Научная статья на тему 'Анализ структуры государственных закупок лекарственных средств с недоказанной эффективностью'

Анализ структуры государственных закупок лекарственных средств с недоказанной эффективностью Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
471
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обеспечение лекарственными средствами / государственные закупки / жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты / гомеопатия / доказательная медицина / эффективность / рынок лекарств. / State procurement / the List of Vital and Essential Drugs / homeopathy / evidence-based medicine / efficacy / drug supply / drug market

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Уваров Данила Антонович

Российская система здравоохранения предполагает обеспечение граждан эффективными и безопасными лекарственными средствами, такими, которые прошли все стадии доклинических и клинических испытаний. Однако в действительности Государственный реестр лекарственных средств содержит препараты, безопасность и эффективность которых не была доказана или не может быть доказана в качественных клинических исследованиях. Среди таких препаратов, к примеру, присутствуют гомеопатические, действенность которых не может быть исследована по определению. В списке оказались и те, которые широко рекламируется средствами массовой информации. Фармацевтический рынок условно делится на два сегмента — частный и государственный. В частном сегменте лекарственные средства приобретаются за счет пациента, в государственном — за счет бюджета Российской Федерации. В данной статье предпринята попытка анализа государственных аукционов с целью выявления закупок лекарств, не соответствующих принципам доказательной медицины. В качестве основы исследования был взят список препаратов, к которым отсутствует доверие, составленный врачом и признаваемый сообществом доказательной медицины. В результате были выявлены закупки подобных препаратов; затем препараты были ранжированы по количеству закупок, географическому и временному признаку, оценены наиболее крупные по закупкам фармакотерапевтические группы. Кроме того, был определен процент содержания таких препаратов в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и сезонность закупок. Данное исследование позволит привлечь внимание к проблеме присутствия неэффективных препаратов на российском рынке, а также увеличить эффективность управления в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Уваров Данила Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Procurement Structure of Medicines with Unproved Efficiency

Russian healthcare system involves providing citizens with effective and safe medicines that have passed all phases of preclinical and clinical studies. However, State Register of Medicines contains drugs, whose efficacy and safety were not approved by well-designed clinical trials. For example, among such medicines there are homeopathic drugs, which efficacy cannot be established. Also, many of these medicines are being advertised by mass media. Pharmaceutical market divides into two segments — private and government. In private segment drugs are bought by patients, in government segment medicines are provided by national budget. This article analyzes government procurements for medicines that do not comply with the principles of evidence-based medicine. Literature overview showed a lack of publications on this problem. The research basis was the list of mistrusted drugs, which was made by a doctor and which is accepted by the society for evidence based medicine. As a result, drugs were identified and ranked by the number of procured medicines, also geographical and time distributions were made. Then the biggest pharmacotherapeutic groups were described in terms of amount of procurement of the medicines without clinical evidence. The percent of such medicines that are included in the List of Vital and Essential Drugs was evaluated as well as seasonality of procurement. The research is aimed to help to draw attention to the problem of availability of ineffective or unsafe drugs on the Russian market, moreover it is designed to increase efficiency of state procurement management.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры государственных закупок лекарственных средств с недоказанной эффективностью»

Уваров Д. А.

Анализ структуры государственных закупок лекарственных средств с недоказанной эффективностью

Уваров Данила Антонович — аспирант, экономический факультет, кафедра экономики инноваций, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: bluesvera@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 3667-3133

Аннотация

Российская система здравоохранения предполагает обеспечение граждан эффективными и безопасными лекарственными средствами, такими, которые прошли все стадии доклинических и клинических испытаний. Однако в действительности Государственный реестр лекарственных средств содержит препараты, безопасность и эффективность которых не была доказана или не может быть доказана в качественных клинических исследованиях. Среди таких препаратов, к примеру, присутствуют гомеопатические, действенность которых не может быть исследована по определению. В списке оказались и те, которые широко рекламируется средствами массовой информации. Фармацевтический рынок условно делится на два сегмента — частный и государственный. В частном сегменте лекарственные средства приобретаются за счет пациента, в государственном — за счет бюджета Российской Федерации. В данной статье предпринята попытка анализа государственных аукционов с целью выявления закупок лекарств, не соответствующих принципам доказательной медицины. В качестве основы исследования был взят список препаратов, к которым отсутствует доверие, составленный врачом и признаваемый сообществом доказательной медицины. В результате были выявлены закупки подобных препаратов; затем препараты были ранжированы по количеству закупок, географическому и временному признаку, оценены наиболее крупные по закупкам фармакотерапевтические группы. Кроме того, был определен процент содержания таких препаратов в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и сезонность закупок. Данное исследование позволит привлечь внимание к проблеме присутствия неэффективных препаратов на российском рынке, а также увеличить эффективность управления в сфере государственных закупок.

Ключевые слова

Обеспечение лекарственными средствами, необходимые и важнейшие лекарственные медицина, эффективность, рынок лекарств.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10065 Введение

Качество, безопасность и эффективность являются одними из приоритетов России в сфере лекарственного обеспечения1. Это означает, что каждое лекарство или медицинское изделие должно пройти полный путь доклинических и клинических исследований. При этом должны быть соблюдены важнейшие принципы доказательной медицины: сравнение с контролем, рандомизация, ослепление исследования [Алеева и др. 2011]. Кроме того, помимо трех основных стадий клинических исследований,

1 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации" // ГАРАНТ [Электронный ресурс].

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/ (дата обращения: 11.03.2020).

государственные закупки, жизненно препараты, гомеопатия, доказательная

которые нужны для получения разрешения на продажу, необходимо проводить поздние испытания (IV фаза), на протяжении всего жизненного цикла препарата; таким образом, за эффективностью и безопасностью лекарства ведется постоянный контроль [Белоусов 2017].

Российская система здравоохранения позволяет обеспечивать пациентов необходимыми лекарствами за счет бюджета РФ. Связь производителей и потребителей производится с помощью государственной системы закупок, через которую чаще всего на аукционной основе производится закупка необходимых препаратов. Система закупок постоянно совершенствуется и подстраивается под новые тенденции на фармацевтическом рынке [Шабров, Шадрин 2016]. Государственный сегмент фармацевтического рынка также исследуется в динамике [Соколова и др. 2013]. При существующих проблемах в сфере государственных закупок [Ляшко, Комов 2017; Смотрицкая и др. 2017] есть одна, которая стала одним из объектов рассмотрения в данной статьи, а именно проблема качественного контроля огромного объема закупок. Второй объект — присутствие на российском рынке лекарств, имеющих регистрационное удостоверение, но эффективность и безопасность которых подвергается сомнению многими представителями научного сообщества.

Проблема использования лекарственных средств (ЛС) с недоказанной эффективностью периодически освещается как средствами массовой информации, так и научным сообществом. На эту тему выпускаются разоблачающие статьи, составляются списки препаратов, которые должны быть запрещены, проводятся мета-анализы, демонстрирующие неэффективность тех или иных препаратов. В журналистской среде в первую очередь попадаются такие издания, как Новости GMP2, BFM.ru3, Комсомольская Правда4, Citofarma.ru5 и другие. При этом чаще всего такой материал содержит цитаты специалистов из области медицины, краткие списки и разъяснения, на каком основании был включен тот или иной препарат. Данные источники являются скорее ознакомительными и имеют цель предупредить широкий

2 Более 70% лекарственных препаратов в России пустышки? // Новости GMP [Электронный ресурс]. URL: https://gmpnews.ru/2011/12/bolee-70-lekarstvennyx-preparatov-v-rossii-pustyshki (дата обращения: 12.03.2020).

3 Чередникова C. Лекарств с недоказанной эффективностью у нас подавляющее большинство // Сетевое издание BFM.ru [Электронный ресурс]. URL: https ://www.bfm. ru/news/423594 (дата обращения: 15.03.2020).

4 Калинина А. Списки лекарств с недоказанной эффективностью: кому они выгодны? // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/27002.7/4063301 (дата обращения: 11.03.2020).

5 Лекарства с недоказанной эффективностью // Информационный портал о фармации и медицине Citofarma.ru [Электронный ресурс]. URL: https://citofarma.ru/news/lekarstva s nedokazannoj ehffektivnostju/2014-04-02-251 (дата обращения: 11.03.2020).

круг читателей о неоднозначном эффекте от приобретения и использования некоторых лекарств.

В медицинской академической среде публикуются узкоспециализированные исследования препаратов, эффективность и безопасность которых вызывает сомнения среди врачей [Михеева, Решетько 2012; Манеева 2016; Зурдинова 2018; Яргин 2018]. Подобные результаты исследований часто, в силу специфики, полезны только представителям медицины, непосредственно занимающимся терапией. Кроме того, присутствует ряд публикаций с ограниченным (платным) доступом.

Среди экономической литературы можно выделить обзор DSM group рынка гомеопатических препаратов6. Однако, во-первых, открытая (бесплатная) часть обзора раскрывает малую часть информации, а во-вторых, обзор фокусируется на аптечном сегменте. Обзоров, специализирующихся на всем рынке препаратов с недоказанной эффективностью, не найдено.

Существование конфликта между учеными, рынком, регуляторными органами и потребителями не подвергается сомнению. Потребители и ученые не всегда согласны с решениями регулятора о допуске какого-либо препарата на рынок. Они обвиняют фармкомпании и чиновников в не совсем честной игре, которая иллюстрируется, например, наличием гомеопатических препаратов в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС).

Научное сообщество периодически выступает против различных проявлений лженауки, в том числе гомеопатии. Наиболее ярким примером такой деятельности является Бюллетень «В защиту науки», выпускаемый Российской академией наук (РАН). Со стороны общества выступают журналисты и эксперты от медицины, о которых говорилось ранее. Большую роль также играют ученые, занимающиеся научно-просветительской деятельностью.

Однако действий РАН, сообществ журналистов и просветителей недостаточно, чтобы повлиять на ситуацию с наличием препаратов с недоказанной эффективностью на российском рынке. На взгляд автора статьи, необходимы дополнительные усилия по обеспечению аналитикой сторонников доказательной медицины.

В данной статье предпринята попытка анализа государственных закупок лекарственных препаратов на предмет соответствия принципам доказательной медицины. В связи с отсутствием официального списка подобных препаратов за основу

6 DSM Group: гомеопатия теряет популярность // Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/DSM-Group-gomeopatiya-teryaet-populyarnost.html (дата

обращения: 15.03.2020).

был взят так называемый «Расстрельный список препаратов»7, составленный в 2016 году врачом Н.Э. Жуковым Данный перечень является наиболее объемным по сравнению с другими (список Википедии8, список доктора Мясникова9) и содержит аргументы в пользу включения каждого препарата в список, кроме того, на данный перечень ссылается Общество специалистов доказательной медицины.

Целью исследования является оценка частоты государственных закупок препаратов, входящих в «Расстрельный список препаратов». Задачами исследования являются сбор данных о закупках препаратов, дальнейшая обработка и представление результатов. Стоит отметить, что на данном этапе проводится только оценка количества закупок, так как анализ стоимостного объема более трудоемок и запланирован как следующий этап работы.

Гипотеза, которая проверяется в данном исследовании, состоит в том, что государство закупает препараты из «Расстрельного списка», при этом наибольшим спросом пользуются лекарства, синтезированные и широко применявшиеся в странах Восточной Европы на протяжении длительного периода, однако не прошедшие оценку по современным международным стандартам.

Методы

Данные о количестве закупок были получены с помощью интернет-сервиса «Контур.закупки», для этого строился поисковый запрос по каждому из наименований за 3 года (2017-2019), полученные результаты в виде списка аукционов выгружались в формате таблиц Excel. Для повышения точности результатов из каждой таблицы были удалены несостоявшиеся аукционы по 44-ФЗ10 (кроме тех, где была только одна заявка участника, в этом случае закупка все равно проводилась). После первичного сбора данных была составлена сводная таблица, содержащая данные о количестве закупок

7 Расстрельный список препаратов // Encyclopatia [Электронный ресурс]. URL: https://encvclopaüa.m/wiki/Расстрельный список препаратов (дата обращения: 18.03.2020).

8 Категория: Лекарственные средства с недоказанной эффективностью // Википедия [Электронный ресурс].

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Лекарственные средства с недоказанной эффективностью (дата обращения: 18.03.2020).

9 Проверь лекарство // Доктор Мясникова [Электронный ресурс]. URL: https://drmyasnikov.ru/lekarstvo (дата обращения: 06.04.2020).

10 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144624/ (дата обращения: 19.03.2020).

каждого препарата по 44-ФЗ и 223-ФЗ11 за 2017, 2018 и 2019 годы. Сводная таблица содержит чуть больше 200 наименований. Далее каждое ЛС было проверено на наличие в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Для проверки использовался Государственный реестр лекарственных средств12. Данные о присутствии в перечне ЖНВЛП также фиксировались в сводной таблице.

Так как данные о закупках препаратов искались с помощью запроса по международным непатентованным наименованиям (МНН) и торговому названию препарата, некоторые из них используют одно и то же активное вещество. Такие препараты были объединены для большей наглядности результатов.

Результаты исследования

В результате сбора информации были получены данные о закупках 175 препаратов, представленных в «Расстрельном списке». С 2017 по 2019 год в общей сложности данные препараты являлись лотами в аукционах и были закуплены 139899 раз: 51228, 45448, 43223 раза в 2017, 2018 и 2019 году соответственно. При этом подавляющая часть закупок приходится на 44-ФЗ: 131201 закупок против 8693 по 223-

8 693 223-Ф3

131 201 44-ФЗ

ФЗ (Рисунок 1).

Рисунок 1. Число закупок по 44-ФЗ и 223-Ф3 в 2017-2019 гг.13

11 Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 116964/ (дата обращения: 19.03.2020).

12 Безопасность лекарственных препаратов // Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. URL: http://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 19.03.2020).

13 Построено автором.

За три года число закупок препаратов из списка уменьшилось на 8005, или на

он 2 504 3142 3047

2017 год 201Егод 2019 гсд

16,4%, за счет уменьшения числа закупок по 44-ФЗ (Рисунок 2).

Рисунок 2. Число закупок по годам14

Количество закупок по 223-ФЗ увеличилось на 543, или на 21,7%. Из всего списка 39 ЛС состояли в перечне ЖНВЛП, 136 не состояли (Рисунок 3).

Рисунок 3. Препараты из «Расстрельного списка» в перечне ЖНВЛП15

Все препараты были разделены на 3 группы в зависимости от порядка числа закупок, приходящегося на один препарат. Первая группа содержит препараты, которые на протяжение 3-х лет закупили более 1000 раз. Вторая группа включает препараты с числом закупок от 100 до 1000. Третья группа состоит из препаратов с числом закупок менее 100.

14 Построено автором.

15 Построено автором.

Распределение числа препаратов по группам и соответствующее количество закупок отображены в Таблице 1.

Таблица 1. Распределение препаратов по группам16

Группа Всего закупок Количество препаратов

1 группа (>1000 закупок) 124 462 25

2 группа (100-1000 закупок) 13 365 39

3 группа (<100 закупок) 2 072 111

Из Таблицы 1 следует, что 90% закупок приходится всего на 25 (14,3%) препаратов. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо подробнее рассмотреть группу 1.

25 препаратов, входящих в первую группу, закупили 124462 раза за период 2017-2019 гг. Большая часть пришлась на 44-ФЗ: 119174 закупок. Список препаратов, входящих в группу 1, и структура их закупок представлены в Таблице 2 и на Рисунке 4. Из Таблицы 2 видно, что абсолютным лидером является Пирацетам — ноотропный препарат, за ним следует винпоцетин, тиоктовая кислота, адеметионин, глицин и другие.

Таблица 2. Количество закупок препаратов из группы 117

Препарат 2017 2018 2019 Итого

Пирацетам 4771 5137 5731 15639

Винпоцетин 4344 3878 3529 11751

Тиоктовая кислота 3799 3731 3642 11172

Адеметионин 3500 3902 3636 11038

Глицин 3728 3252 3116 10096

Мельдоний 2996 2839 2519 8354

Умифеновир 2292 1990 2064 6346

Цитиколин 1962 2204 1996 6162

Меглюмина натрия сукцинат 1873 1934 1833 5640

Дибазол 2246 1737 1490 5473

Аминофенилмасляная кислота 1268 1179 1071 3518

Гопатеновая кислота 1206 1098 960 3264

Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты 1088 957 1042 3087

Троксерутин 1134 887 842 2863

Расторопши пятнистой плодов экстракт 720 742 855 2317

Метилэтилпиридинол 871 706 694 2271

16 Составлено автором.

17 Составлено автором.

Актовегин 1172 621 431 2224

Тримектал 924 620 557 2101

Азоксимера баромид 573 681 705 1959

Акридонуксусная кислота 689 629 608 1926

Кагоцел 883 558 476 1917

Кокарбоксилаза 673 549 449 1671

Гвайфенезин 524 473 430 1427

Полиметилсилоксана полигидрат 366 359 403 1128

Тилорон 460 352 306 1118

Итого: 44062 41015 39385 124462

Рисунок 4. Структура закупок препаратов из группы 1 в 2017-2019 гг.

18

18 Построено автором.

В общей сложности все препараты закупались 44062 раза в 2017 году, 41015 — в 2018 году, 39385 раз — в 2019 году. С 2017 года число закупок снизилось на 10%. Больше всего число закупок снизилось из-за Актовегина (-63%), Кагоцела (-46%), Тримектала (- 40%), Дибазола (-34%), Тилорона и Кокарбоксилазы (-33% оба). Однако некоторые препараты выросли в закупках: азоксимера бромид (+23%), Пирацетам (+20%), экстракт Расторопши пятнистой (+19%), Полиметилсилоксана полигидрат (+10%) (Таблица 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Изменение количества закупок препаратов из группы 1

с 2017 по 2019 гг.19

Препарат Изменение объема закупки

Азоксимера бромид 23%

Пирацетам 20%

Расторопши пятнистой плодов экстракт 19%

Полиметилсилоксана полигидрат 10%

Адеметионин 4%

Цитиколин 2%

Меглюмина натрия сукцинат -2%

Тиоктовая кислота -4%

Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты -4%

Умифеновир -10%

акридонуксусная кислота -12%

Аминофенилмасляная кислота -16%

Мельдоний -16%

Глицин -16%

Гвайфенезин -18%

Винпоцетин -19%

Метилэтилпиридинол -20%

Гопантеновая кислота -20%

Троксерутин -26%

Кокарбоксилаза -33%

Тилорон -33%

Дибазол -34%

Тримектал -40%

Кагоцел (Kagocel/Госсипол + карбоксиметилцеллюлоза) -46%

Актовегин -63%

Практически все препараты в списке представлены МНН, которое объединяет несколько торговых наименований. Так как поиск проводился как по МНН, так и по конкретным торговым наименованиям, конечная цифра является суммой результатов поиска по следующим запросам, представленным в Таблице 4. Можно заметить, что список группы 1 включает некоторые довольно известные препараты вроде

19 Составлено автором.

Милдроната, Циклоферона, Арбидола, Кавинтона, Ингавирина и др. Однако в списке присутствуют и препараты, не имеющие торгового наименования, информация о которых искалась только по МНН, — глицин, кокарбоксилаза, гвайфенезин, пирацетам.

В Таблице 4 также собрана информация о принадлежности препаратов к фармакотерапевтической группе. Информация о фармакотерапевтической группе бралась из ГРЛС. Наиболее часто встречающимися терапевтическими группами стали ноотропные и психостимулирующие препараты (аминофенилмасляная кислота, винпоцетин, глицин, гопантеновая кислота, пирацетам, цитиколин) и иммуномодулирующие и противовирусные препараты (азоксимера бромид, акридонуксусная кислота, имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты, Кагоцел, тилорон и умифеновир).

Таблица 4. Препараты из группы 120

МНН Поисковые запросы Фармакотерапевтическая группа

Адеметионин Адеметионин, Гептор, Гептрал гепатопротекторное средство

Азоксимера бромид Азоксимера бромид, Полиоксидоний иммуномодулирующее средство

Акридонуксусная кислота Меглюмина акридонацетат, Циклоферон, Неовир иммуномодулирующее средство

Актовегин Актовегин, Солкосерил регенерации тканей стимулятор

Аминофенилмасляная кислота Фенибут, Ноофен, Анвифен, Аминофенилмасляная кислота ноотропное средство

Винпоцетин Винпоцетин, Кавинтон психостимулирующее и ноотропное средство

Гопантеновая кислота Гопантеновая кислота, Пантокальцин, Пантогам, Гопантам ноотропное средство

Дибазол Бендазол, Дибазол другие периферические вазодилататоры

Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты, Ингавирин противовирусное средство

Меглюмина натрия сукцинат Меглюмина натрия сукцинат, Реамберин растворы, влияющие на водно-электролитный баланс

Мельдоний Мельдоний, Кардионат, Идринол, Милдронат метаболическое средство

20 Составлено автором.

Метилэтилпиридинол Метилэтилпиридинол, Эмоксипин антиоксидантное средство

Полиметилсилоксана полигидрат Полиметилсилоксана полигидрат, гидрогель метилкремниевой кислоты энтеросорбирующее средство

Тилорон Тилорон, Амиксин (Лавомакс), Тилаксин, Лавомакс противовирусное и иммуностимулирующее средство

Тиоктовая кислота Тиоктовая кислота/Берлитион, Октолипен, Липоевая кислота метаболическое средство

Тримектал Триметазидин, Предуктал, Тримектал антигипоксантное средство

Троксерутин Троксевазин, Троксерутин венотонизирующее и венопротекторное средство

Умифеновир Арбидол, Умифеновир противовирусное средство

Цитиколин Нейпилепт, Цераксон, Цитиколин ноотропное средство

Глицин Глицин ноотропное средство

Пирацетам Пирацетам ноотропное средство

Кагоцел (Kagocel/Госсипол + карбоксиметилцеллюлоза) Кагоцел (Kagocel/Госсипол + карбоксиметилцеллюлоза) противовирусное средство

Гвайфенезин Гвайфенезин отхаркивающее средство

Кокарбоксилаза Кокарбоксилаза метаболическое средство

Расторопши пятнистой плодов экстракт Расторопши пятнистой плодов экстракт гепатопротекторное средство

По количеству закупок в 2017-2019 гг. лидирует (40,5%) группа ноотропных и

психостимулирующих препаратов (50430 закупок), на втором месте (17%) находятся метаболические средства (21197 закупок), далее (13,1%) идут иммуномодулирующие, противовирусные и иммуностимулирующие средства (16353 закупки) (Рисунок 5). Большая часть закупок приходится на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, — 80957 закупок препаратов из перечня против 43505 закупок препаратов, которые отсутствуют в перечне.

Рисунок 5. Структура закупок препаратов из группы 1 в 2017-2019 гг.21

Для построения географического распределения частоты закупок препаратов из группы 1 были проанализированы регионы, в которых находится закупщик. Для построения использовались данные за 2019 год. Лидером в данном списке стала Московская область (2454 закупки), за ней следует Москва (2054), Санкт-Петербург (1709), Республика Дагестан (1697), Самарская область (1613), Ставропольский край (1546) и т.д. В Таблице 5 представлены 20 регионов, где закупки препаратов из группы 1 встречались наиболее часто в 2019 году.

Таблица 5. Количество закупок препаратов из группы 1 в 2019 году в

регионах РФ22

Регион Количество закупок в 2019 году

Московская область 2454

Москва 2054

Санкт-Петербург 1709

Республика Дагестан 1697

Самарская область 1613

Ставропольский край 1546

Краснодарский край 1520

Чеченская республика 1462

Ростовская область 1217

Республика Башкортостан 1083

Пермский край 1055

Новосибирская область 888

21 Построено автором.

22 Составлено автором.

98

Кировская область 866

Свердловская область 767

Челябинская область 740

Саратовская область 698

Приморский край 676

Омская область 642

Ханты-Мансийский АО 612

Республика Крым 575

В Московской области среди заказчиков, закупающих данные лекарства, можно выделить ГБУЗ МО «Ликинская городская больница» (146 закупок), ГБУЗ МО «Орехово-Зуевская центральная городская больница» (65 закупок), ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница» (64 закупки).

В Москве по количеству закупок лидируют ФКУЗ «Центральная аптека № 1 Министерства внутренних дел РФ» (206 закупок), Федеральное ГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ (71 закупка), ГКУ г. Москвы «Агентство по закупкам (Контрактная Служба) Департамента здравоохранения города Москвы» (69 закупок).

В Республике Дагестан на первом месте находится ГКУ Республики Дагестан «Республиканская психиатрическая больница г. Буйнакска» (134), в Самарской области — ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ (128), в Ставропольском крае — ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (109). В Чеченской республике — ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» (159). На Рисунке 6 изображена карта России с распределением регионов по количеству закупок препаратов из группы 1.

В целом можно сказать, что явных лидеров среди учреждений нет, так как разброс количества небольшой — от 1 до 206. Основную массу закупок во всех регионах создает все множество учреждений. Среднее число закупок одним учреждением в 2019 году — 8,5, медиана — 6.

Рисунок 6. Распределение регионов РФ по количеству закупок препаратов из

группы 123

Распределение закупок по времени строилось на основе даты публикации аукциона. На Рисунке 7 представлено распределение закупок на протяжении 3-х лет. Хорошо выражена сезонность закупок: чаще всего препараты закупают в весенние месяцы и в декабре, что может быть связано с бюджетным циклом организаций или сезонностью заболеваний. В январе и июле число закупок наименьшее, в декабре и апреле наибольшее.

23 Построено автором.

4-Й КВ. 1-Й КВ.

Дата публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018

2-Й КВ. 3-Й КВ.

4-Й КВ. 1-Й КВ.

£ 2 2 ¿Г

'исунок 7. Распределение закупок препаратов из группы 1 в 2017-2019 гг.

По количеству закупок, независимо от времени года, лидируют пирацетам, тиоктовая кислота, винпоцетин, адеметионин, глицин, мельдоний и другие. Структура закупок остается одной для любого месяца и года, меняется лишь количество. Более подробно информация о закупках препаратов в зависимости от месяца изображена на Рисунке 8. Кроме того, видна динамика числа закупок: в 2019 большинство препаратов стали приобретать в меньших количествах, чем в 2017. Исключением является пирацетам, адеметионин, цитиколин, акридонуксусная кислота, азоксимера бромид, экстракт расторопши, кагоцел, полиметилсилоксана полигидрат, частота закупок данных препаратов выросла. В наибольшей степени частота возросла у пирацетама — на 960 закупок в год.

24 Построено автором.

2017 2013 2019

Препарат 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. 1-й КВ. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв. 1-й КВ. 2-й кв. 3-й кв. 4 й КВ. г

Пирацетам 904 1431 1001 1435 605 1585 1142 1805 1020 1705 1341 1665

Тиоктоваякислота 652 1164 768 1215 476 1163 743 1349 709 979 838 1116

Винпоцетин 812 1307 961 1264 511 1235 793 1339 651 968 820 1090

Адеметионин 568 1065 726 1141 511 1138 708 1363 702 921 838 1090

Глицин 678 1101 807 1142 411 1043 673 1125 534 868 754 960

Мельдоний 522 909 637 928 377 902 562 998 482 728 596 713

Умифеновир 323 631 512 829 276 594 322 798 396 538 486 644

Цитиколин 353 584 409 609 219 729 465 788 387 525 460 624

Меглюмина натрия сукцинат 306 599 402 566 283 565 384 702 379 535 436 483

Акридонуксуснаякислота 150 297 200 340 149 365 245 509 253 339 288 379

Аминофенилмасляная кислота 197 437 288 346 149 37В 252 400 195 324 231 321

Дибазол 368 723 487 628 258 570 390 519 331 478 361 320

Имидазолилэтанаглид п. кисл. 150 259 235 444 88 214 240 415 214 269 252 307

Гопантеновая кислота 206 409 241 352 165 326 245 363 196 275 237 252

Троксерутин 185 406 295 293 113 305 197 301 164 273 201 234

Метилэтилпиридинол 170 289 174 238 97 235 142 232 124 183 169 218

Расторопши пятнистой плодов эк. 109 240 158 213 89 257 161 235 142 285 218 210

Азоксимера бромид 88 166 143 176 74 213 195 199 114 210 210 171

Тримектал 177 287 236 225 91 221 109 199 94 183 139 141

Полиметилсилоксана полигидрат 67 138 94 113 48 149 79 117 69 144 116 114

Тилорон 57 136 107 161 35 119 68 130 62 86 58 100

Кокарбоксилаза 86 244 173 170 78 180 122 169 87 142 123 97

Ка го цел 142 250 205 286 58 185 125 190 102 140 137 97

Гвайфенезин 75 166 123 161 49 164 112 148 83 158 93 96

Актовегин 224 438 253 257 100 218 38 54 26 58 29 22

Рисунок 8. Количество закупок препаратов из группы 1 по месяцам в 20172019 гг.25

С другой стороны, общее число закупок снизилось за 3 года примерно на 5 тыс. Винпоцетин и актовегин — препараты, закупки которых снизились в наибольшей мере. По сравнению с 2017 годом в 2019 было совершено на 815 закупок меньше винпоцетина и на 1037 актовегина. Снижение закупок остальных препаратов не такое значительное — в пределах 300 закупок.

Стоит отметить, что с 2017 по 2019 год совокупное число закупок, совершенных по 44-ФЗ, уменьшилось с 44412 до 39725 закупок, в то время как по 223-ФЗ стало закупаться немного больше — 1972 закупки в 2019 году (1510 в 2017 году). В большей степени увеличение связано с ростом закупок пирацетама (4771 закупка в 2017 г. и 5731 закупка в 2019 г.).

Группы 2 и 3 содержат препараты, число закупок которых не превысило 1000 и 100 соответственно за период с 2017-2019 г. В группе 2 содержатся 39 препаратов, в группе 3 — 111 (Таблица 1). В общей сложности две группы включают в себя 150 препаратов, с 15437 закупками за три года, что составляет 11% от общего числа закупок. Значение моды для группы 2 по количеству закупок за три года — 216,

25 Построено автором.

медианы — 283. Для группы 3 значения моды и медианы составляют 3 закупки. Информация о распределении закупок по годам представлена в Таблице 6. Из группы 2 чаще всего приобретали трифосаденин (952), Метионил-глутамил-гистидил-фенилаланил-пролил-глицил-пролин (941), анальгин (909). Из группы 3 — офтальмоферон (91), морфолиний-метил-триазолил-тиоацетат (85) и Изофра (80).

Таблица 6. Количество закупок препаратов из групп 2 и 3 в 2017-2019 гг.26

2017 2018 2019 Всего

Группа 2 6148 3895 3322 13365

Группа 3 1018 538 516 2072

Всего 7166 4433 3838 15437

Выводы и обсуждения

Анализ частоты государственных закупок лекарственных средств, которые присутствуют на рынке, одобрены регулирующими органами, однако эффективность и безопасность которых подвергается сомнению или отрицается научным сообществом, позволил подтвердить гипотезу, сформулированную в начале исследования, — государство действительно довольно часто закупает препараты из «Расстрельного списка», при этом наиболее часто препаратами стали пирацетам (синтезирован в 1964 г. румынским ученым), тиоктовая кислота (была известна еще в 1948 г.), винпоцетин (синтезирован в 1975 г. в Венгрии), адеметионин (синтезирован в 1952 г. итальянским ученым), мельдоний (синтезирован в 1970 г. в Латвийской ССР). Данные препараты действительно были получены достаточно давно и применялись в странах Восточной Европы.

В результате анализа большого массива данных было подсчитано, что всего за три года препараты из «Расстрельного списка» были закуплены 139899 раз. Постепенно число закупок в год снижается: в 2019 году произвели почти на 8000 закупок меньше, чем в 2017.

На основе проведенного сбора информации все препараты были разбиты на три группы в зависимости от количества закупок за три года. На группу 1, включающую 25 препаратов, пришлось почти 90% от общего числа записей. Были определены препараты, входящие в нее, и наиболее распространенная фармакотерапевтическая группа (ноотропные и психостимулирующие средства, метаболические средства, а также иммуномодулирующие и противовирусные препараты).

26 Составлено автором.

Было установлено, что 39 из 175 препаратов включены в ЖНВЛП. В группе 1 содержится 13 препаратов из ЖНВЛП, при этом на них приходится 65% от числа закупок группы 1, или 58% от общего числа закупок. Таким образом, подавляющая часть закупок принадлежит небольшой части лекарств. Значительная часть препаратов из списка практически не закупается или закупается на очень маленьком уровне. Медиана для полной совокупности списка — 33 закупки.

Анализ также показал, что лидерами по количеству закупок являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Республика Дагестан, а наибольший объем закупок проводится в марте, апреле и декабре.

Группы 2 и 3 были проанализированы менее подробно, так как в гораздо меньшей степени представлены в совокупности закупок, несмотря на то, что содержат в несколько раз больше препаратов.

Полученная в результате исследования информация о количестве закупок конкретных препаратов, о географическом распределении закупок может быть использована в качестве информационной основы для дальнейших работ в данной области. Необходимо далее собирать и анализировать информацию о закупках подобных препаратов; кроме того, представляется целесообразным обновлять данный список, добавляя или исключая препараты при появлении свежих достоверных научных данных.

Сведения о закупках подобных препаратов необходимо предоставлять не только медицинскому и фармацевтическому сообществу, но и лицам, принимающим экономические решения. Важно информировать органы, осуществляющие аудит учреждений, проводящих закупки лекарственных средств.

Лекарственные средства с доказанной эффективностью и безопасностью позволяют не только проводить адекватное лечение, но и разумно расходовать бюджет. Без подкрепленной доказательствами уверенности невозможно говорить об экономической эффективности использования того или иного препарата. Невозможно также сравнивать успешность применения препарата с показателями других лекарств. Таким образом, применение таких препаратов представляется неэффективным с экономической точки зрения.

Доказательство эффективности и безопасности использования — дело специалистов в области наук о жизни, с точки зрения экономической науки можно лишь говорить об эффективности расходования средств. В будущем необходима оценка стоимостного объема закупок препаратов из «Расстрельного списка». В данный

момент эта задача представляется очень сложной и трудоемкой в связи с огромным количеством информации и необходимостью анализа каждого отдельно взятого аукциона на предмет цены и общей стоимости закупленного лекарства. Так как все препараты из списка закупались за три года около 140000 раз (данное число не соответствует количеству аукционов), при этом отдельно взятый аукцион может содержать более 50 позиций, ручной перебор информации становится весьма непростой задачей, которую необходимо решить в будущем.

Список литературы:

Алеева Г.Н., Полторанов В.В., Конюшкова А.Н. Основные принципы проведения клинических исследований лекарственных средств // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2011. № 4. С. 41-45.

Белоусов Д.Ю. Пострегистрационные клинические исследования // Качественная клиническая практика. 2017. № 1. С. 20-23.

ЗурдиноваА.А. Проблемы рационального использования лекарственных средств: ситуация в Кыргызстане // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2018. Т. 16. № 2. С. 57-61. DOI: 10.17816/RCF16257-61.

Ляшко В.Г., Комов В.Э. Проблемы контрактной системы в сфере закупок // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 4-1. С. 276-280. Манеева Е.С., Елисеева Е.В. Клинико-экономический анализ номенклатуры лекарственных препаратов, предназначенных для льготного обеспечения отдельных категорий граждан // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. № 4(66). С. 84-87. DOI: https://doi.Org/10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.84-87.

Михеева Н.В., Решетько О.В. Фармакоэпидемиологические аспекты лечения ишемического инсульта в условиях стационара // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2012. № 4. С. 26-30. Смотрицкая И.И., Анчишкина О.В., Черных С.И. Проблемы и стратегические задачи развития института общественных закупок // Проблемы прогнозирования. 2017. № 5. С. 70-78.

Соколова С.В., Орлов А.С., Румянцева М.С. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. 2013. № 4(48). С. 345-349.

Шабров Р., Шадрин А. Государственные закупки лекарственных средств: новые нормы — старые проблемы // Ремедиум. 2016. № 4. С. 8-19.

Яргин С.В. Флавоноиды в качестве венотропных средств: комментарий // Главврач Юга России. 2018. № 4(63). С. 68-70.

Дата поступления: 27.03.2020

Uvarov D.A.

State Procurement Structure of Medicines with Unproved Efficiency

Danila A. Uvarov — postgraduate student, Faculty of Economics, Department of Economics of Innovation, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: bluesvera@gmail.com

Abstract

Russian healthcare system involves providing citizens with effective and safe medicines that have passed all phases of preclinical and clinical studies. However, State Register of Medicines contains drugs, whose efficacy and safety were not approved by well-designed clinical trials. For example, among such medicines there are homeopathic drugs, which efficacy cannot be established. Also, many of these medicines are being advertised by mass media. Pharmaceutical market divides into two segments — private and government. In private segment drugs are bought by patients, in government segment medicines are provided by national budget. This article analyzes government procurements for medicines that do not comply with the principles of evidence-based medicine. Literature overview showed a lack of publications on this problem. The research basis was the list of mistrusted drugs, which was made by a doctor and which is accepted by the society for evidence based medicine. As a result, drugs were identified and ranked by the number of procured medicines, also geographical and time distributions were made. Then the biggest pharmacotherapeutic groups were described in terms of amount of procurement of the medicines without clinical evidence. The percent of such medicines that are included in the List of Vital and Essential Drugs was evaluated as well as seasonality of procurement. The research is aimed to help to draw attention to the problem of availability of ineffective or unsafe drugs on the Russian market, moreover it is designed to increase efficiency of state procurement management.

Keywords

State procurement, the List of Vital and Essential Drugs, homeopathy, evidence-based medicine, efficacy, drug supply, drug market.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10065

References:

Aleeva G.N., Poltoranov V.V., Konushkova A.N. (2011) Basic Principles for Conducting Clinical Trials of Drugs. Meditsinskiye tekhnologii. Otsenka i vybor. No. 4. P. 41-45. Belousov D.U. (2017) Post-registration Clinical Trials. Kachestvennaya klinicheskaya praktika. No. 1. P. 20-23.

Lyashko V.G., Komov V.E. (2017) Problems of the Contract System in the Field of Procurement. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. No. 4-1. P. 276-280. Maneeva E.S., Eliseeva E.V. (2016) Clinical and Economic Analysis of the Range of Drugs Intended for Preferential Provision of Certain Categories of Citizens. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. No. 4(66). P. 84-87. DOI: https://doi .org/10.17238/PmJ 16091175.2016.4.84-87.

Mikheeva N.V., Reshetko O.V. (2012) Pharmacoepidemiological Aspects of the Treatment of Ischemic Stroke in a Hospital. Vedomosti Nauchnogo tsentra ekspertizy sredstv meditsinskogo primeneniya. No. 4. P. 26-30.

Shabrov R., Shadrin A. (2016) Public Procurement of Medicines: New Standards — Old Problems. Remedium. No. 4. P. 8-19.

Smotritskaya I.I., Anchishkina O.V., Chernykh S.I. (2017) Problemy i strategicheskiye zadachi razvitiya instituta obshchestvennykh zakupok [Problems and strategic objectives of the development of public procurement]. Problemyprognozirovaniya. No. 5. P. 70-78. Sokolova S.V., Orlov A.S., Rumiantseva M.S. (2013) Pharmaceutical Market: Government Procurement of Drugs. Problemy sovremennoy ekonomiki. No. 4(48). P. 345-349. Yargin S.V. (2018) Flavonoids as Venotropic Drugs: A Comment. Glavvrach Yuga Rossii. No. 4(63). P. 68-70.

Zurdinova A.A. (2018) Problems of Rational Use of Medicines: Situation in Kyrgyzstan. Obzorypo klinich. farmakol. i lek. terapii. No. 2. P. 57-61. DOI: 10.17816/RCF16257-61.

Received: 27.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.