Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ НА РЫНКЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ НА РЫНКЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулакова О.А.

Проведенное исследование опирается на мнения руководителей предприятий ювелирной отрасли. Целью исследования послужила сложившаяся ситуация на ювелирном рынке. Стагнация экономики России, снижение материального достатка граждан, у которых меняются приоритеты и не остаётся денег на ювелирные украшения являются основными проблемами ювелирной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS IN THE JEWELRY INDUSTRY MARKET

The conducted research is based on the opinions of the heads of the jewelry industry enterprises. The aim of the study was the current situation in the jewelry market. The stagnation of the Russian economy, a decrease in the material well-being of citizens who change their priorities and have no money left for jewelry are the main problems of the jewelry industry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ НА РЫНКЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 339.1

Кулакова О.А. студент магистратура 3 курса 38.04.01 «Экономика» Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Костромской государственный

университет» (КГУ) РФ, г. Кострома

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ НА РЫНКЕ ЮВЕЛИРНОЙ

ОТРАСЛИ

Аннотация: Проведенное исследование опирается на мнения руководителей предприятий ювелирной отрасли. Целью исследования послужила сложившаяся ситуация на ювелирном рынке. Стагнация экономики России, снижение материального достатка граждан, у которых меняются приоритеты и не остаётся денег на ювелирные украшения являются основными проблемами ювелирной отрасли.

Ключевые слова: ювелирные изделия, государственное регулирование ювелирного рынка, ценообразование ювелирных изделий.

Kulakova O.A. master's degree 3rd year 38.04.01 ""Economics"

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Kostroma State University" (KSU) Russian Federation, Kostroma

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS IN THE JEWELRY INDUSTRY

MARKET

The conducted research is based on the opinions of the heads of the jewelry industry enterprises. The aim of the study was the current situation in the jewelry market. The stagnation of the Russian economy, a decrease in the material well-being of citizens who change their priorities and have no money left for jewelry are the main problems of the jewelry industry.

Key words: jewelry, government regulation of the jewelry market, jewelry pricing.

Ситуация на рынке, отвечающем за производство и реализацию ювелирных изделий на территории страны, отмечена значительным падением покупательской способности, вплоть до 1/5 от предыдущих показателей, по оценкам экспертов за прошлый год, не зависимо от

материала, из которого произведены украшения, вызванное внешними (рост курса валют) и внутренними (рост безработицы на фоне пандемии) экономическими факторами. Сложившаяся ситуация - в которой покупка ювелирных изделий отодвигается потребителем на задний план, вынуждает производителя понижать цену реализации, произведенных ювелирных изделий.

Рассмотрим системные проблемы отрасли. Во-первых, связанная с исполнением федерального закона № 115. Чтобы избежать нарушения законодательства, продавец вынужден заниматься сбором персональных данных покупателя, в дальнейшем передавая собранную информацию в РосФинМониторинг. Проблема состоит в отсутствии четко регламентированной нормативным актом документации. Ее внушительный объем, в таких условиях, приводит к ошибкам и подозрениям, со стороны контролирующих органов, как следствие к большим штрафам, аресту расчетного счета организации при малейшем подозрении. Во-вторых, огромная фискальная нагрузка на все стадии производственного процесса и продажу изделия, увеличивающая цену реализации продукции. Это создает почву для процветания нелегального импорта изделий и сырья из Турции или Азиатских стран. Создается нечестная конкурентная среда, приводящая к ликвидации бизнеса честных налогоплательщиков. В-третьих, отсутствие условий для создания масштабного сетевого рынка реализации через интернет магазины, так как курьерская служба должна быть лицензирована. Еще это вызвано обязательным наличием пробы на ювелирном изделии, то есть контакта с пробирной инспекцией.

С учетом указанных негативных факторов, повышающих цену реализации и в обстановке снижения покупательской способности, происходит ухудшение финансового состояния ювелирного производства и, как следствие, упадок финансового состояния ювелирной промышленности в целом.

В целях создания позитивной обстановки в финансовой сфере отрасли производства ювелирных изделий, рассмотрим ряд вопросов, и комплекс мер государственного реагирования для их решения.

Первый вопрос. В ЕАЭС существует отличие в отраслевых законодательствах, соответственно различаются условия производства и оборота ювелирных изделий в государствах - участников Евразийского экономического союза. В частности, различный подход к законопроекту о легализации и обороту финансов, полученных незаконным путем. На территории Армении ювелирные изделия не попадают в поле деятельности настоящего законопроекта, в отличие от остальных государств - участников Евразийского экономического союза, включающих оборот ювелирных изделий. В России подход к этой проблеме значительно строже, чем международные стандарты по противодействию отмыванию денег, что в конечном итоге, из-за административных издержек, приводит к увеличению

цены на ювелирные изделия, то есть делает их неконкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках.

Изменение российского законодательства в отношении правил оборота ювелирных изделий в сфере противодействия отмыванию финансовых средств, полученных незаконным путем, послужило бы решением этого вопроса. Конечно с соблюдением национальных интересов в сфере развития сектора драгоценных камней и драгоценных металлов, с соответствующей международным стандартам ФАТФ корректировкой. А именно отмена обязательной идентификации покупателей, осуществляющим безналичный расчет, отмена обязательной идентификации контрагента, при совершении сделок купли-продажи с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющих лицензию на операции с драгоценными камнями и драгоценными металлами, состоящих на специальном учете ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», высвободить производство и оборот серебряных ювелирных изделий, из-под юрисдикции законодательства в сфере противодействия отмыванию средств, полученных незаконным путем.

Второй вопрос связан с предоставлением права на аффинаж драгоценных металлов. Очистку драгоценных металлов могут осуществлять только организации, утвержденные перечнем Правительства РФ, в соответствии Федеральному закону от 26.03.1998 №2 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Ювелиры вынуждены обращаться к посредникам, так как очистка небольших партий лома нерентабельна. Аффинажные предприятия удовлетворяют свои потребности за счет собранного лома посредником, продавая в качестве сырья очищенный драгоценный металл небольшими партиями. Это способствует росту себестоимости ювелирных изделий. Осуществлять самостоятельно аффинаж драгметаллов ювелирные предприятия не имеют законных оснований. Хотя они снабжены необходимым оборудованием и там созданы соответствующие условия.

Ситуацию в данном вопросе изменило бы лицензирование аффинажа драгоценных металлов, взамен существующего перечня аффинажных предприятий, что сократило бы лишнее звено, в лице посредника, сэкономило расходы по перевозке и промежуточному хранению сырья.

Третий вопрос связан с налогообложением на слитки драгоценных металлов. Операции по реализации содержащей драгметаллы руды и лома драгметаллов для аффинажа, реализация драгметаллов Госфонду РФ и банкам, реализация их из Госфонда РФ, реализация их банками внешнеторговым организациям, а также операции со слитками драгоценных металлов между банками на сегодняшний день в России не облагается НДС, обложение НДС происходит в момент продажи драгоценных металлов производителям ювелирных и иных изделий из драгметаллов. Данный

фактор влияет на увеличение объема оборотных средств, требуемых для непрерывного производственного цикла.

Для уменьшения объема и возобновляемости оборотных средств предприятия производителя ювелирных изделий, положительно повлияющее на объемах производства и экспорта выпускаемой продукции, может быть обнуление ставки НДС при покупке слитков очищенных драгоценных металлов. При условии продажи продукции на внутреннем рынке налог будет уплачен в государственную казну в полном объеме.

Четвертый вопрос связан с обязательным клеймением ювелирных изделий из драгоценных металлов, при поставках на экспорт, подлежащих обязательному клеймению наравне с изделиями, поставляемыми на российский внутренний рынок. в соответствии ст.12.1. Федерального закона № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Необоснованное подорожание государственных пошлин за клеймение и опробование в 2017 году от двукратного за обычные ювелирные изделия и четырехкратного за клеймение изделий со вставками, увеличивает себестоимость продукции ювелирного производства, снижая возможность конкурировать с импортными изделиями на внутреннем рынке. На внешнем рынке ювелирных изделий опробование и клеймение по стандартам РФ не признается, что так же влияет на конкурентные качества ювелирных изделий.

Добиться снижения негативного эффекта позволит пошаговая реформация опробования и клеймения по стандартам РФ. Снижение и уравнивание государственной пошлины на опробование и клеймение простых ювелирных изделий и со вставками, изменение обязательного порядка на опробование и клеймение ювелирных изделий с обязательного на добровольный, с отменой минимального веса клеймения ювелирных изделий на экспорт, а в дальнейшем перейти на ГГ маркировку, с учетом перехода на электронный документооборот и контроль за оборотом драгоценных металлов, соответствующий мировым стандартам.

Из-за разных ввозных пошлин среди стран- участниц ЕАЭС возникает пятый вопрос. На данный момент пошлина на экспорт ювелирных изделий в Республику Казахстан понижена, в Республику Армения нулевая, вместе с тем ввозные пошлины на драгоценные камни для вставок в изделия на территорию Российской Федерации и Республику Беларусь достигает от 10% до 15%, ставя отечественного производителя ювелирных изделий в невыгодное положение, относительно других участников рынка ювелирных изделий ЕАЭС.

Одинаковые для всех участников ЕАЭС ввозные пошлины на все виды вставок для ювелирных изделий из драгоценных, полудрагоценных и синтетических камней, по примеру ввозных пошлин в Республику Армения, позволит найти решение для данного вопроса.

Отсутствие условий для создания масштабного сетевого рынка реализации через интернет магазины ставит перед нами шестой вопрос. Отсутствие отвечающего современным запросам законодательства в сфере торговли через сеть интернет, а также затруднение доставки, приобретенной ювелирной продукции, разрешенной только средствами специальной связи. На данный момент торговля через сеть интернет ювелирной продукцией запрещена законом, влечет за собой штрафные санкции, такие как блокировка сайта продавца.

Принять на законодательном уровне меры поддержки торговли на электронных площадках ювелирными изделиями, в том числе и на зарубежных рынках, включая решение вопроса, связанного с доставкой.

Седьмой вопрос связан с оформлением экспорта ювелирных изделий. Таможенное законодательство в нашей стране предполагает две ступени заполнения деклараций, причем с дублированием комплектов документов на экспортируемые изделия, с осуществлением контроля структурами Министерства финансов, отнимающее время на заполнение. Проблемы реимпорта при обратном пересечении границы.

Формирование структуры, позволяющей идентифицировать возвращаемые изделия при оформлении таможенного режима реимпорта, освобождая от уплаты ввозных таможенных пошлин, также создание единого комплекта документов в электронном виде для прохождения таможенного и государственного контроля.

Таким образом, рассмотрев деятельность государства в сфере ограничения ювелирного рынка Российской Федерации, можно отметить, что дополнительные издержки ювелирных предприятий, которые несут предприятия за счет всех требований предъявляемым к ним государством, оказывают значительное влияние на ценообразование ювелирных изделий и как следствие на конечную цену изделия. В связи со стагнацией экономики страны, спрос на ювелирные изделия снижается, что вынуждает предприятия снижать цену на изделия, за частую лишь покрывая свои издержки, а то и работая в убыток себе. В первую очередь именно политика государства в сфере обращения драгоценных металлов и камней оказывает решающее значение на ценообразование ювелирных изделий.

Использованные источники:

1. Ювелирная отрасль России: проблемы и вызовы нового времени [Электронный ресурс] // Всероссийский выставочный журнал-каталог «Экспо-Ювелир». - 2020. - №10 - Электронные данные. - М., [2005-2020]. - Режим доступа: https://expojeweller.ru/ - Заглавие с экрана - (дата обращения 10.12.2020)

2. Россия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2020 - 550 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.