Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО РЕГИОНА)'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО РЕГИОНА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ / ВЫБОР ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметдинова С. Х., Тюменцева Е. Ю.

Актуальность. Молодёжная миграция является одной из актуальнейших проблем Омской области, основной поток которой составляют наиболее перспективные выпускники общеобразовательных средних школ, предпочитающие поступать в престижные вузы других регионов страны. Статья посвящена исследованию факторов, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вузов.Цель исследования - выявление и анализ факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на выбор абитуриентами Омского региона вузов для поступления, а также разработка рекомендаций для вузов, направленных на привлечение наиболее успешно сдавших ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при формировании эффективной молодёжной политики Омской области.Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы - анализ источников по тематике проекта и математико-статистическая обработка данных эксперимента, а также эмпирические методы - проведение социологического опроса.Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены основные факторы, которые учитывают будущие студенты, выбирая вуз для дальнейшего обучения. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по формированию контента для сайтов вузов с целью наиболее эффективного привлечения абитуриентов, получивших высокие баллы при сдаче ЕГЭ.Результаты исследования. В ходе исследования были определены наиболее значимые факторы, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза: наличие бюджетных мест, месторасположение вуза, возможность получения востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии, престижность вуза и гарантия трудоустройства.Выводы. Важнейшим направлением деятельности вузов г. Омска является повышение собственного престижа и более активное позиционирование на рынке образовательных услуг, в частности, представление на официальных сайтах исчерпывающей информации о профессиональных достижениях студентов и выпускников в специальных разделах. Систематическая работа в указанном направлении будет способствовать снижению уровня образовательной миграции за счёт привлечения наиболее перспективных абитуриентов к обучению в вузах столицы Омского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметдинова С. Х., Тюменцева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE APPLICANTS' CHOICE OF A UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF OMSK REGION)

Relevance. Youth migration is one of the most urgent problems of Omsk region, the main flow of which is the most promising graduates of secondary schools who prefer to enter prestigious universities in other regions of the country. The article is devoted to the study of the factors that guide applicants when choosing universities.The purpose of the article is to identify and analyze the factors that have the most significant impact on the choice of universities for admission by applicants of Omsk region, as well as to develop recommendations for universities aimed at attracting the most successful graduates of secondary schools who have passed the Unified State Exam. In addition, the results of the study can be used in the formation of an effective youth policy of Omsk region.Research methods. In the course of the study, theoretical methods were used - analysis of sources on the subject of the project and mathematical and statistical processing of experimental data, as well as empirical methods - conducting a sociological survey.Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The main factors that future students take into account when choosing a university for further education are identified. Based on the results of the study, recommendations were formulated for the formation of content for university websites in order to most effectively attract applicants who received high scores in the USE.Results. In the course of the study, the most significant factors that guide applicants when choosing a university were identified: the availability of budget places, the location of the university, the possibility of obtaining a well-paid profession that is in demand on the labor market, the prestige of the university and the guarantee of employment.Conclusions. The most important activity of universities in Omsk is to increase their own prestige and more active positioning in the market of educational services, in particular, the presentation on the official websites of the comprehensive information about the professional achievements of students and graduates in special sections. Systematic work in this direction will help reduce the level of educational migration by attracting the most promising applicants to study at universities in the capital of Omsk region.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО РЕГИОНА)»

УДК 378.1

Б01: 10.18384/2310-7219-2023-1-147-155

анализ факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами (на примере омского региона)

Мухаметдинова С. Х.1, Тюменцева Е. Ю.г

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал 644099, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6, Российская Федерация

2 Омский государственный технический университет 644050, г. Омск, пр-т Мира, д. 11, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Молодёжная миграция является одной из актуальнейших проблем Омской области, основной поток которой составляют наиболее перспективные выпускники общеобразовательных средних школ, предпочитающие поступать в престижные вузы других регионов страны. Статья посвящена исследованию факторов, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вузов.

Цель исследования - выявление и анализ факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на выбор абитуриентами Омского региона вузов для поступления, а также разработка рекомендаций для вузов, направленных на привлечение наиболее успешно сдавших ЕГЭ выпускников общеобразовательных школ. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при формировании эффективной молодёжной политики Омской области. Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы -анализ источников по тематике проекта и математико-статистическая обработка данных эксперимента, а также эмпирические методы - проведение социологического опроса. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены основные факторы, которые учитывают будущие студенты, выбирая вуз для дальнейшего обучения. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по формированию контента для сайтов вузов с целью наиболее эффективного привлечения абитуриентов, получивших высокие баллы при сдаче ЕГЭ.

Результаты исследования. В ходе исследования были определены наиболее значимые факторы, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза: наличие бюджетных мест, месторасположение вуза, возможность получения востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии, престижность вуза и гарантия трудоустройства. Выводы. Важнейшим направлением деятельности вузов г. Омска является повышение собственного престижа и более активное позиционирование на рынке образовательных услуг, в частности, представление на официальных сайтах исчерпывающей информации о профессиональных достижениях студентов и выпускников в специальных разделах. Систематическая работа в указанном направлении будет способствовать снижению уровня образовательной миграции за счёт привлечения наиболее перспективных абитуриентов к обучению в вузах столицы Омского региона.

Ключевые слова: абитуриенты, выбор вуза, образовательная миграция, социологический опрос, факторы

© CC BY Мухаметдинова С. Х., Тюменцева Е . Ю . , 2023 .

^77

analysis of factors influencing the applicants' choice of a university (on the example of omsk region)

S. Mukhametdinova1, E. Tyumentseva2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk branch) ul. Partizanskaya, 6, Omsk, 644099, Russian Federation

2 Omsk State Technical University

pr-t Mira, 11, Omsk, 644050, Russian Federation

Abstract

Relevance. Youth migration is one of the most urgent problems of Omsk region, the main flow of which is the most promising graduates of secondary schools who prefer to enter prestigious universities in other regions of the country. The article is devoted to the study of the factors that guide applicants when choosing universities.

The purpose of the article is to identify and analyze the factors that have the most significant impact on the choice of universities for admission by applicants of Omsk region, as well as to develop recommendations for universities aimed at attracting the most successful graduates of secondary schools who have passed the Unified State Exam. In addition, the results of the study can be used in the formation of an effective youth policy of Omsk region.

Research methods. In the course of the study, theoretical methods were used - analysis of sources on the subject of the project and mathematical and statistical processing of experimental data, as well as empirical methods - conducting a sociological survey.

Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The main factors that future students take into account when choosing a university for further education are identified. Based on the results of the study, recommendations were formulated for the formation of content for university websites in order to most effectively attract applicants who received high scores in the USE. Results. In the course of the study, the most significant factors that guide applicants when choosing a university were identified: the availability of budget places, the location of the university, the possibility of obtaining a well-paid profession that is in demand on the labor market, the prestige of the university and the guarantee of employment.

Conclusions. The most important activity of universities in Omsk is to increase their own prestige and more active positioning in the market of educational services, in particular, the presentation on the official websites of the comprehensive information about the professional achievements of students and graduates in special sections. Systematic work in this direction will help reduce the level of educational migration by attracting the most promising applicants to study at universities in the capital of Omsk region.

Keywords: applicants, university choice, educational migration, sociological survey, factors

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы массовая миграция наиболее перспективной молодёжи нашей страны в Европейскую часть с целью получения высшего образования, дальнейшего карьерного роста и улучшения уровня жизни является одной из наиболее существенных проблем для многих регионов России, в том числе и Омской области. Миграция молодёжи как наиболее мобильной категории в большей

степени определяет общую картину миграционных процессов, что и определяет актуальность исследований в данной сфере .

Особую значимость проблема образовательной миграции приобретает, когда речь идёт об абитуриентах из сельской местности, планирующих получить социально-значимые профессии в связи с острой нехваткой специалистов в сфере образования и здравоохранения в

V14V

селе . Для решения указанной проблемы на государственном уровне принят ряд программ, в частности «Молодой специалист на селе», которая предусматривает возможности обеспечения специалистов жильём и предоставление им субсидий1.

С целью повышения мотивации абитуриентов к поступлению в вузы г. Омска наряду с федеральными и региональными программами поддержки молодых специалистов важную роль играет патриотическое воспитание и любовь к родному краю, формирование которых является важнейшей задачей, стоящей перед образовательными учреждениями региона различного уровня

Исследованию различных аспектов молодёжной миграции и, в частности образовательной миграции, посвящён ряд научных публикаций учёных из разных стран мира

В работах [3; 6; 7; 8; 9; 10] с использованием обоснованного социологического инструментария исследованы миграционные предпочтения и миграционные установки молодёжи

Н . К. Габдрахманов, Л . Б . Карачу-рина, Н В Мкртчян, О В Лешуков [4] установили, что наиболее миграционно привлекательными являются города с численностью населения свыше 250 тыс человек Концентрация вузов в крупнейших городах страны способствует усилению центростремительной миграции молодёжи Отрицательный нетто-прирост населения в возрасте 15-19 лет в среднем за 2013-2019 гг. имеют 16 региональных столиц

В статье С К Волкова и И В Днепровской на основе факторного анализа выявляются причины, влияющие на потребительское поведение абитуриентов при выборе экономического профиля

1 Программа «Молодой специалист на селе» в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https:// lgoty-vsem . ru/lgoty/programma-molodoj-spetsialist-na-sele . htmlhttps://lgoty-vsem . ru/lgoty/programma-molodoj-spetsialist-na-sele.html#i-2 (дата обращения: 20.01. 23) .

обучения в техническом вузе. Авторами проводится ранжирование выделенных факторов по степени важности На основе проведенного анализа сформулированы выводы и практические рекомендации [2]. Исследование Р. И. Зину-ровой, А. Р. Тузикова, Л. З . Фатхуллиной, С А Алексеева подтвердило мнение о том, что ведущую роль в определении эффективности деятельности вуза, его привлекательности для абитуриентов играет рынок труда, где трудоустраиваются его выпускники [5]

В работе И. П . Бородиной и С. Ю . Чуриковой моделируется система взаимоотношений университетов, университетских брендов и выпускников средней школы Изучена система рынка образовательных услуг с использованием методов анализа массового спроса Качественный анализ позволяет утверждать, что мощный бренд вуза и высокий профессионализм его выпускников могут быть соотнесены друг с другом [1].

В работах зарубежных исследователей большое значение придаётся экономической составляющей образовательного выбора. В развитых странах университеты и их филиалы, расположенные в отдалённых от центра населённых пунктах, выполняют важную территориальную и не менее актуальную социальную функцию, обеспечивая доступ к высшему образованию для жителей данных территорий. При этом исследователи учитывают, что малообеспеченные семьи не готовы нести высокие транспортные издержки ради получения детьми высшего образования, а при наличии вуза рядом с домом с большей вероятностью выбирают для них именно его [11].

Е . С . Хо и соавторы изучают выбор учащимися высших учебных заведений в Гонконге. На основе исследований они делают вывод, что образовательный выбор обучающихся отражает соответствие между институциональными особенностям высшего учебного заведения и индивидуальными предпочтениями [12].

Особенности выбора вуза абитуриентами в большей степени обусловлены социально-экономическими факторами, оценка значимости которых и разработка рекомендаций для вузов, направленных на привлечение наиболее успешных выпускников и, как следствие, снижение уровня молодёжной миграции, является актуальной проблемой, решению которой и посвящено данное исследование

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Миграция молодёжи - наиболее активной и перспективной части населения - приводит не только к сокращению численности проживающих на территории Омской области, но и к снижению социально-экономического потенциала региона

Цель исследования состоит в выявлении причин, побуждающих наиболее успешных абитуриентов выбирать для поступления более престижные, на их взгляд, вузы за пределами Омской области и разработать рекомендации для вузов г Омска, направленные на привлечение выпускников общеобразовательных средних школ, получивших высокие баллы при сдаче ЕГЭ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать источники по теме исследования;

- провести беседы с учащимися старших классов общеобразовательных школ г. Омска в соответствии с темой исследования;

- разработать авторскую анкету для проведения социологического исследования для выявления значимости социально-экономических факторов при выборе вуза абитуриентами;

- провести социологический опрос на основе разработанной анкеты;

- провести обработку и интерпретацию результатов анкетирования;

- разработать рекомендации для вузов с учётом результатов исследования

Методология и методы исследования. При проведении исследования использовались теоретические методы, такие как анализ источников по теме проекта и математико-статистическая обработка данных, полученных в ходе проведённого эксперимента. Кроме того, применялись и эмпирические методы -проводился социологический опрос старшеклассников г Омска с использованием разработанной авторами анкеты

Организация исследования и ход работы. Для выявления факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, была разработана авторская анкета и проведён опрос в течение 2020-2021 и 2021-2022 уч . гг. , в котором приняло участие 152 респондента, из них 64 юноши и 88 девушек - учащиеся 10-11 классов БОУ «Гимназия № 19» .

В ходе исследования были выявлены факторы, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза Участникам опроса было предложено оценить по 10-балльной шкале степень влияния указанных факторов на решение, связанное с выбором вуза (табл . 1).

Для большей наглядности средние оценки факторов участниками опроса по 10-балльной шкале представлены на рис 1

Исходя из полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод о том, что современные абитуриенты при выборе вуза учитывают, какие перспективы открывает получение той или иной профессии: возможность трудоустройства, карьерный рост и достойный материальный статус Однако анализ официальных сайтов омских вузов показал, что подобная информация на них практически отсутствует

Например, на сайте Омского государственного технического университета в разделе «Ассоциация выпускников ОмГ-ТУ» последняя информация о достижениях выпускников в сфере профессиональной деятельности датируется 2020 г

Таблица 1 / Table 1

Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами, и основные числовые характеристики их оценки респондентами / Factors influencing the choice of a university by applicants and the main numerical characteristics of their assessment by respondents

JVe п/н Факто р ы, в лияющие на вы б ор вуза абитуриентами Среднее значение оцен ки фактора п о 1 0- б алльн о й системе Мода Размах значений Среднее квадратиче-ское отклонение

Возможность получения востребованной на рынке труда идостойноопыачиваемой профессии 8,е 9 5 1,7

^¡зантияо^доустротетва 7,е 7 4 1,3

Получениекачостведьито образования 6,9 6 5 1,5

Наличие бюджетных мест 9,9 8 5 1,6

Престыжноттьтива 7,е 7 4 1,3

Моснонькполржание вуз а 8,9 9 3 1,1

МВетыьеекность общежитиеи 5,3 4 7 2,3

Накнно-дехническая обеспеченность учебного процесса 4,6 5 6 2,1

Квалифркацияифеподанатеоей 7,е 7 5 1,5

Возможность участия в научно-исследовательской проектной деотeльнксьы 5,е 7 7 2,4

Уровень обучения иностранным языкам 4,2 6 е 1,8

Возможность стажироваться в зарубежных вузах 4.4 5 е 1,3

Источкимданные авторов .

12

2 0

123456789 10 11 12

№ п/п фактора

Рис. 1 / Fig. 1. Средняя оценка факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, по 10-балльной шкале (балл) / Averageassessmentof factors influencingthe choice of a universitybyapplicants on a 10-point scale(score)

Источник: данные авторов .

Сайт Омского государственного университета им Ф М Достоевского, в отличие от сайтов других вузов г Омска, содержит раздел «ОмГУ в рейтингах», в котором отражена информация о месте ОмГУ в различных рейтингах, в том числе и международных Кроме того, в новостном разделе имеется информация о достижениях сотрудников, студентов и выпускников университета, которая систематически обновляется Постоянная рубрика, отражающая подобную информацию в исторической ретроспективе, отсутствует

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал) в структуре своего сайта имеет раздел «Выпускникам», включающий, в частности такие подразделы как «Анкетирование выпускников» и «Вакансии» В первом из указанных подразделов можно заполнить анкету, в которую включены вопросы о направлении подготовки, форме обучения, годе выпуска, месте проживания, компании, в которой работает выпускник и его должности, однако статистика по результатам анкетирования отсутствует Что же касается подраздела «Вакансии», то в нём, действительно, представлена соответствующая информация, но при этом не указано, на какой момент имеющиеся вакансии актуальны, а также указана низкая средняя заработная плата возле приведённых вакансий

Необходимо отметить, что анализ сайтов других омских вузов принципиальных отличий не выявил

Результаты исследования и их обсуждение На основе анализа результатов опроса можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми факторами, влияющими на выбор вуза абитуриентами, являются:

1) наличие бюджетных мест;

2) месторасположение вуза;

3) возможность получения востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии;

4) престижность вуза;

5) гарантия трудоустройства

Безусловно, первые два фактора из перечисленных выше, не находятся в компетенции руководителей и сотрудников вузов, однако оставшиеся - как стратегические цели - являются достижимыми

Исходя из анализа результатов исследования были сформулированы следующие рекомендации для вузов:

1. Для предоставления возможности молодёжи получать востребованные и достойно оплачиваемые профессии в г. Омске вузам необходимо систематически проводить мониторинг рынка труда и на его основе своевременно осуществлять лицензирование и аккредитацию новых направлений подготовки специальностей

2 С целью повышения престижности вузов целесообразно в специальных разделах сайтов представлять и постоянно обновлять информацию о достижениях студентов и выпускников в профессиональной сфере: победах в олимпиадах и конкурсах, карьерном росте, средней заработной плате т д

3 Активизация деятельности вузов по взаимодействию с работодателями и отражение результатов такого взаимодействия на своих официальных сайтах будут способствовать не только повышению уровня трудоустройства выпускников, но и привлечению в их ряды успешных абитуриентов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого исследования были решены все поставленные задачи: осуществлён анализ источников по теме исследования; проведены беседы с учащимися 10-11 классов БОУ «Гимназия № 19» г. Омска с целью выявления наиболее значимых факторов, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза; разработана авторская анкета и на её основе проведён социологический опрос; осуществлена обработка и интерпретация результатов анкетирования; разработаны рекомендации для вузов с учётом результатов исследования

V15V

Таким образом, цель проекта, состоявшая в выявлении причин, оказывающих существенное влияние на выбор вузов наиболее успешных абитуриентов и разработке рекомендаций для вузов, направленных на привлечение выпускников средних общеобразовательных школ, получивших высокие баллы ЕГЭ, была достигнута

Успешность функционирования вузов Омского региона в значительной степени определяется уровнем его социально-экономического развития, и без комплексного решения проблем областного центра и области в целом сокращение молодёжной миграции невозможно . Целенаправленная деятельность вузов по улучшению имиджа и повышению престижа, а также воспитание любви к родному краю и

знакомство старшеклассников и выпускников общеобразовательных школ с перспективами профессиональной самореализации после окончания вуза в рамках образовательных систем будут способствовать их стремлению получать высшее образование в г Омске и сокращению миграционного оттока молодёжи из региона Однако для эффективной реализации указанной деятельности необходима консолидация усилий образовательных учреждений различного уровня и соответствующих региональных структур на основе единых научно-обоснованных подходов, разработка которых является актуальнейшей задачей и требует дополнительных исследований

Дата поступления в редакцию 22.08.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина И. П . , Чурикова С. Ю . Анализ социально-экономических факторов, определяющих выбор абитуриента // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 6 (79). С. 124-129.

2 . Волков С. К. , Днепровская И. В . Анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентами эконо-

мического профиля обучения в техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 5 . С. 3-8 .

3 . Габдрахманов Н . К . Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Россий-

ской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов . Серия: Экономика. 2019 . Т. 27. № 1. С. 7-17. Э01: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17 4. Габдрахманов Н . К . , Карачурина Л . Б . , Мкртчян Н . В . Образовательная миграция молодёжи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах // Вопросы образования 2022 № 2 С. 88-116. Э01: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

5 . Зинурова Р. И . , Тузиков А . Р , Фатхуллина Л. З . Исследование мотивов и факторов, оказы-

вающих влияние на выбор вуза абитуриентами // Управление устойчивым развитием. 2018 . № 1 (14). С. 40-47.

6 . Лучко О . Н . , Патласов О . Ю . , Мухаметдинова С. Х. Проектирование системы экспорта образо-

вательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции // Перспективы науки и образования . 2019 . № 2 (38). С. 478-491. Э01: 10.32744/ рэе.2019 . 2 . 36

7 Мухаметдинова С Х Когнитивное моделирование влияния социально-экономических факторов на выбор вуза абитуриентами (на примере Омской области) // Состояние и перспективы развития современной науки и образования (КОФ-355): сборник статей V Международной научно-практической конференции / Петрозаводск, 16 сентября 2021 г. Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 184-189.

8 Мухаметдинова С Х , Лучко О Н Моделирование влияния социально-экономических факторов на выбор вуза абитуриентами на основе когнитивной методологии (на примере Омской области) // Вестник Оренбургского государственного университета 2022 № 1 (233) С 73-77 Э01: 10.25198/1814-6457-233-73

9 Половинко В С , Арбуз А В Анализ миграционных установок молодёжи г Омска // Экономические науки. 2016. № 144. С. 42-46.

10 Флоринская Ю Ф Выпускники школ из малых городов России: образовательные и миграционные стратегии // Проблемы прогнозирования . 2017. № 1 (160). С. 114-124.

Visy

11. Goddard J. , Coombes M. , Kempton L. Universities as Anchor Institutions in Cities in a Turbulent Funding Environment: Vulnerable Institutions and Vulnerable Places in England // Cambridge Journal of Regions Economy and Society. 2014. Vol . 7 . № 2 . P. 307-325. DOI: 10,1093/cjres/rsu004 12 . Ho E . S . , Tse T. K . C. , Sum K. W. A Different 'Feel', a Different Will: Institutional Habitus and the Choice of Higher Educational Institutions in Hong Kong [Электронный ресурс] // International Journal of Educational Research . 2020. № 100 . URL: https://www. sciencedirect. com (дата обращения: 21.10.2022).

I. Borodina I . P. , Churikova S . Yu. [Analysis of socio-economic factors that determine the choice of the applicant]. In: Gumanitarnye i social no-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and socio-economic sciences], 2014, no. 6 (79), pp. 124-129.

2 . Volkov S . K. , Dneprovskaya I . V. [Analysis of the factors influencing the applicants' choice of an eco-

nomic profile of education in a technical university]. In: Marketing v Rossii i za rubezhom [Analysis of the factors influencing the applicants' choice of an economic profile of education in a technical university], 2017, no . 5, pp. 3-8 .

3 . Gabdrahmanov N . K. [The concentration of students in the system of higher education on the map of

the Russian Federation]. In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economy], 2019, vol. 27, no. 1, pp. 7-17. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17 4. Gabdrahmanov N . K. , Karachurina L. B . , Mkrtchyan N . V. [Educational migration of youth and optimization of the network of universities in cities of different sizes]. In: Voprosy obrazovaniya [Educational issues], 2022, no. 2, pp. 88-116. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

5 . Zinurova R . I . , Tuzikov A . R . , Fathullina L . Z. [Study of motives and factors influencing the applicants'

choice of a university]. In: Upravlenie ustojchivym razvitiem [Management of sustainable development], 2018, no. 1 (14), pp. 40-47.

6 . Luchko O. N. , Patlasov O . Yu. , Muhametdinova S . H . [Designing a system for the export of educa-

tional services in the border region of Russia based on the analysis of educational migration]. In: Per-spektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education], 2019, no. 2 (38), pp. 478-491. DOI: 10.32744/ pse.2019 . 2 . 36

7 . Muhametdinova S . H . [Cognitive modeling of the influence of the socio-economic factors on the ap-

plicants' choice of a university (on the example of Omsk region)]. In: Sostoyanie iperspektivy razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya (KOF-355): sbornik statej VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Petrozavodsk, 16 sentyabrya 2021 g. [State and prospects for the development of modern science and education (KOF-355): collection of articles of the V International scientific and practical conference / Petrozavodsk, September 16, 2021]. Petrozavodsk, Novaya nauka Publ. , 2021, pp. 184189

8 . Muhametdinova S . H . , Luchko O. N . [Modeling the influence of socio-economic factors on the choice

of a university by applicants based on cognitive methodology (on the example of Omsk region)]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2022, no. 1 (233), pp. 73-77. DOI: 10.25198/1814-6457-233-73

9 . Polovinko V. S . , Arbuz A . V. [Analysis of the migration attitudes of the youth from Omsk]. In: Ekono-

micheskie nauki [Economic Sciences], 2016, no. 144, pp. 42-46.

10 . Florinskaya Yu. F. [School-graduates from small towns in Russia: educational and migration strate-

gies]. In: Problemyprognozirovaniya [Problems of Forecasting], 2017, no. 1 (160), pp. 114-124.

II. Goddard J. , Coombes M. , Kempton L. Universities as Anchor Institutions in Cities in a Turbulent Funding Environment: Vulnerable Institutions and Vulnerable Places in England. In: Cambridge Journal of Regions Economy and Society, 2014, vol. 7, no . 2, pp. 307-325. DOI: 10.1093/cjres/rsu004

12 . Ho E . S . , Tse T. K. C. , Sum K . W A Different 'Feel', a Different Will: Institutional Habitus and the Choice of Higher Educational Institutions in Hong Kong. In: International Journal of Educational Research, 2020, no. 100 . Available at: https://www. sciencedirect. com (accessed: 21.10 .22).

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мухаметдинова Светлана Хамитяновна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омского филиала; e-mail: muhamet-m@yandex. ru

Тюменцева Евгения Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры химии и химической технологии Омского государственного технического университета; e-mail: tumenceva1@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Svetlana Kh. Mukhametdinova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof. , Assoc. Prof, of the Department of Natural Sciences and Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: muhamet-m@yandex. ru

Evgenia Yu. Tyumentseva - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Assoc . Prof, of the Department of Chemistry and Chemical Technology, Omsk State Technical University; e-mail: tumenceva1@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Мухаметдинова С. Х. , Тюменцева Е . Ю . Анализ факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами (на примере Омского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. С 147-155. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-147-155

FOR CITATION

Mukhametdinova S . K. , Tyumentseva E. Yu. Analysis of factors influencing the applicants' choice of a university (on the example of Omsk region). In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 1, рр . 147-155. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-147-155

Visy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.