МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х
approaches. In J. G. March (Ed.), Handbook of Organizations (pp. 1144-1170). Chicago: Rand McNally.
9. G. Hofstede, "Culture's Consequences", Newbury Park, CA.: Sage, 1980
10.D. Bollinger, "The Four Cornerstones and three Pillars in the House of Russia", Journal of Management Development, No 2(1994), pp. 49-54
11.Carl F. Fey, Claes Nordahi, and Heike Zatterstorm, "Organizational Culture in Russia: The Secret to Sucess", Business Horizons/ November-December 1999, p.47-55
12.Snejina Michailova, Kenneth Husted, "Knowledge-Sharing Hostility in Russian Firms", CALIFORNIA MANAGEMENT REVIEW VOL. 45, NO. 3 SPRING 2003
13.Glenda Rotvold, "How to create a Security Culture in your organization", the information Management Journal, September/October 2008
14.CSI/FBI 2007 Computer Crime and Security Survey, Available at www.gocsi.com/press/20070913.jhtml
15.Ernst & Young, "10th Annual Global Information Security Survey", 2007, Available at www.ey.com/global/assets.nsf/Finland/Global_Information_Security_Survey_2007/$file/10th%20Annual%20GIS S.pdf
16.Byrd T. et al., "A process-oriented perspective of IS success: Examining the impact of IS on operational cost", Omega34 (2006) pp.448-460
17.Cavusoglu, H.; Mishra, B.; and Raghunathan, S. The effect of Internet security breach announcements on market value: Capital market reactions for breached firms and Internet security developers. International Journal of Electronic Commerce, 9, 1 (Fall 2004), 70-104.
18.Deal T. E. and Kennedy, A. A. (1982) Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life, Harmondsworth, Penguin Books
© HaryTeHKOB A.A., 2017
УДК 005; (075.8)
Н.А. Лытнева,
д.э.н., профессор, Среднерусский институт управления филиал
РАНХиГС при Президенте РФ, г. Орел, E-mail: ukap-lytneva@yandex.ru О.Н. Ярош, заместитель директора, МБДОУ ЦРР-ДС № 5 «Мир детства», г. Тула, E-mail: yarosh-ox@mail.ru
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления организаций в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску предприятиями способов улучшения эффективности управления деятельностью. Одним из таких способов является анализ текущей стратегии. В статье выделены основные объекты анализа стратегического управления и ключевые этапы, благодаря которым, можно детализировать проблемы в целях их успешного решения.
Ключевые слова
Стратегическое управление; планирование; стратегия; организация; предпринимательская деятельность; анализ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Современное стратегическое управление организацией базируется на человеческом потенциале, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие достичь конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом поставленных целей и задач [5].
К объектам стратегического управления относятся организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются [2]:
- проблемы, которые прямо связанны со стратегическими целями организации;
- проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме;
- проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных
внешних факторов. При выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы окажут влияние на развитие организации в перспективе. В связи с этим, актуальность стратегического управления развитием организации в современных российских условиях значительно возросла. Текущее состояние экономики России и других регионов мира, экономическая конъюнктура российского рынка находится в отрицательной зоне вследствие повышенного влияния таких событий и фундаментальных факторов:
- геополитический кризис вокруг Украины и России,
- снижение объема экономики (снижение ВВП),
- нисходящая тенденция на мировом нефтяном рынке,
- рост индекса потребительских цен,
- девальвация рубля 2014 - 2015 гг.,
- ухудшение платежного баланса и снижение золотовалютных резервов,
- ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ (с процентной ставкой рефинансирования 10%).
В сложившихся условиях модель стратегического управления современной российской организации
необходимо формировать с учетом факторов внешней среды, а также внешних рисков, как политических, так и экономических. Поскольку чрезмерная активность фундаментальных потрясений и внешних рисков -это одна из ключевых причин фиаско стратегического планирования многих организаций.
Снижение эффективности стратегического планирования происходит у организаций различных отраслей и масштабов деятельности. В большей степени, неудачу терпят организации, осуществляющие внешнеэкономическую торговую активность с другими странами. К примеру, укрепление рубля - это один из системных рисков современной экономики России, поскольку снижает экспортную выручку крупнейших корпораций страны и является негативным сигналом для общей тенденции экономического развития не только отдельных организаций, но и российской экономики в целом.
В целях минимизации рисков, снижения влияния внешних факторов, контроля выполнения стратегических планов необходимо проводит детальный анализ стратегического управления деятельности организации. Ключевым объектом проведения анализа стратегического управления являются результаты деятельности и их прогнозные показатели, «заинтересованные лица» (стейкхолдеры) и лица, которые принимают участие в управлении организацией. Результаты такого анализа необходимо использовать для разработки стратегии развития организации, во взаимосвязи с исследованием рынка, изучением внутренних факторов, исследованием тенденций развития отрасли, с определением ключевой миссии деятельности организации.
Для проведения стратегического анализа управления организацией в современных российских условиях его процедуры необходимо систематизировать в определенные этапы [3].
Первым этапом анализа стратегического управления является исследование миссии и целей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
организации, которые формируются в стратегическом плане. Ключевыми инструментами анализа первого этапа являются «дерево целей» и модель системы стратегического управления. Благодаря им, менеджмент организации может корректировать миссию, цели и структуру «дерева целей», которые отвечает за дальнейшее развитие деятельности организации.
Вторым этапом является анализ внутренней среды и ее влияния на функционирование организации. При этом осуществляется оценка стратегического потенциала, который, в случае своих возможностей, может стать причиной для корректировки текущей стратегии организации. Инструментами анализа второго этапа выступают результаты жизненного цикла товаров, технологии, бизнес-процессов, график Портера «рентабельность - доля рынка» и кривая обучения. В результате, руководство обязано сделать выводы по решению вопросов: выбора структуры внутренней среды, выбора методов и способов оценки потенциала.
Третий этап - анализ внешней среды и оценка стратегических условий для развития организации. Инструментами третьего этапа являются STEP-анализ, модель пяти конкурентных сил Портера, ключевые факторы успеха и контактные аудитории Котлера. Руководству необходимо определить структуру внешней среды, осуществить выбор методов оценки стратегических условий.
Четвертый этап - анализ среды в целом и оценка стратегического места организации и уровня ее конкурентоспособности по сравнению с другими экономическими субъектами своей отрасли. Ключевые инструменты анализа: матрица Ансоффа, матрица BCG, SWOT-анализ и другие методы. В результате, организация получит видение на такие проблемы, как выбор варианта структуры стратегического пространства, выбор методов и оценки позиции, идентификация стратегии по позиции.
Важнейшим аспектом эффективности деятельности организации является качество реализуемой стратегии [4]. Как продукт деятельности, последняя имеет потребительские свойства, соответствующие цели развития, миссии и предназначению организации. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы [1]. В конечном счете, именно этот фактор является решающим в условиях непрерывного экономического кризиса на территории России, который изначально был вызван мировым финансовым крахом 2008 года, а впоследствии девальвацией рубля 2014 -2015 годов.
Результатом анализа стратегического управления развитием организации должны быть альтернативные варианты ее перспективной стратегии или методы по корректировке текущего стратегического плана. Постоянная динамичность потребительских рынков и мировой экономической конъюнктуры - это одни из ключевых факторов важнейшего аспекта стратегического анализа современной организации, которая заинтересована в высоком уровне эффективности своей деятельности и непрерывного роста своей конкурентоспособности. Проведение анализа является гарантом разработки эффективной стратегии организации.
Список использованной литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 2012.
2. Кыштымова Е.А. Методологические подходы к формированию учетно - аналитических подсистем для управления инвестированным капиталом предприятий/Фундаментальные исследования -2016. -№ 2 -1. -С. 169 -174.
3. Майкл Портер. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2017.- 456 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58556.- ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 20.02.2017).
4. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. URL: http://vasilievaa.narod.ru/16_5_98.htm. (дата обращения 20.02.2017).
5. Суровнева А.А., Полянин А.В. Особенности функций и методов менеджмента в некоммерческих организациях/ вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2014. № 6 (41). С. 238-240.
© Лытнева Н.А., Ярош О.Н., 2017.