Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудашкина М.Ф., Герасимова Е.Б.

Сектор страхования жизни показывает динамическое развитие на протяжении последних пяти лет, превышая показатели всех ключевых мировых рынков. Этому способствует низкая концентрация данного сегмента страхования в России и возрастающий интерес граждан к альтернативным способам долгосрочного инвестирования. На рынке появляются новые продукты страхования и каналы сбыта, позволяющие говорить об изменении трендов в секторе. Данные тенденции ставят компании сектора перед новыми вызовами.The growth rate of the life insurance industry in the last 5 years exceeded that of many other key global markets. The two main contributing factors were the low concentration of the sector in Russia and the growing interest for long term investing. New insurance products and marketing channels contribute to the changing trends in the industry. These trends create new challenges for the companies in the sector/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

широкие возможности соответствующих рынков и тот факт, что все услуги предприятия находятся на стадии начального роста (история предприятия насчитывает 3 года). При этом первостепенное внимание следует уделить услуге по проживанию, т.к. это услуга «звезда», однако это не умаляет возможностей услуг оздоровительного и развлекательного характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что матрицы, как инструмент исследования деловой среды системы управления:

• Позволяют систематизировать информацию о деловой среде предприятия;

• Облегчают процесс восприятия и анализа информации ввиду наглядности представления;

• Помогают определить направления дальнейшей деятельности предприятия.

Использованные источники:

1.Система интернет-бронирования отелей Booking.com, часть группы The

Priceline Group [Электронный ресурс] URL: http://booking.com

2.Отель и ресторан «Лесотель» [Электронный ресурс] URL: http://lesotel.ru

3.Туризм и отдых на Алтае [Электронный ресурс] URL: http://turistka.ru

4.информационный интернет-портал о местах отдыха и туризма Алтая [Электронный ресурс] URL: httpV/все-базы-алтая.рф

5.Туркомплекс «Финская Дача» [Электронный ресурс] URL: httpV/финская-дача.рф

6.Фрейдина Е. В., Лапшова Л.Н. Логика использования моделей концептных матриц для обоснования стратегической направленности бизнеса //Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов/ под ред. С.А. Филатова; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Вып. 3. -Новосибирск: НГУЭУ, 2017, с.

УДК 368.911

Кудашкина М. Ф. студент магистратуры 2 курс, факультет «Учета и аудита» Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Научный руководитель: Герасимова Е.Б., доктор экономических

наук, профессор

профессор департамента учета, анализа и аудита АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Сектор страхования жизни показывает динамическое развитие на протяжении последних пяти лет, превышая показатели всех ключевых мировых рынков. Этому способствует низкая концентрация данного сегмента страхования в России и возрастающий интерес граждан к

альтернативным способам долгосрочного инвестирования. На рынке появляются новые продукты страхования и каналы сбыта, позволяющие говорить об изменении трендов в секторе. Данные тенденции ставят компании сектора перед новыми вызовами.

Страхование жизни, финансовая система, кредитные организации, диверсификация, стратегия развития.

The growth rate of the life insurance industry in the last 5 years exceeded that of many other key global markets. The two main contributing factors were the low concentration of the sector in Russia and the growing interest for long term investing. New insurance products and marketing channels contribute to the changing trends in the industry. These trends create new challenges for the companies in the sector/

Life insurance, financial system, credit organizations, diversification, development strategy

Существенный рост рынка страхования жизни в России начался с 2010 года (Таблица 1).

Таблица 1. Премии по страхованию жизни в 2008-2015 гг.

Год 2008 2009 2010 20111 2012 2013 2014 2015

Страховые премии, млрд рублей 19,3 15,7 22,7 34,8 52,9 84,9 108,5 129,7

Прирост (убыль), % -15,0 -18,6 +44,1 +53,7 +51,9 +60,5 +27,8 + 19,5

Источник: Ассоциация страховщиков жизни.1

Развитие рынка страхования жизни в России было связано с ростом кредитной активности населения страны. Существенная доля премий приходилась на страхование заёмщиков банков (например, в 2013 году портфель страховщиков жизни - членов ассоциации страхования жизни (АСЖ) на 53,5% сформирован за счет взносов по кредитному страхованию)2.

При этом стоит отметить, что наблюдавшееся в 2014-2015 годах падение спроса на кредиты со стороны населения значительно повлияло на источники роста сектора. К 1 кварталу 2016 года доля страхования заемщиков составляет только 15,4%. Последние пару лет страхование жизни продолжает показывать существенные темпы роста, вызванные развитием накопительных и инвестиционных программ. Данные программы служат дополнительным инструментом диверсификации объектов инвестирования и представляют особый интерес для населения в условиях сокращения ставок по депозитам и введения налоговых льгот. 3

Современное состояние российской финансовой системы, частью которой является рынок страхования жизни, характеризуется существенным

1 Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], -http ://aszh. ru/wp-content/uploads/Annual_report_ASZ_2016.pdf

2 Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], -http ://aszh. ru/wp-content/uploads/Annual_report_ASZ_2016.pdf

3 Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации»

доминированием кредитных организаций и низкой долей страхового бизнеса. Это подтверждается значительным преобладанием активов банков над активами некредитных финансовых организаций (рисунок 1).

99,6 1027

2012 2013 2014 2015

Активы профессиональных участием

■ Активы субъектов страхового рьма

■ Активы ПИФов

■ Активы НПФ и средства пал управлением упраалякхдо компании ПФР

■ Активы банков

Рис. 1. Динамика активов кредитных организаций и некоторых некредитных финансовых организаций, % ВВП на конец года.

Источник: Банк России .4

Сдерживающим фактором развития финансового рынка в России является первую очередь низкий уровень накопленных сбережений граждан. В общей структуре использования доходов домохозяйств удельный вес сбережений населения остается на низком уровне - при росте нормы сбережения до 14,1% по итогам 2015 года, за последние три года значение данного показателя в среднем достигает лишь 10,0% (рисунок 2).

14.0%

«да*

4,0%

2,0%

0,0%

^ ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 2. Динамика доли сбережений в структуре использования денежных средств домохозяйств, %.

Источник: Федеральная служба государственной статистики5

4 Банк России, [Электронный ресурс]

5 Федеральная служба

http://www.cbr.ru/statistics/

государственной статистики, [Электронный http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta^ru/statistics/population/level/

ресурс],-

Стоит отметить, что важными инструментами долгосрочного привлечения сбережений населения на финансовых рынках большинства стран мира являются страховые продукты по программам страхования жизни. В России, несмотря существенные темпы роста страховых премий, доля данного сегмента в общем объеме страховых взносов остается на низком уровне - 12,7% в 2015 году. При этом данный показатель во многих странах с развитой рыночной экономикой превышает 50%. В развивающихся странах отношение премий по страхованию жизни к валовому внутреннему продукту находится в диапазоне от 1 до 15%, при этом данный показатель в России не превышает 1% (рисунок 3). По итогам 2015 года активы российских страховых компаний, предоставляющих услуги страхования жизни, лишь незначительно превысили 0,5 трлн. рублей (0,6 % ВВП), при этом активы всего страхового рынка составил 1,6 трлн. рублей (2,0% ВВП). Данный показатель существенно ниже как активов банковской системы России, так и

среднем по миру.

16

14,0

ЮАР Корея Малайзия Чили Бразилия Китай Ме*слса Россия

■ Всего Страхование юани

Рис. 3. Премии страхованию жизни, в отдельных развивающихся странах, % ВВП.

Источник: компания SwissRe, Банк России, Ассоциация страховщиков жизни6

Приведенная выше статистика подтверждает тот факт, что рынок страхования жизни в России еще не достиг своей концентрации и по-прежнему обладает хорошим потенциалом роста для тех компаний, которые правильно определили свою нишу и/или бизнес-модель.

Стоит отметить, что по итогам 3 квартала 2016 года российский рынок страхования жизни оказался не только самым быстрорастущим сегментом российского страхового рынка, но и одним из самых стремительно развивающихся секторов всего российского финансового рынка в целом. Более того, в 2016 году российский рынок страхования жизни показал рост

6 Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], -http ://aszh. ru/wp-content/uploads/Annual_report_ASZ_2016.pdf

превышающих все мировые рынкы данного сектора, причем как в национальной валюты, так и в перерасчете на долларовый эквивалент. 7

Начавшееся в последние 2 года изменение продуктовой структуры российского рынка страхования жизни с высокой вероятностью продолжится и в ближайшее время: изменение рыночной среды вынуждает страховые компании заменять кредитное страхование жизни накопительным и инвестиционным страховыми продуктами (Таблица 2).

Таблица 2. Динамика структуры бизнеса страховщиков жизни -членов АСЖ по линиям бизнеса в 2011-2015 гг.

Доля, % Год

Линия бизнеса 2011 2012 2013 2014 2015

ИСЖ 8,5 9,2 18,5 32,5 47,5

Кредитное страхование 57,3 65,3 62,5 51,3 38,2

НСЖ за счет физических лиц 7,4 10,7 7,6 10,2 8,8

НС за счет физических лиц 3,2 5,1 5,0 2,5 2,2

НСЖ за счет юридических лиц 19,9 5,8 3,0 1,9 1,1

НС и рисковое страхование жизни за счет юридических лиц 0,3 2,0 1,8 1,0 1,1

дмс 0,7 1,1 0,4 0,4 0,9

Рисковое страхование жизни (исключая кредитное) за счет физических лиц 2,3 0,8 0,4 0,2 0,2

Источник: Ассоциация страховщиков жизни.8

И хотя главным фактором существенного развития рынка страхования жизни по-прежнему является продукт инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), распространяемый в основном через банковский канал, рост продаж других продуктов также имеет место. На рынке стали появляться новые гибридные продуктовые решения, отвечающие изменениям потребительского поведения и спроса. Важную роль в росте рынка страхования жизни сыграли также регуляторные решения, в частности внедрение с января 2015 года налоговых стимулирующих мер для граждан по долгосрочным программам.

Рано делать выводы о том, что рынок страхования жизни вступил в активную фазу диверсификации продуктов и каналов продаж, но очевиден факт наметившегося тренда в этом направлении. В 2015 и 2016 годы продажи услуг по страхованию жизни через кредитные организации приобрели еще большее значение. На банковский канал пришлось 78% премий по страхованию жизни, при этом доля агентов - физических лиц составила 9%, через страховых брокеров, независимые агентства и другие юридические лица

7 Пресс-релиз Ассоциации страховщиков жизни от 8.11.2016 года, [Электронный ресурс], -http://aszh.ru/news/press-releases/

8 Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], -http ://aszh. ru/wp-content/uploads/Annual_report_ASZ_2016.pdf

- 9 % от всего объема премий по страхованию жизни. Доля прямых офисных продаж (в том числе корпоративные продажи и телемаркетинг) составила чуть больше 4%.

Стоит отметить, что ассоциацией страховщиков жизни, представляющей собой профессиональное объединение российских страховщиков, на долю которых в 2016 году приходилось порядка 97% всего объема премий по страхованию жизни в России, была разработана стратегия развития рынка страхования жизни в России (далее - Стратегия) в целях достижения положений концепции социально экономического развития Российской Федерации до 2022 года путем конкретизации шагов, мероприятий и условий ее выполнения в рамках отдельной отрасли. При этом Стратегия нацелена на максимизацию положительных эффектов от реалищации следующих базовых характеристик страхования жизни9:

• исполнение и усовершенствование механизма перевода сбережений граждан в долгосрочные инвестиции;

• повышение качества социальных условий жизни граждан путем поддержания достигнутого уровня жизни семьям среднего класса в периоды выхода на пенсию или потери дохода в случае нанесения ущерба жизни или здоровью кормильца;

• формирование устойчивой финансовой системы в экономике, и поддержание экономического суверенитета Российской Федерации;

• создание новых рабочих мест как внутри страховой отрасли так и в сегменте смежных профессий (агентов, брокеров, финансовых консультантов, актуариев и т.п.).

Данная Стратегия разработана в целях формирования практических шагов по ускоренному развитию страхования жизни, и достижения достойного вклада в общее социально экономическое развитие Российской Федерации.

Страховой рынок очень динамичен, и факторы, которые повлияют на его развитие в ближайшие несколько лет, будут сильно отличаться от тех, которые сделали его таким, какой он есть сейчас. Текущая динамика развития сектора, представленная в Таблице 1, говорит о возросшем интересе к продуктам страхования жизни со стороны граждан России, а очевидные факторы увеличения благосостояния граждан, старения населения страны и увеличивающийся дисбаланс соотношения пенсионеров к работающим обеспечит потребность в них на длительный период.

Анализируя факторы, которые будут формировать страховую отрасль в следующие пять лет, становится очевидным, что после украинского политического кризиса и последующей за ним серии санкций, а также меняющейся конъюнктуры рынка энергоносителей возврат к прошлому невозможен. Аналитическое агентство АссепШге уверено в том, что в новых

9Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], -http ://aszh. ru/wp-content/uploads/Annual_report_ASZ_2016.pdf

условиях значительно снизится средний уровень возврата на капитал (ROE) по сравнению с тем, каким он был в последние годы.

Если после финансового кризиса 2008-2009 годов компании страхования жизни стабильно показывали ROE на уровне 20-30%, в ближайшей перспективе доходность капитала на уровне 10 - 15% будет считаться хорошим показателем, достигнуть который смогут только те, кто будет адаптироваться к изменившимся условиям рынка. Те компании, которые не проявят гибкость, чтобы отвечать новым требованиям, могут рассчитывать на ROE не выше 5-10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот 5 факторов, которые будут определять дальнейшее развитие сектора страхования жизни10:

1. Медленный рост внутреннего валового продукта России

Обзор макроэкономической ситуации показывает, что экономическая ситуация в России из-за замедления роста развивающихся рынков Китая и Индии будет стагнировать или показывать минимальный рост. Данная ситуация подает страховщикам тревожные сигналы. Чтобы поддерживать положительную рентабельность ROE в течение следующих пяти лет, страховая компания будет вынуждена адаптироваться к новым реалиям рынка и определенным образом изменить манеру ведения бизнеса.

2. Низкие долгосрочные процентные ставки

Ожидается, что с целью стимулирования совокупного спроса Центральный Банк России проведет ряд понижений процентных ставок. Это будет препятствовать восстановлению доходности страховых компаний. Невыгодные ставки и неблагоприятное положение на рынке ценных бумаг сократят доходность инвестиций для страховых компаний по всему сектору. Есть признаки того, что, к сожалению, эта тенденция будет довольно продолжительной.

3. Ужесточение законодательства

Страховые компании столкнулись с законодательными изменениями. Уже вступили в силу и продолжают вводиться большое количество законодательных инициатив, направленных на защиту потребителей и инвесторов.

4. Стандартизация продуктов

Компании, занимающиеся страхованием жизни, уже испытывают ужесточение ценовой конкуренции в условиях замедленного роста экономики. В таких условиях на смену инновациям будет приходить стандартизация продуктов. Ей будут сопутствовать повышение прозрачности и осведомленности клиентов о ценах, что будет наиболее ярко выражено в персональном страховании.

5. Возрастающая роль посредников.

10 Accenture, Высокоэффективный страховщик будущего, 2013 г., .[Электронный ресурс], http://www.insur-info.ru/files/filescomments/Accenture.pdf

На рынке страхования жизни возрастет роль независимых посредников. Этому поспособствует интернет технологии, когда успешные онлайн-агрегаторы, будут стремиться увеличить долю, предлагая дополнительные клиентоориентированные услуги, или же выполняя те функции, которые до сих пор были прерогативой самих страховых компаний, как, например, урегулирование убытков. Все это приведет к снижению доходов традиционных страховщиков.

Все эти факторы формируют новые условия существования страховщиков и угрожают в дальнейшем свести на нет текущие показатели роста и доходности для компаний по всему страховому сектору. Таким образом, страховая отрасль может потерять некоторую привлекательность для инвесторов, по сравнению с послекризисным периодом. Как бы то ни было, в связи с незначительным уровнем проникновения страхования жизни в России и большим потенциалом рынка, сегмент страхования жизни останется ключевым драйвером развития страховой отрасли в ближайшие годы.

Ближайшее будущее должно стать еще и началом технологического прорыва на рынке страхования жизни, прежде всего - в обслуживании клиентов и новых каналах дистрибуции. На рынке назрели перемены в этих направлениях, так как привычные подходы дают все меньше результата, да и новые технологии не стоят на месте, все больше проникая в сферу страхования. Экспертное сообщество активно ожидает интересных внедрений в области диджитализации в страховой отрасли. Данные инновации должны дать новый толчок развитию рынка в последующие годы.

Использованные источники

1.Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации»

2.Банк России, [Электронный ресурс], http://www.cbr.ru/statistics/

3.Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс],-http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/l еуе1/

4.Годовой отчет Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) 2015-2016 гг. [Электронный ресурс], - http://aszh.ru/wp-content/up1oads/ Annua1_report_ASZ_2016.pdf

5.Пресс-релиз Ассоциации страховщиков жизни от 8.11.2016 года [Электронный ресурс], - http://aszh.ru/news/press-re1eases/

6.АссеПше, Высокоэффективный страховщик будущего, 2013 г.[Электронный ресурс], http://www.msur-info.ru/fi1es/fi1escomments/Accenture.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.