средств лежат характеристики бизнес-плана будущего проекта без учета истории заявителей, его финансовых показателей и деловой репутации. [5]
В связи с чем, не возникает уверенности в том, что получатели средств с наиболее привлекательным бизнес-планом, но без опыта деятельности смогут исполнить взятые на себя обязательства. Мы считаем актуальным вопрос расширения списка показателей, более детально характеризующими не только будущую, но и прошлую деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Использованные источники:
1. Проект Ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Заглавие с экрана;
2. Постановление администрации Костромской области «О предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации в Костромской области на 2015 - 2017 годы» от 12 июня 2015 г. №222-а // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».-Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Заглавие с экрана;
3. Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. №1634-р // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Заглавие с экрана;
4. Сидоркина М.Ю. Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Костромской области // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 Т.7,№4 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.;
5. Сидоркина М.Ю. Критерии отбора потребительских кооперативов в рамках грантовой поддержки для развития материально-технической базы в Костромской области // Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе [Электронный ресурс] : сборник статей 67-й международной научно-практической конференции : в 3 т. - Кострома : КГСХА, 2016. -Электронные данные. - Режим доступа: http://kgsxa.ru/ - Загл. с экрана.
Сидорова А.Н. студент 2 курса магистратуры Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, г. Санкт-Петербург АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТ7ЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
«Теоретики сетевого подхода находят примеры этой идеи в работах влиятельных мыслителей от Гераклита до Эйнштейна и в работах таких гигантов социологической теории, как Маркс, Дюркгейм, Вебер, Гофман и даже Парсонс»[1]. Но наиболее ярко идея о первичности социальных связей наблюдается в работах Георга Зиммеля. Он утверждал, что общество только тогда становится таковым, когда индивиды, составляющие его, влияют друг на друга напрямую или опосредованно. Социологи же, по его мнению, должны заниматься изучением паттернов, которые производятся через формы влияния (или интеракции), то есть исследовать социальную сеть безотносительно ее содержания или контекста.
Одним из первых к проблеме структурных элементов сети обращается П. Лазарсфельд в работе «Анализ отношений между переменными». Для описания коллективов через структурные элементы Лазарсфельд вводит ряд свойств членов коллектива:
1. «Аналитические - базируются на данных о каждом члене коллектива;
2. Структурные - основываются на сведениях об отношениях между членами коллектива;
3. Глобальные - базируются на коллективных проявлениях» [4].
Он также выделяет и характеристики членов коллектива:
1. «Абсолютные - полученные без учета свойств коллектива или взаимоотношений в коллективе;
2. Относительные - установленные путем обработки информации об отношениях между описываемым членом коллектива и другими его членами;
3. Сравнительные - полученные при сопоставлении характеристики члена коллектива со средним значением характеристики по группе;
4. Контекстуальные - выведенные из свойств самого коллектива»[4].
Концепция Лазарсфельда была одной из первых попыток описать структурные элементы сети и их свойства, которые затем станут называть атрибутами. В качестве таких атрибутов можно рассматривать и капиталы. И они также могут быть оценены через свойства и характеристики, выделенные Лазарсфельдом.
Социальный капитал также возможно исследовать, как феномен социальной сети. «Когда людям нужна помощь, они могут купить ее, выменять ее, украсть ее, получить ее от государства и благотворительности, или получить ее через социальный капитал: их полезные межличностные связи с друзьями, родственниками, соседями и сослуживцами»[2]. Связи в социальной сети укрепляются через получение ресурсов посредствам социально капитала. В основном социальный капитал в социальной сети анализируется с точки зрения доступа к ее ресурсам и способности
мобилизовать их. С этой точки зрения социальная сеть рассматривается как гибкий, эффективный, доступный, индивидуальный источник социального капитала.
Социальная поддержка внутри социальной сети также иногда называется в канадской школе «сетевой капитал» [2] (network capital). Это форма социального капитала, которая делает ресурсы, такие как эмоциональная, материальная помощь, чувство принадлежности к группе, информацию доступными через межличностные связи.
Социальная сеть может создавать не только доступный социальный капитал, но и культурный капитал, который представляет собой «совокупность полезных культурных знаний»[2].
Подразумеваемые сетевым капиталом социальные поддержки различны в зависимости от межличностных связей - друзья обеспечивают дружеские связи, родители и взрослые дети - финансовую помощь и бытовые услуги. Чем больше объем сети и чем различнее характеристики ее членов, тем больше поддержки возможно от них получить.
Вот неполный список благ, предоставляемых социальным капиталом: доверие, информация, социализация, социальная мобильность, мобилизация социальных связей, поддержка. Так и структура сети, связанная с социальным капиталом влечет за собой такие понятия, как теснота сети, сила связи, ролевые отношения, экстенсивность связи, сетевое разнообразие и другие, которые помогают понять отношение социальной сети и социального капитала.
Сегодня анализ социальной сети и распределения капиталов в ней анализируется при помощи математических моделей.
Возникновение интереса к структурным формам (социальным сетям) в социальной науке дало толчок к развитию карт межличностных отношений и других методов для описания их паттернов. В социометрии начали использоваться специальные диаграммы, которые демонстрируют связи в малых группах. Структурный анализ начал использовать терминологию элементарной теории графов (области математики, изучающей системы точек и прямых) для описания контактов между членами социальной системы. Однако такой метод подходит только для изучения малых групп, так как для больших групп подобного рода графики будут слишком нагромождены и непоказательны.
Впоследствии аналитики стали использовать матрицы для изучения социальных сетей. Это позволило изучать сети с гораздо большим количеством акторов и связей различных видов.
Основоположником этой концепции, называемой социометрией, стал Джейкоб Морено. Он разработал способ измерения процессов притяжения и отталкивания членов сети. Этот метод при помощи простых вопросов о предпочтении членов группы в выборе друзей или коллег внутри группы в результате дает подсчитать индивидуальные и групповые индексы выборов
разных очередей (первой очереди, второй очереди и третьей очереди). Полученную в результате структуру Морено назвал «структура притяжения или отталкивания»[4].
При помощи компьютеров этот метод позволил обнаружить такие скрытые моменты, как «группировки», «центральные акторы», «непрямые связи»[3]. Графическое представление таких матриц предстает в виде социограмм. В данном случае представлена персональная социальная сеть типичного североамериканца, в центре которой расположен индивид, ею обладающий, вокруг которого образуются связи в различных полях (сферах), таких как «друзья», «соседи», «сослуживцы», которые также различаются по степени близости (intimate/nonintimate). С каждым из членов сети индивид соединен прямой связью, члены сети в свою очередь многие соединены между собой. Это классический пример персональной или эгоцентрической сети.
Американский структурный анализ делится на направления: формализм и структурализм. Формалисты сосредотачивают свое внимание на форме социальной сети, нежели на ее содержании. Они разделяют мысли Г. Зиммеля о том, что похожие связи влекут за собой похожее поведение вне зависимости от контекста. Структурный же подход изучает «сеть в целом» (whole network), связи, которые объединяют всех челнов сети, и их роль в социальной системе. С одной стороны он рассматривает социальную систему в целом, с другой - по частям. Исследователи в таком случае могут изучать потоки информации, определять ее источника и получателя, выявлять структурное давление.
Использованные источники:
1. Marin A., Wellman B. Social Network Analysis: An Introduction // The SAGE Handbook of Social Network Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage, 2011. P. 14.
2. Tindall D., Wellman B. Cnada as social structure: Social Network Analysis and Canadian Sociology // Canadian Journal of Sociology. 2001. № 26 (3). P. 271.
3. Wellman B. Social analysis: from metaphor to substance // Social structures: A Network Approach. Cambridge, 1998. P. 23.
4. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
Смирнова О.В. студент 2 курса «Институт экономики и управления»
Казарян М.Т.
научный руководитель, старший преподаватель
КузГТУим. Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА