Научная статья на тему 'Анализ структурных изменений на российском рынке нефтесервисных услуг'

Анализ структурных изменений на российском рынке нефтесервисных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕРВИС / КОНСОЛИДАЦИЯ КОМПАНИЙ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РОСТ РЫНКА / БУРЕНИЕ / ГЕОФИЗИКА / OILFIELD SERVICES / COMPANIES CONSOLIDATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MARKET GROWTH / GEOPHYSICS / DRILLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катышева Е. Г.

В настоящее время рынок нефтесервисных услуг в России претерпевает технологические и структурные изменения, которые обусловлены технологическими потребностями современного upstream. Введение в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов влечет за собой внедрение новых сервисных технологий, определяет повышение конкуренции на рынке нефтесервисных услуг. Сегодня отмечается консолидация сервисных активов, направленная на модернизацию оборудования и технологий. Консолидация нефтесервисных компаний также явилась инструментом поддержания рынка в условиях серьезного ухудшения экономической конъюнктуры в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES IN RUSSIAN OILFIELD SERVICES MARKET

The Russian oil services market is currently in the progress of technological changes. This trend is being driven largely by the technological requirements of an advanced upstream. Developing new reserves, including tight reserves also involves implementing new service technologies and is responsible for growth in competition in the oilfield services market. Today marks the service assets consolidation, aimed at modernization of equipment and technologies. The consolidation of the oil service companies was also a tool to maintain market in a serious deterioration in the economic environment in 2014.

Текст научной работы на тему «Анализ структурных изменений на российском рынке нефтесервисных услуг»

To determine which types of customization are appropriate for a given business should focus on identification of critical customer necessities and flaws in their business, thus it should carefully identify what is supposed to be adjusted with the ability to create the best and unique value for the customer with the lowest cost including the right time for this process.

But, mass customization has some disadvantages as well: taking information from customers is not easy; logistics and distribution of real product of real consumers in real time and with adjustable real price is very difficult; manufacturing process must be flexible as well as the increase of material and manufacturing costs.

Finally, the key is to apply some of the means of customization that are proven to be necessary to create customer-unique value. The four approaches of customization provide a framework for companies to design customized products and support the business processes. They demonstrate the need to mix the direct interaction of collaborative customization, with a knowledge gained from customer recognition in the cosmetic customization and precise observation of the transparent customization. All of these types of customizations should be applied through the economic aspect of the expenses.

References:

1. David Jacobi, Guide to Supply Chain Management, // Business & Economics, 2014, p.211.

2. Bill Belt, Five Basic Principles of Production and Supply Chain Management, // Business & Economics, CRC Press, 2009, p.180.

3. Colin Scott, Henriette Lundgren, Paul Thompson, Guide to Supply Chain Management, // Springer, U. Kingdom, 2011, p. 195.

4. Flavio S. Fogliatto, Giovani J.C. da Silviera, Mass Customization: Engineering and Managing Global Operations, // Springer, 2011, p.374.

5. James B. Ayers, Supply Chain Project Management, // B&E, CRC Press, 2009, p.390.

6. James B. Ayers, Handbook of Supply Chain Management, // Business & Economics, CRC Press, 2006, p. 611.

7. Kenneth B. Ackerman, Art Van Bodegraven, Fundamentals of Supply Chain Management: an essential Guide for 21st Century Managers, // US, Washington, 2007, p. 225.

8. Lawrence V. Snyder, Zuo-Jun Max Shen, Fundamentals of Supply Chain Management, // Institute of industrial Engineers, Hoboken, New Jersey, 2011, p. 350.

9. Lawrence D. Fredendall, Ed Hill, Basics of Supply Chain Management, // CRC Press, Business & Economics, 2000, p. 239.

Катышева Е.Г.

Кандидат экономических наук, доцент Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В настоящее время рынок нефтесервисных услуг в России претерпевает технологические и структурные изменения, которые обусловлены технологическими потребностями современного upstream. Введение в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов влечет за собой внедрение новых сервисных технологий, определяет повышение конкуренции на рынке нефтесервисных услуг. Сегодня отмечается консолидация сервисных активов, направленная на модернизацию оборудования и технологий. Консолидация нефтесервисных компаний также явилась инструментом поддержания рынка в условиях серьезного ухудшения экономической конъюнктуры в 2014 г.

Ключевые слова: нефтегазовый сервис, консолидация компаний, инновационное развитие, рост рынка, бурение, геофизика.

Katysheva E.G.

PhD in Economics, associate professor,

National Mineral Resources University (Mining University)

ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES IN RUSSIAN OILFIELD SERVICES MARKET

Abstract

The Russian oil services market is currently in the progress of technological changes. This trend is being driven largely by the technological requirements of an advanced upstream. Developing new reserves, including tight reserves also involves implementing new service technologies and is responsible for growth in competition in the oilfield services market. Today marks the service assets consolidation, aimed at modernization of equipment and technologies. The consolidation of the oil service companies was also a tool to maintain market in a serious deterioration in the economic environment in 2014.

Keywords: oilfield services, companies consolidation, innovative development, market growth, geophysics, drilling.

Конкурентоспособность компаний нефтегазового комплекса (НГК) в настоящее время зависит от эффективности применяемых технологий, методов разведки, эксплуатации месторождений, уровня технического обслуживания. Эффективность недропользования и функционирования добывающих компаний определяются темпами структурных преобразований, а также технического и технологического обновления НГК. Сервисное обслуживание нефтедобывающих компаний, включающее бурение, ремонт скважин, поддержание в рабочем состоянии оборудования в скважине и на поверхности, может служить «синонимом» этого обновления [5]. При этом в рамках сервисного рынка увеличиваются потребности добывающих компаний в высокотехнологичных услугах (геофизика, горизонтальное бурение, гидроразрыв нефтяных пластов, применение безмуфтовых гибких труб). Таким образом, можно заключить, что развитие нефтесервиса может стать стимулом к модернизации отраслей НГК.

Рынок нефтесервисных услуг в России сформировался в начале 2000-х годов, когда из крупных ВИНК выделились нефтесервисные подразделения. Некоторые из них («Геотек», «Интегра») впоследствии стали крупными холдингами. Тогда же на российский рынок вышли крупные международные компании Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Huges. При этом значительное количество небольших компаний продолжало работу, избежав процесса укрупнения.

Международные компании, как правило, имеют в своем составе подразделения, производящие оборудование, оказывающие сервисные услуги, а также научно-технические центры. Особенностью данных компаний является то, что они осуществляют полный перечень необходимых работ по соответствующему контракту, не предоставляя доступа к своим технологиям и ноу-хау, при этом цены на данные работы весьма высоки [7]. Российские холдинги работают в среднем ценовом диапазоне, приближаясь по качеству предоставляемых услуг к зарубежным конкурентам. Однако следует отметить, что в настоящее время нефтегазовые предприятия при заключении договоров с отечественными нефтесервисными компаниями (в частности, по операциям с ГРП) стремятся устанавливать низкие цены, объясняя это недостаточным качеством инженерного обеспечения.

На рынке нефтесервисных услуг сегодня присутствует около 200 компаний, которые можно разделить на 3 категории: компании, связанные с ВИНК; крупные независимые нефтесервисные компании; средние и малые нефтесервисные компании.

Сегодня сервисные подразделения ВИНК («Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и др.) или их выделенные дочерние структуры осуществляют около 50 % работ; 30 % составляют работы, производимые международными сервисными компаниями, и только 20 % рынка приходится на долю отечественных независимых сервисных компаний [5].

Крупнейшей независимой нефтесервисной компанией на российском рынке является Буровая компания «Евразия» в составе холдинга Eurasia Drilling Companie.

44

Важной особенностью рынка нефтесервисных услуг в России является рост доли зарубежных игроков: Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Huges выполняют в совокупности 18 % работ [3]. Эти компании обладают финансовыми, технологическими и кадровыми ресурсами, несопоставимыми с возможностями отечественных компаний. Следствием этого является постепенное снижение заказов на предприятиях российского нефтесервиса, что, в свою очередь, приводит к сокращению объемов производства отечественного бурового оборудования. Иностранные технологии преобладают как в бурении, так и в геофизике. Формирование российскими и зарубежными нефтесервисными компаниями совместных предприятий позволяет постепенно адаптировать импортные технологии к реальным условиям добычи в России.

До экономического кризиса 2008 - 2009 гг. среднегодовой темп роста объема рынка нефтесервисных услуг составлял 15 % [4], в основном, за счет эксплуатационного бурения и сегмента капитального ремонта скважин (КРС).

В период кризиса темпы роста нефтесервисного рынка снизились в связи с сокращением инвестиционных программ на нефтедобывающих предприятиях. С 2010 г. рост возобновился, при этом основными сегментами рынка оставались эксплуатационное бурение и КРС.

В условиях роста рынка нефтесервисных услуг и усиления конкуренции на нем стало очевидным, что выделившиеся из состава ВИНК сервисные компании не обладали возможностями крупных зарубежных фирм. Данное обстоятельство стало предпосылкой для поглощений. В период с 2010 г. по 2013 г. процессы консолидации на сервисном рынке происходили весьма активно. Можно отметить слияние активов компаний «Интегра», «Геотек-Холдинг» и Schlumberger в холдинге IG Seismic Services (IGSS), а также приобретение «Газпромбанком» 46 % акций международной нефтесервисной компании ERIELL Group. Дальнейший рост рынка и масштабов решаемых задач повышает вероятность новых слияний и поглощений. Это определяется реализацией таких проектов, как разработка Ванкорского месторождения («Роснефть»), Южно-Русского месторождения («Газпром»), месторождения им. Требса и Титова («ЛУКОЙЛ» и «Башнефть»).

Начало освоения новых месторождений в труднодоступных районах со сложными горно-геологическими условиями обусловливает также технологические изменения на рынке нефтесервисных услуг. Становится необходимым внедрение новых технологий и использование более мощных буровых установок для бурения сверхглубоких скважин и протяженных горизонтальных участков. Применение горизонтального бурения повлечет за собой внедрение новейших методов гидроразрыва пласта (ГРП), контроля траектории скважины, капитального ремонта скважин.

Однако серьезной проблемой рынка бурения явилось старение парка буровых установок. Физический износ установок, выпущенных в советский период, достигает 70 %, при этом на 2013 - 2016 гг. приходится массовое списание данного вида оборудования [6]. Наметившийся после 2009 г. рост спроса на услуги по бурению, а также повышение требований со стороны ВИНК к качеству и срокам буровых работ стали предпосылкой для увеличения инвестиций в модернизацию парка бурового оборудования. Дополнительные возможности для этого, на наш взгляд, также заключены в консолидации компаний. Так, в феврале 2014 г. «Роснефть» приобрела у компании «ВТБ-Лизинг» «Оренбургскую буровую компанию», владеющую 42 буровыми установками [3].

В целом рынок нефтесервисных услуг неоднороден и каждый вид работ характеризуется своими тенденциями развития. В настоящее время отмечается повышение спроса со стороны нефтяных компаний на сейсморазведку. Это связано с тем, что улучшение технологий сбора сейсморазведочных данных снижает вероятность непродуктивного бурения и, следовательно, приводит к росту эффективности инвестиций добывающих компаний. По мнению специалистов, в дальнейшем рост рынка сейсморазведки в физическом и стоимостном выражении возможен за счет активизации работ с трудноизвлекаемыми запасами, разведки новых месторождений и изучения более глубоких горизонтов по разрабатываемым месторождениям [8]. К существенному росту рынка сейсморазведки в 2014 г. по сравнению с 2013 г. привело почти двукратное увеличение объемов 3Б-сейсмики на шельфе [2]. Консолидация рынка сейсморазведки в форме холдинга IGSS привела к прекращению ценовых войн между самими подрядчиками и появлению крупнейшего игрока, определяющего основные тренды на рынке данного вида работ.

Внешнеполитические изменения 2014 г., а также падение мировых цен на нефть при параллельном снижении курса рубля, привели к перелому растущей динамики нефтесервисного рынка. По данным исследовательской компании RPI, рынок буровых работ в 2014 г. сократился в физическом выражении на 7 %. Это, в свою очередь, привело к падению рынка геофизики, тесно связанного с рынком бурения, в физическом выражении на 4 %, а в стоимостном - на 3 % [2].

Установление санкций привело к приостановке сотрудничества российских и зарубежных компаний по реализации крупных проектов, связанных с поддержкой уровня добычи нефти в России на перспективу. В частности, были приостановлены:

- сотрудничество ExxonMobil и «Роснефть» по 9 проектам, включая освоение сланцевой нефти в Западной Сибири, а также разведка и бурение в Карском море;

- совместное выполнение компаниями «Г азпром нефть» и Shell значимого проекта в рамках СП Salym Petroleum Development по разведке и разработке запасов сланцевой нефти баженовской свиты в Западной Сибири;

- действие соглашения между ОАО «ЛУКОЙЛ» и Total о создании совместного предприятия для освоения месторождений баженовской свиты;

- сотрудничество Halliburton с компанией «Газпром бурение».

Тем не менее следует отметить, что крупные международные сервисные компании заинтересованы в сохранении присутствия в России [1]. В январе 2015 г. важным событием на рынке с точки зрения стратегии иностранных компаний стало заявление Schlumberger о покупке 45,65 % акций Буровой компании «Евразия» (EDC). В рамках сделки существует опцион, который дает Schlumberger право на приобретение остальных акций EDC. Российская компания работает на морском мелководье, а также на рынке наземного бурения, поэтому данная сделка не противоречит текущему санкционному режиму. На наш взгляд, интеграция технологий двух компаний будет способствовать повышению уровня эффективности буровых работ, дальнейшему обновлению технологий в геологоразведке. Кроме этого, данная сделка свидетельствует об инвестиционной привлекательности геофизической отрасли в целом.

Установление санкционного режима и сокращение доли рынка международных компаний может привести к изменению структуры рынка и возникновению альянсов с профильными подразделениями азиатских компаний (например, китайскими SNPC, CNOOC или индийской ONGC).

Следует отметить, что крупнейшие российские нефтедобывающие компании в качестве инструмента преодоления негативных тенденций также избирают стратегию консолидации геофизических и сервисных активов. Так, в августе 2014 г. была заключена сделка о приобретении компанией «Роснефть» активов фирмы Weatherford в России и Венесуэле. Помимо этого было достигнуто соглашение о приобретении «Роснефтью» 30 % акций норвежской буровой компании North Atlantic Drilling Limited (NADL). В рамках сделки NADL получит двухлетний опцион на выкуп у «Роснефти» российских активов Weatherford. Закрытие сделки запланировано на весну 2015 г. Вопреки режиму санкций, компании «НоваТЭК» и Total намерены продолжить программу эксплуатационного бурения на Термокарстовом газоконденсатном месторождении в 2015 г. Субподрядчиком работ здесь выступает Schlumberger, предоставляя услуги по наклонному бурению и геофизическим исследованиям.

На основании изложенного могут быть сформулированы следующие выводы:

1. В период 2010 - 2013 гг. рост рынка нефтесервисных услуг обусловливал необходимость интенсивного инновационного развития компаний отрасли, что, в свою очередь, становилось возможным на основе консолидации нефтесервисных активов.

45

2. В настоящее время консолидация нефтесервисных активов может быть нацелена на минимизацию воздействия неблагоприятной экономической конъюнктуры и поддержание рынка российского нефтесервиса в целом и его геофизического сегмента в частности.

Литература

1. Hulliburton: мы продолжаем работать в России! Интервью с главой российского подразделения компании К. Шилиным // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 11 [88]. C. 22.

2. Альков И. Уйти нельзя остаться // Oil & Gas Journal Russia, 2015, № 1 - 2 [90]. C. 28 - 32.

3. Альков И. Синдром укрупнения // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. C. 52 - 55.

4. Есть ли ответ на новые вызовы? // Нефтяной сервис, 2013. C. 4 - 9.

5. Завьялов Д. Инновации и нефтегазовый сервис // Нефтяной сервис, 2013. C. 10 - 13.

6. Камалов Ф. Стимул для рынка бурения - нетрадиционные запасы // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. C. 56.

7. Катышева Е.Г. Современные тенденции развития рынка нефтесервисных услуг в России // Современные технологии освоения минеральных ресурсов: Сборник научных трудов. Красноярск. Сибирский федеральный университет, 2014. C. 222 - 227.

8. Крюков В. Борьба с непродуктивностью // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. C. 58.

References

1. Hulliburton: my prodolzhaem rabotat' v Rossii! Interv'ju s glavoj rossijskogo podrazdelenija kompanii K. Shilinym // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 11 [88]. S. 22.

2. Al'kov I. Ujti nel'zja ostat'sja // Oil & Gas Journal Russia, 2015, № 1 - 2 [90]. S. 28 - 32.

3. Al'kov I. Sindrom ukrupnenija // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. S. 52 - 55.

4. Est' li otvet na novye vyzovy? // Neftjanoj servis, 2013. S. 4 - 9.

5. Zav'jalov D. Innovacii i neftegazovyj servis // Neftjanoj servis, 2013. S. 10 - 13.

6. Kamalov F. Stimul dlja rynka burenija - netradicionnye zapasy // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. S. 56.

7. Katysheva E.G. Sovremennye tendencii razvitija rynka nefteservisnyh uslug v Rossii / E.G. Katysheva // Sovremennye tehnologii osvoenija mineral'nyh resursov: Sbornik nauchnyh trudov. Krasnojarsk. Sibirskij federal'nyj universitet, 2014. S. 222 - 227.

8. Krjukov V. Bor'ba s neproduktivnost'ju // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83]. S. 58.

Кешенкова Н.В.1, Вафин Р.А.2

'Кандидат экономических наук, старший менеджер Управления розничных операций Банка «Возрождение» (ПАО), 2директор Верхне-Волжского филиала страховой компании «Согласие»

ДИСПЛЕЙНЫЕ КАРТЫ: ТРЕНД В ПРЕМИАЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ

Аннотация

В статье представлены дисплейные банковские карты платежных систем MasterCard и Visa для оплаты покупок в сети Интернет. Рассмотрена краткая характеристика прототипов пластиковых карт нового поколения - это Dynamics Hidden и Dynamics MultiAccount. Выявлены основные преимущества дисплейных банковских карт. Автором предложен новый банковский продукт, который получил название «Подарочный банковский сертификат». Суть его следующая: клиент банка может подарить другу, родственнику или коллеге по работе сертификат на сумму от 5000 рублей (100 долл. или 100 евро), оформленный в банке различными способами, которые описаны в статье ниже. А тот человек, которому подарили «Подарочный банковский сертификат» может на него приобрести понравившиеся ему банковские продукты, например, оформить банковскую сейфовую ячейку, оплатив деньгами, указанными в сертификате и т.д.

Ключевые слова: дисплейные банковские карты, прототипы пластиковых карт нового поколения, подарочный банковский сертификат.

Keshenkova N.V.1, Vafin R.A.2

'PhD in Economic Sciences, senior Manager of retail operations Department of Bank Vozrozhdenie (JSC), 2director upper Volga branch of the insurance company "Consent"

DISPLAY CARD: THE TREND IN THE PREMIUM SEGMENT

Abstract

The article presents a display Bank cards ofpayment systems Visa and MasterCard to make purchases on the Internet. A brief review of the characteristics of the prototypes of plastic cards of the new generation is Hidden Dynamics and Dynamics MultiAccount. The main advantages of display credit cards. The author suggests a new banking product, which was named "Bank Gift certificate". Its essence is as follows: the customer is able to give to a friend, relative or work colleague certificate in the amount of 5,000 rubles ($100). or 100 euros) issued by the Bank in various ways, which are described in the article below. Well, the person who gave the "Gift of the banking certificate can acquire banking products, for example, a Bank safe Deposit box, paying the money specified in the certificate, etc.

Keywords: display Bank cards, prototypes of plastic cards of a new generation Bank gift certificate.

Сегодня, по данным специалистов, российский рынок банковских карт уже сложно отнести к числу находящегося на стадии становления. Динамичный рост среднегодовой эмиссии, развитие эквайринговой сети (по данным ЦБ РФ, на 1 ноября 2011 года в России зарегистрировано 615 банков, занимающихся эквайрингом), всевозрастающее количество держателей карт (по данным банка России, общее число банковских карт на российском рынке составило к 1 октября 2011 года 167 584 951 карту), приближающееся даже не к европейским, а к американским масштабам, свидетельствуют о том, что перед нами развитая перспективная бизнес-среда, восприимчивая к нововведениям. Однако, по мнению специалистов, несмотря на формальную готовность рынка к инновациям, многие новые технологические решения в сфере пластиковых карт, уже отлично зарекомендовавшие себя за рубежом, пока не нашли своего применения в России. Среди подобных технологий, стоит отметить дисплейные банковские карты с генерацией одноразового пароля - One-Time Password Display Card (OTP-cards).[4]

В 2010 году американские платежные системы MasterCard и Visa представили финансовому рынку банковские карты нового поколения. Платежная система MasterCard оснастила карту, помимо магнитной полосы и микрочипа, микродисплеем и сенсорной клавиатурой. С помощью данной технологии держатель дисплейной банковской карты может получать одноразовые пароли для платежей в сети Интернет. На дисплее также можно просматривать историю операций по карте, остаток на счете и т. д. Партнером MasterCard по технологиям стала швейцарская компания NagraID Security. Первым банком-эмитентом карты выступил турецкий банк TEB, «дочка» французской финансовой корпорации BNP Paribas. Первой страной, в которой были выпущены дисплейные банковские карты стала Турция. Выпуск карт был намечен на июль 2010 года по всей Турции, которая, согласно статистике мировых платежных систем, остается одной из самых сложных территорий с точки зрении обеспечения безопасности карточных платежей [6].

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.