Научная статья на тему 'Анализ структуры экономики и тенденций социально-экономического развития ХМАО-Югры'

Анализ структуры экономики и тенденций социально-экономического развития ХМАО-Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры экономики и тенденций социально-экономического развития ХМАО-Югры»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 004.896

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ

Т. А. Валитова

Актуальность исследования структуры экономики в современных условиях определяется наличием структурных сдвигов, сформировавшихся в результате объективных структурных изменений, усиливающих уже имеющуюся деформацию структуры национального хозяйства.

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д. [2].

Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Сама экономика, как понятие, представляет собой исторически сложившуюся структуру производства страны. Следовательно, и экономическая система может быть представлена как прочная взаимосвязь различных ее звеньев, которая образовывалась на протяжении длительного времени. Рассматривать такое понятие, как структура современной экономики можно в более узком или же в широком понимании. В узком смысле - структура экономики представляет собой не что иное, как взаимосвязь различных отраслей производства, как товаров, так и услуг по своим технологическим и межотраслевым отношениям. В широком же смысле, структура экономики страны помимо производственной взаимосвязи включает в себя различные формы управления, организации и регулирования экономики в целом как на уровне каждого отдельно взятого предприятия, так и на уровне государства в целом. В настоящем исследовании будем использовать более узкую формулировку.

Для более общей характеристики тенденций развития экономики региона с охватом всех отраслей и видов деятельности необходимо рассмотреть динамику и структуру такого важного макроэкономического индикатора, как валовой региональный продукт (ВРП). ВРП определяется как сумма валовых добавленных стоимостей (ВДС) всех хозяйствующих субъектов и организаций, расположенных на территории области, производящих товары и оказывающих услуги (рыночные и нерыночные). Аналогичный показатель на национальном уровне - валовой внутренний продукт (ВВП). Согласно мнению ведущих экономистов [4,5,6], ВРП является одним и основных показателей для анализа динамики производительности труда на региональном уровне. Он характеризует общественную производительность труда, поскольку отражает результат труда всего регионального сообщества.

В качестве объекта настоящего исследования выступает Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее ХМАО-Югра) - субъект Российской Федерации, расположенный в центральной части Западной Сибири, входящий в состав Уральского федерального округа (далее УФО). Округ относится к стратегическим регионам России, обеспечивающим энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России. ХМАО-Югра является крупнейшим нефтедобывающим районом России и мира [1].

Согласно авторской методике [1], в качестве информационного фона исследования выступают информационные ресурсы Российской Федерации и Уральского федерального округа (далее - УФО). Такой выбор обусловлен тем, что ХМАО-Югра - часть территории УФО, которая является одним из лидеров по добыче и переработке нефтепродуктов.

Анализ структуры экономики ХМАО-Югры целесообразно начать с определения места региона в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации, а так же в структуре ВРП округа.

Таблица 1.

Доля ВРП ХМАО-Югры в ВВП Российской Федерации

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

2 2 ,3 ,4 ,2 ,6 ,6 1 ,2 Г-- ,2

ВВП России, млн. руб. Г-- ЧО сп 8, ЧО о оТ г-) ,3 2 4 4 ,5 0 3 ЧО ,5 8 3 3 0 ,9 9 4 ,5 5 9 сп 6 9 ,6 5 00 0 9 ,8 2 2 г- 0 0 ,8 6 гГ-- 8 6 ,6 г- 2 9 3 ,8 6 0 2 9 ,9 9 5 СП 01

1Г) г- 8 0 3 8 2 2 г- 2 3 3 2 3 Г-- 3 5 4 9 4 4 5

8, 0, 0, 9, 2, 3, 0, 2, 4, 2, 3, 8,

ВРП УФО, млн.руб. спТ сп чо чо 00 00 о 2 чо 3 3 2, 2 сп 5 чо 3, 5 3 2 2, 6 сп 91 0 6, чо о 2 5, 2 сп чо 3 2 8, 6 ЧО VI 8 5 о 6 3 8, 00 41 сп 3 4, 6 СП 00 9 0 9, 9 00 4 6

2 3 3 4 4 4 5 6 г- г-

103 822,2 552 483,5 956 196,5 9, ^ч 2, ^ч ^ч 5, 6, 8, 0,

ВРП ХМАО-Югра, млн. руб. 8 г- аС г-) г- 5, 3 сп СТ\ 9 3 9 о 9 5 0, 4 сп 00 2 г- 9, 5 г- 3 9 3 ЧО 00 0, г- 00 г- 9 2, 3 о 4 4 8, 5 СП 0 4, 5 ЧО 8

1 1 1 1 1 1 2 2 2

Доля ВРП ХМАО-Югра в ВВП о с^ 2 СП 8 чо 5 00 6 9 о 8 Г-- 6 3 8 СП 2 6

России, % Г-- чо чо чо 6, 6, 5, 5, 5, 5, 5, 5,

Доля ВРП ХМАО-Югра в ВРП чо сп СП г-) Г-- г-) ОО о ОО сп г-) Г-- чо о

УФО, % чо СП г-) г-) о о о 00 00 00 чо

СП СП СП ел

Как видно из таблицы 1, доля ВРП ХМАО-Югры в структуре экономике России достигала своего максимума в 2005 году, а минимума - в 2013 году. В структуре экономике округа ХМАО-Югры занимает ведущее место, так как обеспечивает в среднем 40% ВРП. Динамику проанализированных показателей целесообразно представить наглядно в виде графиков (рис. 1, рис. 2).

8,00

7,50

7,00

6,50

6,00

5,50

5,00 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 1 - Доля ВРП ХМАО-Югра в ВВП России, %

50,00

46,00

42,00

38,00

34,00

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 2 - Доля ВРП ХМАО-Югра в ВРП УФО, %

Продолжим анализ структуры экономики изучаемого региона, обозначив временные границы исследования. В качестве временного периода выберем интервал с 2007 по 2013 гг. Выбор временного ряда обосновывается тем, что 2007 год является последним годом перед мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг.; в 2010 гг. Российская Федерация вышла из кризиса и в дальнейшем имела положительные тенденции развития; 2013 г. - последний год перед новым экономическим кризисом 2014-2015 гг. Продолжительность ретроспективы - 7

лет - соответствует, по оценке экспертов, минимальной продолжительности, способствующей выявлению четкой динамики развития регионов и результатов ее регулирования [3].

Структура ВРП ХМАО-Югра представлена в таблице 2, а также графически на рисунке

3.

Таблица 2.

Структура ВРП ХМАО-Югра, % [10]

Сельское хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих услуг

2007 0,2 69,5 1,7 1,8 4,5 4,8 0,5 5,4 0,8 6,0 1,4 1,1 1,8 0,5

2008 0,2 65,4 3,1 1,9 4,7 5,2 0,5 6,1 0,5 7,3 1,6 1,2 1,8 0,5

2009 0,3 63,4 2,7 2,9 6,1 4,8 0,4 6,7 0,1 7,0 1,8 1,3 1,9 0,6

2010 0,3 63,0 2,9 3,3 5,5 4,5 0,4 6,9 0,1 7,8 1,8 1,2 1,8 0,5

2011 0,3 67,0 1,9 3,2 5,5 3,8 0,4 5,8 0,1 6,8 1,7 1,3 1,8 0,4

2012 0,3 67,9 1,5 2,9 5,6 3,5 0,5 6,4 0,1 5,8 1,8 1,4 1,9 0,4

2013 0,3 65,6 1,6 3,1 5,5 3,9 0,5 7,6 0,0 6,0 1,8 1,5 2,1 0,5

Рисунок 3 - Структура ВРП ХМАО-Югра, %

Наибольший вклад в создание валового регионального продукта автономного округа создает вид экономической деятельности «добыча полезных ископаемых». Максимум показатель регионального продукта по отрасли «добыча полезных ископаемых» достигается в

2007 году, а минимум - в 2010. Однако анализ динамики и структуры ВРП не является достаточным для определения социально-экономического положения региона, выявления главных проблем и разработки плана модернизации экономики.

Продолжим рассмотрение структуры экономики региона исследованием ключевых, по моему мнению [1], показателей в структуре экономики региона (табл. 3).

Таблица 3.

Основные показатели социально-экономического положения ХМАО-Югра, УФО, Российской Федерации

Показатель 2007 2010 2013

Валовой региональный продукт, тыс. руб./чел.

ХМАО-Югра 1148,40 1282,93 1746,81

УФО 346,08 423,51 625,19

РФ 196,92 263,80 375,96

Отклонение от показателя УФО, доли 2,32 2,03 1,79

Отклонение от показателя РФ, доли 0,76 0,61 0,66

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб./чел.

ХМАО-Югра 253,38 324,33 450,89

УФО 90,94 118,42 171,16

РФ 47,29 64,06 92,27

Отклонение от показателя УФО, доли 1,79 1,74 1,63

Отклонение от показателя РФ, доли 4,36 4,06 3,89

Оборот розничной торговли, тыс. руб./чел.

ХМАО-Югра 148,83 165,19 213,75

УФО 92,22 133,31 188,22

РФ 76,54 115,58 164,87

Отклонение от показателя УФО, доли 0,61 0,24 0,14

Отклонение от показателя РФ, доли 0,94 0,43 0,30

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб./чел.

ХМАО-Югра 27358,00 32385,00 39292,00

УФО 15222,00 21832,00 28994,00

РФ 12540,00 18958,00 25928,00

Отклонение от показателя УФО, доли 0,80 0,48 0,36

Отклонение от показателя РФ, доли 1,18 0,71 0,52

Анализ основных показателей социально-экономического положения ХМАО-Югра в масштабе показателей Уральского федерального округа и Российской Федерации позволил выявить отрицательную динамику в изменении всех рассмотренных показателей. Данный факт может быть обусловлен исчерпанием резервов наращивания нефтедобычи в регионе, с одной стороны, и, с другой стороны, повышения темпов роста высоко маржинальных секторов экономики в других субъектах Российской Федерации.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [8] и Стратегии Югры [9], ключевыми моментами в развитии региона будут:

- усиление макроэкономической стабильности;

- увеличение внутреннего спроса;

- углубление диверсификации экономики, решение проблем моногородов;

- реформирование жилищно-коммунального хозяйства, нацеленного на повышение энергоэффективности.

С учетом выявленных тенденций основные варианты долгосрочного социально-экономического развития ХМАО-Югры определяются реализацией следующих ключевых факторов:

- демографическим развитием;

- интенсивностью повышения качества человеческого капитала;

- степенью диверсификации структуры региональной экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эффективностью реализации природно-ресурсного потенциала;

- инфраструктурным развитием;

- интенсивностью разработки и внедрения инноваций;

- эффективностью институтов, поддерживающих предпринимательскую и инвестиционную активность;

- налоговой, бюджетной политикой государства;

- социально-экономическим развитием Российской Федерации.

Таким образом, при всей неоднозначности процессов, происходящих в промышленности - базовой отрасли экономики региона, в целом можно говорить о стабильной ее работе и

благоприятных перспективах ее развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валитова, Т. А. Анализ социально-экономического положения региона (на примере ХМАО-Югры) [Текст] / Т. А. Валитова // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 5-2 (58-2). - С. 364-367

2. Барышева, Г. А. Анализ структуры экономики в условиях глобализации [Текст] / Г. А. Барышева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. - 12 (127) - С. 57-60

3. Илларионова, Е. А. Основные принципы выбора инструментария анализа социально-экономического развития региона [Текст] / В. П. Самарина, Е. А. Илларионова // Регион: системы, экономика, управление. - 2015. - №1 (28). - С. 83-85

4. Калинникова, И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона [Текст] / И. О. Калинникова. - СПб. и др. : Питер, 2012. - 234 с

5. Мишуров, С. С. Основы регионалистики [Текст] / С. С. Мишуров, В. Н. Щуков. - Иваново: ИГТА, 2003. - 75 с

6. Мищенко, В. В. Устойчивое и безопасное развитие региона: оценка и обеспечение [Текст] / В. В. Мищенко, О. Н. Ютяева. - Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2012. - 251 с

7. Официальный веб-сайт органов государственной власти. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admhmao.ru

8. Проект Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Министерство экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacproject.viperson.ru/wind.php? ID=434324

9. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.depeconom.admhmao.ru

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.