УДК 656.072
АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО РАСХОДУ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
КИТАЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
С.В. Булатов1
Оренбургский государственный университет, Россия, 460048, Оренбург, проспект Победы, д. 149, литер А.
В статье проводится анализ данных дилерских центров и станций технического обслуживания автомобилей китайских производителей (вид и число запасных частей, необходимых при техническом обслуживании и ремонте, как текущем, так и капитальном, а также затраты на данные виды обслуживаний.
Ключевые слова: дилерский центр, запасные части, автомобиль, затраты, техническое обслуживание и
ремонт.
ANALYSIS OF STATISTICAL DATA ON THE CONSUMPTION OF SPARE PARTS DURING THE MAINTENANCE AND REPAIR OF CARS FROM CHINESE MANUFACTURERS
S.V. Bulatov
Orenburg State University, Russia, 460048, Orenburg, Pobedy Avenue, 149, letter A. The article analyzes the data of dealerships and service stations of Chinese car manufacturers (the type and number of spare parts required for maintenance and repair, both current and capital, as well as the costs of these types of services.
Keywords: dealership, spare parts, car, costs, maintenance and repair.
Введение
Огромный рост числа автомобилей китайских производителей на российском рынке обусловлен сложившейся ситуацией в 2022 году, хотя и без этого доля машин из КНР увеличивалась, правда не столь резкими темпами и в условиях реальной конкуренции. По итогам 2023 года их доля на рынке составляла 53 % (1,45 млн. ед.) [1,2,9]. В 2024 году рост продолжается (по прогнозам на конец года доля превысит 55-60 %), а также станет еще больше автомобилей (и новых брендов) из КНР.
Анализ спроса на российском рынке позволил составить список производителей, в частности конкретных моделей автомобилей, по объему продаж по состоянию на конец 2023 года:
1. Haval Jolion (продано 58229 ед.);
2. Chery Tiggo 7 Pro (продано 52635 ед.);
3. Omoda C5 (продано 37431 ед.);
4. Geely Coolray (продано 35382 ед.);
5. Chery Tiggo 4 Pro (продано 34349 ед.).
Проведенный анализ неисправностей показал, что автомобили китайских производителей в целом надёжны. Выявленные проблемы при пробегах 40-50 тыс.км на некоторых моделях не
носят массового характера, но вот некоторые из них:
- роботизированная коробка передач требует перепрошивки из-за возникновения большого количества ошибок;
- замена тормозных колодок ранее заявленного ресурса;
- отказ переднего амортизатора;
- турбокомпрессор;
- втулка первичного вала вариатора;
- разрушение шатуна третьего цилиндра.
Основная часть
Потребность в сфере транспорта является одной из важных задач предприятий автомобильного транспорта (ПАТ), станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) и дилерских центров (ДЦ) не только в финансовых ресурсах, горюче-смазочных материалах (ГСМ), но и в запасных частях (ЗЧ). Исследователями разработано большое количество методик, методов и программ, которые помогают решать следующие задачи, как производителям, так и потребителям ЗЧ [3-7]:
EDN CJJPOG
1 Булатов Сергей Владимирович - кандидат технических наук, ассистент кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей, тел.: +7 950 189 69 93, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0003-0601-4908, Scopus: 57202291982.
- определение параметра потока отказов узлов и агрегатов с учетом ремонтно-профилакти-ческих воздействий, стратегий замен и корреляции между наработками:
а) расчет норм расхода ЗЧ на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР), на капитальный ремонт (КР) автомобилей:
а.1) дифференциация норм по пробегу с начала эксплуатации автомобилей;
а.2) дифференциация норм по среднегодовому пробегу автомобилей;
б) расчет потребности в ЗЧ с учетом возрастной структуры и дифференциации планового пробега по возрастным группам;
в) прогноз числа КР узлов и агрегатов:
в.1) расчет оборотного фонда узлов и агрегатов для ПАТ, СТОА и ДЦ;
г) расчет различных вариантов прогнозов потребности в ЗЧ и определение затрат по каждому варианту:
г.1) постановка задач принятия решений на основе прогнозной информации.
На рис. 1 показана схема определения норм расхода ЗЧ в зависимости от вида технического воздействия (ТО, ТР и КР).
Некоторые исследуемые методики имеют недостатки. Объясняется это ростом числа автомобилей, тяжелыми условиями эксплуатации, уровнем качества ТО и ремонта, качеством ЗЧ, квалификацией персонала, а также то, что многие методы устарели для применения на современных более конструктивно сложных автомобилях с огромным количеством электроники [4].
Рисунок 1 - Схема определения норм расхода ЗЧ
Произведем расчет норм на условный среднегодовой пробег Ь . Анализ существующих методик показал, что при корректировании нормы для учета фактического годового пробега рекомендуется использовать корректирующий коэффициент кК, который на практике «показал» свою нецелесообразность, ввиду искажения фактической потребности в ЗЧ.
Результаты норм расхода ЗЧ при ТО и ТР, приведенные в таблице 1, распределили на три группы автомобилей по их среднегодовому пробегу:
- 10 тыс. км;
- 30 тыс. км;
- 50 тыс. км.
Пробег с начала эксплуатации для автомобилей всех трех групп составил 150 тыс. км. В числителе приводятся нормы, рассчитанные по методике [4], а в знаменателе - результаты корректировки с использованием корректирующего коэффициента. За базу при корректировке принята норма, рассчитанная на пробег 10 тыс. км.
Таблица 1 - Результаты расчета норм расхода ЗЧ на ТО и ТР дифференцированных по среднегодовому
пробегу 100 автомобилей
ЗЧ, шт.
<и <и « Масляный фильтр
Ь, тыс.км кК Амортиза тор Опоры шаровые Тормозны диски Тормозны колодки Свеча зажигания Топливны фильтр Воздушный фильтр Фильтр салона
10 1 4 4 18 32 16 14 30 30 15
30 0,9 3/3 4/3 16/17 27/31 16/15 14/13 28/29 28/29 13/14
50 1,1 4/5 4/5 17/19 29/34 16/16 14/15 30/32 30/32 15/16
Как видно из таблицы 1, изменение норм расхода ЗЧ не пропорционально изменению среднегодового пробега, соответственно использование при корректировке норм корректирующего коэффициента, как указывалось ранее, нецелесообразно.
Далее рассмотрим нормы расхода ЗЧ для автомобилей различных возрастных групп, которые корректируются по интервалам пробега с начала эксплуатации с помощью коэффициентов, значения которых приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Значения корректирующего коэффициента, учитывающего возраст автомобилей
Интервал пробега, тыс.км 0 - 50 50 - 100 100 - 150 150 - 200 200 - 250
кК 0,3 0,7 1 1,2 1,3
Результаты расчета норм расхода ЗЧ при групп при одинаковом годовом пробеге LГ = 30 ТО и ТР для автомобилей различных возрастных тыс. км приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Нормы расхода ЗЧ при ТО и ТР дифференцированные по возрастным группам автомобилей
Возрастная группа (интервал пробега с начала эксплуатации), тыс.км ЗЧ
Амортизатор Опоры шаровые Тормозные диски Тормозные колодки Свеча ажигания Топливный фильтр Воздушный фильтр Масляный фильтр Фильтр салона
n kK n kK n kK n kK n kK n kK n kK n kK n kK
0-50 0 0 0 0 0 0 18 0,6 0 0 0 0 30 1 30 1 15 1
50100 0 0 2 0,5 8 0,4 14 0,4 4 0,3 8 0,6 32 0,9 30 1 14 0,9
100150 4 1 4 1 18 1 32 1 16 1 14 1 30 1 30 1 15 1
150200 8 2 6 1,5 18 1 34 1,1 32 2 12 0,9 42 1,4 46 1,5 16 1,1
200250 6 1,5 4 1 22 1,2 34 1,1 24 1,5 20 1,4 36 1,2 42 1,4 19 1,3
В таблице 3 в столбце n приведены значения норм расхода ЗЧ, а в столбце kK значения коэффициента, показывающего изменение норм по отношению к «базовой» норме, рассчитанной в интервале 100 - 150 тыс. км.
Как видно из расчетов с увеличением возраста автомобилей (пробега с начала эксплуатации) наблюдаются неравномерные изменения нормы расхода ЗЧ. Соответственно, как и в первом рассмотренном случае, использование корректирующего коэффициента нецелесообразно, поскольку не позволяет объективно учитывать изменение потребности в ЗЧ по мере увеличения возраста автомобилей.
Полученные данные в двух рассмотренных ранее примерах показали, что автомобили различного возраста с различным годовым пробегом при определении потребности в ЗЧ с учетом
единых норм дают значительную погрешность даже с использованием корректирующих коэффициентов. Это было актуально 3-5 лет назад, когда общая доля автомобилей китайских производителей в стране была не более 10 % от общего числа всех производителей.
В настоящее время количество автомобилей из КНР достигло 54 % (по состоянию на 20.04.2024 г.), в частности марка Науа1 насчитывает 515 тыс. автомобилей, количество ДЦ также выросло на 12 % (рис. 2). С учетом такой выборки и пробегов автомобилей, целесообразно применять методику расчета потребности в ЗЧ, которая позволяет проследить изменение возрастного состава парка автомобилей на потребность в ЗЧ [8,10 - 12].
Рисунок 2 - Изменение числа ДЦ автомобилей китайских производителей в России
В числе лидеров по числу ДЦ автомобилей китайских производителей - г. Москва+МО (330 ДЦ), г. Санкт-Петербург+ЛО (140 ДЦ) и Татарстан (80 ДЦ).
Рассмотрим топ-3 регионов страны с наибольшим количеством автомобилей марки
Науа1. В таблице 4 приведена возрастная структура автомобилей данной марки с указанием прогнозных значений годового пробега для каждой возрастной группы.
Таблица 4 - Возрастная структура автомобилей Науа! по регионам страны
Интервал пробега с начала эксплуатации, тыс. км Прогноз годового пробега, тыс.км Количество автомобилей, тыс.шт.
Москва+МО Санкт-Петербург+ЛО Татарстан
20 - 40 35,2 108,8 27,1 19,8
60 - 80 32,9 65,2 12,8 10,6
80 - 100 31,8 21,1 7,8 6,5
100 - 120 30,4 9,5 5,2 2,9
120 - 140 29,1 5,4 2,9 1,2
140 - 160 28,2 4,4 1,3 0,6
180 - 200 27,5 3,1 0,9 0,45
Как показывают данные таблицы 4 и анализ рынка автомобилей из КНР, пробег с начала эксплуатации превысил 200 тыс.км, а некоторые экземпляры достигли 350-400 тыс.км. Рост числа автомобилей и ДЦ продолжится. В связи с этим, можно спрогнозировать перспективу изменения трудоемкости работ по ТО и ремонту автомобилей [4].
Вычислим общую трудоемкость работ по ТО и ТР в прогнозируемом периоде по формуле:
N
^ОБЩ =Е ^^ (1)
1=1
где N1ДЦ - численность автомобилей 1-й марки, обслуживаемых в ДЦ в год, шт.;
ti - трудоемкость ТО и ТР автомобилей > й марки, чел-ч.;
кс1 - коэффициент сложности конструкции автомобиля >й марки, учитывающий увеличение трудоемкости работ по ТО и ТР каждой новой модели.
Очевидно, что общая численность N автомобилей 7-й марки, представляет собой разность между числом автомобилей, купленных в текущем (Nn¡j) календарном и прошлых (N1 1) годах и числом списанных за тот же период (N^1 и
N1, 1):
N = К + ^ - NjЛ . (2)
Поскольку неисправности автомобилей могут возникать внезапно, то:
^Ц = N , (3)
где ф - коэффициент, учитывающий вероятность заездов автомобилей на ТО и (или) ТР.
Следовательно, общая трудоемкость работ по ТО и ТР в прогнозируемом периоде:
N . .
^общ=!ф(^+N:-l - к1 )гкС1. (4) 1=1
Определим коэффициент прироста объемов ТО и ТР:
кпр = Тт/Тп, (5)
где Тт и Тп, - объемы работ по ТО и ТР автомобилей, выполненных в ДЦ соответственно в предыдущем и ожидаемых в текущем году, чел-ч.
Как показывает статистика значения трудоемкости работ по ТО и ТР показывают ежегодный рост (рис. 3).
Исходя из этого, требуется увеличение количества постов для ТО и ТР автомобилей, а также их усовершенствование.
Необходимо, чтобы выполнялось следующее условие:
С = ^СнмТГОХР > 3, (6) где ТТО, ТР - годовой объем работ по ТО и ТР одного автомобиля;
NДЦ - число автомобилей, комплексно обслуживаемых в ДЦ, шт.;
С - доходы ДЦ, руб.;
3 - затраты ДЦ, руб.
В таблице 5 представлены потребность и затраты на ЗЧ для проведения ТО, ТР и КР автомобилей.
Рисунок 3 - Прогнозируемая динамика роста объемов работ по ТО и ТР автомобилей в период с 2025 г. по 2029 г. на примере одного ДЦ в рассматриваемых регионах
Таблица 5 - Потребность и затраты на ЗЧ для проведения ТО, ТР и КР автомобилей
Наименование ЗЧ Потребное количество ЗЧ по ДЦ, шт. (за 2023 г.)
Москва Санкт-Петербург Татарстан
Амортизатор 1700 400 210
Опоры шаровые 790 198 144
Тормозные колодки 2262000 565500 411273
Тормозные диски 221100 55275 40200
Свеча зажигания 212310 53578 39856
Топливный фильтр 161146 43137 31227
Воздушный фильтр 415600 103900 75564
Масляный фильтр 1168000 292000 212364
Фильтр салона 201029 52455 38087
Затраты на ЗЧ, млн.руб. (за 2023 г.)
При ТО и ТР 11801,5 2950,4 2145,7
При КР 7460,2 1865,1 1356,4
Заключение
Как видно из таблицы 5, ДЦ, распложенные в разных регионах и обслуживающие одинаковые марки автомобилей, имеют различную потребность в ЗЧ на ТО, ТР и КР автомобилей. По некоторым позициям наблюдается разница в 1,52 раза, что связано, как с условиями эксплуатации, так и уровнем вождения. Затраты на ТО и ТР на 35-40 % выше, чем затраты на КР, что связано с малым числом обращений в ДЦ по данному виду ремонта. Это говорит и о надёжности исследуемых автомобилей.
Литература
1. Автостат инфо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. URL: http://avtostat-info.com. - Дата обращения: 21.05.2024.
2. Анализ рынка в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. URL: http://businesstat.ru. - Дата обращения: 21.05.2024.
3. Бурыкин А.Д., Костоева Е.Х. Организация риск-менеджмента на предприятии // Вестник научных конференций. 2016. № 4. С. 29-31.
4. Волгин В.В. Автобизнес. Техника, сервис, запчасти // М.: ИД «Маркетинг». 2003. 848 с.
5. Воронцовский А.В. Управление рисками // М.: Юрайт. 2017. 416 с.
6. Дорохин С.В. Анализ влияния внешнеэкономических факторов на развитие транзитных перевозок на территории ЕАЭС / С.В. Дорохин, В.А. Зеликов, А.Ш. Субхонбердиев, Е.В. Титова, Н.Н. Попова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. Воронеж, 2020. №1(83). С. 419425.
7. Зленко А.С. Различные подходы к определению риска в системе риск-менеджмента // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11. С. 58-62.
8. Киселев Д.В. Хавейл в России: семилетний путь к успеху / Д.В. Киселев // Скиф. Вопросы студенческой науки: СПб. 2022. №5(106). С. 228-232.
9. Кравцов Ю.И. Развитие рынка электромобилей: китайский опыт / Ю.И. Кравцов // Журнал автомобильных инженеров: М. 2017. №5(106). С. 5-11.
10. Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю. Получение конкурентного преимущества в автомобильной промышленности: опыт Китая // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 2-1. С. 94-99.
11. Фу Сунцзюнь. Исследование стратегии интернационализации китайских автомобильных брендов / Фу Сунцзюнь // Сб.: Youth for science 2022: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 167-175.
12. Шаренкова Т.А. Особенности китайского маркетинга и китайских потребителей в современных условиях / Т.А.Шаренкова, М.В. Никитина // Российско-китайское исследование. 2018. №3/4. С.185-192.