Научная статья на тему 'Применение объектно-целевого подхода к эффективному развитию нефтесервисной отрасли'

Применение объектно-целевого подхода к эффективному развитию нефтесервисной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕСЕРВИСНАЯ ОТРАСЛЬ / НЕФТЕСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ / СТОИМОСТЬ НЕФТЕСЕРВИСНОГО РЫНКА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ОБЪЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / OILFIELD SERVICES INDUSTRY / OIL SERVICE COMPANY / SCENARIO DEVELOPMENT / EVALUATION OF THE DEVELOPMENT / THE COST OF OILFIELD SERVICES MARKET / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / OBJECT-PURPOSE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буренина Ирина Валерьевна, Эрмиш Сергей Валерьевич

Статья посвящена решению вопроса повышения эффективности функционирования нефтесервисного рынка в целом, нефтесервисных компаний и отдельных ее бизнес-сегментов на основе применения объектно-целевого подхода. Проанализирована деятельность основных бизнес-направлений нефтесервисного рынка и основных игроков в нем. В статье выделены основные проблемы развития нефтесервисного рынка: зависимость от нефтяного бизнеса, зависимость от иностранных технологий, большая доля иностранных игроков на российском нефтесервисном рынке. Предложено несколько направлений развития нефтесервисного бизнеса в России: развитие существующей структуры рынка, создание крупной государственной нефтесервисной компании, использование кластерного подхода по отдельным бизнес-направлениям. Для оценки эффективности направлений развития предлагается использовать объектно-целевой подход. Нефтесервисные компании в России включают в свою структуру подразделения (объекты), оказывающие услуги в разных сегментах: геофизика и геологоразведка, бурение скважин и проведение ремонтов скважин, механосервис и выпуск оборудования для нефтяных компаний. Цели нефтесервисной компании часто отличаются в разрезе бизнес-единиц. В качестве целевого показателя предложено применять стоимость нефтесервисного бизнеса, определяемую на основе доходного подхода (метод дисконтированного дохода). В рамках апробации авторами статьи предложены варианты развития нефтесервисного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of object-oriented approach to the effective development of the oilfield services industry

The article is devoted to solving the issue of increasing the efficiency of oilfield services market as a whole, the oil service companies and its individual business segments based on the use of object-oriented approach. It analyzes the activities of the main business areas of the oilfield services market and major players in it. The article highlights the main problems of development of the oilfield services market: dependence on the oil business, dependence on foreign technology, a large proportion of foreign players in the Russian oilfield services market. Suggested several areas of the oilfield services business in Russia: development of the existing market structure, the creation of a large state oil services company, the use of the cluster approach on the individual business areas. To assess the effectiveness of development directions are encouraged to use an object-oriented approach. Oilfield Services Companies in Russia include in its structure units (facilities), providing services in different segments of the geophysics and geological exploration, drilling wells and carrying out repairs, mehanoservis and production of equipment for the oil companies. Objectives oilfield service company often different in the context of the business units. As the target is proposed to use cost of oilfield services business, is determined based on the income approach (discounted earnings method). As part of testing the authors offered variants of oilfield services market.

Текст научной работы на тему «Применение объектно-целевого подхода к эффективному развитию нефтесервисной отрасли»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN315.pdf DOI: 10.15862/16EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/16EVN315)

Буренина Ирина Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Россия, Уфа1 Профессор Доктор экономических наук Доцент

E-mail: iushkova@yandex.ru

Эрмиш Сергей Валерьевич

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Россия, Уфа Аспирант

E-mail: kafedra_ngp@yandex.ru

Применение объектно-целевого подхода к эффективному развитию нефтесервисной отрасли

1 450062, Республика Башкортостан, Уфа, Космонавтов, 1.

Аннотация. Статья посвящена решению вопроса повышения эффективности функционирования нефтесервисного рынка в целом, нефтесервисных компаний и отдельных ее бизнес-сегментов на основе применения объектно-целевого подхода. Проанализирована деятельность основных бизнес-направлений нефтесервисного рынка и основных игроков в нем. В статье выделены основные проблемы развития нефтесервисного рынка: зависимость от нефтяного бизнеса, зависимость от иностранных технологий, большая доля иностранных игроков на российском нефтесервисном рынке. Предложено несколько направлений развития нефтесервисного бизнеса в России: развитие существующей структуры рынка, создание крупной государственной нефтесервисной компании, использование кластерного подхода по отдельным бизнес-направлениям. Для оценки эффективности направлений развития предлагается использовать объектно-целевой подход. Нефтесервисные компании в России включают в свою структуру подразделения (объекты), оказывающие услуги в разных сегментах: геофизика и геологоразведка, бурение скважин и проведение ремонтов скважин, механосервис и выпуск оборудования для нефтяных компаний. Цели нефтесервисной компании часто отличаются в разрезе бизнес-единиц. В качестве целевого показателя предложено применять стоимость нефтесервисного бизнеса, определяемую на основе доходного подхода (метод дисконтированного дохода).

В рамках апробации авторами статьи предложены варианты развития нефтесервисного

рынка.

Ключевые слова: нефтесервисная отрасль; нефтесервисная компания; сценарии развития; оценка эффективности развития; стоимость нефтесервисного рынка; проблемы развития; объектно-целевое управление.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Буренина И.В., Эрмиш С.В. Применение объектно-целевого подхода к эффективному развитию нефтесервисной отрасли // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16EVN315

Мировой нефтяной бизнес в настоящее время испытывает серьезные трудности, связанные с падением и нестабильностью цен на нефть и газ. На российский нефтяной бизнес легли дополнительные трудности, связанные с колебанием валютного курса, а также с введенными санкциями на использование иностранных технологий разведки, разработки и добычи нефти [1].

Большинство разрабатываемых месторождений нефти в России на данный момент находятся на завершающей стадии разработки. Это означает, что добывающие компании сталкиваются с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Правительством РФ распоряжением от 13 ноября 2009 г., объем добычи нефти в стране в 2030 г. должен вырасти на 14% процентов по отношению к объему добычи 2005 г. При этом увеличение добычи будет происходить не только за счет освоения новых месторождений, но и за счет повышения нефтеотдачи пластов [2]. Таким образом, большое значение приобретает развитие рынка нефтесервисных услуг, который включает в себя: геофизические работы; сейсмические исследования; бурение; ремонт скважин; повышение нефтеотдачи пластов, эксплуатацию нефтепромысловых трубопроводов, нефтегазовое машиностроение. Кроме того, именно рынок нефтесервисных услуг является высокотехнологической и наукоемкой частью топливно-энергетического комплекса. Современное положение дел на мировом рынке нефтесервисных услуг определяет широкий ряд факторов, среди которых главными являются: географическая диверсификация бизнеса и доступ нефтесервисных предприятий к растущим рынкам; их взаимоотношения с национальными нефтяными компаниями; обладание технологиями, которые позволяют снизить стоимость работ; высокие стандарты безопасности персонала и окружающей среды. Одной из ключевых проблем является усиливающийся контроль со стороны регулирующих органов. Прослеживается тенденция усложнения геологоразведочных работ и увеличения затрат на них, что стимулирует спрос на технологии, которые позволяют клиентам снизить потенциальные риски [3].

При этом, нефтесервисный бизнес претерпел ряд этапов на пути своего становления, и эксперты прогнозируют его дальнейшее развитие.

Общая тенденция - укрупнение сервисного рынка России, в том числе за счет поглощения мелких игроков [4].

В современной ситуации, нефтесервисные компании аналогично своим клиентам -нефтяным корпорациям - держат курс на глобализацию и консолидацию. Многие крупные сервисные игроки имеют в своём распоряжении значительные средства и предприимчиво используют текущую конъюнктуру.

Нефтесервисные компании, основным направлением деятельности которых является оказание услуг, специфических для нефтегазового сектора, т.е. геофизических, буровых, геологоразведочных и прочих работ.

Вертикально-интегрированная нефтяная компания

Сейсморазведка

Бурение

Хим. реагенты и растворы

Повышение нефтеотдачи пластов

Геофизические работы

ТРС и КРС

Нефтепромысловое оборудование

Транспорт

Рисунок 1. Сервисные работы в нефтегазовой промышленности

Рынок нефтесервисных услуг в России образовался в результате вывода непрофильных подразделений из состава нефтегазовых компаний, в тот период нефтегазовые компании стали концентрировать свои ресурсы на управлении разведкой и добычей. Выделение подразделений, занимающихся сервисом, связано со стремлением нефтегазовых компаний к сокращению расходов на содержание оборудования, проведение геологоразведочных работ. Привлечение сторонних компаний для организации процесса добычи оказалось более эффективно, чем содержать собственные сервисные подразделения. Далее крупные нефтесервисные компании поглощали более мелкие, происходили процессы слияния и приобретения, таким образом создавался рынок нефтесервисных услуг. Окончательно мировой рынок нефтяных услуг сформировался в 90-х годах. По объемам капитализации лидером среди мировых сервисных компаний является ««Schlumberger»», рыночная стоимость которой составляет около $30 млрд. Далее идут компании «Halliburton», «Baker Hughes», «Transocean», «Enbridge», «Nabors Industries», «BJ Services», «GlobalSantaFe» и др.

Нефтесервис является одним из самых наукоемких сегментов в нефтегазовой промышленности. Это связано с рядом причин.

1) Рынок нефтесервисных услуг является высокотехнологической и наукоемкой частью топливно-энергетического комплекса. Использование инновационных технологий позволяет снизить затраты прироста единицы запасов, и в целом себестоимость добычи нефти.

Например, благодаря современным технологиям, использованию точной информации о свойствах и структуре залежей, вместо трех скважин бурится одна, но она обеспечивает более высокую производительность и, соответственно, рентабельность добычи. Роль таких технологий очень высока, поскольку стоимость бурения составляет около половины от общего объема капиталовложений в нефтедобычу.

2) Сокращение удельных издержек на разведку и добычу (во многом именно на это направлена деятельность нефтесервиса) фактически ведет к приросту ресурсной базы добычи углеводородов. Это связано с тем, что возникают предпосылки, во-первых, для продления добычи на «старых» объектах (что также определяет значительные положительные социальные эффекты, прежде всего на региональном уровне); во-вторых, для вовлечения в хозяйственный оборот новых участков недр (субрентабельных и трудноизвлекаемых запасов) и новых провинций.

3) Сокращение издержек на добычу (при прочих равных условиях) ведет к росту прибыли и, соответственно, налога на прибыль, направляемого в бюджеты (при этом большая часть этого налога направляется в региональные бюджеты). Приросту налоговой базы способствует и увеличение ресурсной базы для добычи углеводородов вследствие расширения круга рентабельных объектов.

4) Нефтесервис обеспечивает условия для формирования и эффективного развития малых и средних нефтедобывающих компаний. Такие компании обычно разрабатывают сложные объекты и могут быть конкурентоспособными только при наличии развитого, конкурентного рынка нефтесервисных услуг.

Все эти факторы свидетельствуют о дальнейшем увеличении спроса на нефтесервисные услуги, подчеркивают актуальность исследования развития рынка нефтесервисных услуг в целом и эффективности деятельности нефтесервисных компаний в частности. В настоящее время существуют различные классификации нефтесервисных услуг. В соответствии с классификацией Research.Techart, на этом рынке можно выделить шесть основных сегментов:

• сегмент услуг (геологоразведка, геофизические работы; бурение и сопровождение бурения; текущий и капитальный ремонт скважин; интегрированное управление проектами);

• сегмент оборудования для строительства и ремонта скважин (оборудование для геологоразведки, геофизических работ; буровое оборудование и оборудование, используемое в сопровождении бурения; оборудование для эксплуатации скважин; оборудование для исследования и ремонта скважин; вспомогательное оборудование); производство, сдача в наем и сервис оборудования;

• сегмент технологий (разработка и предоставление информационных и других технологий);

• сегмент инфраструктуры (общестроительные работы, автодорожное строительство, энергетический сервис, другие работы);

• сегмент технологического и общего транспорта;

• другие услуги (исследование проб, экологические исследования и проч.).

В настоящее время количество нефтесервисных компаний в России по разным подсчетам насчитывает около 250. Доля иностранных компаний составляет 25% и рост их влияния на рынке продолжается. Они тесно сотрудничают практически со всеми нефтяными компаниями России и работают с такими компаниями как: «ТНК-BP», «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и другие (рис. 2).

Все компании, работающие на российском рынке нефтесервисных услуг, часто в литературе разделяют на несколько групп:

• собственные подразделения в составе ВИНК;

• крупные международные компании - «Schlumberger», Baker Hughes, Weatherford, Halliburton;

• российские нефтесервисные холдинги («Интегра», Eurasia Drilling Company, Oil AG);

• мелкие независимые компании («Российские нефтегазовые технологии»).

Ряд1; Прочие компании; 8% 8%

Ряд1; Буровая

компания Евразия; 13%; 13%

Ряд1; Внутрикорпор вные услуги российских ВИНК; 45%; 45%

Ряд1 ; Halibur 2%; 2%

Ряд1 ; Группа компаний

"Интегра": 6%;ряд1; зао

"Сибирская Сервисная Компания"; 4%;

Ряд1,4%О

"Геотек холдинг"; 4%; 4% " КАТойл

Ряд1; (CAoT. oil) Shlumberger; 9%; 2%

9% Ряд1;

_ Weatherford; 5%; Ряд1; Baker 5%

Hughes; 2%; 2% 5%

Рисунок 2. Доли компаний на рынке нефтесервисных услуг

Развитие нефтесервисного рынка возможно по одному из трех сценариев: развитие «как есть», создание государственной нефтесервисной компании, создание нефтесервисных кластеров [6], [7], [8].

Первый сценарий - «как есть» - рынок будет двигаться по намеченной траектории (увеличение доли иностранных компаний, замедленное развитие российских нефтесервисных компаний). Темпы роста нефтесервисного рынка в разрезе отечественных и иностранных компаний представлены в таблице 1.

Таблица 1

Прогнозы роста нефтесервисного бизнеса по первому сценарию, млрд. руб.

Компании 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Отечеств енные 390 417 447 478 511 547

Иностранные 130 146 163 183 205 229

Нефтесервисный рынок 520 563 610 660 716 776

Темп роста отечественных компаний составит в среднем 7% в год, иностранных - 12%. Средний темп роста ранка - 8,2%.

Второй сценарий - создание государственной нефтесервисной компании. Основные достоинства данного сценария: конкурентоспособность на отечественном рынке с зарубежными компаниями в различных бизнес-сегментах (крупный игрок); долгосрочные контракты с нефтяными компаниями, свыше 3-5 лет (как, например, ООО «Таргин» с АНК «Башнефть»); возможный ценовой демпинг, развитие отечественной отрасли.

Основные недостатки: сложность в управлении; появление крупной монополии, что может противоречить антимонопольному законодательству; зависимость от государства и возможность изменения государственной политики. В таблице 2 представлены прогнозы роста по второму сценарию.

Таблица 2

Прогнозы роста нефтесервисного бизнеса по второму сценарию, млрд. руб.

Компании 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Отечеств енные 390 429 472 519 571 628

Иностранные 130 134 138 141 145 148

Нефтесервисный рынок 520 563 610 660 716 776

Третий сценарий - развитие кластерных инициатив в нефтесервисном бизнесе. В рамках данного сценария предлагается создавать объектно-территориальные кластеры, позволяющие эффективно развивать отдельные направления нефтесервисного бизнеса на данной территории. Анализ нормативно-правового обеспечения показал возможность создания нефтесервисных кластеров [9]. Пример взаимодействия компаний в рамках кластера представлен на рисунке 3.

Сервисная компания 1 сегменты: бурение, КРС, механосервис

Сервисная компания 2 сегменты: бурение, КРС, механосервис, геофизика

Сервисная компания 3 сегменты: бурение, КРС, механосервис, геофизика

Сервисная компания 4 сегменты: геофизика

Сервисная компания 5 сегменты: бурение, КРС

Действующая структура

Сервисная компания 6 сегменты: бурение, КРС, механосервис, геофизика

Кластер «бурение» Компании :1,2,3,5,6

Кластер «КРС» Компании:1,2,3,5,6

Кластер «геофизика» Компании: 2,3,4,6

Кластер «механосервис» Компании:1,2,3,6

Предлагаемая кластерная структура

Рисунок 3. Действующая и предлагаемая структура нефтесервисного рынка при кластерном

подходе (разработано авторами)

Помимо пообъектной специализации кластера, в него войдут образовательные и научно-исследовательские институты, производственные предприятия [10], что даст возможность развивать отдельные виды сервисных услуг до конкурентоспособного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Прогнозы роста нефтесервисного бизнеса по третьему сценарию, млрд. руб.

Компании 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Отечеств енные 390 437 489 548 614 687

Иностранные 130 126 121 112 102 89

Нефтесервисный рынок 520 563 610 660 716 776

Как видно из таблицы, результаты третьего сценария могут привести к снижению доли иностранных компаний на рынке нефтесервиса и отчасти решить проблему импортозамещения.

Таким образом, показан наиболее эффективный путь стратегического развития нефтесервисного рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагорных А. Мировой нефтесервис: курс на консолидацию // Велес Капитал. -2013. - Режим доступа: http://www.veles-capital.ru/ru/magazine/2013/2013_investments_world_nefteservis.

2. Чуев Д.Э. Современные тенденции развития мирового рынка нефтесервисных услуг: автореферат дис. ...канд. экон. наук. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/y01_2014/246572/autoref_chuev..pdf.

3. Руднева Л.Н. Организация и управление деятельностью бурового предприятия в условиях сервисного обслуживания: учебное. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 166 с.

4. Тонышева Л.Л., Кузьмина Н.Л. Стратегическое развитие сервисного бизнеса // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С. 303.

5. Шарипова А.Е., Волынская Н.А. Стратегия нефтедобывающей компании в области управления нефтесервисом // Экономика и предпринимательство. 2014. №5-1(46-1). С. 455-461.

6. Гамилова Д.А., Баталлова А.А. Стратегия обеспечения технологической безопасности нефтесервисного комплекса: кластеризация или госкорпорация // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2015. №1(44). С. 48-52.

7. Буренина И.В. Управление, организация и планирование деятельности крупных комплексов промышленности. Учебное пособие / И.В. Буренина, А.А. Овчинникова. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010.

8. Буренина И.В., Хасанова Г.Ф. Выбор оптимальной стратегии развития нефтесервисной компании. // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. №6(40). с. 118-123.

9. Сафина А.А., Гайфуллина М.М. Нормативно-правовые основы формирования кластеров в российской экономике // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 253256.

10. Батталова А.А. Информационно-логическая схема создания топливно-энергетического кластера // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. №3(273). С. 415-426.

Рецензент: Бирюкова Вера Витальевна, к.э.н., доцент кафедры экономики управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет».

Burenina Irina Valerievna

Ufa state oil technical university Russia, Ufa E-mail: iushkova@yandex.ru

Armish Sergei Valerievich

Ufa state oil technical university Russia, Ufa E-mail: kafedra_ngp@yandex.ru

The use of object-oriented approach to the effective development of the oilfield services industry

Abstract. The article is devoted to solving the issue of increasing the efficiency of oilfield services market as a whole, the oil service companies and its individual business segments based on the use of object-oriented approach. It analyzes the activities of the main business areas of the oilfield services market and major players in it. The article highlights the main problems of development of the oilfield services market: dependence on the oil business, dependence on foreign technology, a large proportion of foreign players in the Russian oilfield services market. Suggested several areas of the oilfield services business in Russia: development of the existing market structure, the creation of a large state oil services company, the use of the cluster approach on the individual business areas. To assess the effectiveness of development directions are encouraged to use an object-oriented approach. Oilfield Services Companies in Russia include in its structure units (facilities), providing services in different segments of the geophysics and geological exploration, drilling wells and carrying out repairs, mehanoservis and production of equipment for the oil companies. Objectives oilfield service company often different in the context of the business units. As the target is proposed to use cost of oilfield services business, is determined based on the income approach (discounted earnings method).

As part of testing the authors offered variants of oilfield services market.

Keywords: oilfield services industry; oil service company; scenario development; evaluation of the development; the cost of oilfield services market; problems of development; object-purpose management.

REFERENCES

1. Nagornykh A. Mirovoy nefteservis: kurs na konsolidatsiyu // Veles Kapital. - 2013. -Rezhim dostupa: http://www.veles-capital.ru/ru/magazine/2013/2013_investments_world_nefteservis.

2. Chuev D.E. Sovremennye tendentsii razvitiya mirovogo rynka nefteservisnykh uslug: avtoreferat dis. ...kand. ekon. nauk. - Rezhim dostupa: http://www.mgimo.ru/files2/y01_2014/246572/autoref_chuev..pdf.

3. Rudneva L.N. Organizatsiya i upravlenie deyatel'nost'yu burovogo predpriyatiya v usloviyakh servisnogo obsluzhivaniya: uchebnoe. - Tyumen': TyumGNGU, 2010. -166 s.

4. Tonysheva L.L., Kuz'mina N.L. Strategicheskoe razvitie servisnogo biznesa // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №1. S. 303.

5. Sharipova A.E., Volynskaya N.A. Strategiya neftedobyvayushchey kompanii v oblasti upravleniya nefteservisom // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. №5-1(46-1). S. 455-461.

6. Gamilova D.A., Batallova A.A. Strategiya obespecheniya tekhnologicheskoy bezopasnosti nefteservisnogo kompleksa: klasterizatsiya ili goskorporatsiya // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 2015. №1(44). S. 48-52.

7. Burenina I.V. Upravlenie, organizatsiya i planirovanie deyatel'nosti krupnykh kompleksov promyshlennosti. Uchebnoe posobie / I.V. Burenina, A.A. Ovchinnikova. Ufa: Izd-vo UGNTU, 2010.

8. Burenina I.V., Khasanova G.F. Vybor optimal'noy strategii razvitiya nefteservisnoy kompanii. // Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii. 2014. №6(40). s. 118-123.

9. Safina A.A., Gayfullina M.M. Normativno-pravovye osnovy formirovaniya klasterov v rossiyskoy ekonomike // V sbornike: Tendentsii formirovaniya nauki novogo vremeni. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4 chastyakh. Otvetstvennyy redaktor A.A. Sukiasyan. 2014. S. 253-256.

10. Battalova A.A. Informatsionno-logicheskaya skhema sozdaniya toplivno-energeticheskogo klastera // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2015. T. 16. №3(273). S. 415-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.