учетом научно обоснованных закономерностей развития и сохранения спортивной формы. Такой подход может существенно повысить эффективность тренировочного процесса гребцов сборных команд, что будет способствовать росту их спортивного мастерства и соревновательной результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
2. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2. - С. 24-31.
5. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 820 с.
8. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки: общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 623 с.
9. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировка выносливости : пер. с англ. / П. Янсен. - Мурманск : Издательство «Тулома», 2006. - 160 с.
REFERENCES
1. Bondarchuk, A. P. (2005), Periodization of sports training, Olympic literature, Kiev.
2. Bondarchuk, A. P. (2007), Managing the training process of sportsmen of high class, Olympia Press, Moscow.
3. Verkhoshansky, Y. C. (185), Programming and organization of training process, Physical culture and sport, Moscow.
4. Verkhoshansky, Y. C. (1991), "Principles of organization of training of high-class athletes in the annual cycle", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 24-31.
5. Matveev, L. P. (1999), The foundations of the General theory of sport and the training of athletes, Olympic literature, Kiev.
6. Matveev, L. P. (2010), General theory of sport and its applied aspects: textbook for universities of physical culture, Soviet sport, Moscow.
7. Platonov V.N. (2004), The system of preparation of sportsmen in Olympic sport, Olympic literature, Kiev.
8. Platonov V.N. (2013), Periodization of sports training: General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.
9. Jansen. P. (2006), Heart rate, lactate and endurance workout, publishing house "Tuloma", Murmansk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.
УДК 796.56
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРМАНЕНТНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 16-19 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ
Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Эдвард Станиславович Ародь, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты формирования перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. Представленные в работе выводы, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, актуализируют принципы применения обучающего тестирования в спортивном ориентировании, что позволяет научно обосновать инновационную методику тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования, повысить качество учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных спортсменов.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, тактическая подготовка, технология обучающего тестирования, юные спортсмены.