9. CHernyaev I.O., Graevskij I.S. Mekhanizm nepreryvnogo kontrolya soblyudeniya ekologicheskih trebovanij, pred"yavlyaemyh k transportnym sredstvam v ekspluatacii // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - 2018. - № 6 (71). - S. 180-185.
10.CHernyaev I.O., Graevskij I.S., Voroncov I.I. Ispol'zovanie sovremennyh metodov analiza informacii dlya resheniya zadach tekhnicheskoj ekspluatacii avtotransportnyh sredstv // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - 2018. - № 1 (72). - S. 194-200.
УДК 629.083 DOI 10.24411/2078-1318-2019-14172
Канд. техн. наук, доцент А.Г. СМИРНОВ (Чувашская ЧГСХА, [email protected]) Канд. техн. наук, доцент В.С. ПАВЛОВ (Чувашская ЧГСХА, [email protected]) Канд. техн. наук, доцент А.А. ГОРДЕЕВ Чувашская ЧГСХА, [email protected]
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В процессе использования автомобиля по назначению с момента ввода его в эксплуатацию необходимо поддерживать технически исправное, работоспособное состояние. При этом должны быть обеспечены безопасные условия эксплуатации, которые достигаются постоянным контролем параметров технического состояния и их восстановлением. Данная задача реализуется системой мероприятий по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р). Основу системы ТО и Р составляют ее структура и нормативы. В России наибольшее распространение получила двухступенчатая система ТО и Р, включающая: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2). Основными документами, определяющими структуру системы ТО и Р и нормативы, являются: Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Положение) [1], ОНТП-91 [2], ГОСТ 18322—2016 [3] и ГОСТ 21624-81 [4], согласно которым для легковых автомобилей периодичности ТО составляют: ТО-1 - 4000 и 5000 км, ТО-2 - 16000 и 20000 км пробега. В современных условиях отдельные положения документов [1, 2, 4] несколько устарели, особенно в отношении структуры системы ТО и Р, а также нормативов периодичностей. С появлением новых конструктивных решений в создании автомобилей, новых материалов при их изготовлении и использовании значительно изменились ресурсы деталей, узлов и агрегатов.
Одним из этапов проектирования новых и модернизации существующих моделей автомобилей является разработка технических требований, включающих требования и нормы, определяющие эксплуатационные характеристики и показатели качества с учетом действующих и перспективных норм. Результатом работы завода-изготовителя на этом этапе является разработка требований к системе технического обслуживания и ремонта (правила предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания и их совершенствование) с учетом условий эксплуатации, безопасности конструкции, показателей надежности, безотказности и долговечности. Соответственно, происходит постоянное корректирование заводами-изготовителями структуры системы ТО и их нормативов, что учтено во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.
В автотранспортных предприятиях марочный состав автомобилей разнообразен при их малом количестве. Одновременно с новыми продолжают использоваться автомобили со значительными сроками эксплуатации, для которых рекомендованы периодичности ТО 5000, 10000 и 15000 км. Рекомендованный метод корректирования нормативов по Положению с
учетом пробега не позволяет сглаживать разницу по пробегам. Произошли значительные изменения в перечне работ и их трудоемкостей, включенных в составы ТО-1 и ТО-2 для автомобилей разного периода выпуска. Все это приводит к усложнению учета и обработки пробегов автомобилей, трудоемкостей выполняемых работ технических обслуживаний, соответственно, возникают затруднения при планировании работ ТО, составлении графиков их проведения, вызванные с расхождением нормативов по Положению и заводскими рекомендациями. Использование автомобилей иностранного производства со своей структурой системы ТО и нормативами периодичностей и трудоемкостей вносит свои коррективы. Поэтому часть подвижного состава приходится направлять в специализированные сервисные центры. В связи с этим для повышения безопасности движения, улучшения качества выполнения работ по ТО, а также снижения затрат на ТО в современных условиях хозяйствования необходимо применять более гибкую планово-предупредительную систему ТО. Она требует корректирования нормативов и структуры системы ТО в связи с выпуском более совершенных по конструкции и качеству автомобилей с применением современных средств технического обслуживания и диагностирования.
Целю исследования является анализ структуры системы технического обслуживания по периодам выпуска автомобилей для последующей разработки мероприятий по ее улучшению и применению на автотранспортных предприятиях.
Материалы, методы и объекты исследования. Объектами исследований являются структура систем ТО и Р по периодам выпуска на примере автомобилей Ульяновского автомобильного завода, приведенная в [1,2, 4], в сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512 от 1997 года [5], в сервисной книжке автомобиля УАЗ -ХАНТЕР [6], в сборнике нормативов трудоемкостей технического обслуживания и ремонта автомобилей УАЗ [7], сборнике норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов [8], руководстве по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей УАЗ, ГАЗ, Опель [9, 10,11, 12].
Таблица 1. Количество операций и их трудоемкости при выполнении технических обслуживаний (по сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512)
Наработка, тыс. км Контрольно-диагностические операции Регламентные операции Суммарная трудоемкость, н.-час
количество трудоемкость, н.-час количество трудоемкость, н.-час
4 8 0,791 - - 0,791
8 14 2,751 6 2,591 5,342
12 8 0,791 - - 0,791
16 26 7,21 15 9,921 17,131
20 8 0,651 2 1,27 1,921
24 15 2,891 4 2,591 5,482
28 8 0,791 - - 0,791
32 26 7,188 25 28,181 35,369
£=23,064 £=44,554 £=67,618
Для составления анализа структур систем ТО по периодам выпуска автомобилей проводилось сравнение перечня работ и их трудоемкостей с учетом пробегов, указанных соответственно: в Положении [1], разработанном в 1984 году; в сервисной книжке автомобиля УАЗ-31512 от 1997 года [5]; в руководстве по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту УАЗ-ХАНТЕР от 2003 года [10] и в сервисной книжке автомобиля УАЗ-ХАНТЕР [6]. Для автомобилей семейства Ульяновского автомобильного завода периодичность ТО проводится по Положению [1] и рекомендациям завода-изготовителя от 1997 года через каждые 4000 или 5000 км пробега, по рекомендациям завода-изготовителя от 2003 года - 10000 км, от 2015 года - интервал обслуживания составляет 15000 км [7].
Нормативы трудоемкостей по заводским рекомендациям подсчитаны с учетом перечня работ, приведенных в [5, 6, 7], и их трудоемкостей, взятыми из [7, 8, 9]. Так, для автомобилей семейства выпуска до 1997 года периодичность ТО проводится через каждые 4000 км по заводской структуре и совпадает с данными Положения [1] (табл. 1), однако трудоемкости видов ТО значительно отличаются (табл.2).
При дальнейшем увеличении наработки нормативы трудоемкостей повторяются с незначительным отклонением. Положением [1] предусмотрено отклонение от нормативов периодичностей ТО до ±10%. Из суммарных трудоемкостей, приведенных в табл. 1, видно, что существует значительная разница трудоемкостей при пробегах 8000, 16000, 24000 и 32000 км, при этом величины трудоемкостей при пробегах 4000, 12000, 20000 и 28000 км практически повторяются.
Таблица 2. Сравнительный анализ трудоемкостей автомобиля УАЗ-31512
Наработка, тыс. км Виды ТО Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Отношение трудоемкостей
по рекомендации завода по Положению
4 ТО-1 0,79 2,9 0,27
8 ТО-1 5,34 2,9 1,84
12 ТО-1 0,79 2,9 0,27
16 ТО-2 17,13 11,7 1,46
20 ТО-1 1,924 2,9 0,66
24 ТО-1 5,48 2,9 1,88
28 ТО-1 0,79 2,9 0,27
32 ТО-2 35,36 11,7 3,2
£=67,618 1=40,8
Рекомендации завода-изготовителя предусматривают выполнение относительно большего объема работ, особенно контрольно-диагностических.
Данные табл. 2 позволяют определить число ступеней технического обслуживания автомобилей семейства УАЗ (выпуска до 1997г.) до 4-х: ТО-1 - 4000 км, ТО-2 - 8000 км, ТО-3 - 16000 км, ТО-4 - 32000 км при следующем чередовании видов ТО: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-4.
Таблица 3. Анализ трудоемкостей технического обслуживания автомобиля УАЗ-ХАНТЕР выпуска с 2003 года по Положению и сервисной книжке
Наработка, тыс. км Виды ТО по Положению Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Рекомендуемые виды ТО
по Положению по рекомендации завода
10 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1
20 ТО-1 2,9 13,691 ТО-1
30 ТО-1 2,9 24,145 ТО-2
40 ТО-2 11,7 12,501 ТО-1
50 ТО-1 2,9 11,501 ТО-1
60 ТО-1 2,9 26,994 ТО-2
70 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1
80 ТО-2 11,7 13,631 ТО-1
90 ТО-1 2,9 24,167 ТО-2
100 ТО-1 2,9 12,771 ТО-1
110 ТО-1 2,9 11,047 ТО-1
120 ТО-2 11,7 28,211 ТО-2
130 ТО-1 2,9 9,917 ТО-1
1=64,1 £=208,41
Для автомобилей УАЗ выпуска с 2003 г. установлены периодичности в 10000 км по пробегу [10]. Чередование видов обслуживаний и их трудоемкостей по Положению [1] и рекомендациям завода представлены в табл. 3.
Данные табл. 3 показывают, что для автомобилей периода выпуска с 1997-го по 2015 гг. завод рекомендует значительное увеличение трудоемкостей. Анализ чередования трудоемкостей показывает, что рациональным для автомобилей данного периода при применении периодичности в 10000 км является двухступенчатая система ТО при следующем чередовании его видов: ТО-1, ТО-1, ТО-2 и т.д.
Для автомобилей УАЗ выпуска с 2015 года установлены периодичности в 15000 км по пробегу [6]. Чередование видов обслуживаний и их трудоемкостей по Положению и рекомендациям завода представлены в табл. 4.
Таблица 4. Анализ трудоемкостей технического обслуживания автомобиля УАЗ-ХАНТЕР выпуска с 2015 года по Положению [1] и сервисной книжке
Наработка, тыс. км Виды ТО по Положению Трудоемкость видов ТО, н.-ч. Рекомендуемые виды ТО
по Положению по рекомендации завода
5 ТО-1 2,9 - -
10 ТО-1 2,9 - -
15 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1
20 ТО-2 11,7 - -
25 ТО-1 2,9 - -
30 ТО-1 2,9 4,48 ТО-2
35 ТО-1 2,9 - -
40 ТО-2 11,7 - -
45 ТО-1 2,9 3,78 ТО-1
50 ТО-1 2,9 - -
55 ТО-1 2,9 - -
60 ТО-2 11,7 4,71 ТО-2
65 ТО-1 2,9 - -
70 ТО-1 2,9 - -
75 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1
80 ТО-2 11,7 - -
85 ТО-1 2,9 - -
90 ТО-1 2,9 5,04 ТО-3
95 ТО-1 2,9 - -
100 ТО-2 11,7 - -
105 ТО-1 2,9 3,22 ТО-1
1=104,9 1=27,67
Как видно из табл. 4, до пробега 90000 км количество ТО по Положению [1] составляет 18 ед., а по рекомендациям завода - 6 ед. При дальнейшем увеличении наработки нормативы трудоемкостей повторяются с незначительным отклонением. Трудоемкости ТО по рекомендациям завода подсчитаны без учета дополнительных работ, которые незначительно отличаются в зависимости от пробега. При таком их представлении разница между ними наибольшая, что позволяет лучше их разграничить при составлении анализа.
Результаты исследований. Анализ данных, представленных в таблицах, позволяет определить число ступеней систем технического обслуживания автомобилей семейства УАЗ по периодам выпуска: по Положению - двухступенчатая с чередованием видов ТО-1, ТО-1, ТО-1, ТО-2; выпуска до 1997 года - четырехступенчатая с чередованием видов ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-4; выпуска до 2015 года - двухступенчатая с
чередованием видов ТО-1, ТО-1, ТО-2; выпуска после 2015 года - трехступенчатая при чередовании видов ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3 и т.д. Рекомендуемые структуры отвечают требованиям планово-предупредительной системы, являются наиболее удобными для работы специализированных предприятий по ТО и Р автомобилей семейства УАЗ, автопредприятий с преобладающим количеством автомобилей данной марки и владельцев единичных штук. Проведены сравнения чередования перечня работ и их трудоемкостей по легковым автомобилям Горьковского автомобильного завода и некоторых производителей автомобилей Европы и Волжского автомобильного завода, которые предлагают для своих потребителей 2-ступенчатую систему ТО при следующем чередовании: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2 и т.д. При этом периодичности ТО отличаются: ВАЗ-2110, ВАЗ-2115 и их модификации - 15000 км, OPEL FRONTERA и их модификации - 10000 км. Автопроизводители Японии предпочитают 3-ступенчатую структуру, аналогичную предлагаемой для УАЗа: ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-3 (HONDA - 12 тыс. км, NISSAN - 15 тыс. км); ТО-1, ТО-1, ТО-2, ТО-1, ТО-1, ТО-3 (TOYOTA - 5 тыс.км). Камский автомобильный завод для новых моделей автомобилей КамАЗ предлагает 2-ступенчатую структуру при следующем чередовании: ТО-1, ТО-1, ТО-2 и т. д. [13].
Выводы. Результаты проведенных исследований позволяют оптимизировать структуру технического обслуживания автомобилей УАЗ по периодам их выпуска: выпуска до 1997 года - четырехступенчатая, выпуска с 1997-го по 2015 гг. - двухступенчатая, выпуска после 2015 года - трехступенчатая. Совершенствование структуры технического обслуживания позволит значительно сократить трудозатраты на ее проведение, более рационально организовать рабочие места на постах ТО.
Литература
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 72с.
2. ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта / Российский государственный автотранспортный концерн. - М.: Гипроавтотранс, 2002. - 76 с.
3. ГОСТ 18322 - 2016. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. - Введ. 2017. - 01. - 09. - М.: Стандартинформ, 2017. - 16 с.
4. ГОСТ 21624-81. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - Введ. 1981. - 24. - 12. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. - 16 с.
5. Сервисная книжка СК 37.212.001 - 93 автомобиля УАЗ-31512. - Ульяновск: «Дом печати», 1997. - 16 с.
6. Сервисная книжка автомобиля УАЗ ХАНТЕР. Гарантия и техническое обслуживание. -Ульяновск: ООО «Ульяновский автомобильный завод», 2015. - 40 с.
7. Сборник нормативов трудоемкостей на техническое обслуживание и ремонт автомобилей УАЗ. - Ульяновск: УОТиЗ УАЗ, 1999. - 110 с.
8. РД 03112178-1023-99. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов / Министерство транспорта РФ. - М.: Департамент автомобильного транспорта ГУЛ «Центроргтрудавтотранс». - 417 с.
9. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей УАЗ 31512, УАЗ-31514, УАЗ-3153, УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-33036, УАЗ-39094, УАЗ-39095. - М.: Издательский Дом «Третий Рим», 1999. - 168с., табл., ил.
10.Uaz Hunter / УАЗ-469. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.: ООО «ИДТР», 2010. - 280 с.: ил.+эл. схемы.
11.Ашмаров А.В., Кубышкин Ю.Н., Погребной С.Н. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля ГАЗ-3110 «Волга». - М.: Издательский Дом «Третий Рим», 2000. - 184 с., табл., ил.
12. Руководство по ремонту и эксплуатации Opel Frontera бензин/дизель выпуска с 1999 года; Составитель С.В. Гусь / Пер. с нем. Л.Л. Римко / Пер. с англ. Ю.Ю. Лагунович, А.Г. Кишко. - Минск: УП «Гуси-Лебеди», 2009. - 392с.
13.Технологические карты ТО-1000, ТО-4000, ТО-1, ТО-2, СТО автомобилей Камаз / Открытое акционерное общество «КАМАЗ». - Набережные Челны: Открытое акционерное общество «КАМАЗ техобслуживание», 2001. - 249 с.
Literatura
1. Polozhenie o tekhnicheskom obsluzhivanii i remonte podvizhnogo sostava avtomobil'nogo transporta / Ministerstvo avtomobil'nogo transporta RSFSR. - M.: Transport, 1986. - 72s.
2. ONTP-01-91. RD 3107938-0176-91. Obshchesoyuznye normy tekhnologicheskogo proektirovaniya predpriyatij avtomobil'nogo transporta / Rossijskij gosudarstvennyj avtotransportnyj koncern. - M.: Giproavtotrans, 2002. - 76 s.
3. GOST 18322 - 2016. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta tekhniki. Terminy i opredeleniya. - Vved. 2017. - 01. - 09. - M.: Standartinform, 2017. - 16 s.
4. GOST 21624-81. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta avtomobil'noj tekhniki. Trebovaniya k ekspluatacionnoj tekhnologichnosti i remontoprigodnosti izdelij / Ministerstvo avtomobil'nogo transporta RSFSR. - Vved. 1981. - 24. - 12. - M.: Gosudarstvennyj komitet SSSR po standartam, 1981. - 16 s.
5. Servisnaya knizhka SK 37.212.001 - 93 avtomobilya UAZ-31512. - Ul'yanovsk: «Dom pechati», 1997. - 16 s.
6. Servisnaya knizhka avtomobilya UAZ HANTER. Garantiya i tekhnicheskoe obsluzhivanie. -Ul'yanovsk: OOO «Ul'yanovskij avtomobil'nyj zavod», 2015. - 40 s.
7. Sbornik normativov trudoemkostej na tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobilej UAZ. - Ul'yanovsk: UOTiZ UAZ, 1999. - 110 s.
8. RD 03112178-1023-99. Sbornik norm vremeni na tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont legkovyh, gruzovyh avtomobilej i avtobusov / Ministerstvo transporta RF. - M.: Departament avtomobil'nogo transporta GUL «Centrorgtrudavtotrans». - 417 s.
9. Rukovodstvo po remontu, ekspluatacii i tekhnicheskomu obsluzhivaniyu avtomobilej UAZ 31512, UAZ-31514, UAZ-3153, UAZ-3741, UAZ-3962, UAZ-2206, UAZ-3303, UAZ-3909, UAZ-33036, UAZ-39094, UAZ-39095. - M.: Izdatel'skij Dom «Tretij Rim», 1999. - 168s., tabl., il.
10.Uaz Hunter / UAZ-469. Rukovodstvo po ekspluatacii, tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i remontu. - M.: OOO «IDTR», 2010. - 280 s.: il.+el. skhemy.
11.Ashmarov A.V., Kubyshkin YU.N., Pogrebnoj S.N. Rukovodstvo po remontu, ekspluatacii i tekhnicheskomu obsluzhivaniyu avtomobilya GAZ-3110 «Volga». - M.: Izdatel'skij Dom «Tretij Rim», 2000. - 184 s., tabl., il.
12. Rukovodstvo po remontu i ekspluatacii Opel Frontera benzin/dizel' vypuska s 1999 goda; Sostavitel' S.V. Gus' / Per. s nem. L.L. Rimko / Per. s angl. YU.YU. Lagunovich, A.G. Kishko. -Minsk: UP «Gusi-Lebedi», 2009. - 392s.
13.Tekhnologicheskie karty TO-1000, TO-4000, TO-1, TO-2, STO avtomobilej Kamaz / Otkrytoe akcionernoe obshchestvo «KAMAZ». - Naberezhnye CHelny: Otkrytoe akcionernoe obshchestvo «KAMAZ tekhobsluzhivanie», 2001. - 249 s.