АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МИГРАЦИОННОГО ПРИРОСТА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Макарова Н.А.
Оренбургский филиал ИЭ УрО РАН г. Оренбург, Россия
Распад СССР вызвал нерегулируемые миграционные процессы. Миллионы людей, вынужденных покинуть свои обжитые условия, устремляются на этническую родину. Нестабильность обстановки в ряде новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и международные конфликты, бытовой национализм и не терпимость к инонациональному населению, вероисповеданию, языку и многое другое стимулировали появление в 90-х годах массового потока вынужденной миграции из стран нового зарубежья на территорию России. Бывшие советские люди распределились на проживающих в своем государстве и тех, кто оказался за его пределами. По данным переписи 1989 г. за пределами России в странах СНГ и Балтии было учтено 28 млн. человек российских коренных национальностей, из которых 25 млн. человек русские.
В современный период особую роль играют приграничные регионы, одним из которых является Оренбургская область. Протяженность Государственной границы с Республикой Казахстан составляет 1895 км. Область находится на основных транспортных магистралях связывающих государства Средней Азии, Казахстан и центральные регионы Российской Федерации. Внутренние границы с республиками Башкортостан и Татарстан, Челябинской и Самарской областями также оказывают немаловажное влияние на масштабы миграционных процессов. Такое положение предопределяет объемы и основные направления иммиграционных потоков, как в Российскую Федерацию, так и на территорию области.
Несмотря на некоторое снижение миграционного притока, Оренбургская область в долгосрочном плане опережает другие традиционно притягательные для переселения регионы. Поэтому весьма интересно рассмотреть, каким образом основные тенденции и особенности миграционных процессов в России проявляются в этом активно принимающем мигрантов регионе.
Общая численность переселенцев в регионе весьма значительна.
В 1994 году в области наблюдался наибольший миграционный прирост (24,2 тыс. человек), с 1998 года до 2001 года - миграционное снижение.
Например, только за 2006 г. областной миграционной службой на территории Оренбургской области зарегистрировано по месту временного пребывания 63215 иностранных граждан и лиц без гражданства, или 6,7% от общего количества въехавших на территорию Российской Федерации через пункты пропуска на Оренбургском участке российско-казахстанской границы. В 2010 году поток иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших пограничный контроль в пунктах пропуска на оренбургском
участке российско-казахстанской Государственной границы, увеличился на 15,6%. По состоянию на 1 января 2011 года въехало 937324 иностранных гражданина и выехало - 659803.
Всего за последние десять лет на территории области, по данным Оренбургского областного комитета государственной статистики прибыли 343,111 тыс. человек мигрантов [2].
В этой связи возрастает роль анализа миграционных процессов в Оренбургской области, позволяющего оценить потенциальное и реальное развитие миграции, а также ее воздействие на экономическую, социальную, этническую и морально-психологическую обстановку в области. Этим и обусловлена актуальность задач, связанных с изучением оценки миграционных процессов.
Общеизвестно, что из-за повышения смертности и сокращения рождаемости Оренбургская область находится в глубоком демографическом кризисе. На протяжении последних тридцати лет сочетание низкой рождаемости и высокой смертности было таким, что не обеспечивалось даже простое замещение поколений, нетто-коэффициент воспроизводства населения опустился ниже единицы уже в середине 60-х годов, воспроизводство населения из расширенного стало суженным. Особенности возрастного состава населения долгое время позволяли даже и в таких условиях поддерживать положительный естественный прирост, но это не могло продолжаться бесконечно, рано или поздно он должен был смениться отрицательным, это проявляется и в Оренбургской области.
Если до 1988 года общий прирост населения складывался большей частью из естественного прироста, то в период с 1993 по 2000 г. прирост населения происходил исключительно за счет миграции, что связано в большей степени с приграничным расположением области.
Пессимистические прогнозы естественного прироста заставляют обратить большее внимание на второй компонент роста численности населения - миграцию, тем более что миграционный прирост уже сейчас до известной степени играет ту роль, которая прежде принадлежала естественному приросту. На наш взгляд, было бы преувеличением называть нынешнюю демографическую ситуацию в области демографической катастрофой, но не вызывает сомнений, что негативные тенденции демографического развития в самом ближайшем будущем могут обострить проблемы, связанные со старением населения, демографической нагрузкой и т.д. Поэтому, принимая во внимание такую безрадостную демографическую перспективу, необходимо проводить четкую иммиграционную политику, направленную на прием и интеграцию мигрантов в социальную сферу, и рынок труда. Поощрение мигрантов с помощью грамотно выстроенной социальной политики совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений способно в какой-то мере исправить сложившуюся ситуацию [1].
В то же время неразумно уповать лишь на поощрение притока мигрантов в область как на средство преодоления кризисной демографической ситуации. Безусловно, международная миграция может смягчить остроту последствий демографического кризиса, способствовать решению отдельных демографических проблем, но не более того. Преодоление демографического кризиса может быть только результатом общего оздоровления общества, восстановление ценности и роли семьи, стабилизации уровня рождаемости, сокращения смертности и уже потом привлечения мигрантов. На это должны быть нацелены меры социально-демографической и миграционной политики.
С 2001 г. наблюдается резкое падение уровня миграционной подвижности с последующей относительно устойчивой отрицательной тенденцией. Снижение миграционного прироста Оренбургской области объясняется, во-первых, стабилизацией социально-экономической ситуации в странах СНГ, прежде всего в странах Центральной Азии и Казахстане, откуда направлялись основные потоки мигрантов, а также снижением притягательности России и Оренбургской области в частности для потенциальных вынужденных мигрантов. Очевидно и то, что в России, во-вторых, не были сформированы условия для «нормальной», а не «стрессовой» миграции из стран СНГ. В-третьих, в оценке
динамики масштабов миграции заметную роль играют правила регистрации. До 1 октября 2001 года граждане СНГ и Балтии могли регистрироваться по месту проживания на тех же условиях, что и граждане РФ. С 1 октября 2001 года на иммигрантов из СНГ и Балтии была распространена процедура получения вида на жительство и регистрация по месту пребывания, что и оказалось существенным фактором, приведшим к снижению уровня миграционной подвижности.
Абсолютные и относительные показатели миграции населения, используемые для анализа миграционных потоков на уровне страны, региона или отдельного поселения, могут характеризовать как общий уровень подвижности населения территории, так и масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период.
Важным показателем, характеризующим интенсивность миграционного оборота, является коэффициент мобильности населения, который рассчитывается как:
К = (V+ - V - )/£-1000,
где V+ - число прибывших в данную местность за год;
V- - число выбывших из данной местности за год;
8 - среднегодовая численность населения, проживающего на этой территории.
Динамика коэффициента мобильности населения представлена на рисунке.
Как видно, коэффициент мобильности населения характеризует тенденцию снижения миграционного оборота в Оренбургской области. В период с 2000 по 2006 гг. интенсивность миграции снизилась 2 раза, что свидетельствует о том, что область находится в завершающей стадии миграционного перехода.
С 2001 г. миграционный прирост становится отрицательным, что объясняется, прежде всего, резким сокращением числа беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья вследствие ужесточения условий регистрации граждан СНГ и Балтии.
Сложность проблемы на начальном этапе заключалась в отсутствии миграционной политики государства и нормативно-правовой базы. Первые Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», регламентирующие основы правового положения вынужденных мигрантов, полномочия исполнительных органов власти всех уровней, были приняты в 1993 году. С 1995 по 2002 г. число мигрантов этого потока заметно сокращается (на 57%), причем не только в Оренбургской области, но и в целом по России. Связано это с совершенствованием российского законодательства о гражданстве, заключением двусторонних межведомственных соглашений по вопросам социального и пенсионного обеспечения, что сняло острую необходимость выезда в Россию. Кроме того, сдерживающим фактором переезда в страну послужили военные действия в Чеченской Республике.
момент времени, год
Рисунок 1 - Динамика миграционной активности населения Оренбургской области
Резкое увеличение миграционной активности населения в 2005 году можно объяснить следующим. В настоящее время завершен переход на новую систему регистрации населения и новый учетный документ-листок статистического учета мигранта в соответствии с законом Российской Федерации «О праве граждан Российской федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: разрешительная система прописки изменена на заявительную систему регистрации населения. Специальная ведомственная Инструкция МВД определяет правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета на территории России. В связи с переходом на заявительную систему регистрации населения летом 2005 года в РФ была проведена так называемая «миграционная амнистия» нелегальных трудовых мигрантов. В соответствии с новыми правилами регистрация прибывших индивидов проводится по личному заявлению, при условии наличия справки о трудоустройстве, полученной от работодателя. При этом существенно упростилась и сама процедура регистрации. Увеличение миграционного пополнения ресурсов рабочей силы в строительстве и дорожном хозяйстве после миграционной амнистии только за два летних месяца составило +13% по сравнению с тем же периодом 2004 года. Регистрационный учет по заявительной системе установлен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
С 2008 по 2009 год наблюдается резкое увеличение миграционной активности - коэффициент мобильности увеличился на 2,7 единицы.
В целях обеспечения комфортности и комплексности при получении российскими и иностранными гражданами миграционных услуг, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации, за подписью В.В.Путина от 5 ноября 2009 года, ФМС России создала Федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис». Филиал ФГУП ПВС ФМС России начинает свою работу и в Оренбуржье. В качестве альтернативы устоявшейся процедуры оформления документов, в том числе заграничных паспортов функционирует Единый Портал оказания государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru. Электронная система информирует заявителя о стадии, которую проходят его документы, что позволяет оперативно реагировать в случае выявления каких-либо неточностей. Лично посещать структурные подразделения Управления гражданину придется гораздо реже, получение документа проходит также в специально отведенное, удобное гражданину время, соответственно отпадает и необходимость стояния в очередях. На сегодня данной услугой воспользовалось уже 2678 жителей области и эта цифра неуклонно растет [2].
По данным центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России, за первое полугодие 2011 года на территорию Российской Федерации въехало около 7 миллионов иностранных граждан, что почти на 10 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на увеличение потока въезжающих в РФ, отмечается снижение числа иностранных граждан пребывающих на территории области. За 2010 год на территории Оренбургской области поставлено на
миграционный учет 99502 иностранных гражданина, что меньше по сравнению 2009 годом на 9,4%.
Необходимо отметить, что после начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Оренбургской области не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.
Внешняя миграция определяется в большей степени миграционными потоками со странами СНГ и Балтии, что объясняется географическим положением Оренбургской области.
Характерной чертой миграции в Оренбургской области является многонациональность, что демонстрирует таблица.
Большинство мигрантов в 2000 г. и 2006 г. составляли русские (61,3% и 65,0% соответственно). Основными регионами выхода русских мигрантов являются Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Чеченская республика. Основной причиной переселения мигранты называют дискриминацию русскоязычного населения, сокращение и увольнение с работы лиц не коренной национальности, закрытие русскоязычных школ, перевод всех учреждений на работу только на национальном языке, прекращение теле- и радиовещания на русском языке - это причины, на которые указывают более 70% переселенцев. Значительная часть (не менее 20%) указывают на «бытовой национализм» - оскорбления, унижения и угрозы расправы от
Январь-июнь
2011г. 2010г.
число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-)
Международная миграция 2939 265 +2674 2529 245 +2284
в том числе:
с государствами-участниками СНГ 2805 214 +2591 2426 224 +2202
в том числе:
Беларусь 16 5 +11 7 3 +4
Казахстан 465 183 +282 462 202 +260
Республика Молдова 29 2 +27 41 - +41
Украина 112 12 +100 85 8 +77
Государства Закавказья 463 4 +459 454 8 +446
Азербайджан 179 1 +178 189 5 +184
Армения 284 3 +281 265 3 +262
Государства Средней Азии 1720 8 +1712 1377 3 +1374
Киргизия 174 5 +169 172 1 +171
Таджикистан 692 2 +690 562 1 +561
Туркмения 12 - +12 15 - +15
Узбекистан 842 1 +841 628 1 +627
со странами вне СНГ 134 51 +83 103 21 +82
в том числе:
Германия 54 33 +21 20 13 +7
Греция 1 - +1 3 - +3
Грузия 24 - +24 18 - +18
Израиль 4 10 -6 1 7 -6
Латвия 2 - +2 2 - +2
Литва 2 - +2 - - -
США 1 3 -2 1 - +1
другие страны 46 5 +41 58 1 +57
соседей, в общественных местах и по месту жительства, а также на «негласный национализм» в органах государственной власти. Среди прочих причины экономического характера: отсутствие тепла, электроэнергии, невыплаты пенсий и зарплаты по несколько лет и т.д.
Вместе с тем в структуре миграции широк диапазон других национальностей, которые имеют существенный вес в формировании общего миграционного потока. Наибольшее количество гостей прибывает из стран СНГ: граждане Украины - 21,8 %, Узбекистана - 15,6 %, Казахстана - 9,6 %, Таджикистана - 7,6 %, Азербайджана - 5,9 %, Молдовы - 5,4 %, Киргизии -3,67 % и Армении - 3,35 %. Из Китая въехали - 237 396 человек, из Германии - 196 459. Таким образом, свыше 90% пересекающих оренбургский участок российско-казахстанской границы составляют граждане из стран Центральной Азии - участниц Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией заключены соглашения о безвизовых поездках граждан.
Миграция является одной из важнейших проблем и играет огромную роль в экономике страны. Она рассматривается как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни [1].
Рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены за последние два десятилетия изменили политическую и социальную ситуацию, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века миграция стала составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике. Понятие «миграция населения» должно стать «информацией для размышления» при анализе процессов занятости, ситуации на рынках труда и других социальных процессов и при выработке экономических и социальных механизмов их регулирования. Другой вывод, прямо вытекающий из первого, - среди социально-экономических регуляторов миграционного поведения (или территориального размещения) населения одним из главным остается занятость. Следовательно, активная государственная политика на региональных рынках труда должна стать главным инструментом регулирования миграционных процессов.
Литература:
1. Алексеев, А.И. Миграция и безопасность в России: монография / А.И. Алексеев, Г.С. Витковская, А.Г. Вишневский и др.; под ред. Г. Витковской, С. Панарина; Моск. центр Карнеги. - М. : Интердиалект+, 2000. - 341 с.
2. Труд и занятость Оренбургской области 2010: статистический сборник. URL. http://orenstat.gks.ru/default.aspx (дата обращения: 10.09.11).