Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
707
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ТРУДОЕМКОСТЬ / МАСТЕРСКАЯ / РЕЖИМ / РЕМОНТ / DESIGN / LABOR INTENSITY / WORKSHOP / MODE / REPAIRS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тойгамбаев С. К., Дидманидзе О. Н.

В статье приводятся результаты расчетов по определению трудоемкости технического обслуживания грузовых автомобилей, произведен подбор и расчет необходимого количества средств диагностики автомобилей и средств технического обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE LABOR INTENSITY OF MAINTENANCE AND CURRENT REPAIR OF TRUCKS

The article presents the results of calculations to determine the labor intensity of maintenance of trucks, made the selection and calculation of the required number of diagnostic tools for vehicles and maintenance equipment.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

UDC 621. 629.3.

Toigonbaev S.K., Didmanidze O.N. Determination of the labor intensity of maintenance and current repair of trucks

Определение трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта грузовых

автомобилей

Toigonbaev S.K.

Ph. D., Professor of the Department of technical operation of technological machinery and equipment of environmental engineering. Russian state agrarian University of the

MSHA named after K. A. Timiryazev.

Didmanidze O.N.

doctor of technical Sciences, academician of the Russian Academy of Sciences, Professor of the

Department of tractors and automobiles. Russian state agrarian University named after K. A. Timiryazev.

Тойгамбаев С.К.

к.т.н., профессор кафедры техническая эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства. Российский государственный аграрный университет

МСХА им. К.А. Тимирязева.

Дидманидзе О.Н.

д.т.н., академик РАН, профессор кафедры тракторы и автомобили. Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева.

Abstract. The article presents the results of calculations to determine the labor intensity of maintenance of trucks, made the selection and calculation of the required number of diagnostic tools for vehicles and maintenance equipment. Keywords: design; labor intensity; workshop; mode; repairs

Аннотация. В статье приводятся результаты расчетов по определению трудоемкости технического обслуживания грузовых автомобилей, произведен подбор и расчет необходимого количества средств диагностики автомобилей и средств технического обслуживания.

Ключевые слова: проект; трудоемкость; мастерская; режим; ремонт

Рецензент: Сагитов Рамиль Фаргатович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по научной работе в ООО «Научно-исследовательский и проектный

институт экологических проблем», г. Оренбург

Для определения трудоемкости ТО необходимо знать трудоемкость и количество данного вида технического обслуживания. Чтобы определить трудоемкость ТР необходимо знать трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега автомобиля [1,4]. Трудоемкость ТО и ТР грузовых автомобилей представлена в таблице 1.

Таблица 1

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта грузовых

автомобилей

Марка автомобилей Суммарная трудоемкость ТО и Диагностирование, ч. Трудоемкость ТР на 1000км пробега

1. ЕТО 2. ТО-1 3. ТО-2 автомобилей, ч.

ГАЗ-САЗ-3307 ГАЗ-3307 ЗИЛ-4331 ЗИЛ-ММЗ-554 КамАЗ-65117 КамАЗ-6460 0,6 0,6 0,6 0,7 0,8 0,8 3,0 3,0 3,7 4,3 4,7 4,7 12,5 12,5 14,9 17,0 29,0 20,3 11,7 11,7 11,0 13,0 17,0 17,0

Годовую трудоемкость ТО с диагностированием определяем по формуле:

= Z N • Tm , (1)

i=1

где ТСШг - суммарная годовая трудоемкость ТО, ч.; N - количество данных видов ТО; Тн. - нормативная трудоемкость данного вида ТО, ч.

Таблица 2

Количество ТО-1 и ТО-2 по маркам автомобилей по месяцам и за год в целом

Марка Автомобиля ЗИЛ -4331 ЗИЛ-ММЗ-554 САЗ-3307 ГАЗ 3307 ГАЗ3309 КамАЗ 65117 КамАЗ 6460 КамАЗ 65116 Итого

2 3 12 11 8 4 43

Январь ТО-2 0 4 0 0 2 3 1 10

ТО-1 3 5 2 7 7 6 1 31

Февраль ТО-2 1 1 1 5 6 5 4 23

Март ТО-1 2 5 2 8 8 8 5 38

ТО-2 2 1 0 1 5 2 0 11

Апрель ТО-1 2 2 2 8 10 8 4 36

Марка Автомобиля ЗИЛ -4331 ЗИЛ-ММЗ-554 САЗ-3307 ГАЗ 3307 ГАЗ3309 КамАЗ 65117 КамАЗ 6460 КамАЗ 65116 Итого

ТО-2 1 4 1 4 3 3 1 17

Май ТО-1 2 5 2 11 7 6 1 34

ТО-2 1 1 1 1 6 5 4 19

Июнь ТО-1 3 5 3 8 11 8 5 43

ТО-2 1 0 0 4 4 3 0 12

Июль ТО-1 2 2 2 8 10 8 4 36

ТО-2 1 4 1 4 4 2 1 17

Август ТО-1 2 5 2 8 8 6 1 32

ТО-2 1 4 2 5 7 5 3 27

Сентябрь ТО-1 3 5 3 12 11 8 5 47

ТО-2 0 4 0 0 2 3 0 9

Октябрь ТО-1 3 2 2 7 9 8 4 35

ТО-2 1 4 1 5 5 3 1 20

Ноябрь ТО-1 2 5 2 8 9 6 1 33

ТО-2 2 1 1 4 6 5 3 22

Декабрь ТО-1 1 5 2 8 8 8 5 37

ТО-2 0 1 1 3 5 3 0 13

Итого ТО-1 28 48 27 105 109 88 40 445 645

ТО-2 11 29 9 36 55 42 18 200

К суммарной трудоемкости ТО не относится трудоемкость ЕТО, так как оно выполняется водителем до начала смены вне поста ТО. Определим суммарно годовую трудоемкость ТО [3]. Суммарную трудоемкость ТР определяем по формуле:

ТСУМГ X SA ' TTPi ' (2)

i=1

где тЦи - суммарная трудоемкость ТР, ч.; SА - пробег всех автомобилей

г

n

данной марки, тыс.км.; Тт - суммарная трудоемкость ТР, ч.

Таблица 3

Суммарный пробег автомобилей

Марка Автомобилей ЗИЛ -4331 ЗИЛ-ММЗ-554 САЗ-3307 ГАЗ - 3307 ГАЗ-3309 КамАЗ 65117 КамАЗ 6460

Суммарный пробег автомобилей, тыс. км. 219,1 184,8 243,7 855,0 295,4 262,6

Суммарная трудоемкость текущего ремонта равна:

Т^мг = 243,7 -11,7 + 855,0 -11,7 + 291,1 -11,0 +184,8 -13,0 +

+ 295,4 -17,0 + 262,6 -17,0 = 20691,4ч.

Составим таблицу распределения трудоемкости технического обслуживания автомобилей по месяцам.

С помощью таблицы 4 мы будем знать загруженность поста ТО грузовых автомобилей, что позволит оперативно управлять работой пункта ТО, планировать отпуска обслуживающего персонала и проведение сезонных обслуживаний грузовых автомобилей.

Для обеспечения нормального функционирования технической службы хозяйства кроме основных производственных работ технического обслуживания и ремонта автомобилей необходимо дополнительно затрачивать труд на подготовку производства (хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, перегон автомобилей, транспортировку деталей, узлов и агрегатов внутри хозяйства) на уборку производственных помещений, а также на техническое содержание гаражного оборудования.

Таблица 4

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию с диагностированием

автомобилей по месяцам года, ч.

Марка Автомобилей ЗИЛ - 4331 ЗИЛ-ММЗ-554 САЗ-3307 ГАЗ - 3307 ГАЗ-3309 КамАЗ-65117 КамАЗ-6460 Итого

Январь 3,7 25,6 34,1 141,5 4,7 14,1 223,7

Февраль 14,9 46,9 25,6 160,5 26,4 54,7 329,0

Март 3,7 29,9 25,6 113,0 21,7 54,7 248,6

Апрель 3,7 21,5 42,6 122,5 26,4 50,0 266,7

Май 3,7 55,5 68,1 141,5 14,1 34,4 317,3

Июнь 14,9 51,2 54,1 160,5 14,1 59,4 334,2

Июль 3,7 34,2 25,6 113 38,7 29,7 244,9

Август 3,7 55,5 25,6 122,5 26,4 64,1 297,8

Сентябрь 3,7 12,9 42,6 141,5 14,1 54,7 269,5

Октябрь 14,9 55,5 68,1 160,5 14,1 34,4 347,5

Ноябрь - 29,9 34,1 113 17 54,7 248,7

Декабрь 3,7 29,9 25,6 122,5 26,4 39,1 247,2

ИТОГО 3375,1

Подбор и расчет необходимого количества средств диагностики автомобилей и средств технического обслуживания. Установление необходимого количества средств технического обслуживания и диагностики является важным условием правильной организации обслуживания и ремонта автомобилей, обеспечения своевременного удовлетворения заявок на ТО. Качество проведения ТО обуславливается выбором средств, с помощью которых можно выполнять все операции по обслуживанию машин в соответствии с нормативно-технической документацией и технологией ТО [6,7].

Определим необходимое число стационарных средств ТО по формуле:

Д ' Пеш1 (3)

АСТАЦ 7 , ( '

где А^щ -число стационарных средств ТО, шт; (Л1 - коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работ, выполняемого с помощью стационарного комплекта ^

го номера ( КСТО-1 , КСТО-2 ); пст^ - средне сменное количество ТО, шт; - сменная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пропускная способность КСТО /-го номера, шт.

Расчет потребности стационарного оборудования поста ТО грузовых автомобилей проведем для наиболее напряженного месяца года - августа, когда проводится наибольшее число технических обслуживаний: ТО-1-47, ТО-2 -9.

Средне сменное количество ТО, которое необходимо проводить в августе, определим по формуле:

N

Пст =— , (4)

где Ы- число ТО автомобилей в августе, шт.; Д- число рабочих дней в августе.

47

При проведении ТО-1: пст = = 1,74шт.

9

При проведении ТО-2: п^ = = 0,33шт.

Сменную пропускную способность КСТО определим по формуле:

г ■ К

а. = Т^-К, (5)

ТСР

где гст - время смены, ч; К - количество работ занятых на проведение ТО, чел; Тср - средняя трудоемкость ТО 1 и ТО - 2, ч.

8 ■2 „1

При проведении ТО-1: ато-1 = = 4,1 авт/см.

8 ■ 4

При проведении ТО-2: ато-2 = = 2,1 авт/см.

0 8 ■ 1 52

Средне необходимое число КСТО: АКСТО-1 = ^— = 0,3 шт;

0,8 ■ 0,37 Л1_

АКСТО-2 = -—- = 0,15 шт.

Принимаем 1 комплект КСТО-1 и комплект КСТО-2. В дополнение к стационарным КСТО принимаем передвижные средства обслуживания: смазочно-заправочные и топливо-заправочные механизированные заправочные агрегаты - МЗА и агрегат технического обслуживания - АТО, применяемые для оперативного обслуживания автомобилей, особенно в напряженный период сельскохозяйственных работ.

Для диагностирования при проведении ТО грузовых автомобилей используем следующие средства диагностики. В соответствии с рекомендациями [12] для автопарка грузовых автомобилей до 150 единиц, наименование и количество средств диагностики представим в таблице 5. При проведении в хозяйстве контрольно-диагностических работ необходимо следить за достоверностью и точностью постановки диагноза о техническом состоянии автомобиля без разборки. Каждая разборка системы или сложенного агрегата автомобиля вызывает не только дополнительные трудовые затраты, но и приводит к снижению их ресурсов. Наружные неисправности кузова, кабины и других агрегатов автомобиля выявляют визуальным контролем, отмечая деформации, трещины, износ шин. Диагностирование при ТО-1 проводят после очистки и мойки автомобиля перед ТО. При этом диагностировании выявляют пригодность автомобиля и дальнейшей эксплуатации без регулировочных и ремонтных воздействий в основном по системам и узлам, обеспечивающим безопасность движения (тормозная система, рулевое управление, подвеска, шины, приборы освещения и сигнализации). Одновременно проводятся контрольно диагностические работы по системам, агрегатом и узлам, требующим частой регулировки. Диагностирование при ТО-2 проводится перед ТО, в соответствии с типовой технологией диагностических работ, и предназначено для выполнения скрытых неисправностей, определения их места, причины и характера. Здесь проводятся значительный объем регулировочных работ требующих использования контрольно диагностического оборудования. Для удобства внедрения диагностическое оборудование объединяют в комплексе, обеспечивающие проведение большого количества операций с использованием одного и того же оборудования.

Так, анализатор двигателя К-461, который мы собираемся использовать в хозяйстве, представляет собой блок приборов, включающий осциллограф, вольтметр, измеритель угла замкнутого состояния контактов прерывателя, измеритель эффективности работы цилиндров, тахометр и омметр.

Таблица 5

Наименование и количество средств диагностики для проведения ТО

Тип средства диагностирования Модель Количество

1. Стенд роликовый для проверки увода передних колес

грузового автомобиля. КИ - 4872 1

2. Прибор для проверки рулевого

управления. К - 402 1

3. Стенд проверки тяговых и тормозных свойств грузовых

автомобилей. КИ - 4856 1

4. Анализатор двигателя. К - 461 1

5. Компрессор. КИ - 1121 1

6. Прибор для измерения свободного хода педалей

сцепления и тормоза. КИ - 8929 1

7. Устройство для проверки натяжения ремней. КИ - 8920

8. Пневмотестер. К - 272 1

9. Прибор для установки фар. НИИАТ - 36 1

10. Комплект переносных линеек для проверки углов 1

установки передних колес грузовых автомобилей. КИ - 2182 1

А прибор для установки фар НИИАТ-36 позволяет при правильной регулировки фар автомобиля, повысить безопасность движения в ночное время суток. При проведении ТР автомобилей диагностическое оборудование используют для оценки качества ремонта тормозной системы и рулевого управления, а также для регулировки углов установки колес.

Выводы.

Предложенная методика расчета технического обслуживания показывают целесообразность применения результатов расчетов для предприятия. Произведены расчеты по техническому обслуживанию грузовых автомобилей, подбор и расчет диагностирующего оборудования позволяющая оптимально использовать производственные площади мастерской, что в свою очередь повысит рентабельность предприятия.

Conclusions.

The proposed method of calculating maintenance shows the feasibility of applying the results of calculations for the enterprise. Calculations for the maintenance of trucks, selection and calculation of diagnostic equipment are made, which allows optimal use of the workshop's production areas, which in turn will increase the profitability of the enterprise.

References

1. Апатенко А.С., Алеев В.М. Современные средства контроля параметров технической эксплуатации машин природообустройства. В сборнике: Доклады ТСХА. 2020. С. 506-510.

2. Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С. Анализ износа деталей транспортных и технологических машин. Методическое пособие / Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Институт механики и энергетики имени В. П. Горячкина, Кафедра «Техническая эксплуатация технологических машин и оборудования природообустройства». Москва, 2020.

3. Севрюгина Н.С. Обоснование мультидисциплинарного подхода в теории обеспечения технической безопасности строительных и дорожных машин. В сборнике: ИНТЕРСТР0ЙМЕХ-2016 (International building technics-2016). Материалы Международной научно-технической конференции. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет. 2016. С. 48-55.

4. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Определение трудоемкости диагностирования автомобилей./ж. Естественные и технические науки. №12 (138).М.:-2019.74с.

5. Новиченко А.И., Горностаев В.И. Решение задач оптимизации парка машин и технологического оснащения АПК с применением технологий мультиагентного подхода. В сборнике: Доклады ТСХА. Сборник статей. 2016. С. 281-284.

6. Тойгамбаев С.К., Соколов О.К. Оптимизация параметров участка ТО и ремонта машино-тракторного парка. В сборнике: ВЕСТНИК Международной общественной академии безопасности и природопользования. (МОАЭБП). Москва, 2020. С. 5-21.

7. Тойгамбаев С.К. Математическое моделирование оптимизации парка машин и повышения надежности эксплуатации. Аспирант и соискатель. 2015. № 5 (89). С. 102106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.