Научная статья на тему 'Страхование жизни'

Страхование жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / КРЕДИТНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЩИКИ ЖИЗНИ / LIFE INSURANCE / CREDIT INSURANCE / INVESTMENT INSURANCE / LIFE INSURERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сударикова Ирина Александровна

В статье представлен анализ процессов и явлений в сфере страхования жизни в последние три года. Охарактеризованы основные факторы, определяющие спрос и уровень продаж продуктов по страхованию жизни. Исследование проведено в разрезе основных сегментов рынка страхования жизни по видам страхования и типам клиентов и включает оценку финансовых результатов проведения страховых операций лидерами данного сегмента страхового рынка. В результате анализа выявлена и оценена тенденция снижения продаж в исследуемой области, сформировавшаяся в период 2018-2019 гг., а также определены условия и перспективы сохранения устойчивого спроса на страхование жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE INSURANCE: FACTORS OF CONSUMER DEMAND IN NEW ECONOMY

The article presents an analysis of the processes and phenomena in the area of life insurance in the last three years. The author describes the main factors that determine the demand and number of life insurance sales. The study is conducted in the context of the main segments of the life insurance market according to types of insurance and types of clients, the research includes an assessment of the financial results of insurance operations by the leaders of the insurance market. Having analyzed the data, the author identifies and assesses a decreasing tendency in the sales of life insurance that first emerged in the period 2018-2019 as well as defines the conditions and prospects for maintaining a steady demand for life insurance products.

Текст научной работы на тему «Страхование жизни»

Irina Aleksandrovna Sudarikova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 368.91

Ирина Александровна Сударикова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

sudarikova.08@mail.ru

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ: ФАКТОРЫ СПРОСА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

В статье представлен анализ процессов и явлений в сфере страхования жизни в последние три года. Охарактеризованы основные факторы, определяющие спрос и уровень продаж продуктов по страхованию жизни. Исследование проведено в разрезе основных сегментов рынка страхования жизни по видам страхования и типам клиентов и включает оценку финансовых результатов проведения страховых операций лидерами данного сегмента страхового рынка. В результате анализа выявлена и оценена тенденция снижения продаж в исследуемой области, сформировавшаяся в период 2018-2019 гг., а также определены условия и перспективы сохранения устойчивого спроса на страхование жизни.

Ключевые слова: страхование жизни, кредитное страхование, инвестиционное страхование, страховщики жизни.

LIFE INSURANCE: FACTORS OF CONSUMER DEMAND IN NEW ECONOMY

The article presents an analysis of the processes and phenomena in the area of life insurance in the last three years. The author describes the main factors that determine the demand and number of life insurance sales. The study is conducted in the context of the main segments of the life insurance market according to types of insurance and types of clients, the research includes an assessment of the financial results of insurance operations by the leaders of the insurance market. Having analyzed the data, the author identifies and assesses a decreasing tendency in the sales of life insurance that first emerged in the period 2018-2019 as well as defines the conditions and prospects for maintaining a steady demand for life insurance products.

Keywords: life insurance, credit insurance, investment insurance, life insurers.

Последние пять лет функционирования российского страхового рынка сопровождались бурным ростом страхования жизни, что стало основным фактором поддержания его устойчивой высокой динамики и основанием для признания его в качестве главного драйвера развития российского страхования. В указанный период объем рынка страхования жизни возрос с 84,9 млрд руб. по итогам 2013 г. до 452,4 млрд руб. в 2018 г. Пятилетний прирост объема годовой собранной премии достиг 367,5 млрд руб., или 532,9%. Резкая динамика развития обусловила наличие существенных структурных изменений: за пять лет доля страхования жизни в объеме российского страхового рынка утроилась, показав увеличение с 9,4 до 30,6%. В 2018 г. был показан исторический максимум годового абсолютного прироста подписанной премии по страхованию жизни - 120,9 млрд руб. По итогам года личное страхование впервые за последние 15 лет превысило сборы по имущественному страхованию, а в лидеры рынка вышел страховщик жизни ООО «Сбербанк страхование жизни», опередив по объему продаж АО « СОГАЗ» на 21 млрд руб.

Факторы, повлиявшие на резкий рост популярности страхования жизни начиная с 2011 г., детально описаны в предыдущих исследованиях, посвященных страхованию жизни [8; 9]. Главенствующая роль принадлежит внедрению новых продуктов по страхованию жизни (модификации инвестиционного страхования Unit linked, имеющего высокую

популярность за рубежом), а также активной (и зачастую агрессивной) практике продаж таких продуктов через банковский канал.

Несмотря на отмеченные позитивные изменения, свидетельствующие о важных динамичных процессах в сфере страхования, аналитики еще в 2016 г. стали предсказывать существенное замедление развития страхования жизни через 2-3 года, т.е. в период 2018-2019 гг., называя в качестве основной причины разочарование потребителей, обусловленное отсутствием ожидаемой высокой доходности продуктов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Именно в этот период должны окончиться трех и пятилетние договоры у значительного числа клиентов, и, по прогнозам экспертов, в большинстве случаев их доходность будет невысокой по сравнению как с «разрекламированной», так и ожидаемой по собственным оценкам финансово грамотных страхователей.

По прогнозу агентства АКРА, в 2017-2019 гг. рынок страхования жизни должен был показать рост на 24,8, 22,3 и 21,6% соответственно [1]. Сопоставляя эти прогнозные значения с фактически достигнутыми темпами роста в 2017 и 2018 гг., можно сделать вывод, что эксперты переоценили темпы замедления роста сборов, ведь в 2017 г. (после роста в 2016 г. на 66,3%) сегмент страхования жизни показал прирост на 53,7%, а в 2018 г. -на 36,5%. Отклонения в прогнозах могут быть связаны с недооценкой как масштабов вовлечения в

процесс страхования новых клиентов, не располагающих фактическими данными о доходности продуктов ИСЖ, так и темпов роста потребительского кредитования и, соответственно, кредитного страхования жизни. Несмотря на явное замедление темпов роста страхования жизни, такую динамику следует признать позитивной, так как явного снижения спроса на страхование жизни до 2019 г. не произошло. Замедление темпов роста в этот период было связано преимущественно с эффектом низкой базы в первоначальный период внедрения продуктов ИСЖ.

Однако более пессимистичные прогнозы относятся к 2019 г. в связи с действием ряда факторов в сегменте ИСЖ, под влиянием которых наметившаяся тенденция замедления может еще более усугубиться. Первый фактор обусловлен вступлением в 2019 г. в действие нормативных актов, регулирующих процесс заключения договоров ИСЖ, для исключения мисселинга. Второй фактор - это фактические данные о невысокой доходности по договорам, окончившим свое действие в 20182019 гг. Принимая их во внимание, эксперты рейтингового агентства «Эксперт РА» предложили два возможных, диаметрально противоположных, сценария развитии страхования жизни. По оптимистичному сценарию в 2019 г. ожидается прирост премий на 28%, до 575 млрд руб. По пессимистичному сценарию сборы сократятся на 20-25%, примерно до уровня 2017 г. (330-350 млрд руб.) [4]. Во многом траектория развития страхования жизни будет зависеть от переоценки потребительских качеств продуктов ИСЖ, от соотношения среди потребителей тех, кто приобрел продукт осознанно и считает его финансово привлекательным, и тех, кто купил его под влиянием мисселинга.

В этой связи целью нашего исследования является оценка динамики развития страхования жизни в текущий период, уточнение факторов влияния на процессы в сфере страхования жизни и определение возможных резервов роста спроса в краткосрочной перспективе. Проведение анализа осложняется отсутствием необходимой детализации статистиче-

ских данных о сборах премий в разрезе отдельных видов страхования жизни. Так, в частности, на сайте Росстата приводятся сборы премий только по рентному, пенсионному и в совокупности по всем прочим видам страхования жизни. Статдан-ные от ЦБ РФ представлены с выделением кредитного и пенсионного страхования. Более развернутые данные присутствуют в отчетах Ассоциации страховщиков жизни, но в данном случае отсутствует оперативность в размещении информации на сайте АСЖ.

Оценивая сложившуюся динамику развития страхования жизни в целом, можно выявить тенденцию роста ежеквартальных сборов внутри года как в 2017 г., так и 2018 г. (рис. 1).

В отличие от многих других видов страхования, где на 1-й квартал приходится существенная доля годовой страховой премии в связи с перезаключением в начале года договоров корпоративными страхователями, для страхования жизни это совсем несвойственно, так как корпоративное страхование жизни в России развито слабо: в 2018 г. на него пришлось только 6,1% сборов, а в 1-м квартале 2019 г. - 6,8%.

В представленной на рис. 1 динамике явно обращает на себя внимание произошедшее снижение собранной премии в 1-м квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года: на 7 млрд руб., или 7,6%. Если во 2-м квартале не произойдет существенного прироста, обусловленного сезонными колебаниями спроса внутри года либо действием иных факторов, то следует ожидать реализации пессимистичного сценария -существенного сокращения сегмента страхования жизни по сравнению с 2018 г.

Динамика показателя «Количество заключенных договоров» несколько отлична от динамики подписанной премии: наименьшее количество договоров приходится на 1-й квартал года, а наибольшее - на 2-й и 3-й квартал (рис. 2). При сравнении данного показателя за 1-й квартал 2018 и 2019 гг. обнаруживается прирост числа заключенных договоров на 252 тыс. единиц, или 28,5%.

Рис. 1. Динамика ежеквартальных сборов страховой премии по договорам страхования жизни в 2017 г. - 1-м квартале 2019 г., млрд руб.

Источник: рассчитано автором по данным ЦБ РФ.

Рис. 2. Динамика количества заключенных ежеквартально договоров страхования жизни в 2017 г. - 1-м квартале 2019 г., тыс. ед.

Источник: рассчитано автором по данным ЦБ РФ.

Таким образом, выявлена разнонаправленная годовая динамика страхования жизни по показателям «Объем страховой премии» и «Количество заключенных договоров», что, скорее всего, обусловлено разными темпами развития отдельных видов страхования жизни, а также увеличением доли более мелких договоров ИСЖ. С учетом отмеченной динамики вполне вероятен третий сценарий развития страхования жизни - отсутствие значимой отрицательной и положительной динамики, т.е. сохранение достигнутого объема по итогам 2018 г.

Для уточнения факторов влияния требуется проанализировать структуру и динамику отдельных видов страхования жизни. В этих целях использованы данные отчетов АСЖ, в которых сегментация рынка страхования жизни проведена по типам

клиентов (физических и юридических лиц) и видам страхования жизни (ИСЖ, накопительное, кредитное, рисковое некредитное, пенсионное). В отсутствии данных за 2018 г. анализ проведем по данным 2016-2017 гг. (табл. 1).

Сложившаяся по итогам 2017 г. структура премий, оплачиваемых гражданами, свидетельствует о наибольшей популярности ИСЖ, поскольку данный сегмент доминирует и показывает высокую годовую динамику (+72% или 88,9 млрд руб.), обеспечив на 77% положительную динамику рынка страхования жизни в целом.

В части кредитного страхования заемщиков, занимающего 2-е место в объеме продаж, произошел спад на 1,1 млрд руб., или 2,5%. Это можно объяснить, во-первых, тем, что заемщики все чаще стали использовать право на расторжение навязан-

Таблица 1 в России в 2016-2017 гг., по данным АСЖ [3]

Динамика отдельных видов страхования жизни

Вид страхования жизни 2016 2017 Прирост

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

За счет физических лиц

Инвестиционное страхование жизни 123,5 57,3 212,4 64,1 88,9 72,0

Кредитное страхование жизни 43,6 20,2 42,5 12,8 -1,1 -2,5

Накопительное страхование жизни 40,7 18,9 51,7 15,6 11 27,0

Пенсионное 0,8 0,4 0,8 0,2 - -

Рисковое (некредитное) страхование жизни 0,4 0,2 0,7 0,2 0,3 75,0

Всего за счет физических лиц 209,0 96,9 308,1 92,9 99,1 47,4

За счет юридических лиц

Кредитное по коллективным договорам 2,7 1,3 19,8 6,0 17,1 в 7,3 раза

Накопительное и инвестиционное 2,4 1,1 2,4 0,7 - -

Рисковое 0,3 0,2 0,6 0,2 0,3 100

Пенсионное 0,6 0,3 0,6 0,2 - -

Всего за счет юридических лиц 6,7 3,1 23,4 7,1 16,7 в 3,5 раза

Итого 215,7 100 331,5 100 115,8 53,7

ных им банками договоров, а во-вторых, банки стали чаще использовать коллективные договоры, чтобы заемщики не смогли воспользоваться своим правом на период охлаждения. Такая политика банков вызывает немало критики, но именно она стала причиной роста увеличения страховых премий по страхованию жизни за счет юридических лиц в 3,5 раза, в связи с тем что сборы по кредитному коллективному страхованию возросли за 2017 г. в 7,3 раза, до 19,8 млрд руб.

Высокие темпы были достигнуты по всем прочим сегментам, за исключением пенсионного страхования, находящегося с 2013 г. в глубокой стагнации.

По представленным в табл. 2 данным можно сделать вывод, что общий прирост рынка страхования жизни на 36,5%, или 120,8 млрд руб., в 2018 г. был обеспечен прежде всего динамикой ИСЖ и прочих видов страхования жизни, к которым в табл. 2 отнесены накопительное и некредитное рисковое страхование.

Сопоставляя темпы роста в 2017 и 2018 гг., стоит отметить снижение в два раза темпов развития ИСЖ на фоне высокого роста кредитного и накопительного страхования жизни. Пенсионное страхование в страховых компаниях в России практически не развито (0,3% от объема страхования жизни). Его прирост в 2018 г. был обеспечен исключительно за счет увеличения поступлений от юридических лиц (+23,2%), тогда как падение взносов по пенсионному страхованию за счет граждан составило 3%.

Резкое замедление темпов роста ИСЖ наблюдалось не только по величине собранной страховой премии, но и по количеству заключенных договоров, которое составило в 2018 г. 634,3 тыс., показав прирост на 16,1%. При этом, по данным ЦБ РФ, максимальное замедление имело место в последнем квартале 2018 г. - до 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно на противоположную сменилась динамика количества договоров по страхованию жизни заемщика: прирост составил 12,0% в 2018 г. по сравнению с падением на 6,4% в 2017 г.

На фоне замедления темпов роста объема премий по ИСЖ наблюдалась положительная динамика средней премии по одному договору в данном сегменте: за год она выросла на 62,2 тыс. руб., до 482,8 тыс. руб. Высокий размер среднего чека и его рост позволяет сделать предположение, что среди потребителей ИСЖ велика доля обеспеченных граждан, имеющих довольно высокий текущий доход или объем накоплений.

Дополнительно проведенный нами анализ по статистическим данным ЦБ РФ и АСЖ за 1-е полугодие 2019 г. показал, что сложившиеся в 2018 г. тенденции в полной мере сохранились и в 1-м квартале 2019 г.:

1) сборы по ИСЖ сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32%, в результате чего его доля в структуре рынка страхования жизни сократилась до 46%;

2) кредитное страхование показало прирост на 59,7% по объему премий и на 73,9% по количеству заключенных договоров, его доля в структуре рынка выросла до 23%;

3) накопительное страхование жизни показало прирост на 55% (по данным АСЖ, его доля возросла также до 23%);

4) пенсионное страхование сократилось на 14,2% по объему премий и на 35% по количеству заключенных договоров.

Таким образом, представленные данные отражают резкое снижение объемов ИСЖ, которое компенсируется в значительной части ростом кредитного и накопительного страхования жизни, поэтому сильного падения совокупного объема рынка страхования жизни и выручки страховщиков жизни пока еще не происходит.

В частности, у лидера рынка страхования жизни ООО «Сбербанк страхование жизни» замедление прироста сборов по ИСЖ до 1,5% за квартал было компенсировано приростом накопительного страхования на 85% и кредитного - на 21,4%. В итоге сборы в 1-м квартале увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,8 млрд руб.

Однако в большей степени тенденция отразилась на страховщике, занимающем 2-е место в

Таблица 2

Объем страховой премии по сегментам рынка страхования жизни в России в 2018 г., по данным ЦБ РФ [6]

Вид страхования жизни 2017 2018 Прирост

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

ИСЖ 229755,0 69,3 306274,7 67,7 76519,7 33,3

Страхование жизни заемщиков 45053,4 13,6 59197,1 13,1 14143,7 31,4

Пенсионное страхование 1438,8 0,4 1559,8 0,3 121,0 8,4

в том числе за счет юридических лиц 626,4 43,5 772,0 49,5 145,6 23,2

Прочие виды 55289,6 16,7 85368,3 18,9 30078,7 54,4

Всего 331536,8 100 452399,8 100 120863,0 36,5

в том числе за счет юридических лиц 22745,6 6,9 26874,1 5,9 4128,5 18,2

сегменте - ООО «АльфаСтрахование-Жизнь»: по ИСЖ сборы упали на 65,6% (-6,5 млрд руб.) и только частично были компенсированы увеличением премий по накопительному и кредитному страхованию (+3,8 млрд руб.).

В целом из 17 страховщиков жизни, по которым Ассоциация страховщиков жизни предоставила информацию о сборах по ИСЖ за 1-й квартал 2019 г., только у восьми компаний имело место сильное падение сборов (в основном это компании с существенной долей рынка ИСЖ). У оставшихся девяти страховщиков произошло увеличение собранной премии, причем значительное, в связи с низкими сборами или их отсутствием в 1-м квартале 2018 г. В списке страховщиков, недавно приступивших к активному развитию ИСЖ, -«СиВ Лайф», «Русский Стандарт Страхование». «МАКС-Жизнь», «РГС-Жизнь» (бывш. «ЭРГО-Жизнь»), ППФ «Страхование жизни», «РСХБ-Страхование жизни», «Югория-Жизнь».

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что основными факторами, определяющими развитие страхования жизни в 2018-2019 гг., стали:

1) принятие нормативных актов ЦБ РФ и ВСС, регулирующих процесс продаж по страхованию жизни, создание правовых основ для контроля в данной области с регламентацией форм контроля и мер наказания в случае выявленных нарушений, вплоть до отзыва лицензии [2; 5; 10];

2) сохранение практики активных продаж ИСЖ банками, но с постепенным сокращением случаев мисселинга и более корректной консультацией клиентов, доведением до них существенных условий договора;

3) появление информации о реальной доходности полисов ИСЖ по договорам, окончившим свое действие, на фоне умеренного роста процентных ставок по депозитам;

4) постепенное насыщение рынка ИСЖ, ограничивающее приток новых клиентов;

5) активное развитие потребительского и ипотечного кредитования, сопровождаемое страхованием жизни заемщиков;

6) активизация продаж накопительного страхования жизни через агентский и банковский канал;

7) рост финансовой грамотности населения в условиях снижения (ограничения роста) текущих трудовых доходов, мотивирующего на поиск более высокой доходности размещения накопленных сбережений для формирования пассивного дохода;

8) разработка и вывод на рынок новых продуктов страхования жизни, включая ИСЖ, ориентированных на удовлетворение потребностей определенных групп клиентов.

Оценивая перспективы дальнейшего роста рынка страхования жизни в новых условиях - условиях большей доступности реальной информации, стоит отметить ограниченный потенциал развития кредитного страхования жизни при большом, еще не освоенном потенциале развития накопительного и инвестиционного страхования. Как уже было отмечено в наших более ранних работах, спрос на

такие продукты определяется прежде всего доходностью, уровнем защищенности инвестиций в продукт, наличием альтернативных вариантов с интересующими параметрами, а также дополнительными стимулами, например, в виде налоговых льгот и прочих преференций [9, с. 42].

Поэтому дальнейшая траектория развития страхования жизни во многом будет определяться поведением клиентов, уже имеющих опыт ИСЖ. Безусловно, отмеченная в обзоре Банка России, средняя доходность по завершившимся трехлетним договорам ИСЖ в 3,3% годовых и по пятилетним договорам на уровне 2,4% годовых может выступать только в роли демотивирующего фактора. Однако вряд ли будет корректным оценивать общую привлекательность данных продуктов по доходности полисов конкретного страховщика в конкретный период времени в рамках определенной выбранной стратегии. Постоянно меняется ситуация на финансовых рынках, меняется состав и содержание предлагаемых вариантов страховых продуктов по ИСЖ, изменяется набор выбираемых активов и опций. Полагаем, что возможность более эффективного размещения накопленных сбережений граждан по сравнению с гарантированной процентной ставкой по депозитам на уровне 7,5-8% одновременно с наличием социального вычета по НДФЛ, подкрепляющего уровень доходности полиса, будет и далее мотивировать все большее количество россиян к освоению данного сложного структурированного продукта страхования жизни. Причем даже если ориентироваться на фактическую доходность пятилетних договоров ИСЖ в 2,4% годовых, то с учетом социального вычета по НДФЛ доходность возрастает уже до уровня 5% (если годовая премия по полису не превышает 120 тыс. руб.), что сопоставимо с процентной ставкой по многим депозитным продуктам Сбербанка. Однако объем вкладов населения в банках, превысивший на начало июня 2019 г. 28,5 трлн руб., пока еще не идет ни в какое сравнение с достигнутыми объемами ИСЖ.

Страховщикам жизни при наличии строгого контроля за процессом сбыта в сфере ИСЖ придется существенно менять подходы к наполнению продуктов и организации системы продаж, повышать свою конкурентоспособность на основе кли-ентоориентированности. Проведенные нами расчеты выявили очень высокий уровень аквизицион-ных расходов, в пределах 28-40%, в объеме собранной премии у лидеров страхования жизни, за исключением ООО «Сбербанк страхование жизни» (12,3% по итогам 2018 г.). Оптимизация структуры каналов продаж, комиссионного вознаграждения посредникам и размера коэффициента участия является, по нашему мнению, одним из основных резервов обеспечения роста доходности и тем самым финансовой привлекательности продуктов накопительного и инвестиционного страхования жизни. Не менее актуально расширение набора страховых гарантий по полисам ИСЖ.

Способствовать повышению доверия к страховщикам жизни будет внедрение новых требований к платежеспособности, а также дальнейшее совершенствование процедур передачи портфеля в случае отзыва лицензии и ухода компании с рынка.

Дополнительно повысить мотивацию клиентов возможно с помощью развития налогового регулирования в сфере страхования жизни, и прежде всего данные меры должны касаться корпоративных клиентов для развития коллективного страхования жизни за счет средств работодателей, в частности пенсионного, которое в настоящее время находится в зачаточном состоянии [7, с. 85]. Выравнивание условий обложения страховыми взносами платежей по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению было запланировано в дорожной карте по реализации Стратегии развития страховой деятельности до 2020 года еще на 2013 г., однако до сих пор данная новация не реализована.

Важно, чтобы страхование жизни было развито не формально, в виде достигнутого объема премий или охвата страхового поля, а реально, обеспечивая решение всего спектра социальных и экономических задач: от защиты в случае реализации неблагоприятных событий до формирования дополнительного дохода по приемлемой ставке. Только тогда можно будет добиться устойчивого роста спроса на страхование жизни в России.

1. Аналитики рассказали о риске «шока» для страхового рынка через три года. URL: https://www.rbc.ru/finances/3 0/03/2017/58dbc38f9a7947f581820c05

2. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации. URL: https://www. cbr.ru/StaticHtml/File/11753/basic_standart_ssd.pdf.

3. Годовой отчет 2017-2018 Ассоциации страховщиков жизни. URL: http://aszh.ru.

4. Итоги 2018 года на страховом рынке: «жизнь» и «кредитка». URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/ itogi_2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Концепция по совершенствованию регулирования инвестиционного страхования жизни. ЦБ РФ. URL: http:// www.cbr.ru/

6. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков, 2018 год. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/71180/review_insure_18Q4.pdf.

7. Солнышкова Ю.Н. Механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций и пути его совершенствования // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 80-86.

8. Сударикова И.А. Факторы роста инвестиционного страхования жизни в России // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сб. тр. XVIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Кострома, 2017. С. 89-93.

9. Сударикова И.А. Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России // Финансы. 2012. № 5. С. 40-44.

10. Указание Банка России от 11 января 2019 г. N° 5055-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика». URL: http://base.garant. ru/72204548/#ixzz5snEVF5SE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.