Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ'

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университеты / стратегия вузов / высокопотенциальные абитуриенты / привлечение абитуриентов / привлекательность региона / привлечения абитуриентов в вуз / отраслевые вузы / вузы Дальневосточного региона. / universities / university strategy / high-potential applicants / attracting applicants / attractiveness of the region / attracting applicants to a university / industry universities / universities in the Far Eastern region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова И.И.

Целью исследования является анализ стратегий вузов Дальневосточного региона по привлечению высокопотенциальных абитуриентов. Показано, что университеты играют ключевую роль в формировании и развитии человеческого капитала региона, предлагая качественное образование, поддерживая научные исследования и инновации, а также создавая условия для профессионального роста и развития молодых специалистов. Автором выявлены ключевые стратегические мероприятия, направленные на привлечение высокопотенциальных абитуриентов: образовательные программы и подготовка кадров, исследовательская деятельность, сотрудничество с промышленностью, инновационные центры и инкубаторы, международное сотрудничество. Анализ стратегий показал, что вузы Дальнего Востока прилагают значительные усилия для привлечения высокопотенциальных абитуриентов, предлагая больше бюджетных мест, развивая образовательные программы, сотрудничая с потенциальными работодателями, реализуя программы международного обмена. Однако, несмотря на реализуемые стратегии, в регионе сохраняются проблемы, связанные с климатическими условиями, низким уровнем заработных плат и недостаточным социальноэкономическим развитием региона, препятствующие удержанию студентов в регионе после окончания обучения. Сделано предположение, что для решения данных проблем необходимо активизировать сотрудничество вузов с реальным сектором экономики, что возможно осуществить посредством создания партнерских программ и реализации совместных исследовательских проектов на базе университетов. Обоснован вывод о том, что в процессе повышения привлекательности региона для абитуриентов и выпускников высших учебных заведений важна экономическая поддержка со стороны региональных властей, включающая налоговые льготы и субсидии для предприятий, создающих высокооплачиваемые рабочие места, а также гранты и субсидии для молодых специалистов, оставшихся работать в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRATEGIES OF UNIVERSITIES IN THE FAR EASTERN REGION TO ATTRACT HIGH-POTENTIAL APPLICANTS

The purpose of the study is to analyze the strategies of universities in the Far Eastern region to attract high-potential applicants. It is shown that universities play a key role in the formation and development of the region's human capital, offering quality education, supporting scientific research and innovation, and creating conditions for the professional growth and development of young professionals. The author has identified key strategic activities aimed at attracting high-potential applicants: educational programs and training, research activities, cooperation with industry, innovation centers and incubators, international cooperation. An analysis of strategies showed that universities in the Far East are making significant efforts to attract high-potential applicants by offering more budget places, developing educational programs, collaborating with potential employers, and implementing international exchange programs. However, despite the strategies being implemented, problems remain in the region related to climatic conditions, low wages and insufficient socio-economic development of the region, which hinder the retention of students in the region after graduation. It has been suggested that in order to solve these problems it is necessary to intensify cooperation between universities and the real sector of the economy, which can be achieved through the creation of partnership programs and the implementation of joint research projects at universities. The conclusion is substantiated that in the process of increasing the attractiveness of the region for applicants and graduates of higher educational institutions, economic support from regional authorities is important, including tax breaks and subsidies for enterprises that create high-paying jobs, as well as grants and subsidies for young professionals who remain to work in the region.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ»

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 5 /2024 https://progressive-economy.ru/vypusk 1/analiz-strategij-vuzov- Прогрессивной

dalnevostoclinogo-regiona-po-privlecheniyu-vysokopotenczialnyh-abiturientov/ экономика

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3 _

УДК 314.18:378.1

DOI: 10.54861/27131211 2024 5 162

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВЫСОКОПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ

Рябова И.И., старший преподаватель высшей школы психологии, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия

Аннотация. Целью исследования является анализ стратегий вузов Дальневосточного региона по привлечению высокопотенциальных абитуриентов. Показано, что университеты играют ключевую роль в формировании и развитии человеческого капитала региона, предлагая качественное образование, поддерживая научные исследования и инновации, а также создавая условия для профессионального роста и развития молодых специалистов. Автором выявлены ключевые стратегические мероприятия, направленные на привлечение высокопотенциальных абитуриентов: образовательные программы и подготовка кадров, исследовательская деятельность, сотрудничество с промышленностью, инновационные центры и инкубаторы, международное сотрудничество. Анализ стратегий показал, что вузы Дальнего Востока прилагают значительные усилия для привлечения высокопотенциальных абитуриентов, предлагая больше бюджетных мест, развивая образовательные программы, сотрудничая с потенциальными работодателями, реализуя программы международного обмена. Однако, несмотря на реализуемые стратегии, в регионе сохраняются проблемы, связанные с климатическими условиями, низким уровнем заработных плат и недостаточным социально-экономическим развитием региона, препятствующие удержанию студентов в регионе после окончания обучения. Сделано предположение, что для решения данных проблем необходимо активизировать сотрудничество вузов с реальным сектором экономики, что возможно осуществить посредством создания партнерских программ и реализации совместных исследовательских проектов на базе университетов. Обоснован вывод о том, что в процессе повышения привлекательности региона для абитуриентов и выпускников высших учебных заведений важна экономическая поддержка со стороны региональных властей, включающая налоговые льготы и субсидии для предприятий, создающих высокооплачиваемые рабочие места, а также гранты и субсидии для молодых специалистов, оставшихся работать в регионе.

Ключевые слова: университеты, стратегия вузов, высокопотенциальные абитуриенты, привлечение абитуриентов, привлекательность региона, привлечения абитуриентов в вуз, отраслевые вузы, вузы Дальневосточного региона.

ANALYSIS OF STRATEGIES OF UNIVERSITIES IN THE FAR EASTERN REGION TO ATTRACT HIGH-POTENTIAL APPLICANTS

Ryabova I.I., Senior Lecturer at the Higher School of Psychology, Pacific State

University, Khabarovsk, Russia

Abstract. The purpose of the study is to analyze the strategies of universities in the Far Eastern region to attract high-potential applicants. It is shown that universities play a key role in the formation and development of the region's human capital, offering quality education, supporting scientific research and innovation, and creating conditions for the professional growth and development of young professionals. The author has identified key strategic activities aimed at attracting high-potential applicants: educational programs and training, research activities, cooperation with industry, innovation centers and incubators, international cooperation. An analysis of strategies showed that universities in the Far East are making significant efforts to attract high-potential applicants by offering more budget places, developing educational programs, collaborating with potential employers, and implementing international exchange programs. However, despite the strategies being implemented, problems remain in the region related to climatic conditions, low wages and insufficient socio-economic development of the region, which hinder the retention of students in the region after graduation. It has been suggested that in order to solve these problems it is necessary to intensify cooperation between universities and the real sector of the economy, which can be achieved through the creation of partnership programs and the implementation of joint research projects at universities. The conclusion is substantiated that in the process of increasing the attractiveness of the region for applicants and graduates of higher educational institutions, economic support from regional authorities is important, including tax breaks and subsidies for enterprises that create high-paying jobs, as well as grants and subsidies for young professionals who remain to work in the region.

Keywords: universities, university strategy, high-potential applicants, attracting applicants, attractiveness of the region, attracting applicants to a university, industry universities, universities in the Far Eastern region.

JEL classification: I23, I25, J24.

Для цитирования: Рябова И.И. Анализ стратегий вузов Дальневосточного региона по привлечению высокопотенциальных абитуриентов // Прогрессивная экономика. 2024. № 5. С. 162-173. DOI: 10.54861/27131211_2024_5_162.

Статья поступила в редакцию: 15.05.2024 г. Одобрена после рецензирования: 27.05.2024 г. Принята к публикации: 27.05.2024 г.

For citation: Ryabova I.I. Analysis of strategies of universities in the Far Eastern region to attract high-potential applicants // Progressive Economy. 2024. No. 5. pp. 162-173. DOI: 10.54861/27131211_2024_5_162.

The article was submitted to the editorial office: 15/05/2024. Approved after review: 27/05/2024. Accepted for publication: 27/05/2024.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО «ТОГУ»), проект № 2.23 «Разработка механизмов и инструментов влияния университетов на сохранение и развитие человеческого потенциала Дальнего Востока».

Financing

The study was carried out with the financial support of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Pacific State University (FSUE VO "TOGU"), project No. 2.23 "Development of mechanisms and tools for the influence of universities on the preservation and development of the human potential of the Far East".

Введение

Формирование человеческого капитала в Дальневосточном регионе становится одним из важнейших аспектов государственной политики, поскольку на Дальнем Востоке наблюдается значительный отток населения, вызванный как естественной убылью, так и миграционными процессами. За период с 2015 по 2022 гг. население региона сократилось на 5%: с 8 260,3 тыс. человек до 7 903,9 тыс. человек [12]. Представители молодежи стремятся переехать из городов Дальневосточного федерального округа в Москву и Санкт-Петербург - именно данные города федерального значения являются наиболее привлекательными направлениями миграционных потоков из рассматриваемого региона [6].

Так, Г.В. Петрук, Т.В. Варкулевич и А.Ю. Шилова в исследовании указывают на следующие проблемы развития человеческого капитала Дальневосточного региона: отток населения, низкий уровень заработных плат, инфраструктурные проблемы. Значительный отток населения, особенно молодежи и квалифицированных кадров, выступает одной из наиболее значительных проблем региона, что обусловлено высокой стоимостью жизни, недостаточной оплатой труда, отсутствием доступного жилья и тяжелыми климатическими условиями. Средний уровень заработных плат на Дальнем Востоке ниже, чем в центральных регионах России, а низкое качество инфраструктуры и ограниченные возможности для профессионального развития делают регион малопривлекательным для молодых специалистов [11].

Кроме того, согласно материалам Восточного экономического форума, в регионе актуализируется проблема дефицита квалифицированных кадров, которая негативно сказывается на экономическом развитии, поскольку существующий дисбаланс на рынке труда усугубляют демографические и социально-экономические проблемы, препятствуя устойчивому развитию

Дальневосточного региона. Государственные программы и инициативы, такие как свободный порт Владивосток, программа «Дальневосточный гектар» и льготные ипотечные программы, не в полной мере решают проблемы миграционного оттока населения [12]. Таким образом, в контексте формирования человеческого потенциала региона и привлечения высокопотенциальных кадров в города Дальневосточного региона необходимо исследовать потенциал образовательной системы. Поскольку университеты играют ключевую роль в формировании и развитии человеческого капитала, предлагая качественное образование, поддерживая научные исследования и инновации, а также создавая условия для профессионального роста и развития молодых специалистов [2], целью исследования является анализ стратегий вузов Дальневосточного региона по привлечению высокопотенциальных абитуриентов.

Обзор литературы

Роль университетов в контексте обеспечения условий для развития региональной экономики анализируют различные исследователи, в числе которых В.Е. Вавилов, И.Ю. Зубко и А.А. Хусаинова. Согласно позиции авторов, помимо образовательной деятельности, университеты осуществляют научно-исследовательскую деятельность, деятельность в области разработок и оптимизации процессов производства, инфраструктурного развития, а также международного обмена знаниями и компетенциями [2].

Т.А. Ольховая, А.Р. Хемраева и В.Б. Парамонов приходят к выводу, что современные абитуриенты осознанно подходят к выбору образовательных учреждений и активно сравнивают условия, основываясь на представлении университета в медиа-пространстве. Авторы отмечают, что современная молодежь проводит достаточно большое количество времени в сети Интернет, что обуславливает необходимость маркетинга системы образования с использованием социальных сетей. Университеты могут привлекать талантливые кадры с использованием оптимизированных веб-сайтов, а также посредством активной интеграции в интернет-пространство [7].

Е.Ю. Серова и В.А. Сопига анализируют возможности современных вузов по привлечению качественного контингента, поскольку именно от качества набираемых студентов зависят возможности удовлетворения потребностей экономики инновационного типа. По мнению исследователей, задачей высших учебных заведений становится не только привлечение студентов и обеспечение профессиональной подготовки, а также мотивация к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью [13]. В сущности, статья авторов актуализирует проблему стремление молодежи к получению диплома, а не образования.

Такие авторы, как М.С. Казакова и А.А. Кудряшов рассматривают проблему позиционирования вузов в контексте узнаваемости бренда. Согласно позиции авторов, крупные университеты, входящие в топ-100, не испытывают недостатка в специалистах, однако отраслевые вузы, которые не характеризуется высоким уровнем узнаваемости, нуждаются в реализации

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

дополнительных мер привлечения талантливой молодежи [4]. Анализ научных источников позволяет систематизировать стратегические инициативы по привлечению и удержанию высокопотенциальных молодых специалистов в регионе (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые направления деятельности вузов по привлечению и

удержанию высокопотенциальных абитуриентов

Стратегия Направление воздействия

Образовательные программы и подготовка кадров Университеты играют ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов, предлагая образовательные программы, которые соответствуют потребностям рынка труда региона, что позволяет удерживать выпускников в регионе.

Исследовательская деятельность Научные исследования, проводимые в университетах, способствуют развитию новых технологий и инноваций, которые могут быть использованы для улучшения экономической ситуации в регионе и создания новых рабочих мест.

Сотрудничество с промышленностью Университеты сотрудничают с местными предприятиями и организациями, что помогает создавать программы целевой подготовки и стажировки для студентов, повышая их шансы на трудоустройство в регионе.

Инновационные центры и инкубаторы Университеты создают инкубаторы и инновационные центры, которые поддерживают предпринимательство и развитие стартапов среди студентов и молодых ученых.

Международное сотрудничество Сотрудничество с зарубежными университетами и исследовательскими институтами способствует обмену знаниями и технологиями, что повышает общий уровень образования и научной деятельности в регионе.

Источник: разработано автором по данным [2; 4; 7; 13]

Обсуждая проблему анализа стратегий вузов Дальневосточного региона, отметим, что данный вопрос является недостаточно изученным. Среди научных статей, посвященных проблеме привлечения специалистов в Дальневосточном регионе, можно отметить работу Е.Ю. Костиной и Н.А. Орловой. В процессе исследования стратегии развития человеческого капитала авторы приходят к выводу, что университеты выступают основными центрами подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для качественного освоения природных ресурсов региона. Важное значение в контексте развития человеческого потенциала имеет сотрудничество университетов с промышленностью и бизнесом, что позволяет создавать целевые программы подготовки кадров и стажировки, соответствующие реальным потребностям рынка труда. Авторы отмечают, что сотрудничество университетов и реального сектора экономики позволяет выпускникам высших учебных учреждений находить работу, способствуя их дальнейшему закреплению на Дальнем Востоке [5].

Таким образом, на основании проведенного обзора литературы можно прийти к выводу, что университеты играют важную роль в формировании и

развитии человеческого капитала, предлагая качественное образование, поддерживая научные исследования и инновации, а также создавая условия для профессионального роста и развития молодых специалистов. Также анализ научных источников показал, что проблема исследования стратегии вуза по привлечению высоко потенциальных абитуриентов на Дальнем Востоке остается не в полной мере изученной, что обуславливает как теоретическую, так и практическую значимость данного исследования.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, обобщение, а также метод аналогии. Материалами исследования выступают официальные интернет-ресурсы высших учебных заведений Дальневосточного региона, материалы СМИ, отчеты Министерства науки и высшего образования, а также научные публикации, посвященные исследуемой тематике.

Результаты и обсуждение

Высшие учебные заведения Дальневосточного региона активно привлекают абитуриентов посредством открытия достаточно большого числа бюджетных мест. Так, 2024 году Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) предоставил более пяти тысяч бюджетных мест, увеличив количество мест на инженерные и ^-направления. Владивостокский государственный университет (ВВГУ) также увеличивает количество бюджетных мест, особенно в И и инженерных специальностях, университет также начал подготовку кадров для авиационной отрасли. В вузах Дальнего Востока открываются образовательные программы по запросам работодателей, что повышает привлекательность обучения для потенциальных абитуриентов [14].

Вместе с тем Дальневосточный федеральный университет реализует ряд стратегий, направленных на привлечение и удержание высокопотенциальных абитуриентов. Вуз осуществляет активное сотрудничество с ведущими предприятиями региона, что позволяет разрабатывать программы целевого обучения и предлагать студентам реальные стажировки и практики на предприятиях Дальневосточного региона. Сотрудничество с реальным сектором экономики повышает привлекательность университета для абитуриентов, а также способствует дальнейшему гарантированному трудоустройству выпускников в регионе.

Для привлечения абитуриентов со всей России Дальневосточный федеральный университет активно использует маркетинговые стратегии, которые включают: широкое освещение студенческой жизни, предоставление информации о стипендиях, грантах и общежитиях, а также описание востребованных специальностей и достижений выпускников [9]. Университет иллюстрирует свои конкурентные преимущества по сравнению с другими вузами, демонстрируя возможности, доступные обучающимся. Эти меры помогают создать привлекательный образ ДВФУ и привлечь внимание будущих студентов. Кроме того, ДВФУ активно участвует в программах международного сотрудничества, позволяя студентам получать двойные

дипломы, а также принимать участие в программах обмена. Университет в процессе своей деятельности внедряет современные технологии и методы в образовательный процесс с целью повышения качества образования.

Стратегия привлечения высокопотенциальных абитуриентов в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) включает комплекс мер, направленных на повышение привлекательности университета среди потенциальных студентов. Так, в 2022 году университет внедрил ряд инициатив и проектов, которые способствуют активному вовлечению учащихся и выпускников школ в академическую и научную жизнь вуза. Одной из ключевых инициатив стала разработка и запуск образовательного модуля «EntKids» для школьников, целью которого является раннее привлечение внимания к университету через адаптированные образовательные и игровые программы, предусматривающие геймификацию образовательной деятельности, проведение учебно-практических занятий и популяризацию программ развития университета среди школьников [8].

ТОГУ активно развивает предпринимательскую культуру среди студентов, что также способствует привлечению абитуриентов, заинтересованных в стартапах и инновациях. В рамках данного стратегического направления была создана «Цифровая кафедра», которая обеспечивает профессиональную переподготовку и развитие цифровых навыков у студентов. За год в рамках этого проекта было обучено более 400 студентов по различным программам, включая «Программное обеспечение бизнес-процессов». Университет также организует различные формы молодых ученых и новаторов, направленные на привлечение школьников к участию в научных проектах и формированию долгосрочного интереса к университету [8].

Таким образом, стратегия Тихоокеанского государственного университета основывается на раннем вовлечении школьников в образовательные и научные проекты, развитии предпринимательской культуры и создании условий для профессионального роста будущих студентов. Данные мероприятия позволяют повысить конкурентоспособность университета и сделать его более привлекательным для абитуриентов. ТОГУ реализует комплексную программу по поддержке научной деятельности студентов и молодых ученых: в университете созданы научные центры и лаборатории, которые позволяют студентам участвовать в передовых исследованиях и проектах. Вуз также предоставляет стипендии и гранты для поддержки талантливых студентов с целью повышения их мотивации к дальнейшему обучению и ведению научной деятельности, сотрудничает с промышленными предприятиями региона, разрабатывают программы целевого обучения и предлагают студентам реальные стажировки и практики.

Амурский государственный университет (АмГУ) активно работает над привлечением высокопотенциальных студентов, реализуя ряд стратегических направлений. Университет внедряет инновационные образовательные технологии и цифровизацию учебного процесса, обеспечивая высокое

качество обучения, развивает международные связи, предлагая студентам программы обмена и стажировки за рубежом. Кроме того, университет акцентирует внимание на практическом обучении, внедряет программы поддержки предпринимательства среди студентов и молодых ученых, сотрудничает с ведущими предприятиями региона, обеспечивая студентов реальными практическими навыками. В университете работают инкубаторы и инновационные центры, которые помогают студентам развивать свои стартапы и реализовывать предпринимательские инициативы. Также АмГУ организует дополнительные образовательные программы для школьников, способствуя их раннему вовлечению в академическую среду. Университет активно работает над улучшением инфраструктуры университета и условий проживания для студентов, организует культурные и спортивные мероприятия, что способствует созданию благоприятной социальной среды и повышению привлекательности вуза для абитуриентов. Данные стратегические мероприятия направлены на создание привлекательных условий для обучения и профессионального роста, что делает университет конкурентоспособным на образовательном рынке.

Таким образом, анализ стратегий показал, что вузы Дальнего Востока прилагают значительные усилия для привлечения высокопотенциальных абитуриентов, предлагая большое бюджетных мест, развивая образовательные программы, сотрудничая с потенциальными работодателями и реализуя при этом программы международного обмена. Однако, несмотря на реализуемые стратегии, существуют проблемы, которые препятствуют удержанию студентов в регионе после окончания обучения. Одной из ключевых проблем являются тяжелые климатические условия, которые делают регион менее привлекательным для постоянного проживания [12]. Климатические особенности Дальнего Востока, такие как суровые зимы и длительные периоды низких температур, могут отпугивать многих выпускников, привыкших к более мягким климатическим условиям в других частях России. Низкий уровень заработных плат также является значительным фактором, способствующим оттоку молодых специалистов из региона [3]. В условиях, когда выпускники могут найти более высокооплачиваемую работу в центральных регионах страны, они естественным образом стремятся покинуть Дальний Восток в поисках лучших финансовых перспектив.

Отсутствие перспектив карьерного роста и недостаточное социально-экономическое развитие региона также играют немаловажную роль. Молодые специалисты часто сталкиваются с ограниченными возможностями для профессионального роста и карьерных достижений, что дополнительно мотивирует их к переезду в более развитые регионы. Социально -экономическая инфраструктура Дальнего Востока, включая качество медицинских услуг, образовательных учреждений и культурно-развлекательных возможностей, часто уступает аналогичным показателям в центральных регионах России, что делает жизнь в регионе менее привлекательной. Таким образом, для решения проблем, связанных с

удержанием выпускников в Дальневосточном регионе, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на улучшение условий жизни и карьерных перспектив.

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что университетам Дальнего востока необходимо активно сотрудничать с крупными и средними предприятиями региона: создавать партнерские программы, стажировки и организовывать практики для получения студентами реального опыта работы по специальности, а также повышения перспектив трудоустройства после окончания обучения. Реализация совместных исследовательских проектов, финансируемых промышленными предприятиями, может способствовать развитию технологических решений и повысить привлекательность как высших учебных заведений, так и Дальневосточного региона в целом.

Университеты в сотрудничестве с региональными властями должны принимать участие в создании условий для повышения уровня заработных плат в регионе. Так, региональные власти могут стимулировать экономическое развитие посредством введения субсидий, а также различных налоговых льгот для инвесторов. Высшие учебные заведения принимают непосредственное участие в процессе привлечения в регион высокопотенциальных абитуриентов и специалистов посредством введения программ поддержки молодых работников, создания бизнес-инкубаторов и исследовательских лабораторий на базе университетов.

Заключение

Анализ стратегий вузов Дальневосточного региона по привлечению высокопотенциальных абитуриентов показывает, что высшие учебные заведения активно развивают новые образовательные программы, в том числе в сферах инженерии и информационных технологий. Дальневосточные университеты также уделяют значительное внимание развитию сотрудничества с реальным сектором экономики, создавая программы стажировок и практик в реальном секторе экономики, что обеспечивает студентам приобретение опыта работы и повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, значительные усилия вузов направлены на улучшение условий для студентов, включая предоставление общежитий, стипендий и грантов, университеты развивают международное сотрудничество, предлагая программы обмена и стажировки за рубежом.

Однако, как показывает опыт, потенциал высших учебных заведений Дальнего Востока в полной мере не реализован. Посредством активного сотрудничества с региональными властями и реальным сектором экономики университеты способны создать условия, привлекательные для современной молодежи, обеспечив долгосрочное социально-экономическое развитие Дальневосточного региона.

Литература

1. Амурский государственный университет. URL: https://amursu.ru https://amursu.ru.

2. Вавилов В.Е., Зубко И.Ю., Хусаинова А.А. Пути развития и целевые модели университетов в Российской Федерации // Прогрессивная экономика. 2024. № 1. С. 55-85.

3. Вельм И.М. Роль человеческого капитала в экономическом развитии региона (на примере Удмуртской Республики) // Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 143-156.

4. Казакова М.С., Кудряшов А.А. Разработка комплекса мер по успешному привлечению абитуриентов в отраслевые вузы в сети Интернет // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 7. С. 2939-2952.

5. Костина Е.Ю., Орлова Н.А. Стратегия развития человеческого капитала Дальнего Востока России // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3 (100). С. 184-193.

6. Кравченко В.А., Панов Д.В. Миграционные стратегии студенческой молодежи Дальнего Востока России // Молодой ученый. 2022. № 52 (447). С. 318-322.

7. Ольховая Т.А., Хемраева А.Р., Парамонов В.Б. Анализ стратегий российских университетов по привлечению иностранных студентов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30802.

8. Отчет о результатах реализации программы развития университета в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» за 2022 год // Тихоокеанский государственный университет. URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/4c/db/4cdb4f09-553f-4c24-9f22-aa95ba446fd8/otchet-2023-2022.pdf.

9. Отчет о самообследовании Дальневосточный федеральный университет // Министерство науки и высшего образования. URL: https://bb.dvfu.ru/bbcswebdav/orgs/FUDOOD/Doc/Samoobsled2021/ДВФУ%20о тчет%20о%20самообследовании%20%202021^£

10. Петрук Г.В., Варкулевич Т.В., Шилова А.Ю. Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала Дальнего Востока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15. № 4. С. 23-35.

11. Развитие человеческого потенциала Дальнего Востока: люди -главный капитал // Росконгресс. URL: https://roscongress.org/sessions/eef-2022-razvitie-chelovecheskogo-potentsiala-dalnego-vostoka-lyudi-glavnyy-kapital/discussion/.

12. Рябова И.И. Миграция российской молодежи в региональном измерении: опыт Дальнего Востока // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 170-182.

13. Серова Е.Ю., Сопига В.А. Стратегия вуза по привлечению абитуриентов в изменившихся условиях приема // 90-летний опыт и перспективы подготовки многопрофильных инженерных кадров УГЛТУ. Вклад в глобальную экологию : материалы Российской научно-методической конференции с международным участием. Екатеринбург, 2020. С. 205-213.

14. Сколько бюджетных мест и по каким специальностям открыто в вузах Дальнего Востока на 2024 год // Федерал Пресс. URL: https://fedpress.ru/article/3303349.

References

1. Amurskij gosudarstvennyj universitet. URL: https://amursu.ru https://amursu.ru.

2. Vavilov V.E., Zubko I.YU., Husainova A.A. Puti razvitiya i celevye modeli universitetov v Rossijskoj Federacii // Progressivnaya ekonomika. 2024. №

I. S. 55-85.

3. Vel'm I.M. Rol' chelovecheskogo kapitala v ekonomicheskom razvitii regiona (na primere Udmurtskoj Respubliki) // Progressivnaya ekonomika. 2023. №

II. S. 143-156.

4. Kazakova M.S., Kudryashov A.A. Razrabotka kompleksa mer po uspeshnomu privlecheniyu abiturientov v otraslevye vuzy v seti Internet // Kreativnaya ekonomika. 2021. T. 15. № 7. S. 2939-2952.

5. Kostina E.YU., Orlova N.A. Strategiya razvitiya chelovecheskogo kapitala Dal'nego Vostoka Rossii // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2022. № 3 (100). S. 184-193.

6. Kravchenko V.A., Panov D.V. Migracionnye strategii studencheskoj molodezhi Dal'nego Vostoka Rossii // Molodoj uchenyj. 2022. № 52 (447). S. 318322.

7. Ol'hovaya T.A., Hemraeva A.R., Paramonov V.B. Analiz strategij rossijskih universitetov po privlecheniyu inostrannyh studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30802.

8. Otchet o rezul'tatah realizacii programmy razvitiya universiteta v ramkah realizacii programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030» za 2022 god // Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet. URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/4c/db/4cdb4f09-553f-4c24-9f22-aa95ba446fd8/otchet-2023-2022.pdf.

9. Otchet o samoobsledovanii Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya. URL: https://bb.dvfu.ru/bbcswebdav/orgs/FUDOOD/Doc/Samoobsled2021/DVFU%20ot chet%20o%20samoobsledovanii%20%202021.pdf.

10. Petruk G.V., Varkulevich T.V., SHilova A.YU. Problemy i perspektivy razvitiya chelovecheskogo potenciala Dal'nego Vostoka // Territoriya novyh

vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023. T. 15. № 4. S. 23-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Razvitie chelovecheskogo potencíala Dal'nego Vostoka: lyudi -glavnyj kapital // Roskongress. URL: https://roscongress.org/sessions/eef-2022-razvitie-chelovecheskogo-potentsiala-dalnego-vostoka-lyudi-glavnyy-kapital/discussion/.

12. Ryabova I.I. Migraciya rossijskoj molodezhi v regional'nom izmerenii: opyt Dal'nego Vostoka // Progressivnaya ekonomika. 2024. № 4. S. 170-182.

13. Serova E.YU., Sopiga V.A. Strategiya vuza po privlecheniyu abiturientov v izmenivshihsya usloviyah priema // 90-letnij opyt i perspektivy podgotovki mnogoprofil'nyh inzhenernyh kadrov UGLTU. Vklad v global'nuyu ekologiyu : materialy Rossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ekaterinburg, 2020. S. 205-213.

14. Skol'ko byudzhetnyh mest i po kakim special'nostyam otkryto v vuzah Dal'nego Vostoka na 2024 god // Federal Press. URL: https://fedpress.ru/article/3303349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.