Научная статья на тему 'Проблемы рынка нефтесервисных услуг'

Проблемы рынка нефтесервисных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1991
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ / БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК / ДОЛЯ РЫНКА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОТРАСЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОЛДИНГ / R & D FUNDING / OILFIELD SERVICES MARKET / BARRIERS TO ENTRY / MARKET SHARE / THE PROBLEMS OF THE MARKET / THE LEVEL OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVENESS / KEY SUCCESS FACTORS / THE LIFE CYCLE OF THE INDUSTRY / THE STATE HOLDING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буренина Ирина Валерьевна, Хасанова Гузель Фуатовна, Эрмиш Сергей Валерьевич

В статье представлены проблемы российского рынка нефтесервисных услуг. Обоснована важность развития данного рынка. Рассмотрен мировой рынок нефтесервисных услуг, компании, являющиеся лидерами в данной сфере во всем мире. Представлены результаты исследования особенностей взаимодействия компаний в отрасли. Выявлены барьеры входа на рынок: потребность в капитале, дифференциация услуг, правительственные и законодательные барьеры, недоступность информации, требования к технологиям. Рассмотрена структура российского рынка нефтесервисных услуг, приведена группировка компаний, работающих в нем. Представлены сегментация компаний по ценам, преимущества и недостатки различных групп компаний. Проведен анализ жизненного цикла отрасли: отрасль находится на стадии роста, ей характерна консолидация активов и большое количество сделок слияния и поглощения. Выявлены ключевые факторы успеха нефтесервисных компаний. Рассмотрены причины низкой конкурентоспособности отечественных нефтесервисных компаний: несоизмеримо низкий уровень финансирования развития собственных технологий отечественными компаниями по сравнению с зарубежными, использование устаревшего оборудования, заниженные цены на оказываемые услуги, дефицит квалифицированных кадров. Рассмотрены меры государственной поддержки рынка нефтесервисных услуг в таких странах как Китай, США, Норвегия. Представлены возможные выгоды и риски от создания российского государственного нефтесервисного холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the oilfield services market

The article presents the problems of the Russian oilfield services market. Authors substantiate the importance of the market development, examine the world oilfield services market companies and companies, which are leaders in this field worldwide. The article presents the research results of the interaction between companies in industry. The authors identified the barriers to entry: the capital requirement, service differentiation, governmental and legislative barriers, lack of information, technology requirements. The structure of the Russian oilfield services market is presented, the grouping of companies is given. The article presents the segmentation of companies at prices, advantages and disadvantages of the various groups of companies. The analysis of the industry’s life cycle is conducted: the industry is in the growth stage, it is characterized by the consolidation of assets and a large number of mergers and acquisitions. The authors identified the key success factors of oilfield service companies. In this article the reasons for the low competitiveness of domestic oil service companies are identified, they are: disproportionately low level of funding for the development of proprietary technologies by domestic companies in comparison with foreign companies, the use of outdated equipment, under-pricing of the services rendered, the shortage of qualified personnel. The authors reviewed the measures of state support for the oilfield services market in China, the U.S. and Norway. The possible benefits and risks of the Russian state oilfield services holding company creation were presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы рынка нефтесервисных услуг»

УДК 338.44:622.276

Буренина Ирина Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Россия, Уфа

Доцент кафедры Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности Доктор экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Хасанова Гузель Фуатовна

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Россия, Уфа

Ассистент кафедры Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности

E-Mail: [email protected]

Эрмиш Сергей Валерьевич

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Россия, Уфа

Аспирант кафедры Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности

Проблемы рынка нефтесервисных услуг

Аннотация: В статье представлены проблемы российского рынка нефтесервисных услуг. Обоснована важность развития данного рынка. Рассмотрен мировой рынок нефтесервисных услуг, компании, являющиеся лидерами в данной сфере во всем мире. Представлены результаты исследования особенностей взаимодействия компаний в отрасли. Выявлены барьеры входа на рынок: потребность в капитале, дифференциация услуг, правительственные и законодательные барьеры, недоступность информации, требования к технологиям. Рассмотрена структура российского рынка нефтесервисных услуг, приведена группировка компаний, работающих в нем. Представлены сегментация компаний по ценам, преимущества и недостатки различных групп компаний. Проведен анализ жизненного цикла отрасли: отрасль находится на стадии роста, ей характерна консолидация активов и большое количество сделок слияния и поглощения. Выявлены ключевые факторы успеха нефтесервисных компаний. Рассмотрены причины низкой конкурентоспособности отечественных нефтесервисных компаний: несоизмеримо низкий уровень финансирования развития собственных технологий отечественными компаниями по сравнению с зарубежными, использование устаревшего оборудования, заниженные цены на оказываемые услуги, дефицит квалифицированных кадров. Рассмотрены меры государственной поддержки рынка нефтесервисных услуг в таких странах как Китай, США, Норвегия. Представлены возможные выгоды и риски от создания российского государственного нефтесервисного холдинга.

Ключевые слова: Рынок нефтесервисных услуг; барьеры входа на рынок; доля рынка; проблемы развития рынка; уровень развития технологий; финансирование НИОКР; конкурентное преимущество; конкурентоспособность; ключевые факторы успеха; жизненный цикл отрасли; государственный холдинг.

Идентификационный номер статьи в журнале 71EVN613

Irina Burenina

Ufa State Petroleum Technologikal Univercity

Russia, Ufa E-Mail: [email protected]

Guzel Khasanova

Ufa State Petroleum Technologikal Univercity

Russia, Ufa E-Mail: [email protected]

Sergej Jermish

Ufa State Petroleum Technologikal Univercity

Russia, Ufa

The problems of the oilfield services market

Abstract: The article presents the problems of the Russian oilfield services market. Authors substantiate the importance of the market development, examine the world oilfield services market companies and companies, which are leaders in this field worldwide. The article presents the research results of the interaction between companies in industry. The authors identified the barriers to entry: the capital requirement, service differentiation, governmental and legislative barriers, lack of information, technology requirements. The structure of the Russian oilfield services market is presented, the grouping of companies is given. The article presents the segmentation of companies at prices, advantages and disadvantages of the various groups of companies. The analysis of the industry’s life cycle is conducted: the industry is in the growth stage, it is characterized by the consolidation of assets and a large number of mergers and acquisitions. The authors identified the key success factors of oilfield service companies. In this article the reasons for the low competitiveness of domestic oil service companies are identified, they are: disproportionately low level of funding for the development of proprietary technologies by domestic companies in comparison with foreign companies, the use of outdated equipment, under-pricing of the services rendered, the shortage of qualified personnel. The authors reviewed the measures of state support for the oilfield services market in China, the U.S. and Norway. The possible benefits and risks of the Russian state oilfield services holding company creation were presented.

Keywords: Oilfield services market; barriers to entry; market share; the problems of the market; the level of technology development; R & D funding; competitive advantage; competitiveness; key success factors; the life cycle of the industry; the state holding company.

Identification number of article 71EVN613

Большинство разрабатываемых месторождений нефти в России на данный момент находятся на завершающей стадии разработки. Это означает, что добывающие компании сталкиваются с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Правительством РФ распоряжением от 13 ноября 2009 г., объем добычи нефти в стране в 2030 г. должен вырасти на 14% процентов по отношению к объему добычи 2005 г. При этом увеличение добычи будет происходить не только за счет освоения новых месторождений, но и за счет повышения нефтеотдачи пластов. [2] Таким образом, большое значение приобретает развитие рынка нефтесервисных услуг, который включает в себя: геофизические работы; сейсмические исследования; бурение; ремонт скважин; повышение нефтеотдачи пластов, эксплуатацию нефтепромысловых трубопроводов, нефтегазовое машиностроение. Кроме того, именно рынок нефтесервисных услуг является высокотехнологической и наукоемкой частью топливно-энергетического комплекса.

Мировой рынок нефтесервисных услуг представлен, как правило, национальными сервисными компаниями, которые в большинстве случаев принадлежат национальным нефтяным компаниям с высокой степенью интеграции. Сервисные компании сами оказывают услуги, как частным, так и государственным компаниям, являясь, по сути, подрядчиками (или субподрядчиками). Ведущие транснациональные нефтяные корпорации делают акцент на руководстве крупнейшими международными проектами, в рамках которых они постоянно обращаются к сервисным компаниям. [9]

Лидерами на рынке нефтесервисных услуг являются такие страны как: США, КНР, Россия, Великобритания, Канада, Франция и Норвегия. Компании, представляющие данные страны на рынке, имеют огромный потенциал и возможность предоставлять наиболее полный спектр сервисных услуг. За лидерами следуют такие страны как: Италия, Саудовская Аравия, Мексика, Бразилия, Япония. В западных странах рынок нефтесервисных услуг имеет многолетнюю историю и характеризуется высоким уровнем конкуренции.

По своим характеристикам на мировом рынке нефтесервисных услуг работают компании, имеющие различный размер и формы собственности, но большую долю рынка занимают крупные компании. Это связано, прежде всего, с существующими барьерами входа на данный рынок (таблица 1).

Таблица 1

Барьеры входа на рынок нефтесервисных услуг

Барьер входа Характеристика

Потребность в капитале Для вступления на рынок необходимы большие первоначальные вложения в НИОКР, производство, получение лицензии и прочее.

Дифференциация В данной отрасли существует дифференциация предлагаемых услуг, поэтому новые участники таких рынков должны потратить непропорционально большие средства на рекламу и стимулирование сбыта, попробовать занять особую нишу на рынке или попытаться конкурировать за счет снижения цен, что делает вход на рынок затруднительным.

Правительственные и законодательные Патенты, получение лицензии.

Требование к технологиям Вытеснение с рынка низкотехнологичных игроков способствует росту эффективности сервиса и нефтедобычи. Для независимых малых компаний барьеры входа на капиталоемкие и высокотехнологичные сегменты рынка представляются очень высокими, поскольку требуются значительные инвестиции в оборудование и квалифицированный персонал.

Мировой рынок нефтесервисных услуг в основном контролируют несколько крупнейших компаний-лидеров (Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes, Weatherford и др.), каждая из которых специализируется на определенных направлениях. В ряде видов работ лидеры осуществляют свыше половины всего объема сервисных операций. Наибольшая доля услуг, оказываемых на рынке, приходится на геофизические исследования (ГИС) скважин -это 90% мирового рынка, а наибольшая доля приходится на Schlumberger (57%). Три сервисных компании занимают около 80% мирового рынка буровых работ (наклонное и горизонтальное бурение, буровые растворы, исследования в процессе бурения, а также рынка закачивания скважин и повышения нефтеотдачи пластов) [2].

Несмотря на свою стратегическую значимость, в целом для государства,

отечественный рынок нефтесервисных услуг в настоящее время имеет ряд проблем. Российский рынок нефтесервисных услуг образовался в результате вывода непрофильных активов из состава нефтегазодобывающих предприятий. Еще не так давно не существовало

понятия «рынок нефтесервисных услуг», так как оказание сервисных услуг в нефтяной

промышленности как самостоятельная отрасль образовалась лишь в последние десятилетия 20 в.

Раньше нефтесервисные услуги оказывали подразделения, находящиеся в составе нефтяных компаний. Выделение подразделений, занимающихся сервисом, связано со стремлением нефтегазовых компаний к сокращению расходов на содержание оборудования, проведение геологоразведочных работ. Привлечение сторонних компаний для организации процесса добычи оказалось более эффективно, чем содержать собственные сервисные подразделения. Вследствие этого, образовалось множество компаний, оказывающих различные услуги для нефтедобывающих компаний.

В таблице 2 приведены результаты исследования основных особенностей взаимодействия компаний в отрасли.

Таблица 2

Исследование основных особенностей взаимодействия нефтесервисных компаний в отрасли

Показатель Характеристика конкурентного поведения

Концентрация Количество фирм на рынке растет (на сегодня насчитывается около 200-300). Заметное место занимают малые и средние сервисные компании.

Барьеры на входе и выходе с рынка Барьеры входа представлены в таблице 1.

Дифференциация товаров На рынке применяются различные технологии, т.е. конкуренция в большей степени даже не цен, а технологий. Представлены высокотехнологичные методы интенсификации добычи, геофизических исследований.

Доступность информации Ограниченный доступ к информации. Компании работают с той информацией, которую получают сами или предоставляют заказчики.

В настоящее время количество нефтесервисных компаний в России по разным подсчетам насчитывает около 200-300. Доля иностранных компаний составляет 25% и рост их влияния на рынке продолжается. Они тесно сотрудничают практически со всеми нефтяными компаниями России и работают с такими компаниями как: «ТНК-ВР», «Газпром нефть»,

«Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и другие. [2]

Все компании, работающие на российском рынке нефтесервисных услуг, можно разделить на несколько групп:

• собственные подразделения в составе ВИНК;

• крупные международные компании - Schlumberger, Baker Hughes, Weatherford, Halliburton;

• российские нефтесервисные холдинги («Интегра», Eurasia Drilling Company, Oil

AG);

• мелкие независимые компании («Российские нефтегазовые технологии»).

Компании разных групп работают в разных ценовых категориях. Независимые сервисные компании, как правило, предоставляют более узкий набор услуг в небольших объемах по низким ценам. Крупные отечественные компании могут предоставить нефтегазовым компаниям достаточно широкий спектр услуг и существенно больший объем работ. По сравнению с мелкими сервисными компаниями они работают в более высокой ценовой категории. Услугам, оказываемым иностранными сервисными компаниями, характерно высокое качество, квалификация, что соответствующим образом выражается в удорожании их стоимости.

При проведении сложных работ высокая стоимость услуг является далеко не ключевым фактором при выборе сервисной компаний, т.к. часто спасение истощающегося нефтяного пласта возможно только с помощью ультрасовременных технологий [3].

Преимущества и слабые стороны различных групп компаний представлены в таблице

3.

Таблица 3

Основные преимущества и слабые стороны различных групп нефтесервисных компаний [7]

Категория сервисных компаний Основные проблемы и слабые стороны Преимущества

Сервисные компании, входящие в состав ВИНК Относительно невысокая конкурентоспособность. Поддержка со стороны материнских компаний; относительная стабильность заказов; возможность выхода на внешний рынок.

Крупные независимые российские компании Неустойчивость в кризисный период; в целом неустойчивые позиции на высокотехнологичной части рынка. Относительно высокая конкурентоспособность; средний уровень цен; приемлемое соотношение цены и качества.

Средние и малые компании Объекты для поглощения; часто слабая техническая база; невысокое качество услуг. Быстрый ответ на запросы рынка; подряды у крупных сервисных компаний; хорошее знание местного рынка.

Иностранные компании Высокие цены на услуги. Высокое качество; сильные позиции в высокотехнологичном наукоемком сервисе.

Иностранные нефтесервисные компании превосходят отечественные в технологиях, к тому же они имеют глобальный характер бизнеса, который им дает возможность некоторых регионах понижать цены на свои услуги, в других повышать, но все равно поддерживать средний уровень рентабельности. Причиной такого технологического разрыва между компаниями является, отчасти, различие в стадиях развития мирового и отечественного рынка нефтесервисных услуг. Мировой рынок нефтесервисных услуг находится на стадии зрелости, в то время российский находится на стадии активного формирования.

В таблице 4 представлены результаты анализа жизненного цикла рассматриваемой отрасли.

Таблица 4

Определение жизненного цикла отрасли

Показатель Характеристика

Спрос Спрос ограничен темпами добычи нефти. На данный момент спрос на объемы добычи растет, что вызывает рост спроса на нефтесервисные услуги и проявляется в увеличении объемов нефтесервисных услуг.

Технология В отрасли наблюдается конкуренция по технологиям. Российские компании следуют за стандартами международных лидеров инновационных технологий.

Товары Иностранные компании дифференцируются за счет брендинга, а российские компании следуют опыту иностранных, улучшая качество и ассортимент предоставляемых услуг.

Производство и сбыт Нет сетей сбыта. Услуги выполняются строго по заказам.

Торговля (услуги) Изначально сервис развился за рубежом и постепенно перенимался российскими копаниями.

Конкуренция Из состава ВИНК выделяются отдельные структуры. Мелкие поглощаются более крупными.

Ключевые факторы успеха Дифференциация услуг, инновационные процессы, бренд, качество.

Исходя из результатов, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что рынок нефтесервисных услуг находится на стадии роста. Одной из главных тенденций на рынке является консолидация активов, большое число совершаемых сделок слияния (поглощения). В настоящее время объем рынка нефтесервисных услуг находится на уровне 15 млрд. долларов [5]. По прогнозам аналитического агентства Douglas-Westwood, объем рынка нефтесервисных услуг будет расти в среднем на 9% в год вплоть до 2015 года. К 2020 году объем рынка может достигнуть 45 млрд. долларов (без учета производства оборудования) [7].

Ключевым фактором успеха компаний, работающих на анализируемом рынке, является уровень развития собственных технологий. Здесь возникает одна из главных проблем: отставание по используемым технологиям отечественных нефтесервисных компаний от иностранных. Иностранные компании используют высокотехнологичное оборудование, вкладывают средства в НИОКР, привлекают высококвалифицированных специалистов.

Удельные затраты на НИОКР на тонну нефтяного эквивалента отечественных нефтяных компаний на порядок ниже, чем у крупных зарубежных нефтяных компаний: 0,2 долл/т.н.э. против 0,8 - 3,44 долл/т.н.э. [9].

Существующая таможенно-налоговая система также не способствует росту эффективности нефтегазового сектора. Налоговая нагрузка российских нефтегазовых компаний выше, чем у западных, более чем в 3 раза, что тормозит развитие геологоразведочных работ, необходимых для воспроизводства нефтяных запасов, не стимулирует инвестиции в добывающие отрасли и инновационную деятельность.

Полноценному развитию рынка нефтесервисных услуг мешает недостаточно гибкая законодательная база. Существующие законы не всегда в полной мере учитывают специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности[9].

Условия, при которых происходят тендерные торги, вынуждают отечественные компании занижать цены для получения заказов. Низкая цена сервисных услуг приводит к той ситуации, что нефтесервисная компания не может позволить себе вкладывать средства в НИОКР, закупку современного оборудования, новых технологий, что является причиной потери конкурентоспособности отечественных нефтесервисных компаний, в то время как иностранные компании используют высокотехнологичное оборудование и развивают собственные технологии.

Данные проблемы актуальны для каждого сектора нефтесервисного рынка. Например, в производстве нефтегазового оборудования проблемами также являются: недостаток финансирования в развитие, дефицит квалифицированных кадров, устаревшее оборудование, высокий уровень налогообложения, и как следствие низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями. Такие же проблемы отмечаются в геофизике, бурении.

Все вышеперечисленные факторы являются причиной роста доли иностранных нефтесервисных компаний на отечественном рынке. У зарубежных компаний ко всему прочему есть важное конкурентное преимущество, которое позволяет увеличивать долю рынка - глобальный характер бизнеса, что дает возможность оптимизировать логистику. Например, Schlumberger работает в 85 странах, Halliburton и Baker Huges - в 80, Weatherford -в 100. Кроме того, масштабы деятельности данных корпораций (например, годовая выручка Schlumberger составляет 40 млрд.долл., что почти в два раза превышает емкость всего российского нефтесервисного рынка) позволяют им экономить на размерах условнопостоянных затрат [4].

В мировой практике есть успешные примеры развития данной сферы с помощью государственных инструментов. Рассмотрим опыт развития рынка нефтесервисных услуг в странах, являющихся лидерами по оказанию данных услуг.

1) Китай

Особенность рынка нефтесервисных услуг Китая заключается в концентрации всех нефтесервисных активов в руках государственной компании - Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). Данная структура занимается разработкой и реализацией государственной политики в области нефтегазового сервиса, которая заключается в консолидации разрозненных компаний в крупные, имеющие современные технику и технологии. Задачей компаний, работающих в рамках CNPC, является как оказание услуг на внутреннем рынке, так и расширение доли на мировом.

Для расширения своего присутствия на мировом рынке CNPC были созданы конкурентоспособные компании по сейсморазведке, бурению и геофизическим исследованиям скважин, строительству трубопроводов и поставкам нефтегазового оборудования.

В целом, государственная политика в области развития рынка нефтесервисных услуг Китая заключается в следующем:

• вложение средств в НИОКР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приобретение лучших образцов западной и российской техники и технологий с

целью производства аналогов;

• финансирование подготовки и обучения кадров;

• выбор в тендерах преимущественно отечественных компаний.

2) США

Компании США являются мировыми лидерами на рынке нефтесервисных услуг.

В США развитие рынка нефтесервисных услуг осуществляется за счет:

• повышения конкуренции;

• поддержки малых независимых компаний;

• финансирования инновационных проектов;

• вложения значительных средств в НИОКР;

• использование высокотехнологичного оборудования;

• привлечение высококвалифицированных кадров.

3) Норвегия

По итогам исследования опыта Норвегии по развитию нефтегазового комплекса и его сервисной составляющей выявлены основные его характеристики (выделение норматива обязательной доли участия национальных компаний, последующее её лицензирование и квотирование, установление доли использования отечественного оборудования иностранными компаниями).

Китайский опыт показал, что такой подход позволяет завоевать значительную длю на внешнем рынке, а американский опыт подтвердил возможность защиты национальных рынков от недружественного проникновения зарубежных нефтегазовых корпораций с помощью налоговых, таможенных и правовых ограничений [9].

Для решения проблем российского рынка нефтесервисных услуг в феврале 2012 г. было предложено создание государственного нефтегазосервисного холдинга, который объединит в себе все активы. Создание такой структуры позволит компаниям получить доступ к льготному финансированию и инвестировать в развитие, и в дальнейшем получить государственную поддержку на развитие наукоемких технологических сервисов. В результате интеграции подразделений в единую сервисную компанию получаем крупную государственную компанию, которая будет способна составить конкуренцию иностранным высокотехнологичным компаниям и остановить рост доли зарубежных компаний на рынке.

Благоприятными последствиями создания такой структуры можно отметить:

• рост капитализации компаний, в том числе по сделкам слияния и поглощения;

• эффективное управление издержками за счет оптимального использования ресурсов, экономия на управленческих расходах;

• получение синергического эффекта.

Реализация данного решения, конечно же, имеет свои риски, заключающиеся в следующем:

• низкая эффективность государственный структур, высокий уровень коррупции;

• чрезмерное вмешательство государства в экономику;

• неравные условия получения заказов, что приводит к вытеснению с рынка

мелких независимых компаний, хотя рынок нефтесервисных услуг только

начинает формироваться;

• снижение конкуренции, что приводит к понижению качества оказываемых услуг.

Несомненно, преимуществ данного решения много, и если предвидеть возможные негативные последствия для отрасли, и учитывать опыт политики государственной поддержки таких стран как Норвегия, США, Китай, можно добиться успехов в развитии российского рынка нефтесервисных услуг, который является стратегически важной отраслью для государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскаев. К. Обзор российского рынка нефтесервисных услуг. - Эл. журнал ТЭКНО:///блог. Режим доступа http://teknoblog.ru/2013/08/01/

2. Гилязов Т. Ф. Методологические подходы к решению организационноэкономических проблем повышения нефтеотдачи пластов на предприятиях нефтедобывающего комплекса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Режим доступа http://www.pandia.ru/text/77/244/50333.php

3. Кадышева О.В. От сырьевой ориентации российской экономики к ориентации технологической: факторы нефтесервиса. - Нефтегазовое дело. - 2007. Режим доступа http://www.ogbus.ru/authors/Kadysheva/Kadysheva_1.pdf

4. Козлова Д. Продавать или консолидировать? - Нефть России: Нефтяной сервис. - 2012. Специальный выпуск.

5. Лаптев В. Удержаться в тройке лидеров. - Нефть России: Нефтяной сервис. -2012. Специальный выпуск.

6. Морозов Д. Национальные особенности нефтяной иглы. Можно ли говорить о нефтянке как о локомотиве инноваций? - Российская газета. Режим доступа http://www.rg.ru/2013/06/03/igla.html

7. Пыжьянова В., Санникова К. Нет сервиса, не будет и нефти. - Эксперт Урал. -№24 (515) /18 июн 2012. Режим доступа http://expert.ru/ural/2012/24/net-servisa-ne-budet-i-nefti/

8. Токарев А.Н. Развитие сервисного сектора как предпосылка повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности. - Институт экономики и ОПП СО РАН. - Новосибирск. Режим доступа http://do.gendocs.ru/docs/index-175304.html

9. Тюленев И.В. Развитие нефтегазового сервиса в России в контексте мирового опыта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Режим доступа http://do.gendocs.ru/docs/index-383261.html

10. Шмонин Э. Государство и нефтесервис - Сечин предложил Путину создать новую государственную структуру - нефтегазосервисный холдинг. -Экспертный информационный канал «Чиновник.ру». Режим доступа http://www.chinovnic.ru/novosti/gosudarstvo_i_nefteservis_2.htm

11. Чуев Д.Е. Анализ внутренних и внешних факторов развития российского рынка нефтесервисных услуг. - Бурение и нефть - декабрь 2012. Режим доступа http://bumeft.ru/archive/i ssues/2012-12/13

Рецензент: Татьяна Борисовна Лейберт, профессор, доктор экономических наук, кафедра Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Baskaev. K. «Obzor rossijskogo rynka nefteservisnyh uslug». - Jel. zhurnal TJeKNO:///blog. Rezhim dostupa http://teknoblog.ru/2013/08/01/

Giljazov T. F. Metodologicheskie podhody k resheniju organizacionno-jekonomicheskih problem povyshenija nefteotdachi plastov na predprijatijah neftedobyvajushhego kompleksa . Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. Rezhim dostupa

http://www.pandia.ru/text/77/244/50333.php

Kadysheva O.V. Ot syr'evoj orientacii rossijskoj jekonomiki k orientacii tehnologicheskoj: faktory nefteservisa. - Neftegazovoe delo. - 2007. Rezhim dostupa http://www.ogbus.ru/authors/Kadysheva/Kadysheva_1.pdf

Kozlova D. Prodavat' ili konsolidirovat'? . - Neft' Rossii: Neftjanoj servis. - 2012. Special'nyj vypusk.

Laptev V. Uderzhat'sja v trojke liderov. - Neft' Rossii: Neftjanoj servis. - 2012. Special'nyj vypusk.

Morozov D. Nacional'nye osobennosti neftjanoj igly. Mozhno li govorit' o neftjanke kak o lokomotive innovacij? - Rossijskaja gazeta. Rezhim dostupa http://www.rg.ru/2013/06/03/igla.html

Pyzh'janova V., Sannikova K. Net servisa, ne budet i nefti. - Jekspert Ural. - №24 (515) /18 ijun 2012. Rezhim dostupa http://expert.ru/ural/2012/24/net-servisa-ne-budet-i-nefti/

Tokarev A.N. Razvitie servisnogo sektora kak predposylka povyshenija konkurentosposobnosti neftjanoj promyshlennosti. - Institut jekonomiki i OPP SO RAN. - Novosibirsk. Rezhim dostupa http://do.gendocs.ru/docs/index-175304.html

Tjulenev I.V. Razvitie neftegazovogo servisa v Rossii v kontekste mirovogo opyta. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. Rezhim dostupa http://do.gendocs.ru/docs/index-383261.html

Shmonin Je. Gosudarstvo i nefteservis - Sechin predlozhil Putinu sozdat' novuju gosudarstvennuju strukturu - neftegazoservisnyj holding. - Jekspertnyj informacionnyj kanal «Chinovnik.ru». Rezhim dostupa

http://www.chinovnic.ru/novosti/gosudarstvo_i_nefteservis_2.htm

Chuev D.E. Analiz vnutrennih i vneshnih faktorov razvitija rossijskogo rynka nefteservisnyh uslug. - Burenie i neft' - dekabr' 2012. Rezhim dostupa http://burneft.ru/archive/i ssues/2012-12/13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.