УДК 336.71:004
А.В. МАТЮШИН, канд. экон. наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом финансово-экономических исследований е-mail: [email protected], А.В. АБОРЧИ, научный сотрудник е-mail: [email protected],
А.С. ПАВЛИЙ, младший научный сотрудник е-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ НЕОБАНКОВ И ИХ ПРИМЕНИМОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
Статья посвящена исследованию проблемы цифровой трансформации банковского сектора, в частности анализу особенностей становления и развития необанков. Основное внимание отведено рассмотрению существующих моделей развития необанков, их продуктовой и технологической специфике. Проведен сравнительный анализ особенностей бизнес-моделей крупнейших европейских необанков и предоставляемых ими услуг. Определены основные проблемы, препятствующие развитию необанков в условиях экономических ограничений. Представлены рекомендации по развитию цифрового банкинга в ДНР.
Ключевые слова: необанк, цифровой банкинг, традиционный банк, дочерняя онлайн-структура, уровень проникновения необанков, цифровая грамотность.
Matiushin A.V., Aborchie A.V., Pavliy A.S. Analysis of the specificity of neobank business models and their applicability under economic restrictions.
The article is devoted to the study of the digital transformation of the banking sector particularly to the analysis of the fea-
tures of formation and development of neo-banks. A special attention is given to consideration of existing neobanks' development models together with their product and technological specifics. A comparative analysis of the business models of the largest European neobanks and the services they provide has been carried out. The main problems hindering the development of ne-obanks in the context of economic restrictions have been determined. Recommendations on the development of digital banking in the DPR have been presented.
Keywords: neobank, digital banking, traditional bank, online subsidiary, penetration rate of neobanks, digital literacy.
В настоящее время банковский сектор по всему миру претерпевает радикальные изменения, связанные с тотальной цифровизацией практически всех экономических процессов. В таких условиях традиционным банкам все сложнее удерживать преимущество в борьбе за клиентов с более инновационными компаниями. Наблюдается повсеместное возникновение и развитие цифровых банков или «необанков», которые предо© А.В. Матюшин, А.В. Аборчи А.С. Павлий, 20202
ставляют большую часть услуг через мобильные приложения и сайты. Как правило, такие кредитные организации не располагают разветвлённой системой офисов, а большая часть общения с клиентом происходит онлайн.
Исследованию проблемы цифровой трансформации банковского сектора посвящены работы как зарубежных, так и отечественных исследователей и экономистов, среди которых B. King [1],
C. Skinner [2], J. Ginovsky [3], A. Lipton,
D. Shrier, A. Pentland [4], L. Wewege [5], А. Блажевичев [6], М. Ковалёв [7],
E. Рудковская [8], О. Тиньков [9] и др. Так, например, J. Ginovsky [3] в своей работе акцентирует внимание на то, что в результате цифровой трансформации банки могут получать определенные выгоды и повышать эффективность взаимодействия с клиентами. М. Ковалёв и Г. Головенчик [7] описывают основные технологии цифровой трансформации, среди которых выделяют электронные платёжные системы, цифровой банкинг, использование искусственного интеллекта, робоэдвайзинг и прочие. Сложности введения цифрового банкинга, его преимущества и недостатки, а также основные тенденции развития в своей работе [8] рассматривает Е. Рудковская.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме становления и развития необанков в условиях цифровой трансформации банковского сектора, нерешенным остается вопрос касательно эффективности их функционирования в отечественных условиях.
В этой связи целью статьи является анализ специфики бизнес-моделей необанков в мировой практике для определения такой модели развития цифрового банкинга, которая бы оказалась приемлемой и эффективной в условиях экономики ДНР.
На сегодняшний день четкого и однозначного определения понятия «не-
обанка» как такового не существует. Зачастую используются понятия «цифровой банкинг» или «диджитал банкинг», под которым понимают направление, охватывающее инновации в сфере финансовых услуг для потребителей и коммерческих клиентов в области цифровых, информационных и технологических стратегий. Впервые об этом понятии заговорили в США в 1994 г. после реализации технологии интернет-банка, встроенного в Microsoft Money. Сегодня же по данным исследования, проведенного в рамках Digital Bank Report [10], более 70% финансовых учреждений во всем мире рассматривают цифровой банкинг как один из трех своих стратегических приоритетов. В свою очередь, Г. Семеко в своей работе [11, с. 4], определяет цифровой банкинг как интеграцию новых и развивающихся технологий в деятельность финансовых институтов совместно с соответствующими изменениями во внутренних и внешних корпоративных и личностных кадровых отношениях для расширенного обслуживания клиентов и эффективной деятельности банка.
Обобщая взгляды различных исследователей [1; 3; 1; 10], можно прийти к выводу о том, что под необанками следует понимать банки, которые функционируют посредством онлайн платформ и привлекают технически продвинутых клиентов, используя современные цифровые технологии, такие как анализ данных, искусственный интеллект и прочие.
За рубежом необанки активно функционируют на протяжении последних пяти лет. Как правило, они создаются на базе существующего банка, то есть являются дочерними онлайн-
структурами. Так, к примеру, Hello bank - «дочка» крупнейшего французского банка BNP Paribas, а ASB Bank - необанк новозеландского Bank Direct. Подобную модель развития необанков начали применять и в РФ. Так, Sberbank
Direct является дочерней онлайн-структурой Сбербанка, а VTB Direct функционирует на базе банка ВТБ.
Однако приведенная выше модель развития необанков является не единственной. В табл. 1 представлены четыре
возможные модели развития необанков, разработанные аналитиками компании IBM на основе результатов исследования зарубежного рынка цифрового банкинга [12].
Таблица 1
Основные модели развития необанков
Модели развития необанков
Модель А Модель В Модель C Модель D
Digital bank brand (бренд цифрового банка) Digital bank channel (банки с цифровыми дистанционными каналами) Digital bank subsidiary (цифровая дочка традиционного банка) Digital native bank (настоящий цифровой банк)
Участники
цифровые банки, созданные крупными традиционными банками, которые не решились менять свой брендинг из-за опасений потерять существующих клиентов. компании, которые считают, что пользовательский опыт необходимо использовать при создании новых мобильных и онлайн-приложений. цифровые банки, созданные крупными классическими банками, считающие, что их действующая система организации бизнес-процессов оказалась слишком инертной для быстрых и серьезных изменений. полноценные банки, которые строят свои основные ценностные предложения вокруг цифровых технологий.
Источник [12]
В соответствии с моделью А традиционные банки выбирают наиболее безопасную стратегию, создавая новый бренд со своими предложениями, ценностью и продуктами. Новые бренды часто позиционируются как совершенно новые банки, однако, при возможности, они используют инфраструктуру своих материнских компаний. Примерами необанков, выбравших данную модель развития, являются FRANK - дочерняя компания сингапурского OCBC, и необанк LKXA, созданный испанским CaixaBank, а также один из самых инновационных банков Европы N26, который изначально работал по банковской лицензии Wirecard Bank.
Модель В была выбрана американскими первопроходцами необанковского движения мобильными банками Simple и Moven. Вместо того, чтобы создать банк с нуля, эти сервисы перепродают продукты других реальных банков. Поэтому они вынуждены перераспределять средства
клиентов на застрахованные счета в этих банках.
Необанки модели С в дополнение к новым цифровым каналам также полагаются на более гибкие и модульные внутренние системы, способные предоставить клиентам оптимизированное сквозное взаимодействие. Внутренние системы позволяют этим цифровым банкам внедрять инновации на уровне готового продукта. Примером «Digital bank subsidiary» является необанк Hello Bank (дочка французского BNP Paribas).
Необанки, выбравшие модель D «Digital native bank», взаимодействуют с клиентами в основном посредством цифровых каналов. Некоторые из таких банков не имеют филиалов, некоторые организуют общение с клиентами в финансовых центрах или кафе, либо общаются с ними при помощи чатов в мобильных устройствах. Немецкий интернет-банк Fidor Bank, оказывающий банковские услуги с использованием социальных се-
тей и других интернет-сервисов, и канадский банк Tangerine являются ярким примером модели «Digital native bank».
Если применить классификацию IBM к российскому рынку цифрового банкинга, то к каждой из предложенных моделей можно отнести хотя бы одного участника отечественного необанковского сектора: модель А - Рокетбанк, Банк «Точка»; модель B - Talkbank; модель С - Touchbank; модель D - Тинькофф, Модульбанк; модель Е - Яндекс. Деньги.
Следует отметить, что в состав модели Е входят некредитные организации, занимающие долю на рынке необанкинга в сегменте платежных операций. Представитель этой модели - сервис «Яндекс. Деньги». Компании модели Е имеют ограниченный спектр деятельности и в полной мере не являются «необанками». Они оказывают свои услуги через цифровые каналы и могут заниматься расчетно-кассовыми операциями, выпуском собственных карт. Однако для подобных организаций характерно отсутствие банковской лицензии или банка-партнера, который предоставлял бы для их деятельности свою инфраструктуру. Симбиоз приоритета цифровых технологий, ограниченного набора оказываемых банковских услуг и отсутствия необходимости в использовании инфраструктуры банка-партнера позволяет выделить подобные компании в отдельную группу.
По данным Bloomchain Research [113], в конце 2017 г. совокупная стоимость семи крупнейших российских «необанков» превысила 240 млрд руб., из которых 227,93 млрд руб. (94%) приходится на Тинькофф Банк. В результате этого, если сравнить полученные в результате классификации данные со стоимостью российских необанков, то можно прийти к выводу, что наибольшего успеха в Российской Федерации добился Тинькофф Банк, позиционирующий себя как Digital native bank (Модель D).
Стоит отметить, что приведенная выше классификация бизнес-моделей необанков в основном опирается на разновидности в их организационно-правовой форме. Некоторые необанки выбирают для себя новое название, фактически оставаясь частью прежней финансовой организации. Некоторые становятся дочерней фирмой, а некоторые создаются как самостоятельный финансовый институт. Но существуют и другие критерии, которые отличают бизнес-модели современных необанков одну от другой.
Одним из таковых является продуктовая специализация цифровых банков, которая характеризует доминирующий тип предоставляемых ими услуг. Согласно докладу Global FinTech Survey основной специализацией необанков является осуществление онлайн-платежей, услуги которых предлагает 84% финансовых институтов (рис. 1). Далее следуют банки, предоставляющие услуги денежных переводов (68%), личных финансов (60%) и частных займов (56%). Наименьшее количество необанков предоставляют услуги открытия депозитных и сберегательных счетов (49%).
Бизнес-модель необанков может базироваться на использовании разных технологических решений. Некоторые из банков ограничиваются созданием цифровых каналов коммуникации, которые позволяют «оцифровать» предоставляемые ими услуги и сделать их доступными в удаленном режиме. Другие идут дальше и прибегают к использованию искусственного интеллекта, машинного обучения и облачных вычислений, что позволяет значительно расширить клиентскую аудиторию и максимально персонализировать предоставляемые ими банковские услуги.
Исследования показывают, что одной из наиболее популярных технологий, которая применяется необанками в ЕС,
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
84%
68%
60% 56%
49%
Платежи Денежные Личные финансы Частные займы Депозиты и
переводы сберегательные
счета
Источник: [14]
Рис. 1. Продуктовая специализация необанков
являются облачные вычисления [15]. Данный тип технологий позволяет обеспечить постоянный доступ через Интернет к большому фонду вычислительных ресурсов (сетям, серверам, приложениям или сервисам) с минимальными временными затратами. К использованию этой технологии прибегает около 88% финансовых институтов в Европе, а также многие правительственные структуры и центральные регуляторы [15]. Кроме этого наиболее значимыми для необанков являются такие технологии, как: большие данные и инструменты аналитики (67%); прикладные программные интерфейсы (API) (55%); робоэдвайзинг (24%); искусственный интеллект (24%); блокчейн (24%); интернет-вещей (14%) [16].
Разнообразие бизнес-моделей необанков хорошо иллюстрируется на примере пяти крупнейших европейских цифровых банков, куда входят компании «Monzo», «N26», «TransferWise», «Revolut» и «Starling» [17]. Каждая из них уже имеет большой опыт работы на рынке, сформировавшуюся клиентскую
базу и использует широкий набор современных технологических решений. Особенности работы каждого из этих необанков отражены в табл. 2.
Совокупность экономических и институциональных ограничений существенно ограничивает возможности развития необанков на территории Донецкой Народной Республики (далее - ДНР). Успех описанных выше финансовых институтов во многом был обусловлен свободным доступом к международному финансовому рынку, отсутствием законодательных барьеров, свободной конкуренцией в банковском секторе, а также большим опытом основателей финтех стартапов в деле создания и продвижения современных банковских продуктов. Далеко не все из этого списка есть в распоряжении экономических агентов ДНР, банковская система которой систематически сталкивается со следующими проблемами: отсутствие полноценной законодательной базы, регулирующей поря-
00 00 Z
КЗ on
I—1 чО I
КЗ
о
I—1
CO
m n H
к я к
n H
к
H >
Ш
я о
о к
J3 m гч
к
к
n
n ^
m bi о
CO >
x к
St
tSJ
о
КЗ О
Таблица 2
Услуги, технологии и особенности работы необанков в Европе
Monzo https://monzo.com N26 https://n26.com TransferWise https://transferwise.com Revolut https://www.revolut.com Starling https://www.starlingbank.com
Услуги
Текущий счет + + + + +
Депозитная программа + + - + +
Займы или овердрафт + + - + +
Международные переводы + + + + +
Бизнес-счета - + - + +
Инвестиции - + - + +
Финансовый помощник + - - - +
Премиум счет - + - + -
Страхование - + - + +
Работа с криптовалютами - - - - +
Технологии
Облачные вычисления + + + + +
Большие данные + + + + +
АР1 + + + + +
Робоэдвайзинг + + - + -
Искусственный интеллект + + + + +
Блокчейн - - - + +
Особенности работы
Кто может открывать счета? резиденты Великобритании резиденты ЕС и ЕЭЗ везде, где работает Тгаш1ёг№18е жители стран ЕС резиденты Великобритании
Какие данные подлежат проверке? ФИО, контактные данные ФИО, контактные данные, место работы, данные налогоплательщика ФИО, контактные данные ФИО, контактные данные ФИО, контактные данные
Механизм идентификации паспорт, права или ГО карта, с последующей загрузкой селфи-видео паспорт или ГО карта, с последующей видеосвязью с оператором паспорт или ГО карта паспорт или ГО карта, с последующей загрузкой селфи паспорт, права или ГО карта, с последующей загрузкой селфи-видео
Основной регион работы Великобритания ЕС и США ЕС, США Азия, Африка ЕС, США Великобритания
Начальная целевая аудитория молодежь и среднии возраст молодежь и среднии возраст трудовые мигранты путешественники всевозрастнои охват
Ж
а
^
с
и
о
а
съ
•я
с
®
с
б Я
-5 О С
Ой Су
С с
5 и
X Ж
«и Я съ 0 1
О
Ж о
Р Qj
С
£ съ
St
Я Ж съ
с о
X Оу
о а
ж
43 X
а о
ж Ой
с £ с
съ с
Ж X
с 2
1
съ
Ж
1
о
о
2
с
док создания и работы частных банков и иных финансово-кредитных институтов; дефицит компетентных специалистов, а также отсутствие всеобщего понимания важности вопроса срочной цифровизации банковского сектора; низкая степень доверия физических и юридических лиц к регуляторным органам; недостаточный уровень цифровой грамотности населения; высокие издержки на создание и внедрение приложений и специализированных программ, сайтов для обслуживания клиентов; значительные затраты на разработку и внедрение надежной защиты от кибермошенников и вирусных программ; отсутствие финансового рынка и недостаточность инвестиционного капитала; международная политическая не-признанность и экономическая блокада.
Наличие этих и иных проблем не означает, что вопрос отсутствия в ДНР цифровых банков не может быть решен в короткие сроки. Опыт «военной пятилетки» (2014-2019 гг.) показывает, что даже в условиях экономических ограничений и политической непризнанности в ДНР может работать своя система электронных платежей, основанная на цифровых каналах коммуникации. Примером тому является и повсеместное распространение торгового эквайринга, и платежная система «Спрут-Пэй», и работавшие до недавнего времени на её основе сервисы по переводу денежных средств. Для работы всех этих элементов цифрового общества не нужно международное политическое признание или крупный банковский капитал. Все, что необходимо -это отсутствие институциональных барьеров, либеральное банковское законодательство и здоровая конкуренция, благодаря которой участники рынка быстро находят пути решения самых сложных технологических проблем.
Пример компании TransferWise показывает, что создать систему международных денежных переводов можно даже
без использования общепризнанных каналов банковской коммуникации. Перемещение стоимости может осуществляться не посредством трансграничных банковских переводов, а посредством стороннего ресурса, аккумулирующего заявки на переводы из ДНР в Россию и обратно. После перевода средств на указанный счет, деньги конечному получателю доставляются при помощи внутреннего банковского перевода. Такие «стартапы» давно работают на территории ДНР, но их статус никак не урегулирован законодательно. Это приводит к существенному завышению комиссионных платежей, труднодоступности таких сервисов для рядовых граждан и недополучению бюджетом ДНР значительной суммы налоговых поступлений.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о наличии пяти различных моделей функционирования необанков, каждая из которых часто используется в мировой практике. По результатам исследования также установлено, что наиболее приемлемой и эффективной для РФ является модель Digital Native Bank, ярким представителем которой стал Тинькофф Банк. Полученные результаты свидетельствуют о том, что современные интернет-технологии позволяют наладить механизм предоставления цифровых банковских услуг даже в условиях экономических и политических ограничений. Для этого необходимо создание благоприятного нормативно-правового поля, развитие конкуренции и содействие со стороны государственных регуляторных структур.
Список использованных источников
1. King, B. Bank 4.0: Banking Everywhere, Never at a Bank / B. King. - Marshall Cavendish International (Asia), 2018. - 384 p.
2. Скиннер, К. Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им / К. Скиннер. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2015. - 320 с.
3. Ginovsky, J. What really is «digital banking»? [Электронный ресурс] / J. Ginovsky // Banking Exchange. - URL: http://www.bankingexchange.com/blogs-3/making-sense-of-it-all/item/5187-what-really-is-digital-banking
4. Lipton, A. Digital Banking Manifesto: The End of Banks? [Электронный ресурс] / A. Lipton, D. Shrier, A. Pentland. - 2016. - URL: https:// www.getsmarter.com/blog/wp-content/uploa ds/2017/07/mit_digital_bank_manifesto_rep ort.pdf
5. Wewege, L. The Digital Banking Revolution: How Fintech Companies Are Transforming the Retail Banking Industry Through Disruptive Financial Innovation. 3rd edition / L. Wewege, M.C. Thomsett. -De Gruyter, 2019. - 138 p.
6. Блажевич, А. Необанки как новое направление финансовых инноваций в Российской Федерации / А.А. Блаже-вич, А.А. Рябченко // Вестник Института экономических исследований. - 2018. -№ 4 (12). - С. 160-168.
7. Ковалёв, М. Цифровая трансформация банков / М. Ковалёв, Г. Головенчик // Банкаусю весшк. -2018. - № 11. - С. 50-60.
8. Рудковская, Е. Необанки: мировой опыт и перспективы / Е. Рудковская, Ю. Полтавская // Молодой учёный. -2016. - № 7 (111). - С. 959-969.
9. Тиньков, О. Революция. Как построить крупнейший онлайн банк в мире / О. Тиньков. - М. Эксмо, 2019. -320 с.
10. Marous, J. 2019 Retail Banking Trends and Predictions [Электронный ресурс] / J. Marous // Digital Bank Report. -URL: https://www.digitalbankingreport.com
11. Семеко, Г. Необанки: мировой опыт и особенности России [Электронный ресурс] / Г. Семеко. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/neobanki-mirovoy-opyt-i-osobennosti-rossii/viewer
12. Designing a sustainable digital bank. Learning from the Digital Pioneers [Электронный ресурс] / IBM - URL: https://www.ibm.com/downloads/cas/XGJG OJWA
13. Российский финтех в 2018 г.: исследование Bloomchain [Электронный ресурс] / Bloomchain Research. - URL: https://bloomchain.ru/detailed/rossijskij -fin teh-v-2018-godu-issledovanie-bloomchain/
14. Comparing Traditional and Digital Banks: What New Skills are Needed? [Электронный ресурс] / Fintalent - URL: https://www.fintalent.com/ comparing-traditional-and-digital-banks-what-are-the-new-skills-needed/
15. Lakshmi, S. Cloud Computing in Banking: An Overview [Электронный ресурс] / S. Lakshmi, P. Jansi Rani, // Research Review International Journal of Mul-tidisciplinary - URL: https://www. researchgate.net/publication/334192842_ Cloud_Computing_in_Banking_An_Overvi ew
16. Global Fintech Benchmarking Report 2017 [Электронный ресурс] / KPMG - URL: https://assets.kpmg/content/ dam/kpmg/ch/pdf/global -fintech-benchmar king-report.pdf
17. Amongst the multitude of digital-only banks that emerged recently in Europe, the big five (Monzo, N26, TransferWise, Revolut and Starling) have developed a remarkable customer base, with their popularity ever increasing [Электронный ресурс] / Fintech-alliance - URL: https://fintech-alliance.com/news-insights/article/2034/ digital-banks-business-models/banking
Статья поступила в редакцию 26.06.2020