Научная статья на тему 'Анализ структуры системы технического обслуживания автотранспортных средств'

Анализ структуры системы технического обслуживания автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4402
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система технического обслуживания / структура и нормативы / Положение / сервисная книжка / трудоемкость / подвижной состав / maintenance system / structure and standards / Regulations / service book / labor input / rolling stock

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А Г. Смирнов, В С. Павлов, А А. Гордеев

В статье рассмотрены вопросы проведения технических обслуживаний автотранспортных средств по Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Положение), а также по сервисным книжкам заводов-изготовителей в условиях автотранспортных предприятий, путем введения четырехступенчатой структуры системы технического обслуживания и изменения чередования видов обслуживаний. В современных условиях использование Положения в автотранспортных предприятиях вызывает затруднения из-за устаревших структур видов технических обслуживаний и их нормативов. С появлением новых конструктивных решений в создании автомобилей, новых материалов при их изготовлении и использовании значительно изменились ресурсы деталей, узлов и агрегатов. На сегодня заводыизготовители устанавливают свою структуру и нормативы, что учтено во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава. В работе проведен сравнительный анализ трудоемкостей видов технических обслуживаний с учетом их чередования в соответствии с Положением и сервисными книжками на примере автомобилей УАЗ. Установлено, что при переходе на периодичность технического обслуживания от 5000 км на 15000 км по рекомендациям заводаизготовителя более рациональным является 3-ступенчатая система технического обслуживания. Чередование обслуживаний в этом случае выглядит следующим образом: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3 и т.д. Рекомендуемая структура отвечает требованиям планово-предупредительной системы, является наиболее удобной для работы специализированных предприятий по ТО и Р автомобилей семейства УАЗ, автопредприятий с преобладающим количеством автомобилей данной марки и владельцев единичных штук. Применение многоступенчатой системы ТО и Р позволит значительно сократить трудозатраты, более рационально организовать рабочие места на постах ТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А Г. Смирнов, В С. Павлов, А А. Гордеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE VEHICLE MAINTENANCE SYSTEM

The article discusses the issues of technical maintenance of vehicles under the Regulation on the maintenance and repair of rolling stock of automobile vehicles (Regulation) as well as on service books of manufacturers in the conditions of motor transport enterprises, by introducing a four-stage structure of the maintenance system and changing the alternation of types of services. In modern conditions, the use of the Regulation in motor transport enterprises is difficult due to outdated structures of types of technical services and their standards. With the advent of new design solutions in the creation of automobiles, new materials during their manufacture and use, the resources of parts, assemblies and assemblies have significantly changed. Today, manufacturers establish their own structure and standards, which is taken into account in the second part of the Regulation on a specific rolling stock family. In the work, a comparative analysis of the complexity of types of technical services is carried out taking into account their alternation in accordance with the Regulation and service books on the example of UAZ cars. It was found that when switching to a maintenance frequency of 5,000 km per 15,000 km according to the manufacturer’s recommendations, a 3stage maintenance system is more rational. The alternation of services in this case is as follows: TO-1, TO-2, TO-1, TO-2, TO-1, TO-3, etc. The recommended structure meets the requirements of the planning and warning system, is the most convenient for specialized enterprises for maintenance and R of UAZ family cars, auto enterprises with a predominant number of cars of this brand and owners of single pieces. The use of a multi-stage maintenance system and P will significantly reduce labor costs, more rationally organize jobs at maintenance posts.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры системы технического обслуживания автотранспортных средств»

9. CHernyaev I.O., Graevskij I.S. Mekhanizm nepreryvnogo kontrolya soblyudeniya ekologicheskih trebovanij, pred"yavlyaemyh k transportnym sredstvam v ekspluatacii // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - 2018. - № 6 (71). - S. 180-185.

10.CHernyaev I.O., Graevskij I.S., Voroncov I.I. Ispol'zovanie sovremennyh metodov analiza informacii dlya resheniya zadach tekhnicheskoj ekspluatacii avtotransportnyh sredstv // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - 2018. - № 1 (72). - S. 194-200.

УДК 629.083 DOI 10.24411/2078-1318-2019-14172

Канд. техн. наук, доцент А.Г. СМИРНОВ (Чувашская ЧГСХА, [email protected]) Канд. техн. наук, доцент В.С. ПАВЛОВ (Чувашская ЧГСХА, [email protected]) Канд. техн. наук, доцент А.А. ГОРДЕЕВ Чувашская ЧГСХА, [email protected]

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В процессе использования автомобиля по назначению с момента ввода его в эксплуатацию необходимо поддерживать технически исправное, работоспособное состояние. При этом должны быть обеспечены безопасные условия эксплуатации, которые достигаются постоянным контролем параметров технического состояния и их восстановлением. Данная задача реализуется системой мероприятий по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р). Основу системы ТО и Р составляют ее структура и нормативы. В России наибольшее распространение получила двухступенчатая система ТО и Р, включающая: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2). Основными документами, определяющими структуру системы ТО и Р и нормативы, являются: Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Положение) [1], ОНТП-91 [2], ГОСТ 18322—2016 [3] и ГОСТ 21624-81 [4], согласно которым для легковых автомобилей периодичности ТО составляют: ТО-1 - 4000 и 5000 км, ТО-2 - 16000 и 20000 км пробега. В современных условиях отдельные положения документов [1, 2, 4] несколько устарели, особенно в отношении структуры системы ТО и Р, а также нормативов периодичностей. С появлением новых конструктивных решений в создании автомобилей, новых материалов при их изготовлении и использовании значительно изменились ресурсы деталей, узлов и агрегатов.

Одним из этапов проектирования новых и модернизации существующих моделей автомобилей является разработка технических требований, включающих требования и нормы, определяющие эксплуатационные характеристики и показатели качества с учетом действующих и перспективных норм. Результатом работы завода-изготовителя на этом этапе является разработка требований к системе технического обслуживания и ремонта (правила предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания и их совершенствование) с учетом условий эксплуатации, безопасности конструкции, показателей надежности, безотказности и долговечности. Соответственно, происходит постоянное корректирование заводами-изготовителями структуры системы ТО и их нормативов, что учтено во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.

В автотранспортных предприятиях марочный состав автомобилей разнообразен при их малом количестве. Одновременно с новыми продолжают использоваться автомобили со значительными сроками эксплуатации, для которых рекомендованы периодичности ТО 5000, 10000 и 15000 км. Рекомендованный метод корректирования нормативов по Положению с

учетом пробега не позволяет сглаживать разницу по пробегам. Произошли значительные изменения в перечне работ и их трудоемкостей, включенных в составы ТО-1 и ТО-2 для автомобилей разного периода выпуска. Все это приводит к усложнению учета и обработки пробегов автомобилей, трудоемкостей выполняемых работ технических обслуживаний, соответственно, возникают затруднения при планировании работ ТО, составлении графиков их проведения, вызванные с расхождением нормативов по Положению и заводскими рекомендациями. Использование автомобилей иностранного производства со своей структурой системы ТО и нормативами периодичностей и трудоемкостей вносит свои коррективы. Поэтому часть подвижного состава приходится направлять в специализированные сервисные центры. В связи с этим для повышения безопасности движения, улучшения качества выполнения работ по ТО, а также снижения затрат на ТО в современных условиях хозяйствования необходимо применять более гибкую планово-предупредительную систему ТО. Она требует корректирования нормативов и структуры системы ТО в связи с выпуском более совершенных по конструкции и качеству автомобилей с применением современных средств технического обслуживания и диагностирования.

Целю исследования является анализ структуры системы технического обслуживания по периодам выпуска автомобилей для последующей разработки мероприятий по ее улучшению и применению на автотранспортных предприятиях.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектами исследований являются структура систем ТО и Р по периодам выпуска на примере автомобилей Ульяновского автомобильного завода, приведенная в [1,2, 4], в сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512 от 1997 года [5], в сервисной книжке автомобиля УАЗ -ХАНТЕР [6], в сборнике нормативов трудоемкостей технического обслуживания и ремонта автомобилей УАЗ [7], сборнике норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов [8], руководстве по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей УАЗ, ГАЗ, Опель [9, 10,11, 12].

Таблица 1. Количество операций и их трудоемкости при выполнении технических обслуживаний (по сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512)

Наработка, тыс. км Контрольно-диагностические операции Регламентные операции Суммарная трудоемкость, н.-час

количество трудоемкость, н.-час количество трудоемкость, н.-час

4 8 0,791 - - 0,791

8 14 2,751 6 2,591 5,342

12 8 0,791 - - 0,791

16 26 7,21 15 9,921 17,131

20 8 0,651 2 1,27 1,921

24 15 2,891 4 2,591 5,482

28 8 0,791 - - 0,791

32 26 7,188 25 28,181 35,369

£=23,064 £=44,554 £=67,618

Для составления анализа структур систем ТО по периодам выпуска автомобилей проводилось сравнение перечня работ и их трудоемкостей с учетом пробегов, указанных соответственно: в Положении [1], разработанном в 1984 году; в сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512 от 1997 года [5]; в руководстве по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту УАЗ-ХАНТЕР от 2003 года [10] и в сервисной книжке автомобиля УАЗ-ХАНТЕР [6]. Для автомобилей семейства Ульяновского автомобильного завода периодичность ТО проводится по Положению [1] и рекомендациям завода-изготовителя от 1997 года через каждые 4000 или 5000 км пробега, по рекомендациям завода-изготовителя от 2003 года - 10000 км, от 2015 года - интервал обслуживания составляет 15000 км [7].

Нормативы трудоемкостей по заводским рекомендациям подсчитаны с учетом перечня работ, приведенных в [5, 6, 7], и их трудоемкостей, взятыми из [7, 8, 9]. Так, для автомобилей семейства выпуска до 1997 года периодичность ТО проводится через каждые 4000 км по заводской структуре и совпадает с данными Положения [1] (табл. 1), однако трудоемкости видов ТО значительно отличаются (табл.2).

При дальнейшем увеличении наработки нормативы трудоемкостей повторяются с незначительным отклонением. Положением [1] предусмотрено отклонение от нормативов периодичностей ТО до ±10%. Из суммарных трудоемкостей, приведенных в табл. 1, видно, что существует значительная разница трудоемкостей при пробегах 8000, 16000, 24000 и 32000 км, при этом величины трудоемкостей при пробегах 4000, 12000, 20000 и 28000 км практически повторяются.

Таблица 2. Сравнительный анализ трудоемкостей автомобиля УАЗ-31512

Наработка, тыс. км Виды ТО Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Отношение трудоемкостей

по рекомендации завода по Положению

4 ТО-1 0,79 2,9 0,27

8 ТО-1 5,34 2,9 1,84

12 ТО-1 0,79 2,9 0,27

16 ТО-2 17,13 11,7 1,46

20 ТО-1 1,924 2,9 0,66

24 ТО-1 5,48 2,9 1,88

28 ТО-1 0,79 2,9 0,27

32 ТО-2 35,36 11,7 3,2

£=67,618 1=40,8

Рекомендации завода-изготовителя предусматривают выполнение относительно большего объема работ, особенно контрольно-диагностических.

Данные табл. 2 позволяют определить число ступеней технического обслуживания автомобилей семейства УАЗ (выпуска до 1997г.) до 4-х: ТО-1 - 4000 км, ТО-2 - 8000 км, ТО-3 - 16000 км, ТО-4 - 32000 км при следующем чередовании видов ТО: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-4.

Таблица 3. Анализ трудоемкостей технического обслуживания автомобиля УАЗ-ХАНТЕР выпуска с 2003 года по Положению и сервисной книжке

Наработка, тыс. км Виды ТО по Положению Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Рекомендуемые виды ТО

по Положению по рекомендации завода

10 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1

20 ТО-1 2,9 13,691 ТО-1

30 ТО-1 2,9 24,145 ТО-2

40 ТО-2 11,7 12,501 ТО-1

50 ТО-1 2,9 11,501 ТО-1

60 ТО-1 2,9 26,994 ТО-2

70 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1

80 ТО-2 11,7 13,631 ТО-1

90 ТО-1 2,9 24,167 ТО-2

100 ТО-1 2,9 12,771 ТО-1

110 ТО-1 2,9 11,047 ТО-1

120 ТО-2 11,7 28,211 ТО-2

130 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1

1=64,1 £=208,41

Для автомобилей УАЗ выпуска с 2003 г. установлены периодичности в 10000 км по пробегу [10]. Чередование видов обслуживаний и их трудоемкостей по Положению [1] и рекомендациям завода представлены в табл. 3.

Данные табл. 3 показывают, что для автомобилей периода выпуска с 1997-го по 2015 гг. завод рекомендует значительное увеличение трудоемкостей. Анализ чередования трудоемкостей показывает, что рациональным для автомобилей данного периода при применении периодичности в 10000 км является двухступенчатая система ТО при следующем чередовании его видов: ТО-1, ТО-1, ТО-2 и т.д.

Для автомобилей УАЗ выпуска с 2015 года установлены периодичности в 15000 км по пробегу [6]. Чередование видов обслуживаний и их трудоемкостей по Положению и рекомендациям завода представлены в табл. 4.

Таблица 4. Анализ трудоемкостей технического обслуживания автомобиля УАЗ-ХАНТЕР выпуска с 2015 года по Положению [1] и сервисной книжке

Наработка, тыс. км Виды ТО по Положению Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Рекомендуемые виды ТО

по Положению по рекомендации завода

5 ТО-1 2,9 - -

10 ТО-1 2,9 - -

15 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1

20 ТО-2 11,7 - -

25 ТО-1 2,9 - -

30 ТО-1 2,9 4,48 ТО-2

35 ТО-1 2,9 - -

40 ТО-2 11,7 - -

45 ТО-1 2,9 3,78 ТО-1

50 ТО-1 2,9 - -

55 ТО-1 2,9 - -

60 ТО-2 11,7 4,71 ТО-2

65 ТО-1 2,9 - -

70 ТО-1 2,9 - -

75 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1

80 ТО-2 11,7 - -

85 ТО-1 2,9 - -

90 ТО-1 2,9 5,04 ТО-3

95 ТО-1 2,9 - -

100 ТО-2 11,7 - -

105 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1

1=104,9 1=27,67

Как видно из табл. 4, до пробега 90000 км количество ТО по Положению [1] составляет 18 ед., а по рекомендациям завода - 6 ед. При дальнейшем увеличении наработки нормативы трудоемкостей повторяются с незначительным отклонением. Трудоемкости ТО по рекомендациям завода подсчитаны без учета дополнительных работ, которые незначительно отличаются в зависимости от пробега. При таком их представлении разница между ними наибольшая, что позволяет лучше их разграничить при составлении анализа.

Результаты исследований. Анализ данных, представленных в таблицах, позволяет определить число ступеней систем технического обслуживания автомобилей семейства УАЗ по периодам выпуска: по Положению - двухступенчатая с чередованием видов ТО-1, ТО-1, ТО-1, ТО-2; выпуска до 1997 года - четырехступенчатая с чередованием видов ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-4; выпуска до 2015 года - двухступенчатая с

чередованием видов ТО-1, ТО-1, ТО-2; выпуска после 2015 года - трехступенчатая при чередовании видов ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3 и т.д. Рекомендуемые структуры отвечают требованиям планово-предупредительной системы, являются наиболее удобными для работы специализированных предприятий по ТО и Р автомобилей семейства УАЗ, автопредприятий с преобладающим количеством автомобилей данной марки и владельцев единичных штук. Проведены сравнения чередования перечня работ и их трудоемкостей по легковым автомобилям Горьковского автомобильного завода и некоторых производителей автомобилей Европы и Волжского автомобильного завода, которые предлагают для своих потребителей 2-ступенчатую систему ТО при следующем чередовании: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2 и т.д. При этом периодичности ТО отличаются: ВАЗ-2110, ВАЗ-2115 и их модификации - 15000 км, OPEL FRONTERA и их модификации - 10000 км. Автопроизводители Японии предпочитают 3-ступенчатую структуру, аналогичную предлагаемой для УАЗа: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3 (HONDA - 12 тыс. км, NISSAN - 15 тыс. км); ТО-1, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-1, ТО-3 (TOYOTA - 5 тыс.км). Камский автомобильный завод для новых моделей автомобилей КамАЗ предлагает 2-ступенчатую структуру при следующем чередовании: ТО-1, ТО-1, ТО-2 и т. д. [13].

Выводы. Результаты проведенных исследований позволяют оптимизировать структуру технического обслуживания автомобилей УАЗ по периодам их выпуска: выпуска до 1997 года - четырехступенчатая, выпуска с 1997-го по 2015 гг. - двухступенчатая, выпуска после 2015 года - трехступенчатая. Совершенствование структуры технического обслуживания позволит значительно сократить трудозатраты на ее проведение, более рационально организовать рабочие места на постах ТО.

Литература

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 72с.

2. ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта / Российский государственный автотранспортный концерн. - М.: Гипроавтотранс, 2002. - 76 с.

3. ГОСТ 18322 - 2016. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. - Введ. 2017. - 01. - 09. - М.: Стандартинформ, 2017. - 16 с.

4. ГОСТ 21624-81. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - Введ. 1981. - 24. - 12. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. - 16 с.

5. Сервисная книжка СК 37.212.001 - 93 автомобиля УАЗ-31512. - Ульяновск: «Дом печати», 1997. - 16 с.

6. Сервисная книжка автомобиля УАЗ ХАНТЕР. Гарантия и техническое обслуживание. -Ульяновск: ООО «Ульяновский автомобильный завод», 2015. - 40 с.

7. Сборник нормативов трудоемкостей на техническое обслуживание и ремонт автомобилей УАЗ. - Ульяновск: УОТиЗ УАЗ, 1999. - 110 с.

8. РД 03112178-1023-99. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов / Министерство транспорта РФ. - М.: Департамент автомобильного транспорта ГУЛ «Центроргтрудавтотранс». - 417 с.

9. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей УАЗ 31512, УАЗ-31514, УАЗ-3153, УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095. - М.: Издательский Дом «Третий Рим», 1999. - 168с., табл., ил.

10.Uaz Hunter / УАЗ-469. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.: ООО «ИДТР», 2010. - 280 с.: ил.+эл. схемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Ашмаров А.В., Кубышкин Ю.Н., Погребной С.Н. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля ГАЗ-3110 «Волга». - М.: Издательский Дом «Третий Рим», 2000. - 184 с., табл., ил.

12. Руководство по ремонту и эксплуатации Opel Frontera бензин/дизель выпуска с 1999 года; Составитель С.В. Гусь / Пер. с нем. Л.Л. Римко / Пер. с англ. Ю.Ю. Лагунович, А.Г. Кишко. - Минск: УП «Гуси-Лебеди», 2009. - 392с.

13.Технологические карты ТО-1000, ТО-4000, ТО-1, ТО-2, СТО автомобилей Камаз / Открытое акционерное общество «КАМАЗ». - Набережные Челны: Открытое акционерное общество «КАМАЗ техобслуживание», 2001. - 249 с.

Literatura

1. Polozhenie o tekhnicheskom obsluzhivanii i remonte podvizhnogo sostava avtomobil'nogo transporta / Ministerstvo avtomobil'nogo transporta RSFSR. - M.: Transport, 1986. - 72s.

2. ONTP-01-91. RD 3107938-0176-91. Obshchesoyuznye normy tekhnologicheskogo proektirovaniya predpriyatij avtomobil'nogo transporta / Rossijskij gosudarstvennyj avtotransportnyj koncern. - M.: Giproavtotrans, 2002. - 76 s.

3. GOST 18322 - 2016. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta tekhniki. Terminy i opredeleniya. - Vved. 2017. - 01. - 09. - M.: Standartinform, 2017. - 16 s.

4. GOST 21624-81. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta avtomobil'noj tekhniki. Trebovaniya k ekspluatacionnoj tekhnologichnosti i remontoprigodnosti izdelij / Ministerstvo avtomobil'nogo transporta RSFSR. - Vved. 1981. - 24. - 12. - M.: Gosudarstvennyj komitet SSSR po standartam, 1981. - 16 s.

5. Servisnaya knizhka SK 37.212.001 - 93 avtomobilya UAZ-31512. - Ul'yanovsk: «Dom pechati», 1997. - 16 s.

6. Servisnaya knizhka avtomobilya UAZ HANTER. Garantiya i tekhnicheskoe obsluzhivanie. -Ul'yanovsk: OOO «Ul'yanovskij avtomobil'nyj zavod», 2015. - 40 s.

7. Sbornik normativov trudoemkostej na tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobilej UAZ. - Ul'yanovsk: UOTiZ UAZ, 1999. - 110 s.

8. RD 03112178-1023-99. Sbornik norm vremeni na tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont legkovyh, gruzovyh avtomobilej i avtobusov / Ministerstvo transporta RF. - M.: Departament avtomobil'nogo transporta GUL «Centrorgtrudavtotrans». - 417 s.

9. Rukovodstvo po remontu, ekspluatacii i tekhnicheskomu obsluzhivaniyu avtomobilej UAZ 31512, UAZ-31514, UAZ-3153, UAZ-3741, UAZ-3962, UAZ-2206, UAZ-3303, UAZ-3909, UAZ-33036, UAZ-39094, UAZ-39095. - M.: Izdatel'skij Dom «Tretij Rim», 1999. - 168s., tabl., il.

10.Uaz Hunter / UAZ-469. Rukovodstvo po ekspluatacii, tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i remontu. - M.: OOO «IDTR», 2010. - 280 s.: il.+el. skhemy.

11.Ashmarov A.V., Kubyshkin YU.N., Pogrebnoj S.N. Rukovodstvo po remontu, ekspluatacii i tekhnicheskomu obsluzhivaniyu avtomobilya GAZ-3110 «Volga». - M.: Izdatel'skij Dom «Tretij Rim», 2000. - 184 s., tabl., il.

12. Rukovodstvo po remontu i ekspluatacii Opel Frontera benzin/dizel' vypuska s 1999 goda; Sostavitel' S.V. Gus' / Per. s nem. L.L. Rimko / Per. s angl. YU.YU. Lagunovich, A.G. Kishko. -Minsk: UP «Gusi-Lebedi», 2009. - 392s.

13.Tekhnologicheskie karty TO-1000, TO-4000, TO-1, TO-2, STO avtomobilej Kamaz / Otkrytoe akcionernoe obshchestvo «KAMAZ». - Naberezhnye CHelny: Otkrytoe akcionernoe obshchestvo «KAMAZ tekhobsluzhivanie», 2001. - 249 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.