Региональное развитие
Мамлеева Э.Р. Mamleeva E.R.
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ, г. Уфа, Российская Федерация
Трофимова Н.В. Trofimova N. V
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ, г. Уфа, Российская Федерация
УДК 331.1
Шайхутдинова Г. Ф. Shaikhutdinova G.F.
доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ, г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-29-35
АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В статье проведён анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Башкортостан, в результате которого были выявлены следующие диспропорции. Так, спрос превышает предложение по следующим группам занятий: операторы производственных установок и машин, сборщики и водители; а также квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий. Численность безработных значительно превышает предлагаемые вакансии по следующим группам: работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности; специалисты среднего уровня квалификации, неквалифицированные рабочие и руководители. В исследовании отмечено, что развитие цифровой экономики будет только усугублять сложившиеся диспропорции, в силу возрастающей потребности предприятий в высококвалифицированных специалистах в сфере информационных технологий.
Одной из причин несоответствия спроса и предложения на рынке труда республики является несогласованность двух социально значимых рынков: рынка труда и рынка образовательных услуг. Для более эффективного взаимодейстивия этих рынков следует использовать системный подход. Для согласованности рынка образовательных услуг и рынка труда в Республике Башкортостан в статье предложены конкретные мероприятия: для сферы среднего профессионального и высшего образования. Также обоснована необходимость создания в Южно-Башкортостанской агломерации международного научно-образовательного и производственного центра, включающего в себя сеть университетов различной направленности, университетский городок с развитой инфраструктурой, бизнес-инкубаторы, технопарки. На территории Южно-Башкортстанской агломерации предполагается создание особой экономической зоны. Реализация данного проекта позволит снизить образовательную, трудовую
Regional development
миграцию из республики, активизировать развитие малого и среднего предпринимательства и создать новые рабочие места для населения региона.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит обеспечить баланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда.
Ключевые слова: высококвалифицированная рабочая сила, баланс спроса и предложения, рынок труда, образовательная миграция, регион, Республика Башкортостан, кадровые потребности рынка труда.
ANALYSIS OF DEMAND AND OFFERS IN THE LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract. The article analyzes the demand and supply of labor in the labor market of the Republic of Bashkortostan, as a result of which imbalances in the classifier of occupations were revealed. So demand exceeds supply in the following groups of occupations: operators of production plants and machines, assemblers and drivers; and skilled workers in industry, construction, transportation, and related workers. The number of unemployed considerably exceeds the offered vacancies in the following groups: workers in the service and trade sphere, protection of citizens and property; mid-level specialists, unskilled workers and managers. The study noted that the development of the digital economy will only exacerbate the existing imbalances, due to the growing need of enterprises for highly qualified specialists in the field of information technology.
One of the reasons for the mismatch between demand and supply in the labor market of the republic is the inconsistency of the two socially significant markets: the labor market and the educational services market. For a more effective interaction between these markets and should use a systematic approach. For consistency of the educational services market and the labor market in the Republic of Bashkortostan, the article proposed specific measures: for the sphere of secondary vocational education and higher education. Also justified is the need to create in the South Bashkortostan agglomeration an international scientific, educational and industrial center, including a network of universities of various types, a campus with a developed infrastructure, business incubators, technology parks. Also on the territory of the South Bashkorto agglomeration it is possible to create a special economic zone. The implementation of this project will reduce educational, labor migration from the republic, accelerate the development of small and medium-sized businesses and create new jobs for the population of the region.
Thus, the implementation of the proposed measures will ensure a balance of demand and supply of labor in the regional labor market.
Key words: highly skilled labor, supply and demand balance, labor market, educational migration, region, Republic of Bashkortostan, personnel needs of the labor market.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем функционирования рынка труда является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Дисбаланс спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию безработных на рынке труда, а с другой - к дефициту рабочей силы в разрезе конкретных профессий, специальностей и квалификаций.
К основным факторам, лежащим в основе несбалансированности спроса и предложения, можно отнести:
- несоответствие между структурой подготовки кадров и спросом на рабочую силу со стороны предприятий и организаций;
- отсутствие целевой подготовки вузами молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков - профильных предприятий [5];
- низкий уровень информации о возможностях занятости и профессиональной структуре спроса на рынке труда [4];
- фактическое отсутствие институциональных образований, которые занимаются трудоустройством выпускников;
- длительность «технологического процесса» выпуска квалифицированной рабочей силы (4-6 лет), которая не позволяет готовить профессиональные кадры на перспективу;
- недостаточный инновационный потенциал вуза и др.
Также сегодня значительное влияние на рынок труда оказывает развитие и проникновение цифровых технологий. По прогнозам, в ближайшие 10-20 лет исчезнет около 50 % профессий, что может привести к социальному неравенству и росту числа безработных [9]. Также в докладе The Future of Jobs Всемирного экономического форума были приведены следующие данные: к 2020 году автоматизация уничтожит 5 млн рабочих мест [2]. Таким образом, дисбаланс в структуре спроса и предложения рабочей силы в ближайшей перспективе будет только усиливаться.
Региональное развитие
Проанализируем структуру спроса и предложения на рабочую силу в Республики Башкортостан.
В республике в 2018 г. доля вакантных мест по классификатору занятий значительно превышала численность безработного населения по следующим группам занятий (табл.):
- операторы производственных установок и машин, сборщики и водители (превышение на 6,3 %);
- квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий (на 12,7 %).
Таблица 1. Соотношение последнего места трудовой деятельности безработных граждан и заявленной работодателями потребности в работниках по классификатору занятий за период 2016-2018 гг. в РБ (в %)
Группы занятий 2018 2017 2016
безработные вакансии безработные вакансии безработные вакансии
специалисты высшего уровня квалификации 15,8 11,9 15,2 11,9 16,8 11,9
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 16,7 13,3 16,9 10,6 16,2 12,2
специалисты среднего уровня квалификации 13,2 6,2 13,8 5,7 13,6 5,4
операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 14,4 20,7 13,7 23,3 14,0 19,0
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий 11,1 23,8 10,9 26,6 11,2 28,1
неквалифицированные рабочие 12,0 5,4 13,1 14,1 10,2 14,5
руководители 8,8 2,0 8,7 1,7 9,3 1,5
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учётом и обслуживанием 5,4 5,3 5,3 4,5 6,3 3,9
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 2,6 1,4 2,4 1,6 2,3 3,4
В республиканском банке вакантных рабочих мест на конец 2017 г. имелись сведения о наличии 42,9 тыс. свободных рабочих мест. Доля вакансий по рабочим профессиям составила 75,9 %. Наибольшая потребность работодателей для замещения свободных
рабочих мест отмечалась по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства - 15,6 %; строительство - 13,5 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -13,3 %; образование - 11,7 %; оптовая и роз-
Regional development
ничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 11,4 %; транспорт и связь - 7,2 %; здравоохранение и предоставление социальных услуг - 7,1 %; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 4,8 % [1, 3].
За 2018 г. ситуация практически не изменилась. Число вакансий также составило 42,9 тыс. свободных рабочих мест. Всего за 2018 г. работодателями была заявлена потребность в 277,7 тыс. работников (266,4 тыс.). В процентном отношении преобладали свободные места для рабочих - 74,0 % (76,0 %),
При этом наибольшее количество свободных вакансий в РБ приходится на рабочие профессии. Но, учитывая мировые тенденции и переход ведущих стран к шестому технологическому укладу, всё более востребованными становятся высококвалифицированные специалисты в сфере 1Т-технологий, острый дефицит которых испытывает экономика РФ в настоящее время. Для устранения нехватки квалифицированных кадров в ИКТ-сфере необходимо предпринимать действия в трёх разных направлениях: на уровне учебных заведений (образовательные курсы в школах и вузах), на уровне компаний (корпоративное обучение), на уровне государства (госпрограммы развития образования в области ИКТ). Также важным аспектом является не только подготовка высококвалифицированных кадров, но и сохранение их в регионе,
реализация возвратной трудовой миграции в республику из других регионов.
Ещё одним негативным трендом, влияющим на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда республики, является образовательная миграция. Образовательная миграция - третья по значимости причина выбытия населения из региона. Миграционный отток молодежи в 2017 г. по причине учебы составил свыше 2,9 тыс. чел. и по сравнению с 2013 г. увеличился на 59 %. Если учесть то, что большинство уехавших на обучение не возвращается обратно, это может обернуться в будущем дефицитом высококвалифицированной рабочей силы и отсутствием необходимых кадровых ресурсов для развития региона.
В связи с этим необходимо предпринять меры по сокращению объёмов образовательной миграции.
Для достижения сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда актуальной становится задача взаимодействия и согласованности двух социально значимых для любой территории и её населения рынков: рынка труда и рынка образовательных услуг. Согласованность этих рынков необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода, включающего в себя следующие компоненты (рис. 1):
1) спрос на образовательные услуги;
2) предложение образовательных услуг;
3) потребности рынка труда [6, 8].
Рисунок 1. Согласованность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
Очевидно, что предложение образовательных услуг, с одной стороны, должно соответствовать потребностям экономики региона, а с другой - привлекать людей, которые готовы получать образование согласно потребностям экономики [7]. То есть рынок образовательных услуг тесно связан с состоянием и развитием рынка труда и наоборот.
Квалификация трудовых ресурсов - это один из главных факторов конкурентоспособности экономики в целом, поэтому в получении качественного образования заинтересованы как абитуриенты, студенты и персонал учебных заведений, так и работодатели. Рынок образовательных услуг реагирует на запросы рынка труда со значительным временным лагом, что является одной из причин существенных структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров.
Для достижения сбалансированности на региональном рынке труда нами предлагаются следующие мероприятия:
1. В сфере среднего профессионального образования. По статистике, около 60 % (59,4 %) выпускников 9 классов муниципальных районов республики продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. Однако их доля в последние годы сокращается. Поэтому необходимо формирование единой образовательной траектории в сфере подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В связи с этим в каждом субрегионе необходимо создание субрегиональной системы среднего профессионального образования (точек роста (притяжения)) на базе основного среднего профессионального заведения и его филиалов. При этом особое внимание нужно обратить на перечень специальностей подготовки студентов. В основном он достаточно ограничен и не отвечает требованиям реального сектора экономики. Обучение в основном ведётся по следующим программам подготовки специалистов среднего звена: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, мастер общестроительных
Региональное развитие
работ с присвоением квалификации каменщик, электросварщик ручной сварки, механизация сельского хозяйства и т.п. В соответствии с разработанными стратегиями МР, структура экономики будет диверсифицироваться, что требует наличия кадров определенного качества и уровня квалификации.
Для решения обозначенной проблемы предлагается для северных, северо-западных районов республики на базе ГБПОУ «Мишкинский агропромышленный колледж» и ГАПОУ «Башкирский северо-западный сельскохозяйственный колледж» (ГАПЛУ БССК) создание «Образовательного ресурсного центра северных районов Республики Башкортостан». Для северо-востока республики актуальным является расширение направлений обучения в ГБПОУ «Дуванский многопрофильный колледж», в единственном средне-специальном образовательном учреждении северо-востока республики, филиалы которого функционируют в районных центрах Белокатайского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов.
При этом важным является не только расширение перечня имеющихся специальностей и направлений (мастер по цифровой обработке информации, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, туризм, агрономия, ветеринария, специалист по кормам и кормлению животных, пчеловодство, специалист по производству масленичных культур и многих других), но и внедрение гибкой системы реагирования учебного заведения на изменяющиеся запросы регионального рынка труда на определённые специальности.
2. В сфере высшего образования в качестве общих мер по снижению оттока абитуриентов предлагается:
- увеличение количества бюджетных мест по приоритетным направлениям в вузах республики;
- расширение перечня направлений и специальностей в вузах РБ;
Regional development
- финансовая поддержка студентов с высокими балами ЕГЭ и победителей олимпиад (присвоение различных стипендий Главы РБ, АН РБ и др.) и др.
Также своевременным является создание в Южно-Башкортостанской агломерации международного научно-образовательного и производственного центра в г. Стерлитамак (или близлежащих территориях), включающего в себя сеть университетов различной направленности, университетский городок с развитой инфраструктурой, бизнес-инкубаторы, технопарки. Также на территории возможно создание особой экономической зоны.
Целями создания центра являются:
- формирование эффективных и устойчивых взаимосвязей между научной, образовательной и производственной деятельностью, вовлечение студентов в научно-практическую работу;
- осуществление подготовки молодых специалистов на основе многоступенчатой системы образования в рамках интегрированной образовательной структуры, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру;
- обеспечение современного уровня фундаментальных и прикладных работ, использование новейших результатов в учебном процессе;
- выполнение научно-исследовательских проектов в рамках федеральных и международных программ, широкое вовлечение в эти исследования преподавателей ведущих зарубежных вузов, студентов и аспирантов;
- проведение НИОКР, внедрение результатов НИОКР и опытных образцов в реальный сектор экономики (в том числе на предприятия, расположенные в ЮБА);
- коммерциализация результатов НИОКР;
- создание условий для высокотехнологичных производств на территории ЮБА.
Миссия научно-образовательного центра - формирование лидирующих позиций Башкортостана на российском и мировом рынках нефтехимических продуктов, машиностроения, био- и IT-технологий, в сфере образования, медицины и АПК, подготовка
высококонкурентного кадрового потенциала, обеспечение благоприятных условий для научно- и инженерно-технической деятельности молодого поколения РБ.
Актуальность создания научного центра обусловлена следующими причинами:
- отсутствие на территории Южно-Башкортстанской агломерации (ЮБА) самостоятельного вуза с достаточным перечнем направлений подготовки и специальностей (при этом численность населения ЮБА составляет 563 тыс. чел., численность населения Южного субрегиона - 893,5 тыс. чел);
- отсутствие на территории республики крупного научно-образовательного центра (по типу Иннополиса, Сколково), который смог бы «оттянуть» на себя значительную часть образовательных мигрантов;
- значительное число на территории Южно-Башкортостанской агломерации крупных предприятий машиностроительного комплекса РБ (ОАО «Салаватнефтемаш», ООО «РМЗ», ООО НПО «Станкостроение», ООО «Идель-Нефтемаш», АО «ИНМАН», АО «Машиностроительная компания «Витязь»), а также нефтехимических предприятий (ООО «ГазпромнефтехимСалават», АО «Башкирская содовая компания», АО «Каустик», ООО «УК ТАУ Нефтехим», АО «Салаватстекло», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»), что предъявляет спрос на высококвалифицированную рабочую силу для этих отраслей реального сектора экономики;
- наличие квалифицированных образовательных кадров и определенного научного задела в сфере 1Т-технологий (бизнес-акселератор на базе БГУ).
Образовательная система научно-образовательного центра может объединить учреждения среднего и высшего образования. Система среднего образования может быть представлена колледжем-интернатом, который организует обучение и проживание особо одаренных детей.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит обеспечить баланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020002 «Трансформация системы
Региональное развитие
воспроизводства трудовых ресурсов в условиях цифровой экономики (на примере Республики Башкортостан)».
Список литературы
1. Воспроизводство трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: тенденции и проблемы: монография / Э.Р. Мамлеева и др. - Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2018. - 159 с.
2. Главные профессии будущего / Электронный ресурс. URL: http://ideanomics. ru/articles/5496 (дата обращения: 08.07.2019 г.).
3. Информационный портал занятости населения Министерства семьи и труда РБ. Режим доступа: http://www.bashzan.ru/ posts/111954 (дата обращения: 08.07.2019 г.).
4. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3. - С. 315-321.
5. Литвинюк А.А. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Одиннадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (29-30 октября 2014 г.). - Кн. I.- Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. - 306 с.
6. Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 № 606 (ред. от 26.07.2004) «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием».
7. Сигова С.В. Вопросы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] // Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. URL: http://labourmarket.ru/Pages/conf2/book/ iconf2_book3.pdf
8. Феонова М.Р. Управление персоналом: методология анализа качества рабочей силы. - М.: Наука, 2014. - 516 с.
9. Щетинин В. Человеческий и вещественный капитал: общности и различия // МЭМО. - 2003. - № 8. - С. 55-61
References
1. Reproduction of human resources in the Republic of Bashkortostan: trends and problems: monograph / E.R. Mamleeva, etc. - Ufimsk. state. авиац. техн. un-t. - Ufa: RICK UGATU, 2018. - 159 pages.
2. Main professions future / Electronic resource. URL: http://ideanomics.ru/ articles/5496 (date of the address: 08.07.2019).
3. Information portal of employment of the population of the Ministry of family and work RB. Access mode: http://www.bashzan.ru/ posts/111954 (date of the address: 08.07.2019).
4. Krasnopevtseva I.V. A professional imbalance of labor market of the qualified labor// the Bulletin of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky. - 2013. - No. 3.
- P. 315-321.
5. Litvinyuk A.A. Supply and demand in labor market and education market in regions of Russia: collection of reports on materials of the Eleventh All-Russian scientific and practical Internet conference (on October 29-30, 2014).
- Book I. - Petrozavodsk: Petrgu publishing house, 2014. - 306 p.
6. The resolution of the Government of the Russian Federation of 21.08.2001 N 606 (an edition of 26.07.2004) "About a competitive order of placement of the state task for training of specialists with higher education".
7. Sigova S.V. Issues of interaction of labor market and education market [Electronic resource] // Labour market and education market. Regions of Russia. URL: http:// labourmarket.ru/Pages/conf2/book/iconf2_ book3.pdf
8. Feonova M.R. Human resource management: methodology of the analysis of quality of labor. - M.: Science, 2014. - 516 p.
9. Shchetinin V. Human and material capital: communities and distinctions // MEMO. - 2003.
- No. 8. - P. 55-61.