Янтовский
СЦЕНАРНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Достижение устойчивого экономического роста в России немыслимо без решения проблем развития ее регионов. В настоящее время регионы Российской Федерации разнятся как по своему экономическому потенциалу, сложившейся структуре производства, уровню жизни населения, так и по перспективам социально-экономического развития.
Поэтому темпы и структура экономического роста в значительной степени будут определяться региональной спецификой. В этой связи исследование и разработка сценарного прогноза возможных вариантов развития экономик субъектов Федерации представляется актуальной задачей.
В данной работе представлены результаты оценки возможностей диверсификации отраслевой структуры экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югры).
Необходимость использования макроэкономического межотраслевого подхода при прогнозировании регионального развития. Для прогнозирования социально-экономического развития ХМАО-Югры используется система, состоящая из межотраслевой модели экономики РФ и макроструктурной модели для самого региона. Необходимость такого модельного построения обусловлена тем, что система региональных показателей не позволяет предсказать факторы общероссийской экономической конъюнктуры, которые оказывают более чем существенное влияние на развитие регионов. Таким образом, моделирование собственно региональной экономики должно базироваться на прогнозе развития экономики России, в том числе в отраслевом разрезе. Для этого целесообразно использовать разработанную в ИНП РАН модель CONTO. Результаты сценарных расчетов по данной модели могут быть использованы в региональном прогнозе как экзогенные параметры, описывающие общероссийскую отраслевую динамику.
Следует также учесть, что экономика любого субъекта Федерации, не взирая на высокую степень ее отраслевой специализации,
560
является многоотраслевой. Рассмотрение лишь лидирующей в регионе отрасли зачастую является недостаточным, поскольку, например, уровень занятости и доходов населения региона может определяться положением в отстающих отраслях экономики, если там работает основная часть населения. Поэтому адекватное описание региональной экономики требует не только использования укрупненных макроэкономических моделей, но и учета отраслевых составляющих народного хозяйства региона.
Модель экономики Российской Федерации CONTO. Межотраслевые балансы за 2000-2004 гг. являются отчетными данными для этой модели. Последней прогнозной точкой в рассматриваемой версии модели является 2025 г. Расчеты производятся на основе итеративных процедур путем решения модифицированной статической модели межотраслевого баланса.
Полученные в результате прогнозных расчетов значения основных экономических показателей РФ и их отраслевых составляющих используются в качестве экзогенных параметров в модели ХМАО-Югры. В качестве варианта развития российской экономики на долгосрочную перспективу выбран вариант, основанный на одном из сценариев Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ)\ Поскольку сценарии МЭРТ отражают относительно пессимистическую точку зрения на перспективы экономического роста в России, был выбран наиболее оптимистичный из них.
Основные характеристики развития экономики России по данному сценарию представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика ВВП России и его составляющих, среднегодовые темпы роста, %
2006-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг.
Потребление домашних хозяйств 10,1 9,7 9,3 8,9
Государственное потребление 5,4 4,9 4,3 3,8
Инвестиции в основной капитал 7,9 7,6 7,1 6,5
Прирост запасов 9,5 6,7 4,7 2,5
Экспорт 3,6 3,5 3,7 4,0
Импорт 10,3 9,9 9,9 10,0
ВВП 5,9 5,9 5,7 5,3
1 Сценарии экономического развития Российской Федерации, разработанные Министерством экономического развития и торговли РФ, публикуются на сайте economy.gov.ru.
561
Макроэкономическая модель экономики ХМАО-Югры. В настоящее время экономика ХМАО-Югры базируется в основном на предприятиях нефтедобывающей промышленности. На долю этой отрасли приходится порядка 88% от объемов всего промышленного производства региона и 98% от объемов регионального экспорта. Неудивительно, что динамика промышленного производства в регионе жестко привязана к динамике его нефтедобывающей промышленности. Сравнение темпов роста нефтедобывающей промышленности ХМАО-Югры и РФ в целом показывает высокую степень их корреляции2. В связи с этим при моделировании развития нефтедобывающей отрасли ХМАО-Югры, в качестве одной из экзогенных переменных можно использовать динамику этой отрасли в экономике РФ.
При построении сценарного прогноза развития округа, в первую очередь, необходимо оценить перспективы развития нефтедобывающей промышленности, поскольку эта отрасль является для региона абсолютно доминирующей. Для моделирования объемов производства в нефтедобывающей промышленности были использованы методы регрессионного анализа. В регрессионных уравнениях в качестве объясняющих переменных рассматриваются динамика развития нефтедобывающей промышленности в России и уровень мировых цен на нефть. При этом выдвигается сценарная гипотеза о том, что добыча нефти в ХМАО-Югре столкнется примерно с такими же ограничениями по производственным мощностям и объемам извлекаемых запасов нефти на освоенных месторождениях, что и российская «нефтянка» в целом. Предполагается, что осуществляемых работающими в регионе нефтяными компаниями инвестиций окажется недостаточно для поддержания высоких темпов роста, достигнутых в 20012004 гг. Одновременно не исключен сценарий, когда, например, вследствие снижения цен на нефть, геологоразведка и освоение новых месторождений будут производиться меньшими темпами и отрасль столкнется с еще большими ресурсными ограничениями.
В рамках работы над сценариями развития региона была поставлена задача оценить возможности уменьшения зависимости региональной экономики от нефтедобывающей промышленности. Предпосылкой этого послужило то, что ХМАО-Югры помимо нефти располагает обширными запасами других природных ресурсов. Это залежи железных и марганцевых руд, титана и хрома, потенциальный спрос на которые со стороны отечественной черной металлургии
2 Порядка 55% от объемов добычи нефти в стране в целом приходится на данный регион.
562
очень велик. На территории региона также находятся месторождения цветных металлов: алюминия, меди, цинка; залежи каменного угля. Проведение соответствующих геологоразведочных работ, освоение этих месторождений и создание необходимой транспортной сети займет, по экспертным оценкам, не менее 12-15 лет. Реализация такого замысла позволит региону получить развитый горнопромышленный комплекс, продукция которого - уголь, черные и цветные металлы - будет ориентирована на российского потребителя и снизит зависимость региональной экономики от конъюнктуры мировых рынков.
В модели ХМАО-Югры объемы производства во вновь создаваемой региональной угольной промышленности, черной и цветной металлургии зависят от параметров инвестиционной программы, а также общероссийской отраслевой конъюнктуры. В качестве индикатора последней используется прогнозная динамика роста соответствующих отраслей российской экономики.
Помимо отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, на территории автономного округа могут успешно развиваться лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (ЛДЦБ), пищевая промышленность и сектор высоких технологий.
ЛДЦБ округа располагает значительной древесной сырьевой базой, которая в настоящее время используется слабо. В советское время фактические объемы заготовок составляли более 15 млн. куб. м, а в настоящее время они снизились до 2 млн. куб. м. Расчетная лесосека дает возможность ежегодно заготавливать порядка 25 млн. куб. м, в том числе 12 млн. куб. м древесины хвойных пород. В то же время следует признать, что эффективность существующих предприятий региональной ЛДЦБ и весьма низка. Она фактически ориентируется на поставку наиболее качественной древесины за пределы региона. При этом в округе преобладают запасы древесины с пороками или дефектами. В этих условиях масштабное увеличение экспорта продукции ЛДЦБ в прогнозном периоде представляется маловероятным, тем более, что по качеству древесины ХМАО-Югры уступает регионам Северо-Западного федерального округа. Следовательно, перспективы развития ЛДЦБ промышленности региона связаны, скорее, с созданием предприятий, оснащенных импортным оборудованием и технологиями углубленной переработки древесины, включая производство мебели и сборных строительных конструкций. В модели ХМАО-Югры объемы производства ЛДЦБ промышленности округа увязываются с динамикой развития этой отрасли в РФ, а также с показателями региональной инвестиционной программы по ее развитию.
563
Потенциал роста пищевой промышленности автономного округа в основном связан с развитием рыбной промышленности, которая располагает заметной сырьевой базой, однако сталкивается с существенными проблемами в области переработки и реализации продукции. В 2004 г. предприятия по переработке рыбы получали из регионального бюджета субсидии, поскольку полученная ими выручка не покрывала производственных затрат. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, выраженную в увеличивающемся спросе и росте цен на полуфабрикаты и готовую продукцию из рыбы, рыбная промышленность ХМАО-Югры не способна развиваться без привлечения инвестиций для модернизации существующих и создания новых производств по вылову и переработке рыбы. Сложившаяся ситуация заставляет предположить, что продукция рыбной промышленности региона будет в основном ориентирована на внутрирегионального и российского потребителя. Сказанное дает определенные основания увязать развитие пищевой промышленности округа с инвестициями в нее и общероссийской динамикой этой отрасли.
Создание производств высоких технологий является еще одним направлением развития региональной промышленности. Примерами таких производств могут служить добыча и переработка технического кварца для электронной промышленности и получение фильтровальных порошков на основе диатомитов. В основном эти производства являются уникальными для региона. Тем не менее, в целях упрощения модельных построений, они рассматриваются как некая единая отрасль, динамика которой моделируется в зависимости от показателей российской экономики, а также от объемов инвестиций и ожидаемых вводов производственных мощностей.
Развитие региональной экономики неизбежно приведет к росту производства в сфере услуг. Так, создание новых производств ХМАО-Югры возможно лишь при условии расширения и модернизации транспортной инфраструктуры. В частности, масштабное освоение месторождений твердых полезных ископаемых на восточном склоне Урала станет реальным только после строительства обслуживающей их новой железнодорожной линии. Появление этой транспортной магистрали потенциально выгодно для очень широкого круга пользователей: не только из ХМАО-Югры, но и из соседних регионов - Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), которые экономически выиграют и от улучшения транспортной ситуации, и от получения дополнительных доходов от транзита. Кроме того, в железной дороге будут заинтересованы крупные отечественные корпорации черной и цветной металлургии,
564
а также химической и угольной промышленности, которые получат прямой и быстрый доступ к уральским месторождениям на территории ХМАО-Югры и ЯНАО. Выигрыш, вероятно, получит и «Газпром», для которого улучшится логистика при доставке грузов на действующие новые месторождения. Следовательно, создание пула инвесторов с целью скорейшего строительства железной дороги вдоль восточного склона Урала является вполне реальным. Кроме того, развитие региональной ЛДЦБ и рыбной промышленности должно сопровождаться развитием сети автомобильного и водного транспорта.
В регрессионные уравнения для динамики транспорта в модели ХМАО-Югры как объясняющие переменные были включены динамика развития транспорта РФ и объемы добычи твердых полезных ископаемых. Объем работ, выполненных строительными организациями ХМАО-Югры, рассчитывались при помощи регрессионного уравнения, в котором независимыми переменными выступали объем инвестиций и динамика отрасли строительство по России в целом. Динамика сельского хозяйства региона ставилась в зависимость от динамики российского сельскохозяйственного производства.
Отдельный блок модели ХМАО-Югры связан с прогнозированием бюджетных показателей ХМАО-Югры, которое осуществлялось следующим образом. Прогнозировались доходы бюджета и объемы необходимых бюджетных инвестиций, идущих на программы диверсификации региональной экономической структуры, а затем рассчитывался максимальный объем бюджетных расходов при условии отсутствия дефицита бюджета округа.
Для расчета объемов налоговых поступлений выделялись: налог на прибыль; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог плюс налог на имущество и прочие налоговые поступления.
Налог на прибыль и объем поступлений от прочих налогов рассчитывались методами регрессионного анализа в зависимости от объемов валовой добавленной стоимости отраслей экономики ХМАО-Югры.
Налоговые поступления от пользования природными ресурсами прогнозировались с учетом их зависимости от объемов добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Неналоговые поступления в бюджет округа рассчитывались, исходя из гипотезы о том, что их доля неизменна в течение всего прогнозного периода.
Макроэкономическая модель экономики ХМАО-Югры разработана в пакете Microsoft Excel. В ней рассчитываются такие экономические показатели как объемы валовых выпусков и валового регионального продукта автономного округа в целом. Осуществляется их
565
детализация по следующим отраслям: нефтедобывающая промышленность, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, ЛДЦБ, пищевая промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля и сфера услуг. Значения показателей рассчитываются как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Также в модели рассчитываются бюджетные показатели и объемы инвестиций по отраслям экономики (последние как в текущих, так и в сопоставимых ценах).
В макроструктурной модели ХМАО-Югры региональные экономические показатели определяются на основе:
• начальной отраслевой структуры экономики региона;
• параметров инвестиционной программы - объемов и капита-лоемкостей инвестиций по отраслям экономики;
• динамики основных экономических показателей РФ и их отраслевых составляющих;
• экзогенных переменных - мировых цен на нефть, параметров федеральной бюджетной политики.
Для оценки возможностей диверсификации экономики ХМАО-Югры рассматривается два прогнозных сценария.
Инерционный сценарий. Никаких специальных инвестиционных программ, направленных на диверсификацию экономической структуры региона, не осуществляется. В этом случае сохраняется высокая степень отраслевой специализации экономики округа, и, как следствие, высокая степень зависимости от ситуации в нефтедобывающей промышленности. Сам по себе такой сценарий не является заведомо худшим. В настоящее время добыча нефти является одним из самых высокорентабельных производств как в России, так и в мире. Не будет преувеличением сказать, что экономический рост последних лет в России во многом основывался именно на благоприятной конъюнктуре на нефтяных рынках. Поэтому данный сценарий имеет и ряд преимуществ. Это, например, сосредоточение инвестиционных ресурсов в наиболее рентабельной (а, следовательно, и наиболее привлекательной для потенциального инвестора) отрасли.
Однако подобный вариант содержит в себе ряд серьезных рисков для социально-экономического развития округа. Очевидно, что при сохранении существующей экономической структуры развитие как экономики, так и социальной сферы ХМАО-Югры будет решающим образом зависеть от уровня мировых цен на нефть и степени укрепления курса рубля. Между тем, прогнозируя развитие региона на долгосрочную перспективу, нельзя не считаться с возможными уг-
566
розами, связанными именно с высокой степенью зависимости экономики округа от добычи и экспорта нефти.
Первой такой угрозой может стать негативное изменение внешнеэкономической конъюнктуры. Сегодняшние высокие нефтяные цены экономически невыгодны для большинства развитых стран, поэтому в будущем можно ожидать, что на мировом рынке будут предприняты решительные действия, направленные на снижение рыночной стоимости нефти. Опыт 1980-1990-х годов показывает, что подобные действия могут быть весьма успешными.
Вторым фактором, способным замедлить темпы экономического роста ХМАО-Югры, может стать укрепление национальной валюты. При повышении курса рубля прибыль от экспорта нефти сократится из-за роста издержек в «долларовом» выражении. Вследствие этого произойдет сокращение доходной части регионального бюджета, при том что расходные статьи, в том числе и на социальные нужды, будут расти.
В-третьих, износ основных фондов у нефтяных предприятий ХМАО-Югры превысил 60%. Однако в настоящее время темпы замены и модернизации оборудования на нефтедобывающих производствах явно недостаточны. Все это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе отрасль столкнется с ситуацией технологического и ресурсного провала.
Диверсификационный сценарий. Своего рода «страховочным» вариантом для ХМАО-Югры может стать осуществление комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на диверсификацию экономической структуры.
В качестве параметров инвестиционной программы диверсифи-кационного сценария были выбраны значения, основанные на предоставленных Администрацией ХМАО-Югры инвестиционных проектах (величины даны в сопоставимых ценах 2000 г.).
Инвестиции в освоение месторождений каменных углей предположительно составят 1750 млрд. руб. при сроках в 5 лет и ожидаемой отдаче около 1 млрд. руб. в год.
Инвестиции в добычу железной руды составят 5,25 млрд. руб. при сроках в 5 лет. Предполагается, что удастся достичь ежегодной добычи на сумму 4 млрд. руб.
Для освоения месторождений цветных металлов предположительно потребуется 8 млрд. руб. при сроках в 5 лет и ожидаемых финансовых результатах в 6,3 млрд. руб. в год.
На модернизацию существующих и создание новых предприятий ЛДЦБ предполагается ежегодно направлять 1,5 млрд. руб. в течение первых 6 лет программы (9 млрд. руб. в сумме). В дальнейшем, при
567
условии профицита бюджета, инвестиции в ЛДЦБ планируются на уровне 3 млрд. руб. в год.
На развитие пищевой (преимущественно рыбной) промышленности в течение 8 лет предполагается выделить 2,5 млрд. руб. В дальнейшем, при условии профицита бюджета, инвестиции в пищевую (рыбную) промышленность планируются на уровне в среднем 550 млн. руб. в год.
Стоимость строительства новой железнодорожной ветки оценивается в 30 млрд. руб. Сроки строительства составят около 5 лет.
На развитие промышленности высоких технологий предполагается выделение 6 млрд. руб. на начальном этапе в течение первых 8 лет программы. Затем, при условии профицита бюджета, предполагается инвестирование в размере 2,2 млрд. руб. в год.
Сравнение вариантов. Основные результаты расчетов, проведенных по вышеописанным сценариям развития ХМАО-Югры, приведены в табл. 2 и 3:
Таблица 2
Среднегодовые индексы роста
Показатель 2005-2010 гг. 2010-2015 гг. 2015-2020 гг. 2020-2025 гг.
ВРП, вариант
диверсификационный 1,064 1,042 1,040 1,036
инерционный 1,059 1,033 1,032 1,029
Промышленное производст-
во, вариант
диверсификационный 1,057 1,029 1,030 1,028
инерционный 1,055 1,023 1,022 1,019
В диверсификационном варианте уровень бездефицитных бюджетных расходов в 2005-2011 гг. меньше соответствующего показателя инерционного варианта в среднем на 1.54% (максимальное расхождение 2,3%).
В дальнейшем, в промежутке с 2012 г. по 2025 г., доходы бюджета в диверсификационном варианте превышают доходы бюджета в инерционном в среднем на 6%, объемы бездефицитных бюджетных расходов - в среднем на 5%.
Доля доходов бюджета в валовом региональном продукте различается незначительно - к 2025 г. в диверсификационном варианте бюджетные доходы составят 22,5% ВРП ХМАО-Югры, в инерционном варианте - 22,3% ВРП. При этом структура доходов бюджета к 2025 г. изменится следующим образом (табл. 4).
568
Таблица 3
Отраслевая структура ВРП к 2025 г. по вариантам, %
Отрасли экономики и промышленности Исходная (2005 г.) Диверсифика-ционный Инерционный
Электроэнергетика 2,0 2,7 3,0
Нефтедобыча 59,4 43,1 49,3
Угольная 0,0 0,1 0,0
Черная металлургия 0,0 0,2 0,0
Цветная металлургия 0,0 0,4 0,0
Машиностроение 0,8 1,0 1,2
Лесная 0,1 1,0 0,2
Пищевая 0,0 0,1 0,1
Высокие технологии 0,0 1,8 0,0
Прочие промышленности 0,1 0,1 0,1
Сельское хозяйство 0,2 0,2 0,1
Строительство 7,3 10,7 8,5
Транспорт 5,6 9,1 7,7
Торговля 4,7 7,5 8,6
Прочие услуги 14,8 17,2 16,6
Таблица 4
Структура доходов бюджета ХМАО-Югры к 2025г. по вариантам, %
Исходная Диверсификацион-ный вариант Инерционный вариант
Налог на прибыль 45 39 40
Платежи за пользование природными
ресурсами 34 33 36
Подоходный и прочие налоги 19 26 23
Неналоговые поступления 2 2 2
На основе полученных расчетных данных о темпах роста ВРП и изменениях отраслевой структуры ХМАО-Югры приходим к выводу, что в терминах темпов роста эффект предлагаемой инвестиционной программы не очень велик. Так, среднегодовые темпы развития по вариантам различаются в среднем примерно на 0,5 процентных пункта. Однако с точки зрения устойчивости развития инвестиции, направленные на диверсификацию, дают значительный результат. Регион может существенным образом уменьшить долю нефтедобывающей промышленности в ВРП, тем самым снизив зависимость экономики округа от нефтедобычи. Вместе с тем, рассмотренный сценарий обусловлен прогнозами МЭРТа об относительно неблагоприятной рыночной конъюнктуре для нефтедобывающей отрасли в
569
будущем. Сценарий также предусматривает реализацию инвестиционных программ, направленных на диверсификацию, в полном объеме и исходит из того, что спросовых ограничений на продукцию новых производств не будет.
Очевидно, что в условиях выгодной для нефтяной промышленности ситуации на мировом рынке, воздействие диверсификации на экономическую ситуацию в ХМАО-Югры окажется меньшим. Тем не менее, даже при таком развитии событий нельзя недооценивать значение рассматриваемой инвестиционной программы. Помимо макроэкономических эффектов, она обеспечит позитивные более существенные социальные последствия и приведет к снижению общеэкономических рисков.
570