Научная статья на тему 'Современная роль университета в подготовке кадров для социально-экономического развития Амурской области'

Современная роль университета в подготовке кадров для социально-экономического развития Амурской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УКРУПНЕННЫЕ ГРУППЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плутенко А.Д., Лейфа А.В., Масловская А.Г.

Объект. В научной статье изучается реализация основных направлений профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития Амурской области. Предмет. Основные подходы и сложившийся опыт организации профессиональной подготовки кадров в вузе для социально-экономического развития Амурской области. Цель. Основная цель статьи рассмотреть ключевые положения по профессиональной подготовке кадров в университете для социально-экономического развития региона (на примере Амурского государственного университета и Амурской области). Основные положения статьи. Реализация масштабных региональных проектов и федеральных государственных программ в Приамурье требует присутствия в субъекте университета, являющегося лидером по подготовке профессиональных кадров для социально-экономического развития региона. Накопленный опыт подготовки специалистов для отраслей-лидеров региональной промышленности, социально-экономической сферы позволяет университету являться лидером классического университетского образования и принимать активное участие в социально-экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная роль университета в подготовке кадров для социально-экономического развития Амурской области»

Современная роль университета в подготовке кадров для социально-экономического развития Амурской области

The Contemporary Role of the University in Training Personnel for the Socioeconomic Development of the Amur Region

Получено 04.04.2017 Одобрено 14.04.2017 Опубликовано 20.05.2017 УДК: 378.1 DOI: 10.12737/article_59008c8f356ac9.48673813

ПЛУТЕНКО А.Д.

доктор технических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» E-mail: master@amursu.ru

ЛЕЙФА А.В.

доктор педагогических наук, профессор, проректор ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» E-mail: master@amursu.ru

МАСЛОВСКАЯ А.Г.

доктор физико-математических наук, профессор ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» E-mail: master@amursu.ru

Аннотация

Объект. В научной статье изучается реализация основных направлений профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития Амурской области. Предмет. Основные подходы и сложившийся опыт организации профессиональной подготовки кадров в вузе для социально-экономического развития Амурской области. Цель. Основная цель статьи - рассмотреть ключевые положения по профессиональной подготовке кадров в университете для социально-экономического развития региона (на примере Амурского государственного университета и Амурской области).

Основные положения статьи. Реализация масштабных региональных проектов и федеральных государственных программ в Приамурье требует присутствия в субъекте университета, являющегося лидером по подготовке профессиональных кадров для социально-экономического развития региона. Накопленный опыт подготовки специалистов для отраслей-лидеров региональной промышленности, социально-экономической сферы позволяет университету являться лидером классического университетского образования и принимать активное участие в социально-экономическом развитии региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, высшие учебные заведения, образование, укрупненные группы, направления подготовки, работодатели, инновации.

PLUTENKO, AD

Doctor of Physics and Mathematics, Professor, Rector of Amur State university E-mail: master@amursu.ru

LEYFA, AV

Doctor of Pedagogics, Professor, Pro-Rector of Amur State University E-mail: master@amursu.ru

MASLOVSKAYA, AG

Doctor of Physics and Mathematic, Professor, Amur State University E-mail: master@amursu.ru

Abstract

Object of the Study. Analyzing realization of the main directions of professional training of personnel for socioeconomic development of the Amur Region.

Subject of the Study. The main approaches and experience of organizing the professional training of personnel in higher school for socioeconomic development of the Amur Region. Purpose of the Study. Considering key provisions on professional training of personnel at university for socioeconomic development of the region (on the example of Amur State University and the Amur Region).

Basic Provisions of the Article. Implementation of large-scale regional projects and federal state programs in Priamur'ye demands the university which is the leader in training of professional personnel for socioeconomic development of the region. The accumulated experience of training specialists for leading branches of the regional industry, the socioeconomic sphere allows the university to be the leader of classical university education and take an active part in socioeconomic development of the region.

Keywords: socioeconomic development of the region; institutions of higher education; institutions; education, the integrated groups; a training program; employers; innovations.

1. Введение

В настоящее время ведущими факторами обеспечения социально-экономического роста являются использование новых научных знаний, высоких технологий и внедрение инноваций [Медынский, 2008, 1]. Условия и задачи перехода экономики Амурской области к инновационному типу определяет стратегия их социально-экономического развития на долгосрочную перспективу [2, 3]. В состав этих документов включены приоритетные для региона направления инновационной деятельности, потенциально реализуемые инновационные проекты и возможности самого региона по их реализации. При этом важное значение для реализации программ развития Дальнего Востока России имеет кадровое обеспечение [Новикова, 2016, 4, с. 156-166].

В нашем исследовании мы остановимся на опыте решения вопросов подготовки кадров в университете для инновационного социально-экономического развития Амурской области. Профессиональное образование направлено на повышение конкурентоспособности будущего специалиста, основы его профессиональной и социальной мобильности на рынке труда. Перед современной высшей школой стоит задача подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, готовых к работе в условиях рыночной экономики [Евсеенко, 2004, 5, с. 486-491; Плутенко, 2016, 6, с. 244-249; Лейфа, 2012, 7, с. 345-347; Пшеничникова, Лейфа, 2015, 8, с. 95-101].

2. Стратегические и инновационные приоритеты развития региона как основа моделирования подготовки профессиональных кадров в университете

Стратегические и инновационные приоритеты развития региона закреплены в документах федерального и регионального значения: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» [9, 10]. В соответствии со Стратегией приоритетными для субъекта являются: топливно-энергетический комплекс, горно-металлургический кластер, транспортный комплекс, международный бизнес и туризм, социально-культурная и образовательная сферы [2].

Благовещенск является стратегически важным форпостом России в АТР. Амурская область - не только международный транспортный коридор, обеспечивающий функционирование экспор-

тно-ориентированных рынков, но и центр развития международной интеграции и кооперации российского Дальнего Востока с динамично развивающимися странами АТР, в первую очередь с КНР [11].

Реализация масштабных региональных проектов и федеральных государственных программ в Приамурье, приумножение интеллектуального и кадрового потенциала, сохранение культурных ценностей в интересах укрепления позиций России на дальневосточных рубежах - все это требует присутствия в субъекте университета, являющегося лидером науки и образования, развития молодых талантов и международного сотрудничества, центром генерации идей и распространения знаний. Таким вузом является Амурский государственный университет (АмГУ).

АмГУ - один из крупных образовательных, научных, культурных, просветительских центров в Дальневосточном регионе. История университета началась с технологического института, решавшего задачи обеспечения кадрами легкой промышленности, электроэнергетической и строительной отраслей региона. Сегодня АмГУ является единственным в Приамурье классическим университетом. Реализация образовательных программ по широкому спектру областей знания позволяет ему удерживать лидирующие позиции в подготовке кадров для региона [12].

Важное значение университет уделяет приоритетным для Амурской области и всего Дальнего Востока электроэнергетической, горнодобывающей, космической и химической отраслям. АмГУ - единственный вуз в ДФО, осуществляющий подготовку специалистов по всей технологической цепочке - от производства до потребления электроэнергии. За 30 лет своего существования энергетический факультет АмГУ подготовил более 3000 выпускников, формирующих сегодня инженерное ядро большинства амурских и дальневосточных энергетических компаний: Бурейская ГЭС - 41%, ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - 33%, АП Магистральные электросети Востока ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» - 25%, ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - 21%, «Амурская генерация» - филиал ОАО «Дальневосточной генерирующей компании» - 27,9%, Зейская ГЭС - 21,7%, филиал ОАО «Системный оператор ЕЭС» «Амурское диспетчерское управление» - 24%. АмГУ ведет подготовку кадров для крупнейших горно-металлургических и горнодобывающих предприятий Амурской области: «УК «Петропавловск», «Прииск Соловьевский», «Хэргу», которые на 60%

укомплектованы специалистами, прошедшими подготовку и переподготовку в университете [Савина, Бодруг, 2015, 13, с. 84-86].

В 2016 г. АмГУ при поддержке ООО «Газпром-переработка», «СИБУР Холдинг» и ООО «Амурская энергетическая компания» начал подготовку специалистов в области химической технологии для Амурского газоперерабатывающего и Амурского газохимического заводов, магистрального газопровода «Сила Сибири».

С 2009 г. АмГУ осуществляет подготовку кадров для ракетно-космической отрасли страны. В соответствии с договорами между АмГУ, правительством Амурской области, ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», ведущими аэрокосмически-

ми вузами России ведется обучение специалистов, в том числе с использованием формата сетевого взаимодействия. Потребность в кадрах ФГУП «ЦЭНКИ», ведущего предприятия по обслуживанию технических и стартовых комплексов космодрома «Восточный», в краткосрочной перспективе до 2018 г. составит 825 человек, из которых 300 - с высшим образованием.

Кадровый состав федеральных и региональных органов государственной власти, судебной системы, правоохранительных и контролирующих органов, финансовых структур области формируется в основном (свыше 70%) из выпускников экономического и юридического факультетов АмГУ. Более 70% сотрудников социальной и психологической сфер, средств массовой

Таблица 1

Подготовка по УГН(С) для региона

Реализуемые УГН(С) Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в регионе, %

1 01.00.00 - Математика и механика 100

2 03.00.00 - Физика и астрономия 100

3 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника 75,23

4 13.00.00 - Электро- и теплоэнергетика 70

5 15.00.00 - Машиностроение 100

6 18.03.01 - Химическая технология 100

7 20.00.00 - Техносферная безопасность и природообустройство 35,6

8 21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 70

9 24.00.00 - Авиационная и ракетно-космическая техника 100

10 29.00.00 - Технологии легкой промышленности 100

11 37.00.00 - Психологические науки 100

12 38.00.00 - Экономика и управление 60

13 39.00.00 - Социология и социальная работа 100

14 40.00.00 - Юриспруденция 100

15 41.00.00 - Политические науки и регионоведение 100

16 42.00.00 - Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 100

17 43.00.00 - Сервис и туризм 100

18 44.00.00 - Образование и педагогические науки 5

19 45.00.00 - Языкознание и литературоведение 100

20 47.00.00 - Философия, этика и религиоведение 100

21 54.00.00 - Изобразительное и прикладные виды искусств 100

информации, туристической индустрии также подготовлены в АмГУ. Доля выпускников АмГУ, обслуживающих информационно-телекоммуникационные системы, информационные системы в бизнесе и торговле, системы автоматизации предприятий и организаций области, составляет около 80%.

АмГУ имеет диверсифицированную структуру образовательных программ и ведет образовательную деятельность по 21 УГН(С), обеспечивая подготовку в полном цикле «школа - колледж -университет» (таблица). Многопрофильность позволяет ему удовлетворять спрос на региональном рынке труда и использовать свои конкурентные преимущества для набирающих обороты высокотехнологичных отраслей, пред став ленных в Приамурье и входящих в целевые программы федерального и международного значения. Уровень и значимость подготовки АмГУ инженерных кадров подтверждаются реализованным в 2013-2015 гг. грантом Министерства образования и науки РФ «Кадры для регионов». Итогом реализации программы стала разработка системы опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для отраслевых предприятий-лидеров в сфере электроэнергетики, горной металлургии и др. (таблица 1).

В 2015-2016 гг. АмГУ стал победителем конкурсов Минобрнауки РФ «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса». В рамках реализации проекта при поддержке ФГУП «ЦЭНКИ» создан многофункциональный образовательный центр по подготовке инженерных кадров для эксплуатационных служб космодрома «Восточный». С 2013 г. АмГУ входит в состав космического научно-образовательного инновационного консорциума в области формирования современной эффективной системы подготовки квалифицированных кадров для ракетно-космической промышленности. В 2016 г. университет стал лучшей в РФ площадкой по реализации практико-ориентированной целевой подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей оборонно-промышленного комплекса.

3. Роль университета в научном и

инновационном развитии Амурской

области

Ориентиры деятельности вуза - выполнение фундаментальных научных и прикладных инновационных исследований, использование новейших научных достижений в образовательном процессе, разработка наукоемких проектов в интересах развития региона и РФ, подготовка научно-педагогических кадров высшей квали-

фикации. Научный потенциал АмГУ во многом определяется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Ключевые направления развития научных исследований в АмГУ отвечают Указу Президента РФ № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ» [14]. Таковыми являются: «Информационные, телекоммуникационные системы и технологии, прикладное математическое моделирование», «Физика и технологии создания и обработки функциональных материалов», «Энергоэффективность и энергосбережение», «Рациональное природопользование», «Религии и народы Дальнего Востока», «Взаимодействие России со странами АТР», «Управление финансово-экономическими и социальными системами». В университете проводятся научные исследования по более чем 70 научным проектам, в том числе получившим поддержку РНФ, РФФИ, РГНФ и др. На научные работы, выполняемые по заказу предприятий региона в рамках договоров, приходится 25% общего объема финансирования НИОКР вуза. Университет выполняет работы и оказывает услуги строительным организациям (ООО «АНК-Холдинг», ЗАО «Строительная компания № 1», ООО ПКФ «Стройкомплект плюс» и др.), электроэнергетическим компаниям (ОАО «ДРСК»), промышленным и отраслевым предприятиям (ООО «Амурский металлист», ОАО «Росгеология») и предприятиям ОПК (ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»), предприятиям малого бизнеса. Основной задачей для университета является расширение как спектра предлагаемых исследований, так и географию его взаимодействия с предприятиями-партнерами региона.

АмГУ является центром инноваций в Амурской области. На его базе функционирует единственный в области Центр поддержки технологий и инноваций, действуют три малых инновационных предприятия: ООО «Энергосберегающие системы и технологии», ООО «Амурский исследовательский центр», ООО «Амурские инновационные технологии».

4. Тематические приоритеты развития

университета

Основными научными направлениями исследования университета являются [15]:

1. «Энергоэффективность и энергосбережение. Наиболее значимые научные проекты: проблемы автоматического управления техническими системами в условиях неопределенно-

сти, повышение надежности и эффективности функционирования субъектов электроэнергетики в условиях рынка, проектирование систем управления объектами теплоэнергетики в условиях практической эксплуатации, программа энергосбережения и повышения экономической эффективности в Амурской области на период с 2010 г. по 2014 г. Партнерами выступают: ОАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» и «Зейская ГЭС», ОАО «ДГК» - «Амурская генерация», ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», ОАО «ФСК ЕЭС» «МЭС Востока», СП «Амурское предприятие МЭС Востока», ОАО «СО ЕЭС» «Амурское РДУ», ОАО «Гидроэлектромонтаж».

2. «Разведка месторождений полезных ископаемых и рациональное природопользование». Наиболее значимые научные проекты: эволюция процессов рудообразования на примере месторождений юго-восточного обрамления Севе-ро-Азиатского кратона, минералогия, геохимия, стратиграфия Приамурья и проблемы природопользования, зонирование урбанизированных территорий по данным литогеохимической и снеговой съемок (на примере г. Благовещенска Амурской области), комплексные полевые геолого-геофизические работы на Зее-Буреинской площади, эколого-геохимические исследования донных отложений в условиях трансграничного (Россия - Китай) переноса элементов, исследовательские работы по проекту «Строительство ЛЭП Фев-ральск - Коболдо», выявление зон и источников загрязнения окружающей среды г. Благовещенска (по данным литохимической съемки). Партнерами выступают: ЗАО «УК «Петропавловск», ОАО «Амургеология», ЗАО ГРК «Дальгеология», ООО НПГФ «РЕГИС», ОАО «Покровский рудник», ООО «Маломырский рудник», ООО «Ал-бынский рудник», ООО «Олекминский рудник», ООО «Востокгеология», ООО ЗДП «Коболдо», артель старателей «Восток», ООО «Березитовый рудник», ФГБУН «Институт геологии и природопользования» ДВО РАН.

3. «Диагностика и моделирование сложных физических и технических систем». Наиболее значимые научные проекты: сегнетоэлектри-ческие микро- и нанокомпозиты, диэлектрические свойства, фазовые переходы, исследование свойств неоднородных микро- и наноструктур-ных диэлектрических систем, разработка систем компьютерного моделирования процессов неравновесного воздействия концентрированных потоков энергии на функциональные материалы, воздействие тепловых полей и высококонцентрированных потоков энергии на неорганические материалы, исследование процессов взаимодей-

ствия оптического излучения с биологическими объектами, исследование физических свойств материалов функционального назначения, находящихся в неравновесных условиях обработки и эксплуатации, исследование электрических и тепловых процессов в неоднородных диэлектрических структурах, исследование оптических свойств и температурной реакции композитных материалов, содержащих наночастицы. Партнерами АмГУ выступают: ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», ООО «Амурский металлист», ФГБУН «Институт автоматики и процессов управления» ДВО РАН, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники».

4. «Религии и народы Дальнего Востока России». Наиболее значимые научные проекты: русские и китайцы: межэтнические отношения на Дальнем Востоке в контексте политических процессов; кочевые общества Евразии - стратегии формирования и сохранения этнокультурной идентичности, этнические миграции как фактор цивилизационных взаимодействий и социокультурных трансформаций в Восточной Азии (история и современность); социально-экономическое, политическое и культурное развитие России и зарубежных стран, религии и народы Дальнего Востока России. Партнерами выступают: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», ФГБУН «Институт археологии и этнографии» СО РАН, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Русско-Китайский Фонд развития культуры и образования, Институт славистики Опольского университета, Международный комитет славистов, ФГБОУ ВО «Се-веро-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», ФГБУН «Институт восточных рукописей» РАН.

5. «Сохранение языкового и культурного многообразия народов Дальнего Востока». Наиболее значимые научные проекты: «Литература и культура русских эмигрантов в Маньчжурии в социокультурном, общественно-политическом и этнокультурном контексте», «Литература и культура русского зарубежья. Художественное своеобразие литературы дальневосточного зарубежья в контексте отечественной россики», «Ментальность дальневосточного фронтира: культура и литература русского Харбина», «Русские Трехречья: условия сохранения этнической самобытности», «Жизнеспособность звуковой системы языка

(экспериментально-фонетическое исследование на материале доминирующих и исчезающих языков российско-китайского приграничья)», «Изучение фонологической системы и механизмов ее реализации в исчезающих языках (язык эвенков России и язык орочонов Китая)», «Речевой корпус эвенкийского языка (аннотированный)», «Лингвистические маркеры психического здоровья и психологического благополучия различных категорий жителей Амурской области в веке информационных технологий (корпусное исследование)». Партнерами выступают: Пекинский университет иностранных языков, Пекинский объединенный университет, Русско-Китайский Фонд развития культуры и образования, Институт славистики Опольского университета, Оло-моуцкий университет им. Палацкого, Корейское общество алтаистики, Институт мировой литературы РАН, Международная комиссия эмигранто-логии славян, Всероссийское общество «Знание», Санкт-Петербургский государственный университет, Институт лингвистических исследований РАН, Лаборатория экспериментально-фонетических исследований Института филологии СО РАН, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского.

5. Выводы

1. Стратегические цели программы социально-экономического развития Амурской области, достижение высокого уровня и качества жизни населения на основе формирования конкурентоспособной экономики и развитой социальной сферы невозможно достичь без целенаправленной подготовки кадров.

2. Стратегические вызовы - потеря контингента из-за снижения численности выпускников школ, отток выпускников-высокобалльников об-

щеобразовательных организаций региона в учебные заведения высшего образования Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и др., активные миграционные процессы, географическая удаленность от ведущих научных и образовательных центров России - свидетельствуют о необходимости кардинальных изменений в секторе университетского образования Приамурья. За последние десять лет количество студенческой молодежи в вузах региона снизилось на 41%. Политика построения в университете профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития Амурской области позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы, эффективнее решать управленческие задачи, органично встроится в систему подготовки кадров.

3. Накопленный опыт подготовки специалистов для отраслей-лидеров региональной промышленности, социально-экономической сферы, элитных педагогических кадров позволит университету стать краеугольным камнем классического университетского образования и принять активное участие в социально-экономическом развитии региона. Это будет содействовать закреплению специалистов на предприятиях региона и уменьшению оттока интеллектуально подготовленной молодежи с территории Дальнего Востока в центральную часть России. В конечном итоге, это позволит университету перейти на качественно новый уровень решения стратегических задач обеспечения кадрами федеральных проектов, реализуемых в Приамурье, удовлетворения потребностей социально-экономической сферы Амурской области, в том числе среднего и малого бизнеса, и будет способствовать закреплению геополитических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Список литературы

1. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Амурской области от 13.07.2012 №380.

3. Программа социально-экономического развития Амурской области на 2013 - 2017 годы (утв. Законом Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 277-ОЗ).

4. Новикова И.В. Кадровая обеспеченность программ развития Дальнего Востока России//Материалы VIII Международной научно-практической конференции «От рецес-

References

1. Medynskij, V.G. Innovacionnyj menedzhment: Uchebnik. -M.: INFRA-M, 2008.

2. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Amurskoj oblasti na period do 2025 goda. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Amurskoj oblasti ot 13.07.2012 №380.

3. Programma social'no-jekonomicheskogo razvitija Amurskoj oblasti na 2013 - 2017 gody (utv. Zakonom Amurskoj oblasti ot 13 nojabrja 2013 g. N 277-OZ).

4. Novikova, I.V. Kadrovaja obespechennost' programm razvitija Dal'nego Vostoka Rossii//Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ot recessii k stabilizacii i jekonomicheskomu rostu». Moskva,

сии к стабилизации и экономическому росту». Москва, 19-20 февраля 2016 г. Изд-во Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва). 2016. С. 156-166.

5. Евсеенко Т.П. Равенство и доступность высшего образования как необходимое условие развития экономики// Социально-экономические преобразования в России: сборник научных трудов. Выпуск 3. Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2004. С. 486-491.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Плутенко А.Д. Университетская наука для инновационного развития Дальнего Востока//Образование: цели и перспективы. 2016, № 44. С. 244-249.

7. Лейфа А.В., Лейфа И.И. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012, № 1. С. 345-347.

8. Пшеничникова Е.В., Лейфа А.В. Становление профессионализма технолога в вузе//Педагогика. 2015, № 5. С. 95-101.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17-11-2008 1662-р (ред. от 08-08-2009).

10. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и байкальского региона на период до 2025 года. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р.

11. Россия и Китай: новый вектор развития социально-экономического развития. Материалы II международной научно-практической конференции: Вып.2: В 2ч. Ч2/под общей редакцией Л.А. Понкратовой, А.А. Забияко. Благовещенск: изд-во Амур. гос. ун-т, 2014. 220 с.

12. АмГУ - 40 ярких лет. Благовещенск, 237 с.

13. Савина Н.В., Бодруг Н.С. Основные результаты реализации проекта Амурского государственного университета «подготовка высококвалифицированных кадров в сфере электроэнергетики и горно-металлургической отрасли для предприятий Амурской области», выполняемого в рамках проекта «кадры для регионов» за 2013-2015 гг.// Сборник докладов научно-методической конференции «Формирование сети опорных региональных университетов», Изд-во: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск. 2015. С. 84-86.

14. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55171684/#ixzz4caaIW4pV

15. Программа развития науки на 2015-2019 гг. в ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». Утв. Приказом ректора от 23.01.2015 г. № 23-ОД. https://www. amursu.ru/files/nauka-i-innovacii/programma-razvitiya-nauki-2015-2019.

19-20 fevralja 2016 g. Izd-vo Rossijskij jekonomicheskij universitet imeni G. V. Plehanova (g. Moskva). 2016. S. 156166.

5. Evseenko, T. P. Ravenstvo i dostupnost' vysshego obrazovanija kak neobhodimoe uslovie razvitija jekonomiki// Social'no-jekonomicheskie preobrazovanija v Rossii: sbornik nauchnyh trudov. - Vypusk 3. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. - S. 486-491.

6. Plutenko, A.D. Universitetskaja nauka dlja innovacionnogo razvitija Dal'nego Vostoka//Obrazovanie: celi i perspektivy. 2016, № 44. S. 244-249.

7. Lejfa, A.V., Lejfa, I.I. Razvitie sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii//Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012, № 1. S. 345-347.

8. Pshenichnikova, E.V., Lejfa, A.V. Stanovlenie professionalizma tehnologa v vuze//Pedagogika. 2015, № 5. S. 95-101.

9. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija rossijskoj federacii na period do 2020 goda. RASPORJaZhENIE Pravitel'stva RF ot 17-11-2008 1662-r (red. ot 08-08-2009).

10. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija dal'nego vostoka i bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda. RASPORJaZhENIE Pravitel'stva RF ot 28.12.2009 N 2094-r.

11. Rossija i Kitaj: novyj vektor razvitija social'no-jekonomicheskogo razvitija. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Vyp.2: V 2ch. Ch2/ pod obshhej redakciej L.A. Ponkratovoj, A.A. Zabijako -Blagoveshhensk: izd-vo Amur. Gos. Un-t, 2014. - 220 s.

12. AmGU - 40 jarkih let. Blagoveshhensk, 237 s.

13. Savina, N.V., Bodrug, N.S. Osnovnye rezul'taty realizacii proekta amurskogo gosudarstvennogo universiteta «podgotovka vysokokvalificirovannyh kadrov v sfere jelektrojenergetiki i gorno-metallurgicheskoj otrasli dlja predprijatij amurskoj oblasti», vypolnjaemogo v ramkah proekta «kadry dlja regionov» za 2013-2015 gg.//Sbornik dokladov nauchno-metodicheskoj konferencii «Formirovanie seti opornyh regional'nyh universitetov», Izd-vo: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet, g. Tomsk. 2015. S. 84-86.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 7 ijulja 2011 g. N 899 «Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitija nauki, tehnologij i tehniki v Rossijskoj Federacii i perechnja kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii» Sistema GARANT: http://base.garant. ru/55171684/#ixzz4caaIW4pV

15. Programma razvitija nauki na 2015-2019 gg. v FGBOU VPO «Amurskij gosudarstvennyj universitet». Utv. Prikazom rektora ot 23.01.2015 g., № 23-OD, https://www. amursu.ru/files/nauka-i-innovacii/programma-razvitiya-nauki-2015-2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.