УДК 37.012.7 Б01 10.17238/188п1998-5320.2017.30.72
О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова, Омская гуманитарная академия
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО С РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН РЕГИОНА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕКТОРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Статья посвящена анализу проблемы векторной образовательной миграции в Омском регионе на основе использования методологии когнитивного моделирования. Исходными данными при создании когнитивных моделей являлись: статистические данные из открытых Интернет-источников, результаты пилотного социологического исследования, в котором приняли участие более 60 студентов омских вузов из Республики Казахстан, и экспертные оценки. В процессе исследования были разработаны когнитивные модели входящего и исходящего образовательных потоков и проведены имитационные эксперименты, которые позволили сделать вывод о степени влияния взаимосвязанных факторов друг на друга и на результирующую векторную образовательную миграцию, а также сформулировать рекомендации по эффективному управлению миграционными образовательными потоками как на уровне управления отдельными вузами, так и системой управления высшим образованием Омского региона в целом.
Ключевые слова: векторная образовательная миграция, приграничные регионы России, образовательные системы, приведенный контингент студентов, удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, регрессионный анализ, когнитивное моделирование.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-16-55011 "а(р)")
Введение. Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной Россией, является проблема миграции, которая оказывает существенное влияние на все сферы деятельности - до экономической, социально-психологической и образовательной. Территориальная распределённость России, наличие границ с другими странами и диспропорций в социально-экономическом развитии её регионов приводят к тому, что миграционные процессы в каждом из них обладают своей спецификой, без учёта которой невозможно формирование адекватной вызовам современности миграционной стратегии. Неотъемлемой составляющей миграционных процессов является образовательная миграция, которая, как правило, носит однонаправленный, т. е. векторный характер, комплексное исследование которой представляет собой актуальную задачу.
Проблемам учебной миграции посвящён ряд научных работ, например, Е. А. Трофимов в своей статье [1] выявил основные факторы, оказывающие влияние на выбор иностранными студентами высшего учебного заведения, на основе анализа данных о численности иностранных студентов и уровнях ВВП в различных странах мира - таких как, например, США, Испания, Канада, Швеция и др. М. И. Захарченко рассматривает особенности образовательной миграции в республике Башкортостане [2]. Опыт Томского государственного политехнического университета в сфере развития международного образования представлен в работе С. В. Дементьева и Е. В. Гиниятова [3]. Особое внимание работе уделяется демографическим проблемам России и их влиянию на систему высшего образования, методам управления образовательной миграцией.
Однако работы, посвящённых комплексному исследованию образовательной миграции и её влиянию на образовательные системы в приграничном регионе отсутствуют.
Целью проведённого исследования является анализ процесса векторной образовательной миграции в Омском регионе на основе использования когнитивной методологии и статистической обработки информации. Гипотеза исследования состоит в том, что на основе результатов комплексного исследования образовательной миграции можно выработать систему рекомендаций по эффективному управлению миграционными процессами.
Программа исследования. На первом этапе исследования проводился анализ статистических данных из открытых Интернет-источников, затем проводился социологический опрос в форме анкетирования, в котором приняло участие более 60 студентов очной формы обучения бакалавриата -граждан Республики Казахстан, обучающихся в омских вузах. На следующем этапе с целью
выявления основных факторов, влияющих на уровень векторной образовательной миграции привлекалась группа экспертов - профессоров различных вузов г. Омска в составе 5 человек. Далее разрабатывались когнитивные модели векторной образовательной миграции и матрицы влияния, на основе которых были проведены имитационные эксперименты, позволившие выявить степень влияния изменения различных факторов на результирующий фактор с целью разработки рекомендаций по эффективному управлению образовательными миграционными потоками.
Результаты исследования. Особенности образовательных миграционных процессов в Омском регионе как в приграничном с Республикой Казахстан заключаются в том, что состоят они из двух основных потоков: входящего, преимущественно образованного гражданами Республики Казахстан [4, 5] и исходящего, типичные представители которого - наиболее успешные и перспективные выпускники общеобразовательных школ и лицеев г. Омска и области [6].
Рассмотрим более детально исходящий поток векторной образовательной миграции, исследование которого основано на анализе данных из открытых Интернет-источников и экспертной оценке. Необходимо отметить, что статистические данные о количестве выпускников из Омской области, поступающих в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. фактически отсутствуют.
В процессе проведённого исследования были выявлены основные факторы, влияющие на уровень исходящего потока (табл. 1)
Таблица 1
Основные факторы, влияющие на уровень векторной образовательной миграции в Омской области - входящий поток
Номер п/п Виды факторов Методы измерения Единицы измерения
Целевой фактор
1 Векторная образовательная миграция -входящий поток Семантический дифференциал Баллы
Управляющие факторы
2 Престижное образование Экспертные оценки Баллы
3 Активная политика престижных вузов по привлечению абитуриентов, успешно сдавших ЕГЭ Экспертные оценки Баллы
4 Пассивная политика омских вузов по привлечению абитуриентов, успешно сдавших ЕГЭ Экспертные оценки Баллы
5 Экономические факторы Экспертные оценки Баллы
6 Инфраструктурные проблемы Экспертные оценки Баллы
7 Негативный имидж Омского региона Экспертные оценки Баллы
8 Проблемы с трудоустройством Экспертные оценки Баллы
9 Социально-психологические. факторы Экспертные оценки Баллы
Далее был определена степень их взаимного влияния, а также степень влияния на результирующий фактор - уровень исходящего потока векторной образовательной миграции и разработана когнитивная модель (рис. 1) [7].
Используя программную реализацию, разработанную средствами MS Excel, была создана матрица влияния выявленных факторов на интенсивность исходящего потока векторной образовательной миграции и проведены имитационные эксперименты, результаты которых, в частности позволяют сделать вывод о том, что увеличение импульсов, влияющих на фактор 4 (Пассивная политика омских вузов по привлечению абитуриентов, успешно сдавших ЕГЭ) на 10 % и 8 (Проблемы с трудоустройством) на 10 % влечет увеличение импульса влияния на результирующий фактор -1 (Векторная образовательная миграция - исходящий поток) на 10 %.
На следующем этапе исследования проводился анализ входящего образовательного потока, который, как и на предыдущем этапе, основывался на данных из открытых Интернет-источников и экспертных оценках, кроме того были использованы результаты пилотного социологического исследования, в котором приняло участие 62 студента из Республики Казахстан, обучающихся
на очной форме обучения бакалавриата в Омском государственном педагогическом университете, Омском государственном техническом университете и Омской гуманитарной академии.
На основе статистических данных [8] о приведённом контингенте студентов (ПКС), удельном весе численности иностранных студентов из СНГ (УВЧИС из СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % наиболее крупных государственных вузов г. Омска (федеральные государственные бюджетные учебные учреждения высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОмГМУ); «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ), «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина» (ОмГАУ), «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ), «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС), «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (ОмГУ)) за 2013-2017 гг. (табл. 2).
На основе приведённых данных (табл. 2) была построена модель линейной регрессии с достоверностью аппроксимации равной 0,929 и построен прогноз на трёхлетний период: при сохранении существующих тенденций УВЧИС из СНГ увеличится до 7,2 тыс. и при незначительном изменении ПКС в процентах может составить порядка 20 % (рис. 2).
Таблица 2
Данные о суммарных ПКС и УВЧИС из СНГ в наиболее крупных государственных вузах
г. Омска за 2013-2017 гг.
Годы 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Суммарный ПКС (чел.) 33 838 34 270 33 854,35 32 149,75 34 221,8
Суммарный УВЧИС из СНГ (чел.) 1327,98 3024,73 3234,98 4171,65 4686,2
Соотношение суммарных УВЧИС из СНГ и ПКС (%) 3,92 8,83 9,56 12,98 13,69
Рис. 2. Регрессионная модель суммарной удельной величины численности студентов из стран СНГ в крупнейших государственных вузах (чел.) Омска за 2013-2017 гг.
Построенная модель отражает устойчивую тенденцию роста численности студентов из стран СНГ, преимущественно из Республики Казахстан и в 2017 г. в процентном соотношении доля таких студентов составила почти 14 %, что, несомненно, оказывает влияние на образовательные системы Омского региона [9].
В дальнейшем была разработана когнитивная модель уровня векторной образовательной миграции - входящий поток на основе выявленных экспертным методом факторов влияния на результирующий фактор (рис. 3).
На основе разработанной модели была создана матрица влияний различных факторов (табл. 3).
Далее была проведена серия имитационных экспериментов, основные результаты, например, при увеличении импульсов, влияющих на фактор 2 (Качественное ВО в РФ) на 10 %, 5 (Дискриминация) на 10 %, 6 (Экономические факторы) на 20 % приводит к увеличению импульса влияния на результирующий фактор - 1 (Векторная образовательная миграция - исходящий поток) на 15 %.
Таблица 3
Основные факторы, влияющие на уровень векторной образовательной миграции в Омской области - исходящий поток
Номер п/п Виды факторов Методы измерения Единицы измерения
Целевой фактор
1 Векторная образовательная миграция -исходящий поток Семантический дифференциал Баллы
Управляющие факторы
2 Качественное высшее образования (ВО) в РФ Экспертные оценки Баллы
3 Бесплатное высшее образования (ВО) в РФ Экспертные оценки Баллы
4 Географическая близость Экспертные оценки Баллы
5 Дискриминация Экспертные оценки Баллы
6 Экономические факторы Экспертные оценки Баллы
7 Языковая дискриминация Экспертные оценки Баллы
8 Правовые факторы Экспертные оценки Баллы
9 Социально-психологические. факторы Экспертные оценки Баллы
Выводы. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее перспективные выпускники средних общеобразовательных школ Омского региона, получившие при сдаче ЕГЭ наибольшие баллы, замещаются в основном гражданами Республики Казахстан, из которых порядка 90 % обучаются на бюджетных местах и около 70 % уезжают после окончания вуза на родину [8]. При этом неизбежно средний уровень подготовки студентов падает и, как следствие, снижается уровень высшего образования в омских вузах в целом.
Необходимо отметить, что омичи, заканчивающие престижные вузы России, как правило, в г. Омск и Омскую область не возвращаются, тем самым снижая интеллектуальный потенциал региона, что в конечном итоге неизбежно негативно сказывается на социально-экономической ситуации.
Полученные выводы косвенно подтверждаются данными из статистического сборника [10]. В частности, за исследуемый пятилетний период численность студентов, обучающихся в вузах РФ, уменьшилась с 6075 до 4390 тыс. чел., т. е. более чем на 28 %, при этом численность иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, увеличилась с 225 до 297 тыс. чел. или 24,24 %, и доля иностранных студентов увеличилась с 1,97 до 6,76 %. Необходимо отметить, что за указанный период доля иностранных студентов в Омской области возросла с 3,92 до 13,69 % [8], что отражает её специфику как приграничного региона. Однако столь позитивная тенденция является в значительной степени следствием возможности гражданам из СНГ получить бесплатное высшее образование за счёт средств бюджета РФ. Так, например, доля граждан Республики Казахстан, обучающихся в вузах России на очной и заочной формах обучения на платной основе с 2007/08 по 2016/17 уч. г. уменьшилось с 69,9 до 51,3 %. Заметим, что аналогичная картина наблюдается при анализе динамики доли иностранных студентов из других стран СНГ, обучающихся по договору с возмещением затрат на обучение за этот же период [10].
Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации:
1. Сформировать эффективную политику омских вузов по привлечению:
- студентов из СНГ преимущественно на внебюджетные места [11];
- абитуриентов из Омского региона, получивших высокие баллы при сдаче ЕГЭ.
2. Ввести квотирование на приём в вузы граждан из СНГ на бюджетные места.
3. Разработать совокупность мероприятий, направленных на адаптацию студентов из стран СНГ к требованиям вузов.
4. Создать систему взаимодействия вузов и работодателей, целью которой является целенаправленное трудоустройство наиболее успешных выпускников вузов.
5. Систему материальной, в том числе грантовой поддержки перспективных выпускников вузов, остающихся работать в Омском регионе.
Библиографический список
1. Трофимов Е. А., Трофимова Т. И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 219-224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29791096
2. Захарченко М. И. Региональные аспекты учебной миграции [Электронный ресурс] // Казанская наука. - 2016. - № 7. - С. 16-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26460137
3. Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2012. - Т. 321. - № 6. - С. 187-190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796105
4. Яровая Е. Студенты из Казахстана предпочитают учиться в омском политехе, но у них проблемы с регистрацией [Электронный ресурс] // БК 55.RU - URL: http://bk55.ru/news/article/69033/
5. Шибутов М. Миграция из Казахстана в Россию: сколько, кто и почему [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. - URL: https://regnum.ru/news/soriety/2304708.html
6. Преображенский В. Почему из Омска уезжают самые перспективные? // ОМСК-ИНФОРМ Региональное информационное агентство [Электронный ресурс]. - URL: http://www.omskinform.ru/news/84793
7. Лучко О. Н., Маренко В. А. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. - 118 с.
8. Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. -№ 3 (29). - С. 98-105.
9. Мухаметдинова С. Х. Анализ взаимного влияния миграционных потоков и экономических показателей омского региона с применением математических методов // Наука и общество: проблемы современных исследований. XI Международная научно- практическая конференция : сборник статей в 2 ч. - Ч.2 : под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016. - С. 166-170.
10. Экспорт российских образовательных услуг : статистический сборник. Выпуск 7 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2017. - 496 с. 1 CD-ROM.
11. Еремеев А. Э., Патласов О. Ю. Опыт международного приграничного сотрудничества с вузами республики Казахстан // Ректор вуза, 2017. - № 5. - С. 40-47.
O. N. Luchko,
Candidate of Pedagogical Sciences, professor, head of Department of Informatics,
Mathematics and Natural Sciences, Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
S. Н. Muhametdinova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected] Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
MODELING THE DYNAMICS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT WITHIN THE RUSSIAN REGION BORDERING ON THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE CONDITIONS OF VECTOR EDUCATIONAL MIGRATION (ON THE EXAMPLE OF THE OMSK REGION)
This article was prepared with financial support of RFBR grant No. 17-16-55011 "a(R)"
The article is devoted to the analysis of the problem of vector educational migration in the Omsk region on the basis of using the methodology of cognitive modeling. The initial data for the creation of cognitive models were: the results of a pilot sociological survey, expert assessments and statistical data from open Internet sources. During the research, cognitive models of incoming and outgoing educational flows were developed and simulation experiments were conducted, which allowed to draw a conclusion about the degree of influence of interrelated factors on each other and on the resulting vector educational migration, and also formulate recommendations for the effective management of migration educational flows.
Keywords. Vector educational migration, border regions of Russia, educational systems, the reduced contingent of students, the specific weight of the number of foreign students from the CIS, regression analysis, cognitive modeling.
References
1. Trofimov E.A., Trofimova T.I. Osobennosti uchebnoy migratsii v usloviyakh globalizatsii [Features of educational migration in the conditions of globalization]. Available at https://library.ru/item.asp?id=29791096
2. Zakharchenko M.I. Regional'nyye aspekty uchebnoy migratsii [Regional aspects of educational migration]. Available at https://library.ru/item.asp?id=26460137
3. Dementieva S.V., Giniyatova E.V. Uchebnaya migratsiya v Tomskiy politekhnicheskiy universitet: mekhanizmy i praktiki effektivnoy adaptatsii [Educational migration to Tomsk Polytechnic University: mechanisms and practices of effective adaptation] Available at https://library.ru/item.asp?id=18796105
4. Yarovaya E. Studenty iz Kazakhstana predpochitayut uchit'sya v omskom politekhe, no u nikh problemy s registratsiyey [Students from Kazakhstan prefer to study at Omsk Polytechnic, but they have problems with registration] Available at http://bk55.ru/news/article/69033/
5. Shibutov M. Migratsiya iz Kazakhstana v Rossiyu: skol'ko, kto i pochemu [Migration from Kazakhstan to Russia: how much, who and why] Available at https://regnum.ru/news/society/2304708.html
6. Preobrazhensky V. Pochemu iz Omska uyezzhayut samyye perspektivnyye? [Why do the most promising people leave Omsk?]. Available at http://www.omskinform.ru/news/84793
7. Luchko O.N., Marenko V.A. Kognitivnoye modelirovaniye kak instrument podderzhki prinyatiya resheniy [Cognitive modeling as a decision support tool]. Novosibirsk. Publ. SB RAS. 2014. 118 p.
8. Luchko O.N., Mukhametdinova S. Kh. Influence of the educational migration on the education systems of the Russian border regions (on the example of the Omsk region). Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya. 2017. Vol. 3 (29). pp. 98-105.
9. Mukhametdinova S. Kh. Analysis of the mutual influence of migratory flows and economic indicators of the Omsk region using mathematical methods. Nauka i obshchestvo: problemy sovremennykh issledovaniy. Omsk. 2016. pp. 166-170.
10. Export of Russian educational services: statistical collection. Issue 7 [Electronic resource] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Moscow: Center for Sociological Research, 2017. 496 p. 1 CD-ROM.
11. Eremeev A.E., Patlasov O.Yu. Experience of international cross-border cooperation with the Republic of Kazakhstan universities. Rektor vuza. 2017. Vol 5. pp. 40-47.
Поступила в редакцию 11.12.2017 © О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова, 2017
Авторы статьи:
Олег Николаевич Лучко, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики, математики и естественно-научных дисциплин, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а. Светлана Хамитяновна Мухаметдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
М. П. Лапчик, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, зав. кафедрой информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет. О. А. Колядинцева, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой управления и экономики образования, Институт развития образования Омской области.