Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ:ПЕРЕЗАГРУЗКА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ:ПЕРЕЗАГРУЗКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНАЯ ОТРАСЛЬ / МАРКИРОВКА / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапин Александр Сергеевич, Разумовская Елена Александровна

Статья носит экспертный характер. Это продолжение исследования в области реализации регуляторной отечественной практики. Главный посыл - оценка происходящих регуляторных изменений в ювелирной отрасли России, обусловленных внедрением системы маркировки ювелирных изделий (ГИИС ДМДК). Авторами рассмотрены и даны критические оценки сроков внедрения новой системы регулирования и позиции регулятора в отношении действующих участников рынка. Обосновано мнение о предстоящих финансовых издержках для предприятий отрасли с учетом отрицательного опыта реализации первого этапа регулирования. Выводы о перспективах рынка драгоценных металлов и драгоценных камней представлены с учетом прогнозного эффекта регулирования для потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапин Александр Сергеевич, Разумовская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE JEWELRY INDUSTRY: RESET

The article is of an expert nature. This is a continuation of research in the field of implementation of regulatory domestic practice. The main message is the assessment of the ongoing regulatory changes in the jewelry industry in Russia due to the introduction of the jewelry marking system (GIIS DMDK). The authors have reviewed and given critical assessments of the timing of the introduction of the new regulation system and the position of the regulator in relation to the existing market participants. The opinion on the forthcoming financial costs for the enterprises of the industry is substantiated, taking into account the negative experience of the implementation of the first stage of regulation. The conclusions on the prospects for the precious metals and precious stones market are presented taking into account the predicted effect of regulation on consumers.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ:ПЕРЕЗАГРУЗКА»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_7_608 УДК 338:739.2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ:ПЕРЕЗАГРУЗКА

Лапин Александр Сергеевич,

магистрант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: zan81@list.ru

Разумовская Елена Александровна,

доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com

Статья носит экспертный характер. Это продолжение исследования в области реализации регу-ляторной отечественной практики. Главный посыл - оценка происходящих регуляторных изменений в ювелирной отрасли России, обусловленных внедрением системы маркировки ювелирных изделий (ГИИС ДМДК). Авторами рассмотрены и даны критические оценки сроков внедрения новой системы регулирования и позиции регулятора в отношении действующих участников рынка. Обосновано мнение о предстоящих финансовых издержках для предприятий отрасли с учетом отрицательного опыта реализации первого этапа регулирования. Выводы о перспективах рынка драгоценных металлов и драгоценных камней представлены с учетом прогнозного эффекта регулирования для потребителей.

Ключевые слова: ювелирная отрасль; маркировка; драгоценные металлы; драгоценные камни; государственное регулирование.

UDC 338:739.2

STATE REGULATION OF THE JEWELRY INDUSTRY: RESET

Lapin Alexander Sergeevich,

Master's student of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: zan81@list.ru

Razumovskaya Elena Alexandrovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: rasumovskaya.pochta@gmail. com

The article is of an expert nature. This is a continuation of research in the field of implementation of regulatory domestic practice. The main message is the assessment of the ongoing regulatory changes in the jewelry industry in Russia due to the introduction of the jewelry marking system (GIIS DMDK). The authors have reviewed and given critical assessments of the timing of the introduction of the new regulation system and the position of the regulator in relation to the existing market participants. The opinion on the forthcoming financial costs for the enterprises of the industry is substantiated, taking into account the negative experience of the implementation of the first stage of regulation. The conclusions on the prospects for the precious metals and precious stones market are presented taking into account the predicted effect of regulation on consumers.

Keywords: jewelry industry; marking; precious metals; gems; government regulation.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, в соответствии с новой регуляторной политикой в Российской Федерации, постепенно пополняется. Драгоценные металлы и ювелирные изделия одними из первых попали в этот список, но на определение порядка и технологии физического нанесения кодов маркировки ушло долгое время.

Планировалось, что Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК) станет обязательной с 30 июня 2021 г. В добровольном режиме она работает с 1 января 2021 г. Минфин предложил перенести сроки, чтобы отрасль успела подготовиться и перестроить свои производственные процессы. По факту же, не готовы, в первую очередь, оказались именно Министерство финансов Российской Федерации и подконтрольные ему ведомства: своевременно не были подготовлены программные продукты для регистрации участников рынка; не был готов для тестирования личный кабинет, в котором возможно было бы начать работу по внедрению маркировки; отсутствовало оборудование и программное обеспечение для нанесения и считывания маркировки у подконтрольной Минфину Федеральной пробирной палаты (ФПП); не была согласована работа по нанесению маркировки и учету драгоценных металлов и камней со странами Европейско-Азиатского экономического сотрудничества (ЕАЭС).

Новый этап регулирования начался 1 мар -та 2021 г., когда на официальном портале

правовой информации было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [2].

Работа новой системы учета драгоценных металлов и камней (ГИИС ДМДК) начнется с 1 марта 2022 г., а финальная ее часть - обязательная - намечена на 1 марта 2024 г.

Код размером 0,8 х 0,8 мм будет содержать уникальный идентификационный номер (УИН), который станет также наноситься на бумажную бирку украшения и служить ссылкой на его профайл в базе ГИИС ДМДК.

Штрихкоды будут вводиться постепенно: с 1 марта 2022 г. их будут в обязательном порядке наносить на бирку новых или ввезенных в страну ювелирных изделий, а с 1 марта 2023 г. - на сами изделия. Еще год Минфин оставит на лазерную маркировку товарных остатков (табл. 1).

Постановлением утверждены Правила подключения к государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, требования к средствам идентификации, способам их формирования и нанесения, составу информации, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и ее получения из ГИИС ДМДК, а также к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых к ГИИС ДМДК.

Таблица 1 - Этапы подключения к ГИИС ДМДК

с 1 марта 2021 г. На территории России осуществляется добровольная регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 г. в государственных инспекциях пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»

с 1 апреля 2021 г. На территории России осуществляется добровольное внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней отечественного производства, а также о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, ввезенных в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и перемещенных на территорию РФ из государств -членов ЕАЭС, представляемых на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом

с 1 августа 2021 г. На территории России вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятые на комиссию от граждан (физических лиц), не являющихся индивидуальными предпринимателями, и невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях

с 1 сентября 2021 г. На территории России операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) производятся исключительно в ГИИС ДМДК

с 1 марта 2022 г. На территории России оборот драгоценных металлов, драгоценных камней осуществляется только при наличии средств идентификации, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

с 1 марта 2023 г На территории России на ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленных в качестве остатков, должны быть нанесены двухмерные штриховые коды непосредственно на ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.

с 1 марта 2024 г. В России будет запрещено продавать ювелирные изделия из золота, платины и палладия без специального штрихкода, нанесенного лазером на металлическую часть украшения рядом с клеймом.

Маркировка - это только один из элементов новой регуляторной системы, самое важное - прослеживаемость движения сырья, продукции. Система должна застраховать покупателей от покупки подделок, в том числе синтетических аналогов, и завышенных цен, а также очистить рынок от контрабанды. Сейчас происхождение более половины изделий из драгметаллов и камней носит нелегальный характер (по данным Минфина за 2019 г.). Кроме того, объем драгоценных камней в ювелирных изделиях почти в 50 раз превышает объем официально ограненных в стране или ввезенных в Россию камней. В первую очередь это вызвано пошлиной на мелкие бриллианты в размере 10 %, огранка которых не выгодна в России, в связи с чем Минфин планирует добиться отмены этой пошлины, как это сделано для мелких драгоценных камней [5].

«В отличие от маркировки на ярлыке, физическую маркировку, нанесенную Феде-

ральной пробирной палатой, невозможно подделать» - указывал заместитель министра финансов А. Моисеев [4]. По мнению регулятора, ГИИС ДМДК способна сделать ювелирный бизнес открытым, что позволит защитить потребителей от некачественных аналогов ювелирных изделий, в чем должны быть заинтересованы добросовестные производители (рис. 1).

«Что касается клеймения, то для бизнеса не будет кардинальных изменений - штрих-код будет наноситься на изделие Пробирной палатой одновременно с нанесением клейма. Разница только в том, что у каждого изде -лия будет свой уникальный номер, который невозможно подделать», - пояснила руководитель Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Ю. Гончаренко [4].

Именник Год Инспекция Шифр изготовителя Пробирное клеймо Проба Вид драгоценного металла Шифр МРУ ФПП

Маркировка Происхождение металлов и камней, вес, производитель, проба, место клеймения, точка розничной продажи, стоимость, идентификатор

Рисунок 1 - Содержание клеймения и маркировки ювелирных изделий [6]

«Любой покупатель сможет через приложение в телефоне увидеть историю изделия, качество металла и происхождение драгоценного камня, который в него вставлен. Сейчас единственный способ защиты покупателя - это проба, которую, к сожалению, научились подделывать. Со штрихко-дом это исключено, даже если получится физически нанести на изделие этот код, в информационной системе оно не будет ото -бражаться», - добавила Гончаренко [4]. При этом драгоценные камни маркировать таким образом не планируется, чтобы не снизить их стоимость на мировом рынке.

Итак, позиция регулятора предельно ясна: маркировку ювелирных изделий вводить необходимо. Ее ключевая задача - отслеживание. Оно решает много вопросов: в первую очередь, уменьшение объема нелегального оборота драгметаллов, во вторую - правильное и справедливое налогообложение, а

также финансовый мониторинг. При этом декларируется первоочередной цель - забота о потребителе [1].

Глава Гильдии ювелиров России Э. Уткин назвал готовящиеся меры избыточными и указал, что они принесут отрасли дополнительные расходы, которые приведут к росту цен на ювелирном рынке. «Чтобы работать с этой системой, ювелирным заводам и торговым сетям нужно будет закупить дополнительное оборудование - считыватели этих QR-кодов, нанять человека, который будет этим заниматься...», - добавил Э. Уткин. По его словам, ювелирный рынок в России «и так достаточно сильно контролируется» - это и Пробирная палата, и Служба экономической безопасности ФСБ, и Таможенная служба, и Росфинмониторинг, и другие контролирующие органы - ни в одной стране мира нет такого строгого надзора за ювелирами, как в России (табл. 2).

Таблица 2 - Дополнительная документация, программное обеспечение и оборудование

при внедрении маркировки [3]

Для участия в системе маркировки необходимо

Документация Программное обеспечение Оборудование

Справка из ФНС об отсутствии задолженностей Усиленная квалифицированная электронная подпись Онлайн-касса - для автоматизации расчётов с покупателями. Касса пере -даёт в ГИИС информацию о продаже, после чего код выбывает из оборота.

Членство в ассоциации автоматической идентификации ГС1 РУС (Совет по унифицированному коду в России). Регистрация в системе ГИИС ДМДК, ведение личного кабинета (загрузка остатков, загрузка все поступающей, производимой и продаваемой продукции) Сканер высокого разрешения 2D-кодов - для считывания штрихкодов и QR-кодов во время приёмки, отгрузки, инвентаризации на складах и в торговых залах.

Договор с Гознаком на предоставление кодов маркировки в виде кода DataMatrix. Интеграционные программы (запрос DataMatrix-кодов, отправка отчетов о ключевых операциях, управление маркировочным оборудованием и т. д.) Принтер этикеток с кодами Data Matrix, QR - для печати этикеток на готовую продукцию, материалы и складские остатки.

По подсчетам Гильдии ювелиров, на закупку оборудования и наем дополнительных сотрудников отрасль будет вынуждена в течение двух лет потратить около 22 млрд руб. [3]

Работоспособность всей системы пока не вполне неясна. Нет готового программного обеспечения, нет качественных и, самое главное, скоростных считывателей именно DTM меток. Непонятно и то, как работает нанесение лазерной метки в реальности: этого никто не видел. Даже первый этап, казалось бы, отработанный в других отраслях и сферах, по регистрации всех участников рынка драгоценных металлов в 2021 г. проходит с существенными проблемами. Основная из них - несоответствие номеров, присвоенных при подаче заявлений, номерам отображаемых в реестре. В итоге возникают проблемы при взаимодействии с таможенными и другими органами, которые элементарно не видят в новой системе реально существующие предприятия, отказывая им в экспортно-импортных операциях, в операциях, с вязанных с государственными закупками, и т. д.

Конец 2021 г. - это время, когда в тестовом режиме должен начать работать личный кабинет в ГИИС ДМДК, а участники рынка ювелирных изделий могли бы подготовиться к обязательной маркировке новых произведенных изделий с марта 2022 г., имеем «сырой», не пригодный к работе программный продукт.

Есть и еще одна проблема. Специалисты знают, что раньше на клеймение (а значит, на нанесение меток) в инспекции, как правило, сдавались полуфабрикаты без вставок, би-

рок и окончательной финишной обработки (полировка, закрепка, глянцевание). Так было удобнее всем. Если теперь коды после финишных операций не будут считываться, это скомпрометирует саму идею отслеживания. Возможно, придется платить по повышенному тарифу за нанесение меток на изделия с бирками. Эта же проблема у торговли: нет технической возможности устранять возможные повреждения при нанесении метки и восстанавливать товарный вид.

Что же получит регулятор от введения маркировки и так яро лоббируемой ГИИС ДМДК? Во-первых, упрощенный контроль за участниками рынка драгоценных металлов и камней ввиду их существенного сокращения (в 2021 г. с рынка ушли уже более 15 % ювелир -ных компаний), во-вторых, отслеживание в реальном времени движения материальных активов. Заметно увеличится собираемость налогов за счет повышения стоимости клеймения, сокращения черного рынка, перехода параллельно с маркировкой от упрощенной системы налогообложения к общей.

Что же получит потребитель? Третье клеймо на изделии, которое сможет распознать только специальный сканер или смартфон высшей ценовой категории? Да, только нужно ли это покупателю, если на другой чаше весов стоит существенное удорожание продукции, связанное с введением данной маркировки, с огромными финансовыми и трудовыми затратами производителей и продавцов украшений, с повышением налогов и их собираемости? Ответ очевиден!

Список литературы_

1. Лапин, А. С. Государственное регулирование ювелирной отрасли / А. С. Лапин, Е. А. Разумовская // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 11. - С. 123-125.

2. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202103010001 (дата обращения: 01.09.2021).

3. Официальный сайт Ассоциации «Гильдия ювелиров России». - URL: www.gjr.ru (дата обращения: 01.09.2021).

4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 01.09.2021).

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - URL: www.nalog.ru (дата обращения: 01.09.2021).

6. Официальный сайт Федеральной пробирной палаты Российской Федерации. - URL: http://probpalata.ru/ (дата обращения: 01.09.2021).

References_

1. Lapin A.S., Razumovskaya E.A. Gosudarstvennoe regulirovanie yuvelirnoj otrasli. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 11. S. 123-125.

2. Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202103010001 (data obrashheniya: 01.09.2021).

3. Oficial'ny'j sajt Associacii «Gil'diya yuvelirov Rossii». URL: www.gjr.ru (data obrashheniya: 01.09.2021).

4. Oficial'ny'j sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. URL: https://minfin.gov.ru (data obrashheniya: 01.09.2021).

5. Oficial'ny'j sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby' Rossijskoj Federacii. URL: www.nalog.ru (data obrashheniya: 01.09.2021).

6. Oficial'ny'j sajt Federal'noj probirnoj palaty' Rossijskoj Federacii. URL: http://probpalata.ru/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.