Научная статья на тему 'Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области)'

Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL MIGRATION / CROSS-BORDER REGIONS OF RUSSIA / THE EDUCATION SYSTEM GIVEN THE NUMBER OF STUDENTS / THE PERCENTAGE OF FOREIGN STUDENTS FROM THE CIS / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИВЕДЁННЫЙ КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЧИСЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучко Олег Николаевич, Мухаметдинова Светлана Хамитяновна

Статья посвящена анализу динамики численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся в крупнейших вузах г. Омска за 2013-2017 гг. и особенностям её влияния на систему образования приграничного с Республикой Казахстан региона. Исследование базировалось на использовании статистических данных из открытых интернет-источников, посвящённых мониторингу вузов России, одними из характеристик которых являются приведённый контингент студентов и удельный вес численности иностранных студентов из СНГ. Используя эти данные была рассчитана численность иностранных студентов из СНГ в соотношении с приведённым контингентом студентов за указанный период. Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что на фоне незначительного изменения значений приведённого контингента студентов за указанный период в омских вузах (размах составляет 7,7 % по отношению к минимальному значению) наблюдается стабильный рост численности иностранных студентов из СНГ, который составил за пятилетний период почти 353 %. При этом в 2017 г. по отношению к приведённому контингенту студентов шести крупнейших вузов г. Омска численность иностранных студентов из СНГ составила 13,7 %, что, безусловно, оказывает значительное влияние на систему образования региона. В работе сформулированы рекомендации для руководителей, заинтересованных в привлечении студентов из СНГ для обучения в своих вузах, целью которых является эффективная адаптация иностранных абитуриентов к сдаче ЕГЭ и вступительных испытаний, а также к обучению в вузах России. Сравнительный анализ значений приведённых контингентов студентов и удельных весов численности иностранных студентов из СНГ в шести аналогичных вузах г. Омска и г. Новосибирска за 2017 г. подтверждает гипотезу о том, что при выборе вуза абитуриенты из СНГ, прежде всего, учитывают близость его расположения к стране проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучко Олег Николаевич, Мухаметдинова Светлана Хамитяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL MIGRATION ON EDUCATION SYSTEM THE BORDER REGIONS OF RUSSIA (ON EXAMPLE OF OMSK REGION)

The article is devoted to analysis of dynamics of number of foreign students from CIS countries studying in the major universities of the city of Omsk for 2013-2017 and its impact on the education system of the border region. The study was based on statistical data from open Internet sources dedicated to the monitoring of Russian universities, one of the characteristics which are given the number of students and percentage of foreign students from the CIS. Using these data we calculated the number of foreign students from the CIS in relation to the given contingent of students for a specified period. Analysis of the results allows to conclude that the small changes in the values of the given contingent of students for a specified period in the Omsk universities (scale is 7.7 % compared to the minimum value) there has been a steady increase in the number of foreign students from CIS countries, which totaled over a five year period nearly 353 %. At the same time in 2017 in relation to the reduced number of students of the six largest universities in Omsk, the number of foreign students from the CIS was 13.7 %, which certainly has a significant impact on the education system of the region. The author has formulated recommendations for managers interested in attracting students from the CIS for training in their universities, which aim at effective adaptation of foreign students to pass exam and entrance tests, and teaching in Russian universities. Comparative analysis of the values of the given contingent of students and weights of the number of foreign students from CIS countries in six similar universities of Omsk and Novosibirsk, for example 2017, confirms the hypothesis that the choice of University applicants from the CIS, first of all take into account the proximity of its location to the country of residence. Scientific novelty of research results is to identify on the basis of statistical analysis over a five-year period of rapid growth in the number of foreign students from the CIS (almost 3.5 times) in the six largest universities of the city of Omsk with minor variations given the number of students, and as a result, in 2017 their share made up almost 14 %, which certainly has a significant impact on the education system of the region. Presented in this article the results of the study can be used by decision makers when developing strategies for the development of the higher education system of the Omsk region and heads of higher education institutions of Omsk.

Текст научной работы на тему «Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области)»

УДК 37.012.7 Б01 10.17238/188п1998-5320.2017.29.98

О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова, Омская гуманитарная академия

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ НА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 17-16-55011 "а(р)")

Статья посвящена анализу динамики численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся в крупнейших вузах г. Омска за 2013-2017 гг. и особенностям её влияния на систему образования приграничного с Республикой Казахстан региона. Исследование базировалось на использовании статистических данных из открытых интернет-источников, посвящённых мониторингу вузов России, одними из характеристик которых являются приведённый контингент студентов и удельный вес численности иностранных студентов из СНГ. Используя эти данные была рассчитана численность иностранных студентов из СНГ в соотношении с приведённым контингентом студентов за указанный период. Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что на фоне незначительного изменения значений приведённого контингента студентов за указанный период в омских вузах (размах составляет 7,7 % по отношению к минимальному значению) наблюдается стабильный рост численности иностранных студентов из СНГ, который составил за пятилетний период почти 353 %. При этом в 2017 г. по отношению к приведённому контингенту студентов шести крупнейших вузов г. Омска численность иностранных студентов из СНГ составила 13,7 %, что, безусловно, оказывает значительное влияние на систему образования региона. В работе сформулированы рекомендации для руководителей, заинтересованных в привлечении студентов из СНГ для обучения в своих вузах, целью которых является эффективная адаптация иностранных абитуриентов к сдаче ЕГЭ и вступительных испытаний, а также к обучению в вузах России.

Сравнительный анализ значений приведённых контингентов студентов и удельных весов численности иностранных студентов из СНГ в шести аналогичных вузах г. Омска и г. Новосибирска за 2017 г. подтверждает гипотезу о том, что при выборе вуза абитуриенты из СНГ, прежде всего, учитывают близость его расположения к стране проживания.

Ключевые слова: учебная миграция, приграничные регионы России, система образования, приведённый контингент студентов, удельный вес численности иностранных студентов из СНГ.

Введение. Учебная миграция является неотъемлемой составляющей современных миграционных процессов и представляет собой сложное явление, на которое, с одной стороны, оказывают влияние различные факторы: от политических и социально-экономических до географических, а с другой стороны, оно само воздействует на социально-экономические и образовательные системы регионов России [1]. Особый интерес при этом, на наш взгляд, представляют особенности влияния учебной миграции на системы образования приграничных регионов РФ.

В наиболее общем виде понятие «система образования» представлено в главе 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), где, в частности, определяются следующие компоненты данной системы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Основное внимание в работе уделялось одному из компонентов системы образования - организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а именно вузам. Данное исследование опиралось на статистические данные из открытых интернет-источников [2]. При анализе использовалась информация о приведённом контингенте студентов (ПКС), удельном весе численности иностранных студентов из СНГ (УВЧИС из СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специа-литета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) процент наиболее крупных государственных вузов г. Омска (федеральные государственные бюджетные учебные учреждения высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОмГМУ); «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ), «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина» (ОмГАУ), «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ), «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС), «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (ОмГУ)) за 2013-2017 гг. (табл. 1) и аналогичных вузов г. Новосибирска (федеральные государственные бюджетные учебные учреждения высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (НГМУ); «Новосибирский государственный педагогический университет» (НГПУ), «Новосибирский государственный аграрный университет» (НГАУ), «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), «Новосибирский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС), «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)) за 2017 г.

Таблица 1

Данные о ПКС и УВЧИС из СНГ в наиболее крупных вузах г. Омска за 2013-2017 гг.

Наименование вуза/годы 2013 2014 2015 2016 2017

ПКС УВЧИС из СНГ ПКС УВЧИС из СНГ ПКС УВЧИС из СНГ ПКС УВЧИС из СНГ ПКС УВЧИС из СНГ

ОмГТУ 8053,6 5,3 8190 13,03 8472,4 15,01 8835,35 21,67 10360,8 21,79

ОмГУ 6593,3 3,44 5724 8,86 6492,4 6,58 5904,2 7,79 5834,6 7,25

ОмГАУ 5451 2,15 5072 7,1 5341,9 8,96 4641,65 11,02 4526,6 12,85

ОмГУПС 5211,1 6,77 5724 8,86 5562 8,81 4816,1 12,3 5330,6 11,4

ОмГПУ 4623,1 1,86 4488 4,97 4202,25 5,49 3995,25 7,03 4247,4 6,41

ОмГМУ 3905,9 3,03 5072 7,1 3783,4 8,9 3957,2 10,42 3921,8 13,87

Итого 33838 34270 33854,35 32149,75 34221,8

Необходимо отметить, что исследование опиралось на статистические данные о деятельности крупнейших государственных вузов г. Омска и г. Новосибирска, во-первых, потому, что большинство студентов обучается в них, во-вторых, эти вузы располагают большим количеством бюджетных мест, на которые могут претендовать и иностранные студенты из СНГ, что также является важным фактором при выборе вуза. Однако значительная роль в привлечении иностранных студентов из СНГ к обучению в российских вузах принадлежит негосударственным вузам, в частности, в Омской гуманитарной академии [3] удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведённый контингент) составляет 48,4 % [2].

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждён приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (протокол от 30 мая 2017 г. № 6), целью которого является увеличение доли несырьевого экспорта РФ за счёт повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке [4].

На основе отобранных в табл. 1 данных была рассчитана численность иностранных студентов из СНГ (ЧИС из СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведённый контингент) (табл. 2).

Далее рассматривались аналогичные данные для 6 вузов г. Новосибирска за 2017 г. (табл. 3).

Таблица 2

Численность иностранных студентов из СНГ (ЧИС из СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведённый контингент) в крупнейших вузах г Омска за 2013-2014 гг.

Наименование вуза/ ЧИС из СНГ по годам 2013 2014 2015 2016 2017

ОмГТУ 426,84 1067,16 1271,71 1914,62 2257,62

ОмГУ 226,81 507,15 427,20 459,94 423,01

ОмГАУ 117,20 360,11 478,63 511,51 581,67

ОмГУПС 352,79 507,15 490,01 592,38 607,69

ОмГПУ 85,99 223,05 230,70 280,87 272,26

ОмГМУ 118,35 360,11 336,72 412,34 543,95

Итого 1327,98 3024,73 3234,98 4171,65 4686,20

Таблица 3

Данные о приведённом контингенте студентов ПГС, УВЧИС из СНГ в наиболее крупных вузах

г. Новосибирска за 2017 г.

Наименование вуза/год 2017

ПКС УВЧИС из СНГ ЧИС из СНГ

НГУ 6789,25 3,56 241,70

НГАУ 5117,6 5,43 277,89

НГПУ 6721,2 7,44 500,06

НГТУ 11546,3 17,01 1964,03

СибГУПС 6322,8 3,3 208,65

НИГМУ 4649,05 9,43 438,41

Итого 41146,2 3630,74

Данные для новосибирских вузов были отобраны только за 2017 г., как наиболее показательные, поскольку за 2013-2016 гг. соотношения ПГС и УВЧИС из СНГ в наиболее крупных вузах г. Новосибирска и г. Омска обладают примерно одинаковым характером.

Исходя из имеющихся данных (табл. 1-3), суммарный приведённый контингент 6 вузов г. Омска и г. Новосибирска в 2017 г. составляет 34 221,8 и 41 146,2, при этом ЧИС из СНГ соответственно составляет 4686,2 и 3630,74 (рис. 1).

п

к с

и

Ч

И

с

с

H г

Вузы г. Омск Вузы г. Новосибирска

Рис. 1. Данние о ПКС и ЧИС из СНГ в крупнейших вузах в 2017 г.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

Гt

41146,2

34221,8

4686,2 3630,74

Несмотря на то, что обучение в вузах г. Новосибирска более престижно (НГУ в рейтинге вузов России за 2017 г. находится на 8 месте, НГТУ - на 46, а позиции ведущих омских вузов значительно скромнее) [2] и большее число студентов в новосибирских вузах (в 2017 г. в вузах г. Новосибирска обучается 105 915 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры в т. ч. 61 172 очной формы обучения, или 2,4 % от контингента по РФ, в вузах г. Омска - соответственно 83 081/39 432/1,88), численность иностранных студентов из СНГ, обучающихся в омских вузах, значительно выше.

Этот факт можно объяснить только географическим расположением Омской области и г. Омска, а именно наличием границы с Казахстаном. Следовательно, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на выбор вуза, является близкое расположение к стране проживания.

Кроме того, пилотное исследование, основанное на анализе результатов анкетирования 30 иностранных студентов из Республики Казахстан, обучающихся очно и заочно на первом курсе Омской гуманитарной академии, позволяет:

- подтвердить сделанный вывод о том, что одним из решающих факторов при выборе вуза является его близкое расположение к месту проживания (почти 90 % студентов представляют города северного Казахстана - Кокшетау, Петропавловск, Щучинск, Степногорск и другие; только 10 % из г. Астаны);

- утверждать, что более 96 % студентов считают, что уровень образования в вузах России очень высокий;

- практически 100 % студентов утверждают, что испытывают проблемы с адаптацией к новым условиям проживания и обучения.

Рассмотрим более детально динамику изменения суммарных значений ПКС и ЧИС из СНГ в крупнейших государственных вузах г. Омска (табл. 4).

Таблица 4

Данные о ПКС и ЧИС из СНГ шести крупнейших вузах г. Омска за 2013-2017 гг.

Показатели/годы 2013 2014 2015 2016 2017

ПКС 33838 34270 33 854,35 32 149,75 34 221,8

ЧИС из СНГ 1327,98 3024,73 3234,98 4171,65 4686,2

Размах значений ПКС за рассматриваемый период - разность между максимальным значением ПКС в 2014 г. и минимальным в 2016 г. составляет 2120,25 или примерно 6,6 % по отношению к минимальному значению исследуемого показателя, при этом увеличение ЧИС из СНГ оставило почти 353 %. Анализ приведённых данных позволяет сделать вывод о том, что на фоне незначительных колебаний значений ПКС наблюдается постоянный динамичный рост ЧИС из СНГ (рис. 2).

Необходимо отметить, что в 2017 г. в процентном соотношении ЧИС из СНГ составила почти 13,7 % от ПКС в крупнейших вузах г. Омска и наблюдается устойчивая тенденция к увеличению. Безусловно, такая ситуация положительно влияет на имидж не только омских вузов, но региона в целом и способствует укреплению межнациональных и международных отношений, однако для эффективной адаптации студентов из СНГ к особенностям образовательной системы России необходима дополнительная система мер [7].

В частности, при подготовке студентов из СНГ к сдаче ЕГЭ или вступительных испытаний задания в значительной степени отличаются от тех, которые они сдают на родине. Следовательно, вузам, заинтересованным в привлечении таких абитуриентов, целесообразно дистанционно проводить соответствующие курсы подготовки.

Кроме того, в процессе обучения студентам из СНГ, особенно на начальном этапе, необходимо специальное сопровождение, целью которого является создание условий для эффективной адаптации как к новым условиям проживания, так и к специфике образовательного процесса.

Безусловно, большой процент студентов из стран СНГ, обучающихся в вузах г. Омска оказывает значительное влияние на образовательные процессы и систему образования и социально-экономическую ситуацию в регионе [7], однако это явление требует дальнейшего комплексного исследования. При этом необходимо учитывать, что для более глубокого анализа влияния учебной миграции как на отдельные компоненты, так и на систему образования приграничного региона в целом важно учитывать множество взаимосвязанных факторов [6]. Они частично определены в данной

работе, степень их влияния на результирующие факторы сложно формализуема, необходимо использовать адекватные методы моделирования. Одним из эффективных методов анализа при решении подобных задач является когнитивное моделирование [8, 9], которое успешно применяется при разработке моделей функционирования социально-экономических систем. Это обусловлено тем, что указанная методология позволяет на основе результатов моделирования не только проводить сравнительный анализ интегральных характеристик, отражающих уровень развития системы высшего образования приграничных регионов, но и прогнозировать развитие региональных вузов с учётом влияния на них различных факторов, а также оценить их конкурентоспособность.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

33838

34270

33854,35

32149,75

34221,8

1327,98

3024,73

3234,98

4171,65

4686,2

2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Рис. 2. Динамика суммарных значений ПКС и ЧИС из СНГ шести крупнейших вузов г. Омска за 2013-2017 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Вывод. Научная новизна результатов исследования заключается в выявлении на основе анализа статистических данных за 2013-2017 гг. стремительного роста численности иностранных студентов из СНГ, который составил более 3,5 раз на фоне незначительных колебаний значений и их долю (около 14 %) в приведённом контингенте студентов в крупнейших вузах г. Омска. Кроме того, определены наиболее значимые факторы, влияющие на выбор абитуриентами из СНГ российского вуза для поступления, а также обоснована необходимость использования методологии когнитивного моделирования для дальнейшего анализа влияния учебной миграции на системы образования приграничных регионов России, определены основные направления совершенствования системы мер по адаптации студентов из СНГ при подготовке к сдаче ЕГЭ и вступительных испытаний вузов, а также при обучении в вузе.

Представленные в данной статье результаты исследования могут быть использованы лицами, принимающими решения при разработке стратегий развития системы высшего образования Омской области и других приграничных регионов России и руководителями вузов г. Омска при формировании системы мер по привлечению студентов из СНГ и их адаптации к новым условиям обучения.

Библиографический список

1. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. - М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. - 208 с.

2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности учебных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://indicators.miccedu. ru/monitoring/?m=vpo

3. Рейтинг вузов на 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vuzoteka.ru/%D0%B2 %D1%83%D0%B7%D1%8B.

4. Еремеев А. Э., Патласов О. Ю. Опыт международного приграничного сотрудничества с вузами Республики Казахстан // Ректор вуза. - 2017. - №5. - С. 40-47.

5. Новости. Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/28013/.

6. Лучко О. Н. Модернизация системы высшего образования региона в условиях векторной миграции // Наука и общество: проблемы современных исследований. XI Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2 ч. - Ч. 1 ; под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск: Изд-во Ом-ГА, 2016. С. 91-95.

7. Мухаметдинова С. Х. Анализ взаимного влияния миграционных потоков и экономических показателей омского региона с применением математических методов // Наука и общество: проблемы современных исследований. XI Международная научно- практическая конференция : сборник статей в 2 ч. - Ч. 2 : под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016. - С. 166-170.

8. Лучко О. Н., Маренко В. А. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - 118 с.

9. Маренко В. А., Лучко О. Н. Приложения когнитивного моделирования для изучения социальной напряженности // Математические структуры и моделирование. - 2014. - № 4 (32). - С. 116-127.

10. Макеева Т. В. Проблемы и перспективы образовательной миграции в России // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 177-181.

O. N. Luchko,

Сandidate of Pedagogical Sciences, professor, head of Department of Informatics,

Mathematics and Natural Sciences, Omsk humanitarian Аcademy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

S. Н. Muhametdinova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate рrofessor, e-mail: [email protected] Omsk humanitarian Аcademy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

INFLUENCE OF EDUCATIONAL MIGRATION ON EDUCATION SYSTEM THE BORDER REGIONS OF RUSSIA (ON EXAMPLE OF OMSK REGION)

This article was prepared with financial support of RFBR grant No. 17-16-55011 "(R)"

The article is devoted to analysis of dynamics of number of foreign students from CIS countries studying in the major universities of the city of Omsk for 2013-2017 and its impact on the education system of the border region. The study was based on statistical data from open Internet sources dedicated to the monitoring of Russian universities, one of the characteristics which are given the number of students and percentage of foreign students from the CIS. Using these data we calculated the number of foreign students from the CIS in relation to the given contingent of students for a specified period. Analysis of the results allows to conclude that the small changes in the values of the given contingent of students for a specified period in the Omsk universities (scale is 7.7 % compared to the minimum value) there has been a steady increase in the number of foreign students from CIS countries, which totaled over a five year period nearly 353 %. At the same time in 2017 in relation to the reduced number of students of the six largest universities in Omsk, the number of foreign students from the CIS was 13.7 %, which certainly has a significant impact on the education system of the region. The author has formulated recommendations for managers interested in attracting students from the CIS for training in their universities, which aim at effective adaptation of foreign students to pass exam and entrance tests, and teaching in Russian universities.

Comparative analysis of the values of the given contingent of students and weights of the number of foreign students from CIS countries in six similar universities of Omsk and Novosibirsk, for example 2017, confirms the hypothesis that the choice of University applicants from the CIS, first of all take into account the proximity of its location to the country of residence.

Scientific novelty of research results is to identify on the basis of statistical analysis over a five -year period of rapid growth in the number of foreign students from the CIS (almost 3.5 times) in the six largest universities of the city of Omsk with minor variations given the number of students, and as a result, in 2017 their share made up almost 14 %, which certainly has a significant impact on the education system of the region.

Presented in this article the results of the study can be used by decision makers when developing strategies for the development of the higher education system of the Omsk region and heads of higher education institutions of Omsk.

Keywords: Educational migration, cross-border regions of Russia, the education system given the number of students, the percentage of foreign students from the CIS.

References

1. Uchebnaja migracija iz stran SNG i Baltii: potencial i perspektivy dlja Rossii. [Educational migration from the CIS and Baltic countries]. Ed. by K. A. Gavrilov, E. B. Jacenko. Moscow: Fond "Nasledie Evrazii" Publ., 2012. 208 p. (In Russ.).

2. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedenija monitoringa jeffektivnosti dejatel'nosti uchebnyh organizacij vysshego obrazovanija. [Information and analytical materials on the results of the monitoring of the operating efficiency of educational institutions of higher education]. Available at http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

3. University rating for 2017. Available at http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B.

4. Eremeev A. E., Patlasov O. Ju. Opyt mezhdunarodnogo prigranichnogo sotrudnichestva s vuzami respubliki Kazahstan. [Experience of international cross-border cooperation with universities of the Republic of Kazakhstan]. Rektor vuza. 2017. no. 5. 40-47 pp. (In Russ.).

5. Novosti Pravitel'stvo Rossii. News Government of Russia. Available at http://government.ru/news/28013/.

6. Luchko O. N. Modernizacija sistemy vysshego obrazovanija regiona v uslovijah vektornoj migracii. [Modernization of the system of higher education in the region under conditions of vector migration]. Nauka i obshhestvo: problemy sovremennyh issledovanij. Ed. by A. E. Eremeev. Omsk: OmGA Publ., 2016. 91-95 pp. (In Russ.).

7. Muhametdinova S. H. Analiz vzaimnogo vlijanija migracionnyh potokov i jekonomicheskih pokazatelej omskogo regiona sprimeneniem matematicheskih metodov. Nauka i obshhestvo: problemy sovremennyh issledovanij. by A. E. Eremeev. [Analysis of the mutual influence of migratory flows and economic indicators of the Omsk region using mathematical methods]. Omsk: OmGA Publ., 2016. 166-170 pp. (In Russ.).

8. Luchko O. N., Marenko V. A. Kognitivnoe modelirovanie kak instrument podderzhki prinjatija reshenij. [Cognitive modeling as a decision support tool]. Novosibirsk: SB RAS Publ., 2014. 118 p. (In Russ.).

9. Marenko V. A., Luchko O. N. Prilozhenija kognitivnogo modelirovanija dlja izuchenija social'noj naprjazhennosti. [Use of cognitive modeling for the study social unrest]. Matematicheskie struktury i modelirovanie. 2014. no. 4 (32). 116-127 pp. (In Russ.).

10. Makeeva T. V. Problemy i perspektivy obrazovatel'noj migracii v Rossii. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v uslovijah modernizacii : materialy vos'moj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Ed. by M. V. Novikov. [Problems and prospects of educational migration in Russia]. Jaroslavl': RIO JaGPU Publ., 2016. 177-181 pp. (In Russ.).

Поступила в редакцию 4.09.2017 © О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова, 2017

Авторы статьи:

Олег Николаевич Лучко, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики, математики и естественно-научных дисциплин, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а. Светлана Хамитяновна Мухаметдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

М. П. Лапчик, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, зав. кафедрой информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет. О. А. Колядинцева, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой управления и экономики образования, Институт развития образования Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.